Первопроход в Осетии - Вершина через пещеру.

Пишет Михаил Cемёнов, 28.04.2021 09:44

Первопроход в Осетии - Вершина через пещеру. (Альпинизм)

Был совершен первопроход нового варианта маршрута на Мулдзуги-Барзонд Питерской команды Политехника.

Начнем сначала - от Адама:))

В феврале написал мой Друг Владимир Молодожен - будут звонить/писать ребята, хорошие, почти второразрядники, очень хотят зимних троек.

Чуть позже написал Макс с интересной немецкой фамилией Меш.

Парни жаждали троек, сколько получится, и интересных.
Чтобы не оказываться одной единственной группой в районе, изначальные планы были на Осетию либо Ерыдаг.

Даты с 1 по 9 марта.

Проанализировав ситуацию, посоветовавшись со Старшими Товарищами, решили, что Цей и Ерыдаг для марта и таких планов будут весьма утопичны, по рекомендации Львовича был выбран район Мещены - интересные маршруты, хорошая связь, безопасно.

Было решено - ехать в район Мещены.

Непосредственно перед вылетом заболел. Скрутило так будто хватанул ковид.

Вариантов не поехать уже не было, слишком много народу бы подставил.

Кэт меня снабдила различной химозой и шприцами.

Прилетел во Владикавказ.

Познакомились вживую с ребятами, загрузились в машину, которая должна была нас забросить как минимум до села Донифарс, как максимум, Львович рассказывал, что им часто удавалось доезжать прям до последнего коша, в котором планировалось сделать базовый лагерь.

Забирал нас парень Игорь по кличке Псих:)

Первопроход в Осетии - Вершина через пещеру. (Альпинизм)

по дороге купили осетинских пирогов.

Снега было много, дальше Донифарса проехать не смогли.

До темноты было не так много времени.

Хорошо, взял с собой с Москвы волокуши, которые использовали при попытке подняться зимой на Ключевскую сопку.

Нагрузили их пакетом с едой, отправились в направлении 1 коша.

Первопроход в Осетии - Вершина через пещеру. (Альпинизм)

Смеркалось. Довольно быстро стало понятно, нам это все не дотащить. Еду подвесили на большой камень неподалеку от села.

В глубокой темноте пришли в первый кош.

На утро было ясно.

Первопроход в Осетии - Вершина через пещеру. (Альпинизм)

С Максом отправились топтать следы в третий Кош (базовый лагерь).

Дима и Кузя отправились с волокушами к камню где была оставлена еда и часть железа.

Около 12 +/- мы с Максом добрались до нашего коша.

Дверь пришлось откапывать.

Первопроход в Осетии - Вершина через пещеру. (Альпинизм)

Внутри кош оказался довольно уютным.

Всё как и обещал Львович: 4 кровати, стол, прихожая с дверью.

Попив чайку отправились к ребятам.

Пришлось сделать две ходки с вещами.

В крайнюю ходку придумали как всем вместе запрячься в волокуши и тащить.

Первопроход в Осетии - Вершина через пещеру. (Альпинизм)

Напоминало рассказы Джека Лондона.

В базовый кош пришли уже в сумерках.

Болезнь сильно мучила, приходилось себя постоянно колоть на протяжении нескольких дней (посещали мысли - надо было помереть еще маленьким).

03.03.2021

Утро как и положено началось в полной темноте.

План на сегодня: сходить Вершину Мулдзуги Барзонд по 1Б (открывашка), Сергея Егорина, разведать спуск, просмотреть маршрут Попова 3Б на завтра.

Первопроход в Осетии - Вершина через пещеру. (Альпинизм)

Классический вариант, который предлагает Сергей Егорин далеко обходить на гребень с левой стороны. Выбрали Фрилайновский вариант: выйти на гребень по достаточно широкой полке. (не знаю насколько, но такой путь определенно экономит силы и время)

вид на полку захода на гребень (вариант Фрилайна) на фото выше.

После выхода на гребень, далее все как в описании Сергея Егорина - траверс гребня вправо по простым широким полкам - полям, до простых пешеходных участков, далее вверх до Вершины.

Записка на вершине: от 12.08.2020 РСО Алания - Каскад и группа Резол Москва

Спуск с Вершины очень простой и быстрый. Вначале в сторону 2Б на восток.

В первом понижении гребня мы делали крутой дюльфер с нависания метров сорок. Теоретически можно было обходить пешком по полкам, но этот способ нам показался быстрее. Скорость это всегда элемент безопасности в Горах.

Первопроход в Осетии - Вершина через пещеру. (Альпинизм)

сделали петлю на выступе в последствии ее усилили

Весь остальной путь до коша просто пешком.

От Вершины до двери впоследствии путь занимал не больше 1,5 часов.

Первопроход в Осетии - Вершина через пещеру. (Альпинизм)

В лагерь спустились рано. Не было часа дня - у нас было достаточно времени понежиться на солнышке, обустроить пространство, накопать ходов.

04.03.2021.

Как и положено ранний подъем.

План на сегодня сходить 3Б - маршрут Михаила Львовича Попова.

Все последующие дни мы подходили под Гору по следам протоптанным в первый день, Восхождения по 1Б.

Хотя подходом называть это смешно - фактически мы жили под Горой:)

Первопроход в Осетии - Вершина через пещеру. (Альпинизм)

Маршрут вполне логичен - достаточно понятное начало.

Ключевой участок маршрута стенка метров 5-8 немного нависающая.

Думаю, вполне есть вариант пролезть по щели слева. Макс выбрал путь правее.

Первопроход в Осетии - Вершина через пещеру. (Альпинизм)

лазание тут не простое. Ребята потратили много времени.

Дошли до КТ, тут как выяснилось позже легко перейти на другой маршрут - соседнюю 3Б.

Место начала, для кого-то, психологически неприятной полки (фото выше).

Первопроход в Осетии - Вершина через пещеру. (Альпинизм)

После прохождения полки - траверса вправо. Путь достаточно однозначный вверх по углу.

Угол выводит правее Вершины (если смотреть от Коша на Гору) метрах в 70 - 100Первопроход в Осетии - Вершина через пещеру. (Альпинизм)

На Вершине были в 18 часу вечера - начинало смеркаться.

Спускались по уже изученному пути.

Коша достигли уже в темноте.

Первопроход в Осетии - Вершина через пещеру. (Альпинизм)

Впечатления о маршруте Попова 3Б - положительные, действительно соответствует заявленной категории - для зимы то уж точно.

Ребята сказали, что по регламенту Молодожена им обязательно на завтра нужен день отдыха - хотя погода шептала, лично мне было жалко ее терять.

Учитывая то, сколько у нас времени заняла 3Б - хотелось подстраховаться.

Предложил следующий расклад: выспаться, выйти обработать три имеющиеся веревки на второй 3Б.

Парни согласились.

05.03.2021.

Получили консультацию по второму маршруту.

По политическим моментам все правду рассказывать смысла нет.

С вероятностью 99% могу сказать, что мы шли второе прохождение.

Утром выспавшись и позавтракав - вышли на подход.

Погодка шептала. Диск яркого солнца - нещадно жарил:))

Первопроход в Осетии - Вершина через пещеру. (Альпинизм)

Начало маршрута первопроходцы обозначили пустым КТ и координатами джипиэс, по мне это перебор, ну как есть. На тот момент, для нас было не очевидно (что идем второе прохождение) от того написали в пустой КТ свою записку.

Участок от тура до места, где нужно лезть вполне логичные несложные огороды по сложности не выше чем 2А.

Прошлый день попеременно работали Макс и Дима.

Сегодня была очередь работать Кузе.

Первопроход в Осетии - Вершина через пещеру. (Альпинизм)

Кузьма Ильич - собирал весьма интересные надежные станции:)

На третьей веревке, если пролезть по углу прямо, как в начале и сделал Кузя, попадаешь к КТ на маршруте Попова, пришлось приспуститься и лезть левее. (фото ниже)

После того как Кузя пролез третью веревку, сделал станцию, стали спускаться вниз, располовинивая перила. Макс с Димой отправились вниз раньше отдыхать и стряпать.

на первой веревке для располовинивания перил пришлось замолотить шлямбур.

Первопроход в Осетии - Вершина через пещеру. (Альпинизм)

Как в Больших Горах, натянули нижнюю часть перил, завесили на первую станцию всю снарягу.

Закончили работу где-то в 15 часов.

06.03.2021.

Спалось сладко, но мало. Болезнь уже совсем отпустила, сил было много:)

Почти с рассветом начали жумарить.

Первопроход в Осетии - Вершина через пещеру. (Альпинизм)

Достигли того места где Кузя сделал крайнюю станцию.

Тут началось самое интересное...

По какой-то причине первопроходцам не понравились два этих камина, они сделали нелогичный на наш взгляд траверс влево, уйдя на какие-то огороды (по крайней мере отсюда и выше смотрелось именно так). В любом случае, лезть их путем, совершая сложный траверс по стене совсем не хотелось. Решено: с этого места идем первопроход, как оказалось потом очень даже не зря:))

Первопроход в Осетии - Вершина через пещеру. (Альпинизм)

Макс выбрал левый камин, в туже точку возможно выйти и по правому камину. В камине было крутое, приятное монолитное лазание.

И правый и левый камин сходятся переходя во внутренний угол

после преодоления угла, вообще БОМБА:))) осыпная площадка и вход в сквозную вертикальную пещеру высотой 8-10 метров. Такое видел только в буржуйских фильмах:))

Первопроход в Осетии - Вершина через пещеру. (Альпинизм)

У самого входа в пещеру с правой стороны был сложен наш контрольный тур.

Выход из пещеры вид сверху вниз

после пещеры начинается длинный крутой камин.Первопроход в Осетии - Вершина через пещеру. (Альпинизм)

Первопроход в Осетии - Вершина через пещеру. (Альпинизм)

От начала входа в пещеру, веревки хватило как раз до очередной удобной площадки.Первопроход в Осетии - Вершина через пещеру. (Альпинизм)

было уже понятно, что до Вершины остается совсем немного

По внутреннему углу - камину Макс полез выше - над нами кружили орлы.

Первопроход в Осетии - Вершина через пещеру. (Альпинизм)

Станцию на Вершине сделать невозможно,Макс воспользовался способом страховки, который военные окрестили - мокрая жопа:))Первопроход в Осетии - Вершина через пещеру. (Альпинизм)

Наша линия маршрута выводит прямо на Вершину, что является не менее приятным, чем пролаз через такую классную вертикальную пещеру:)Первопроход в Осетии - Вершина через пещеру. (Альпинизм)

Все участники Восхождения были на вершине в 12 дня:)

Первопроход в Осетии - Вершина через пещеру. (Альпинизм)

собравшись, отправились уже до боли знакомым путем, вниз.

приспустившись еще раз, рассмотрели маршрут Попова 3Б и наделали множество фото на фоне Горы в Американском стиле:))Первопроход в Осетии - Вершина через пещеру. (Альпинизм)

Вечером созвонились с Игорем, который нас сюда забрасывал и должен был 8 числа забрать обратно. Поскольку погода портилась, сидеть еще один день смысла не было, хотели уехать пораньше. Но не судьба - Игорь не мог. От того пришлось один день просто проматрасничать в хижине.

07.03.2021

Утро - скучно:)

Первопроход в Осетии - Вершина через пещеру. (Альпинизм)

Решили сходить немного по дороге вверх исследовать старую штольню.

08.03.2021

Прибрали в коше.

собрали пожитки и майнули в низ в Донифарс

часов в 12, как и было договорено нас забрал Игорь

Большая Благодарность альп клубу "Политехник".

Участникам за классные Восхождения, что не убились и даже не пострадали - разве, что только морально:)

Все ребята классные, работали как отличная команда:)

Меш Максим Валадимирович

Созинов Кульзма Ильич

Хлопин Дмитрий Михайлович

Инструктор: Семенов Михаил Александрович.

Удаление деревьев
Ранние публикации на эту же тему:

https://www.risk.ru/blog/218630 - Анонс 2020

https://www.risk.ru/blog/218992 - Работа над проектом

https://www.risk.ru/blog/219024 - Зимняя Семенов - Баши 3А – 2021 г.

https://www.risk.ru/blog/219081- Новый вариант 4Б – по ступеням через камин

https://www.risk.ru/blog/219130 - Чистка тропы на Кап

https://www.risk.ru/blog/219325 - Проект Белалакая 2020 Финал

https://www.risk.ru /blog/219329 - Содомиты в альпинизме

https://www.risk.ru/blog/219379 - Тест на адекватность

https://www.risk.ru/blog/213491 - Балалакая 3Б

https://www.risk.ru/blog/213490 - Белалакая 4Б (по носу Корабля)