Рекреативное древолазание — что-то новое или хорошо забытое старое?
Тот факт, что человеку настолько легко и естественно это удается, наводит на мысль, что способность лазать по деревьям в нём «прошита» чуть ли не генетически. И если с понятием «древолазание» всё как-будто ясно, то «рекреативное» (recreational) или, ещё труднее переводимое — inspirational, звучит как-то по-иностранному. Однако, общее тут одно — лазание «для души», просто так. И вот это уже понятно почти всем, так как сложно себе представить детство без лазания по деревьям и всего того, что с ними связано — домики, «базы», дозорные башни, фруктовые плантации, наконец. Это впечатывается в память на всю жизнь и видимо, передается по наследству.
Вообще, отсыл к детству неминуемо становится частью внешнего фона рекреативщиков. Довольно быстро привыкаешь получать в свой адрес недоумённые комментарии, что «не наигрался в детстве», и выглядеть безнадёжным фриком в глазах людей, занятых делами «более важными», чем просто болтаться на верёвках или плести гамаки в вершинах крон.
Да и так ли важно общественное мнение, когда внутри тебя вновь и вновь вскипает кровь при виде очередного непознанного Гиганта? Когда руки сами тянутся к ветке, чтобы распрямить позвоночник после офисного кресла. Когда разувшись, позволяешь себе взобраться на ближайшую ветку, наслаждаясь приветливыми удобствами древесных форм.
Важно то, что происходит внутри тебя самого.
Да, придётся преодолевать гравитацию и страх, неуверенность и недоверие новой опоре. Но за всё это мы получаем награду наверху — незабываемые моменты внутренней тишины и конечно же, живопись обозреваемых сверху лесных просторов!
Эмоциональные мотивы при этом весьма схожи с любыми видами экстремальных активностей — азарт, желание забраться повыше, вызов испытать себя, готовность рискнуть и вкусить новый опыт — этого всего в древолазании с лихвой.
Экскурс в историю
Эпоха рекреативной «арбонавтики» началась в 1980х годах.
До этого времени посещение крон было исключительной привилегией профессиональных арбористов, искушённых скалолазов, ищущих новых ощущений на новом «рельефе», научных сотрудников и отдельных энтузиастов в разных уголках планеты. Навыки и приёмы, разработанные этими пионерами и легли в основу техник, которые по сей день успешно используются на практике.
Первая школа рекреативного древолазания Tree Climbers International (TCI) была основана в 1983 году Питером Дженкинсом (Peter "Treeman" Jenkins) в Атланте, США. С неё и начался «серийный запуск» в кроны всех желающих, прошедших специальную подготовку.
Питер Дженкинс бывший альпинист и скалолаз, переквалифицировался позднее в арбориста, пройдя сертификацию в ISA (International Society of Arboriculture). Питер на практике убедился, что далеко не всё оборудование, применяемое в скалолазании может использоваться на таком нежном и живом «рельефе», как дерево, а применение некоторых техник и приёмов оказалось и вовсе опасным при работе в кроне. Стало ясно, что необходимо создать организацию, которая объединила бы всех адептов древолазания, и наладить процесс их обучения техникам безопасного лазания. За годы своего существования TCI разработала правила, которые для многих подобных школ в мире являются стандартами по безопасности и подготовке специалистов.
По мере накопления опыта и расширения круга почитателей древолазания стала появляться техническая и художественная литература, доступно и вдохновенно описывающая процесс. Истории пересечения ключевых персонажей и распространения «священного знания» по миру изложены в книге Р. Престона «Дикие деревья: история о страсти и дерзости» (R. Preston, "The Wild Trees", 2007).
С развитием техник верёвочного лазания для альпинизма, спелеологии, скалолазания, промышленного альпинизма возникла необходимость разработки новых специализированных устройств и средств личной безопасности (PPE) и для арбористики. Древолазание прочно заняло место на рынке оборудования — почти в каждом магазине снаряжения есть отдел, посвящённый арбористике. Разве что арбалет и рыболовную катушку придётся поискать в соседних.
В области рекреативного подхода процесс разработки развивался несколько медленней, однако уже в 1980х годах энтузиастами были созданы первые бренды (New Tribe и TreeStuff), и по сей день выпускающие специальное снаряжение для древолазания. Например, удобные гамаки или страховочные беседки для детей и людей с особенностями развития.
Спортивный аспект несколько чужд рекреативному древолазанию, но по аналогии со спортом, уже сформировалась своя культура — стили лазания, бренды, кумиры, категории сложности, классификации, чемпионаты, инструкторские курсы и информационное поле в целом. Стараниями энтузиастов-одиночек Россия подключилась к этому тренду c 2010х, однако, только сейчас наступает фаза активного освоения этих практик на новом качественном уровне.
Стили
Говоря о стилях, принято различать два подхода:
1. Интуитивное древолазание (recreational free treeclimbing aka «free-tree»). Свободное лазание на небольшой высоте, босыми ногами, при полном тактильном контакте с поверхностью, без использования ИТО (искусственной точки опоры). Для этого подходят безопасные, невысокие и «эргономичные» по форме деревья. Акцент смещается на чувственные переживания, наблюдение за своим телом, работу с чувством равновесия. Как и в скалолазании, существует своя техника безопасного перемещения по стволу и веткам. При этом есть своя специфика, которая просто обязывает обладать знаниями о внутреннем строении дерева, о его текущем здоровье и особенных свойствах каждого вида.
2. Техническое древолазание (recreational technical treeclimbing). Использование верёвок, PPE и других вспомогательных средств раскрывает куда бо́льшие возможности в освоении древесных крон. В основе используемых техник лежит опыт арбористики, позволяющий подниматься практически на любое дерево, будь то североамериканская секвойя или новозеландский эвкалипт.
Области применения
Если в детстве задачи на деревьях детские, то в более сознательном возрасте, могут решаться уже совсем другие, не менее важные, задачи — от утилитарных до терапевтических.
Помимо рекреативного, существуют и другие аспекты применения древолазания.
Рекреативно-прикладной аспект. В первую очередь это практические навыки безопасного лазания, как со снаряжением, так и без него, знание основ арбористики (обрезка, удаление, кронирование деревьев), навыки работы с профессиональным снаряжением и инструментом. Полезно знать, как безопасно снять кошку с дерева или обрезать опасную ветку, нависающую над крышей, поднять наверх груз или достать спелое яблоко с самой макушки.
Педагогический аспект. Разработка обучающих внеклассных курсов для детей, в которых отдаётся предпочтение наблюдениям за лесом на всех ярусах, развиваются умения различать деревья, видеть их историю и особенности развития. Будучи совмещенным с активным лазанием, процесс усваивания научной информации приобретает практический, «живой» характер. Осознанное, бережное отношение к деревьям, знания о строении дерева и его жизненного цикла, способствуют формированию в обществе так называемой «арбокультуры», столь необходимой в условиях сложной экологической ситуации.
Терапевтический аспект. Наукой доказана польза дендротерапии и приёма «лесных ванн» (Shinrin-Yoku), при которых происходит комбинированное воздействие лесного ландшафта, флоры, фауны, микроклимата, прежде всего фитонцидов и аэроинов, на все органы чувств человека.
Дерево, как объект психофизического взаимодействия, предоставляет безграничные возможности по изучению своего тела, укреплению чувства равновесия и доверия, работе со страхом и т. д. Интересные результаты даёт арт-терапия, где через цвет и прорисовку лесных форм на макро и микро уровне, можно «считать» текущее состояние человека и определить направление корректировки уже закрепившихся особенностей и патологий.
Особый интерес представляет работа с людьми с физическими и ментальными особенностями развития. В данном направлении очень ценен опыт японских коллег из организации TCJ (Tree Climbing Japan), которые давно занимаются этим на высоком профессиональном уровне с подключением научных специалистов в области психотерапии, физиологии, и имеют положительные результаты. Ярким этапом развития этого проекта летом 2001 года стал подъём на вершину 80-метровой секвойи 57-летней Хикосака Тошико (Hikosaka Toshiko), имеющей серьёзные нарушения опорно-двигательного аппарата.
Научно-исследовательский аспект. Развитие техник подъёма и работ на высоте открыло новые возможности для исследований верхнего яруса леса. Снаряжаются регулярные научные экспедиции с подъёмом оборудования и научных сотрудников для изучения флоры и фауны древесных крон, а так же для высотной фото-видео съёмки.
Другое направление в области исследований — строительство стационарных подвесных дорожек и площадок в кронах (canopy walkways) для проведения долговременных наблюдений за жизнью леса. Со временем, из-за ограниченного радиуса исследований, учёные передали эстафету в использовании таких сооружений индустрии эко-туризма, отдав предпочтение более мобильным верёвочным техникам. Весьма популярны пешеходные туры по кронам, например в Астралии (Tahune AirWalk, Otway Fly), Южной Африке (Dhlinza Forest, KwaZulu-Natal), Малазии (Taman Negara National Park), Руанде (Nyungwe National Park), Гане (Kakum National Park), на Борнео.
Экологический аспект. Техники древолазания успешно применяются для задач по защите окружающей среды. В заповеднике Смоленское Поозерье были созданы искусственные гнезда для исчезающих видов птиц, строящих свои гнезда на деревьях. В парках и дендрариях проводится регулярная обработка деревьев пестицидами от вредителей.
В Индонезии работает организация по спасению диких животных (International Animal Rescue). Специально обученный персонал проводит «древолазные курсы» для детёнышей орангутангов, чтобы научить их выживать в дикой природе, строя безопасные укрытия наверху.
Итого
Суммируя, можем выделить следующие преимущества рекреативного древолазания, наряду с родственными видами аутдор-активностей (скалолазание, спелеотуризм):
Безопасность. При чётком соблюдении правил безопасности, применяемые техники позволяют выполнять подъём и спуск безопасно и достаточно комфортно.
Доступность для людей любого возраста и физических способностей, включая людей с особенностями физического и психического развития.
Физическая нагрузка на свежем воздухе. Помимо адреналина и впечатлений, древолазание это ещё и хорошая тренировка для мышц рук, ног и спины, а так же мышц, которые не задействованы в наших привычных движениях. Кроме того, частая смена локации вносит разнообразие и разгоняет скуку!
Доступность самих деревьев, которые есть практически везде. Совсем необязательно искушать терпение работников городских парков — можно подыскать дерево на окраине, на даче или в лесу.
Практичность навыков. Знание узлов и техник работы с верёвкой, безопасного лазания, основных принципов ухода за деревьями может найти применение в жизни.
Технический минимализм. Чтобы начать практиковать необходим самый минимальный набор личного снаряжения, а для практики «free-tree» и вовсе — крепость рук и трезвая голова.
Поиск новых деревьев — достойная цель для организации отдельного путешествия.
Всесезонность. С некоторыми техническими оговорками, деревья доступны для лазания почти круглый год.
Экологичность. Разработанные практики делают лазание безопасным не только для человека, но и для самого дерева. Подготовка дерева к лазанию так или иначе связана с уходом за ним и пространством вокруг. Это способствует формированию культуры взаимоотношения с деревьями.
Командность. Сольные практики являются скорее исключением, тогда как семейные или командные восхождения плодотворно способствуют укреплению внутренних связей.
Наблюдали ли вы в лесу кедры с обломанными ураганом макушками? Нам важно поминать 'сапромат деревьев' и знать их слабые места, чтобы не перегружать дерево после определенной высоты. Все деревья очень разные в распределении прочности вдоль ствола. Опыта лазания по кедрам пока не имею. Зато часто встречаю пихты Нордмана в лесу со снесенными макушками . Примерно 1/⁴ от длины ствола, бывает и на треть, реже всего валит с корнем, мне кажется. подобное свойство терять макушку замечено в секвойях и дугласиях, например.
?!Интересно знать про кедр.
Сопромат кедра штука интересная, но работает, боюсь, только на якутских кедрах. Лазать в более зрелом возрасте по томским кедрам мне жутко не понравилось. Они сильно выше и не факт, что крепче. А весу во мне давно не 40 кг. :)
Вообще, кедр очень гибкое дерево. Прежде чем сломаться он сильно согнется. Возможно даже пополам. Это и давало возможность залезть практически до самой верхушки. Шишки, кстати, сбивались не руками, а ударами по ветке, на которой эти шишки висят. Если не слетают, значит недозрели. Сломанных верхушек особо не помню, они больше присущи для сосен. Зато помню, что кедры любят расти пачками. И часто можно было защемиться между двух верхушек, там в случае чего падать некуда.
У пихт и прочих елок, ИМХО, ветки слишком часто растут. Лазить по ним - никакого удовольствия. А еще смола, у всех хвойных помимо сосны доставляет неприятностей.
Кстати, лазать, наверное, проще всего по соснам. Главное, преодолеть нижний ярус, где мало веток и они все высохшие, ненадежные. Дальше же ветки идут крепкие, растут не слишком густо, и через определенные промежутки. Смола не шибко липкая. Вот только толку мало - шишки на них неправильные. :)
А в Томской области так и вообще, достаточно было поехать в лес после хорошего ветерка, все успевшие созреть шишки оказывались на земле. Ходи и собирай прямо в мешок.
Суть в том, что какая-то страна типа Норвегия покупала задорого эти шишки, чтобы высаживать у себя.
Появилась целая сеть посредников, которые скупали эти шишки на местах. Сначала действовали местные жители - ходили с лестницами, забирались на первую ветку, которая на высоте 3-5 м над землей. Но таких мало, в основном первая ветка была на высоте 10-15 м.
Вот тут-то и появились альпинисты. Выработалась и тактика - выгодней лазить самому и себя страховать, чем с напарником. На первую ветку, в основном, закидывали карабин со шнуром, потом вытягивали основную веревку и забирались с помощью 2-х жумаров. Дальше лезешь по веткам на самую верхушку, т.к. шишки все кучно растут там. Бывали пихты по 50-60 метров. С такой пихты можно было сорвать 2 мешка шишек, это до 50 кг. Потом мешки скидываешь и дюльферяешь самовыпуском, с 1-2, а то и 3-мя перестежками... Перекусил и ищешь новую пихту!
Вот такое было древолазание! За 2-3 недели (срок сбора шишек) можно было заработать, как за полгода!
К сожалению в 90х много чего в лесу 'собирали' -
Как бы не пришлось выкупать шишки назад у скандинавов.
О целебных свойствах шишек достоверно незнаю, слышал
что варят 'варенье' из свежих. Известно ли вам чтото об этом?
Обязательно соберем материал об истории отечественного древолазания, наверняка, судьба 'рекреативки', так же тесно переплетена с 'прикладунухой', как и в приведенном в статье примере о США.
Лазание местами было напряженным. Практически Фри соло онсайт... Непроизвольно их классифицировали, чтобы вечером обьяснить друг другу, троечные пихты попадались или пятерочные...
У этих пихт была явно целебная смола. Вечером все руки исцарапаны, а утром, как новенькие.
Так же лазая по деревья однажды упал и сломал руку.
Конец.
Просто во дворе, возле пажарки, взялся за ветку у основания, а яблоня имеет такие ветки которые без большой нагрузки выпадают...
Использование гаф, могу оправдать только экстренными задачами по спасработам или когда дерево 'под разбор', однако, для нашего музея древолазания хотелось бы увидеть фото легендарных разработок. Это возможно? Спасибо что поделились своим опытом!
"Древовосходители" нужны бывают для строительства искусственных гнездовий.
Да, гафы использую, когда надо быстрее, чтоб меньше беспокоить птиц. Ещё на петлях лазаю - медленнее, но надёжно. Полусхват на ствол, петля со стременем на ногу.
http://rrrcn.ru/wp-content/uploads/2012/03/methods_1989.pdf
В.В. Ивановский на своих пиках (как раз "новой" конструкции):
На петлях начинали, но практика показала себя трудоемкой и неэффективной, особенно на гигантских стволах. В тренде сейчас заброска/застрелка → далее DRT.
про гаффы получается - «одно лечим другое калечим» — тем более когда есть способы избежать повреждения деревьев.
Обзор текущего состояния и перспективы развития науки по изучению древесных крон.
https://nph.onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1002/ppp3.10125?fbclid=IwAR2cEuburL9Fj8CanorjVROSjW8aYsvC1vCeO9p8y0dwiK1zKYsjpx7c4yU
скоро сделаю перевод
Вот это спасибо!!!
Жду перевод, к сожалению язык - слабое место...
Просто во дворе, возле пажарки, взялся за ветку у основания, а яблоня имеет такие ветки которые без большой нагрузки выпадают...
сожалею, Виктор, что так случилось. полагаю что "негативный" опыт - необходимый этап в освоении любой практики. вопрос в том насколько я готов извлечь из него пользу для будущего роста.
к счастью, получение знаний о строении деревьев, позволяют избежать большинство неприятных неожиданностей, к чему мы и призываем в контексте обучения с проектом TreeWalkers!