Дроны, парапланы и valenki на кинофестивале «Вертикаль-2020»

Пишет nicko, 15.10.2020 09:07

Год выдался трудным, в том числе и для организаторов кинофестивалей. Традиционно проходящий весной показ призёров «Вертикали» перенесли на осень. Учитывая эпидемиологическую картину не факт, что полностью состоится и в октябре: по планам 10-11 и 17-81 октября — показы в Клубе «Спорт-Марафон». Жаль, что столько внешних проблем влияют на проведение известного кинофорума. Ведь фестиваль – это не только фильмы, но и общение с друзьями, единомышленниками, встречи в кулуарах и рассказы о новых походах.

Но, главное, всё же, лучшие горные и приключенческие фильмы мира, которые зритель сможет увидеть только в фестивальном формате. Фильмы, раздвигающие горизонты, представления о человеческих возможностях. Говорящих, что «и это вы можете, как бы безумно на первый взгляд оно не выглядело!» Поднимающие вечные вопросы и в очередной раз не дающие на них полного ответа.

Дроны, парапланы и valenki на кинофестивале «Вертикаль-2020» (Путешествия)

Кадр из фильма «Ничейная земля. Экспедиция в Антарктиду»

В валенках по Антарктиде

Такие фильмы есть и в программе этого года. Например, «Ничейная земля. Экспедиция в Антарктиду» Маттиаса Майра из Австрии. Поход на лыжах по Антарктиде сам по себе экстремальное путешествие. А тут ещё для увеличения скорости передвижения использовались воздушные змеи – кайты. Экстремалы специально ездили на море – проходили курс обучения кайтсерфингу – перемещению на доске с «воздушным зеем». Управляется кайт четырьмя стропами, которые крепятся к кайту и к планке, а она находится в руках у спортсмена. При скорости ветра под 80 км в час непонятно, как ребята удерживали её руками, как не улетали вместе с грузом – стокилограммовыми санями. Один кайт ветер всё же разорвал, пришлось перемещаться на другом кайте вдвоём.

Уместны были исторические аналогии – Руал Амундсен использовал для передвижения собак, Роберт Скотт – лошадей, а ребята, учитывая запрет на ввоз животных в Антарктиду, воздушных змеев. Амундсен использовал традиционную одежду инуитов, австрийцы – русские valenki.

Основное достижение – первый фрирайд в Антарктиде. Путешественники дошли до гор, совершили ряд восхождений и спустились вниз на лыжах. Главный маршрут – пожалуй, перебор! Подняться под огромным карнизом по склону более 60 градусов, выкопать в карнизе маленькую площадку, чтобы стоя на одной ноге надеть лыжу и понестись вниз со скоростью около ста километров в час… И это без малейших шансов на помощь спасателей и врачей… Хорошо что хоть карниз насквозь проходить не стали, хватило бы ума прыгнуть с самого верха, прямо со снежного козырька.

Дроны, парапланы и valenki на кинофестивале «Вертикаль-2020» (Путешествия)

Старт. Кадр из фильма «Ничейная земля. Экспедиция в Антарктиду»

Трагедия на Манаслу

Сам фильм отличный, на мой взгляд, больше заслуживающий победы, чем получивший Гран-при «Манаслу — гора душ» о Хансе Каммерландере. Тот фильм дорогой, красивый, но уж больно стандартный. Маленький мальчик в горной деревушке следил по радио о восхождениях альпинистов и тоже решил стать знаменитым. Упорно шёл к цели и прославился. И опять игра на трагедии – гибели его друзей во время экспедиции на Манаслу, единственного восьмитысячника, так и не покорившегося герою.

Любовь и смерть – темы, всегда находящие отклик у зрителей. Про любовь в горах фильмы не снимают, как-то обычно не до неё. А вот тему смерти эксплуатируют по полной, особенно в фильмах про альпинистов. Хотя «проскочить по грани» — далеко не главное в альпинизме. Любители пощекотать нервы могут сделать это и внизу: катаясь на крышах электричек или перебегая через автомагистраль.

Ну и к тексту претензии есть. Текст – основная проблема горных и приключенческих фильмов. Понятно, что не каждый сможет написать «Категорию трудности» или хотя бы интересный текст, как Джон Кракауэр. Но лучше честная констатация походных проблем, как в фильме Маттиаса Майра, чем самолюбование «какой я крутой», которое проскальзывает во многих других фильмах. Или политкорректные высказывания Каммерландера: «Я очень уважаю труд носильщиков», которые выглядят довольно фальшиво. Можно уважать труд уборщиц – пользоваться ёршиком, не мочиться мимо унитаза, не разбрасывать по полу офиса фантики. Но что подразумевается под уважением носильщиков – не понимаю.

Дроны, парапланы и valenki на кинофестивале «Вертикаль-2020» (Путешествия)

Кадр из фильма «Манаслу — гора душ»

И совсем не понравилась история с автокатастрофой, когда пьяный Каммерландер выехал на встречную полосу и убил молодого парня. К чести альпиниста он не стал увиливать от ответственности, как наш известный актёр, и признал вину. Но вот от рассуждений, что он, как знаменитость, переживает больше, чем обычный смертный… И сетовать на негодование общественности, которая только что носила его на руках…

Сложное отношение к фильмам-реконструкциям. Художественный фильм – когда живёшь в мире героев, документальный – наблюдаешь за ними со стороны. Смешение стилей, как фильме про Каммерландера, заставляет переключать режимы. И сразу замечаются нестыковки – не идёшь с мальчиком на его первую гору, а думаешь – что на неё идет маленький актёр. Хотя артисты играют неплохо, во время реконструкции событий на Манаслу временами забываешь о реконструкции и проваливаешься в сюжет как в художественном фильме.

По горам Британской Колумбии на параплане

Раздвигает границы человеческих возможностей и путешествие из канадского фильма Бенджамина Джордана «Бесконечная цепь». Сам проект – поход путём подъёма на горы хребта в Британской Колумбии и спуска с них на параплане – очень крутой. Тем более, что никто до этого так не делал. Стартовать с вершины ловя поднимающиеся потоки воздуха и не знать куда приземлишься… И при почти полном отсутствии связи. Впечатляют кадры посадки в бурелом – непонятно, как там можно было не сломать ноги. Еды много не унесёшь, приходилось голодать, питаясь одним арахисовым маслом, хотя сцена поедания от голода белки вызывает сомнение. И непонятно, что делать, если не найдешь воду, особенно если зависнешь в одном месте надолго в случае непогоды.

Дроны, парапланы и valenki на кинофестивале «Вертикаль-2020» (Путешествия)

Кадр из фильма «Бесконечная цепь»Бенджамина Джордана

Недостатки текста автор пытался скомпенсировать самоиронией. Но юмор вещь специфическая, как-то не пошёл. А рассуждения «я настоящий мужик, я крутой» — совсем не очень.

По дороге российских первопроходцев

Из российских фильмов мне понравился «Волок Ерофея Хабарова» Дениса Калинина о походе в Сибири по путям российских первопроходцев. Может, маршрут между водоразделами рек на лодке с мотором не такой уж экстремальный – на маршруте их обогнала лодка с мужчиной, женщиной и девятимесячным ребёнком, зато очень интересный, открывающий для многих страницы нашей истории. Слишком затянутое начало – хочется подрезать, но потом втягиваешься и смотрится легко. Удачны вставки из местных легенд и рассказы о продвижении первооткрывателей на восток.

Несмотря на отдельные недостатки посмотреть фестивальные фильмы было интересно. Жаль, что опять ГРАН-ПРИ кинофестиваля ВЕРТИКАЛЬ-2020 не у российского фильма. Здорово, что так заметно прогрессирует операторское искусство. Классическое путешествие превращается в кинопутешествие. Не удивительны переживания австрийцев, когда в склон врезался дрон – без съёмок пропадал смысл проекта. А дроны стали обязательным атрибутом снаряжения экспедиций.

Дроны, парапланы и valenki на кинофестивале «Вертикаль-2020» (Путешествия)

Кадр из фильма «Волок Ерофея Хабарова»

Прекрасно, что показ фильмов в кинозале всё же состоялся: прошли два фестивальных дня 10 и 11 октября Только большой экран способен передать всю красоту белоснежных пустынь, отвесных пиков и бескрайнего неба. Если опять запреты массовых мероприятий – может, удастся договориться с правообладателями о показе в режиме онлайн. И хоть так вырваться из скованной карантинными правилами обыденности и прикоснуться к миру адреналина и путешествий.

18


Комментарии:
2

Соль жизни в преодолении трудностей, а убедительно показать это широкому кругу зрителей, наверное, сложнее.

Спасибо участвовавшим в создании фильмов!


3

Конечно сложнее. Не только пройти маршрут, но и заснять ... Это отдельная большая работа, которой очень не хочется заниматься, когда и так сил мало.


1

Это поймет только тот, кто снимает, и готовит такие фильмы, в походах. А потом и монтирует.


1

Разница в оценке и анализе западных документальных фильмов по экстриму и российских в менталитете: совершенно различное отношение к истории, к горам, к природе и к своему увлечению. Российские абсолютно не политизированы, и ко всему прошлому относятся с трепетом, как к личной семейной истории из домашнего фотоальбома! Западные гораздо суше в этом отношении и всегда личностны: в них всегда всё работает ТОЛЬКО на конкретное имя, а не на историю страны, своего спорта, клуба и т.д. В своём фильме Каммерландер попытался соединить личностное-западное и трепетное-домашнее, но настолько сделал это явно, что потому и отношение к фильму сухое! Но солидность работы впечатляет, конечно.


0

Солидность в фильме про Каммерландера конечно есть. Красивые горные съемки, профессиональные артисты. Денег вбухали кучу. Но таких фильмов на тему "как я стал таким крутым" уже было много. Помню про Месснера похожий на какой-то "Вертикали" показывали.


Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru