Полярный и Приполярный Урал в одном пешеходном маршруте
В августе-сентябре 2019 года прошли интересный, длительный, автономный маршрут 5 к.с. проходящий вдоль Полярного Урала и части Приполярного Урала с севера на юг. Протяженность пешеходной части составила 540,1 км, водной 135,9 км. Прохождение маршрута заняло 38 дней из них 3 дневки.
Маршрут проложен c захватом всех интересных достопримечательности этого района. Стартовали на станции Собь, маршрут закончили на станции Кожым. На старте нас было 4 человека. В начале маршрута, у одного из участников начались проблемы со спиной и пришлось его вывести на ближайшую станцию (потеряв несколько дней). Дальше шли втроем. Чтобы не увеличивать вес рюкзаков, пришлось оставить веревки и выкинуть некоторые перевалы из нитки маршрута. Отставание к концу похода нагнали. Погода была, в основном, дождливая и ветреная, вверху выпадал снег. По причине постоянного ветра комаров и мошек практически не было. Туристов встретили только в начале похода (массив Рай-Из), на реке Мокрая Сыня встретили оленеводов и на реке Кожим встретили местных жителей. Из животных видели медведя, мышу, оленей и разных птиц. Из-за почти полного отсутствия растительности и пологости, местность довольно легко проходима и в день можно проходить довольно много. Проблемы доставляет, в основном, погода. Лето в этом году на месяц задержалось, и несмотря на это водные препятствия проблем не доставляли. С рыбой в реках была сложность - в этом году она в верховья не поднималась. На пути попадаются осыпи, в том числе неприятные, но они локальны.
За поход пройдено 33 перевала (н/к - 22 шт, 1А - 4 шт, 1Б - 6 шт, 2А - 1 шт). 15 перевалов пройдено в режиме первопрохождения, в том числе 2 перевала 1Б. За поход взошли на 7 вершин (1А - 3 шт, 1Б - 3 шт, 2А - 1 шт), включая большинство высших точек районов - г. 1316 м (массив Рай-Из), Пайер, Географов, Магнитная, Грубеиз, Хоймаиз и др. Одна вершина 1А пройдена в режиме первопрохождения. Часть перевалов и вершин удаленных от железной дороги посещается довольно редко. Надо отметить, что категорированная сложность перевалов на Урале исторически ниже, чем в других горных районах, к примеру на Кодаре и перевал 2А при благоприятных условиях можно пройти без веревок. На маршруте также пройдено множество других препятствий, таких как каньоны, прижимы, некоторое количество растительности, много болотистой местности и др.
Из-за малого количества участников шли довольно кучно и быстро, длинный полярный день нам в этом помогал. Ягоды собирали, но, в основном, в низовьях. Почти на все время пришлось нести бензин, найти дрова можно только внизу. Это увеличило и так большой вес рюкзака. На старте реальный вес вещей составлял около 44-46 кг на чел. С учетом фотооборудования около 50 кг.
Интересной частью маршрута был сплав на пакрафтах 2 к.с. по реке Кожим, это внесло приятное разнообразие в маршрут. Для облегчения веса пакрафты были без фартуков и вода заливалась почти на каждом бурном перекате, плыть было очень холодно, но все пороги мы прошли. Воды было довольно много, самый сложный порог Манюку соответствовал 3 к.т. Поход получился разнообразный и интересный.
Все 580 фото с подписями https://foto-traveller.ru/foto/russia/ural2019/index.htm
Трек, точки, отчет https://foto-traveller.ru/info/ural2019
И ... наконец-то увидел перечисление фауны ареала - !!!
Я пока на второй только части фотоблога, но есть то, что заметно и выгодно отличает ваш блог: вы нет-нет, да и останавливаете внимание на минералогических характеристиках и описаниях, чем приближаетесь к обаятельному стилю Ферсмана.
У полезных прикладных моментов наблюдений есть особая конструктивная магия.
Полноценный сплав 2к.с. на неполноценных Куликах - это прям очень-очень люто.. После такого плана наличие спас.жилетов уже даже слегка удивляет.
Не протаскивались на отмелях и не ремонтировались? Дно же одним камнем можно от края до края без особых усилий резануть..
Из-за спайки с бензином не удалось быстро понять чистую суточную продуктовую раскладку на пешку и на сплав. Постоянная, не росла? Озвучьте, если можно.
На всю пешую часть раскладка с бензином была 587 г,(32 дня) на водную и резервные дни в конце (всего 7 дней) 212 г. Раскладка практически постоянная, возрастал только размер батончика на перекус.
Вес рюкзаков на старте?
Какой лёгкий перевал на Кодаре 2А без верёвок?
Вспоминаю Ленинградец (2А) там со 100-метровым отвесом или 25 лет Советской Латвии (2А) с отвесом метров 60. На Кодаре, скорее, занижены категории, чем завышены.
Я с Кодаром и сравниваю, что там значительно сложнее перевалы и даже на 1Б кое-где можно и веревку повесить. Кодарский 1Б = 2А на Урале.
Бесспорно, надо иметь большую прочность и уверенность в собственных силах, чтобы на такой маршрут взять фототехники 5 кг. 50 кг - очень солидный стартовый вес.
Есть, куда стремиться!
И повторюсь - шикарные виды!
https://foto-traveller.ru/foto/russia/kurily2012/index9.htm
https://foto-traveller.ru/foto/russia/kamch2013/index13.htm
И всё же, какая гамма эмоций вспыхнула, когда "чуть не наступили" на шубку?
Камушки - моя слабость. Спасибо А.Е.Ферсману. Читал и перечитывал некоторые его увлекающие книжки и экспедиционные истории. А известно, что тушёнка, сгущёнка и каменные слёзки - плеч не сломят. Даже истрепанная суровыми условиями вершина пика Коммунизма одаривает смельчаков золотистыми сувенирами - кубиками пирита. ... Я уже отмечал, что ваше фотооко не равнодушно к баженовскому самоцветью.
Вы - счастливчики настоящего времени.
И такая же - с их шлихами. Он готов часами про них рассказывать с горящим восторгом и показывать в микроскоп.
А уже позже, сам, я просто выпал в осадок, когда тоже взял шлих из обычной кучи песка на стройке и рассмотрел его через стёклышки!
Не всё то золото, что рубин да золото! ...
* * *
Ну, а окаменелости?