Свой и в песнях, и в мыслях: Владимир Высоцкий и фильм "Вертикаль"

Пишет Редакция сайта, 25.01.2021 19:01

Свой и в песнях, и в мыслях: Владимир Высоцкий и фильм "Вертикаль" (Альпинизм)

25 января в день рождения Владимира Семёновича Высоцкого на Риске уже традицией становится цитирование его знаменитых и малознакомых, но удивительно честных и неизбежно бьющих в цель строк – в самое сердце уходящих в горы.

...Возьмешь ли первый аккорд или прислонишься мягко к товарищу – слова Высоцкого будто сами вырываются из памяти:

парня в горы тяни, рискни...” – и все задумчиво смотрят куда-то вдаль, чеканя последний слог, словно ступени рубят или забивают скальный крюк...

здесь вам не равнина, здесь климат иной...” – и тут же словно приосанились даже сосны вокруг костра, а в глазах ребят мерцают огоньки, полные азарта и вызова, и у каждого за пазухой своя, горная история...

“ох, какая ж ты неблизкая, неласковая, альпинистка моя, скалолазка моя!” – девчонки хмурятся (но на строчках “а ты к вершине шла, а ты рвалася в бой” смягчаются), пока мужские голоса поют наперебой, каждый о своей и о своём, кто игриво, кто с досадой, но всегда – с улыбкой…

***

Трудно поверить, что этих песен могло бы и не быть, если идея Станислава Говорухина и Бориса Дурова снять советское кино "Вертикаль" об альпинизме провалилась. Не было бы их, если бы утвержденный на роль радиста Юрий Визбор не отказался за несколько недель. Не было бы, если Владимир Семенович не поверил в задумку фильма, если бы внутри что-то не щёлкнуло – взять и написать пару песен, которые превознесут и фильм, и альпинизм, и самого Высоцкого.

Как потом скажут: наивысший пик желающих заниматься альпинизмом пришелся как раз на время проката фильма в кинотеатрах страны. Без песен про непокоренные вершины, про друга, про скалолазку не проходит ни одна экспедиция и сегодня.

Кадр из фильма *Вертикаль*, 1966 | Фото: echo.msk.ru

Советский художественный фильм “Вертикаль” снимали на чёрно-белую плёнку в Приэльбрусье, в Баксанской долине, в ущелье Адыл-Су и на леднике Шхельда, и только несколько эпизодов досняли позже в павильонах Одесской киностудии с 21 июля по 28 декабря 1966 года.

Несмотря на то, что пик Ор-Тау, который штурмуют герои фильма, был выдуман для остроты сюжета, всё остальное на съёмках старались приблизить к реальности. Съёмки были сложными, проводились на высоте и в нестандартных условиях; несмотря на наличие дублёров, актёры для достоверности и погружения в тему осваивали азы и совершали тренировочные восхождения, сдавали нормативы.

Автор сценария Сергей Тарасов рассказывал: «В основу положен рассказ моего покойного шурина Володи Копалина, режиссера и оператора ЦСДФ, поднимавшегося в 1965-м на пик Ленина. Слушая его, я подумал: «Вот же современный сюжет, где есть сильные личности, дружба. Любовь». У меня была история не о том, что люди лезут в горы, а про неизвестного солдата, так сказать, который выполнил самую трудную работу в горах, чтобы доказать, что не виноват в трагедии, случившейся на прошлом восхождении».

Съемочная группа фильма, Баксан, лето 1966 | Фото: echo.msk.ru

Когда вместо Юрия Визбора, который был знаком с альпинизмом и имел в репертуаре подходящие песни, но отказался от участия в съёмках, предложили кандидатуру Владимира Высоцкого, чудо произошло не сразу – роль как и сценарий Владимира не заинтересовали, но тема и своего рода вызов написать к фильму песню да не одну его всё же подкупили.

Для фильма Владимир Высоцкий написал 6 песен, однако в фильме зрители не услышали одну из них – “Скалолазку”. Она, как и эпизод, для которой она была написана, в фильм не вошли. Зато уже спустя пару месяцев после премьеры фильма фирмой "Мелодия" была выпущена гибкая пластинка "Песни из кинофильма Вертикаль", экземпляры которой разлетались, как горячие пирожки.

“Фактуру” для песен Высоцкий собирал в разговорах с опытными альпинистами, которые консультировали группу во время съёмок. “Песню о друге” связывают с рассказом Леонида Елисеева о случае, когда по ошибке одного (плохо закрепил страховку) сорвались пять из шести участников восхождения.

“Вершина” пришла на ум автору во время спасработ – помощь понадобилась группе альпинистов, попавшим в беду недалеко от их места тренировок.

Финальная песня “Прощание с горами” появилась уже после монтажа – после просмотра у всех оставалось чувство незаконченности, “смазанности” концовки, нужна была убедительная точка, а лучше – многоточие…

***
Это правда, песни Владимира Высоцкого и фильм вдохновляют нас до сих пор, помогая ответить на простой и в то же время очень сложный вопрос: "Зачем идёте в гору вы?" и "что может быть лучше гор".

Ребята, поставим на видик

Не триллер, а фильм “Вертикаль”.

В нем все в черно-белом формате -

И горы и люди.

Пусть даже ты съел в Гималаях

Почти всю зубную эмаль,

Будь сентиментальным сегодня -

Никто не осудит!

Снаряж абалаковский – ретро,

На старой веревке – булинь.

Стена, что в те годы была экстремальной,

Теперь не пугает!

Но станешь серьезней, взирая

На снежные взрывы лавин,

И на камнепады, что цель себе

Не выбирают!

Романтики флаг сдуло ветром

С коммерческих пиков всех гор.

И холодны души, закрыты подобно

Замку карабина!

А в фильме Владимир Высоцкий

Споет нам под струн перебор

Охрипшую песенку “Друг”

И “Здесь вам не равнина!”

Давно и не зря, еще в детстве,

Впервые увидел Ушбу –

Вот в этом простом кинофильме,

Где грешны герои!

Полжизни пройдя в альпинизме,

Теперь не кусаешь губу,

Что годы растратил на то,

На что тратить не стоит!

Ребята, на видео снова

Тех лет вертикаль воскресим!

Найдем на вопросы ответы, важнее,

Чем в скалах опоры!

Ведь головы вверх запрокинув,

Мы перед горами стоим!

Всех лучше стихий и для нас

Могут быть только горы!

(стихи Виктора Стребежева, известного на Риске под ником streb)

Расскажите, когда и как вы впервые посмотрели фильм “Вертикаль” – ходили в кинотеатр, смотрели на кассете или онлайн, неоднократно пересматривали или посмотрели только сегодня? Поделитесь любимыми фразами, эпизодами, строчками...

Друзья, это фото сделано не в Одессе, а в Баксане!
За участниками кино-группы гостиница Иткол и знаменитые баксанские сосны!!! В этой гостинице они жили во время съемок.

Спасибо, что подметили! Поправим описание.

Кажется . что песня № 1 из этого фильма -это была однозначно "Если друг оказался вдруг" В основном помню прежде всего её тогда вставляли в любые мероприятия и пели чаще других.

Слышал, что космонавты смотрят перед стартом "Белое солнце пустыни" - традиция...)) "Вертикаль" всегда смотрю перед поездкой в горы. А фильм и песни - из детства (1983 г.р.), не вспомнить когда впервые услышал-увидел, но благодаря папе, это я точно знаю.

Впервые фильм ВЕРТИКАЛЬ я посмотрел в детстве, когда жил на Кольском, в Кандалакшском районе, поселок Приозерный, недалеко от села Алакуртти. Отец был военным и жили мы в воинской части, а кино было по выходным дням в солдатском клубе. Сейчас вроде бы этот поселок полностью заброшен, военные его оставили и никто в нем не живет. Хотя ностальгия заставляет мысленно в него возвращаться снова и снова. Когда я впервые услышал эти великие песни в 1968 в клубе, я еще не знал, кто их исполняет, кто автор. У нас не было своих магнитофонов, но в части из радиорубки песни повторяли по радиоточке время от времени. Как магнит они притягивали, заставляли вслушиваться и разбирать все слова, в которых казалось звучит сама истина.

Ощущалось приобщение к чему-то великому, не фальшивому искусству, не по школьной программе, а к благородству кристально чистой романтики, дающей смысл жизни. Эти невыразимые чувства возвращаются ко мне и сейчас, когда слушаю эти песни. В фильме ВЕРТИКАЛЬ сказано много о людях, о том, что происходит в глубине их души и сердца. Это не только само восхождение, а городские сцены, посещение Сванетии, военная ретроспектива. Поэтому, зная, что со мной многие не согласятся, но для меня ВЕРТИКАЛЬ - самый лучший фильм об альпинизме.

Я с двумя своими друзьями - школьниками, под впечатлением от фильма и песен, взошли весной, когда еще масса снега там в Заполярье, на одну из сопок, на которой к тому же были немалые выходы скал. Вернулись поздно, в темноте, родителям так и не сказав про это первое, как я сейчас понимаю, совсем не безопасное восхождение.

"ВЕРТИКАЛЬ - самый лучший фильм об альпинизме."

Согласен! Если посчитать сколько раз я пересматривал фильмы об альпинизме, то Вертикаль - безусловный лидер. На втором месте Вертикальный предел) На третьем - Северная стена. И, что интересно, фильм с годами только лучше становится, совсем не устаревает!

на вкус и цвет как говорится фломастеры разные, но " вертикальный предел" ....

Хочется поблагодарить редакцию сайта за эту нужную и важную для философии альпинизма тему, раскрытую неравнодушно, искренне. Благодарен и за цитирование моего стиха, для автора такое внимание всегда дает вдохновение и энергию для дальнейшего творчества. Если можно, приведу еще один стих, посвященный Владимиру Высоцкому и его песням о горах.

Помощь Высоцкого

Без денег оказался ты на юге.

Рюкзак, гитара, ледоруб - киркой.

На лавке пел Высоцкого - О ДРУГЕ,

Чтоб не стоять с протянутой рукой!

Кому есть дело, что ты с гор спустился

Небритый, обожженный высотой.

Народ залечь на пляжи торопился,

Сперва не слыша тихий голос твой.

Мотив несложный, а пропой, попробуй -

Возьми верха и на низах не сдай!

Вдруг задержался рядом дядя с торбой:

Про полосу нейтральную - сыграй!

Я ж погранцом служил, ты спел - задело!

Тут морячок с заказом: КОРАБЛИ!

Студенческая парочка подсела:

А знаете БАЛЛАДУ О ЛЮБВИ?

Ты песни знал, а люди став гурьбою,

Все слушали - и не было придир!

Афганцам - НЕ ВЕРНУЛСЯ ОН ИЗ БОЯ,

И даже бомжу - ШАХМАТНЫЙ ТУРНИР!

И с каждой песней - силы прибывали!

Как с неба - в связки хриплость и металл!

И КОНИ ПРИВЕРЕДЛИВЫЕ - мчали!

И ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЕТ - ты не сорвал!

Откуда этот голос - сам не знал ты!

А люди - помогли из личных касс:

В чехле гитарном - мелочь, а не злато,

Но на билет и на обед - как раз!

В вагоне общем третья полка - доской!

Но как на мягком ты, уснув, сопел.

И вот разгадка - в сон вошёл Высоцкий

И улыбнулся: - Я ж с тобой там пел!

Спасибо Вам! Потрясающие стихи!

Спасибо!

Отличный стих!!!

В 1980 году Я узнал о смерти Высоцкого будучи в экспедиции под пиком Коммунизма .Вернувшись в базовый лагерь с Коммунизма наша группа узнала эту новость. Экспедиция связана со многими перелётами: то самолётами, то вертолётами, и вот сидя в ожидании рейса домой в одном из аэропортов я решил написать о Высоцком. Написал как воспринимал его неожиданный уход тогда в августе 80-го. Вот так тогда получилось...

Вы вспоминайте. Если можно-не жалейте.

Жалеть -удел для тех, кто слаб.

Цветы, если не трудно, -их полейте.

Ну что же, я лечу. Откатывайте трап.

От белых облаков и голубых небес,

От синих рек и розовых рассветов.

От мудрых стариков и молодых невест

От светлых дум и завистных наветов.

От чёрных кос и загорелых плеч,

От вечных неудач и от успехов.

От старых ран когда-то надо слечь.

И к Вам уже не выйти на потеху.

От всех, любимых мной и ненавистных мне.

От любящих меня и равнодушных.

От тех, кто жил. И тех, кто спал во сне.

От всех, кому ещё хоть что-то нужно!

От смелой женщины и женщины покорной.

От бывшей, нынешней, и может, никакой.

Страдающих от белой зависти, а так же и от чёрной.

От всех, от всех, идущих медленно за мной.

Вспоминайте! Но если можно - не жалейте.

Жалеть-удел для тех, кто слаб.

Цветы, если не трудно, их полейте.

Я УЛЕТАЮ НАВСЕГДА. ОТКАТЫВАЙТЕ ТРАП...

Первый раз "Вертикаль" я посмотрел году так в 1968-69. На окраину городка, который по старинке все еще называли Мирзачулем приехала кинопередвижка. Киномеханики на пустыре установили экран, кинопроектор, расставили скамейки и сказали, что будет кино, когда стемнеет. Название нам ничего не говорило. Постепенно стали подтягиваться и рассаживаться зрители. Когда места были заняты, механики прошли по рядам, собрали по 10 копеек и раздали билеты.
У нас, понятное дело, денег не было, но метрах в 10 позади зрителей росли карагачи. Это были наши законные места. Все пацаны постарше забрались на деревья по несколько человек на ствол. А я как самый маленький стал карабкаться после всех. Смог подняться только метра на 1,5 и все время сползал вниз с этого шершавого дерева, т.к. руки не держали. Было ужасно неудобно и больно, но я был выше зрителей и мог видеть экран. Вдруг к дереву подошел дядька с кинопередвижки (я его видел днем) и сказал мне слезть. Всё, мое кино закончилось.
Я слез, он меня взял за руку и повел вперед. Ну, думаю, сейчас будет ругать за то, что я смотрю бесплатно. А он вдруг остановился, сказал кому-то подвинуться и посадил меня. Место было очень удобное, весь экран передо мной.
Мир вокруг перестал существовать. Я вместе с героями шагал, лез и пел песни.
Недалеко от нашего дома была Вторая линия, которую переименовали в улицу Гагарина. Тогда все бредили им и хотели быть космонавтами и летчиками. А я уже тогда понял, что буду альпинистом. Через 22 года я сделал первую вершину, а еще через несколько лет, уже будучи инструктором, снова посмотрел фильм "Вертикаль".
Были боль, обида и недоумение. Я понял, что фильм сделали смотрибельным песни Высоцкого и его участие.
Час назад посмотрел фильм в третий раз и понял - фильм сделали только песни Высоцкого.
Сценарий никакой, игра актеров - никакая, да и роль Высоцкого не впечатляющая.
Но для своей эпохи фильм был шедевром. Надо учесть, что это был первый отечественный фильм (если не единственный) об альпинизме, который вышел в широкий прокат. Про летчиков, космонавтов, моряков, пожарников, железнодорожников информации было гораздо больше.
И вдруг нам показали альпинистов. Они казались людьми из другого мира - непонятными, дерзкими, не боящимися опасностей. И эти опасности нам показали. Думаю, поэтому и началось повальное увлечение, а фильм стал культовым. Для многих людей он и сегодня шедевр. К сожалению, других фильмов об альпинизме не видел.
Сам я не бог весть какой спец в альпинизме, обычный лагерный инструктор, поэтому прошу простить, если кого-то невольно задел своими размышлизмами.

"Через 22 года" - очепятка) - через 12 лет.

Сложный вопрос о том, имеет ли фильм ВЕРТИКАЛЬ большое значение для сегодняшних альпинистов, ведь все мы видим ошибки и упрощения в организации страховки на стене, в лазании. Мне кажется, что этот фильм все таки лучше многих современных фильмов отвечает на вечные вопросы альпинизма и даёт более высокую романтику, идеалы. Причём это результат фильма в целом, тут нельзя ставить песни отдельно, а то, что происходит в картине - отдельно. Говорухин как режиссёр демонстрирует множество находок в показе красоты и опасностей гор, и в изображении психологических состояний людей. Абсолютно разные характеры тех альпинистов, интересные детали, через которые они раскрываются. То что они одеты в то несовременное ретро снаряжение, не сильно меняет смысл идеалов, важных и сегодня. Так Гамлет, в средневековом одеяние, с музейный шпажонкой, вызывает все таки и сердце биение и слезы у современных зрителей, ведь внешние атрибуты легко отбросить, а вот глубинную поэзию, вопрос БЫТЬ - ИЛИ НЕ БЫТЬ, рассуждение о смысле человека, отбросить нельзя.

Я смотрел "Вертикаль" в кино.

Фильм конечно дерьмовый, но

Я решил альпинистом стать

Что нибудь покорять!

Взял веревку и взял рюкзак,

Горы это не просто так,

За сараем крючки нашел,

И на гору пошел...

А когда я упал со скал,

Кто то за нос меня таскал,

А когда я открыл глаза,

Оказалось коза...

Больше в горы я не хожу,

телевизор гляжу.

Не знаю, кто автор, в сети не нашел. Слова подзабыл. Пафос хорошо сгоняет.

В Тульской областной федерации альпинизма в конце семидесятых было это написано. Тогда в нашей секции праздновались новый год, 23 февраля и 8 марта. На каждый праздник создавался сценарий и писались песни. Часто использовали известные мелодии и песни. Получались такие пародии. Ни кто не думал , что эти песни выйдут за пределы нашей секции, но до сих пор слышу их в горах и на различных встречах альпинистов. Авторов хорошо знаю , но без их согласия не могу назвать. Кстати в этой песне куплетов было больше, и слова красивее , vladk1965 и пишет :"Слова подзабыл".

Вот бы узнать правильные слова, и другие похожие самодеятельные песни. Может быть отдельным постом, или в личку. В горах суровости и так хватает, часто хочется просто поржать, разрядить обстановку.

Пародию написать на любое произведение довольно просто, вот только никто, в том числе сам автор публикации строф пародии, её уже не помнит, а песню Высоцкого поют и слушают в его исполнении, находя в ней мысли и эмоции, важные и для нынешних людей.

Впервые познакомился с горами в далеком 1968: поход с Одноклассниками из Хадыженска в Аше (Краснодарский край). Опыта -ноль, организация похода - ноль. Группа в первый же день попала в дождь, туман.. Маршрут туристический читался плохо. Все разбрелись. В Балаган пришел один, рассказал Инструкторам про группу. Вывели всех. Шел со словами песен Высоцкого: их Ритм, Нерв - вели вперед, давали силы.

Прошло много лет, песни остались в Сердце.