Пишет evgleon, 11.03.2021 16:02

Часть 1 тут.

Кстати, наблюдение тренировочного забега через Карачик, которое меня поразило до глубины души и которым забыла поделиться. Подъем на перевал разорвал в клочья мой шаблон привычного восприятия двух вершин Белухи со стороны Аккема. Шаблон назывался "Восточная — пирамида, западная — холм". С этого бока все оказалось с точностью да наоборот — зеркально. Сам собой стал напрашиваться новый сакральный туристический маршрут для искателей мистики, потому что даже я не могла поверить глазам. Сами смотрите:

Всем знакомый и привычный вид на Белуху Восточную и Западную. Сфотографировано со смотровой площадки над поселком Тюнгур, июнь 2018

Ночь в палатке на вершине Белухи, или траверс Абалакова 4А "пер Делоне — пик Делоне — Белуха В". Часть 2 (Альпинизм)Вид со стороны перевала Карачик, август 2018

Конец августа выдался неспокойным. Вот, во что превратилась палатка гидов на Томских стоянках незадолго до нашего восхождения:

Ночь в палатке на вершине Белухи, или траверс Абалакова 4А "пер Делоне — пик Делоне — Белуха В". Часть 2 (Альпинизм)Корона Алтая на закате 21 августа 2018

Вернемся к траверсу "пер Делоне — пик Делоне — Белуха В" и событиям 24 августа 2018.

Практически все пролезли в связке параллельно (в кошках, на каждого по 1 инструменту. Во время разведки использовали "половинки", но пришли к выводу, что это неудобно, потому что две веревки чрезмерно часто и сильно мешали движению тем, что очень цеплялись за рельеф, поэтому на восхождении заменили на одну сингл). На маршруте для страховки применялись петли и ледобуры. Якоря бы тоже посоветовала взять — у нас их просто не было. Лазание нетрудное, максимум II-III категория. Основную сложность представлял микст — на ключах был именно он. Ключи несложные и короткие: это два места на гребне до Делоне (1 - почти сразу после места под палатки, 2 - взлет на большом провале гребня), и одно место в районе выхода гребня на Б*.

Установить палатки на маршруте можно примерно по центру гребня по ходу движения до пика Делоне (именно это сделала группа туристов) — место отметила на первой фотографии.

Время прохождения в наших условиях: от перевала Делоне до места под палатки 1,5-2 часа, от места под палатки до вершины пика Делоне — 3,5 часа, от вершины Делоне до вершины Б* — 2,5 часа. Итого: от перевала Делоне до вершины Б* — примерно 8 часов, спускались на следующее утро по классике, поэтому про маршрут в обратную сторону сказать что-то затрудняюсь.

Фотографии с маршрута:

Вид на пик Делоне с перевала Делоне

Вид на перевал Делоне с начала гребня

Гребень, начало маршрута

Вид на морену и Аккемский ледник с начала маршрута

Вид на Аккемскую стену с гребня в точке удобной для установки палатки

Палатка группы туристов, шедших маршрут "перевал Делоне-пик Делоне".

Фотографий ключей нет. На вершине Делоне нас накрыло облаком, поэтому снимки оттуда не выкладываю — ценности не несут.

Немного разъяснилось уже на спуске с пика Делоне ближе к центру седловины. Здесь встречались огромные и очень пейзажные карнизы, в паре мест гребень становился острым ножом с двухсторонними надувами. В общем и целом на этом участке технической сложности не было, скорее — психологическая, потому что, аккуратно траверсируя снежный гребень без возможности организации страховки, можно было во всем великолепии под своими ногами рассматривать Аккемскую стену.

Аккемская стена, вид на спуске с вершины Делоне

Пейзаж на закате я не забуду до конца дней своих. Красоты подобной той никогда не видела в жизни, а так как возможности снимать уже не было, я запоминала. Кроваво-алый огромный солнечный диск висел над Короной Алтая справа и выглядывал словно око Саурона через полумглу заблудившегося облака. Все, что находилось по левую сторону гребня, окрасилось насыщенными фиолетовыми красками такой глубины, что мозг испытывал экстаз.

На вершине Б* были уже в начинающихся сумерках. Место под палатку вытаптывали и вырубали. Когда уже почти отошли ко сну, снаружи появился странный звук. Мне стало по-настоящему жутко (даже на маршруте за весь день я не испытала ни разу ничего подобного), потому что звук был сильно похож на человеческие шаги в кошках вокруг нашего укрытия. Проблема заключалась в том, что мы точно знали, где находятся все люди в районе Горы и какие у них планы — здесь никого быть не могло, да и никто на вопросы не откликался. Я не могла оставить это необъяснимое явление нераскрытым и вознамерилась было выглянуть из палатки, но здесь камнем преткновения и стеной, что не дала мне осуществить задуманное стал напарник, который по стечению обстоятельств находился ближе к выходу. "Не пущу и точка". Так загадка осталась для меня загадкой.

Палатка на вершине Б, утро перед спуском

По утру, на рассвете, первая коммерческая группа, осуществившая подъем, с удивлением наблюдала около конечного места своих целеустремлений нашу палатку, в которой в тот момент в Jetboil-е кипятился утренний чай. Погода быстро менялась — надо было спешить — спускались уже в молоке.

З.Ы. Все события и герои вымышлены, последняя фотография сфальсифицирована. Также как и тысячи других людей, мы никогда не нарушали никаких справедливых законов нашего государства и, конечно же, ни разу не были на сиротливо пустующей со времен распада Советского Союза вершине Белухи Восточной.