Часть вторая, первопроходческая. В гостях у славянского бога.

Пишет Парфёнов Александр, 13.10.2021 16:15

Часть вторая, первопроходческая. В гостях у славянского бога. (Альпинизм)

Когда мы вернулись с 4810 во второй раз, в лагере нас ждала неприятная новость: пришло сообщение по спутнику, что границы с Таджикистаном так и не открылись.

Наш туроператор наотрез отказалась решать эту проблему объездным путём и предложила нам самостоятельно добраться до Душанбе, а оттуда нас отвезут хоть под ледник. Но как поётся в песне: «Не летят туда сегодня (и вообще) самолёты и не едут поезда. Денег лететь из Киргизии в Таджикистан через Голландию у нас не нашлось, поэтому надо думать запасной вариант. Пока выходили с Каравшина я перебрал в голове все возможные варианты: Терскей (далеко, дорого, чужие маршруты), Западный Кокшаал-Тоо (ещё дальше, ещё дороже и времени в обрез, - самолёт на Родину может улететь с Оша без нас), Хан-Тенгри (успеваем только классику и то не факт). Ашат! (у меня с зимы ещё было пару заготовок «шестёрочных» маршрутов в этом ущелье). Но туда нужны погранпропуска, а их обычно заказывают за месяц до.

Глубокой ночью оказались в Оше. По количеству бутылок в урне, на столе и под столом и содержимому пепельницы я подметил, что Леха уже здесь. На следующий день прилетели Коля и Слава.

Брифинг на дастархане. Озвучиваю диспозицию, с ценниками, естественно в долларах. Ашат, значит Ашат. Легендарная стена Сварога! Самый большой карниз на пространстве бывшего СССР, с вылетом около 15 метров! В 1990 году эту стену пыталась пройти команда Владимира Башкирова, они отступили, дойдя до основания большого карниза. В 2014 году первую и пока единственную линию по этой стене прошла команда Кости Маркевича, потратив на прохождение карниза 2,5 дня.. Были попытки Красноярской команды, на тот момент одной из самых сильных команд России, пройти свой маршрут, зимой, но они тоже отступили по различным причинам.. И вот пришло время нам помериться силами с грозным славянским богом.. Лишь бы сделали пропуска, считай гора в кармане, дело за малым- залезть!))

Часть вторая, первопроходческая. В гостях у славянского бога. (Альпинизм)

Собираю боеукладку, не скрою, люблю это дело!)

К вечеру следующего дня пропуска были готовы (спасибо Аксаю и персонально Диме Ш!), мы тоже. В ночь выехали в Узгуруш. Оттуда тридцать километров, два дня, два перевала и мы в фешенебельном лагере с видом на Ашатскую стену.

Первый перевал взят. долина ущелья Урям.

Там же, спустились..

К вечеру второго дня перевалили второй перевал, показалась Ашатская стена

Прямо из лагеря разглядываем в подзорную трубу маршрут. Самая большая задача – это карниз. Его правая грань с разных ракурсов выглядит по-разному. Ясно только что она нависает.95?110?135 градусов?

Часть вторая, первопроходческая. В гостях у славянского бога. (Альпинизм)

8 августа... В Ашате чувствуется дыхание осени: день убывает, если встать рано, на траве уже серебрится иней. Когда мы пошли на акклиматизацию на пик Сочи, на вершине выпало 15 сантиметров снега. Люблю зиму, особенно летом!

Ночёвка на пике Сочи, на заднем плане массив Паруса, Арго, Диоскуры

Путь от лагеря под стену занял 3 часа. Капсульный стиль может быть fast, даже супер fast, но ни разу не light: опять согбенные несём как улитки свой домик под гору.

Часть вторая, первопроходческая. В гостях у славянского бога. (Альпинизм)

Команда на старте, естественно без фотографа)

В закатных лучах идеально прорисовывается рельеф. Любуемся стеной, ищем проход через берг.

Завтра лезет Ратмир. Как обычно, исходя из предпочтений. По моим прогнозам, весь рельеф первого дня должен быть лазовый.

Часть вторая, первопроходческая. В гостях у славянского бога. (Альпинизм)

Утро.. Маршрут начинается со 100 метрового снежно-ледового взлёта. Иду первым, без кошек, рублю ступени, местами весьма волнительно, радуюсь двойным «Спортивам» на жесткой подошве. Внизу осталась палатка, символизирующая собой ABC. Подходим под берг. Начало технической части маршрута, первый пункт в засыпанной снегом трещине под бергом.

Ратмир лезет первую веревку микста

Ратмир как обычно работает как ракета. Прошёл ледовую лопату, с участками скал, внутренний угол с развальными трещинами, по которому лезли Красноярцы в 2014 и 2015 годах, то есть прошёл всю исследованную часть стены. Всё, дальше на нашем пути нет следов работы команд, об этом можно судить почти наверняка по гладкой, хоть и не большой стенке, на которой мы встали на ночёвку.

Часть вторая, первопроходческая. В гостях у славянского бога. (Альпинизм)

Один из многочисленных углов Ратмира)

Сегодняшний день так и не дал ясности по главному вопросу: возможно ли прохождение большого карниза в этой части стены? Пресловутая грань, на которую я надеюсь, с этого ракурса смотрится как потолок. Да, игра ставок не открыла, завтрашний день всё решит: либо мы подходим и видим, что карниз проходим, любым из имеющихся в арсенале альпиниста способом, либо мы, упершись в непроходимое препятствие, дюльферяем и начинаем всё заново на другой горе.

Эта ситуация очень нервирует команду. На вопросы парней о перспективах отшучиваюсь, рассказываю анекдот про Шарика и его перспективы. Объявляю: завтра буду работать я, Лёха на подхвате. Про себя думаю: я предложил этот маршрут, предложил рискнуть, не зная наверняка, мне и торить дорогу. А если подлезем и упремся, - я уже морально готов, а у парней не будет такого разочарования.

Для начала система трухлявых щелей, прерывающихся на скайхуки, рельефные и дырочные. Местами есть опасность скинуть «чемодан», благо рельеф всё время уходит от станции. Затем скальная тумба, с серией нависаний, подходит под карниз. В основании тумбы идеальные щели под станцию на якорях. Всё. Халява кончилась. Дальше абсолютно гладкая грань карниза, сложенная из прочного серого гранита, без какого-либо рельефа под страховку. И так метров 7, дальше за угол. Суммарный вынос метра 3 я уже набрал, по внутренним углам нависающей «тумбы». Нависание градусов 110, если 90 считать за вертикаль. Бью первую дырку, осторожно выхожу в предпоследние кольца. О это знакомое жжение в бедрах: всё время, пока я изображаю из себя перфоратор, нижняя часть тела держит «планку». Как на зло хочется в туалет, «по-мелкому». Точнее хочется с утра, но всё время подо мной то веревки, то напарники. Ладно, прорвёмся! Осторожно, стараясь держать максимально жесткой конструкцию под названием «тело», перешагиваю в следующую точку, тело хочет качнуться минимум в двух плоскостях.. Дальше пошло смелее. Шагов через 5 Лехе даже пришлось напомнить мне что пора бы застраховаться.

Пока бил болт весь изошёлся: ну очень хочется посс@ть! Первый болт на стене, пританцовывая, забил. Смотрю вниз: я ушел вправо от стены метров на 7, напарники в безопасности. Встаю в крюкопуз, мучительно долго роюсь в двух слоях штанов под обвязкой и.. о блаженство! Ловлю себя на мысли, что к такому жизнь не готовит даже летчиков-испытателей: подо мной пустота, я вышел из горы на 10 метров и брызги моего кратковременного, но столь долгожданного счастья, отражаясь от не пройденной доселе никем грани, летят прямиком в долину, подсвеченные оранжевыми лучами закатного солнца. Леха потом признался, что это была самая яркая картина дня, но камеру достать не успел.

Прохождение первым Большого карниза

Передача ледового снаряжения. Карниз закончился, нависания- нет.

Часть вторая, первопроходческая. В гостях у славянского бога. (Альпинизм)Одиночество на стене

Лишь уйдя за перегиб грани, почувствовал насколько я устал: вся куртка в «цементе» от скалы, лицо тоже. Я долблю, в прямом и переносном смысле уже 11 часов. Съезжаю к парням под карниз, рапортую: «Карниз пройден, теперь вершина- дело техники и времени»

Усталое селфи

Не знаю, что чувствовали мои напарники в последующие два дня, может они когда-нибудь напишут об этом сами, но Лёха в очередной раз сломал свой молоток «Vento», а Коля на 4й день «подарил» нам вершину, как выразился Ратмир. Это были два дня насыщенного, разнообразного лазания, всё как мы любим: тонкая ледовая корка во внутренних углах, нависающие ИТОшные стенки, даже один камин попался.

Встретить ледовый ручеек, после двух дней нависаний- хорошая примета, к выполаживанию

Когда выбрались на гребень, погода начала портиться. Всё, нам опять повезло, в который раз. На вершине тура не нашли, только поломанный френд «Алиен» вставленный в щель. Я бы взялся его починить, но видимо, он выполняет роль тура. Оставили записку под ним.

Ж@па обволакивает

Теперь вся команда влезла)На вершине.

Итоги экспедиции. Мы собирались этим летом залезть первопроход 6Б, мы это сделали. Пусть не в высотном классе, так в высотно-техническом. Иногда обстоятельства сильнее нас: мировые эпидемии, политические конфликты. В сложившейся ситуации мы выбрали самый сильный маршрут и прошли его быстро, безопасно, а главное, дружно! Ходите в горы, любите их, и они ответят вам взаимностью!

Экспедиция проходила при поддержке:

А так же при непосредственном участии: