Информация о Центральной Школе инструкторов альпинизма

Пишет aodintsov, 14.09.2021 17:12

Информация о Центральной Школе инструкторов альпинизма ()

Уважаемые коллеги и друзья!
Хочу поделиться соображениями по итогам двух последних альпинистских сезонов.

На мой взгляд прошедшие годы определили два главных вопроса, решению которых Федерация альпинизма России и Правление должны уделить максимум внимания. Первый – это финансовое обеспечение деятельности ФАР, второй – кадровый вопрос, связанный с подготовкой инструкторов. Эти две проблемы, мне кажется, по значимости превосходят все остальные (чемпионаты, соревнования, Золотые ледорубы, корректировка правил и прочее), а значит их решению необходимо уделять особое внимание.

Так сложилось, что к обеим этим проблемам я имею непосредственное отношение. Что касается финансирования деятельности ФАР, то это вопрос довольно деликатный, во многом келейный, не предполагающий общественной дискуссии. Это, разумеется, не отменяет работу контрольно-ревизионной комиссии, следящей за расходованием средств, полученных в результате уплаты членских взносов, благодаря спонсорским перечислениям, а также средств, полученных в результате коммерческой деятельности. Отчёты о работе КРК должны, разумеется, регулярно публиковаться. Работа по увеличению бюджета ФАР ведется и, я надеюсь, даст свои плоды.

Однако более подробно я хотел бы остановиться на подготовке кадров. Чуть больше года назад я вступил в должность начальника Школы инструкторов. В последнее время ЦШИ не критиковал только ленивый. Многие суждения были справедливы, многие – нет. И те, и другие отличались эмоциональными перехлестами. В своей работе я решил руководствоваться несколькими принципами:

1. Обучение курсантов в ЦШИ должно быть бесплатным.

2. Альпинистская квалификация курсантов должна быть не ниже 1-го спортивного разряда.

3. Школа не должна выпускать инструкторов начальной подготовки. Только полноценных инструкторов 3-й категории.

4. Учебная программа должна учитывать опыт и практики отечественной школы альпинизма.

5. Авторитет преподавательского состава не должен подвергаться сомнению, а следовательно, спортивная квалификация преподавателей должна быть высокой.

6. Изменения в ЦШИ не должны носить революционного характера. Только эволюционный. Критики Школы, призывающие к радикальным изменениям, будут разочарованы.

Большая часть программы в сезоне 2020-2021 начала реализовываться. Было выделено 20 квот на бесплатное обучение. К сожалению, пятеро курсантов были переведены в группу обучения инструкторов начальной подготовки. Я был категорически против этого, но по ряду причин вынужден был пойти на компромисс. Однако полагаю, это был последний выпуск инструкторов начальной подготовки в ЦШИ.

Остановлюсь на программе реализации квот на бесплатное обучение. Осенью 2020 года во все региональные федерации альпинизма были направлены письма с просьбой указать, сколько курсантов выше 1-го спортивного разряда данный регион может делегировать в ЦШИ. Из 63 федераций откликнулись 28. Было прислано 73 заявки на подготовку инструкторов 3-й категории. Я полагал, что выделение 20 квот при наличии 73 претендентов создаст здоровую конкуренцию на местах. В результате в Школу приедут лучшие. Я ошибался. Некоторые региональные федерации меня удивили. Федерация Архангельской области прислала курсанта, уже имеющего удостоверение инструктора 3-й категории, он, видите ли, хотел освежить полученные им когда-то знания. Федерация Ростовской области одну из квот выделила мастеру спорта (фамилию называть не буду). Он отказался от поездки непосредственно перед началом Школы. Квота пропала. Федерация Мурманской области прислала двух курсантов формально отвечающих требованиям 1-го спортивного разряда, однако подготовленных весьма слабо. Их отправили обучаться по программе ИНП, хотя, по моему мнению, лучше бы отчислили. Но больше всего меня удивила федерация Красноярского края. Ими было подано 16 заявок, получили 2 квоты, в итоге не использовали ни одной. Руководители этих федераций должны отдавать себе отчет, что в дальнейшем при распределении квот все эти обстоятельства мною будут учтены.

Не вполне нормальная ситуация сложилась также с подготовкой инструкторов 2-й категории. В Положении об инструкторах фигурирует требование, на мой взгляд, избыточное, что претендент на 2-ю категорию должен лезть маршруты 6-й категории трудности. На этом основании в категорию вольных слушателей был переведен Николай Кобыляцкий - человек, неоднократно руководивший альпмероприятиями и прекрасно разбирающийся в нюансах их проведения (его, кстати, я планирую привлечь в качестве лектора по теме Правил и оформления документов в Школе 2022 года). Перевод в категорию вольного слушателя произошел в период моего вынужденного отсутствия и отыграть ситуацию назад тогда мне не удалось. Однако на ближайшем Правлении я подниму этот вопрос, и мы, надеюсь, решим его в пользу Николая.

В целом прошедшая Школа произвела на меня благоприятное впечатление. Я вижу, что ситуация не столь безнадежна, как ее описывают некоторые пессимистически настроенные критики. Несомненно, требуются реформы и изменения. На них остановлюсь подробнее.

1. К преподавателю каждого учебного отделения в будущем году будет прикомандирован стажер. Цель – расширение преподавательского состава Школы. Список потенциальных стажеров будет опубликован на сайте.

2. Я буду добиваться, чтобы оплата пребывания в Школе включала в себя не только обучение, но и питание, и проживание курсанта. Тут гарантировать ничего не могу – всё будет зависеть от финансовых возможностей ФАР.

3. На ближайшем Правлении мною будет вынесено предложение о внесении поправок в Положение об инструкторах. В частности, об отмене требований лазания 6А категории трудности для инструкторов 2-й категории и сокращение количества смен с 3 до 1 для инструкторов ИНП, желающих переквалифицироваться в инструкторов 3-й категории.

4. Входное тестирование при поступлении в Школу для курсантов будет проводиться заблаговременно в феврале-марте 2022 года. Это исключит попадание в Школу слабо подготовленных людей и связанные с этим конфликтные ситуации. Информация о сроках и месте тестирования будет вывешена на сайте. День, который раньше тратился на прием экзаменов, будет использован для практических занятий.

5. Необходимые изменения в учебную программу Школы. Перевод некоторых тем на заочную форму обучения с предоставлением необходимых материалов для изучения. Таким образом мы еще освободим дополнительное время для практических занятий. Учебная программа также должна быть максимально приближена к реалиям альпинистской жизни, учитывать опыт отечественной школы. Этот вопрос наиболее сложен, и решить его можно только путем доброжелательного обсуждения и взаимной готовности слышать друг друга. Согласие есть продукт при полном непротивлении сторон.

6. Система баллов, тестирования, оценки деятельности курсантов, вносящая атмосферу некоторого морального террора, должна быть гуманизирована. Курсанты – тоже люди и их не надо линчевать без излишней необходимости.

7. Преподавательскому составу будет настоятельно рекомендовано по окончании Школы совершить восхождение 5-6 категории трудности. И коллектив сплачивается, и лишний раз навыки, преподаваемые курсантам, на практике применить не вредно.

8. И, в совсем отдаленной перспективе, хотелось бы, чтобы преподаватели Школы приняли участие в Чемпионате России в каком-либо из классов.

В завершение хочу сказать, что руководство Школы всегда готово к конструктивному диалогу. Мы будем благодарны за любые разумные инициативы как со стороны региональных федераций, так и от рядовых членов ФАР, болеющих за развитие нашего любимого вида спорта.

С уважением, Одинцов А.Н.

65


Комментарии:
3

Отлично! Пункт 7- это давно надо делать. Очень дельное предложение.

Спасибо, Александр


1

Очень интересно посмотреть как Александр Анатольевич полезет 5Б - как организатор он великолепен:))


2

К бесплатному образованию часто относятся наплевательски. Если бы внесли предоплаты, 10 раз подумали стоит ли забивать на курсы. Аналогично, при условии возмещения расходов на обучение в случае пропуска курсов при выделении бесплатной квоты.

Вопрос должно ли быть платным образование, размер платы (возмещение расходов или доходность) - тема весьма дискутируемая, т.к. последующая работа инструкторов часто бывает платной и приносит определенный доход.

В заключение хотел высказать свою благодарность Александру Николаевичу за его большую работу.


1

Есть другое мнение, оно мне кажется более жизненным: человек, заплативший крупную сумму за образование, не достаточно образован, поскольку потрачено много времени на добывание этой суммы. Истина , видимо, как всегда , где-то посредине.


1

Интересно, насколько похожа организационно и методически эта школа со старой, советской. Например 1982года: https://www.youtube.com/watch?v=POX0kQ3Ghvk, https://www.youtube.com/watch?v=pFO4mGXuDAY&t=32s


3

Если были требования и курсант не соответствовал им и был отчислен, какие бы там "заслуги " не были , правила есть правила. ОНИ ДЛЯ ВСЕХ! Убирете требования, тогда ине будет споров. А, так получается "додавили"


1

Если требования к тренерам ШИ будут "СОВЕРШАТЬ ВОСХОЖДЕНИЯ 5 б - 6 к.тр" ! То тогда и курсанты на 2 категорию обязаны сдавать тест на прохождение маршрута 5-6 к. тр. А, если для курсантов это не обязательно , то почему для тренеров обязательно? Что есть кто -то "прямее " ? Странно????


2

Лазание трассы 6А кт. тр. - детский норматив, по мне если у человека после получения второй категории остается право водить людей в Горы (то есть те же права, что и с третьей), он просто обязан лезть не хуже. Конечно если человек будет просто руководить, то ему это и не нужно. Как мы все уже знаем, отличный руководитель может получиться только из боевого офицера, всё испытавшего на своей шкуре.

В этом, считаю - проблема современной школы - преподаватели школы Отличные ребята, Хорошие педагоги, Хорошо рассказывают, очень систематично. Но по факту сейчас школа инструкторов больше с гидским уклоном, которая топит за сверх безопасность. Напомню, что в настоящем альпинизме (настоящий альпинизм - имею в виду все что начинается с 5Б) делать все сверх безопасно - не возможно, всегда нужно выбирать, оценивать риски. Идеального рецепта, алгоритма не существует. Всё как в песенке: "Как древне-известный философ сказал: - материя не исчезает, погиб Альпинист и на могиле его огромный лопух вырастает"

Все эти многочисленные тройки, четверки - нужны лишь для того, чтобы быстро научиться передвигаться на простом рельефе пятерок, шестерок - ни для чего больше. Пользоваться огромным количеством железа на простых маршрутах - не правильно и отвлекает от основной цели (6Б).

Вся соль в том, что большинство манало на верте'ле все эти 5 и 6 Б:)) Им достаточно селфи в крутой снаряге на тройках, четверках - страдать, преодолевать они не хотят да и не готовы. Кому-то, вон вообще, достаточно диванного альпинизма на ресурсах подобных этому, скрываясь под безликими никами, не боясь получить за базар по морде:)))

Может уже хватит заниматься этой хренью?!! Восстанавливать совейский алпынизьм?

НЕ ВОЗМОЖНО ЭТО!:)) НЕ ВОЗМОЖНО!!!

Были времена - хорошие, плохие, они были и они прошли:)) Прошли... Надо смериться, их не вернешь:)))

По мне гораздо разумнее обратиться, перенять, переработать под себя западный опыт. Ну вот на хрена изобретать велосипед, на обломках великой Империи?

Та школа, что есть сейчас - никогда не будет способна воспитать настоящих Пацанов наподобие Глазунова или Дмитриенко. Таких ребят способны вырастить - Тимошенко, Балезин.

Вот только нужны ли эти бойцы современной ФАР? Большой вопрос:)))))


5

Хочется поставить два "+" и один "-". "Может уже хватит заниматься этой хренью?!! Восстанавливать совейский алпынизьм?" - Его и не пытаются восстановить, но не надо забывать свою историю, традиции. А учиться лучше у лучших!



Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru