Шотландская трагедия в горах, 1971.

Пишет AnBoo, 15.02.2022 20:38

Craig Williams, BBC

В ноябре 1971 года пять школьников старших классов и их 18-летний проводник замерзли насмерть на плато Кэрнгорм, одном из самых высоких и негостеприимных мест в Великобритании.

Спустя 50 лет эта трагедия остается самой страшной катастрофой в истории альпинизма Великобритании.

Шотландская трагедия в горах, 1971. (Альпинизм)Спасательная команда в условиях ограниченной видимости и плохой погоды готовится к выходу.

Трагедия потрясла всю страну, навсегда изменила отношение к горам Шотландии.

Дети учились в Эйнсли Парк, большой средней школе на окраине жилого района Ист Пилтон в Эдинбурге.

Кэтрин Мюррей Браун, которой сейчас 67 лет, в то время была ученицей шестого класса этой школы.

Она говорит, что в школе проводилось много походов на природу.

"В этом не было ничего необычного, просто была идея, что люди отправляются куда-то, где должно быть очень весело, очень приятно и по-настоящему хорошо", - говорит она.

В том ноябре группа из 14 детей отправилась из школы вместе с 23-летним Беном Битти и его 20-летней подругой Кэтрин Дэвидсон. Они направлялись в Лагганлию, новый загородный центр Эдинбургской корпорации недалеко от Авиемора.

Шотландская трагедия в горах, 1971. (Альпинизм)Бен Битти, 23 летний учитель навыкам на природе.

Битти был школьным учителем по обучению навыкам на природе.

Кэтрин Мюррей Браун говорит: "Он был популярным учителем. Он был очень общительным и лёгким на подъём и до этого момента никогда не был замечен в экстремальных наклонностях и риске".

Битти и Дэвидсон были опытными альпинистами, и группа была хорошо экипирована для холодной погоды. К ним в экспедиции присоединилась 18-летняя Шила Сандерленд, инструктор-стажер в Лагганлии.

Битти спланировал экспедицию: две группы шли разными маршрутами через плато Кэрнгорм к Бен Макдуи, второй по высоте горе Великобритании.

Затем они должны были спуститься вниз и собраться вместе, переночевав в Corrour Bothy на горном перевале Lairig Ghru.

Битти взял более опытных и сильных ходоков. Дэвидсон и Сандерленд взяли остальных шестерых. Это были 16-летняя Кэрол Бертрам и 15-летние Дайана Даджен, Лоррейн Дик, Сьюзен Бирн, Уильям Керр и Раймонд Лесли.

Они отправились в путь в 11:00 в субботу 20 ноября, и вскоре все пошло наперекосяк.

Погода ухудшилась, и неумолимая метель потрепала обе команды.

Команда Битти нашла путь через глубокий снег к высогорному приюту, где они провели ночь.

На следующий день его группа с трудом выбралась с плато. Только поздно вечером им удалось добраться до другой хижины, откуда они смогли связаться с загородным центром Лагганлией.

И тогда стало ясно, что другая группа попала в беду.

На самом деле они так и не добрались до первого убежища.Оказавшись в ужасных условиях и не надеясь найти дорогу с горы, Кэти Дэвидсон приняла решение, что они должны разбить бивуак - лагерь из того, что есть, из спальных мешков и тентов прямо на горе.

Они провели первую ночь и весь следующий день, вгрызаясь в гору во время шторма. Не имея возможности двигаться и пройти любое расстояние в метель, они были вынуждены остаться на вторую ночь.

К утру понедельника 22-го числа была развернута полномасштабная спасательная операция.

Пятьдесят поисковиков из королевских воздушных сил Kinloss и горно-спасательных команд Aberdeen, Braemar и Cairngorm обследовали местность.

Примерно в 10:30 утра Дэвидсон была замечена экипажем вертолета. Она ползла за помощью. Больная и измождённая, она смогла сказать спасателям, где находится её группа.

Шотландская трагедия в горах, 1971. (Альпинизм)Кэти Дэвидсон была замечена командой спасателей с вертолёта

К моменту прибытия спасателей пятеро детей и еще один инструктор скончались. Они были погребены под толстым слоем снега.

Раймонд Лесли был единственным учеником из шести, которому удалось выжить.

В Эдинбурге, в домах погибших и в их школе, масштабы потери было трудно оценить и представить.

Рори Маклеод, которому сейчас 66 лет, в то время тоже был учеником старших классов в Эйнсли Парк:

"На лицах людей можно было увидеть замешательство: от "Подождите, кто-то это выдумал" до "Подождите, всех этих людей больше нет... Я не понимаю", - говорит он.

Рори и Кэтрин Мюррей Браун были среди тех учеников, которые представляли школу на похоронах.

Она говорит: "Я никогда раньше не была на похоронах и никогда не видела столько расстроенных взрослых, и я никогда этого не забуду.

"Я никогда не видела никого в гробу или что-то подобное, и, наверное, мое умопомрачительное воспоминание - это то, что молодые люди умирают, и это никогда не приходило мне в голову раньше".

Эксперты пришли к выводу, что в будущем родители должны получать больше информации об экспедициях, призвали к созданию условий обязательного и строгого обучения и сертификации инструкторов.

А также рекомендовали экспертам провести оценку целесообразности присутствия высокогорных укрытий. Не стоит ли их убрать, чтобы люди перестали полагаться на них в чрезвычайных ситуациях.

Шотландская трагедия в горах, 1971. (Альпинизм)Спасатели отправляются на поиски пострадавших

Убитые горем родители призвали признать Бен Битти и директора Лагганлии Джона Пейсли виновными в гибели людей, но расследование не нашло вины в их действиях.

Билл Даджон - ныне покойный - беседовал с газетой "The Scotsman" на 40-ю годовщину смерти своей дочери Дайаны в 2011 году.

"Факт в том, что этого не должно было случиться", - сказал он. "Я не могу представить, что это могло бы произойти в наши дни".

"Я не могу что-либо изменить, но считаю, что инструкторы были слишком молоды, чтобы быть главными - это было бы похоже на игру, когда они отвечают за детей не намного младше себя".

Бен Битти, школьный инструктор, продолжал работать в горах и погиб при падении во время восхождения в Гималаях в 1978 году.

Кэтрин Дэвидсон, его девушка, переехала в Канаду.

Раймонд Лесли, единственный выживший, живет в Шотландии и никогда публично не рассказывал о трагедии.

Центр Лагганлии остался открытым и познакомил тысячи молодых людей с преимуществами отдыха на природе.

Средняя школа Эйнсли Парк закрылась в 1991 году после нескольких лет сокращения численности учеников. От нее остался только фасад, а на месте здания теперь стоят квартиры.

Пятерым ученикам, погибшим в Кэрнгормсе, нет памятника, но их школьные товарищи помнят их.

Кэтрин Мюррей-Браун говорит: "Я думаю, пока мы живы, мы будем помнить об этом. Но мы все стареем. Это было 50 лет назад. Я не знаю, останется ли это в памяти после того, как все мы уйдем из жизни."

"В этом не было ничего необычного".

Действительно, что тут необычного - попереться со школьниками в горы в конце ноября, в "одно из самых высоких и негостеприимных мест".

Еще и разделились непонятно зачем.

Странно, что суд никакой вины руководителя не увидел.

"Инструктора" повели детей в поход на пороге зимы. Повели без палаток и примусов. Не поинтересовавшись прогнозом погоды. Повели в места, где снег может выпасть даже летом!

Да в палатках, защищенных от ветра стенками из снега, с горячим чаем, дети спокойно пересидели бы два дня непогоды.

Очень печально...

Нац. парк Cairngorms - в хорошую погоду место весьма гостеприимное, высота макс 1300 м, маршруты простые, вершины плоские.

Но погода Шотландии - да, бывает всякая. Я там был в августе и сентябре, и то иногда ветрище, палатка пыталась улететь.

Им не повезло. Народу там ходит - примерно как у нас в Крыму, так что трагедии раз в 50 лет - это, грубо говоря, нормально. И сейчас там достаточно населённо, местность совсем не дикая, вряд ли повторится.

Над Ялтой школьники тоже замёрзли, и тоже всё на учителя свалили.

++Им не повезло.++

С руководителем.

++Над Ялтой школьники тоже замёрзли, и тоже всё на учителя свалили.++

Что значит "свалили"? Все было сделано правильно, а люди все равно погибли?

Что-то не верится. Можете дать ссылку на описание этого случая?

Сходу не нашёл, это случилось по-моему в 80хх, там памятник стоит. Старшеклассники пошли из города прогуляться наверх в футболках, погода резко испортилась, туман, дождь со снегом, и т.д. Степень вины руководителя определить не берусь... скажем так: чужая вина / собственная невиновность тут никак не помогут.

Зато нашёл ещё один случай в Крыму: https://news.allcrimea.net/news/2004/10/26/1098786385/

>>> Им не повезло.

"Не повезло"? -- Этим преступная самонадеянность подменяется на случайность, которую невозможно предвидеть.

А ухудшение погоды -- это банальность. Тем более, благодаря сводкам погоды, она может быть известна заранее. Инструктора обязаны знать какое снаряжение может понадобиться группе для отсидки в непогоду; и обязаны позаботиться о его наличии (в частности, перед выходом буквально проверить это наличие!). Даже если не было бы ухудшения погоды, весьма желательно в детском походе проводить тренировочную "отсидку из-за непогоды". Чтобы дети получили важный жизненный опыт -- как подготавливаться к выживанию в непогоду и как в ней выживать. Кстати, "отсидка по непогоде" почти всегда случается в спортивных горных походах.

А здесь детей вели преступники. Да-да! Это всем "инструкторам" этого похода должно было "не повезти". Их должны были судить за преступную самонадеянность. Кстати, в ВВС СССР (помнится по срочной службе) наказывали не только за вину в произошедшей аварии, но и за вину в создании предпосылок к ней.

Все это печально. Но при чем тут альпинизм?

Через 4 года, в 1975г в СССР было точно такое же дежавю на кавказской "тридцатке", только летом, и более масштабное(погибло 21 человек). Такое время от времени случается всегда и везде...

Результат такой же, причины разные. В 75-м погибли только те, кто не стал выполнять указания инструктора. При большей дисциплинированности обошлось бы без жертв.