Про то, как ПВД может превратиться в историю про выживание

Пишет Дмитрий Савельев, 30.09.2020 11:24

Хочу поделиться нашей с женой драматической историей восхождения на две вершины Конжаковского горного массива (южная часть северного Урала, Свердловская область) -собственно сам Конжаковский камень (1569 м) и Серебрянский камень (1305 м). Поход состоялся с 3 по 6 ноября 2019 г.

Решили пройти стандартные маршруты -Серебрянку и Конжак, а спустившись, заночевать в палатке в зоне леса рядом с дорогой на эти две вершины. Дорога –это путь технологического транспорта из карьера по добыче дунитов открытым способом. Была сделана несколько лет назад путём взрывания горных пород.

В 11 утра мы, подъехав на машине, стартовали от техдороги прямо под Серебрянкой. Погода хорошая: солнце, ветер умеренный, температура -10. Начали подъём. Сегодня на горе мы первые -тропим по колено в снегу. Поднялись примерно до середины пути, пухляк сменился на лёд и жёсткий фирн –идти стало веселее. Зимой наши уральские горы выглядят так же, как и их более серьёзные собратья –кругом лёд и снежные узоры на камнях –очень красиво и величественно!!!

Про то, как ПВД может превратиться в историю про выживание (Горный туризм)Под вершиной Серебрянского Камня

Зашли на вершину, поели, попили, дождались пока туда прибудет огромная группа каких-то туристов (человек 30) и побежали вниз.

Про то, как ПВД может превратиться в историю про выживание (Горный туризм)На Серебрянку идёт толпа

В 14 часов выехали на машине в сторону Конжака. Дорога местами представляет из себя лёд, а местами перемёты глубиной 10-20 см. Машина позволяет и мы едем дальше и дальше. Где-то не доезжая 2-3 км до подножья горы, дорога полностью заметена, но с этим отважно борется экскаватор и трактор Кировец со шнековым отвалом –рабочие карьера пробивают к нему дорогу. Бросаем машину на обочине и идём в радиалку. Палатку, спальники и всё снаряжение оставили в машине. С собой взяли только термос, 2 сникерса, 2 зерновых батончика, 200 гр кураги, горелку Джет Бойл, пуховки, навигатор, 2 горнолыжные маски, запасные носки, налобные фонарики, перочинный ножик.

Дошли до подножья без приключений, тем более, что под самой горой снова появилась дорога. Начали подъём. Ещё час и мы на вершине. Попили горячего, поели 1 из сникерсов. Собрались уже вниз, но, как это часто бывает в горах, резко испортилась погода –налетела туча со снежным зарядом и сильным ветром, стало почти по вечернему темно, хотя времени было около 16:00.

Про то, как ПВД может превратиться в историю про выживание (Горный туризм)Конжак, вершина

Начали спуск и шли, вроде бы, по проторённой тропе, но вдруг, в один момент, мы поняли, что тропы нет, и мы идём просто по жёсткому фирну. Достаю навигатор, но он пишет, что не видит спутников. Времени на раздумья нет, поэтому решили идти просто вниз примерно туда, откуда пришли. Спускались минут 30. Вышли из под зоны облаков и увидели тайгу, место абсолютно визуально не знакомое –никакой дороги и Иовского провала нет –они главный ориентир места старта. Тут, как холодный душ, пришло осознание, что мы ушли на какую-то другую сторону горы и куда сейчас идти понятия не имеем, а навигатор так и не видит спутники. У меня была бумажная карта района и компас, но видимость плохая, чётких ориентиров нет, мысли путаются - определить наше положение мы не смогли.

Начало смеркаться, ветер усилился. Была мысль идти обратно на вершину и оттуда искать правильную тропу вниз, но сегодня это уже не успеть –поднимемся и к этому моменту станет совсем темно, а ветер на вершине такой, что в минус 15 замёрзнем очень быстро, если не найдём тропу. Решили не рисковать, пошли вниз в тайгу. Лучше холодная в лесу, чем на вершине.

Про то, как ПВД может превратиться в историю про выживание (Горный туризм)

Вышли оттуда, да не туда

У нас с собой были зажигалки –нарезали бересты, наломали сухих еловых веточек и разожгли костёр. На горелке натопили снега и попили кипятка. Далее решили газ не тратить и оставить его на завтрашний поиск пути, поэтому с кастрюли сняли неопреновый чехол и дальше топили снег прямо ставя реактор на угли. Вырыл в снегу яму (в зоне леса уровень был около метра) и попытался там задремать лёжа на рюкзаке –не получается –холодно. Всю ночь по очереди ходили заготавливали дрова для костра –нижние сухие еловые ветки. Даже согрелись и варежки подсушили. Съели второй сникерс и заварили из кураги компот.

Времени до утра было много, и я занялся изучением навигатора. Рассматривая карту и анализируя то, что мы не видели с горы ничего кроме бескрайней тайги я смог определить примерное место, куда мы спустились, т.к. с остальных склонов должно было быть видно другие горы района. Т.е. генеральное направление, куда идти стало понятно. То, что навигатор не видит спутников я отнёс на счёт непогоды, так как в те дни температура с минус 10-15 поднялась до плюс 5, что вызвало реальный катаклизм (будущее опровергло мои тогдашние предположения –глючил сам навигатор и очень скоро, после тех событий, навсегда ушёл в свой последний поход)

В 7 утра начали готовиться к выходу: накипятили термос воды, съели на двоих один зерновой батончик. В 8, как немного просветлело, вышли. Идти вдоль подножья не представлялось возможным –проваливались по пояс, поэтому решили идти вверх до зоны льда и дальше по этому поясу огибать гору, пока не окажемся над местом старта. Поднялись метров на 200 по вертикали и тут начался самый настоящий ураган –нас просто сдувало с ледяных склонов, а кошек и ледорубов у нас нет. Шли медленно и осторожно, при сильных порывах вставали на карачки и ползли так. Видимость -полный ноль. Пару раз было так, что я упирался лбом в снежные стены. Вытягиваешь руку и её уже плохо видно. Но, к нашей радости навигатор начал ловить спутники и мы себя точно с позиционировали. Доставал его каждые 5 минут и смотрел, как и куда движемся. Пробовал одеть горнолыжную маску, но в ней видимость ещё снижалась, поэтому шёл без неё. Жена была в маске и в балаклаве

Через 3 часа, по навигатору, мы были на Иовском платно на технологической дороге в начале нашего подъёма, хотя в реальности дороги не было всё занесло –одна сплошная снежно-ледяная пустыня. Навигатор опять заглючил. Какое-то время блуждали вдоль Иовского провала, пока не наткнулись на участок дороги, который не занесло. По бумажной карте и видимым ориентирам смогли определить направление куда двигаться. Дальше стало легче, т.к. уйдя с Иовского плато, заблудиться уже негде –дорога пробита среди скал и путь один.

В 13:00 дошли до машины. Отогрелись, поели. Попробовали поехать, но очень быстро завязли в перемёте дороги высотой в метр. Была мысль остаться в машине и ждать улучшения погоды: в машине пол бака горючего, есть еда, газ, спальники и палатка. Но посовещавшись, решили оставить машину и идти в зону леса и через неё до шоссе. Далее поймать попутку, доехать до посёлка Кытлым и там уже ночевать и искать технику для вызволения нашей машины.

Пошли. Через 3-4 км пути наткнулись на теплушку персонала карьера, а рядом тот самый Кировец, что попался нам в начале пути. В теплушке двое мужиков в годах. Они сильно удивились, что в такую погоду кто-то пришёл с горы. Сразу же налили чая, сняли с нас замёрзшие шмотки, предложили домашние пироги. Поговорил с ними на счёт помочь вызволить машину из снежного плена. Они отказались –при такой видимости шанс уехать в пропасть очень велик. 2 часа просидели и прождали вахтовку, которая должна была привезти новую смену, в которой есть водила по имени Лёха и, со слов мужиков, ему сам чёрт не брат, он съездит и нам поможет.

Приехал Лёха завёл кировец и шнеком вперёд пошёл торить дорогу, мы с другим водилой поехали сзади на вахтовке (это газик внедорожный 4 на 4). Добрались довольно быстро (минут 30-40). Обратно поехали в такой последовательности я на своей, вахтовка, кировец. Если я застревал, то вахтовка меня вытягивала назад и я снова кидался на снежные брустверы (за полчаса дорогу снова занесло, как- будто кировец её и не чистил).

Кое-как доехали до теплушки, забрал оттуда жену, рассчитался с мужиками и покатили мы с ней в ближайший город Карпинск отсыпаться и отъедаться. Вот такая история, которая могла кончится очень-очень плохо, но кончилась всего лишь отмороженными щеками и носом у жены, а также бесценным опытом для меня.

PS: фотографий экстремальной половины я не делал, поэтому все фото из первой части нашего приключения

А в чем выживание было? Не расчитали время просто и погоду

Ну, наверное для таких людей как В. М. Божуков, который по нескольку дней пурговал на Пике Коммунизма завернувшись в параплан, это наше приключение просто детская прогулка. Но для нас всё было очень серьёзно.

Гармины подводили много раз. То деревья им мешают, то тучки, то фаза луны, да и банально неудобно стыковаться с картой.

Телефон + Locus map в плане навигации не подводил ни разу. Если связь отключить, то с пауэрбанком хватает на десять дней (+ фото и видео) .

Dmitry, на прошлой неделе побродили полдня с другом по мокрому лесу под дождём.

Мой Гармин показывал нормально положение.

Сотовый друга иногда показывал положение с ошибкой более ста метров.

Показать комментарий

Успокойтесь, глубоко вздохните, выпейте валидольчику и больше не читайте такой УЖОС -вам это противопоказано

пардон, перепутал + и -
правильная история, отрицательный опыт - самый большой опыт )
главное это понимать.

чел 10 лет ждал своего звездного часа, чтобы написать свой коммент. А его заминусили)))

Спасибо, интересная история.

Одна ночь по собственной неготовности на Урале, это выживание? С огнём, едой, в одежде, с джетбойлом и т.д? Это обыкновенное раздолбайство, а не выживание. Постоянно говорю людям о том, что не надо сильно надеяться на электронные гаджеты, а, в первую очередь, надо учится ориентироваться на местности по компасу, бумажным картам и запоминать, распознавать ориентиры на реальной местности. Если идёте в радиалку по незнакомой местности (особенно в межсезонье и зимой), ВСЕГДА надо брать запас минимум на сутки. Резкое изменение, ухудшение погоды на Урале, особенно в межсезонье - это совершенно обычное дело! Странно, что вы собираясь в радиалку в ноябре этого не учли. Я исходил вдоль и поперёк на Ю.Урале всё, что мне было интересно во все сезоны и в любую погоду, без подобных "выживаний", потому мне странно читать о таком "выживании" от человека, следующий пост которого о восхождении на Казбек.

Хм... Ну это был 19 год, а на Казбек ходил уже в 20. После этого отрицательного опыта я исходил этот район вдоль и поперёк и летом и зимой и вообще без троп. А про раздолбайство в целом я с вами согласен. Просто очень не многие могут учиться на чужих ошибках. Все учатся на своих. И я в том числе

"Все учатся на своих."

Далеко не все, не надо обобщать. Например, я. Потому и пишу здесь коменты, что ни разу в жизни в подобные ситуации ни в коротких походах с одной-двумя ночёвками (которых прошёл сотни), ни в многодневных походах, ни, тем более, на однодневных загородных прогулках, не попадал. Именно потому, что привык учится на чужих ошибках и усваивать чужой опыт. Нафига мне нужен свой опыт незапланированной зимней ночёвки в снегу? :) Лучше я вас почитаю. А на случай всяких непредвиденных ситуаций в зимних условия, надо знать и уметь строить различные снежные убежища, делать нодью, чтобы огонь горел и согревал всю ночь, и прочие сооружения и приспособления. Эти знания никогда не будут лишними.

Это вы за год успели тот район исходить "вдоль и поперёк и летом и зимой и вообще без троп" с 19 по 20 г.? Похвально.

Как по мне, полным раздолбайством было бы если автор оказался без горелки, зажигалки, небольшого запаса еды.

Коля, вот тогда это бы и было не просто раздолбайство, а выживание. И не знаю,чем бы это тогда закончилось....

Для ФанКав. Согласен с вами по поводу умения ориентироваться на местности, с помощью компаса, карт, привязки ориентиров на местности. Но нет теперь такого желания . Многие уповают на гаджеты. Как пример. В этом году спускаюсь на Верхние ночевки под Фильтром. На леднике навстречу четверка вопро "ВЫ откуда" отвечаю. А вы куда спрашиваю . Ответ " Идем на Фильтр 3 Б к.тр." Вы говорю уже прошли начало не здесь. Это вы на перевал Ср. Кичкеникол идете. Отвечают " Вы ошибаетесь у нас трек забит идем правильно" И стремительным домкратом умчались. Не знаю куда дошли. Ни спорить , ни доказывать не стал. Зачем.

К сожалению чаще такое происходит когда этого не ждешь. Вроде уже был и заблудится нельзя. Насчет экстрима... случай не простой, многие и с биваком замерзают. Просто видимо вы к этому уровню были готовы. И это только прибавило опыта

Здоровья Удачи

Марат, да , да ... все там были , всё понимаем :D:D:D

Пусть бросят в меня камень те , кто ни разу не плутал в своих путешествиях

Однажды пришлось спрыгивать с поезда ( на полном ходу ) с двумя рюкзаками !

Всякая ..Опа, закончившаяся благополучно, становится приключением ))

Парни, а слабо сказать спасибо за рассказ? Или эго до сих пор плющит так, что нужно переломать руки-ноги, обморозить конечности ради того, чтобы посмотреть на других свыше?

Нет, я не герой. Горы - видел. И спасибо автору.

В чём полезность простого "спасибо" в таких постах? Считаю, что подобные посты выкладываются здесь для того, чтобы народ видел и понимал, как делать не надо, обсуждать совершённые ошибки и писать, как делать надо. А не просто для "плюсиков" и фраз, типа "Какие молодцы! Хорошо всё, что хорошо кончается!", которые, конечно, приятны автору поста, но не несут никакой практической пользы остальным читателям.

Кстати, конечности я за всю походную жизнь ни разу не отмораживал, ни в осенне-весенне-зимних походах по Уралу, ни в зимних по Кавказу. Зачем это допускать, если можно избежать?

А так да, спасибо автору за то, что поделился своим опытом. И для нас есть его урок, который надо запомнить и сделать из этого правильные выводы.

Леш, так ведь никто не планирует, а оно случается, к сожалению, и, порой, совершено неожиданно даже для самых опытных.

Так что...

Прочитал с интересом. Хорошо, что хорошо кончается! Здорово, когда жена понимает толк в таких прогулках!

Поставил автору плюс, а теперь и спасибо скажу. Автор купил ума и показал, как не надо тем, кто способен учиться на чужом опыте. Это не у всех получается.

Когда-то давным давно мне повезло попасть в качестве ученика к Лёше (Леониду) Андрееву. Он работал инструктором на КСП "Шхельда" у Махинова. Скальные занятия. Лёша навесил цепочку перил: горизонтальных, вертикальных, косых и сказал: давайте, идите. Мы, молодые и резвые второразрядники, схватили свои жумары и прочие прусики и полезли. И тут началось: то длины уса для перестёжки не хватает, то до жумара не дотянешься. Лёша молча смотрел на всё это безобразие. В течении получаса мы сами отрегулировали все верёвочки и забегали как тараканы. И тут Лёша сказал замечательную фразу, которую я запомнил очень хорошо:

- Человек лучше всего учится на собственной жопе!

И это правда. Лишь бы она уцелела в процессе обучения.

Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее!

Жизнь человека дороже горных походов. Но без гор - нет жизни!

Совсем недавно, в январе 2019 года в том районе, в схожей ситуации, оказались две девушки. Только у них не было всего того, что я взял с собой в радиалку. Одна из них погибла, а вторая осталась без ног. Подробности тут: http://www.climbing.ru/forum/all/topic_5065/

Это к вопросу грани между "приключением" и выживанием.

Показательно по историям от ТС и по ссылке,
что легкомысленно подходить даже к кажущимся простым ПВД чревато.

Дмитрий Савельев, а что за навигатор был у Вас во время описываемой вашей истории?

Был защищенный смартфон с программой AlpineQuest. Сейчас у меня такой же смартфон, Garmin etrex30 и часы с GPS suunto ambit3 и в походах двое из списка всегла присутствуют. Ну и карта с компасом всегда в рюкзаке

А Вы брали азимут на вершину перед восхождением ? Такое впечатление, что нет.

Мне кажется, именно в этом была Ваша ошибка - про компас Вы вспомнили только тогда, когда начал отказывать навигатор.

Конечно, похвально иметь в рюкзаке карту и компас, тут многие даже этим похвастаться не могут, но желательно ими еще и пользоваться своевременно.

Один мой знакомый считает, что смартфоны с функцией навигатора
являются более практичными, надёжными и вообще непогрешимыми.
Я знаю и совершенно обратные примеры, и вот - ещё один такой пример.
Как следует из текста, именно гаджет и подвёл, так ведь?

Хотя и "классические" навигаторы тоже бывает что глючат, конечно.
Мой Garmin, например, за более чем 10 лет серьёзно глюкнул 1 раз -
прошивка слетела, но работоспособность была восстановлена без особых проблем.
Сбой в апреле прошлого года ещё был, связан с программными "заморочками"
оборудования системы GPS - об этом здесь на РИСКе как-то уже упоминалось.
Вот вроде бы и всё. Много это или мало?
Но техника - любая, даже самая современная - есть техника:
сломаться может всегда,
причём, по "закону подлости" - нередко в самый неподходящий момент.

Навигатор и телефон может отказать, компас может разбиться, карту унести ветром. Так что тут надёжность/ненадёжность не аргумент. Дублировать надо просто.

Имел опыт с двумя Гарминами. Мне показалось, очень капризные штуки, и неудобные.

Современный китайфон ловит одновременно gps, бейду и глонасс. Точность и удобство навигации на порядок выше. Тем более, что работает совместно с любыми картами, которые можно достать или купить и закачать в телефон.

Я не заметил особой точности у телефонов, наоборот, в лесу любят они метров на 50 врать. У гарминов же трек довольно редко "уходит в сторону". У моделей "с антенкой" так вообще не замечал подобных проблем.

В отличие от Гарминов современный китайфон вещь довольно хрупкая, плохо защищённая от влажности и совершенно не морозостойкая. Гармин закинул в клапан рюкзака или в карман и не паришься. С китайфоном так небрежно не будешь обращаться. Безусловно у китайфона есть плюсы: экран побольше, софт совершеннее, с картами проще, пользоваться удобнее. Но вот надёжность... В августе нынче достал свой китайфон из тёплого кармана на ветру на Эльбрусе (сфотать), но только начал пальчиком в экран тыкать, как он отключился от переохлаждения. Garmin eTrex 30x в клапане рюкзака безотказно писал и писал свой практически безупречный трек все 12 дней в горах при любых погодных условиях...

Насчёт точности вот не верю про китайфоны. По крайней мере фотки у меня в городе на только что купленном Xiaomi Mi Note 10 Lite в половине случаев привязываются к карте чуть не на 100 метров в сторону от реального места съёмки. Так-то Гармины новые тоже ловят GPS + Глонасс. Лет 12-13 назад, когда я начинал пользоваться Гарминами, а Глонасса ещё не было, да, были проблемы с ловлей спутников иногда. Но ооочень редко, локально и не долго. Последние 10 лет никаких проблем с Гармином в горах не встречал. Так что даже очень удивлён описанным в посте случаем неработоспособности Гармина на практически открытой местности. Очень странно, особенно если была настроена работа одновременно с GPS и Глонасс. Не могли же они одновременно накрыться. Разве что вспышка на солнце какая-нибудь особенная, которая все сигналы от всех спутников загасила...

"Был защищенный смартфон с программой AlpineQuest."
Глючил не гармин. Впрочем, гармины тоже иногда глючат, в том числе и новые.

У гарминов я вижу только одно преимущество -у них кнопочное управление, т.е. ими удобнее пользоваться, когда вьюга, пурга и -30 и нет возможности снять варежки/перчатки без риска обморозиться, т.е. именно в такую погоду, в какую обычно навигатор и нужен.

BV8000pro юзаю вдоль и поперек, на Эльбрус, Ленина, Кольский, Кавказ,Мороз, Жара, Вода, по моему мнению удачная модель именно для путешествий, и да очень точный. Дублировать обязательно.Защитное стекло обязательно.Хотя там и крепкое, в промышленном альпинизме работаю - пару раз выдавил.

ну вот - дискуссия предсказуемо зашла в споры о навигаторах. я вот считаю что навигатор может быть действительно нужен в лесной зоне на равнинах или в тайге. в горах они могут быть не только избыточны, но и местами опасны. плохо подготовившись к маршруту, слишком надеешься на навигатор и уже не думаешь своей головой и опытом, а только пытаешься сопоставить реальность и её отображение в картах железяки. иногда полезно, но не так часто. размен собственного опыта (в том числе будущего) на чужие костыли для обывателей. "веди меня, о великий Волька!" (с)

Эк вы загнули про опасность навигаторов-то... Так в горах и ледоруб в неумелых руках очень опасная штука - травмироваться можно самому или даже других покалечить, если не умеешь пользоваться ))) Опасен не сам навигатор, а ложные иллюзии о том, что он волшебным образом решает проблемы с навигацией. Но это ж каким надо быть неумным человеком, чтобы не попробовав и не поняв, что не так-то просто навигатором пользоваться, пойти с навигатором в какие-нибудь дебри и поиметь проблемы. Такой неумный и с картой-компасом так же попрётся и будет ещё хуже. Как ни крути, а ориентироваться с навигатором на порядок проще и, главное, точнее-надёжней, чем с картой-компасом. Это как раз карту труднее сопоставлять с реальностью, так как на ней же нет на 99% достоверной точки, где ты сейчас находишься. А навигатор её ставит автоматом на карту - это принципиальное отличие, дающее радикальный скачок в удобстве, качестве и точности ориентирования на местности. Какой смысл в XXI веке отказываться от этого?

>Современный китайфон ловит одновременно gps, бейду и глонасс.
> Точность и удобство навигации на порядок выше.

Лес, туман, забежали на вершинку. Там остатки тригопункта. Куда дальше - непонятно, решили что куда нибудь вниз, там разберемся. С одной стороны круто, с другой - положе. Лес, туман. Огибаем рельеф. Смотрю в GPS - оказывается, за несколько минут, почти сделали круг. Никто не верит, ведь тригопункта не видно. Повернулись, начали снова бежать "куда надо" и "вот тут тропа кажется". Выбежали к тригопункту. По факту - сделали круг в обратную сторону, местами по своим же следам. Домой побежали известной дорогой.

В лесу в туман то потеряться не проблема, что уж говорить о метели в горах.
ИМХО, сколько раз не тверди, пока человек сам пару раз не заблудится, не научится избегать подобных ситуаций.

Много лет выхожу в море с одной и той же точки. Начало все треков разное. Отклонение до 50 метров. Хотя в один год было метров на 150. В принципе не страшно кроме подводных каменей.

Качество GPS-модуля у всех разное. На чипе медиатек обычно ругают.

К Кирину у меня претензий нет. Точность в основном +-6м.

Я ещё в телефон закачиваю фото ключевых точек маршрута. На месте удобно српвниватьописание с реальностью.

Китайфоны ещё ничего. На подходе дополненная реальность, когда при взгляде через камеру на экране будут подписываться вершины, перевалы, высоты. Не на карте, а прямо поверх реальных объектов

Хорошо, что хорошо закончилось. Навигатор следует проверять, а желательно начинать писАть трек, не когда "стало не видно", а сильно заранее; спасодеяла - мастхэв. Но, самое главное, что в ситуации когда уже *опа приключилась - не отказал мозг, ибо он в такой ситуёвине - вещь необходимая.
Тут уже писАли, что это приключение, но главное - другое; как любит говорить Сергей Веденин "то, что здесь и сейчас - приключение, а вот когда потом оно анализируется, разбирается, делаются выводы - то тогда это уже опыт". В этом плане, хорошо, что написАли статью, ибо критика, советы и даже ёрничанье помогут сделать именно опыт более качественным, несмотря на то, что на само приключение уже никак не повлияют. Осталось теперь только этот опыт применять.

Насчёт навигаторов. Точность у любого определения сильно зависит от широты, чем севернее, тем меньше точность. У нас в южной части Мурманской области был с собой Гармин, так мы его прозвали нафигатором. А вообще по жизни не пользуюсь ими, и в горах тоже. Гораздо надёжнее ориентироваться по солнышку, луне, картам, ориентирам и внутреннему "компасу" (это как бы чувство), который можно натренировать. А насчёт опасности - знаю случаи, когда люди замерзали насмерть недалеко от лагеря (заблудившись) при +12 от переохлаждения промокнув насквозь, но при длительном и постоянном моросящем дожде. И никакая дополненная реальность собственных мозгов не заменяет.

Дмитрий, спасибо за поучительную историю, всем бы смелости рассказывать не только о заслугах, но и шероховатостях!
Пусть некоторые и упрекают вас, но факт, что на радиалку вы взяли Джетбоил, пуховки и фонарики уже говорит об определённом уровне (да, знаю немало случаев, где и этого зимой не было). И примечательно, что с вашим уровнем (не нулевым как минимум) вы неплохо так "попали".
На сайте, где каждый первый в комментариях - КМС, а каждый второй - МС и ходит свыше 50 лет (я сам - новичок, всего 19 лет походов за лямками рюкзака), ваша история ожидаемо вызвала волну непонимания, но для молодёжи, я надеюсь, это станет уроком хорошим в части подготовки, тренировок и прочего.

Спасибо за слова поддержки. Я нормально воспринимаю конструктивную критику, особенно, когда есть за что и особенно от мэтров. Но, к сожалению настоящие мэтры, как правило, редко вступают в такие переписки.....

"Но, к сожалению настоящие мэтры, как правило, редко вступают в такие переписки....."

А можно описать, что по вашему входит в понятие "настоящие мэтры"? Ну так, для понимания. А-то какое-то уж слишком размытое и неопределённое словосочетание.

> И много ли китайфонов с резистивным тачскрином? А с хардверными кнопками, позволяющими управлять всеми функциями вообще без прикосновений к экрану? Это всё хорошо в ПМУ, а вот когда со всех сторон сыпет и льёт, обычный высокочувствительный ёмкостный тачскрин или превращается в генератор случайных нажатий, или вообще перестаёт подавать признаки жизни.

Я обычным ширпотребом пользуюсь. Вначале шаоми (раздавил аккумулятор, не насмерть, но на время работы повлияло), потом хуавей, уже с нормальным чехлом. Ливень, гроза, шквальный ветер, снег, даже огни святого Эльма на куртке - проблем не испытывал. В минус надо держать под курткой, иначе аккумулятор садится. Пауэрбанк тоже. Это, конечно, не очень удобно.

Молодцы, что взяли с собой достаточно снаряжения, чтобы с разумным комфортом провести незапланированую ночь.

Спасибо за откровенный рассказ!

Действительно, чужие ошибки хотя и учат, но от своих эффект куда больше.

На Конжаковском Камне был в лыжном походе. На мой взгляд, с учётом местности (небольшая безлесная зона, хвойная тайга с обилием дров, населёнка рядом) и погоды, у вас был вполне адекватный набор снаряжения и еды. Собственно, об этом и говорит тот факт, что вы нормально переночевали. Если есть растопка, в зимней тайге ночью не пропадёшь, пускай и не выспишься.

Ошибка, как мне кажется, заключаются в том, что всё-таки поздновато вы туда пошли. Для ориентирования всё у вас было, но, видимо, растерялись, когда с тропы слетели.

Сам много лет пользуюсь туристическими Гарминами - 60, затем 62. Никогда не подводили.

За рассказ- пожалуйста)). На счёт поздновато пошли: может быть и так. Темнеть начало в начале шестого. Но темноты мы особо не боялись -у нас были фонарики налобные. Искать правильную дорогу нам мешала непогода, а она к времени суток особого отношения не имеет. Ошибка была в том, что не позаботились о дублировании навигации и что в условиях хорошей погоды не взяли азимут на вершину. Если бы это сделали, то, наверное мы в этот же день дошли бы до машины по карте (пусть и с фонариками), т.к. первоначально, когда потеряли тропу у нас не было понимания где мы вообще, а азимут на вершину сразу бы помог чётко сориентироваться и минимум 2 часа у нас бы было до полной темноты.

Что-то я про азимут перестал понимать. Когда я про это написал, Вы сначала со мной согласились, но потом было возражение от другого участника, что компас там бесполезен, ибо врет в разных местах по-разному и с этим Вы тоже согласились, а теперь опять пишете, что азимут на вершину помог бы.

Тут что-то одно должно быть: либо компас не врет или врет все время одинаково - тогда азимут отлично поможет, либо компас врет по-разному - и тогда азимут брать бесполезно, все равно не поможет.

Вы какой вариант выбираете применительно к Вашему маршруту?

Дмитрий, спасибо за рассказ. Молодцы. Сам в аналогичной ситуации был на Басегах 30 декабря 2007 г. Гаджетов правда не было. Свалили не в ту сторону со Среднего Басега. У костерка ночку чуть ниже границы зоны леса пересидели и на следующий день уже дошли до своей лыжни и до избушки. И встретили НГ.

За рассказ пожалуйста. Хорошо, что у вас тоже всё хорошо в итоге получилось

Шмат сала вместо фруктовых батончиков и карта вместо навигатора--способ профилактики.