Немного об объятиях Морфея

Пишет Эндер Мамонт, 20.09.2021 11:42

Хочу раскрыть свое мнение на архиважнейший вопрос "как засыпать быстро и спать сладко в походе?"

Немного об объятиях Морфея (Горный туризм)

Здоровый сон - это очень важно. Хорошо восстанавливая силы можно добиться лучших результатов, уменьшить возможную аварийность, просто получить больше удовольствия от процесса.

Несколько лет назад я как то понял что уже не трепетный юноша, хотя и одновременно не принцесса на горошине, но особенности рельефа в виде камней под пенкой сильно временами раздражают.

Можно попробовать сделать максимально ровную и удобную площадку. К сожалению это возможно далеко не на любом рельефе, да и занимает чем ближе к идеалу тем больше времени.

Немного об объятиях Морфея (Горный туризм)

Можно заложить по литру коньяка на человека в раскладку, но это мягко так не спортивно, да и работоспособность после всего этого будет минимальная. Даже в спиртовом эквиваленте это не утащить. + алкоголь просто зло в походе если дозы не символические.

Можно взять полторы пенки, подложить под себя рюкзак, веревку, всю одежду, местного табарганчика, козлика, другого участника/цу и так далее. Но эффект все равно будет не совсем тот.

На самом деле когда космические корабли бороздят просторы вселенной умные люди уже давно все придумали.

Кроме стандартной ижевской пенки есть множество других вариантов на чем можно прикорнуть усталую спину.

Давайте коротко их рассмотрим (речь идет о походе в условиях высокогорья, с ночевками разного типа - на леднике, на снегу, на моренах и так далее).

Прежде всего вводная. Какие есть параметры.

Кроме комфорта в плане камней под боком еще важная тема:

2) теплопроводность того что находится между тушкой туриста и поверхностью планеты. Это очень хорошо и круто раскрыто на сайте Комбрига. Если углубляться в вопрос то сильно советую ознакомится со статьей.

3) В походе важный так же вес. Каждый грамм практически.

4) Ремонтопригодность/ устойчивость к повреждениям.

5) Объем который занимается в рюкзаке.

Итак, варианты:

Одна пенка. неровности рельефа отлично чувствуются. Более менее работает летом на траве в лесу, на леднике уже холодно снизу.r-value согласно тому же комбригу 1.1-1.2. Вес 430 гр для стандартной 8 мм. Можно бегать в кошках по ней, прокалывать ледорубом - пофиг. Объем большой, хоть в рюкзаке хоть сбоку.

Немного об объятиях Морфея (Горный туризм)

Полторы пенки. Неровности все равно неплохо чувствуются. Обычно чуть больше половины отрезают для использования. Фишка в том, что основное давление тушки туриста производит участок от плечей до бедер, под голову можно подсунуть пуховку, ноги мерзнут меньше. Суммарный r-value 2.2-2.4. Меньше 3-х это летний вариант. Ремонтопригодность/устойчивость та же. Объем еще больше.

Две пенки. Все как в предыдущем варианте, только объем еще больше. По мне единственный вариант - для лыжных походов с печкой.

Кроме ижеских есть более интересные и продвинутые варианты: термическое сопротивление коврика Термарест Z-Lite SOL - 2.0 — достаточное для сна летом. И это при меньшем весе — 410 грамм. Но существенно дороже. Есть клон от нечурхайк, в принципе китайцы неплохо сделали.

У пенок есть плюс - при их помощи можно делать носилки для аварийно спасательных работ или шину для фиксации переломов. Даже огородить туалет.

Немного об объятиях Морфея (Горный туризм)

Дальше уже продвинутые варианты.

Коврик надувающийся (без наполнителя или с наполнителем типа пуха/прималофта и тд). Тут куча технологий с перегородками внутри или без. Читайте комбрига. С неровностями работает отлично, может шуршать. Теплее пенок, широкий диапазон работы разных моделей.Весят тоже по разному, но как правило меньше любого другого варианта. Если проколоть/повредить ремонт может быть большой проблемой, вместо коврика получается просто тряпка. Объем самый маленький, бывают варианты с литровую бутылку.

Коврик самонадувающийся (внутри наполнитель похожий на продвинутый поролон). Очень разные тоже. Бывают относительно недорогие и быстро дохнущие от сплава до тех кто более чем прилично стоят от термореста. С неровностями работает немного хуже надувастиков. Теплее пенок значительно. Весят сравнимо с пенкой. Объем значительно ниже чем у каремата, хотя несколько выше чем у надувастика. При проколе начинают травить, но благодаря начинке сохраняют некоторые свойства в плане термоизоляции.

Немного об объятиях Морфея (Горный туризм)

Еще как то был забавный случай, несколько лет назад, во время похода по Кавказу, мы поставили палатку в микроложбинке (она была уже старая, дно истрепанное). Я уснул. Начался ливень. Просыпаюсь - все вокруг бегают что то суетятся, в палатке лужа глубиной 2 см, все мокрые, а я плаваю как на матрасе, сухо и комфортно.

Я перепробовал многое.

Начинал с одинарной пенки ижевки. Дальше двойной. Лет 6-7 назад купил сплавовский стандартный самонадувастик толщиной 3.8 (сдох за год), затем начал использовать связку ижевский + укороченный толщиной 2.5 от сплава (травить начал через год). Последнее что я пробовал тонкий коврик от сплава + самонадуваст от термареста укороченный.

Пришел к оптимальной комбинации для себя пенка Naturehike, клон термарестовской + самонадуваст Therm-a-Rest Prolite Small Poppy

Неровности рельефа почти не чувствуются. ну если не совсем глыба под боком.

Суммарный r-value 2+2.4 = 4.4 Это реально тепло. Как 4 ижевки.

Вес 770 гр. 4 ижевки бы весили 1720 гр. Вес по мне приемлимый. Позволяет сэкономить на спальнике. Я когда то ходил с синтетическим весом 1.6 кг, потом купил более теплый пуховый, весом 1.2. Сейчас для летних гор использую сиверовский пуховый весом 462 гр.

Объем у самонадувастика маленький, пенка гармошкой вешается сбоку.

Повредить пенку почти невозможно. По самонавастику можно пробежаться в кошках, но я его из палатки не достаю, а по палатке в кошках перемещаться признак дурного тона. При проколе самонадувастик все равно работает. Система получается аналогом полуторной пенки, что все равно теплее одинарной.

Минус самой большой всего этого есть только в плане финансов. В общем нормальный самонадуваст стоит около 10 + 1.5 каремат.

Надеюсь кому то эта микростатья помогла. Хотя тут думаю люди все и так знают, тогда хоть надеюсь фотки повеселят. Ходите в горы с удовольствием товарищи )

Немного об объятиях Морфея (Горный туризм)

Порадовало первое фото - спящего на кошках. Ну, и, естественно, последнее - спящего на девушке.

Я остановился на Therm-a-Rest NeoAir XLite.

Теплый но шуршит конечно.

И по росту не для каждого.

i (28) Я сегодня не выспался! А причина? Причина тоже не выспалась...

++ По самонавастику можно пробежаться в кошках ++

А вы уверены что знаете то о чем пишете?

++ При проколе самонадувастик все равно работает ++

Да, очень работает, даже математически посчитали как работает ))

О сне на проколотом коврике речь конечно не идет.

Но, в отличие от пенок, характеристики надувного мата по весу, транспортным габаритам, R-Wert в разы лучше. Подчеркну, исправного.

Да и ремкомплект к ним есть.

Но, они конечно значительно дороже и есть тонкости эксплуатации. При минусе, ртом их надувать не надо (например). Результат может поразить. :)

По любому предмету снаряжения можно пробежаться в кошках находясь в горах, если ледорубу ничего не будет, пенка не потеряет функциональности просто пара новых дырок, то самонадувастик станет явно намного менее удобен, поэтому я написал что использую его только в палатке. Я как то одной своей ногой по другой пробежался немного сорвавшись, шрам до сих пор это напоминает. )

Я спал на сдутом самонадувастике несколько раз поверх пенки. Теплее

Спячка на пути к перевалу Чакманташ. 06.08.1980 г. Северо-Западный Памир.

Забыл написать, что это шестёрка горно-туристская. Отсыпаемся перед восхождением на пик Ленина.

Термарест пролайт смалл. Длиной 119см. Можно и на булыжниках спать, он толстый. Весит меньше полкг.

Этим летом таки проколол, первый раз за 10 лет.Приходилось ночью поддувать.

С моей точки зрения и по опыту, определяющим фактором при выборе "подстилки" на маршруте является то, что основная теплопотеря во время сна идет через контакт с землей, где спальник под весом лежащего смят. Во вторую очередь учитывается, что спишь очень на разном грунте, и хорошо бы что-то иметь для положить между дном палатки и этим самым грунтом, чтобы уберкчь палатку от повреждений.

Комфорт для сна при учете первых двух факторов получаешь автоматически, хотя он, конечно, тоже важен.

Исходя из этих соображений для себя навсегда определил, что ковриков должно быть два, один из них - обязательно пенка. Так и хожу уже много лет.

По собственно коврикам. Два одновременно - это вес и объем. Ну, надуаные матрасы и самопальные пенки советских времен не беру, тогда я о весе и объеме не задумывался, молодой был.) Про современные. Классическая пенка и тянет прилично, и уж больно много места занимает. Некоторое время пользовался Thermarest Z-lite, она хорошо складывается гармошкой. Однако лайт-то она лайт, а весит почти 400г (374). Поэтому сейчас у меня пенка Syrex Kanchen Junga, весом 140г. То же самое про коврики. Ходил с самонадувайкой Alexica Travel, отличный коврик, но тянет почти на 800г (787). Поэтому теперь завел себе надувной Seatosummit Ultralight весом 377г. и объемом с литровую бутылку.

Итого "вес" теплой и удобной ночевки можно сократить с почти 1,2кг до практически 0,5кг без потери этих самых тепла и комфорта, да и "объем" значительно снизить. Чего, как говорится, и всем желаю. Мнение, разумеется, только моё и необязательно верное, не навязываю.

Из мест, где ночевка не очень удобна, данное сочетание ковриков проверено при многодневках по Путоранам и Камчатке. На Путоранах, на самом плато сверху, километры курумника, да и по долинам рек ставишься как правило на камнях. На Камчатке в районе Ключевской и Толбачиков не обойтись без ночевок на вулканическом пепле, там коврик под дном палатки аообще необходимость. Ну и зимой на снегу неоднократно проверено.

Как-то так

// По собственно коврикам. Два одновременно - это вес и объем.//

вес и объем вполне могут быть сравнительно небольшими.
года три назад перешел на двухслойный бутерброд из этого описания - надувной neoair xtherm + эва-коврик 5 мм
оказалось во всех смыслах наилучшим вариантом по сравнению с другими вариантами с которыми ходил до этого, но немного дороже:

вес в сумме 660 г
толщина в сумме 7 см
большой запас тепла: R-value 7,6
естественно, наличие альтернативных функций у коврика-пенки
если оба коврика скатать в один рулон вместе, то в упакованном виде меньше одной самой тонкой ижевки,видно на фото со статьи по ссылке -

"перешел на двухслойный бутерброд из этого описания - надувной neoair xtherm + эва-коврик 5 мм"

"наличие альтернативных функций у коврика-пенки"

Да, тот же вариант: два коврика, один из них пенка, второй надувной. Что называется, мысли сходятся.

"вес в сумме 660 г"

Вообще, по фото, 235+440=675г. Мой вариант - 140+377=517г. Разница получается в 148г, что не так много, конечно, но уже ощутимо.

"большой запас тепла"

Честно, всегда с подозрением относился к числовым выражениям этого фактора. Уж больно индивидуальная штука "замерзаемость" человека. Думаю, что "запас тепла" у наших вариантов плюс-минус одинаковый.)

"если оба коврика скатать в один рулон вместе"

Рулон пенки, по мне, слишком торчит за габариты рюкзака, как его ни носи. Через кусты пролезать неудобно, а без этого совсем никак, что на тех же Путоранах, что хоть в Подмосковье. Я пенку примерно на две трети складываю гармошкой, а остатком оборачиваю, получается тоже рулон, но плоский. Хорошо ложится под боковые стяжки рюкзака. Вот, на фото видно:

А "вкатывать" надувной коврик в пенку, по мне, не самая лучшая идея, при вертикальном ношении, если не доглядеть, будет он мокрый, лишняя возня. Но это уже придирки, конечно.)

Скажите, а не является проблемой, то что надувастик холодный. Ведь, если в нем воздух охлаждается, это передается спине? Или вы его под пенку? Но тогда риск прокола вырастает.

Пенка кладется вниз. Либо на дно палатки, либо, если ставишь палатку,например, на острые камушки, то под дно палатки, между ним и этими камушками. Надувной коврик кладется поверх пенки. Поэтому воздух в надувастике, прогревшись от вашего тела, далее практически не охлаждается, так как между ним и землей теплоизолирующая прокладка - пенка. Теплопотеря через контакт с землей минимизируется.

Любой желающий может легко проверить это на практике.

Игорь Надеждин // Вообще, по фото, 235+440=675г. //

это по чужому фото, а у меня лично получилось 660 г, хотя это те же коврики (может только ЭВА немного потерся и потерял в весе)

markrus // Бутерброд с R=2,0 - это очень подозрительно //

действительно делать бутерброд из двух летних ковриков не очень целесообразно по крайней мере если ходишь в походы в холодное время года или туда, где холода ))

тем более, когда в "бутерброде" надувной слой имеет еще более низкое R-value, чем пенка под ним.

"действительно делать бутерброд из двух летних ковриков не очень целесообразно"

Вот совершенно не собираюсь, хм, отстаивать свою точку зрения. Ни с вами, ни с маркрусом. О чём специально сразу и написал: "мнение моё и необязательно верное". С другой стороны, и собственный опыт не собираюсь отставлять в сторону. Поэтому и далее буду использовать данную конфигурацию ковриков, в том числе в холодное время года, в разумных пределах, конечно. Ничуть не умаляя тем ваше право использовать вашу.

Что до "эр два ноль"... как бы помягче.. как человек раньшого времени, привык доверять объективной реальности, данной мне в ощущениях. А ощущения говорят, что там, где люди с одинарными супертеплыми суперковрами ночью мерзнут, я со своим 'бутербродом' сплю как у мамы. Мало того, этот самый 'летний' надувной коврик появился в результате натурного эксперимента: страхуясь от возможных холодов, взял я как-то за полярный круг, помимо самонадувайки-Алексики, две этих самых пенки Сирекс. Они ж легонькие, и вместе весят меньше, чем одна Термарестовская. Ну вот, минуснуло, и народ, с которым шёл, начал нешуточно мерзнуть. Я ж не зверь - поделился одной своей пенкой с товарищем, а у него именно такой коврик Ситусаммитовский был. Метод (ожидаемо) сработал: мне хуже не стало, а человек мерзнуть перестал от слова 'вообще'. Для интереса попросил поменяться коврами. Поспав на данном 'бутерброде' из Сирекса и Ситусаммита, сделал выводы и теперь его и использую. А ежели "эр два ноль" с объективной реальностью спорит - ну, значит, правильно я этим цифрам не доверял, спасибо маркрусу за подтверждение.

Ещё раз повторюсь: делясь опытом, совершенно не собираюсь навязывать свою точку зрения. Пусть каждый делает как ему кажется правильным и проверяет это практикой.

а я вообще не знал о существовании пенок с таким крошечным весом. 140 грамм можно носить даже просто для подстраховки-не внапряг. Здорово, прогресс не спит:)

А по мне, так лучше всего от холода защищает лапник. Нарубишь, бывало, арчи где -нибудь на Сугране, и прёшь себе всё это на Коммунизма или Корженеву. Постелешь этот хлам на дно палатки, закроешь карематом, чтобы сучья в печень не вонзались, и спишь спокойно. А на Тянь-Шане вообще лафа - там ведь и ёлки есть. На спуске можно было всё это закидать в нашу печку, и приготовить хороший плов...

Неплохой вариант )

Мой старый друг Катемон отлично спит на веревке на стене в висячем положени, без разницы головой вниз или головой вверх, в палатке на 7000м без разницы на каремате или без, и очень часто у меня возникало желание удавить или задушить этого сладко храпящего Катемона ,потому что этот сука спит а я козел голову свою бережно держу на руках пытаясь уснуть и даже спирт не всегда помогает.

лист поролона под клапаном абалаковского рюкзака
путь к пику Коммунизма 1980 год
кадр из фильма Валерия Васильевича Ломыга https://risk.ru/people/lomiga

Всегда завидовала тем, кто может спать где угодно как угодно! :)

Мы сначала перешли на гармошки от Thermarest Z-Sol - стало мягче и теплее. Но недостаточно мягко.

Потом купили Exped Synmat (оранжевая серия) и в качестве футпринта пленку поликро. Качество сна несоизмеримо! У нас с мужем двойной Exped - для пары идеально, тк надувастик один, ничего не разъезжается. Спали на нем на снегу под Казбеком + спальники пуховые на -10 - не замерзли вообще. Только мужу он коротковат - под ноги кидает рюкзак или сидушку. Если нормально расчищать место под ночлег и класть поликро, то ничего его не проткнет. Ну и я видела его в разрезе - там прочный материал. На GR20 соло я купила себе одноместный Exped Synmat, было тепло и мягко. Но в одноместных дурацкий клапан один на надув-сдув, в двухместном мне больше нравится - там клапаны отдельные, при чем пара клапанов на каждую половину коврика. Одноместные есть разных размеров, в тч пошире и подлиннее для крупных туристов. Двухместный тоже есть побольше, но у нас он не поместился бы в палатку, так что взяли поменьше.

Если бы пришлось спать на камнях-камнях, то я брала бы комбинацию пенка или йоговский коврик + Exped.