Использование GPS навигаторов в условиях плохой видимости

Пишет Сергей Вязьмитинов, 14.02.2020 14:05

В наше время многие туристы, идя по маршруту, полагаются в основном на навигатор. Зачастую не имея при себе ни карты ни компаса. Некоторые, при этом, в качестве навигатора используют смартфон. Обычно, этого вполне достаточно, но в моей практике было два случая, о которых и хочется рассказать.
Использование GPS навигаторов в условиях плохой видимости (глюки)

Впервые со странным поведением GPS навигатора, тогда это был Garmin Oregon 450, я столкнулся в горах Тибета, в одиночном велопоходе вокруг горы Гонгга. Это был радиальный выход к монастырю на 3700 метров, ранним утром я включил прибор для записи трека и пошел в обратный путь. Погода в то утро была хреновой, в долине сидело облако, морось, видимость почти никакая. Дорога была известной, по этому на показания я не смотрел. Уже дома, разгребая записи, заметил, что навигатор "закинул" меня на другую сторону ущелья, и, по мере спуска, приближался к вчерашнему треку. Треки сошлись примерно в месте выхода из облака.
Использование GPS навигаторов в условиях плохой видимости (глюки)
Второй случай случился буквально на прошлой неделе, что и сподвигло меня на этот пост. Местность здесь холмистая, хотя высоких гор нет, спутники заслонять нечему. Погода так же была пасмурной, но облачность висела метров на 200 выше земли. Я же взял навигатор дабы побегать и записать тренировку для статистики. Навигатор, сперва немного отклонялся от реальных координат, метров на 10, затем, плавно, увел трек в сторону, примерно на километр, потом вернул его обратно. Теперь страва считает, что я способен пробежать километр за 2:12, и едва ли я когда нибудь побью этот "рекорд". В этот раз, это был eTrex 30x.
Использование GPS навигаторов в условиях плохой видимости (глюки)
Не знаю, показывал ли прибор в этих случая погрешность в сотни метров на странице со спутниками, но на карте все выглядело "прилично". И не знаю, как быстро бы я догадался, что прибор врет, окажись мне в данных случаях нужна его помощь. Но точно знаю, что прибор может врать, и врать весьма сильно, а в горах это может оказаться критично.
P.S. Да, конечно, оба прибора не имеют антенны как у 62/62s, и, возможно, с ним таких проблем бы не было, но работают они обычно весьма хорошо. И уж точно лучше многих смартфонов.

23


Комментарии:
1
У вас, во втором случае, рядом аэродром. У нас похожий случай был в районе гособьекта - увело на 1,5 км. в сторону и на 600 м. вверх.

Это поселковый аэродром для малой авиации. Он практически бездействующий, и, к тому же, ни разу не видел, чтоб там сбоило.

0
У меня тоже нечто подобное было прошлым летом в горах в густом лесу, но в ясную погоду. GPS в смартфоне дал точку по противоположному берегу реки, чем я фактически находился. В метрах ошибка небольшая, но неприятно было пока разобрался.

В смартфонах я такое поведение часто встречал. Все же в них gps приемник слабоват, часто сигнал теряет.
Тут же меня удивляет не столько потеря сигнала, сколько схожесть условий + постепенное возвращение трека к реальным координатам. Если не знать, что прибор сбоит, то можно уйти совсем не туда.

1
Да, согласен с вами. Я такую чертовщину наблюдал и на более сложных приборах на своей работе. Такое впечатление, что современная электроника имеет собственную душу и поведение. Странно конечно, но я иначе отдельные моменты в работе моей техники объяснить не мог.

0
если прибор старый - вполне возможен уход рабочей частоты ввиду усыхания элементов.
примерно такое наблюдал регулярно на старых мобильниках: сначала хрюкает, потом через раз включается в канал, потом совсем нет разговора, хотя вызов и срабатывает.
современная одноразовая электроника с искусственно укорачиваемым сроком жизни, и никакой магии

Сомневаюсь, обычно устройство работает нормально. Это уж скорее скорость прохождения сигнала GPS меняется в зависимости от среды.

0
вот только не надо мне рассказывать про изменение скорости прохождения радиосигнала от среды. у Вас там тогда "аврора" была или солнечное сияние?


1
оба прибора не имеют антенны как у 62/62s

Имеется ввиду т.н. внешние антенны Quad Helix ?
Не получается что-то уточнить, оснащены ли такими прежние модели "гарминов" -
в частности, 60CSx - хотя внешне они с 62/62s схожи.
А вот наблюдать примерно такой же "заскок" с 60CSx доводилось -

в 2013 году вдвоём ходили как-то походик на Западном Кавказе -
и у каждого из нас были как раз именно такие навигаторы.
Только товарищ на несколько лет позже приобрёл эту же модель.
И он непрерывный трек записывал, а я только путевые точки отмечал.
В один из дней на непрерывном треке вот такие же скачки и записались -
немыслимые загогулины, соединённые идеально прямыми линиями.
Затем, далее, всё нормально записалось.
"Хрень" обнаружили уже дома,
хронологически сравнили с точками на моём 60CSx.
Но я примерно в это время на соответствующем участке только одну точку отметил,
и она не выпадает из реальной линии нашего маршрута.

Пришли к выводу тогда, что какие-то "з...бы" со спутниками случились -
или с их сигналами - но не с самим прибором.

В первом случае на карте есть пара скачков, а далее плавный выход к реальным координатам.
Во втором случае плавный уход с плавным выходом. В том то и дело, что скачки хорошо заметны, и они не так уж редко встречаются. Как правило, исправляются так же скачками.
У меня был когда то garmin 62, он гораздо быстрее ловил спутники в лесу чем последующие oregon и etrex. Хотя в етрексе даже глонасс есть, то есть спутников больше.

0
Хочу поделиться ещё с одной "хренью" в работе навигаторов,
а заодно узнать, по возможности, - не отмечалось ли подобное явление у других людей.
Причём удалось при этом датировку "схватить".

В прошлом 2019 году, 5 апреля, ходил ПВД - 60CSx работал, как и многие годы до этого.
Через 2 дня, 7 апреля, отправился в следующий очередной 1-дневный выход -
и нифига!
Отличная погода, ясне небо, прибор вроде бы спутников ловит целую "шоблу" -
на дисплее куча диаграммок толкётся - а местоположение не фиксирует!
Координаты не высвечиваются, сколько не жди.
Хотя за 2 дня до этого и ранее определил бы при таком числе спутников в три секунды.
Прошивка слетела ? - мелькнула мысль.
На следующий день такая же "петрушка", и потом тоже.
Все остальные функции не изменились.
Обратился к товарищу с более "молодым" 60CSx - такая же незадача.
Ну что, теперь обращаться в сервисный центр?

Однако вскоре заприметили такое обстоятельство -
если после включения на странице "Приём сигналов" в меню выбрать "Новое место",
а затем в открывшемся окошке выбрать "Автоматически" -
то прибор координаты определяет, точность такая же, функционирует как и прежде.
Надобность в сервисном центре отпала -
ведь всё нормально работает, только дополнительные 2 клика добавились.
Это вполне терпимо.
Так до сих пор и пользуемся.
Что там случилось в период с 5 по 7.04.19 - недосуг стало допытываться,
хотя полностью интерес к причине проблемки не пропал.
У кого-нибудь подобное что-то отмечалось?

А это не тогда же у нас поддержку наземных станций корректировки GPS (или как они там называются) отрубили, в качестве санкций?

0
те станции для другого, не влияет

4
"В ...2019 году, 5 апреля, ходил ПВД - 60CSx работал,... 7 апреля, отправился в следующий очередной 1-дневный выход - и нифига!"

В ночь с 6 на 7 апреля 2019 года в системе GPS были глобально сброшены счетчики недель в обслуживающим систему оборудовании. Это системная процедура. Корректность работы оконечного пользовательского прибора будет зависеть от того, учитывает ли его прошивка такой глобальный сброс или нет. С приборами Garmin 60-й серии - тут как повезет. Зависит от какой-то глубинной внутренней заводской прошивки. В сервисе (даже официальном) это не лечится, как мне объяснил тамошний инженер.

Ситуация системно похожа на ту, что однажды была в компьютерной индустрии ("проблема 2000") когда старый софт, в котором год обозначался двумя циферками, с января 2000 года начинало конкретно глючить или же выдавать неверные данные. В новом оборудовании системы GPS эту проблему уже фиксят, введя 13-битное кодирование недель, но старые приемники GPS после 6 апреля 2019 года могут глючить, да.


Справочно:
"Проблема возможного сбоя в системе навигации GPS связана с 10-битным представлением счётчика недель. По истечении 1024 недель счётчик сбрасывается в ноль. Теоретически приёмники GPS по всему миру должны отработать этот переход без сбоя. Ваши смартфоны, скорее всего, так себя и поведут. Но существует масса GPS-приёмников, в которых установлена старая прошивка или для которых вообще никто не создавал обновлённую прошивку. Такие приёмники могут «сойти с ума» от смены дат и не смогут определить текущие координаты. "

3
На Эльбрусе простая поземка может сделать работу прибора не достоверной.
Тоже и в облачности, но не всегда.
С учетом того что трек пишется для плохой погоды это критично.
Поэтому стоит не забывать компас, знать контрольные точки с направлениями
и меньше нужно девайсов с питанием к нему.

Собственно, я для того тему и завел, чтоб опровергнуть тезисы вроде: "вот если бы у них был GPS, они бы не заблудились/не спустились на лбы/ваш вариант". Получается, что на навигатор нельзя полностью полагаться как раз тогда, когда он сильно нужен.

3
Не один раз сталкивался с неработающим ЖПСом как в облачности, так и просто в лесу. А с некоторых пор в районах вокруг стратегически важных объектов типа ТЭЦ работают глушилки и погрешность бывает в несколько километров. Поэтому в ответственных случаях использую ЖПС просто как вспомогательный прибор. В основном ориентриуюсь по карте.

Всегда с интересом слушаю смешные истории о том, как люди плутают из-за отказавших приборов. И удивляюсь, почему некоторым приходит в голову что угодно, от простого дублирования приборов в группе до использования разных хитрых приблуд вместо того, чтобы просто научиться пользоваться картой. Тайна сия велика есть.)

С GPS сильно проще, и карты на него есть всякие, подробные. А бумажную карту еще и напечатать надо. Хотя ходить с ней сильно интереснее.
А по поводу компаса - так им еще пользоваться надо уметь. Помню как спорил с руководом по поводу нашего местоположения, у него была карта с компасом, у меня GPS. Он опирался на видимые вершинки, я на хребтовку загруженную в прибор. Когда надоело спорить, то отобрал у руковода компас и показал, как он отклоняет стрелку градусов на 30 при приближении к обвязке руковода.

3
ЖПСом пользоваться, представьте себе, тоже надо уметь. И я знаю не так много пользователей этих девайсов, которые в них действительно разбираются. Подите спросите у случайного юзверя, что такое геоид и зачем его настраивать в приборе. А кроме того это еще и просто инструмент, со своей спецификой и областью применения.

Запала в память история одной девушки про туристов, которые перли рядом с тропой по каким-то буеракам просто потому что именно там был проложен трек, скачанный из интернета. Хотя в том месте по карте угадывалось наличие тропы просто потому что ее там не могло не быть.

18
Ух! Прозвучало много всего. Работаю в этой области и остепенён в ней же. Кратко несколько моментов, которые упоминались выше.
1. Оценка точности. Навигатор не знает своих истинных координат. Точность, которую пишет прибор, определяется на основании СКО (среднеквадратическое отклонение) решения по методу наименьших квадратов. Грубо говоря, это просто характеристика кучности полученного решения. Решение может иметь высокую кучность (малое значение СКО), но находиться в 100м от истинной точки, которая прибору неизвестна. Поэтому в сложных условиях цифра точности в навигаторе вообще не информативна.
В нормальных условиях (например, в поле) ионосфера и куча других ошибок попросту усредняются при наличии достаточно большого числа спутников, в результате реальная точность составляет 1-3 метра, что очень похоже на ту цифру, которая покажет навигатор. В сложных же условиях реальная точность будет далека от того, что думает себе прибор.
2. Ионосферные искажения. Все туристические навигаторы по определению одночастотные (то есть не может использоваться двухчастотный метод борьбы с ионосферной ошибкой, применяемый в профессиональной аппаратуре, который практически полностью устраняет влияние ионосферы). Поэтому в GPS для борьбы с ионосферными искажениями применяется так себе модель Клобучара, эффективность которой в среднем равна 50%,т.е. в среднем она компенсирует 50% ионосферной ошибки, которая для спутников под низкими углами возвышения либо при возмущённом состоянии ионосферы может достигать 30м и более. В ГЛОНАСС так вообще в используемых сейчас сигналах с частотным разделением каналов отсутствует компенсация ионосферной погрешности. Таким образом, в районе экватора либо при наличии в ионосфере возмущений (ионосфера очень нестабильна, возмущения периодически бывают), погрешность местоопределения из-за ионосферы может достигать десятки метров.
3. Многолучёвость. Дело не в том, что спутники заслонены чем-то. Если используется две системы (GPS, ГЛОНАСС), и даже половина видимой небесной полусферы заслонена чем-нибудь, с оставшейся части небосклона будет достаточно измерений для надёжного местоопределения. То есть проблема не в том, что спутники перестали быть видны, а в том, что в навигатор поступают помимо прямого сигнала ещё и задержанные копии сигналов, отражённых от местных предметов. На входе приёмника есть сумма сигналов по каждому из спутников, из которых только один (прямой) правильный и в своих параметрах несёт информацию о задержке распространения (точнее - о показаниях часов спутника в момент излучения), а остальные (отражённые) - искажают эту информацию и мешают правильной оценке координат потребителя. Если по голой теории, в GPS ошибка многолучёвости может доходить почти до 300м, а в ГЛОНАСС - почти до 600м, эта цифра связана с длительность чипа кодовой последовательности. На практике, конечно, ошибки многолучёвости обычно гораздо меньше, потому что есть много аппаратных и программных методов их снижения, и даже в одночастоных навигаторах они применяются.
Ошибки многолучёвости- это аномальные ошибки, т.к. в сложных условиях (много предметов, от которых могут прийти отражённые сигналы) ошибки многолучёвости могут достигать огромных величин в сотни метров, т.е. вообще ломать навигационную задачу. Все горы, каньоны и ущелья - это сложные с точки зрения многолучёвости условия. Тут понятно, из-за рельефа куча переотражённых сигналов. Лес- тоже самое, имеет место рассеяние на листве и ветках деревьев, результат местоопределения сильно под вопросом. Городские условия - то же самое, высокие и не очень здания вокруг приводят к множественным переотражениям. В посте автор ехал по каньону и его бросило на другую сторону - это в чистом виде ошибка многолучёвости.
4. Было что-то про уход рабочей частоты из-за усыхания элементов. Никакого ухода частоты быть не может. Если даже предположить, что что-нибудь усохнет (например, абрикос внутри навигатора превратится в курагу), то из-за несоответствия частот принимаемого со спутника сигнала и опорного сигнала в навигаторе режим синхронизма просто не будет достигнут, измерения по такому спутнику не будут включены в решение навигационной задачи.
5. Упоминалось что-то про станции доп.коррекций. Речь про системы типа SBAS. В штатах и Канаде работает такая система WAAS. В 2012 году, находясь в Канаде, я включал или выключал опцию приёма таких сигналов в своём навигаторе Garmin GPSMAP62. Если коротко - с точности в 3-5 метров использование WAAS повышало точность до 1-2м. В России система типа SBAS только сертифицируется и в боевом режиме ещё не работает. Это система СДКМ. Поэтому никаких доп.ошибок такие системы вносить не могут, если самому не включить опцию их использования. В Европе системой типа SBAS является система EGNOS. У меня старый навигатор, в нём есть опция только для WAAS. Возможно, в современных уже заложена и EGNOS.
6. Что-то было о том, что нефиг ходить по навигаторам, надо ходить по карте и компасу. Кратко от себя как от туриста. Всё так, без компаса, карты и соответствующих навыков на маршрут навигатор брать нельзя, это моветон. Но. Бывают условия, в которых из-за особенностей рельефа или текущих метеоусловий ориентирование по карте,компасу и местности в данный конкретный момент практически невозможно. Тут навигатор сильно выручает. Прям очень. В старых отчётах о походах по плато Путорана часто можно встретить фразы типа "предположительно, вышли в долину такой-то реки", "предположительно, прошли такой-то перевал". Вот у этих чуваков помимо карты и компаса не было навигаторов, поэтому временами им приходилось предполагать. Идеально, если карта, компас и навигатор работают дружно на общее благо.
Фух, устал писать. В ожесточённых спорах/диалогах участвовать не буду, совсем нет времени.

3
Хм. Немного статистики от себя. Хожу по горам с GPS-навигаторами уже 15 лет. Только первые 3 года ставил точки (на каждом привале), потом стал всегда писать треки, коих накопилось уже прилично из самых разных точек земного шарика. Отдельное моё увлечение - накладывать потом треки на снимки Google (ссылка для примера), которые я потом достаточно внимательно просматриваю (и при написании отчёта помогает, и просто интересно бывает посмотреть на пройденный путь сверху).
Так вот, к чему это я. А к тому, что косяки, типа описанного, в моей практике встречались крайне редко, были кратковременны и вообще никаких проблем с ориентированием ни разу не создали. Большинство выбросов я вообще замечал уже только дома, когда просматривал треки поверх спутниковых снимков. В основном все они вполне объяснимы - реально узкие долины в больших горах, когда и спутников может быть мало, а отражённых сигналов много. В остальном все многочисленные записанные в горах треки нарисовались с более чем достаточной для туризма точностью. С ориентированием же в горах и лесах по вине не работающего или врущего навигатора не пришлось столкнуться ни разу.
Не хочу сказать что проблем нет и не бывает, хочу лишь заметить, что на практике многие с ними могут никогда и не столкнуться. Особенно в горах и лесах, вдалеке от стратегических объектов, где гражданская навигация стабильно сбоит и может вообще не работать. В диких горах точности даже в 50 метров в большинстве случаев вполне достаточно для ориентирования путешественников. Так что призывы отказываться от навигатора в пользу карт и компасов мне видятся совершенно не обоснованными. Конечно компас и карту брать надо, но только на случай уж совершеннейшего форсмажора, при котором перестанут работать нормальные современные навигаторы, точности которых с лихвой хватает для ориентирования в 99% случаев в любой местности.

В качестве шутки. Я с навигаторам тоже хожу уже лет 10, моим увлечением одно время было рисование дорожек в OSM, причем специально искал места в округе где их еще нет.
Так вот, я к тому, что мы с вами - "ошибка выжившего". Наверняка есть туристы, которых навигатор подвел в ответственный момент, но они об этом уже не расскажут. :)

0
Жалко, что в информативном спиче Андрея Подкорытова не нашёл ответ на вопрос,
что же произошло с моим навигатором в период с 5 по 7 апреля 2019 года,
после чего он и по сей день работает несколько по-другому, чем до этого,
а сам Андрей Подкорытов устранился от споров/диалогов, по его словам.
Но с его заключением, что в работе нужно использовать и карты, и компас, и навигатор
вместе - согласен полностью, и также стараюсь этому следовать.
Считаю, что в особенности карты и навигатор весьма полезно дополняют друг друга,
лично для меня работа с картой в походе - одна из важнейших составляющих того драйва,
который, собственно, и влечёт к походам/альп. мероприятиям и сопутствует им.

Описанный выше в комментах "глюк" с моим 60СSx - по сути, совсем не фатальным оказался.
Более серьёзный случай, когда навигатор вообще перестал работать как таковой,
у меня за 13 лет более чем интенсивной эксплуатации случился только 1 раз, в 2015 году.
На 2-й день 6-дневного похода "слетела прошивка чипсета" (как я потом узнал из сети),
и навигатор спутники не "видел" абсолютно и ничего не отмечал.
Но альтиметр работал, и главное - у меня были бумажные карты, так что поход я прошёл.

Уже дома тогда, после похода, с товарищем поискали решение проблемы в интернете,
и обошлось без обращения в сервисный центр - я живу далековато от ближайшего такого.
"Вылечили" навигатор с помощью одного из форумов - по ссылке,
которая провисела на сервере аж с 2009 года! - и "джипиэска" работает и по сей день.


0
С навигаторами с 2016 года. Имел, или имею спортивные модели Гармина: 305,310, 910, 920, 800, 1000, 1030.
Полностью соглашусь с Андреем Мамаевым.
Глюки бывают крайне редко.
Часто. Набережная у Кремля, там работает глушилка и выбрасывает за десятки километров.
Постоянно. Крым. Перевал Чертова лестница. Внизу дачи уважаемых людей и тоже стоит глушилка, трек вообще не пишется и выбрасывает на десятки километров.
Без глушилок глюки очень редки и их сразу видно.

2
Я понимаю что у Кремля можно заблудится когда едешь по навигатору и вдруг оказываешься в другом месте.
По мне его просто надо отключить там и забыть о нем на 5 минут.
Он не должен быть панацеей. Споры с ним или без него не правильные.
Он должен быть. Просто не забывайте еще старый способ по бумаге с компасом.
Вдруг пригодится

1
Просматривая в ленте интересующие меня посты за последние несколько месяцев,
обратил внимание на новый комментарий в данной теме.
Хафиз, благодарю за отзыв насчёт причины прошлогоднего "сбоя" в работе GPS.
Имеется ввиду системная процедура сброса счётчиков в ночь с 6 на 7 апреля 2019 года.
Как раз совпадает с моими наблюдениями на этот счёт.
Было ясно, что причиной являлась некая "системная процедура", но какая именно - непонятно.
Хотя это сейчас и выглядит несколько умозрительно, но всё равно интересно.
Это и есть пример позитивного общения на портале, благодарю!

Старый "шестидесятый" по-прежнему работает, определяет всё что нужно,
и не хуже более современных моделей - неоднократно проводил сравнение.
Только 2 дополнительных клика нужно делать, чтобы координаты определялись.
Заметил ещё одну особенность, возникшую после этой системной процедуры:
с наступлением новых суток при первом включении всё определяется как и раньше,
но стоит выключить - включить прибор, и после этого только "с толкача", т.е. с помощью
2 дополнительных кликов, удастся "объехать" возникшую незадачу.

0
kashtanberg, а что такое "два клика"?


Нашёл!
------------------------------------
kashtanberg, 15.02.2020 03:44:
Однако вскоре заприметили такое обстоятельство -
если после включения на странице "Приём сигналов" в меню выбрать "Новое место",
а затем в открывшемся окошке выбрать "Автоматически"

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru