Печка-щепочница зимой

Пишет tourspec, 08.04.2021 08:17

Печка-щепочница (в Гугле «portable foldable lightweight wood stove for hiking outdoor») в настоящее время широко применяется в одиночных походах и походах малых групп, и выпускается в промышленных масштабах. При этом в широкой практике считается, что данный вид нагревательных устройств применим главным образом в летнее время и межсезонье (три сезона). Вместе с тем, отдельные путешественники используют (причем в обычном режиме) данные печки в средней полосе северного полушария в зимний период.

Учитывая высокую экономичность данного вида печек по сравнению с классическими вариантами палаточных печек, а также сеткой-решеткой и костром, автор данной статьи попробовал определить – при каких условиях печки-щепочницы можно и целесообразно использовать зимой (то есть при отрицательных и резко отрицательных температурах).

Эксперименты показали следующее. Если в зимнее время в печку-щепочницу класть все виды щепок, веток и т.д. подряд, топка печки довольно быстро заполняется «доверху» долго тлеющими углями, после чего добавление дополнительной порции дров в топку становиться невозможным. Печка при этом перестает работать на растопку снега и варку, хотя сардельки на углях жарить можно.

После многочисленных экспериментов и множества испорченных банок удалось-таки найти способ «подружиться» с данным видом печек зимой. Вопрос заключается не столько в конструкции, сколько в технологии. Технология заключается в следующем.

1 Должны использоваться полноценные сухие дрова (не валежник) без коры или с минимальным её количеством Сухие дрова сгорают с образованием небольшого количества углей, которые догорают дотла.

2 Главная фишка заключается в том, что после выхода печки на режим интенсивного горения меняется размер и место расположения дров. Довольно крупные дрова диаметром 3 - 5 см (не щепки и не мелкие ветки), складываются в форме колодца не внутрь печки, а ставятся на печку сверху. Вариант «финской свечи» (чем тоньше отдельные полешки, тем лучше) допустим только в самом начале 2го этапа. Котелок должен подвешиваться на высоте около 15 см над печкой, а не ставиться на печку. Длина дров должна соответствовать диаметру (если печь имеет форму цилиндра) или верхним габаритам печки. В этом случае дрова после сгорания обрушиваются внутрь печки, а не вываливаются наружу. Частота подкладывания дров – один раз в 5-10 минут, что вполне приемлемо в период бивачных работ.

3 По мере сгорания колодца дрова можно складывать в хаотическом порядке. Угли догорают довольно долго, печь легко «запустить» снова, пока в топке есть угли.

4. Скорость растопки снега при использовании полноценных дров близка к аналогичным показателям при использовании небольшого костра. Тяга – отличная даже при отсутствии ветра. Пламя закрывается от осадков котелком. Ветер не задувает пламя в топке печи, а напротив - работает на усиление горения, хотя часть пламени конечно сдувается после выхода из печки (поэтому ветрозащита целесообразна). Печкой - щепочницей можно пользоваться под тентом, что иногда бывает крайне актуально.

На одного человека вечером обычно требуется получить 3,5 - 4 л воды (1 л на ужин с учетом выкипания, 0,5 - 1 л на вечерний чай, 1 л на завтрак с учетом выкипания, 1 -1,5 л на термос на следующий день). Для растопки соответствующего количества снега обычно требуется около 40 минут (плюс – минус 10 минут в зависимости от ветра, температуры воздуха и осадков).

5 Для решения выше указанных задач требуется одно небольшое дерево диаметром 8-10 см у основания или несколько крупных веток, с этим справится и сучкорез. Соответственно, для заготовки дров не требуется большая пила и топор, для колки поленьев небольшого диаметра и длины достаточно крупного ножа.

6 Над печкой можно греть руки, а также подвесить перчатки, носки и обувь для подсушивания. У печки можно «посидеть» (аналог костра) после окончания приготовления пищи (если позволяют ветер и осадки).

7 Если речь идет о маршруте, утром можно (рациональнее) воспользоваться газовой горелкой или примусом, так как обычно требуется просто довести воду до кипения.

8 Вес печки - щепочницы с аксессуарами (тросик для котла, растопка и пр.) составляет около 500 гр. при объеме топки около 1 л.

9 При использовании для изготовления печки-щепочницы 2 х консервных банок (одна вставляется в другую) необходимо увеличить количество отверстий во внутренней банке, особенно на боковых стенках. Пиролизный эффект при этом не исчезает.

Ну что тут сказать? Если зона малолесная, то все эти танцы может и имеют смысл. Если же сухой древесины навалом, а так оно обычно и бывает, то за те же 40 минут легко делается костер, у которого можно и погреться.

Если ты целый день тропил, а снега по пояс, костер становится головной болью, если есть проблема с дровами. Все действия совершаются на лыжах вплоть до ныряния в палатку. Не знаю таких людей, которые в одиночных лыжных маршрутах по глубокому снегу регулярно делают костры (от случая к случаю не считается), может быть вы назовете и ссылку кинете. Блогеры в режиме "прошел 5 км, покушал, переночевал, вернулся домой" не в счет. Можно набрать в поисковике Solo winter bushcraft для увеличения статистики. Сухой древесины навалом бывает только в ПВД, зоне хорошего водостока и низких грунтовых вод, или зоне хвойных деревьев (за исключением зоны перехода в горную тундру).

В лыжных походах у нас проблем с дровами не было. Я потому и написал, что если древисины мало, то можно заморочиться. Обычно же можно руками за 10 минут наломать дров достаточное количество и на ужин и на погреться. И да, стоянки обычно выбираются не там, докуда дошел, а там где есть дрова вот прям тут.

А вот словосочетание "Solo winter bushcraft" вызывает у меня ассоциации либо с западными туристами, либо с новомодными "блоггерами". Первые в нашу тайгу, где дров достаточно, никогда не ходили, вторые просто подражатели, не ходившие далеко и надолго.

Исправьте пожалуйста: печка щепоЧница. От слова "щепка", а не "щепотка". Хотя эти слова и близки и наверное не криминал использовать, но уже много лет лет эти печурки известны как щепоЧницы и вводить новый термин кажется излишним. И в англоязычном сегменте тоже нет "щепотка" и приведённая: portable foldable lightweight wood stove for hiking outdoor = портативная складная легкая дровяная печь для пеших прогулок на открытом воздухе.

ЩЕПО́ТКА, -и, жен. То же, что щепоть. Сложить пальцы щепоткой (в щепотку). Щ. табаку. Щ. соли.

Исправил, но в практике используются оба термина: 50 на 50. В лесу щепок нет, пока нет человека и топора. Поэтому не может быть шепочницы у легкоходов, которые и топоров не носят. Есть ветки, шишки и пр., которые берут щепоткой.

Ощущение, что автор не знает о существовании вот таких моделей:

Хм. Спасибо, если бы не вы, я так бы и не узнал об этом чудесном изделии, которое не работает зимой

Удивлен таким категоричным заключением. Именно такую конструкцию с большим успехом использую в одиночных маршрутах. И зимой и летом...

AndTroitskiy, а что это за печка на Вашей картинке?

О скорости приготовления пищи на турбо-печках в реальных походных условиях средней полосы летом https://www.youtube.com/watch?v=R-gku2Ctr5c

первая минута просмотра

Именно так. Турбопечка жрёт любые дрова и мощность у неё несравненно выше.

Кто бы спорил, но мужику повезло, что погода осенняя. При -20 С он вряд-ли вскипятил бы свою кружку воды. Скорее сели бы батарейки, будь они щелочные или солевые

И сколько минут ваша печка работает при -20С?

При использовании литиевых батареек не заметил разницы в работе турбопечки Airwood летом и зимой. До -20 точно... Литиевые батарейки использую не из любви к низким температурам, а потому что они гораздо легче и производительные щелочных и тем более солевых.

А какие еще батарейки относятся к категории морозоустойчивых?

Все эти печки жалкое подобие печки Вити Николаева! Они страдают тем, что котёл (автоклав) кипятится на открытом огне, и при этом 80% калорий уходит во внешнее пространство. В печке Вити Николаева, сделанной из титановых пластин толщиной 0,3 мм. в виде усечённого конуса, в которую опускался автоклав. То есть он обогревался со всех сторон(кроме крышки). Теплопотеря шла только через трубу. В ней горело всё, начиная от вонючих мужских носков, тетрапаков, пластиков канистр, свёрнутых в жгут полиэтиленовых пакетов и сухого спирта. Особенно она любила щепки. Причём именно от деревца диаметром 10 см. расколотом на четыре части.

014.Стрыгин разжигает печку.

140. На перевале Кирова, на гребне ведущем к пику Коммунизма. Из палатки торчат две трубы.