Иногда в его рассказах мелькали такие имена, что хотелось слушать стоя...
(Ю. Визбор, «Завтрак с видом на Эльбрус»)
Общался вчера с Шамраевским. О, сказал Юрий Михайлович, смотрю, ты на и «Риске» пишешь. Это надо. В-общем – в-общем, продолжай.
Я не то, что бы пишу, скорее, публикую, но продолжу.
Этот рассказ был опубликован 21 октября 1965 года в газете «Ростсельмашевец». Можно сказать, юбилей. Автор — В. Петров (к сожалению, имя и отчество установить не удалось), фотографии Юрия Шамраевского.

КОГДА нашли ровную земля­ную площадку, остановились на отдых. Рядом, в двух шагах, ле­жал вековой ледник. Быстро ус­тановили две палатки. На бензи­новой плитке приготовили ужин. Затем устроились на ночлег.

Многое нужно знать туристу, путешествующему по Центрально­му Кавказскому хребту на высо­те до четырех тысяч метров над уровнем моря. Дует ветер. Хо­лодно. В твоем распоряжении спальный мешок. Хочется, преж­де чем влезть в него, натянуть на себя всю имеющуюся в запа­се одежду. Но практика доказы­вает, что будет гораздо теплее, если ее снять и подложить под мешок, чтоб защитить себя от промерзлой земли.

Так ночевали и туристы спортивного клуба «Ростсельмаш» Э. Мерецкий, Ю. Шамраевский, С. Большой, Ю. Маркелов, В. Гри­боедов и А. Сафронов.

Горная болезнь (Горный туризм)

Чуть свет — подъем. Горы не любят поздно встающих. Солнце, появившись над вершинами, бросает тепло на землю и снег. Проспишь — идти дальше будет очень трудно.
На каждом шагу спортсменов подстерегают неожиданные пре­пятствия. Когда спускались с перевала Чатын, на пути возник­ла трещина, обойти которую бы­ло невозможно. Нашли «мостик» — ненадежное снежное покрытие, ползком, страхуя друг друга, ста­ли перебираться на противопо­ложную сторону. Сорокаметровая веревка надежно связывала ребят. Поскользнувшись, вниз сорвались двое — Маркелов и Грибо­едов. К счастью, страхующий их Шамраевский был начеку.

Горная болезнь (Горный туризм)

Затем ростовчан ждал скольз­кий подъем, крутизна которого достигала 65 градусов. Нелегко было преодолеть его. Медленно, «шаг за ша­гом» двигались вперед ребята. Наконец, Чатын покорен. Но как неуютно оказалось здесь! Над самыми головами висели черные тучи. Чудилось — протяни руку, и коснешься их, надолго замер­ших над вершиной
А на Далла-Коре туристы на­ткнулись на трещину шириной в 2,5 метра. «Моста» не нашли, пришлось перепрыгивать ее, рис­куя оступиться на обледенелых краях. Разрядники ловко спра­вились с нелегкой задачей. Труд­нее всех пришлось последнему. По неписаному закону им был старший — кандидат в мастера Сафронов. Но все обошлось бла­гополучно.
Позже Шамраевский весело вспоминал, как однажды он уро­нил в трещину рюкзак. Но вовсе невесело было ему спускаться в неё. Первое, что поразило при спуске, — резкое снижение тем­пературы.

На Местийском перевале они встретились с москвичами. Столичные туристы шли по легкой трассе и даже несли с собой ги­тару, неразлучную спутницу всех молодых. Ростовчане не могли себе позволить этого. Они шли по маршруту высшей, пятой катего­рии сложности.

Но вот позади нелегкие подъемы, опасные спуски, короткие ночлеги. Город Местия гостепри­имно принимает ростовчан. Сей­час кажутся смешными его беско­нечные башни, построенные в XVII веке для защиты от внеш­них врагов.

Закончился двенадцатидневный поход. Но надолго останется он в памяти участников. Кто хоть однажды побывал в горах, побо­рол в себе страх, увидел необык­новенную красоту кавказской природы, тот навсегда заболеет «горной болезнью».

В. ПЕТРОВ.

19


Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru