Весной из Еревана в Батуми через Годердзи
Как много на свете людей, увлечённых охотой к перемене мест! С одним из таких
довелось пересечься, после близкого знакомства стало известным, что товарищ хорошо играет в волейбол и в настольный теннис, а когда был помоложе активно занимался велотуризмом...
Знакомьтесь - Михаил Иорданян с историей об одном из своих велопоходов!
Два колеса, дороги длинный путь И километры расстояний... Мне дни прошедшие, конечно, не вернуть, Зато так много есть воспоминаний! (Комиссарова Г.С.)
За годы моего увлечения велотуризмом в 80-х годах, мне пришлось участвовать во многих интересных маршрутах. Об одном из них я хотел бы рассказать. Его идея, осуществлённая нами в 1984 году, принадлежала нашему Юре, бравшего, как правило, на себя инициативу и организацию в делах, связанных с велопробегами. В то время автомобилисты, чтобы попасть из Еревана в Батуми, обычно пользовались благоустроенной автодорогой до Тбилиси и далее через Хашури, Кутаиси общей протяженностью 650км. Мы же решили воспользоваться более коротким маршрутом: Ереван — Ленинакан — Ахалцихе — Хуло — Шуахеви — Батуми. Разница в протяженности между этими двумя вариантами чуть более 150 км. Но привлекала не короткая дорога, а относительно нетронутые цивилизацией места, закрытые для массового доступа, о чем еще позже пойдет речь, а также рельеф, природная красота и растительный мир.
Мало у кого в Ереване можно было получить какую-то информацию об этом маршруте. Знали одно, на проезд через г. Ахалцихе требовалось получить специальный пропуск. Этим занимались директор велотрека вместе с Юрой при помощи Спорткомитета Армении. В милиции мы его получили на всех участников велопробега. По нашим расчетам до конечного пункта мы должны были добраться за 3 дня. Ещё двое суток отводились на отдых в Батуми и возвращение домой самолётом, билеты на который были куплены заранее на 2 мая. Дни были выбраны на майские праздники с учетом выходных с 28 апреля по 2 мая. Календарный план маршрута был таков: 28 апреля – до Ленинакана (ныне Гюмри) – 125 км; 29 апреля до Ахалцихе – 165 км; 30 апреля – до Батуми около 170 – 180 км.
Коротко об участниках велопробега.
Сергей, самый старший по возрасту – 54 года, специальность – инженер, невысокого роста, неплохо подготовлен физически, показывал стабильную скорость на дорогах с разным уклоном.
Юра – старший группы 35 лет, инженер-проектировщик, обладал организаторским способностями и чувством юмора. Хоть и тяжеловато преодолевал подъемы, но поддерживал настроение ребят и вёл дневник маршрута.
Ашот – студент, самый молодой участник экспедиции, 22 года, небольшого роста, худощав, отлично владел велосипедом, хорошо был подготовлен технически и физически, отлично преодолевал подъёмы.
Четвертый участник – Михаил, автор этих строк, 28 лет, средний уровень подготовки, работал наладчиком на заводе.
Из нас никто ранее не занимался велоспортом специально каждый день. Мы тренировались в свое удовольствие, в свободное от работы время. Другое дело – велоспортсмены, цель у них совершенно другая – прийти первыми! Они налегке преодолевали расстояние в 140км за 3,5 - 4 часа и этому способствовали все силы персонала, обслуживавшего гонку. Велосипеды и у нас были спортивные, но главным считалось достижение своей цели и получение от этого удовольствия. Такое расстояние мы преодолевали в зависимости от дорожного покрытия, рельефа, с остановками на отдых и прочими обстоятельствами от 6 до 9 часов . Конечно, для неподготовленного человека преодоление такого пути за световой день довольно трудное дело.
Итак, 28 апреля ранним утром, мы встретились на северо-западной окраине Еревана на выезде в г. Аштарак. У каждого рюкзак весом 4-6 кг с самым необходимым для дороги, в том числе запасная камера, еда на 2-3 суток, одежда, у меня – фотоаппарат, у Ашота – кинокамера. Каждый запасся деньгами в размере 50-100 рублей (в ценах 1984 года этого было достаточно). Велосипеды у меня и у Юры были оборудованы спидометрами. До Аштарака 22 км, этот отрезок пути ранее неоднократно проходился и был нам хорошо знаком – благоустроенная и широкая трасса с незначительными перепадами высот. Последние З км дорога шла круто вниз, вплоть до старинного трёх арочного моста через ущелье реки Кассах.
Аштарак – небольшой уютный городок, с населением около 50 тыс. жителей, здесь родина ряда известных людей, в числе которых писатель Перч Прошян (настоящее имя Ованнес Тер-Аракелян 1837-1907), советский биохимик академик Норайр Сисакян (1907-1966). Аштаракская низина окружена горами и имела относительно теплый климат. Отсюда можно попасть в известную Бюраканскую обсерваторию, расположенную на восточном склоне горы Арагац. Далее от Аштарака мы свернули на запад и, до поселка Маралик, 75 км огибали с западной стороны плато горы Арагац (4090 м), четыре вершины которой находились от трассы в пределах 18-25км.
Первую остановку на отдых мы сделали примерно через 30 км, в местечке под названием "Караван-сарай". Это – памятник архитектуры, одноэтажное, полуразрушенное древнее строение, никем не охраняемое. Пользуясь случаем, сфотографировались на его фоне. Сама природа в этих местах не отличалась колоритностью и живописностью. С левой стороны пустынное горное плато, с правой – голое подножье горы Арагац. Замечу, что в местах остановок и отдыха мы не оставляли за собой мусора, губительного для земли и окружающей среды.
Еще два десятка километров пути и, не заезжая в город Талин – небольшой райцентр на северо-западе Армении, обошли его с правой стороны, где начали преодолевать небольшой перевал с перепадом высот 250-300 м. Издалека был виден горный подступ, куда, извиваясь, поднималась дорога.
Перевал представлял собой достаточно угрюмый пейзаж. В начале трасса шла серпантином круто вверх к скалам, между которыми просматривался проход. Оттуда взорам открылась панорама котловины, похожая на скальную чашу с диаметром в верхней кромке 500-600 м и глубиной 100-150 м. По форме она напоминала карьер, к дну которого от нас спускалась шоссейная дорога, устремлявшаяся на запад в единственный разлом в этой чаше. Самый настоящий сюрприз нас ожидал внутри котловины. Еще на подступах к перевалу тихая солнечная погода стремительно изменилась и в злополучной зоне минут пять-десять, сначала лил дождь, а потом обрушился сильный кратковременный град, который, к счастью, был не столь крупным. Мы сильно промокли, к тому же слегка пострадали от градин руки и лица. Мне показалось, что в этом месте, в связи с особенностью рельефа, погодные условия достаточно специфичны. Стоило выбраться из этой котловины, как вновь появилось солнышко, стало теплее и мы быстро обсохли. Затем проехали Маралик, и прямой дорогой, вдоль небольших подсолнечных полей, прибыли в Ленинакан. Таким образом, мы обогнули горный массив Арагаца с юго-востока до северо-запада почти на 180°. Среди четырех его вершин есть несколько малых озер. На одном из них мне довелось побывать позднее, в 1986 году, когда мой знакомый марафонец предложил мне на велосипеде составить компанию ему и его товарищу на 20-ти километровый тренировочный забег от подножия Арагаца, мимо Бюраканской обсерватории, и далее вверх до отметки 3200 м, где находились метеостанция и небольшая столовая. Перепад высот в этом маршруте составил более 2000 м. Чуть выше конечной точки нашего маршрута и было расположено одно из озер Арагаца, вода которого свободна ото льда всего лишь два месяца в году.
Дорога туда была настолько крута, особенно в верхней ее части, что мне приходилось порой идти пешком, вслед за моими бегущими спутниками. Местность казалась достаточно угрюмой и тоскливой, повсюду были, как бы разбросаны, крупные глыбы. Сам пейзаж при этом был настолько нереальным, что скорее напоминал лунный, возможно, именно поэтому здесь проводились испытания опытного образца советского лунохода.
Но вернемся к нашему маршруту. Прибыв в Ленинакан приблизительно в 16 часов, мы устроились в гостинице на ночь. В целом первый день прошел достаточно удачно, и погода благоприятствовала. За ночь хорошо отдохнули, и ранним утром были уже готовы отправиться в путь.
В этот день, 29 апреля, предстоял более продолжительный перегон до города Ахалцихе протяжённостью в 165 км. Через пару километров после Ленинакана, расположенного на высоте 1500 м, начался долгий затяжной подъем. Далее чередовались спуски и подъемы горной дороги один за другим, с высотой над уровнем моря в пределах от 2000 до 2300 м. Земля была голая, большей частью покрытая снегами, но трасса оставалась сухой, а день прохладным и ясным. На всем протяжении пути нас окружали пустынные скалы, без особой растительности, невольно возникал вопрос, как здесь живут люди, сколько труда надо вложить в землю, чтобы что-то вырастить? Особенно мрачный ландшафт предстал перед глазами в районе поселка Гукасян: уже конец апреля, а дул холодный пронизывающий ветер, куда не глянь – безжизненное пространство. Проехали еще 10-15 км и вот граница с Грузией.
Пейзаж постепенно менялся. Растительность всё больше радовала глаз, но удручающее состояние дорожного покрытия не давало развить приличную скорость из-за опаски разбить велосипед. Это составляло главную трудность на большей части второго дня нашего пути, именно на той, что проходила около 110 км по территории Грузии. Так на развилке в районе Ахалкалаки, откуда направо дорога круто поднималась на север в Бакуриани, а прямо вела в Ахалцихе, стояла такая непролазная жижа, что все мысли были о том, чтобы наши "железные кони" вышли из этого месива, если не сухими и чистыми, то, по крайней мере, в исправном состоянии, без технических потерь. Но не вышло – в самый, неподходящий момент у Сергея прокололась шина, и мы были вынуждены устроить привал.
Из-за разбитых дорог пришлось терять много времени, к тому же при подъезде к Ахалкалаки, на КПП мы долго ожидали проверки наших документов и спецпропусков.
Пользуясь, случаем, мы любовались природой, здесь она коренным образом отличалась от того, что окружало до и после Ленинакана. От этой развилки дорога повела вдоль, протекающей слева по ходу реки Паравани, несущей свои воды по неглубокому ущелью, заросшему высоким густым лесом. Чащоба была такой, что местами река была скрыта от нашего взора. Погода постепенно изменилась, стало облачно и прохладно, пошёл моросящий холодный дождь. Хотелось остановиться, передохнуть, перекусить, согреться, и мы присматривали подходящее место.
В двадцати пяти километрах от Ахалкалаки мы увидели слева от дороги уютное кафе. Предприимчивые люди не случайно выбрали это место. Отсюда, на левом берегу реки Паравани, просматривалась панорама со старинным замком царицы Тамары. Сама река в этом же месте сливалась с Курой. В верховьях Куры, в 17 км южнее отсюда, находился пещерный монастырь Вардзиа, построенный в 12 веке и часто посещаемый туристами.
Пятнадцать - двадцать минут отдыха и перекуса в кафе, фото на память и мы вновь в пути. Пришлось торопиться, так как не укладывались с прибытием в Ахалцихе за световой день. До 18 часов было пройдено 120 км и предстояло еще преодолеть 45 км пути, а частые ухабы нас порядком измотали. В эти минуты интересовало только одно, когда же начнется нормальная дорога? Тем более, что в кафе нам сказали, что только после Аспиндзы качество дороги улучшится, а до нее еще оставалось 13 км пути теперь уже вдоль р. Куры. Этот путь пролегал по сплошным сельским населенным пунктам, в которых куры и гуси то и дело норовили устроить аварийную ситуацию, смело разгуливая по дороге. Вспомнился эпизод велопробега в 1983 году в районе Степанавана, на северо-западе Армении. Проезжая там через деревню, чудом успел увернуться от столкновения с курицей, которая, испугавшись впереди едущего Юру, отлетела в мою сторону!
Ну вот, мы уже рядом с конечным пунктом дня. Последние 1-2 км дорога слабо набирает высоту, и мы въезжаем в Ахалцихе в поздних сумерках. После некоторых поисков нашли гостиницу, но выяснилось, что нас не готовы принять. Возможно, хозяев смутило наше появление с велосипедами, поэтому мы были вынуждены прибегнуть к запасному варианту. Еще в Ереване, обсуждая место ночевки в этом городе, директор велотрека предложил остановиться у своего брата, пожилого, одиноко живущего человека. На всякий случай взяли его адрес. Без труда мы нашли в маленьком военном городке его скромный дом. Хозяин встретил очень тепло и гостеприимно, хотя и не был предупрежден о нашем приезде. Общение с нами ему доставило немалое удовольствие и мы также были рады, что смогли отвлечь одинокого старика от своих повседневных забот, хотя своим пребыванием доставили ему немало хлопот. Утром он объяснил нам, как выехать из города в нужном направлении.
У родственника нашего земляка из Еревана
После Ахалцихе на третий день велопробега нам предстояло преодолеть самый загадочный участок пути. Если до сих пор местность, по крайней мере, мне была знакома, то дальнейший путь до Батуми по этой дороге для всех был неведом. Мы проехали по мосту через реку Кваблиани, что брала начало с Месхетского хребта в Аджарии и текла нам навстречу. На развилке свернули на запад в сторону райцентра Адигени, расположенного в 30 км от Ахалцихе.
Утреннюю часть маршрута мы проехали в хорошем темпе, со свежими силами и утренней бодростью. Дорога проходила вдоль лесополосы, и перед нами открылся длинный спуск с последующим примерно таким же подъемом. Еще сверху просматривалось какое-то строение с правой стороны в самой нижней точке дороги. В стремительном приближении мы увидели нескольких собак, лежащих там и скучающих от безделья. Мы решили с разгона проскочить этот участок. Однако, две собаки, было опешившие от нашего внезапного появления, рванули навстречу мне, ехавшим первым. Контакта с ними я избежал, так как на спуске успел набрать приличную скорость. Это их еще больше разозлило, и они переключились на моих товарищей, ехавших следом. В результате пострадал Сергей, который двигался медленнее остальных. Одна собака укусила его за ногу, и чтобы дальше не провоцировать псов, ему пришлось сотню метров идти пешком. К счастью, открытой раны не было, и мы после перевязки продолжили путь. Вообще то собаки, которые что-либо охраняют, нередко атакуют велосипедистов. В таких случаях, если укуса невозможно избежать, находясь на велосипеде, надо, не теряя самообладания, сойти с него и некоторое расстояние идти пешком.
Оставшийся путь, вверх до райцентра Адигени, маленького городка на пути к Годердзскому перевалу, мы преодолели в условиях пасмурной погоды без особых хлопот и приключений. И все-таки за несколько километров до райцентра настроение испортил мелкий холодный дождь. Приблизительно к десяти часам утра мы добрались до Адигени.
О Годердзском перевале мало, что было известно. Еще дома, изучая карту маршрута, я пришел к выводу, что высота его в пределах 2000 м над уровнем моря и что местность – лесистая. Однако мы не знали состояния дороги, что было немаловажным для нашего транспорта, предназначенного для асфальта. Тем временем погода все ухудшалась, небо затянулось сплошной серой мглой и стало ясно, что в ближайшие часы улучшения погоды не будет. Мы решили здесь долго не задерживаться и после небольшого подкрепления в местном кафе, отправились в путь. Кстати, довольно интересно для велотуристов в многодневке посещать кафе в разных маленьких городках. Везде разные запахи, разные блюда, да и аппетит всегда присутствует после изнурительной нагрузки на свежем воздухе.
Каждый из нас представлял себе, какие погодные условия нас ожидают там, наверху, если здесь уже дождь чуть ли не срывается в снег. Но мы были настроены решительно, другого выхода у нас не было, да и некогда было ждать, время - около одиннадцати часов. Для меня горные перевалы – излюбленная часть пути, они дают остроту ощущений, являются источником адреналина и, в какой-то степени, чувствуешь себя покорителем высот. Поэтому при выборе и составлении маршрутов отдаю предпочтение горному рельефу: чистый воздух и великолепная панорама, открывающаяся сверху после преодоления высоты, с лихвой окупают те трудности, которые приходится преодолевать на пути к ней. Главное – равномерно распределять свои силы и быть максимально осмотрительным на незнакомой горной дороге.
Мы вышли из кафе, прошли мимо одиноко стоящего грузового «Урала», к своим велосипедам и тронулись в путь. Нудный мелкий дождь и слякоть не располагали к хорошему настроению. Проехали всего 400 м, как нас обогнал и остановил милицейский пикап. Проверив наши документы, патрульные пояснили ситуацию: перевал закрыт из-за сложных погодных условий, проезд транспорта, кроме грузовых машин, и проход людей запрещён. Складывалось впечатление, что они нас заметили еще в Адигени, ведь в маленьком городке каждый на виду, а тут сразу четверо незнакомых велосипедистов! Да, такой ход событий не предвиделся, и нас это очень обескуражило. Большая часть маршрута уже пройдена и очень досадно прервать велопробег, а если наметет много снега, перевал может быть закрыт несколько дней! Ухудшения погодных условий в мае в этих местах мы не учли, это становилось существенным препятствием для достижения нашей цели…
Возвращаясь в райцентр, мы обсуждали пути выхода из тупиковой ситуации. И тут кто-то вспомнил стоящий у кафе грузовик. А вдруг нам будет по пути? Мы поспешили к нему с последней надеждой. Без труда Юра разыскал водителя и поговорил с ним. Оказалось, что тот действительно направляется в сторону перевала, но, не доезжая 8-10 км до седловины, должен свернуть в лес за дровами. Он с готовностью согласился подбросить нас до этой развилки. В приподнятом настроении мы погрузили наши велосипеды в машину. Юра сел в кабину, а мы забрались в открытый кузов. Без промедления «Урал» тронулся в путь. К нашей радости, мы беспрепятственно покинули райцентр, не ведая, что ожидает впереди.
Через 2-3 км пути дождь перешел в снегопад. На бесконечных поворотах и предельно возможной скорости движения при такой погоде, нас так сильно подбрасывало и качало из стороны в сторону, что пришлось сильно напрягаться, чтобы не вылететь за борт. При всем этом дискомфорте, я получил немалое удовольствие от окружающей меня природы, жаль только, что зеленый наряд густого высокого леса стремительно накрывался пушистым снегом. Эти места видимо никем, кроме местных жителей не посещаются. Наконец, после непрерывной десятикилометровой тряски, наш грузовик остановился. Отсюда направо от основной трассы, круто вверх поднималась то ли дорога, то ли тропа, куда и предстоял дальнейший путь «Урала», но уже без нас. Сложно было представить, что по этой местности можно проехать на машине. Обзор здесь был резко ограничен с одной стороны зигзагообразностью дороги, а с другой – густой стеной снега. Машина уехала, и нас окружила глубокая тишина.
Фото на память с водителем "Урала"
Но стоило только нам тронуться в путь, как перед нами вновь возникла та же самая патрульная машина. Это стало полнейшей неожиданностью. Милиционеры явно были очень недовольны, так как, несмотря на запрет, мы всё-таки оказались здесь. С самого начала мы полностью признали свою вину и не пытались с ними спорить. Тем не менее, после трудных переговоров и обсуждений, Юра смог убедить патрульных в необходимости продолжить наш маршрут, так как мы не могли ожидать открытия перевала. Надо отдать должное дипломатическим способностям Юры. При всей мягкости своего характера он был достаточно упорным и умел отстаивать свою позицию. Затем каждому из нас пришлось подписать документ о продолжении пути под собственную ответственность. Напоследок с нами провели небольшой инструктаж по безопасности пребывания в этих местах, где обитают волки и медведи, и сообщили, что в случае обморожения или изнеможения, мы можем рассчитывать на помощь с отдыхом или ночлегом от сотрудников метеостанции, находящейся на седловине перевала.
Незапланированная задержка продлилась около получаса. Забегая вперед, отмечу, что опасения патрульных милиционеров насчёт погоды оказались обоснованными. Теперь все зависело от нас самих. Оседлав велосипеды, мы сумели проехать чуть больше полкилометра, но затем снег стал прилипать к шинам и забиваться между тормозными колодками, что создало большие трудности с движением. Стало ясно, что придётся идти пешком. Чем выше мы поднимались, тем глубже становился на дороге снег. Встречная непогода как бы давала понять, что дальше метеоусловия будут ещё хуже! Однако вера в благополучный исход авантюры не покидала нас. Мы шли уже минут сорок, когда после очередного поворота, перед нами предстала такая картина: метров через 100-120 дорога плавно поворачивала налево, а на переднем плане справа с крутого склона, плотно прилегавшего к дороге, низвергался водный поток. Он хлестал прямо по проезжей части дороги, образуя ледяную корку, и обрушивался от неё круто влево, в низину, поросшую высоким густым лесом. Этот ледяной поток – река Кваблиани, сливавщаяся в 40 км отсюда с р. Курой.
Еще дома, рассматривая карту данной местности, я предполагал, что на месте пересечения реки с дорогой, будет какой-то мост или иная переправа. Но это оказалось ошибкой. Нам ничего не оставалось, как перейти вброд этот поток снеговой каши. После перехода, мои ноги полностью намокли. Состояние товарищей, думаю, было не лучше моего. Чем дальше мы поднимались, тем труднее было идти из-за сильного снегопада и рыхлого снега. Велосипеды вязли в снегу. Незаметно я стал отрываться вперед. Это объяснялось тем, что я был легче одет, в отличие от друзей и, чтобы не мерзнуть, должен был интенсивнее двигаться.
После какого-то поворота, я исчез из их поля зрения, к тому времени мы уже прошли километра четыре. Вдруг сзади послышался гул мотора грузовой машины, который через короткое время утих. Это, скорее всего, мои товарищи остановили, откуда ни возьмись, появившуюся машину. Я не знал, на каком расстоянии они находились от меня, поэтому не стал возвращаться назад и продолжил движение. Через некоторое время двигатель опять заработал, и слышно было как машина с трудом, буксуя, ползет вверх. И вот она показалась за поворотом. Разумеется, я рассчитывал на то, что меня подберут, тем более что заметил в кабине Юру, а Сергей и Ашот находились в кузове с велосипедами. Но вот машина уже объехала меня, водитель и не думал сбрасывать газ. В последний момент, еле успев отскочить в сугроб, я услышал с машины крик одного из ребят: «Осталось немного»!
Стало ясно, что водитель из опасения застрять не остановился. Но причина, как выяснилось потом, была не только в этом. Мне не оставалось ничего другого, как ускорить шаг с велосипедом на плечах. Откуда-то снова появились силы. Между тем ландшафт постепенно менялся, густой лес остался внизу. Высота снежного покрова уже составляла 20-30см.
Здесь снег шёл уже явно давно. Кругом была относительно ровная местность с небольшим возвышением с правой стороны и незначительным подъёмом по ходу движения. Однако встречный ветер значительно усилился и вместе со снежными зарядами затруднял шаги. Снежная метель резко ограничила видимость. Если где-то внизу на крутых подъёмах дорога была обозначена рельефом – справа возвышенность слева обрыв, то здесь, с учётом выравнивания местности ориентиры дороги терялись, колея ещё недавно проехавшего грузовика почти полностью исчезла.
Пройдя в одиночестве еще около полутора километров, я выбился из сил. И это происходило 30 апреля не где-нибудь в Сибири, а на самом юге солнечной Грузии, правда на высоте 1900-2000 м над уровнем моря. Сильный ветер перехватывал дыхание, снег залеплял глаза, мой ход замедлился, я стал ещё больше мерзнуть. Стало ясно – надо что-то предпринять для того, чтобы передохнуть. Но только не останавливаться здесь! В моей одежде, которую продувало насквозь на открытом ветру, можно было окоченеть. Каждый шаг стоил немалых усилий.
Справа сквозь снегопад проявились дачные домики местных жителей. Я решил найти защиту от ветра у одного из них. Наметив ближайший, расположенный в 20 м от дороги, я было двинулся к нему с велосипедом на плечах, но, пройдя несколько шагов, провалился по пояс в ложбину, засыпанную снегом. Со стороны такая картина показалась бы смешной, но только не мне. Велосипед и рюкзак давят сверху, и нет опоры, чтобы выбраться из этой ловушки. Поняв, что не следовало брать с собой велосипед, я откинул его назад в сторону дороги, при этом еще более погрузившись в снег.
Не испытывая дальше судьбу выкарабкался на дорогу. Встряхнувшись после порции адреналина, продолжил движение вперед. Надо было найти другое место для защиты от ветра, чтобы оттуда была бы видна дорога. Пройдя еще несколько десятков метров по предполагаемой трассе, остановился, заметив очередное строение, насколько позволяла видимость, на этот раз с левой стороны внизу, в 25-30 метрах от меня. С учётом печального опыта предусмотрительно воткнул свой заледеневший транспорт в снег прямо посреди дороги, и осторожно спустился вниз, на каждый второй шаг проваливаясь глубже чем предполагал. Вокруг на склоне росли редкие высокие деревья. Добравшись до домика, после некоторых раздумий, я всё-таки решился залезть внутрь. Вообще-то вторжение в чужой очаг мне несвойственно, но я успокоил себя тем, что никакого ущерба там не нанесу и, будь в это время на даче хозяева, в сложившихся обстоятельствах они, скорее всего, меня впустили бы.
Поднявшись наверх, я очутился в небольшом помещении. Никаких замков на дверях! Посреди комнаты печка, рядом несколько подготовленных дров. Внутри печки нашлись спички, но они оказались сырыми. Неподалёку от печки находилось ведро с фасолью, а, напротив, у окна маленькая тахта, на ней я и расположился, хотя и без комфорта. А весь комфорт для меня в данный момент состоял из тепла. Пальцы рук и ног окоченели так, что я их не ощущал, но здесь я был защищен от ветра и контролировал дорогу. При необходимости, я мог бы преодолеть остаток пути и дойти до метеостанции, если бы был уверен в правильности выбранного направления. К тому же было видно, что в ближайшее время улучшения погоды не будет. Конечно, я надеялся, что мои товарищи при первой возможности выйдут на поиски меня.
В верхнем левом углу снимка виден мой велосипед, оставленный на дороге
Спустя какое-то время вверху на дороге показались двое мужчин, следовавших в направлении райцентра Адигени. Приблизившись к велосипеду, они с удивлением рассмотрели его, не понимая, что бы это значило. Тут, собравшись с силами, я крикнул, чтобы привлечь их внимание. Но из простуженного горла вышел хрип, который они, тем не менее, услышали и посмотрели в мою сторону. Постояв несколько секунд, незнакомцы подошли к домику. После краткого знакомства оказалось, что старший из них – председатель райсовета, а с ним его сын. Я вкратце рассказал им о сложившихся обстоятельствах. Отец сразу же начал разжигать печь, а сын помог мне снять заледеневшую обувь. Они были очень доброжелательны, у них имелось с собой всё самое необходимое для подобных ситуаций, в том числе топорик и спички. На предложение подкрепиться их скромной провизией я деликатно отказался.
В общении с ними узнал, что ещё позавчера днём здесь была тёплая сухая погода, и что такие резкие перемены её на перевале не редкость. Они также уточнили, что до метеостанции осталось не более полутора километров и даже вызвались сопровождать меня до неё, но я выразил надежду, что за мной придут. Вскоре, согревшись, я пришёл в чувство настолько, что готов был продолжить путь. Здесь как раз и показались ещё две фигуры на дороге, в одной из них я узнал Юру, а вторым оказался сотрудник метеостанции. После взаимно тёплых пожеланий мы расстались с председателем райсовета и его сыном. Они направились в сторону райцентра, а мы – в противоположном направлении.
Через десять минут ходьбы дорога, которой как таковой не было, превратилась наподобие траншеи со снежно-ледяными бортами полутораметровой высоты и шириной не более трёх метров в проезжей части. Так мы некоторое время шли как бы по снежному тоннелю, вскоре преодолели небольшую возвышенность и вышли на открытую местность, где показались два маленьких одноэтажных строения, похожие на сарайчики. Они были настолько малы, особенно на фоне обильного снегопада, что явно были предназначены для двоих. В одном из них значительное место занимало метеорологическое оборудование, а второе служило спальным помещением.
Метеостанция расположена уже на территории Аджарии, и из двух метеорологов тот, который был с Юрой, должен был на следующий день, отработав смену, отправиться домой. К счастью нам было с ним по пути, поэтому сегодня мы прочно осели в метеостанции, хотя время было только четвёртый час дня. Добродушные хозяева дали нам возможность отдохнуть и переночевать у них. По их прогнозам, снегопад с метелью должны были утихнуть поздно вечером. В нашем распоряжении для восстановления сил были остаток дня и целая ночь. Велосипеды оставили на холодной веранде. В тесноте и уюте мы совместно с хозяевами разложили скромный набор оставшихся продуктов, позволивший нам несколько разнообразить вечерний ужин и неплохо перекусить.
Во время трапезы ребята рассказали подробности, связанные со злополучным грузовиком. Оказывается, водителя грузовика они с трудом уговорили взять их. Дело в том, что в кузове этого небольшого грузовичка уже находились две коровы, одна из которых была мертва. Представьте к ним еще и двух человек с тремя велосипедами, так как Юра был в кабине рядом с водителем. Тот вынужден был ехать на относительно большой скорости, чтобы не застрять на подъеме. В результате в кузове творилось что-то невообразимое: на виражах коровы и велосипеды в полном хаосе смешивались в одну кучу, а Сергей и Ашот думали только о том, чтобы живая корова не упала на них и не придавила своей мощной тушей. В общем, этот рассказ невозможно было слушать без хохота. Тут уж и задумаешься, кто же был в худшем положении из нас?
Теперь в нашем распоряжении оставался только один день – 1 мая, так как 2 мая мы должны были возвратиться домой. Перед сном хозяева напоили нас необычным, очень ароматным и душистым чаем, заваренным в смеси с горными травами, растущими в здешних местах. Я думаю, что именно он помог нам преодолеть начинающуюся простуду и восстановить силы. Ночной сон прошел на удивление крепко, хотя и без постельного комфорта.
Утром мы проснулись совершенно в другом состоянии, от вчерашних недугов не осталось и следа. Температура на улице -6°С, снега выпало по колено, а в углублениях еще больше. Наша техника была скованна льдом. Поблагодарив метеорологов за гостеприимство и помощь, мы взяли велосипеды на плечи и двинулись вниз за нашим проводником в юго-западном направлении. В ясное морозное утро, далеко внизу, в 8-9 км по прямой, виднелось село, откуда родом был наш новый знакомый. Перепад высот до него составлял метров 300. Дорогу от окружающей местности не отличить – всё белым-бело. Судя по всему, мы шли по редколесью кратчайшим путем, сократив 3-4 км, относительно автодороги. За пару часов энергичного хода дошли до села, где было уже значительно теплее. Село расположилось на левом склоне ущелья реки Аджарисцкали. Еще несколько сот метров до моста через эту реку, и она стала слева от нас по дороге почти до самого Батуми. Здесь попрощались с нашим метеорологом, деликатно отказавшись от предложения посетить его домашний очаг.
После моста нам было необходимо остановиться на некоторое время для осмотра и возможного ремонта велосипедов, так как с этого места путь должно было продолжить на них. Покрытие дороги было мокрым и грязным после растаявшего снега. За полчаса, которые мы провозились с велосипедами, к нам неоднократно подходили с любопытством взрослые и дети. Их всех интересовало в сущности одно – кто мы такие и как оказались здесь, ибо перевал был закрыт? Вкратце мы удовлетворили их любопытство, умолчав, правда, о помощи автотранспорта. В дальнейшем неоднократно ощущалось повышенное внимание к нам со стороны местного населения, да и не только. Объяснялось это тем, что ряд районов Аджарии были тогда закрыты для широкого посещения по определенным причинам, в чем мы потом неоднократно убеждались.
До райцентра доехали без особых приключений, кроме двух эпизодов: у Ашота прокололась шина, на ремонт которой ушло около получаса, и второй эпизод – уже в райцентре Хуло нас остановил милицейский патруль для проверки документов, после чего мы двинулись дальше. Дорога проходила по живописному ущелью, с обеих сторон дороги на склонах гор обилие разнообразной растительности, воздух насыщен кислородом. К сожалению, из-за недостатка времени мы не могли дать волю своим желаниям для отдыха на природе. Да и близость государственной границы и заметность наших персон на полупустой автотрассе затрудняли возможность такого отдыха.
Несмотря на то, что угол спуска местами достигал 10°, мы не могли набрать приличную скорость из-за частых рытвин на дорогах, кроме того, после Хуло участились проверки документов, и в результате мы значительно позже намеченного времени прибыли в Шуахеви.
Здесь нас ждал отдых иного плана. Ещё на подступах к этому райцентру несколько раз нас останавливала патрульная служба уже Шуахевского района. После проверки наших документов в который уже раз, и не найдя никаких нарушений, их возвращали, пожелав доброго пути. Вздохнув облегчённо, мы, наконец, выехали из этого посёлка. Но, увы, не успели проехать и двух километров, как тот же самый патруль настиг нас, и велел возвратиться в райцентр, в здание администрации для выяснения обстоятельств. Нам были непонятны действия милиционеров, и это раздражало. Но, как потом выяснилось, оснований на это у них было предостаточно. К моменту нашего возвращения в Шуахеви было уже три часа дня, и мы, конечно, торопились, чтобы засветло добраться до конечной цели, а ехать ещё нужно было более 75 км.
В здание администрации для разбирательства пошёл Юра. Мы ожидали его во дворе, но его отсутствие так затянулось, что мы не только отдохнули, но и переволновались. Наконец, по истечении полутора часов ожидания, нас также пригласили в здание для дачи письменных объяснении: при каких обстоятельствах мы оказались здесь, какие цели нами преследуются и тому подобное. В то же время они по своим каналам связались с соответствующими органами в Ереване и убедились, что действительно под эгидой Спорткомитета Армянской ССР группа велосипедистов в составе 4-х человек проводит велопробег по маршруту Ереван-Ахалцихе-Батуми. В связи с этим Спорткомитет запрашивал разрешение на проезд через пункт Ахалцихе.
Здесь выяснилось, что наша неосведомлённость нас и подвела. Нам было известно о несвободном проезде через Ахалцихе, но мы не подозревали, что для проезда по территории Аджарии с востока на запад, также потребуется отдельное разрешение местных властей. Всего в этой автономной республике пять районов, из которых четыре мы должны были пересечь.
Таким образом, наши пропуска в этих районах Аджарии были недействительны. Нам пришлось признать свои упущения, и после выполнения всех формальностей мы вновь тронулись в путь. На прощание, представитель администрации, учитывая недостаток времени у нас, предложил переночевать в райцентре Кеда, в тридцати километрах, где имелась небольшая гостиница. Мы отказались, попросив не задерживать на последующих КПП. В таком случае он пообещал передать эту просьбу на остальные КПП, и обнадёжил отличным качеством дороги до самого Батуми, что для нас было немаловажным.
Дорога от Шуахеви проходила с небольшим уклоном по уютной живописной природной зоне. Слева от нас в 100-150 метрах несла свои воды река Аджарисцкали, а с правой стороны непосредственно к проезжей части примыкала скальная стена. Конечно, после трудного перехода через Годердзский перевал, эту часть пути мы проехали с большим удовольствием и через час, преодолев 30 км, достигли райцентра Кеда. В ущелье стремительно темнело, хотя было всего лишь 19 часов.
Стало ясно, что засветло до Батуми не добраться. Километров 15 мы продвигались в темных сумерках, порой с трудом отличая проезжую часть от обочины. Надо было что-то предпринять для безопасности движения. Вероятность ДТП была большая, так как ни на одном из наших велосипедов не было осветительного оборудования. Если столкновение с машинами еще можно было избежать из-за наличия отражателей, то от бокового скального выступа, вплотную прилегающего к извилистой дороге, никто не был застрахован. Еще раньше я предлагал при наступлении темноты остановить машину, и за определённую плату попросить водителя сопровождать нас до Батуми, освещая нам дорогу, но тогда Юра отнёсся к этой идее как-то неопределённо. Сейчас этот вопрос встал более конкретно – мы теряли скорость и время ради безопасности. Хорошо ещё, если какая-нибудь машина, следующая за нами, не обгоняла сразу, а некоторое время держалась сзади, подсвечивая дорогу, тогда мы смелее крутили педали, набирая скорость.
На очередном КПП милиционеры были уже предупреждены о нашем продвижении, поэтому формальная проверка документов продлилась недолго. После этого дорожный инспектор сам предложил вариант сопровождения, и мы с удовольствием согласились. Патрульный остановил старенький «Москвич» с водителем, молодым аджарцем, следовавшим до Батуми. В ходе краткой беседы выяснилось, что отсюда до Батуми 29 км, и что автотранспорт будет нас 15 км сопровождать до городка Хелвачаури, откуда до Батуми 14 км и дорога освещается уличными фонарями. Водителю же придётся плестись за нами со скоростью в пределах 35-40 км/ч.
Но наш помощник был бодр, он даже обрадовался, что ему поручили такое ответственное дело. Конечно, жаль, что из-за темноты мы не могли дальше созерцать местные природные красоты, но время было позднее, да и усталость сказывалась и нам было не до них. Однако, условия для нас, велосипедистов, были комфортными – отличный асфальт, чистый воздух, приятная температура – 18-20°С.
Перед машиной мы двигались, растянувшись до 80-100 м, я впереди, следом Сергей, затем Ашот и, непосредственно перед машиной, Юра. Конечно, при освещении стало намного легче ехать, да и скорость возросла. Только после поворотов впереди едущим становилось резко темно, пока автомобиль не поворачивал на эту же прямую. Вдалеке показалось уличное освещение, мы добрались до посёлка Хелвачаури. Было около 23 часов. Доехав до небольшого пустынного перекрёстка, мы попрощались с нашим сопровождающим, сердечно поблагодарив его. Оставшийся путь пролегал по обжитой территории. По обеим сторонам дороги, по которой проходила троллейбусная линия, располагались дома. Уже в начале одиннадцатого часа трасса опустела, можно было расслабиться, заняв полностью проезжую часть подобно мушкетёрам из известного романа Дюма.
Всё больше и больше ощущался влажный морской воздух. Как-то непривычным казалось в такое позднее время на велосипедах въезжать в незнакомый город. Ни в одном из моих предыдущих многочисленных велопробегов мне не приходилось бывать в подобной ситуации из-за отсутствия фары на моем велосипеде – я не любитель ночных поездок.
Уже в темноте мы как-то незаметно добрались до окрестностей Батуми. Пришлось пересечь весь город, так как гостиница “Иберия”, где мы намеревались остановиться на ночь, была расположена в прибрежной зоне в двухстах метрах от моря. Наше появление в одиннадцать часов ночи, по-моему, привело администрацию гостиницы в некоторое замешательство, однако в ночлеге не отказали. Следует отметить, что номера здесь особой свежестью и комфортом не отличались, но нам и этого оказалось достаточным для приведения себя в порядок и восстановления сил.
Само название города Батуми, у многих обычно ассоциируется с экзотикой: от нарядно украшенных фаэтонов до известного Батумского дельфинария. К этому следует добавить особую атмосферу первомайского праздника. 2 мая, в нашем распоряжении осталась только первая половина дня для ознакомления с этим чудесным морским курортом, в 16 часов предстояло улетать из Батумского аэропорта домой. Мы успели до отлёта только немного погулять по центру города, где Сергей случайно встретил своего давнего знакомого, и слегка окунуться в море.
На этом закончилось наше пребывание в этом уютном городе, а также подошло к концу и все путешествие. Осталось на велосипедах проехать последнюю часть пути до аэропорта и, разобрав их, пересесть на самолёт.
Ереван 1984 год
Дневниковый текст и фото любезно представлены Михаилом Иорданяном из личного архива