Собираем предложения по доработке Перечня перевалов высокогорных районов
Работа по обновлению Перечня идет довольно активно и уже выполнена более чем на половину. Сейчас Рабочая группа МК ФСТР начала обсуждать доработку Перечня, чтобы им было удобнее пользоваться.
Пока обсуждаются такие предложения:
- сделать вывод точек перевалов на карте (примерно, как в nakarte со включенным слоем Вестры);
- сделать экспорт в один из форматов, удобных для загрузки в GPS;
- если эксперимент не вызовет возражений, постепенно внести приблизительные координаты тех перевалов, для которых точные координаты неизвестны, во все разделы (сейчас они для пробы внесены только в разделы «Западный Кавказ» и «Суган»);
- сделать интерфейс для программного доступа к Перечню.
Сейчас мы хотим собрать пожелания туристов, что еще необходимо добавить и изменить. Если у Вас есть предложения — их можно направить на мэйлы секретаря, председателя или членов Рабочей группы (см. https://tssr.ru/mountain/pereval/) или мне в личку здесь.
--
Первый совет - не ограничиваться перевалами, пройденными спортивными группами. Большинство туристов сейчас ходят, ничего не оформляя. В интернете полно рассказов о таких прохождениях. Сейчас вы всю эту информацию теряете, а так она будет учтена.
Второй - сделать перечень открытым. Для того же самого. Много информации проходит мимо ваших сотрудников. А так она будет использоваться.
Третий - управлять этой работой должны не чиновники, а само сообщество туристов, Например, здесь, на Риске. Так в пополнении перечня будет меньше волюнтаризма.
Четвертый - в перечень надо добавить не только траверсы, но и радиальные восхождения на вершины и перевалы, прохождение каньонов, водопадов, переправы и прочее. Все это - препятствия, определяющие сложность похода.
Можно примеры горных походов с прохождением ВОДОПАДОВ.
по первому совету вы предлагаете сидеть и листать весь интернет в поисках рассказов? Так вы начинайте на добровольных началах, а информацию сюда размещайте.
Для этого miser должен сперва стать экспертом по big data вкупе с text mining :)
Использование второго совета частично решит этот вопрос. Хотя бы часть авторов этих рассказов сами внесут свои перевалы и прочие препятствия. Надо только открыть им эту возможность и объявить об этом.
попахивает википедией, очередной
с соответствующим отношением
бред, короче
Большинство описаний тех, кто "..сейчас ходят, ничего не оформляя" содержит эмоции вроде "это был здорово" и селфи в различных вариациях. Практической информации и технической ценности эти описания не представляют. Более-менее "съедобная" информация встречается в постах Риска, и, как сказал ниже Murat, в
Каукаталог Голубева, на Вестре и mountain.ru
Так вот сами авторы и должны вносить информацию в перечень. Они лучше всех знают, что там есть за их эмоциями и селфи на самом деле.
вы с первого раза туго понимаете- нужны качественные, технические описания, учитывающие множество факторов, с выводами и заключениями, и это как бы немножко сложнее, чем просто пройти перевал и фоточку с него прислать.
А как тогда этими "некачественными, нетехническими" описаниями пользуется перечень Вестры? Или Каукаталог? И как здесь на Риске их читают и идут по ним, а потом еще благодарят авторов (например. Буслаева за его посты)? И почему тогда опытные туристы честно пишут, что не пользуются официальным перечнем, а только Вестрой, Каукаталогом и mountain.ru?
Некачественными и нетехническими воспользуются те, кто сделает качественно.
10 лет назад занимался сбором информации по перевалам Джунгарского хребта, так столько этого некачественного шлака пришлось перелопатить. Описания перевалов противоречили друг другу, один и тот же перевал имел много разных названий, карты не бились между собой. Приходилось выяснять, кто же первым прошёл перевал, чтобы докопаться до верного названия перевала. Брал перевальные записки, писал письма руководителям, в т.ч. бумажные, созванивался по межгороду. Работу провели колоссальную. Лёша Цветков не даст соврать, который, в итоге, нарисовал изумительную карту и продолжает этой работой заниматься. Молодец, Лёха.
Нужны строго регламентированные лаконичные технические описания, о чём говорится в Регламенте по СТ.
Весь этот интернетный (в т.ч. буслаевский) шлак устаёшь читать. Люди пишут кривым языком, употребляя вольные выражения, много ненужных подробностей: а-ля здесь ели суп, а здесь какали, а здесь сексом занимались. Тем, кто пишет всё это, понятно, важно воспроизвести свои впечатления. Тем, кто готовится к предстоящему походу, не нужны все эти вольности.
Да, в техотчётах тоже часто сталкиваешься с вольностями, но это недоработка МКК, которые принимают отчёт. Чем хорош техотчёт, что после автора его кто-то опытный (или опытные) прочитывает, пишет в рецензии замечания по тексту. Если МКК сработала хорошо, техописание перевала в отчёте получается качественным, его приятно читать.
Совсем недавно столкнулся с противоречивостью информации уже по другому району (Южно-Муйский). Хорошо, хоть, Вадим Шахнович много делает для систематизации этих знаний. Но пока по Ю-М работать и работать.
Меня всегда удивляло, что перечень называется Перечнем ВЫСОКОГОРНЫХ перевалов. Почему не просто Перечень перевалов? На том же Кодаре, Верхнеангарском или Южно-Муйском хребтах есть перевалы 2Б и 3А. Почему бы в этот перечень не включить среднегорные районы?
А теперь уже серьезно. Мы сейчас хотим обсудить "как лучше". Но, наверное, сперва нужно задать вопрос "зачем"? Для какой конкретно цели нужен Перечень в его нынешней реинкарнации?
То, что мы видим под гиперссылками на https://tssr.ru/mountain/pereval/ - ПО ФОРМЕ это тот же Перечень образца 198х-199х гг.
Да, перевалов больше, столбиков в таблице в нек-рых районах больше... Но - тем не менее - это простая плоская таблица. В 2020 г. это уже очевидный анахронизм: что-либо искать долго и неудобно - даже если знаешь, что ищешь.
Я только сейчас отрефлексировал: как только стали доступны Каукаталог Голубева и Каталог перевалов Вестры, встроенный в ГуглоЗемлю - я больше НИКОГДА не пользовался Перечнем для ПЛАНИРОВАНИЯ маршрутов. Наверное, понятно почему. Потому что неудобно!
К примеру, решение Вестры "привязывает" перевалы (с простым визуальным указанием сложности препятствия!) к рельефу и дает взаимное расположение препятствий. А потом позволяет в пару кликов выйти на нужное описание в отчетах. Вуаля! А Каукаталог дает визуальную информацию об известном препятствии. Тоже быстро, не нужно копаться в отчетах. Т.е. существуют готовые решения, которые позволяют проще, быстрее и надежнее построить маршрут.
Увы, ничего из этого "современная" форма Перечня не умеет. ИМХО, основная функция Перечня на данный момент - оценка сложности препятствия. Т.е., Перечень - это официальный СПРАВОЧНИК для МКК.
Таков МОЙ ответ на вопрос "зачем". Осталось выяснить - как сами авторы видят основную функцию Перечня в обозримом будущем. От этого можно и нужно будет отталкиваться, рассуждая на тему "как нам реогранизовать рабкрин". Ну и на тему "за какие деньги" тоже, но позже.
Завершающая ремарка: я очень уважаю огромный труд тех, кто делал и делает Перечень. Моя критика никак не уменьшает это уважение.
Передаю официальный ответ секретаря Рабочей группы.
Основная идея данного Перечня - максимально возможная достоверность. Поэтому его составляют группы специально для этого привлекаемых экспертов по районам. И постоянно ведется редактирование уже обновленных разделов, чтобы сохранять соответствие текущему состоянию местности.
Есть 2 небольших отступления от этого принципа:
1) Если перевал есть в старой редакции Перечня, но не сохранились его описания, мы его не удаляем. Если сейчас нет четкого понимания его местонахождения - пишем "местонахождение требует уточнения". Если есть обоснованные сомнения в его нынешней категории сложности, но нет описаний (что бывает весьма редко) - пишем "категория требует уточнения".
2) Недавно в качестве эксперимента мы стали включать в Перечень приблизительные координаты для тех перевалов, по которым нет точных. С обязательным указанием, что они приблизительные (это отдельный столбец). Если это не вызовет нареканий, эта практика постепенно будет распространена на все разделы.
Вопрос об указании ссылок на отчеты и фотографий возникал в начале нынешнего проекта - в 2011 году. От этого отказались, поскольку это официальный справочник. И, указав в нем какой-либо отчет или фотографию, мы сделали бы их официальными, поддерживаемыми федерацией. Что было бы неправильно с точки зрения поддержания достоверности.
Вторая цель обновления Перечня - сохранение истории туризма. Отсюда столбец о первопроходцах.
Таким образом, любые предлагаемые доработки могут быть внедрены только при соблюдении требования неухудшения достоверности. К сожалению, все википодобные варианты не соответствуют этому требованию. Однако, никто не мешает всем желающим присылать свои материалы разработчикам Перечня или вносить в соответствующую форму. Все они обязательно будут рассмотрены и, при возможности, внесены в Перечень.
Также любой турист может предложить себя в качестве разработчика Перечня по какому-либо району.
Вопрос о стоимости проекта обсуждать нет смысла. Средств на его финансирование федерации государство не выделяет. Поэтому все делается за счет личного энтузиазма участников проекта и использования бесплатных ресурсов. Хотя, конечно, если кто-либо изъявит желание профинансировать этот проект, мы будем рады это обсудить.
Дополнение. Перечень, действительно, в первую очередь предназначен для использования именно в качестве официального справочника для руководителей групп и членов МКК. В нем можно получить информацию о наличии в данном месте классифицированного препятствия, его сложности, высоте, характере, координатах. Вывод на карту только сделает эту информацию более наглядной. Но он не может заменить описания, фотоальбомы, треки, фильмы.
Не оспаривая нужность официального списка перевалов, поддержу Murat-а в вопросе об интерфейсе доступа к нему. Ибо соглашусь, что таблица - это безусловно необходимая, но далеко не достаточная форма для этой информации. Поясню.
За последние годы резко набрал популярность у всех моих друзей и знакомых, планирующих походы, сайт nakarte.me. А почему? Да там просто жуть как удобно стало планировать походы. А за счёт чего? Так там просто есть слой с перевалами с Вестры. Знаете как удобно? Открываешь район, включаешь слой перевалов и начинаешь рисовать планируемый маршрут, перебирая различные топоосновы и спутниковые снимки. Да ещё и в режиме коллективной работы с товарищами по будущей авантюре в любое время дня и ночи можно дорисовать свой предлагаемый вариант. А в каждый перевал можно ткнуться и попасть на Вестру, где к нему ещё и список отчётов прилагается.
https://nakarte.me/#m=12/43.34898/42.70721&l=O/Wp
Посему предложил бы подумать о том, почему на замечательно удобном сайте для туристов слой с перевалами Вестры есть, а слоя с официальным перечнем перевалов - нет.
Всё так
Предложите вестровцам свою помощь в наполнении перечня перевалов.
Чем хорош перечень, тем что он выверен, хотя бы в 1 приближении. На Вестре я несколько раз сталкивался с ошибочной информацией.
Хм. Только не предложить помощь, а зарегистрироваться на Вестре и начать наполнять их базу своей инфой. Что я и делаю уже много лет. Все отчёты с нашего сайта с инфой по перевалам стараюсь не забывать добавлять и на Вестру тоже.
Насчёт недостоверной информации ниже написали - это нормально для такого проекта. Но там же встроен и механизм проверки достоверности. Практически идеальный. Я о ссылках на отчёты. Если отчётов нет - инфа априори ничем не подтверждена и требует верификации.
2 Murat Ну, то есть по-вашему они - уважаемые люди, но занимаются полной ерундой? Странно. Обычно так не бывает.
Раз уж вы всуе меня помянули - единственный раз отвечу. Топикстартера и остальных прошу простить за оффтоп.
Ваша miser многолетняя бессмысленная и беспощадная борьба с официальным туризмом наводит меня на мысль о диагнозе (дифференциальном):
- либо хронический пубертат (ибо присутствуют явные признаки подросткового инфантилизма: максимализм суждений на фоне отсутствия реального жизненного опыта, только длится это непозволительно долго);
- либо тяжелая эмоциональная травма в нежном возрасте (предположительно , харассмент со стороны представителей спортивного туризма; возможно, МКК не разрешило взять miser-a 30%-ником в "двойку").
Вероятнее п. 2, поскольку ФАР со всем своим официозом вас совершенно "не заводит".
Сходите к психотерапевту, упорядочьте интимную жизнь, и ни в коем случае не читайте Риск! И всё пройдет. ;)
ЗЫ Можете попробовать меня разубедить, дав линк на любой ваш поход/восхождение с категорийными перевалами/вершинами
А зачем разубеждать? Смысл не в этом. Лучше ответьте, как это Вы говорите, что уважаете какой-то труд и одновременно, что он никому не нужен? За что ценить бессмысленную работу? Двоемыслие?
unnamed (29)
ГЫ !!!!!
Miser, вы отлично усвоили тактику споров (внезапно бросать обсуждаемую тему и поднимать новую, совершенно не связаную с обсуждаемой), НО упустили один неубиваемый аргумент в полемике : "А еще шляпу надел!". Как все-таки с категорийными перевалами/вершинами?
Сначала надо уточнить, для чего же этот перечень вообще нужен. Вот Murat считает, что не нужен. Ну, разве что, чтобы чем-то занять пожилых бывших туристов в МКК. Что скажут остальные? А насчет перевалов и вершин я уже сказал, что нужен перечень ВСЕХ ПРЕПЯТСТВИЙ в горах! И это пока никто не опроверг!
В новой редакции Западного Кавказа пер. Малый Кичкинекол, обозначен как 1Б. Это точно не ошибка??? Там же тропа с обоих сторон...
Спасибо! Ваша информация будет учтена.
Как сказано выше, реально удобный вариант - это связка накарте+Вестра.
В Вестре не все районы одинаково хорошо привязаны по координатам и по отчетам, так что кое-где перечень может содержать интересную информацию, которой нет в Вестре. Но при появлении нового перевала в перечне хотелось бы понимать на основании каких источников он внесен или хотя бы где он - координаты, карта.
Приблизительные координаты могут быть полезны, но нужно вводить четкие градации достоверности координат, уточнять наличие нескольких седловин или путей прохождения не через низшую точку, а через вершину, например. И, опять же, интеграция с картой, без нее значительно менее удобно.
Кажется, что сделать хорошо альтернативу-дубликат Вестры - сложно и незачем.
Сделать экспорт в один из форматов, удобных для загрузки в GPS - да, может быть, но весь перечень и весь большой район обычно не нужны, а координаты важных перевалов все-таки стоит проверять вручную перед импортом. Да и удобнее перевалы иметь в карте, а не в виде точек, а экспорт перечня в таком виде затруднителен, я думаю.
Ну, вот. Еще один турист согласен, что бесполезно федерации с нынешним перечнем пытаться конкурировать с Вестрой и Каукаталогом - все равно не получится. Время закрытых официальных справочников прошло. Надо делать открытый доступ к загрузке информации - это поможет исправить большинство ошибок. И предложить вносить любые препятствия, а не только перевалы.
Неверно.
Перечень перевалов полезен, но вопрос его эффективного использования сложен. Может быть - при доброй воле сторон - интеграция с Вестрой в каком-то виде, чтобы адекватная, проверенная информация из перечня дополнила данные Вестры, не затерев при этом "неофициальные", но ценные привязки.
Продублирую коммент из темы про Перечень по В.Кавказу (https://risk.ru/blog/218200), т.к. там этот коммент, видимо, мало кто увидит за давностью темы:
Внимательно просматриваю Перечень на данный район (В.Кавказ). И выясняю, что для гор Дагестана где-то 90% перевалов восточнее имеющихся на Вестре (да и там указано, что идентифицированы приблизительно) крайне трудно, а то и невозможно идентифицировать на местности даже с таким мощным инструментом как nakarte + поиском в поисковиках названий рек, вершин, ледников.
Скажите, к каким картам (по каким картам) даны названия рек, высоты вершин, прочее? Наиболее адекватной картой выглядит слой Topo 500m. Он только и спасает в основном.
Но вот пример. Пер. Келабкал, 2621 м, н/к. Соединяет "Тоюда - ЛП р.Каралазургер". Расположен "между в.Баккули (3243) и в.Баккарада (3285)".
Изучая горы Дагестана, речку Каралазургер я примерно заприметил, нашел на карте. Левых притоков у неё крупных с десяток (вот же круто!) (вообще, горы Дагестана резко контрастируют с горами западнее - нет очевидной древовидной системы долин, просто хаос на первый и второй взгляд, и на третий тоже нет общего понимания орографии там; и территория огромная).
Возвращаясь к р. Каралазургер. Нашёл в верховьях ее левых притоков на Topo 500m и г.Баккули, и г.Баккарада (повезло - иногда и вершин из (параметров в перечне) не найти):
https://nakarte.me/#m=14/42.25190/46.62623&l=O/B/Sa/Wp&nktl=rIQTtClq4MiGnmE1bKt7jg
На 500-м карте у них высоты соответственно не 3243, а 3286 и не 3285, а 3287. Ну, думаю, главное названия. А что же между этими вершинами? А там нарисован пер. Гочокала высотой около 2920 м по изолиниям. Однофамилец? Высота сильно разнится (на 300 м больше). И с запада хоть и есть топонимы, отдаленно напоминающие "Тоюда", но лишь очень отдаленно ("лет. Тогадарох??").
Понимаю, что перевалы там ходили последний раз до появления интернета и адекватных карт, но в текущей версии перечня приходится проводить целое расследование, чтобы установить примерные (хотя бы очень примерные на уровне соединяемых цирков, ручьев) координаты перевала :(. Не воспринимите как критику. Понимаю, насколько был большой труд сделать и такую версию.
Может, спецы по району подскажут, где этот перевал Келабкал, а точнее - каким методом его найти (как пример; там масса перевалов, которые не получается найти и за 5-10 минут).
Михаил, я не спец по району, но на tlib есть отчёт Ляпина 1982 года и там в конце есть схема
http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=33166&page=68
Так что идентифицировал ты перевал правильно. Но исследование, да, надо проводить практически по каждому перевалу.
по горам Восточного Кавказа стоит иметь следующее:
1. На момент активного освоения, топокарт крупных масштабов не было. Год от года издания карт, высоты на карте меняются ( более подробная и точная съемка...) Так что вводилось в обиход то что было доступно....
2. В Дагестане из разных речных долин зачастую не только разные названия одного и того же перевала, но и вершин и хребта. Мне так кажется, что большинство туристов просто не будут заморачиваться в поиске исторической правды....
3. На перечне перевалов В.Кавказа в свое время наложил отпечаток К.Э.Ахмедханов. Но он не только внес туда множество перевалов по результатам писем и общения, но и "застолбил" тучу потенциальных седловин. Он же давал свои названия скотопрогонным перевалам, безымянных на карте. Увы, отделить чистых от нечистых просто ныне не получится...
А можно ли где-нить сейчас найти листы той схемы, что у вас в отчёте?
Дома таки лежат кальки... А зачем?
Думал по осени попробовать свести соответствие названий.
ЭЭЭ... да вы подвижник... Там листов 20.... это только высокогорная прорисованная часть... Далее вам нужны старые карты и много много времени.... Если в Москве - подползайте в горклуб - поговорим....
На прошлой неделе был :-) сейчас уже нет времени - в субботу на маршрут. Осенью встретимся.
А где же тогда обещанная рабочей группой достоверность информации? Если чуть не половина перевалов - только "потенциальные"? Они могли бы тогда не трогать этот район вообще. Тогда все бы видели, что достоверность его под сомнением. А так - район "обновлен", значит, они гарантируют, что информация проверена и достоверна.
Не совсем в тему, но замечу, что если переложить нынешний классификатор в простейшую базу данных, то пункты 2 и 4 станут для приличного веб-программиста работой на день (каждый), а п.1 -- работой на 2-3 дня.
А если начать с п.4 (программный интерфейс), то с высокой вероятностью перевалы классификатора быстро окажутся в слое nakarte, и необходимость в пунктах 1 и 2 отпадет.
Уважаемый Сергей, а кто поволокет-то все это дело? Ведь вашими предложениями, вот вам крест на пузе!, не закончится - придется еще сопровождать всю базу данных. Для начала, к примеру, отловить всех блох из-за несоответствия данных в нынешней информации. Ну и дальше - тоже не скучно будет....
Не очень понял вас, которое "это дело"?
Судя по вопросам автора, у МКК есть план по развитию. Видимо есть и ресурсы.
Я говорю, что части заявленных целей можно добиться достаточно дешево.
Надеюсь, МКК смотрит примерно в ту же сторону.
В каком смысле "сопровождать базу"?
В программистском, или с точки зрения правки содержимого?
В программистском, если не повторять Вестру и/или накарте, база из 5 таблиц: район, перевал, пользователи-составители, их права, журнал + веб-интерфейс -- не rocket science.
Поддерживать, выверять и пополнять содержимое надо и сейчас. Судя по тому, что я знаю -- эта работа бесконечная (обсуждаемый выше Дагестан, похоже, можно только перепройти заново, а сколько еще таких кусков? -- это ни секунды не критика авторов! лишь признание положения!), поэтому мечтать о вылове всех блох -- утопия.
Исправлять ошибки надо, но точно также надо отдавать себе отчет, что в классификаторе они есть и всегда будут. Просто потому что классификатор большой, а составляли его люди.
Где при этом лежит классификатор: в базе или как сейчас в экселях -- на сложности этой работы оно почти никак не сказывается. Но база даст определенные бонусы.
Я в комментарии имел в виду собственно программное сопровождение - проект получается ветвистый и объемный, с многими перекрестными связями. Требует въедливости и времени на реализацию. И последующего сопровождения - своего рода "сисадмина". Стало быть - финансовой основы, на "интузазизме" такое не потянуть. Я так думаю. И это только часть работы, еще - проверка достоверности информации. В общем - вы сами это подтверждаете : "эта работа бесконечная".
И что - ФСТР потянет это дело? Или, как в ФАР, информация будет предоставляться только на коммерческой основе?
Мне видится скорее разовая работа программиста, чтобы дальше секретарь и в меру компьютерно грамотные составители могли работать без его помощи.
Какие ресурсы есть у МКК / ФСТР мне неведомо.
Как можно окупить эти затраты я не понимаю. 80% классификатора есть у всех: Вестра, перевал.онлайнл, наверняка много у кого еще. Строить бизнес на оставшихся 20% + новых поступлениях, имхо, сложно.
Если на то пошло, тлиб -- более ценный, уникальный и коммерциализируемый ресурс.
Собственно, насколько я понимаю, ФАР тоже коммерциализировала не справочник, а библиотеку описаний. А справочник -- так, картотека при ней.
Умная схема монетизации ранее бесплатных ресурсов - сначала расширить ИТ-инфраструктуру, наладить систему поддержки и обновления, а потом, когда многим понравится пользоваться - сделать использование платным. Такая схема удается чаще, чем тупой ввод платы за использование без модернизации.
Возможно, в чем-то в какой-нибудь форме монетизация может иметь место. На сколько я понимаю, на сегодня подавляющее количество активностей в спортивном туризме на общественных началах. То же касается работы над перечнями перевалов. Долгое время официальные интернет-ресурсы тсср были в плачевном положении, да что там, много лет Регламент по спортивному туризму, выложенный на офиц. ресурсе имел ошибки. Вместе с тем, делать перечень и описания безапелляционно платными - это, бесспорно, перебор.
Сергей прав. Действительно, планируется для начала перенос Перечня в базу данных. Это упростит дальнейшую работу по его развитию. К сожалению, пока мы не можем сообщить, когда все это заработает. Проект пока на стадии обсуждения. И Рабочая группа готова учесть просьбы пользователей Перечня. Сейчас это проще сделать, чем потом вносить исправления в готовую базу.
miser, когда же в тебе говно закончится, или оно неиссякаемо?
Когда перечень переведут в БД сделайте это на postgis, чтобы в таблице были нормальные геоданные, а не пара длинных чисел.
Для вывода точек перевалов на карту я написал программу, которая смотрит в перечень и выгружает перевалы в удобном геоформате.
Проблемы следующие:
Таблицы заполнены довольно криво. Таблицы нерегулярны. Можно встретить объединенные ячейки. Можно встретить строки с заголовками районов и подрайонов. Есть несколько пар координат в одной ячейке. Есть координаты в разных форматах, с разными разделителями и даже с переносом строк.
Все это сильно усложняет не только вывод координат перевалов в какой-то удобный формат, но и миграцию перечня в БД.
Эта же программа является валидатором. Она сообщает какие поля она не смогла разобрать и где есть ошибки.
Так что для начала надо все таблицы привести в единообразный вид. А все заголовки районов и подрайнов вынести в отдельный столбец.
Да много кто такое написал...
Даже с проверкой высот по спутнику
http://westra.ru/passes/merge/tssr.php
Еще одно предложение, чтобы правки в перечень оставляли след. Кто когда и желательно почему внес какое-либо исправление. Почему было принято то или иное решение.
Поэтому я когда-то предлагал вести перечень на вики-подобном движке, где видны и обсуждения и история правок и куда помимо структурированной информации можно добавлять дополнительные сведения в виде фотографий, ссылок на отчеты, записок и других материалов.
В качестве альтернативы перечень можно вести на гитхабе и ичпользовать его багтрекер для учета и внесеня правок