Мини гайд по району Монблана

Пишет Maxim Foygel, 28.01.2021 12:56

Мини гайд по району Монблана (Альпинизм)

Полагаю, что район между французским Шамони и итальянским Курмайором не нуждается в специальном представлении. Сказать, что здесь много разнообразных альпинистских маршрутов, это все равно, что ничего не сказать. Выбор просто ошеломляет. Если попал сюда в первый раз, то не сразу понятно, куда стоит идти в первую очередь, а что лучше придержать на потом.

Прошедшее лето из-за закрытых границ и ограничений в туризме было не самое продуктивное для меня как для гида. Однако, свободное время не было потрачено впустую. Походив некоторые классические маршруты в районе Монблан, я составил подробные описания на русском языке и снял по каждому маршруту видео о его прохождении.

Конечно же выбор не исчерпывается маршрутами из этого поста, однако этих маршрутов должно хватить для первого знакомства с районом.

Ссылки на подробные описания для скачивания в формате pdf есть в описании к каждому видео на YouTube.

Для разминки и акклиматизации

Итак. Ты попал в Шамони и тебе хочется сходить что-то для акклиматизации и знакомства с районом. Нужен непродолжительный маршрут, по возможности- не развальня, а еще лучше, чтобы можно было рассмотреть соседние хребты и вершины. Для этого лучше всего подойдет гребень «Космик» на панорамную вершину Aiguille du Midi.

Мини гайд по району Монблана (Альпинизм)

Вершина: Aiguille du Midi (3842) до панорамной платформы канатной дороги (~3700)

Маршрут: по юго-западному гребню «Arete des Cosmiques» (скальный) 3А / AD

Перепад высоты: 150 м (с учетом спусков и дюльферов)

Протяженность: 825 м

Время до вершины: 2-3 часа

Аналогичный вариант есть и с итальянской стороны. Небольшая скальная вершина Aiguille d'Entreves - это младший брат Aiguille du Midi. Только чуть попроще.

Мини гайд по району Монблана (Альпинизм)

Вершина: Aiguille d'Entreves (3604)

Маршрут: траверс с юго-запада на северо-восток (скальный) 2Б / AD- 3м 5b или А0

Перепад высоты: 100 м (с учетом спусков и дюльферов)

Протяженность: 750 м

Время до вершины: 2 часа

Подойти под оба маршрута можно как с французской, так и с итальянской стороны. Однако Aiguille du Midi ближе и удобнее ходить из Шамони, а Aiguille d'Entreves -из Курмайора.

Классика района - чтобы было что вспомнить

Ок, времени у тебя не так много, что же сходить, чтобы было интересно и запомнилось надолго? Тут конечно глаза разбегаются, но я бы рекомендовал рассмотреть следующие варианты.

Классический маршрут на импозантную скальную башнюDent du Geant относительно прост, к тому же ключ маршрута провешен канатами. Но если ты хочешь чего-то более «честного», то можно рассмотреть один из соседних маршрутов. Я же ограничусь описанием классики.

Вершина:Dent du Geant(4013)

Маршрут: по западной стене «Normal route»(скальный)3Б / AD+

Перепад высоты: 450 м (с учетом спусков и дюльферов)

Протяженность:835 м

Время до вершины: 3-4 часа

Если твои аппетиты не удовлетворит однодневное восхождение, предлагаю вариант для любителей многодневных восхождений — полный траверс массивов Rocherfortи Grandes Jorasses. Это уже достаточно серьезное мероприятие на 2 дня. Большие высоты, очень длинный маршрут, требует солидного альпинистского опыта. Однако, если ты готов к такому приключению, то точно не будешь жалеть о потраченном времени и калориях.

Мини гайд по району Монблана (Альпинизм)

Вершина:Aig. de Rocherfort(4001) – Domede Rocherfort(4015) – Calotte de Rocherfort

(Западная — 3974, Восточная – 3965) — Pointe Young (3996) – Pointe Marguerite (4065) – Pointe Helene (4045) – Pointe Croz (4110) – Pointe Whymper (4184) – Pointe Walker (4208)

Маршрут: траверс массивовRocherfort– Grandes Jorassesс запада на восток (комбинированный) 5A / D 4с

Перепад высоты: 500м, с учетом спусков и подъемов более 1000м

Протяженность:~6 км

Время прохождения: 2 дня

Пара скальных маршрутов поинтереснее или в качестве подготовки с серьезным скальным стенам

Для тех, кому интересны скальные маршруты по знаменитым гранитам Шамони, рекомендую сходить вначале на Roi du Siam.

Мини гайд по району Монблана (Альпинизм)

Вершина:Roi du Siam(3632), предвершинаPetit Capucin (3693)

Маршрут:по юго-восточной стене «Lifting du Roi»(скальный) 4Б / D+ 5c

Перепад высоты: 225 м

Протяженность:365 м

Время до вершины: 3-4 часа

После хорошей разминки на Roi du Siamлогично рассмотреть южную стенуAiguille du Midi. Классический маршрут,пройденный в 1956 году Gaston Rébuffat и Maurice Baquet, будет интересен тем, чей онсайт находится на уровне 5с/6а и есть опыт лазания тредом.

Мини гайд по району Монблана (Альпинизм)

Вершина:Aiguille du Midi (3842) до панорамной платформы канатной дороги(~3700)

Маршрут:по южной стене «Rebuffat-Baquet»(скальный)5Б / TD+

Перепад высоты: 200 м

Протяженность: 270 м

Время до вершины: 3-4 часа

Спасибо за подробные описания, Максим.

Единственное, что я бы добавил - если человек только приехал без акклиматизации, то даже подьем (и тем паче сложное лазанье) на высотах ~3500 для него может быть напряженным. Возможно начать лучше с ~2000. Благо, с первой остановки канатки на Aiguille du Midi (Plan de l'Aiguille) доступны достаточно много приятных маршрутов. Там же кстати, есть и недорогой приют.

См. например:

В целом да, это хороший вариант. Но мне кажется что благодаря канатным дорогам такие восхождения как гребень Крсмик Aig. du Midi и траверс Aig. d'Entreves вполне рабочий вариант. Да, это высоко, но опять же канатные дороги позволяют очень быстро подойти спуститься.

Хороший вариант для акклиматизации в первый день- траверс Pointe Lachenal,легкая AD с меньшими усилиями чем Космик, и пониже, но под 3500

Маршрут можно рассмотреть в качестев альтенативы Aig. du Midi это точно. Там и людей меньше.

Максим, спасибо за красивые ролики. Ходил в этих краях 20 лет назад: а) Tour Ronde (3792) по ледовому North Face (AD/D- или 3Б-4А) с вершинной башней (10 м, IV)); б) упомянутиый Вами Petit Capucin (3693) по East face через пер. Гервасутти (D/D+, 4Б+, пара мест IV+/V, но надо пересекать короткий, но опасный заснеженный ск. кулуар и в) короткую скальную Pyramid de Tacul (3468) (D-, IV/IV+, что-то около 4А). Как сейчас выглядят эти маршруты?. Ходят ли по ним, особенно Tour Ronde (из-за таяния ледников)?

Неплохо походил , Юра! Я ходил из этого Pyramid de Tacul в 2015м, оч понравился

Из перечисленных вами маршрутов ходят двольно часто все, за исключением Petit Capucin (3693) по East face. Не встречал отчетов, навернео не часто там люди сейчас.

Да Саша! И ты тоже, судя по всему, хорошо походил в этом районе. :-)

Да уж точно, но хотелось больше

Максим, спасибо за ответ.