Переправа. Лекция ТК "Вестра" "Преодоление водных препятствий." Замечания и дополнения.
Знакомый выложил видео лекции по переправам в ТК Вестра.
Клуб известный и популярный, интересно посмотреть, чему и как там учат.
Сначала неплохо – характеристики рек, одиночные броды, переправа плотиком по спокойной воде, вполне содержательно и полезно.
.
1.07. Брод стенкой – предлагается идти, взяв друг друга под руки
На вопрос, не лучше ли за плечи, логично объясняется, что не лучше. При этом ни слушатели, ни лектор не задаются вопросом, а почему бы не взяться за лямки рюкзака. Ведь на видео заметно, что девушка явно мешает работать шестом, буквально повиснув на руке у спутника. На таком броде это не критично, а если посильнее нужно упираться.
Вот как ходят стенкой люди с хорошей выучкой – второй первому работать шестом не мешает.
Держать надо либо за лямки рюкзака, либо за обвязку, а под ручку можно и после переправы походить.
.
1.13 Переправа кругом (она же кольцом) – «очень ограниченное применение, требует хорошей слаженности». Это по сравнению с чем – со стенкой? Да нет, применение ровно такое же, а слаженность как раз для стенки важнее. Там надо очень четко держать строй, чуть кто забежал вперед или отстал – все, стенка посыпалась, весь секрет успеха в четком экранировании первым.
Кольцом попроще, там меньше шансов оплошать. Упор друг в друга очень качественный, мне больше нравится, чем стенка. Ходил кольцом – двойкой, четверкой, пятеркой и шестеркой – только тройкой почему-то не довелось. На Камчатке прошли кольцом –двойкой там, где поплыла стенка-тройка, после чего участники стенки следующий брод тоже кольцом пошли. :)
.
1.15 Маятник вброд. Веревка выпускается через дерево, конец в руках у идущего, который к нему привязан. Специальный человек на выпуске веревки и никого на веревке подтягивания, чтобы сразу вытянуть в случае срыва. Собственно, и вытягивать не за что – нет этой веревки.
Речка, конечно, узкая и не страшная, но раз уж это дается как учебный пример брода маятником – почему как следует не сделать? Веревку к дереву привязать, идущего вщелкнуть карабином, страхующих поставить ниже по течению, выдавать второй конец веревки. Будет срыв – тут же и выберут.
Или хотя бы на лекции озвучить : »Здесь мы не по всем правилам страховали, ширина речки позволяет, но вообще-то одного конца на выпуск мало, нужен еще второй (или вторая веревка) на вытягивание при срыве».
.
1.25 Переправа лидера со страховкой (по терминологии автора – живца). Страховочных веревок две – уже хорошо. Правда, на обвязке зачем-то болтается еще и третья свернутая. Объяснение – «взял на всякий случай, но не пригодилась». Да и не могла пригодиться, только идти мешает.
Очень своеобразное крепление веревки, впервые такое вижу – через длинную соплю на спине.
Объяснение: »Мне важно иметь возможность отцепиться самому.» Почему важно – не объясняется. Видимо, это чисто водный прием –у водника должна быть возможность в любой момент отцепиться от веревки и уйти в самосплав.
В водном туризме это иногда имеет смысл, в пешеходном – нет.
Не надо тащить в пешеходную технику совершенно там не нужные чисто водные фокусы.
.
1.27 Дальше пошла полная ересь. Оказывается, при срыве лидера все должны бежать вниз по течению – и те, кто на первой веревке, и те, кто на второй. Причем те, кто на второй, эту веревку должны еще и каким-то чудом выбирать на бегу. «Эта схема позволяет довольно безопасно переправляться» Да уж, конечно, особенно если кто-то из бегунов запнется и грохнется – трасса там для бега не очень, как и на большинстве горных рек.
Правильная страховка выглядит совсем иначе. Никто никуда не бежит, все стоят на своих местах. Верхняя веревка выпускается через карабин на локальной петле, при срыве страхующие ее выдают постепенно, стараясь не допустить жесткого зависания на струе, которое ведет к подтоплению. Страхующие второй веревкой (подтягивания) стоят ниже лидера по течению в готовности вытаскивать – не бегут туда после срыва, а спокойно приходят еще до начала переправы.
При срыве сразу начинают тянуть, не отвлекаясь на беготню.
Так куда безопаснее получится и лидера быстрее вытащат.
.
Для примера - брод лидера через Карагем.
Брод тяжелый – человек дошел только с третьей попытки, до этого дважды сшибало.
Страхующие держат веревки в готовности к действиям. Причем отслеживают, чтобы они не ложились в воду, насколько это возможно, иначе будет дополнительная нагрузка на лидера .
Возможности самому быстро отцепиться тут нет – а зачем она нужна? И не надо отцепляться.
После срыва лидер вылетал на берег буквально в несколько секунд. До зависания в потоке дело не доходило.
.
Я бы доводил это до слушателей как базовый принцип страховки при броде : как страховать, кому страховать, с какого места страховать – это надо решать до начала переправы.
Тогда никому никуда бежать не надо – все уже и так на нужном месте.
.
1.33 Вопрос «не стоит ли подвесить веревку повыше?» Ответ: «Хорошо бы, но тогда и страхующему придется на дерево залезать.»
А это еще зачем?! Вешаем на дерево локальную петлю, вщелкиваем в нее карабин, пропускаем веревку, страхующий стоит на земле, выпуская веревку через висящий над ним карабин..
Конечно, стоит поднять веревку над водой повыше. Даже если просто стоящий на берегу человек ее приподнимать будет – уже хорошо, лидеру легче, меньше давление воды. Если еще и прицепить повыше можно – вообще отлично.
.
После переправы лидера остальные проходят по высоко натянутым перилам. Тут с техникой прохождения все нормально, хотя не очень понятно – если можно натянуть высоко, почему навесную не сделать, зачем всем мочить ноги и ботинки?
.
1.43 Рассказ о навесной. Теперь становится понятно, почему в прошлом эпизоде ее не сделали – автор считает, что навесная здоровым людям вообще не нужна.. По его мнению, она пригодна только для транспортировки пострадавшего, в нормальной группе если первый перешел – то уж и остальные как-нибудь.
Принципиально ошибочное мнение - вполне возможна ситуация, когда первый как-то переходит (еле-еле вброд, вплавь, по скользкому бревну), а остальные участники это сделать либо вообще не могут, либо очень сильно при этом рискуют. Совершенно нормальная технология – со всякими ухищрениями переправляем первого, остальные спокойно проходят по навесной.
.
Характерный пример, уже обсуждавшийся на Риске.
Группа идет горную тройку в Джунгарию, подходит к реке, через нее ствол дерева с сучьями. Начинают переходить маятником. Маятником через сучья и так перелезать непросто, а у них еще и рюкзаки тяжелые. В результате девушка сорвалась, упала выше бревна, очень повезло, что жива осталась.
После этого группа натянула навесную и остальные участники переправились совершенно спокойно. А могли бы, как справедливо отмечалось в разборе, пустить первого налегке и остальным перейти по навесной, не проверяя, всем удастся перейти с рюкзаками по опасному бревну или не всем.
.
«Где возможна вне зоны леса навесная – не представляю.»
Да много где возможна, нет леса – есть здоровые камни.
.
«Нужно натягивать две веревки.»
Совершенно надуманное требование. Раньше его не было – ни в походах, ни на соревнованиях, и ничего – тысячи навесных успешно осуществлялись каждый год (считая и турслетовские).
Потом вдруг кому-то приспичило – а давайте потребуем вешать не одну веревку, а две.
Не надо две, одной вполне достаточно, если она не на помойке найдена и натягивается без фанатизма. Тогда и сдергивать с целевого берега можно основную основной, а не две основных шнурком, как автор предлагает – гораздо легче и удобнее будет.
.
1.55 Переправа по бревну.
«.Маятник – выдача веревки себе через схватывающий узел.» При срыве
«он зависнет, не долетев до воды. Еще и выбраться может»
Сам выбраться – это вряд ли. С зависания на схватывающем не так-то просто, а он еще и об бревно при срыве хорошо приложится. Вполне возможно, так и останется висеть, и тянуть его впритирку к бревну будет очень непросто. При наличии сучьев – просто невозможно.
Или предполагается его опустить до воды? Так пусть сразу туда упадет, без предварительного удара об бревно.
Крайне сомнительный и опасный вариант.
.
«Слабые перила: падать не страшно, но не хочется» - ни в какой ситуации не оправданы.
Не хочется, а придется, забыв на секунду, что перила слабые и на них нельзя опираться.
Если вообще есть смысл натягивать перила – их надо натягивать хорошо.
При этом иметь в виду, что если маятником уверенно пройти нельзя и где-то рядом можно повесить навесную – бревно стоит использовать только для переправы первого.
.
2.11 Переброска бревна.
«В горных походах либо вы выше леса, либо бревна там уже лежат.»
Либо лежали когда-то, но сейчас уже нет. Мы в Джунгарии через Каскебулак так переправлялись. Ничего готового не лежало и по-другому никак.
Прием не часто применяемый, но знать его нужно. Может и в нахоженном районе посносить штатные бревна и даже мосты каким-нибудь паводком.
----------------------------------------------------
В целом, конечно, хотелось бы увидеть в школе популярного турклуба более содержательные лекции по переправам, для начала хотя бы без явно ошибочных рекомендаций.
.
Хороший разбор, спасибо! ходили на Баргузинский в 2009г, так там мы напробовали разных переправ больше двух десятков, в том числе и через Томпуду.
На Кодаре, в низовьях Таежной, во время паводка, сделали переправу по бревну с опорой на жерди, которые держали по диагонали в обеих берегов. Найду фото, выложу. Способ на самом деле, рискованный, но вот мы так перешли.
на фото переправа по скользкому бревну на Кодаре
Ну вот посмотрели, чему и как учат по переправам в турклубе Вестра. И какая общая оценка автором этого курса? Общий вывод? При таком количестве принципиальных ошибок стоит какие-то выводы добавить.
А вам какой нужен вывод - давайте всех разгоним?
От этого уровень грамотности в вопросах безопасности не повысится.
Не обязательно всех. Но этого лектора - точно. И заменить кем-то потолковее. Может быть, Вы запишете для них лекцию?
Я написал замечания к этой, ссылку лектору отправил, может быть, он как раз и станет потолковее.
Пока не вижу оснований считать, что он сам не может провести занятия гораздо лучше.
У Вас из темы в тему прослеживается не очень здоровая тяга к радикальным мерам -"разогнать, заменить" - я это не поддерживаю.
Переправы - процесс творческий. Практически никогда не бывает одинаковых переправ и каждый раз нужно проявлять смекалку и разные методы и способы. Думаю, авторы лекции из Вестры опирались на какой-то свой положительный опыт и спроецировали его вообще на весь пласт переправ
Ну и какой же тогда уровень обучения в Вестре, если они продвигают лекторов, которые в публичных лекциях опираются только на свой небольшой опыт, а не на все успешно применяемые в туризме приемы.
эх, мизер. ну как вы живете-то с такими адскими тараканами в голове?
Я вашей федерации помогаю оценить компетентность ваших лекторов и клубов, чтобы попытаться спасти хотя бы остатки ее авторитета у туристов. Но вместо благодарности получаю хамство. А потом федерация удивляется, почему никто не хочет с ней иметь дело.
"Практически никогда не бывает одинаковых переправ и каждый раз нужно проявлять смекалку и разные методы и способы".
И да, и нет. Одинаковых переправ нет, некие общие принципы их организации - есть.
И смекалку надо проявлять на основе уже накопленного опыта (в том числе и чужого, не только лично своего), а не вообще с нуля.
Впрочем, это к любому творческому процессу относится.
Творческий - совершенно верно. Автор разбора тоже далеко не в каждом доводе прав. В литературе я ни раз находил разночтения. Должен быть здравый смысл всех действий на переправе. Верность действий приходит с большим опытом положительным и не очень.
Вы не задумывались, что принимая во внимание вопрос безопасности, любая техника прохождения переправ может быть кому-то привычна и удобна, а кому-то казаться не правильной, потому что не пробовал сам или его по-другому учили (другие книжки читал)? Поэтому все эти разборы - это точка зрения, не более.
Разбирая учебный курс другого клуба, явно называя его, вы подрываете его авторитет, что очень и очень стрёмно.
++Разбирая учебный курс другого клуба, явно называя его, вы подрываете его авторитет++
Конструктивная критика еще никому не повредила, не переживайте.
Если клуб учит неправильно и не желает исправляться, то его авторитет НУЖНО подрывать! У нас здесь крупнейшее в России сообщество туристов и альпинистов, поэтому наше мнение очень много значит и надо это активнее использовать именно подрывая авторитет тех, кто учит неправильно! Нам надо не стесняться прямо писать, что такие-то учат неверно и не хотят исправлять свои ошибки, поэтому у них учиться не надо!
Одна из проб переправы первого через Томспуду.
Ясен пень, что и накопленный опыт нужно использовать и общие принципы есть.
Я хотел сказать, что методами и способами нужно пользоваться с головой, применительно к каждым конкретным условиям.
++Я хотел сказать, что методами и способами нужно пользоваться с головой, применительно к каждым конкретным условиям.++
Ни малейших возражений.
А про переправу первого расскажите поподробнее. Такие истории обычно очень интересны и поучительны.
Эта история случилась в мае 1976 года. Мы, четверо инструкторов турбазы "Архыз" под предводительством Умара Хубиева выполняли маркировку планового маршрута 295 Архыз – Красная поляна. На четвёртый сутки пути около трёх часов дня мы вышли на берег Уруштена. Оба-на! Добротный мост из толстых брёвен был снесён весенним паводком! Его остатки бурным течением прибило к нашему берегу. Что делать? От знойного побережья (не забудем добавить – майского!) Чёрного моря нас отделяло полтора дня пути и двадцать метров шумящего потока, а тушка барана и запас «микстуры» были уже на исходе.
Для экстренных случаев, как положено, мы несли с собой верёвку-сороковку. Этот случай настал. Вася Крицин, самый мощный по телосложению среди нас, вызвался перейти реку вброд. Оставшись в ботинках и трусах, надел серёжин пуховик. С закреплённой вокруг пояса верёвкой и длинным шестом в руках он ступил в воду. Дойти ему удалось только до середины, из-за скользкого камня под ногой он потерял равновесие, и его потащило по течению, но недалеко, очень быстро Васю вытащили на берег. Попрыгав, чтобы согреться и отряхнув пуховик, он загорелся желанием повторить попытку, объяснив неудачу излишней поспешностью. Всё началось сначала, только шест на этот раз подобрали покрепче. Спустя полчаса мы снова вытаскивали Васю из потока. На сей раз ему не хватило каких-то двух метров! К тому же глубина потока увеличилась и достигала верхней части бедер. Надо было видеть его искажённое яростью лицо и удар кулаком по поверхности воды! Уже на берегу он в голос проорал, что как это он, чемпион Феодосии по плаванию, не смог преодолеть столь маленькое расстояние!
Походив вдоль реки вверх и вниз, мы поняли, что других мест для переправы просто нет, везде даже страшно смотреть на разбушевавшуюся стихию. Надо пробовать иной способ – перекинуть верёвку на другой берег, чтобы она надёжно зацепилась и дала возможность добраться туда, куда нам было так нужно!
Не помню точно, кто первый обратил внимание не железные П-образные скобы, скреплявшие между собой брёвна разрушенного моста. С трудом выдрали три штуки. С помощью айсбайля на каменной плите одному концу каждой скобы придали полукруглую форму, другой конец согнули в единое целое с длинной стороной скобы. Полученные крючки связали вместе концом сороковки, получилась настоящая кошка – увесистая и прочная.
Дело осталось за малым – зашвырнуть и зацепиться! Но не тут то было! Раскрученная подобно праще, кошка легко перелетала Уруштен, но никак не хотела цепляться за что-нибудь. Зато, когда соскальзывала в воду, через пару-тройку метров основательно застревала! Упираясь изо всех сил, со вздувшимися на висках венами мы выдёргивали её из невидимого плена. Пружинящая верёвка со свистом проносила связку скоб над нами, заставляя распластываться на прибрежной гальке. Но это было ещё не всё, силы выстрелившей из воды верёвки хватало, чтобы кошка влетала в переплёт веток сосен за нашей спиной и опять намертво цеплялась. Приходилось лезть на дерево, распутывать верёвку и освобождать тройник. Раз за разом эта ситуация повторялась.
Прошло больше трёх часов, когда запущенная рукой Сергея Пронина кошка за что-то зацепилась на суше примерно в полуметре по высоте от поверхности воды. Боясь верить неожиданной удаче сперва осторожно, а затем с усилием натянули верёвку. Сергей надел обвязку и пристегнулся карабином к ней. Он успел продвинуться на пару метров, когда кто-то заметил – А что будет, если кошка выскочит из зацепа? Сергей тут же вернулся обратно и перевернулся ногами вперёд, если что, то кошка ударит в ботинки, а не в голову! Однако интермедия на этом не закончилась, через некоторое расстояние верёвка стала провисать так, что Сергей коснулся воды. Пришлось снова вернуться, освобождать конец, перевешивать его метра на три выше по дереву и снова натягивать… На этот раз всё получилось.
На другом берегу кошку задержал толстый корень, слегка выступавший над землёй. Наш товарищ перевязал верёвку на ствол сосны и, сняв обвязку, перекинул её на наш берег. Затем мы поочерёдно уже в темноте перебрались к Сергею. Верёвку снять не смогли, привязали к ней записку для инструкторов Псебайской турбазы с просьбой передать казённое имущество в Архыз.
Никаких рекомендаций к нашей переправе не озвучиваю, просто рассказал, как было дело...
Если веревка провисает и тело достает воды, надо верхнюю по течению ногу зацепится за веревку и тело начнет трепыхаться сверху потока. Так полулежа на веревке легче преодолеть поток. Я еще использовал зажим для того что бы можно было не напрягать кисти рук по скользкой веревке
Наверно, могу пролить свет на "Очень своеобразное крепление веревки"
У нас это объясняется необходимостью снять веревку со спины (с грудной обвязки чаще всего), что сделать довольно сложно. Поэтому крепление веревки к обвязке удлиняют, для легкого доступа к карабину
«необходимостью снять веревку со спины (с грудной обвязки чаще всего), что сделать довольно сложно. Поэтому крепление веревки к обвязке удлиняют, для легкого доступа к карабину»
Интересно, и какой же «доступ к карабину» будет, если тебя сбило, ты лёжа на спине болтаешься в струе, как жук, приколотый булавкой. И как легко достанешь до карабина, который на длинной верёвке болтается где то там далеко далеко...?
Веревка цепляется на скользящем карабине сбоку на грудную обвязку. В таком варианте при любом раскладе (сбило, верёвка застряла и т.д.) у тебя всегда есть лёгкий доступ к карабину.
Не нужен сбитому лидеру легкий доступ к карабину.
Пока не пролили. Откуда берется необходимость снять веревку со спины, в какой момент?
Если после переправы, то она легко снимается вместе с обвязкой, а если во время, то зачем?
Заодно уточните, у кого - "у нас"?
Да, после переправы. Это быстрее и проще, чем снять обвязку.
А что сложного снять обвязку? Даже если займет на минуту больше - все равно же снимать, зачем в ней после переправы ходить.
А что сложного зацепить полусхватом петлю за верхнюю обвязку?
Я не говорю, что это сложно, я выигрыша в этом не вижу по сравнению с обычным зацеплением через карабин.
«Нужно натягивать две веревки.»
«Совершенно надуманное требование. Раньше его не было – ни в походах, ни на соревнованиях, и ничего – тысячи навесных успешно осуществлялись каждый год (считая и турслетовские).»
Раньше именно такое требование и было, и в альплагерях, которые считались образцом по ТБ, и на соревнованиях. Зависело от уровня соревнований – если какая дворовая команда, то да, там кто во что горазд.
А в походах, да, две верёвки не применяли, разгильдяи...
У меня был случай, на одной из тренировок. Решили натянуть переправу через карьер глубиной так метров 10, высота 3-х этажного дома. Натянули одну верёвку, поёжились, и повесили вторую. Ни у кого даже и мысли не возникло, что вторая лишняя...
++Раньше именно такое требование и было, и в альплагерях, которые считались образцом по ТБ++
Кем считались?
В альплагере, где был я (Узункол), тренировок по переправам не проводилось вообще, образец еще тот.
На соревнованиях по ТПТ у нас висели действительно две веревки, но участники вешали только одну, вторая была судейская. В походах ее не было, естественно.
Вешали одну и за всю историю советского туризма не припомню случая, чтобы это принесло какие-то неприятности. Как, впрочем, и за историю российского.
опять догматизм. По ситуации нужно смотреть. Когда я бы натянул 2 веревки?
1. Когда спасы
2. Когда нет доверия к веревкам.
В 2001г, после спуска под камнепадом с перевала Гребешок, наши веревки были в неважном состоянии. И если бы была переправа, идти на одной было бы боязно...
++опять догматизм++
Никакого догматизма, я тоже признаю исключения из правил.
++2. Когда нет доверия к веревкам.++
В тексте поста: "одной вполне достаточно, если она не на помойке найдена". Это как раз про доверие.
++1. Когда спасы++
Вот тут очень сомневаюсь в оправданности. Вам нужно доставить клиента врачам как можно скорее, а Вы на вторую веревку лишнее время тратите.
лишнее время - вопрос навыков.
При любом навыке две веревки ставятся дольше, чем одна - а смысл?
Что просто человека перегнать, что пострадавшего на носилках - не вижу особой разницы.
«Кем считались?»
Тем, кто был и в альплагере и на тур маршруте и имел возможность сравнить как уровень подготовки, так и степень разгильдяйства и там и сям.
«В альплагере, где был я (Узункол), тренировок по переправам не проводилось вообще, образец еще тот.»
А альплагере Алибек (год 1974), где я был, целый день потратили на отработку всех видов переправ. Я уж не говорю про всю остальную горную технику. Знания и навыки, приобретенные там, служат мне и по сей день.
ЗЫ: А вы в каком году в Узунколе были?
В 1980-м.
++Знания и навыки, приобретенные там, служат мне и по сей день.++
Да как-то не очень у вас со знаниями, насколько я успел заметить.
«В 1980-м.»
Странно, в те времена, вроде как, учебная программа у всех альплагерей была одинаковой.
«Да как-то не очень у вас со знаниями, насколько я успел заметить.»
А вот это напрасно. То же самое я могу сказать и про Вас. Переход на личности последнее дело, тогда вместо делового обсуждения важных вопросов получаем срач и фаллометрию. Надеюсь, Вы этого не хотите?
Кто бы говорил про срач.
Хочу добавить, по поводу соревнований - те приемы которым учат СЕЙЧАС на соревнованиях, ПРАКТИЧЕСКИ НИ КАК, не применимы в реальной обстановке. Ну не лежат и не стоят в горах в нужных местах аккуратные круглые бревна и деревья. Каждый раз в реальной обстановке приходится голову ломать как закрепить веревку, а потом как еще все это благополучно снять. Изобретать приемы приходится на ходу. Помнится надо было середину веревки закинуть за большой камень на другом берегу. Долго пробовали разные варианты - в итоге привязали к середине, на небольшом репшнуре, полторашку с водой, только так и удалось перебросить (вариант с привязкой ледоруба нельзя было использовать, в реке были остатки снесенного моста и он бы там точно зацепился намертво. С привязкой камней как то тоже все было неудачно, а вот с бутылкой все сразу получилось). Это просто для примера по поводу головы и готовых решений. На соревнованиях и саморазвязывающиеся узлы запрещены, а в реальных условиях, когда надо было снять петлю с большого камня (бросать 30 метров веревки в начале похода был вообще не вариант) пришлось изгалятся и применить.
По поводу двойных веревок...не знаю как другие - мы уже давно ходим с 9 мм, поэтому их всяко приходится две натягивать.
«Мне важно иметь возможность отцепиться самому.» Почему важно – не объясняется.»
Объясняю:
А) Сбило, верёвка зацепилась за камень, болтаешься в струе, как жук на булавке.
Б) Не верно выбрано место переправы (а может другого просто не было). Сбило, а струя идет вбок от исходного берега, маятника не получается.
В обоих случаях, отцепившись от верёвки, получаешь шанс выплыть.
«Не надо тащить в пешеходную технику совершенно там не нужные чисто водные фокусы.»
Гм, это то когда на пешеходном маршруте имеем дело с водой? Я считаю, что разные виды туризма должны брать друг у друга все ценное и полезное.
++А) Сбило, верёвка зацепилась за камень, болтаешься в струе, как жук на булавке.++
Не надо делать брод при наличии такого камня, что веревка может фатально зацепиться. Хотя я сомневаюсь в реальности такого сценария - страхующие ведь веревку выдают, что за камень такой, что даже это не помогает.
++Б) Не верно выбрано место переправы (а может другого просто не было). Сбило, а струя идет вбок от исходного берега, маятника не получается.++
Вот я о том и пишу - не надо некритически перенимать водные приемы. Это водники пытаются вывести маятником - и действительно, иногда не получается.
В пешеходном туризме для этого существует веревка подтягивания. Тут уж скорее водникам стоит присмотреться к пешеходному опыту.
++В обоих случаях, отцепившись от верёвки, получаешь шанс выплыть.++
Отцепившись от веревки, получаешь шанс утонуть. А так бы вытянули за вторую веревку.
++ Я считаю, что разные виды туризма должны брать друг у друга все ценное и полезное.++
Полезное -да. Некритично перенимать водные приемы, без учета специфики - нет.
Alvd, какой, вы право, бескомпромиссный и догматичный, если не сказать ещё хужее. Перечитайте, что Slovo77 и Oven625 написали. Очень толково.
Водный поток (скорость, глубина, особенности течения), поверхность дна, расположения опор, различные кусты, крутизна берега и прочее, прочее - все это делает каждую переправу уникальной. Почему, например, вы отказываете первому в возможности отцепиться от веревки? А если веревка запуталась, попала под подводный камень и он ни туда, ни сюда и уже водичку изрядно хлебнул? Самосплав может оказаться гораздо лучшим исходом, чем гибель в струе, когда ты, как пес на привязи, а товарищи помочь не могут.
Когда-то после многих лет ТМ-овских побегушек в походах я тоже делал только так, как учили. А жизнь, оказывается, гораздо хитрее устроена. И книжки по-разному пишут, разные люди, исходя из своего опыта.
++А если веревка запуталась, попала под подводный камень и он ни туда, ни сюда и уже водичку изрядно хлебнул? Самосплав может оказаться гораздо лучшим исходом, чем гибель в струе,++
А если она не под подводный камень попала (кстати, каким образом - веревка на дно не идет), а на берегу зацепилась в результате какой-то небрежности страхующих, которую они исправят за несколько секунд (что гораздо реальнее может произойти).
Как вы предлагаете человеку, зависшему на струе, определить: надо отцепляться от веревки или не стоит? Как он может отличить критическую ситуацию от небольшого технического сбоя?
Поверьте моему опыту, такое случается. И ещё не такое.
Как определить? Так просто посмотреть.
++Поверьте моему опыту, такое случается. И ещё не такое.++
Расскажите про конкретный случай. Желательно с фото такого брода.
++Как определить? Так просто посмотреть.++
Вот тут категорически не поверю - хоть вашему опыту, хоть чьему угодно.
Человек, зависший в струе, никак не может посмотреть, за что там веревка зацепилась. Ему не до этого.
фото и видео нет
Что ему мешает повернуть голову, посмотреть, оценить ситуацию? Первый - не безвольная тушка. Как правило первый - наиболее сильный участник, который лучше других умеет плавать.
++Что ему мешает повернуть голову, посмотреть, оценить ситуацию?++
Висение в потоке мешает. Ему проблема глоток воздуха сделать, где уж там головой вертеть да варианты прикидывать.
захочешь жить, ещё не так раскорячишься )))
> Как вы предлагаете человеку, зависшему на струе, определить: надо
> отцепляться от веревки или не стоит? Как он может отличить критическую
> ситуацию от небольшого технического сбоя?
Не маленький, разберётся.
Если его всё устраивает -- пусть висит дальше, глядишь, товарищи помогут.
А если ему почти кирдык, а друзья в носу ковыряют -- пусть отцепляется. Хуже не будет.
++А если ему почти кирдык, а друзья в носу ковыряют -- пусть отцепляется. Хуже не будет.++
А если друзья не в носу ковыряют, а исправляют допущенную оплошность?
Через пару секунд исправили, могут вытащить - а он уже летит в свободном полете по реке, навстречу бочкам и камням, вытаскивать, вполне возможно, придется уже труп несколькими километрами ниже по течению.
> А если друзья не в носу ковыряют, а исправляют допущенную оплошность?
А не пофиг ли?
Если плавающему почти кирдык -- вот реально еще чуть-чуть и погибнет! -- пусть пробует самосплав с бочками и камнями.
Ему хуже не будет.
Пока не кирдык -- пусть болтается на веревке, ждет помощи и пытается выбраться сам.
> [а они бы] Через пару секунд исправили... ...а он уже летит
Знал бы прикуп -- жил бы в Сочи.
++А не пофиг ли?++
Нет, не по фиг. У меня друг водил на Алтай. На переправе через Осиновку слетел с бревна. Говорил:"Очень фигово было, был бы стропорез - полоснул бы по веревке". Была какая-то заминка у страхующих.
Но стропореза не было и его вытащили - слегка задохнувшегося и глотнувшего, но без существенных последствий.
А был бы -ушел сначала в Осиновку, а там через несколько десятков метров Нижний Кураган. Что там ловить человеку без спасжилета?
Отсутствие возможности отстегнуться фактически спасло человеку жизнь.
У пешеходника на самосплаве шансов остаться в живых гораздо меньше, чем у водника, поэтому и перенимать водные привычки лучше не стоит. Перед переправой посмотрите, подумайте, что можно предпринять, чтобы вопрос об уходе в самосплав вообще не возникал.
Тогда надо даже не пристегивать верёвку, а привязывать 2-3 узлами, чтобы он не мог отвязать, если захотел. И нож отбирать.
«Тогда надо даже не пристегивать верёвку, а привязывать 2-3 узлами, чтобы он не мог отвязать, если захотел. И нож отбирать.»
Тот редкий случай, когда я с miser полностью согласен, именно так! Гы...гы...гы...
У меня был случай, несложный маршрут по Прибайкалью. Группа не то, чтобы новичковая, но совсем не супер, этому простому маршруту вполне соответствовала. Сама с собой, никаких сложных переправ не планировалось. Так, предполагалась одна простенькая, по описанию глубиной по колено.
НО! Необходимое снаряжение для сложных переправ таки было взято и тренировки перед маршрутом проводились.
А на маршруте по закону всемирной подлости два дня проливных дождей. Там, где предполагался брод глубиной по колено, не хилый такой поток. Ну и чё?
Попытки переправить лидера вброд с верёвочной страховкой «по науке» с последующей навеской перил успеха не имели – сбивало где-то на середине реки.
Решили повесить навесную, благо и снаряж был и тренировки проводились. Лидер перебрался вплавь, дальше стали тянуть верёвку.
Увы! И тренировались, и вроде ничего сложного, но ребяток переглючило: ну не получается и всё! Ну очень долго возились, пока, наконец, получилось. И это в спокойной обстановке, лидер на берегу, кормит комаров и матерится. А ещё светит солнышко, тепло, птички поют...
А теперь представим вполне реальную ситуацию: вначале, когда сбивало при переправе вброд, вдруг пошло что-нить не так, заклинило, запуталось или ещё что. А ребятки просто бы растерялись, переглючило бы как при подготовке навесной. И что тогда? Что было бы с лидером, не имей он возможности отцепиться? Правильно, посетила бы толстая полярная лисица...
Мы в Инете, всемирная свалка. Здесь спорить с кем нить или, ещё хуже, пытаться что доказать, совершенно дурное занятие. Участники дискуссии просто высказывают своё видение проблемы.
А дальше каждый выбирает сам себе, включая мозги, если таковые имеются. А если мозгов нет – законы Дарвина никто не отменял...
А насколько это вообще актуально - фатальное застревание веревки при страховке?
Я что-то не припоминаю таких случаев - ни у пешеходников, ни у водников.
Можете напомнить?
Водники применяют самосплав, потому что у них всегда есть спасжилеты, причем, довольно хорошие спасжилеты. Для участника горно-пешеходной группы без спасжилета самосплав - это самое последнее средство, которое можно применить в самой безвыходной ситуации.
Лёха, так зависание в потоке, при зацеплении сопровождения, когда ни туда и ни сюда, именно такая ситуация.
Хотел дописать, что лучше иметь возможность уйти в самосплав чем не иметь, но не успел.
Ну, бывают же варианты. Отцепить конец перил, в надежде, что участник уйдет маятником к берегу или его вынесет из неудачного места, где его можно будет подтянуть.
Выпустить второго на помощь.
Да всякое еще можно придумать лучше чем самосплав без спасжилета.
++Хотел дописать, что лучше иметь возможность уйти в самосплав чем не иметь, но не успел.++
И правильно, что не успели, тезис очень сомнительный. Ибо неизвестно, каким чудом человек, зависший на струе, узнает - это он совсем завис или так, небольшая техническая заминка. В результате можем получить уход в самосплав с печальными последствиями в ситуации, которая этого не требовала.
согласен, Лёха
всё-таки, лучше возможность иметь, чем не иметь
переправа через Аламедин. На исходном берегу поставили треногу и для крепления веревки зарыли в камни пень.
А первый как перебрался?
два ледоруба связали и кидали. Зацепилось как раз за дерево, что на фото.
Здорово! Есть фото с исходного берега - как дерево оттуда выглядит и куда вы целились?
Я так не кидал, но догадываюсь, что очень непросто на таком расстоянии попасть так, чтобы потом на этом можно было еще и повиснуть.
А с какой попытки попали?
фотки посмотрю.
Точно кидали больше десятка раз.
Когда в первый раз зацепилось, начали тянуть полиспаст и ледорубы-таки вылетели.
Потом зацепили второй раз, натянули перила и когда первый уже почти дошел до целевого берега, ледорубы опять вылетели. Чуток намочился первый у самого берега))
Тянули переправу на дневке. С утра с рук-лем походили в поисках брода, но т.к. в группе было много девушек, решили не рисковать.
++С утра с рук-лем походили в поисках брода, но т.к. в группе было много девушек, решили не рисковать.++
Если есть брод "Только для крутых мужчин" - это уже хорошо. Крутые перешли, девушек по навесной переправили.
Наверно, все-таки брод был такой, что и крутым мужчинам не больно-то хотелось. :)
наверное так)
у меня, кстати, после тех хождений вброд зуб стал болеть. Зараза, придавливал так, что красота окружающих гор была уже не мила ))
фото целевого берега
Не очень понятно, куда именно целились, за что ледорубы пытались зацепить. Там вроде развилка дерева над головой стоящего у воды, в нее?
Да, в развилку и зацепили
Никогда не понимал, зачем там люди тянут навесную (разве что на дневке - поразвлекатся). Три раза, в разные годы (при разном уровне воды) переправлялись через Аламедин, всегда удавалось перейти вброд (утром конечно), надо просто уйти на 1,5 км ниже слияния с Алтынтором. Там куча разливов, всегда можно перебродить.
дык дневка и была) мы еще и баню сделали на этой дневке
Итак, ни лектор, ни его клуб так и не ответили нам, зачем нужны очевидно бессмысленные усложнения переправ натягиванием двух веревок и сложной системой крепления их к первому. Видимо, они и сами этого не знают. Но старательно этому всех учат! Вот такая у них подготовка. А кроме клубов это все похоже никто из туристов не применяет. Еще один аргумент туристам не идти в клубы.
я вот думаю, может мизеру медаль вручить с надписями "клубо-борец" и "анти-мкк" ))
Спасибо, конечно, но мне это не требуется. А вот сделать в Хрустальном пике номинацию "Вольный туризм" - это было бы неплохо.
Для мизера лучше подошла бы номинация "Волюнтаризм". Самое то!
Куда цеплять верёвку лидеру, спереди или сзади?
Одно время шёл яростный спор между сторонниками этих двух вариантов. Сторонники «заднего» крепления утверждали, что в случае «переднего» крепления при падении чела притопит и он может захлебнуться.
Противники соглашались, да, притопит. Но у чела есть возможность активных действий, как то самому начать активно грести к берегу или, сгруппировавшись, попытаться встать.
В случае «заднего» крепления чел лишён такой возможности, он а-ля жук на булавке. А притопить тоже может в случае сильно течения.
Есть способ, лишённый этих недостатков: сбоку на скользящем карабине. Но, есть товарищи, которые с потрясающим упорством его не замечают.
Есть еще один спор "остроконечников" и "тупоконечников" - при переправе по бревну, страховать нужно выше бревна или ниже бревна?
Если веревка не натянута, то у человека есть возможность активных действий независимо от того, куда веревка прикреплена.
Если веревка натянута, то у него нет возможности активных действий независимо от того, куда веревка прикреплена.
Из положения "зависший на струе" никуда он не встанет - хоть туда веревку крепи, хоть сюда.
В случае заднего крепления не притапливает.
Точка закрепления ближе к голове, и возникает угол атаки, выносящий голову на поверхность.
Проверено давным-давно лично при вызволении байдарки, застрявшей в пороге 3 кс.
Лежа в потоке вполне получалось набрать воздуха, завалиться на бок, провести нужные манипуляции, расслабиться (тут меня потоком клало на спину лицом вверх), отдышаться, повторить.
Вернуться с середины переправы сил не хватило (да и не стремился) -- дернул самосброс, ушел самосплавом.
Незадолго до того читал, что водники на тренировке на Мсте(?) завесили человека в струе помощнее, и там вообще за каской образовывался воздушный карман, из которого получалось дышать.
Да, у Ахметшина в книге тоже так написано. Поворачиваешься спиной к потоку, и тебя не притапливает и дышать можно. Этот момент я лично проверял на одной из переправ.
++Этот момент я лично проверял.++
Со спасжилетом или без?
Без. Кто же в горный поход с собой спасжилет берет? Мы через Средний Усек переправлялись в низовьях.
Еще хорошо локти в стороны расставить. И лежишь себе на спине спокойно. Только холодно.
Ахметшин брал иногда и совет такой давал - иметь один спасжилет для переправы первого . Что-то я у него не припомню про зависание без спасжилета, надо будет посмотреть.
++И лежишь себе на спине спокойно.++
Вот не надо нам такой пропаганды прелестей зависания. :) Где спокойно, а где и не очень. Тут другой человек тоже проверял.
Ну, зависит, наверное, от много чего.
Вот видео из Ахметшина про разворот в потоке спиной к течению.
https://yadi.sk/d/D2ALwffdgGUlaw
Это никак не отменяет тезиса, что зависания в потоке надо всячески избегать. Если у вас при переправе вброд лидер завис в струе - явно что-то не так делалось.
Согласен, избегать, но при этом и предвидеть возможные неприятности и быть к ним готовым.
Страховка должна быть таковой, чтобы в случае срыва чел упал в воду ниже бревна по течению. В противном случае его затянет под бревно и дальше визит толстой полярной лисицы...
«Держать надо либо за лямки рюкзака, либо за обвязку, а под ручку можно и после переправы походить.»
Вообще-то переправа стенкой подразумевает взаимную поддержку. Руки кладут на плечи друг другу, стенка – это единое целое, крепко сцепленное.
В вариантах, показанных на снимках, этого нет.
В первом случае девушка не только не поддерживает парня, а явно ему мешает. Положив руку ему на плечо, она создавала бы дополнительную опору.
Во втором случае, в общем, то же самое. Средний никак не помогает переправе. Спрашивается, а на кой ляд он там нужен?
Средний создает опору для первого, что от него и требуется. Вы просто не понимаете, как ходит правильная стенка. Эта как раз правильная, я очень сомневаюсь, что кто-то из критиков пройдет то же, что прошли они - с такой же глубиной и течением, да еще и через камни переступая.
«Средний создает опору для первого, что от него и требуется. Вы просто не понимаете, как ходит правильная стенка.»
Не, в данном случае ничего не понимаю, просветите тёмного. Долго таращился на фотку, но так толком ничего не понял.
Первый, это который, тот что выше по течению, или ниже? Если выше, то какую опору и кто ему создаёт? Средний то, по фотке, вообще с ним никак не связан, разве что какой верёвкой, которой на фотке просто не видно.
Если нижний, то да, они со средним довольно крепко сцеплены руками, классическая стенка из двух чел.
Чего я не догоняю?
Просвещаю.
Задача второго - давить на первого, создавая противовес давлению воды. Именно этим он и занимается.
Сцеплен он одинаково что с верхним, что с нижним - рукой за обвязку.
Только нижний его тоже рукой за обвязку держит (точнее, нижняя), а верхний нет, у него обе руки шестом заняты.
Абсолютно верно. Стенка она поэтому и стенка что все нижние создают опору верхнему по течению. Здесь конечно очень важен опыт и слаженность участников. Должны идти так чтобы никто не вываливался из линии, четко вдоль реки, иначе завалит. Помнится на С-З Памире переправлялись стенкой в 10 человек, чабан на лошади отказался перевозить - сказал смоет. Шли стенкой, встали по росту, у первого (ростом 190см) козырек воды шел через голову, но он держался за счет подпора нижних. В какой то момент выбило ноги у самого последнего, низкорослого, но он удержался за стенку, все равно перешли.
мы бы пошли этот брод не стенкой, а по-таджикски каруселью с рюкзаками и быстрее, и проще, и надежней...
Там вода довольно высоко под конец, рюкзаки начало бы захлестывать. Я сам поклонник хождения кругом, но в данном случае, пожалуй, поставлю на стенку.
Все-таки площадь давления воды большое значение имеет, а тут преимущество за стенкой.
Хотя было бы очень интересно посмотреть стенка vs круг на этой переправе. Я бы с большим удовольствием.
про стенку выложу поучительные фото с Баргузинского про то, когда люди начинают торопиться при переходе
Меня всегда интересовал способ кругом. Несколько раз пробовали, не получалось. Основная наиболее критическая проблема был а в том, что дно неровное и человек, который шёл задом или боком запинался и падал. Есть видео, как вы это делали?
У меня нет. Может быть, Maloy что-нибудь выложит?
Про неровное дно мне непонятно, уже обсуждали как-то.
Если вода прозрачная, то камни видно, идущему задом подскажет тот, кто идет передом.
Если нет, так и идущий стенкой точно так же запнется. Ему даже хуже будет - камень ближе к центру тяжести.
Не понимаю, чем проблема идущих кольцом в данном случае отличается от проблем идущих стенкой.
Тем, что обычно человек спиной вперёд не ходит.
Передом, бесспорно, тоже можно запнуться. Человеку передом более привычно ногу переставить и не упасть.
Он же не просто спиной вперед идет, а с сильным упором на идущего сзади и с наклоном с его сторону - соответственно, от препятствия. Идущий лицом вперед, неожиданно наткнувшись, скорее упадет - потому что он держится вертикально и его центр тяжести ближе к препятствию.
Зачем задом? Все боком, полубоком. По кругу же закручиваем. Только команду даёшь, типа "Закручиваем по часовой!".
Кто-то закручивает, кто-то не закручивает. Мы не закручивали, и так хорошо получалось.
Помимо вращательного движения нужно ещё поступательное, вот с этим были проблемы, люди запинались и повисали на других, разрушая конструкцию. Хочется посмотреть на реальный пример такой переправы, когда стенкой уже очково.
На картинке 1.25 бросилось в глаза, что у лидера на поясе бухта висит. В потоке ее будет мотылять и обматывать вокруг тела и ног. Все болтающееся, даже небольшого размера очень затрудняет переправу вброд.
К словам о передвижении спиной вперёд. Во время проведения семинара ВИП в 1986 году в т/б "Чегем" у нашего отделения было занятие по организации переправы через Гарааузсу. Она была что ни на есть очень реальной и мокрой... Во всевозможных справочниках приводится куча примеров и способов преодоления водных преград. Знать их ещё не означало уметь. Но всегда озвучивалось самое главное – ПЕРЕПРАВА ПЕРВОГО! Понятно, что имелись в виду не ручейки, где было воробью по колено. Мы уже знали, как наводить бревно, переправляться таджикским способом, натягивать трос для воздушной переправы, правильно располагать основную и вспомогательную верёвки при страховке идущего вброд с шестом или без него и, может, ещё несколько особенностей в тему занятия.
Однако, рассказанное Шефом, оказалось в новинку. Суть её заключалась в том, что первого выпускали на усах, которые крепились, как и положено на спине, но входил в воду и передвигался он задом наперёд! Некоторое преимущество этого сразу стало ясным – переход осуществлялся в форме жёсткой фигуры треугольной пирамиды, в которой два ребра образовывали верёвки, отходящие от узла на спине к страхующим, а спина упиралась в этот узел, третьим ребром были ноги, переходящий пятками отталкивался от дна реки. Использовался так же и шест. Такое заметно повышало устойчивость к напору потока. Возможность лицезреть товарищей, оставшихся на берегу, в какой-то мере поддерживала у переходящего моральный дух и уверенность в себе. Было в этом нечто от сванской страховки: «Иди, мы тебя видим!»
Тот, кому выпала честь «первопереправщика», с этим справился. Глубина потока доходила местами до середины бедра. Затем таким же макаром Гарааузсу перешли ещё двое. Остальных Шеф пожалел, а они не стали обижаться. Чуть позднее "подопытные кролики" поделились впечатлениям примерно следующими словами: «Ходить так можно, но непривычно и пятками дно щупать стремно!» Впоследствии таким способом переходить потоки не приходилось, но вот увиденное запомнилось своей необычностью.
Баргузинский, переправа через Аллу.
Девоньки поторопились и как только вышли из под моей водяной тени их сразу же подмыло. Но все-таки вылезли без последствий ))
Мы кругом ходили, когда стенкой уже нам казалось, что опасно... и у меня сложились об этом следующие представления:
Глубина выше колен ниже пояса, при скорости течения около 2 м/с где-то 0,7 м, мне не выше бёдра, для нас считаю было достаточно надёжно... можно немного разбавлять круг девушками... кругом бродит обычно вся группа 5-7 человек, когда меньше уже немного не то, хотя в старом советском руководстве по переправам там описывается переправа двойкой - мини кругом... вот поэтому фотографии мне найти трудно... некому фотать
значит основное отличие от стенки вижу в том, что при переправе стенкой все идут одновременно, при этом если допустим средний падает, то он уже не создаёт опоры верхнему по течению, а может его наоборот сдернуть...
круг это более устойчивая конструкция, каждого держат минимум двое, для придания большего веса бродится с рюкзаками, держаться удобно за стропы лямок рюкзака (в районе плеча), схватить тонкую стропу надежней, чем под руки...
часто круг собирается уже в воде при подходе к струе или глубокому месту, сначала можно бродить легкой стенкой (кучей не сцепляясь) при подходе к опасному месту сцепляются в стенку и потом замыкаются в круг, далее одного (обычно самого опытного сильного), потом второго сталкивают (спускают)в струю и они командуют насколько надёжно они стоят, если нормально, то через них перекатываются остальные, если место широкое, то делается несколько итераций, при этом получается, что хотя бы несколько человек стоят практически на месте и вероятность, что они споткнутся о камень на дне мала, ну и ещё получается некоторая аналогия, как на крутом склоне, когда более надежней спускаться лицом к склону
ну и участники чередуются сильный(тяжелый) слабый(легкий), у нас помню как-то в круге при его перекатывании через поток двое упали(споткнулись о камни на дне), но поскольку трое в этот момент практически не двигались, а по команде стоять, держать круг, ваще встали как вкопанные, то упавшие спокойно встали поустойчивей и все двинули дальше
Кое-что подправлю и дополню.
++Глубина выше колен ниже пояса, при скорости течения около 2 м/с где-то 0,7 м, мне не выше бёдра, для нас считаю было достаточно надёжно++
Мне кажется, у нас и посильнее бывало, под 3 м.сек. ( конечно, не мерили, но покруче 2 всяко). Глубина желательно ниже не пояса, а задницы: как только зад в воду уходит, площадь давления воды растет кардинально. Поэтому я и усомнился в преимуществе круга над стенкой в рассмотренном примере - там вода выше бедер поднимается и выигрыш стенки в площади давления становится более заметным.
++основное отличие от стенки вижу в том, что при переправе стенкой все идут одновременно,++
От среднего уровня стенки, мастера идут отнюдь не одновременно. Просто в стенке это сложнее исполнять и мало кто умеет.
++кругом бродит обычно вся группа 5-7 человек, когда меньше уже немного не то++
Вот тут не соглашусь, отлично бродится двойкой и четверкой (тройкой не пробовал).
Встали, уперлись друг в друга хорошенько и пошли.
Тут еще такой момент: большая группа идет заведомо без страховки, а двойку можно страховать. Это имеет смысл, когда сложность не очень понятна.
Подошли мы на Алтае группой в 6 человек (4м, 2ж) к разливу реки Менсу. Место для брода вроде как подходящее, но вода непрозрачная и не видно ни глубину, ни характер дна. Стремно как-то идти всем сразу кольцом-шестеркой.
Пустили двойку на страховке из 2 мужиков поздоровее, потом по их следам уже четверка прошла без особого риска.
Когда несколькими годами позже подошли в аналогичном составе примерно к такой же сложности броду через Коксу в Джунгарии, вода была прозрачной, дно хорошо видно.
Там сразу встали кольцом-шестеркой и пошли.
У меня не так много переправ в жизни. Из последних это Домбай Ульген в Домбае, приток реки верховье Пик Инэ, на Камчатке в районе Талбачка. Две из них не возможны для перехода в брод. Даже думать не нужно было, смерть. В одной из них парень бросался в воду раз пять, но не переплыл. Поэтому пришлось брать веревку, привязывать к центру тяжесть и бросать петлей на другую сторону реки. В двух местах понадобилось бросить раз 5-10, но в одном месте бросал часа два. Все уже не надеялись. Потом просто натягиваешь полиспастом, и стараешься поднять веревку с своей стороны рогатинами из обломков деревьев. И все. Потом беседка, крепление к поясу через карабин и зажим спереди. Обычно первый все же ложится на воду. Поэтому верхняя нога по течению лежит на веревке. Зажим помогает, иначе точно нахлебаешься больше чем надо. В Азии думаю реки более широкие и глубокие. Поэтому действительно все очень опасно. лучше думать заранее еще перед отъездом о месте переправы.
Все что написано полезно, но готовых решений не может быть.
Если не секрет, р. Домбай-Ульген - в каком месте? Утром в период не жары смотрится как минимум переплываемой первым, прозрачная. Когда жара, даже ночью, конечно, даже не стоит соваться. И цель, это же только к водопаду Джугутурлючат нужно?
Основное русло, чуть ниже притока от реки с Пика Инэ. Вода прозрачная, но переплыть нельзя. Верхнюю реку от Пика Инэ не смогли переплыть тогда. Бросали веревку. Хотя когда шли вверх все же в брод перешли. Но очень стремно
Расскажу ещё про один способ переправ, который я называю по-таджикски. После окончания 6-ки и прохождения перевала Шхара, я нагрузил рюкзак железом, отобранным у группы под завязку, и побежал вниз, к другой группе, с которой я должен был пройти 5-ку, и которая уже фактически началась днём раньше. Путь в Верхнюю Балкарию не обошёлся без приключений. Блуданул, потерял тропу, и пришлось переправляться по-таджикски через приток Черека-Балкарского. По-таджикски – это когда лезешь на берёзу небольшой толщины и надеешься, что она согнётся, и ты окажешься на другом берегу. Один раз я уже демонстрировал этот уникальный способ, когда водил в ноябре 77-го новичковую школу маёвских горников по Подмосковью. У не широкого ручья всех построил, и приказал внимательно смотреть и восхищаться. Выбрал берёзку, полез. Но то ли она не поняла, что от неё хотят, то ли тонковата оказалась, и сломалась, уронив меня во всей пуховой одежде в середину ручья. Восхищению не было предела. Несколько минут кроме икоты я ничего не слышал, а у девушек между ног появились мокрые пятнышки.
На этот раз, учитывая прошлый опыт, и вспомнив отвратительный сопромат, выбрал берёзу потолще. Но то ли я учил его плохо, то ли рюкзак слишком тяжёлым оказался, но опять не заладилось, и она сломалась раньше времени, сплюнув меня в середину потока, который весело понёс барахтающееся тело в основное русло Черека. Кое-как выбрался и после лёгкой просушки продолжил бег.