Стать инструктором по альпинизму в СССР было проще простого!

Пишет proklovvalera, 17.01.2021 17:29

Главное начать... Приехать по путевке от профсоюза в альпинистский лагерь и там, в отделении с девчонками считай, что значок «Альпинист СССР» у тебя в кармане! Осталось за малым, стать инструктором по альпинизму и все кавказские курорты твои. Даже на работе будут молчать в тряпочку, ведь каждое лето – это инструкторская корова!

Стать инструктором по альпинизму в СССР было проще простого! ()

Сфотографировал со стенда, посвящённому юбилею альплагеря Торпедо. Инструктора выходят из "шайбы" и встречают прибывших участников.

Не буду нудить, но кому повезло прийти в заводскую секцию альпинизма, пройдет все этапы и зоны от звонка до звонка. Правда по путевкам и за неполную стоимость. Третий разряд - год, превышение на третий разряд - год, потом еще год на второй разряд с контрольной 3Б кт.сл. В те далекие времена контрольной назначали одну из вершин в районе альплагеря, обычно самую далекую и чтоб мало не показалось. В моем случае вершина - Нуам-Куам в Айламе, с двумя ночевками. Дальше всеми правдами надо сходить руководство, которое обычно заканчивалось четырьмя вершинами 2Б, на каждого, из команды четырех человек.

я новичок 1982 год

Все, ты свободен, теперь можно ходить со своими товарищами на первый разряд. Для этого со своим скарбом я пошел пешком из альплагеря «Айлама» по всей горной Сванетии, через перевал Бечо в Приэльбрусье и оттуда в Нальчик и Орджоникидзе прямо в Цей, в альплагерь «Торпедо»(как, можно посмотреть на карте). Через три года без шестерки КМС, но с пучком шестерок в Крыму, я получил «характеристику-рекомендацию» в инструкторскую школу, от очень влиятельных людей из местной альпинистской базы. Во времена СССР все крымские маршруты были типа отдых и «это несерьезно».

Стать инструктором по альпинизму в СССР было проще простого! ()

Стать инструктором по альпинизму в СССР было проще простого! ()Заводская секция альпинизма в межсезонном мероприятии на Кавказе.

Затем надо было получить «характеристику-рекомендацию» с места работы.

И обязательно от профсоюзной организации.

Стать инструктором по альпинизму в СССР было проще простого! ()

Послать эти «бомаги» в Москву, при благоприятных обстоятельствах получить оттуда вызов:

По приезду сдать вступительные экзамены и стать курсантом школы УМЦ Эльбрус. После окончания школы получить картонку об окончании школы и главное – «характеристику-рекомендацию»!

Затем быстро найти и купить новичковую путевку. С этой путевкой поехать в альпинистскую базу «отстажироваться» в новичковом отделении. Обязательно попросить написать "бомагу-рекомендацию" у своего инструктора с места стажировки.

Стать инструктором по альпинизму в СССР было проще простого! ()

Послать все бумажки и картонки в Москву, после томительного ожидания получить маленькую корочку. Вот теперь точно все, ты настоящий инструктор-методист по альпинизму 3 категории.

Хотел по просьбе вставить корочки разные, инструкторские и спасательные, но вставлю лучше фото своих товарищей по заводской секции альпинизма. Некоторых уже нет, они ушли в свои горы.

Стать инструктором по альпинизму в СССР было проще простого! ()1 (5)

Самое ценное в моем пути - это товарищи, которых я приобрел в практически каждом городе с проживающими альпинистами. Получил уникальный альпинистский и жизненный опыт от нескольких десятков инструкторов, из разных уголков нашей страны. И давно осознаваемое, я успел побывать в великом инструкторском братстве альпинистов СССР. Жаль, что это братство тихо растворяется в капиталистическом настоящем. За 26 лет инструкторской работы(к примеру с 2008 по 2016 из гор я не вылазил), в моих отделениях и спортивных группах никто не травмировался. Написано больше для статистики.

За 26 лет инструкторства удалось сохранить моральную устойчивость? Это было, пожалуй, наиболее трудное в этой работе...

Архив серьёзнейший! Вряд ли кто додумывался всё это сохранять. А , как выяснилось, надо было. Спустя годы получилась статья для Википедии. Замечательно!

"...в великом инструкторском братстве альпинистов СССР. Жаль, что это братство тихо растворяется в капиталистическом настоящем."

"Самое ценное в моем пути - это товарищи, которых я приобрел в практически каждом городе с проживающими альпинистами."

Сказанное выше - квинтэссенция многобуквенного "Реквиема"

Хочется повторить комментарий ТетиМоти: "Как всё правильно сказано. И после прочтения - горечь утраты..(( Утраты всего того, о чём написано выше. И утраты тех людей, которые уже ушли. Хотя я не представляю, каково им было бы тут, сейчас. Наверное, плохо."

Позволю себе добавить:

Конкурс документов (не помню сколько кандидатов на одно место, по моему пять - шесть);

реферат на одну из предложенных тем, страниц пятьдесят, по содержанию которого, уже на месте , что-то вроде зачета (сдали все);

входной контроль на скалах , похоже на соревнования по боулдерингу , каждая трасса имела цену в определенное количество баллов (нужно набрать не менее сорока баллов);

наверное еще были нормативы по ОФП, не помню, их везде сдавали, где нужно и где не нужно.

Скорее всего еще что-то было , не вспомнить все, но полностью согласен с автором- все легко и просто.

Валера, а где же самое главное, - фото этой инструкторской корочки?

О самом главном написал - мои товарищи. Хотя большинство из них остались навсегда молодыми, а крайний Мишка на Победе. Как стать инструктором в СССР, написано с горечью о забытом прошлом и перевернутом настоящем. Все недавно обсуждали гибель новичков на Гидане и в чем инструктора вина. Считаю, что основная вина лежит на руководстве и лично президенте ФАР.

Сейчас я вне альпинизма, в 16 году на тренировке получил травму. Но в своих прошлых, ежегодных и многомесячных инструкторских забегах нередко сталкивался со слабой, или примитивной подготовкой послеперестроечных инструкторов по альпинизму. Большинству просто не хватало альпинистского опыта, или из-за слабой работы на местах, или из-за быстрого спортивного роста. К примеру, в 2008 году на переподготовке, принимая физ.подготовку у курсантов школы был шокирован, что некоторые не могут подтянуться 6 раз. (в свои 55 я подтягивался больше 20 раз.)

Как-то работая с контингентом 45 полка, крутыми парнями в своей области, один из них пожаловался. Что колоссальный опыт спецопераций в Афганских горах был потерян и нигде не зафиксирован. Что им теперь приходится учиться воевать в горах неся непредвиденные потери. К сожалению, в альпинизме на два десятилетия тоже была потеряна система подготовки и как итог… Гибель новичков на Гидане, там же ранее гибель элитных офицеров внутренних войск. По вине плохо подготовленных инструкторов.

И меня качество подготовки инструкторов сегодня не устраивает. Для работы в нашей Горной Школе выпускников ЦШИ приходится многому доучивать. Сделал попытку воспользоваться решением конференции 2017 г, разрешающем проведение РШИ, и готовить инструкторов для Школы из учеников Школы самому (но вначале оказалось - преподаватели возможны только из ЦШИ - остальные не имеют якобы права).А затем Правление, сохраняя монополию ЦШИ, ЭТО мое безобразие (на их взгляд) запретило вообще- якобы, раз план такой же как в ЦШИ (а другой не утвердят), и преподаватели ЦШИ- то зачем вообще РШИ, пусть люди сразу в ЦШИ едут.

Здравствуйте !

в 76 - первая рекомендация в школу инструкторов от альплагеря "Адыл-Суу"
Кроме, указанных Вами рекомендаций, Валерий,
необходимы были и рекомендации от председателя альп.секции,
председателя спорт комитета "Локомотив".
Председатель альп.секции, прочитав рекомендацию
нач.уча Хромцовой Галины Константиновны, :

- Колька, я всё сделаю, я через это прошёл, всё просто, я ..., да я ...,

( документы необходимо отправить к определённому сроку к концу года )
уважаемый председатель секции уверял при встрече, что всё нормально, когда-же осталось времени до крайнего срока меньше недели, - вернул рекомендацию :

- Занимайся сам, у меня совсем не было времени ...

( председатель - Черновол ВП, был в ту пору: известным, уважаемым, почитаемым и, главное, - ЕДИНСТВЕННЫМ !!! на весь город Туапсе инструктором альпинизма )

стать Инструктором Альпинизма в СССР, - не так-то просто ! - )))

всем - всего Доброго ! - Николай

Как мне помнится, самое большое препятствие на пути достижения инструкторства в СССР, была ограниченная квота в школу и длительное время обучения. 40 дней, когда ты в рассвете сил, терять было очень грустно. были конечно и 20-дневные курсы, но как туда попасть? Я не смог.

А в самой школе практически ВСЕ получали удовлетворительные оценки. В отделении со мной учился товарищ с чистым 2-м. Соответственно опыта пребывания в горах у него практически не было.

И таких инструкторов было не так уж немало.

Каждый выпускник потом находил свое место в системе: кто-то работал с СП и СС, а кто-то ежегодно с новичками НП1. При этом каждый начуч лагеря продолжал обучение новых инструкторов до нужной кондиции.

Потеря времени не согласен. Все выходы и в скальную лабораторию, и на Джанкуат, и спас. работы на рельефе по целому дню. И переправы, со строительством растоящей переправы под руководством Угарова "дяди Леши". Выход на плато Ушбинское строительство пещер, иглу, стенок. Методические восхождения на п. Щуровского, З. Чатын, поход вокруг Шхельды с Юга, выход на Ах-су, методическое на ВИА-тау не хрена не потеряно время не разу. Да и еще отличникам разрешено восхождение на Ушбу по 4 а к.тр. Нет ничего не потеряно было. Как-то так.

Перевальный поход на плато Джантуган. Спуск в Адыр-су. Возвращение в Адыл-су через КойАвган. Дней на 5 путешествие.

Примерно такое-же путешествие, как в 1979. Когда я был новичком в УллуТау.

Только для новичков оно называлось "Перевальный поход", а тут обучение будущих инструкторов.

Что-то типа стажировки с новичками... Еще дня 4-5.

Организаторы реально не знали чем нас занять эти 40 дней.

Восхождения были категорически запрещены. В конце, когда оставалась еще неделя и делать было совсем нечего - нескольким группам(2 или3) посчастливилось сходить на 3б максимум.

Не соглдасен я с вами.

Возможно в разные годы у руководства был разный энтузиазм.

Я в 1987 заканчивал школу в Эльбрусе.

To Scout. И у меня дядя Лёша был тренером отделения в школе инструкторов(1969 год). И у меня ни одного дня в школе зря не прошло. Никогда в жизни так жадно не учился.

А ведь это сермяжная правда... К примеру, в альплагере Цей, Нач.уч. Неборак начинающих инструкторов ставил на подмену. Присмотреться, подучить, давая возможность молодежи походить для себя и впитать дух инструкторской жизни.

С третьего раза в 1985 году попал в экстернат(20 дней) в а/л Эльбрус. Командовал Жирнов В.В., так мы первые 10 дней по струночке ходили, перекладину по утрам в узел завязывали, могли отчислить. Команда преподавателей и участников была обалденная, до сих пор помню почти все лекции и занятия.Там же и в 1988г. повышался на вторую категорию. Командиры отделений были те, кто приехал на первую. Занимались с утра до позднего вечера, очень сильные были занятия по медицине, психологии. Спорт.квалификация у все была КМС и выше, поэтому ерундой не занимались. Работалось потом спокойно и ровно, хотелось чтобы участники не просто ходили, а чему то новому научились, ну и вернулись все тоже.

Окончил Школу в Безенги (ВВ Жиронова) в 1977 г. До сих пор помню все рекомендации, пройденные темы, занятия и пользуюсь этим ежедневно.

Без каких то проблем, с 1 рарядом, был зачислен на 20-ти дневный Всесоюзный методсбор в а/л Адыл-Су в мае 1984 года. Очень много дала стажировка в Шхельде у Ставницера. Каких то проблем с документами и зачислением в памяти не осталось. А по поводу квалификации инструкторов полностью согласен с Михаилом Ситником. Моим первым инструктором в 1977 году в Шхельде была Наташа Ануфрикова, второразрядница, но как раз такие спокойные, без ультраспортивных подвигов, инструктора и нужны новичкам, а подвиги потом, в СП и СС

А что, друзья, не объединиться ли нам в Союз инструкторов альпинизма СССР? И попытаться что-то исправить в существующей системе!

Быть может начать с того, что поехать в альплагеря инструкторами и поработать с участниками?

Павел, я ежегодно все лето провожу в лагерях. И что интересно, как минимум 40-50% инструкторов в лагерях - ветераны из СССР! К сожалению, их становится все меньше: накапливаются болячки, старые травмы, да и возраст, все таки, давит. В нашей Горной школе до пандемии включительно кроме меня (70 лет) работали Фенов А.А. (мс, 68 лет), Власенко А.И. (мсмк, 79 лет) и др.

Михаил! возьмите на себя руководство или координацию данного движением. Прошлую систему воспитания в альпинизме не вернуть, но в ней было много того что можно использовать в нынешней. Главное что бы с нами не начали борьбу как с конкурентами. Думаю, современная система подходит к современному укладу жизни, но хочется ее улучшить, поскольку приемы и методика современной ЦШИ были разработаны во второй половине последнего столетия предыдущего тысячелетия для работы с клиентом.

Сергей, Вы пишите "современная система подходит к современному укладу жизни". Подходит: кто платит- тот девушку и танцует. На этом она и основана: что-бы стать инструктором надо заплатить 100 тр. Став инструктором- бесплатно или задешево работать не будешь, а значит надо не в клубе или федерации своей время попусту тратить, а на Эльбрус, Казбек, Белуху, Ленина клиентов водить. Вот и не видно выпускников альпинизма в лагерях и на сборах. Там инструкторов не хватало, не хватает, и при таком подходе хватать не будет.

> кто платит- тот девушку и танцует. На этом она и основана: что-бы стать инструктором надо заплатить 100 тр. Став инструктором- бесплатно или задешево работать не будешь, а значит надо не в клубе или федерации своей время попусту тратить, а на Эльбрус, Казбек, Белуху, Ленина клиентов водить.

А можно я как диванный альпинист (и в позапрошлой жизни инструктор ГТ) влезу в дискуссию аксакалов?;-)

С одной стороны, насколько мне помнится, в клубной системе ГТ затраты на становление инструктором были совсем невелики (речь о конце 90х), особенно по сравнению с озвученными цифрами. С другой стороны никому в голову не приходило брать с участников деньги на оплату инструктору хотя бы дороги... не знаю, м.б. что то изменилось за 20ть лет - но вроде нет. Мне кажется это очень рабочая система, и тут Вы безусловно правы - ты отдаешь дальше то что в тебя вложили твои Учителя. Они с тебя денег не просили, ты тоже не просишь. В клубах сила!;-)

Еще я могу провести некоторую параллель с нынешним высшим образованием. Моя ЗП в МФТИ была че то около 5тыр +/- (какая то крошка от ставки). Ставка доцента в Бауманке по опыту 19го года - около 40 тыр. Это конечно ПОЗОР. Но - и я, и мои коллеги, с удовольствием преподаем и считаем это за честь - были бы студенты хорошие. Все прекрасно понимают что без молодежи мы загнемся, студенты которых мы учим сегодня завтра станут нашими коллегами и расширят возможности наших рабочей группы. Работы много, рук не хватает. Хороший студент это валюта, ходит байка что в свое время лаборанта Зельдовича (потом он стал одним из величайших физиков ХХ века) одна лаборатория у другой выменяла на форвакумный насос. Доходит до того что не нам платят за обучение а мы приплачиваем хорошим студентам из своего кармана, что бы им было что есть и они учились а не работали черти где. Ну и плюс довольно сильный посыл передать дальше свой опыт...

Я к чему - может такая некоммерческая система взаимоотношений таки является целевой? Хотя она и противоречит современному укладу жизни;-(

Антон, так и я об этом же! Это не инструктор должен подстраиваться под учеников, он их должен растить и воспитывать, такими, как мы захотим. Захотим - волчарами звериного капитализма, но мы этого не захотим.

Михаил, выпуск на снимке - это мой выпуск, тренер отделения - Бондарец А . С., он позже погиб в горах. Хорошая была школа, помню с благодарностью.

Виктор, почта больше не работает?

«Бондарец А . С., он позже погиб в горах»

Был у меня инструктором отделения разрядников в 86-ом в «Эльбрусе».
Исключительный позитив. Хороший был дядька («дядька», глядя с тех моих 28-и).
Смена состояла из спасов, учебного выхода на Джантуган (большая часть отделения выпала в осадок после спасов и ходили тройкой), и ещё одних условных спасов (но с шинами и переломами) случившимися с отделением на ночной асфальтовой тропе к «Эльбрусу» от Джантугана.
Мир праху.

И так как "Эльбрус" и 86-й витают в воздухе, то ещё пару слов.
Жили в большой (ну, очень большой) «коммунистической» обители на втором этаже, над Бершовым и Пастухом (Витя, это отдельная история), в которую как-то ранним утром заехал Туркевич и Ко с очередного чемпионата.
А потом случился НС на Щуровского, и район закрыли (жена усопшего была в лагере, и эмоций было через край).
Поделили снедь, уже полученную для моего руководства на четвёрку, и разъехались.
Тогда никак не думал, что это будет последний относительно серьёзный аккорд в альпинистской карьере.

«коммунистическая» обитель - это третий этаж: две казармы по двенадцать коек.

Я к той старой почте не имею сейчас доступа.

Сюда в личку можно написать.

ок, смотри

Друзья и коллеги! Инструкторы СССР и развитого капитализма! Вступайте в ряды Союза Меча и Орала, ой, ошибся - Союза инструкторов альпинизма! Попробуем самоорганизоваться и что-то еще натворить!

Кому как, а мне стать инструктором было не просто, чтобы преодолеть барьеры на уровне нашей федерации отправили документы в Москву частным образом а в мае 90г зачислен в экстернат УМЦ Эьбрус. Уровень курсантов КМС и выше, были даже призеры и чемпионы Союза, насыщенные занятия от рынды до рынды, в памяти лекции Жирнова ВВ и Байковского Ю и конечно ночные посиделки с вином и мафией.

А лучшей оценкой для курсанта был допуск для работы с участниками без стажировки.

Оо, так мы вместе там учились! Нам было проще: Саня Кашевник со своей неуемной энергией нас туда оформил

Точно, Кашевник, я его букашкой долго пользовался! А Питерцы к нам приходили в мафию играть, известные на то время имена, а еще Женя Прилепа он тогда еще таджиком был.

ХаСе, так мы с вами возможно знакомы как мафиозники?

Вы оба ничего не путаете? Жирнов в 90-м вел экстернат у питерцев, и практическую часть закрывал в мае в "Эльбрусе". Саня стажировался у меня после экстерната летом 91-го, в Осетии.

bvn

Прочитал Ваше воспоминание и заметил свою ошибку, допущенную при наборе на смартфоне. Бондарец Станислав Афанасьевич, то есть Бондарец С.А. правильно будет, а я ошибочно поставил инициалы А.С. Извините.

За давностью лет помню лишь фамилию (утром поищу инициалы в книжке), но не думаю, что Бондарцов в «Эльбрусе» тогда было много.
Очень жаль, что ушёл.
Как ни печально, но эту фразу приходится произносить всё чаще и чаще.

А «условные спасы» были когда Толик (списанный за грехи инструктор) решил в темноте срезать асфальтовый серпантин.
Я сильно протестовал, глядя на субтильную Ленку, которую заметно болтало даже под разгруженным рюкзаком (на Джантуган тройкой ходили Бондарец–Ленка–я и вернулись поздно).
Но Толик сказал: «Альпинисты по асфальту не ходят» и срулил с дороги на тропу.
Сам и налетел. Шел в кроссовках, а не ботинках, голеностоп попал между камнями…
Пришлось организовывать спасы с шиной и носилками из ледорубов прямо над огнями лагеря.
Гонца туда отправили сразу и народ прибежал быстро, но…