Ортлес по гребню Костон (Хинтерграт). Немного истории и свежий фотoотчет.

Пишет olagor, 11.09.2021 15:20

Ортлес (Ortler по-немецки, Òrtles по-соландерски, Ortèl по-ломбардски) - гора в южной части Реатских Альп (Италия) высотой 3 905 м над уровнем моря. Это самая высокая вершина группы Ортлес-Чеведале (Ortles-Cevedale) и самая высокая вершина в регионе Трентино-Альто-Адидже (Trentino-Alto Adige).

Название горы Ортлес, зафиксированное c 1770 году звучало как "Ortles spiz der höchste im ganzen Tyrol", что означало "Ортлес - самое высокое место во всем Тироле". В 1804 году гора сохраняет свое название "Orteles", в 1840 году как "Ortlesspitze", а в 1900 году как "Ortler", что происходит от двух названия двух земель Außerortl и Innerortl в селении Сольда (Solda).

Это одна из самых внушительных гор южных Реатских Альп, представляющая собой самую высокую точку массива. В прошлом, до присоединения Южного Тироля к Италии в 1919 году, она также была самой высокой вершиной Австро-Венгерской империи.

История альпинизма на Ортлесе началась весной 1804 года. В то время в долинах у подножия горы, которые в то время были практически изолированы друг от друга, ввиду отсутствия дороги, появилась информация о том, что эрцгерцог Иоганн Австрийский (брат тогдашнего императора Австрии Франца II) предлагает солидное вознаграждение тому, кто поднимется на Ортлер, самую высокую вершину Тироля и всей империи.

Вызов принял Йоханнес Непомук Гебхард (Johannes Nepomuk Gebhard), ботаник из Зальцбурга, офицер альпийских войск и топограф на службе Австрийской империи. Он предпринимал попытки в течение всего лета 1804 года, почти каждый день, с помощью многочисленных местных проводников, но так и не достиг вершины. За несколько дней до его возвращения домой, 26 сентября, охотник из долины Пассьер, Жозеф Пихлер (Joseph Pichler), предложил ему свою помощь. Пихлеру были назначены два компаньона, которых имперский офицер, отвечающий за сертификацию восхождения, предоставил в качестве сопровождающих. Вершина была достигнута 28 сентября в 10 часов утра, после чего группа начала спуск по тому же маршруту, который закончился в 8 часов вечера.

Самому же Гебхарду пришлось ждать до следующего года, чтобы достичь вершины, опять же с помощью Пихлера, который с тех пор стал официальным гидом на Ортлере. 28 августа 1805 года на вершине был водружен большой льняной флаг, который был виден из самой долины. 13 сентября Гебхард приказал доставить на вершину деревянный шест, покрытый соломой и пропитанный смолой, для разведения костра, чтобы убедить частично еще не верящее население долины в том, что Ортлер был покорен. В последующие годы Ортлес был пройден несколько раз, также по разным маршрутам, оборудованным самим Пихлером.

Классический маршрут (via normale) был открыт знаменитым английским альпинистом Фрэнсисом Фоксом Тукеттом (Francis Fox Tuckett) в 1864 году и пройден в следующем году Юлиусом Пайером (в честь которого названа хижина откуда начинается маршрут) и Эдмундом фон Мойсиковичем (Julius Payer, Edmund von Mojsicovics), основателем Австрийского альпийского клуба. С тех пор были открыты новые маршруты, со всех сторон горы и с возрастающей сложностью.

Грандиозная северная стена, один из величайших ледовых маршрутов в Восточных Альпах, была покорена в 1931 году Францем Шмидом (Franz Schmid, который вместе со своим братом Тони первым взошел на северную вершину Маттерхорна). В 1963 году Петер Холл и Гельмут Витт (Peter Holl, Helmut Witt) открыли сложный маршрут по правой стороне северной грани, преодолев сложные скальные плиты и непосредственно покорив ледниковый серак в самом уязвимом месте, затем Райнхольд и Гюнтер Месснер (Reinhold Messner, Günther Messner) преодолели центральный серак в 1964 году, а в 1979 году К. Ешке и М. Буртшлер (K. Jeschke, M. Burtschler) спустились по нему на лыжах.

Маршрут Костон-ди-Дентро (Coston di dentro) более известный по своему немецкому названию Хинтерграт (Hintergrat) является одним из самых популярных маршрутов для восхождения на Ортлес, а также одним из первых открытых (Йозеф Пихлер впервые прошел по нему в 1805 году, через год после первого абсолютного восхождения на вершину), но он длиннее и сложнее, чем классический маршрут. Перепад высот составляет около 1250 м от хижины Костон (Hintergrathütte по местной топонимике), расположенной на высоте 2661 м, до которой можно добраться из Сольды за два с половиной часа ходьбы по легкой тропе.

Маршрут проходит по скалам (II и III категорий сложности, с двумя коротенькими участками IV категории) и снегу (максимальный уклон 40°) и классифицируется как AD- (в российской классификации 2б/3а). Ориентировочное время прохождения от 4 до 8 часов в зависимости от состояния маршрута (заснеженность и обледенелость скал), количества восходителей (в узких местах на гребне бывают очереди), ну и навыков быстро и безопасно двигаться по рельефу. У нас c напарницей ушло 4 с половиной часа от хижины до вершины, из которых около получаса на ожидание. Спуск по классическому маршруту, довольно длинный (если честно, очень длинный), сначала по леднику и скалам до хижины Паер (rifugio Payer), расположенной на высоте 3029м, а затем по тропе вниз в долину Сольда (1800м). По времени спуск зависит от состояния ледника (количество снега, состояние мостов через трещины), ориентировочно 4 - 6 часов. Можно немного облегчить себе жизнь (спуск и подъем на хижину Костон/Хинтерграт) воспользовавшись кресельной канатной дорогой "Langenstein" - "Orso", которая привозит в месту старта (парковки).

В целом отличный маршрут, очень разнообразный рельеф, впечатляющие виды на северную стену из хижины Праер, контрастные пейзажи. Мы сходили 8-9 сентября (в первый вечер подошли на хижину, благо канатная дорога работает до 17:00, второй день - восхождение, спуск и возвращение домой в Тренто). Состояние маршрута и погода были идеальные! Основная рекомендация - избегать высокого сезона и выходных дней :)

Ну и теперь фото :)

Ортлес по гребню Костон (Хинтерграт). Немного истории и свежий фотoотчет. (Альпинизм)Красная линия - Гребень Костон (Хинтерграт), Зеленая линия - классический маршрут (https://www.nikobeta.net/)