Соло поход на Эльбрус. Новичкам от новичка

Пишет Марат Амиров, 02.07.2022 00:21

Начал я описысввать эту историю еще год назад- 13июля 21г. По дороге на Памир (мой пост об этом уже выложен в сеть). А началось всё еще на год раньше, в 2020.

Соло поход на Эльбрус. Новичкам от новичка (Альпинизм)Screenshot_20220702-013053_VK

В обширном списке желаний и целей на 2020год, закрепленный на стене- чтоб попадался на глаза, одним из ста пунктов значился- взобраться на Эльбрус.

Это не было мечтой- скорее желание увидеть новое, испытать неизвестное, и себя в том числе.

И вот, уже в конце лета 2020, когда Пандемию вроде бы победили, страх остаться без работы, без средств к существованию, да и вообще страх во всех смыслах прошел. Встал другой вопрос- а что дальше, снова работа в поте лица?! Нет уж, рвану-ка я на Эльбрус.

Надо меня знать. Долго думать, и тем более ждать, я не люблю. Поэтому через пару недель уже летел на Кавказ.

Эти две недели прошли в суетном сборе информации. Как ехать, с кем, что брать и т.д. Опыта выхода в горы, да просто с палаткой в лес- ноль. Сперва план был "как у всех"- подьем группой. Маршрут подъема мне был безразличен. Главное- максимальная вероятность результата.

Подьем группой имеет несколько моментов:

1. Сроки старта, как правило на ближайшие дни группы набраны

2. Длительность восхождения. Для надежной акклиматизации всех участников составляет 10-14 дней. Мне это было долго.

3. Стоимость 40-70-100 т.р. Зависит от уровня комфорта, длительности маршрута. Самый дешевый тур- когда живешь в палатках, которые вместе с едой таскаешь по горам. Видел я потом этих ребят- рюкзаки по 30кг. Самое обидное, что снаряжение надо арендовать заранее, с начала похода. И это удваивает стоимость всех затрат.

Золотой середины, чтобы быстро и недорого, с комфортом и надежно не было. Или был...?

Соло- значит в одиночку.

Это сейчас мне легко рассказывать. Тогда же я не знал простых вещей- как добраться, где переночевать, где перекусить, как проходить акклиматизацию. Обо всем попорядку.

Первую ночь в поездке я всегда стараюсь бронировать заранее, как и способ добраться до ночевки- сказывается многолетний опыт командировок. Через Букинг нашел жилье с завтраком за 1000руб- хостел при гостинице, название Хайлофт Эльбрус, через Блаблакар нашел попутку от Минвод до поляны Азау. И вперед.

1день 2сентября ущелье Адыл-су: Джантуган подьем на 2500м ушло 2-3 часа. Ночевка в Хайлофт.

2день, - сходил на водопад Девичьи косы, обсерватория, 105-й пикет, подьем до 3400м, спуск и

ночевка в Терсколе(black point hostel). Вам очень повезет забронировать там место. Недорого и душевно, среди таких же как вы восходителей. Можно позадавать вопросы

3день, старт от поляны Азау 2300 до Бочек 3700 и станции Гарабаши 3800, вниз до Азау. Ночевка в азау, мотель Эльбрусия 600р

4день, цель-начало Косой полки(вмерзший ратрак) 4950м (старт от Гарабаши 3800м, до точки старта подьем канаткой)+ взять кошки. Время на подьем 4часа+1час у ратрака). Было реально тяжко. В первую очередь от неумения медленно ходить- пришлось научиться. Ну и акклиматизация, наверно именно на 5000м она и начинается. Сколько я потом видел примеров: людей на ратраках поднимают до 5000 и им остается подняться 640м, а без подготовки это маловероятно. Дорога вниз пешком до Азау. Итого 7 часов.

5день, - отдых на Азау/Терскол

6день-подьем до Бочек канаткой, не пешком, со всем барахлом и арендованным снаряжением.

Что я взял из дома- спальник, зимние кожанные ботинки, одежду.

Что я взял в аренду на штурм:- термос 1л, палки, кошки, штурмовой рюкзак на 30л( у меня был только большой и совсем маленький), и самое главное- утепленные бахилы, одеваются поверх ботинок под кошки. Арендовал всё внизу, на верху- у Бочек, может чего-то не быть и там есть выходные дни.

Тут я хотел схитрить, и заночевать выше Бочек на 200м, чтоб сократить расстояние на штурм. Плохая идея. На Приюте 11 нет отопления, пришлось спускаться обратно к бочкам, к людям и там ждать штурма.

7день Штурм!

Фото и короткие видео здесь:

(Продолжаю писать спустя 2года!)

0-00 подьем, завтрак, сборы

1-00 Старт

Подъем до ратрака, по знакомой уже дороге, можно назвать разминкой- дорога даётся легко. Пара остановок на перекус и переодевание- что-то снять, что-то одеть. Еще темно и достаточно холодно. Особо продуманные поднимаются на 5000м на ратраках. Им остаётся подняться всего 640м, всего!!! Но хитростью горы не взять. Впереди- Косая полка.

На Полке- порывистый ветер. Здесь я еще не был. Тропа шириной 0.5м поперек довольно крутого обледенелого склона. Порой порывы ветра могут действительно столкнуть тебя с тропы и тогда палками своё скольжение не остановить. У тебя есть около пары секунд чтобы заякориться ледорубом, иначе скорость скольжения вниз нарастает стремительно и ничем ее не остановить, никаким ледорубом. Я по неопытности иду с палками и без связки... Иду на полусогнутых и отчаянно потею, страшно - потому что впервой)). Где-то посреди Косой полки встречаю рассвет. Чтобы любоваться им надо развернуться лицом назад, что-то нет желания.

Дохожу до седловины. Те группы, что вышли за полночь, развалились на отдых, кто-то спит прямо на снегу.Немного отдыхаю сам, может 15мин. Половина народу стоит в очереди на штурм дальше. Очередь не движется наверно час. Минус этих групп- если один занемог, то все стоят- ждут.

Я пристегнулся страховочным усом к троссу. Он проложен только здесь, а его так не хватает на Косой полке и даже ниже. Кто-то пренебрегает страховкой. Идем медленно. Выходим на плато, до вершины по высоте метров 40, по расстоянию метров 500, идти наверно полчаса, терпимо. Там- на вершине сутолока, тесно. Пятачок наверно 10 на 10м, все галдят- празднуют. Виды отсюда конечно незабываемые кругом горы и облака. Спустя год, когда лечу в самолёте и снова выше облаков - вспоминаю именно эти моменты.

Начинаю спуск. Радости не ощущаю, пустота.

И тут эмоции нагоняют, хочется плакать и смеяться. Решаю что больше в горы ни ногой и никому не посоветую- не стоят эти 5минут на вершине 10 часов пота... Забыл, что еще спускаться почти 4 часа.

Мне спуск даётся тяжко- вся нагрузка на колени, иду медленно, все обгоняют. Ноги совсем сырые. К обеду солнце топит снег и меня обгоняют не ручьи- реки.

Одна мысль- добраться до базы.

Дальше спуск, отдых урывками, вечером дорога в аэропорт. Заснуть в машине не могу- переэмоц. Ночью вылет.

Что сказать можно про этот поход спустя два года. Что Эльбрус это прикольно, ни капли не страшно и очень даже достижимо. Я уговаривал пойти на него своего младшего сына 10 лет. Но не смог пройти тест и дать ответ на прямой вопрос- " А нафига?" Если хочется приключений, драйва с минимальным риском и высокой вероятностью достижения результата- то вам сюда. Тем более новичкам.

Среди профессионалов эта Гора служит тренировочной, акклиматизационной для более сложных подъемов. Уровень сложности у нее 1 из 6, т.е.- минимальный.

Я, если поеду еще раз, попробую штурмовать в лоб, возьму палатку и коврик, немного еды и газ. Так, чтобы переночевать где-то выше 5000 и ночью выйти на штурм. Снова один и снова свободный.

А что еще нужно от похода в горы- чувство свободы!