Гиды или гады ?

Пишет Pablo, 01.06.2021 21:04

То,что в русскоязычном тырнете по поводу горных гидов сплошные «война и немцы», нормально и объяснимо . Гиды Шамони будут отмечать осенью 200 лет создания, IFMGA– 56 лет. Профессия инструктор-проводник на бумаге в РФ появилась 3 года назад. Несколько коряво появилась...ну первый блин. Так что ,всё у нас (у вас,у них) спереди!

Фото - для отвлечения вниманияГиды или гады ? (Альпинизм)

Путь

Горным гидом не рождаются и не становятся по указу. Те же, кто сам выбрал путь горного гида, должны иметь страсть к этому с самого начала. Нужно уважать горы и окружающую среду, а также иметь веру в собственные силы и способности.

Интенсивные тренировки и сложные экзамены являются лишь фундаментом - успешному горному гиду нужны знания и опыт.

Одного развития технических способностей недостаточно, равно как и вершина не должна быть самоцелью. Внимательно осмотревшись, начинаешь видеть множество новых линий на стенах, а из теней могут проявиться новые возможности.

Связка

Надежность связки это в первую очередь чувство напарника, а только затем технические и лазательные навыки.

Мастерство гида способно вселить уверенность в любого напарника.

На маршруте горный гид берет на себя основные обязанности и принимает решения. Тем не менее, напарник также должен выполнять свои задачи путем принятия ответственности и демонстрации уверенности в движениях и навыках.

Решение

Правильный выбор маршрута, правильная оценка навыков и физического состояния партнера по связке, оценка опасностей и стратегия снижения рисков - все это необходимо для успеха.

Тщательное выполнение требований приводит к успешному результату: правильное и эффективное использование выносливости, знание того, когда нужно отдыхать, правильное распределение снаряжения и питания и, что не менее важно, контроль времени.

Пока тур проходит гладко, критическая решительность не требуется, однако, когда возникают трудности, например, внезапные изменения погоды или другие опасные ситуации, принятие правильного решения сможет помочь сохранить вам и вашему напарнику жизнь и здоровье и уберечь от травм.

Пределы

На экстремальных горных маршрутах вы можете достичь своих физических и эмоциональных пределов.

В сложных горных ситуациях опасения и страх могут стать реальностью. Они могут служить важным предупреждающим сигналом и могут помочь нам распознавать опасности и наши пределы прочности.

Мы должны прислушиваться к опасениям и страхам и научиться их принимать - и мы должны управлять ими, либо преодолевать их, для того чтобы иметь возможность двигаться вперед сохраняя контроль над ситуацией.

Запас прочности, накопленный в результате многолетней практики , помогает нам расширить границы пределов, которые могут возникать из-за страха и опасений.

Успех

Достижение успеха это не только достижение вершины. Маршрут завершается только после успешного спуска. Цель восхождения - прохождение маршрута и то, как это сделано; при этом нужно не забывать, что порой прекращение восхождения может спасти жизни. В горах мы успешны только в том случае, если речь идет не только о совершении восхождения, но и о процессе получения удовольствия от всего восхождения.

„технические навыки“

Термин “технические навыки” включает в себя способности и навыки, необходимые для занятия горными видами спорта и являющиеся основополагающими для них.

К “техническим навыкам” относятся индивидуальные навыки по скалолазанию, ледолазанию и передвижению по снегу, а также приемы работы с веревкой и спасения.

Это крайне важные профессиональные навыки, актуальные для всех горных видов спорта.

„мягкие навыки“

Термин “мягкие навыки” описывает содержание обучения IFMGA, которое не носит технический характер и, следовательно, не является частью «технических навыков». «Мягкие навыки» описывают способ взаимодействия горных гидов со своими клиентами и третьими лицами.

Основными элементами этого термина являются прежде всего индивидуальная компетентность, высокий уровень коммуникации и методические способности.

Индивидуальная компетентность включает в себя поведение, способности и навыки, касающиеся оценки вас как личности. Индивидуальная компетентность - это способность к самоорганизации, ответственности, устойчивости, способности взвешенно оценивать, персональной мотивации и т.д. Такой горный гид обладает способностью к самовосприятию и самоорганизации, обладает силой воли и терпением.

Навык коммуникации включает поведение, способности и навыки, которые позволяют вести себя и взаимодействовать с людьми социально приемлемым образом. Речь идет о поиске своего пути в сообществах, непредвзятом взгляде на других людей, проявлении уважения к людям и терпимости, при этом без пренебрежения своими личными желаниями и потребностями. Компетентное социальное поведение среди прочего проявляется в коллективной ответственности и коллективной работе, контакте, критике и конфликтности. Человек, обладающий социальными компетенциями, обладает способностями к сочувствию, общению и взаимодействию.

Методические навыки это в том числе владение и использование различных методов и приемов работы. Горные гиды, инструкторы и гиды со своими клиентами, обладающие методической компетенцией, могут планировать маршруты и тренировки наиболее эффективным образом.

Понятная, ясная цель, тщательное планирование, адекватные инструкции, и критическая оценка своих поступков являются частью “мягких навыков”. Таким образом, горный гид должен уметь формулировать цели, подходящие для клиентов, планировать, выполнять и оценивать обучение либо маршрут. Он / она понимает важность выбора наиболее оптимального решения из множества возможных для любой конкретной ситуации.

Технические и «мягкие» навыки сложно преподавать, и сложно им обучиться. Поэтому необходимо повышенное внимание и постоянное возвращение к этим темам на протяжении всего тренировочного процесса.

Только постоянная практика и контроль со стороны экспертов могут стать гарантией того, что будут достигнуты самые высокие стандарты в этом очень важном разделе профессии горного гида.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Если кто вдруг дочитал :), то вот продолжение (весь текст – это выдержки из Платформы и Reference handbook IFMGA, перевод Белоусова В.) :

Горный гид в понимании IFMGA - это профессионал, чьи навыки были сертифицированы официальной организацией, признанной IFMGA, входящей в Ассоциацию - члена IFMGA.

После сдачи вступительного экзамена, продолжительность обучения, включая все экзамены и 14 дней Учебной Практики с наставником / экспертом, должна составлять минимум 94 дня. Сфера компетенции гида включает в себя все основные навыки в горах (классические восхождения, скалолазание, ледолазание, скитур/фрирайд, снегоступинг, треккинг и экспедиции) и сопутствующие виды деятельности, связанные с навыками и подготовкой гида.

Гид ведет, инструктирует, консультирует и обучает клиентов.

Поступающий ( в школу гидов) должен:

иметь значительный опыт в альпинизме, катании на лыжах, скалолазании и ледолазании

предоставить список не менее 55 маршрутов, который включает разнообразные альпинистские маршруты, лыжные туры, технические восхождения и другой опыт, полученный в течение трех последних лет. Во время этих восхождений поступающий должен лидировать полностью на маршруте, либо быть лидером на значительной его части.

быть в отличной физической форме.

Перед началом работы с клиентом, гид оценивает уровень подготовки клиента, его предыдущий опыт и достижения.

У гида есть юридическая обязанность заботиться о своих клиентах, а также в более широком смысле, профессиональные ответственность и обязательства по отношению к альпинистам и восхождениям в целом, что в определенных обстоятельствах может также составлять его (гида) юридическую обязанность проявлять заботу.

Гид должен убедиться, что клиент надлежащим образом экипирован для запланированной активности.

Личное снаряжение Гида удовлетворяет запланированной активности, надежно и периодически проверяется.

При работе с клиентами гид определяет допустимое количество участников, принимая во внимание безопасность, условия соглашения с клиентом, любые местные особенности в отношении количества клиентов на гида, а также любые правила или законы, соблюдаемые местными гидами. Соблюдается устоявшаяся практика местных гидов IFMGA, если она существует.

++При работе с клиентами гид определяет допустимое количество участников, принимая во внимание безопасность, условия соглашения с клиентом, любые местные особенности в отношении количества клиентов на гида, а также любые правила или законы, соблюдаемые местными гидами.++

По этому пункту, как вызвавшему наиболее жаркие дискуссии в известных темах, хотелось бы поподробнее.

Возьмем, к примеру, Эльбрус или Казбек. Законов и местных особенностей тут, насколько я понимаю, нет, местные гиды водят кто по одному клиенту, кто по десять. Клиент, допустим, полностью доверяет гиду в этом вопросе, своих условий не ставит.

Из перечисленного остается только безопасность. И как гид решает, сколько человек безопасно, а сколько нет?

поподробней нет и,надеюсь,не будет. Желание урегулировать всё ,везде и навсегда приводит в тупик. Принятие решений ,исходя из множества меняющихся факторов, возможно главный навык гида. В работе гида практически нет однозначно определенного "черного" и "белого". Из множества оттенков "серого" вы должны быстро и адекватно выбрать надежно-оптимальное. Для этого требуется опыт ,на это направлена большая часть обучения: думать ,а не следовать шаблонам

Хорошо высказал то, что у меня смутно блуждало в голове.

Пять баллов!

Пожалуй, это сюда:

Правила организации работы гидов и предоставления услуг в горах будут приняты независимо от желания или нежелания отдельных лиц и фирм. Возможно, это пакет нормативных документов, которые будут добавляться по мере развития этой сферы услуг.

Серега правильно сказал, что гидов надо готовить, то есть обучать. И не за два месяца или непосредственно перед восхождением, а давать более глубокие знания. Если от гида зависит здоровье и жизнь клиента, то к самой подготовке гидов должно быть повышенное внимание и требования.

А кроме этого со временем потребуется знание иностранных языков, истории регионов, где предполагается работа с клиентами, флоры и фауны, обычаи местного населения, традиции, байки и легенды (очень важная часть), интересные случаи и рассказы о восхождениях на маршруте, в других регионах и странах, песни под гитару, и много чего еще.

Что касается альпинистов, которые не смогли выполнить главное желание клиента – довести до вершины и благополучно спустить вниз, нарушили правила горовосхождений, то да, такое бывает. Но для этого и проводятся расследования.

Полиция (милиция) создана для поддержания общественного порядка и пресечения правонарушений. А если полиционер достает пистолет и начинает стрелять в людей?

Армия создана для защиты государства. А если военный торгует оружием?

А еще есть предатели среди силовиков. Означает ли это, что нужно создать новое МВД, МО и спецслужбы, потому что нынешние не те?

Кто будет принимать Правила вопрос второй. А первый и самый главный – Правила должны быть! Если, кто-то не согласен пусть попробует возразить.

"Тех, кто возмущается рекомендациями ФАР слушать не нужно. Если смогут предложить, что-то лучше, народ обсудит, а отвлекаться на выяснение, кто кого главнее, думаю, не стоит. Обсуждение идет 7 дней. Кто-то кроме ФАР предложил свой проект Правил, Положений, норм и требований?"

Вот именно. В том то и дело, что диванные эксперты специализируются на ловле блох, ловко находят прорехи - которые никто и не отрицает особо, - но произвести что то, способное двинуть дело, не способны.

Гиды эльбрусские еще в конце 90- что то там пытались решать и соорганизовать - начали сначала делить портфели... А ФАР первое экспертное заседание по проблеме гидов и образования профсообщества провела в Безенги еще в 2009 г. И с тех пор, пусть медленно и спотыкаясь, 12 лет идет по пути приведения в хоть какой-то порядок эту сферу интересов, работая, в т.ч. и в юридической сфере, и во взаимодействии с ответственными ведомствами и близко тематическими организациями. Остальные же только языком метут в ынторнетиках.

За последние полгода случились 4 резонансных ЧП в сфере коммерческого альпинизма и спортивного туризма - Эльбрус, Хибины, Эльбрус, Абхазия. В 2-х случаях (впервые за 30-летнюю историю РФ) дело доведено до суда, третье наклевывается.

И тут проснулись товарищи из причастных! Заголосили... "Как это так?! Где настоящие правила и законы?! С чего вдруг следаки берут за основу положения общественной организации?! Эдак нас всех, гидов без корочек и с корочками, можно под суд?!.."

Накосячил - можно и нужно.

И пока следствие и суды будут привлекать в качестве экспертных положения ФАР и RGMA. Ибо других профессиональных нет.

.++ Сфера компетенции гида включает в себя все основные навыки в горах (классические восхождения, скалолазание, ледолазание, скитур/фрирайд, снегоступинг, треккинг и экспедиции) и сопутствующие виды деятельности, связанные с навыками и подготовкой гида.++

Этот момент тоже неясен. Разве нет такого понятия, как специализация - гид по скитуру или гид по треккингу, признаются только гиды-универсалы?

Александр, вам противопоказано это читать и обсуждать...

Вы как зомби...не улавливаете сути... главная цель напасть и укусить... -:)))

Ну, положим, кусаете как раз Вы, я спрашиваю.

в рамках IFMGA да,только универсалы. по трекингу есть UIMLA у них попроще

А не в рамках IFMGA?

Думаю, что не только в России гиды IFMGA - это элита гидов, а не все гиды.

о как оно, пригорело у некоторых )))
ещё один поучительный рассказ о тру-гидстве, и как тяжело им стать, а не несколько раз сходить на Эльбрус клиентом

Ого! Вот это требования к подготовке гида!

Спасибо Павел!

Ваша статья в самую точку! Может наконец-то некоторые прозреют.

Разумеется понятно, что невозможно сразу стать профи, но хочется увидеть желание учиться, учиться и учиться. В первую очередь всем, называющим себя гидами.

Хороших гидов много, но недостаточно.

А также хочется, чтобы все так называемые туроператоры, прочитали это и убрали со своих сайтов-завлекаловок, или вернее разместили, точную информацию по квалификации их "гидов"...

Всем удачи в горах! Разумности и безопасности!

Хороший пост. Если бы все гиды действовали сообразно с этой информацией, то и проблем бы не было. Осталось только как-то отделить гидов от гадов.

Так есть проверенное средство- "янычар с ятаганом"....

А вот интересно, какая статистика гибели клиентуры гидов IFMGA, с разбором причин, вины гидов, их наказания и т.д.? И есть ли она вообще, такая статистика?

интересно. но обобщенной нет. с учетом работы более 6000 гидов по всему миру,и их загрузкой ,можно сделать достаточно обоснованное предположение о весьма низком % НС

Спасибо за предоставление точной, взвешенной, отточенной информации по сущности гида. Да. Если по-серьёзному это не лёгкий хлеб. Это призвание. И невкоем случае не лохотрон (развести клиента на деньги). Как показывает свой опыт, качественно работать выгодно- это лучшая реклама.

Гиды, работающие например в Альпах (по-белому, естественно) - они все имеют корочки IFMGA? Т.е. сначала получают корочки (это ведь несколько лет), и потом уже начинают водить?

так точно!

а как это регулируется на законодательном уровне?

Есть национальная ассоциация, члены которой следуют правилам IFMGA. В принципе, могут быть и другие национальные ассоцииации гидов, не входящие в IFMGA?

Есть национальное (местное) законодательство, которое регулирует коммерческую деятельность вообще... и, наверное, - дополнительно в сфере "гидовских/туристических услуг"

Есть нормы, которые прямо или косвенно требуют соответствия стандартам IFMGA? Или это как 5 мишленовских звезд? ))

Технические навыки/квалификация гида должны поддерживаться ежегодным опытом сложных восхождений, за эту квалификацию в т.ч. они и оплачиваются как гиды(а не инструктора)..много ли гидов выпуска вашей школы ходят серьёзные маршруты?

зимой на Коммунизма в команде было 5 гидов и 2 аспиранта,например

...идея о квалификации правильная,но мысль сформулирована некорректно

Такой я некорректный, Паша:)

З/п гида как раз связана с его необходимостью трат на поддержу высокой спортивной формы- ведь гид лидирует с клиентом, без права на ошибку.

Твой ответ показывает разницу с российской школой -как то не видно таких достижений наших гидов

6000 гидов на весь мир - не так уж и много, с такими жесткими требованиями их и не может быть намного больше.

Даже на всю Европу вряд ли хватает. Неизбежно существование гидов вне IFMGA, с более мягкими к ним требованиями. Сколько угодно можно призывать:"Пусть все гиды будут такими", но это утопия.

Понятно, что не все гиды, даже с корочками, будут идеальными, но во-первых стремиться к этому надо, в том числе и созданием разных систем отбора и требований. А главное, в случае явной халатности, приведшей к гибели человека, если это произошло при оказании платной услуги, то и спрос должен быть другой, не как с инструктора спортивной группы. Так как в этом случае халатность может быть сделана сознательно из корыстных побуждений, а не в следствии ошибки. И не важно входит гид в какую-либо систему или нет, важен факт предоставления услуги за деньги

Я не понимаю, почему спрос с разгильдяя - инструктора должен быть меньше, чем с разгильдяя-гида. Инструкторы, кстати, тоже деньги получают за свою работу.

Я бы одинаково подходил.

Стремиться надо, но не обязательно к критериям IFMGA. Мне, например, при восхождении было бы совершенно все равно, как хорошо умеет руководитель кататься на горных лыжах и умеет ли он это вообще.

Отсутствие специализации тоже вопрос спорный.

В Италии к лицензированным гидам по Колизею довольно строгие требования, в их число нелегко попасть, но опыт экскурсий по Ватикану для этого не нужен. Опыт экскурсий по Флоренции - тем более.

Гид, претендующий на право водить по всему миру - одни требования.

Гид, претендующий на право водить на одну-две горы в своем регионе - другие.

Так было бы логичнее.

Паша забыл сказать, проект зимний снежный барс это проект гидов Киргизии.

В начале 90 принимал группы из Европы. Тогда работал как гид и организатор мероприятий. Помню на Эльбрус приехала группа 18 или 22 человека, с одним гидом. Плюс два с Российкой стороны было и все. И это считалось нормаой. Хотя их гид на удивление был слабоват. Это к тому что фоимирование группы у них не по шаблону происходит. Все решает гид, если считает что это безопасно. В тоже время на на Камчатке на 4 клиентов было 2 гида, 3 носильщика и повар. Маршрут Ключевская, Толбачик скитур, Камень и район Мутновки с рыбалкой. Так что я думаю основное это правильно выбранная тактика и прогнозирование клиента. Особено на горе Э и К. На Казбеке до всех этих тросов было куда плутануть и упасть. По мне глупость для двух этих гор требовать соблюдение неких количественных показетелей, Гид-Клиент. Опыт гида или руководител-кординатора на месте важнее. А система агрегаторов которые рекламируют и потом отдают клиентв это основое зло. Они возможно и видели Эльбрус только с канатки. Поэтому и получается что получается. Хотя не исключается что и на "старуху бывает проруха." Все под "богом" ходим.

И да, почему не требовать на клиента 2 гидов. Но это как в том мультике, когда из шкуры можно сшить одно хорошее пальто, или 10 пальтишек, но за три коппейки. Можно и 10 сопровождающих набрать, и платить 3 коппейки

>>> Гиды или гады?

Ясен перец, шо гады. Ибо искушают, как тот змей – падём в горы!