Немецкий мост в Ставрополе
На фото один из мостов бывшей Туапсинской железной дороги Ставрополь –Армавир – Туапсе который стал для туристов, альпинистов и спасателей города удобным скалодромом. Его высота 18, длина 85 и ширина верхнего полотна 6 метров. В своём посте попытался немного рассказать о нём в стихах. Ну как тут без лирики? Эпиграфом к нему послужили строчки моего друга из Улан-Удэ.
«… Дай Бог (пускай не верите, чего там),
дай
вам Господь с друзьями по борьбе
Немецкий мост, как Джомолунгму с пОтом,
совместно покорить в своей судьбе…» (Игорь Туманов)
Как всё-таки свезло ставропольчанам!
За городской чертой – Мамайский лес!
На радость людям – горным экстремалам
Есть мост в нём из ракушечника весь!
Его Немецким почему назвали?
Проект германский инженер создал.
Красиво арки свод дугой сгибали,
Всех удивлял размерами портал!
Тянулась здесь железная дорога,
Верста ложились шпалами к версте
Строители пролили пота много
От Ставрополья и до Туапсе.
Вела торговлю царская Россия –
Зерна поток вовсю на Запад тёк.
Вдруг бах! Война! Своя перипетия –
Тотчас же всё пошло наперекос…
По рельсам стал катиться бронепоезд,
Потом забыли про железный путь.
Приспела тишь, дышало всё покоем,
Который долго не могли встряхнуть!
Косули, кабаны бродили рядом,
Вода внизу журчала под мостом
Хватало всем в кустах грибов и ягод,
За лесом степь раскинулась кругом.
Позднее полюбили горожане
По выходным сидеть у ручейка.
За ними появились на поляне
Немыслящие жить без рюкзака!
Немецкий мост людей видал немало
Из общества бывающих в горах.
Они учились лазить здесь по скалам,
Не путаться в верёвочных узлах!
Не сомневались в нужности науки,
В счастливую им верилось звезду,
Надеялись всегда, что друга руки
Сорваться не позволят в глубину.
Сто лет мосту уже давно минуло,
Деревьев кроны шелестят над ним,
Кой где местами в купол их сомкнуло,
Как-будто демонстрируя интим…
Нередко так случалось – скалолазу
Встречалась скалолазка на пути.
Сначала раз, другой и пусть не сразу,
Но дело шло к созданию семьи!
Тут редко происходит без амбиций,
Кому не свойственно менять судьбу?
Дух соблюдая давнишних традиций,
Свиданья назначают на мосту!
Несколько фото с соревнований спасателей на Немецком мосту. Предметы спецснаряжения такие, как хорей и ямб в кадр не попали...
Подъём в двойке
Сейчас начнётся этап транспортировки "пострадавшего" с подъёмом и спуском
Выход на верхнюю плоскость моста
Плов для участников соревнований
Хороши и тема, и стихотворение, и эпиграф, и ощутимый порыв, и исходящее жизнелюбие, побуждающее на движение. Спасибо.
Изрядно полазил сегодня.
Прямо, акведук времён римской империи! Только мощнее гораздо!
Визуальноё сходство наблюдается, не ожидал только, что в инете столько изображений акведуков!
Очень напоминает железнодорожный мост за южной горловиной станции Индюк,
через который проходит традиционный путь на скалы одноименной вершины в
Туапсинском районе Краснодарского края.
Скорее всего, поскольку Ставропольская ветка строилась одновременно с линией на
Туапсе (в начале XX века), строились мосты по однотипным проектам или
создавались одним проектировщиком.
Только Индюкский мост действующий,
а людская молва ничего про германского инженера-проектировщика не донесла.
Людская молва про отдельную гражданскую личность скорее всего и сказать ничего не могла, ведь он не был полководцем или видным политическим деятелем, имена которых были у всех на устах и, даже возможно, ими пугали своих нелюбимых соседей: "Вот, подожди, придёт такой-то, он покажет тебе!". Но тем не менее, роясь в инете приходилось натыкаться на технических специалистов немецко-бельгийского происхождения и на спонсирующих проект и строительство ЖД представителей российского купечества. К сожалению, не думал, что надо было бы сохранять информацию, к которой возник позднее интерес.
Из людской молвы запомнилась только несерьёзная версия происхождения названия моста "Немецкий", согласно которой оно произошло от близкого в то время расположения хутора немецких колонистов. Кому интересно покопаться в этой истории, рекомендую в поисковике статью "Дорога, которую мы потеряли. "Туапсинка" и "немецкие" мосты".
Фото ориентировочно 1915-16 года. Немецкий мост очень близок к окончанию строительства, леса рядом с с ним ещё нет. А ведь прошло уже больше 100 лет! Теперь это сооружение словно в джунглях!
Сколько ребят приобщилось к горам на Немецком мосту. !!!!!
В каждом из четырёх ставропольских вузов до 90-х годов были горно-туристские и алпинистские секции, не считая энтузиастов на многочисленных предприятиях. Со всеми так или иначе часто пересекались на мосту. Нередко в результате этих встреч образовывались совместные группы для горных походов и восхождений. В настоящее время это древо значительно усохло, но тем не менее, почти в каждый выходной кто-нибудь да приходит туда полазить. Особенно много людей бывает в праздничные дни, целый палаточный хуторок вырастает!
Ростокинский акведук.
Москва, р. Яуза. Построен в 1783–1784 годах.
В начале 2000-х (до реставрации) из спортивного интереса, довелось разок полазить по его опорам )) Тогда местные альпинисты\скалолазы регулярно на нём тренировались.
Как сейчас - не знаю...
Ростокинский акведук+
Красиво, что и говорить!👍
Это была мекка московских скалолазов. Наиболее близкий к натуральным скалам рельеф из доступного тогда в Москве.
В Ставрополе, как ни странно, был один раз и до мостов не добрался. Надо исправить.
А вообще — потрясающий город.
Ещё бы! Ведь Ставрополь стал победителем народного онлайн голосования на выбор самого привлекательного города России.
Этот конкурс проходит ежегодно на сайте «Город России». Жители страны выбирают самый привлекательный, узнаваемый и символичный город.
Источник - ГТРК «Ставрополье» - https://stavropolye.tv/news/160723
Народные онлайн голосования — панама ещё та. Но в данном случае — вполне заслужено.
Причина этого в менталитете. С людьми городу повезло.
Живу в Ставрополе с 1971 года и за это время полюбил его за уют и относительную тишину (это вам не Москва!), некоторый налёт провинциальности, который начал тускнеть в свете современных строительных технологий, обилие зелёных насаждений, близость гор Кавказа. Убедился также в том, что Ставрополь - город тёщ. В свете темы поста и почти незаметного упоминания о горах хочу привести стихо об этом городе и заранее извиниться - кому трудно со временем или нет интереса - не читайте, без обид!
Люблю я Ставрополь - мой город!
Когда алеет небосвод
Навстречу он лучам Авроры,
Бликуя окнами, встаёт.
Гляжу в окно, раздвинув шторы,
Кругом для взора красота!
Вдали на юге встали горы,
В рассвете тают облака.
Седьмой этаж – седьмое небо,
Как на ладони всё вокруг!
Внизу гудит фургончик с хлебом,
Шлейф самолёта наверху…
Донёсся снизу стук негромкий,
Там, где подъездное крыльцо.
Автобус встал к бордюрной кромке,
Проехав площади кольцо.
На остановку поспешая,
Чуть сонный тянется народ.
Аллею дворник подметает.
К ларьку, где «Мясо», кот идёт.
На подоконнике голубка
Топорщит сизое крыло
И чистит пёрышки, как будто
Важней нет дела для неё!
А возле старого вокзала,
Густою зеленью ветвей,
Берёзы, ели и каштаны
Закрыли стёкла витражей.
Ещё пустынно на перроне,
Царит повсюду тишина.
Локомотивы и вагоны
Стоят на рельсах тупика.
Начало здесь дороги дальней,
Лишь днём настанет суета –
На север с площади вокзальной
Уйдут, проснувшись, поезда...
Как чуден вид такой картины,
Она понятна и проста…
Как мне по сердцу город милый,
Старинный город – град креста!
Ставропольский Ж/Д вокзал
Дядь Вить, разрекламируешь, что и у нас будут толпы желающих купить жильё, как в Краснодаре😃
Толпы не толпы, но последнее время наш город стал сильно прирастать новыми жилыми комплексами - "человейниками", боюсь, что по разным причинам не всем нуждающимся в жилье коренным жителям Ставрополя удастся его приобрести. Вот тут-то отделы продаж Ж/К и обрадуются приезжим, неважно откуда и с каким происхождением средств. Хотелось бы ошибиться.
А переезжать в Ставрополь в человейник смысла нет. Домик возле леса — вот это круто!
И чтоб снабжение в шаговой доступности!
Фокус Ставрополя в том, что можно обзавестись домиком в лесу в шаговой доступности от центра. Конечно, далеко не за три копейки.
Таких "нетрёхкопеечных" домиков тут в лесу уже хватает. Обнесены капитальными заборами с камерами видеонаблюдения... Не, в палатке под мостом жить спокойнее!
! :))
За свежий простор и за простоту спокойствия! Да будут чистота, ухоженность и гигиена! И - спортивный дух! И дружественность отношений!
Ставропольский краеаедческий музей...
Здорово. И красиво смотрится!!! Повезло крупно всем, кто может туда приезжать потренироваться или свиданку назначить. Интересно в Германии возле ж.д. вокзала не знаю какого пришлось немного полазить по такому же примерно акведуку или мосту. Там немецкие друзья даже определяли сложность . я еле еле но смог 8с залезть, давно это было но круто.
Спасибо за пост.
Публикация от ТС, содержание поста и свои собственные ассоциации,
выраженные выше в комментарии,
сподвигли с ближайшей оказией сфотографировать и Индюкский ж.д.-мост.
В самом деле - переходить по нему мне доводилось буквально сотни раз туда-сюда,
а фотографии не оказалось ни одной.
Теперь вот есть, январское фото:
Этот действующий мост покороче, чем "Немецкий" на Ставрополье - примерно 75 метров,
и это очевидно: полных арочных пролёта на один меньше;
ширина такая же - 6 метров, высота примерно равна, если считать от русла речки
(слева от шоссе, на фото не видна), над шоссе высота поменьше - примерно 12 м.
Однако сходство очевидно - вон, даже на опорах под арками также по 4 выступа -
я не знаю, как правильно эти элементы конструкции называются.
Следует учесть. что в 80-х годах этот ж.д. мост был масштабно реконструирован:
подбетонирован, заложены проёмы над опорами (но вблизи следы видны), и т.д.
Тем не менее, в памяти пока остаётся его прежний вид со старой каменной кладкой -
которая, как я понимаю, сохранилась на мосту в Ставрополье.