Лыжный тур с восхождением на вулкан Кроноцкий. Апрель 2019.

Пишет Михаил S, 07.02.2020 09:28

Вулкан Кроноцкий (Кроноцкая сопка, 3528 м.) Апрель 2019.

Лыжная прогулка с восхождением от Клуба экстремального туризма Камчатки.

Предисловие.
Камчатский лыжный туризм интересен тем, что вылазки на дальняк проводятся исключительно в апреле, когда образуется наст в результате плюсовой температуры днем и отрицательной ночью. Еще он примечателен частой сменой прекрасных горных пейзажей, сложным рельефом, переправами через вскрытые реки, интересными для восхождения вулканами, горячими источниками, отсутствием на маршрутах людей и присутствием на них медведей…… Короче, каждый год где то с ноября я начинаю готовиться к этим прекрасным походным апрельским дням. Предвкушать.
Проводя апрельские лыжные походы в основном в двойке с матёрым напарником, привык с жестким нагрузкам и нехватке калорий ввиду ограниченного веса рюкзаков (еды), с которыми можно пройти длинный двух-трехнедельный маршрут. Поэтому сил на восхождения на вулканы, расположенные рядом с ниткой маршрута, часто не хватало. Как говорится, желание не совпадало с возможностями. Было два маршрута мимо Кроноцкого вулкана, глядел на него и «облизывался», но понимал что подняться сейчас, именно в этом походе, на него нереально ввиду отсутствия дней/продуктов/сил. Но задумка осталась.
И вот 2019 год. Я наверное стал взрослеть. Прежде всего в том, что почти перестал ходить соло или в двойке экстремалить, а года с 2015 собирал команды, с которыми можно без надрыва организма, медленно и уверенно пройти хороший длинный маршрут. Естественно на Камчатке есть крепкие опытные мужики, больные как и я туризмом. Многие меня знают. Так что сбор команды для воплощения в жизнь идеи восхождения на вулкан Кроноцкий был несложным. С Романом и Лешей ходили в Долину Гейзеров. С Димой С. на Ходутку, Ксудач, Асачинские горячие источники. Саша и Дима Е. заявились на длинный поход впервые, но сомнений не было ни капли, у ребят огонь в глазах и физуха есть. А опытнейший Николай приехал аж из Новосибирска, когда прочитал составленный маршрут. Семь серьезных мужчин (и я в их числе :). Собрались, обсудили, скинулись деньгами на продукты. Месяца два я и Саша (в основном Саша) готовили сублиматы, сушили мясо, овощи, хлеб, лимоны, сухари и т.п. Закупили сало, протеиновые батончики, изюм, орехи, сублимированный сыр…… Продуктовая раскладка шикарная, на маршруте были даже борщи (правда без сметаны). С учетом планируемого восхождения на вулкан Кроноцкий и существенных трат времени и энергии на штурм вершины, на маршруте решили не надрываться и рекордов не ставить. А к красавцу вулкану подойти сильными, смелыми и отдохнувшими . То есть проходить не больше 20-ки в день.
О маршруте вкратце: кроме первого дня и последних четырех дней, весь путь проходит по диким местам. Нет людей. И это прекрасно. Достаточно много ночевок в домиках с печками – кордонах заповедника, которые в период снега практически не посещаются, только летом и осенью.
О снаряжении: у всех участников естественно походные лыжи категории BC c металлическим кантом и насечкой. Ширина разная, но об этом ниже. Камуса в походе практически не применяли. Крепления у четверых NNN BC, у одного SNS BC, у одного Сильвретта, у «старовера» Николая тросиковые. Санки у четверых, это наши «транспортики». Санки конечно же специальные, испробованные в многократных походах. Для бродов и биваков используются сапоги эва с голенищами до бедра (болотники), с теплыми вкладышами. Спальники у всех в основном фирменные, недешевая синтетика или пух с температурой комфорта от -15 и ниже. Палатки взяли три небольшие, с учетом того, что планировали ночевать на склоне вулкана Кроноцкого, где конечно шатер не поставишь. Связь: спутниковый трекер-навигатор Гармин Рич с возможностью передачи смс и запросом прогноза погоды, а также спутниковый телефон Телит 550 системы Глобалстар, рация простая Баофенг с возможностью зарядки от повербанка.
После этого похода все три участника, у которых были очень широкие лыжи типа SBound 125 и т.п. купили более узкие лыжи с максимальной шириной до 100 мм. А точнее Madshus EPOCH с геометрией 99-68-84, ввиду оптимального сочетания цена/качество. Лично у меня все походные лыжи были марки Фишер (в настоящее время модель Траверс). На Камчатке широкие лыжи в длинных весенних походах достаточно неудобны (по многим причинам). Саша расстался со своей Сильвреттой с неестественным шагом и перешел на комфортные BC NNN. Каждый длинный поход – это кроме удовольствия еще бесценный опыт, в результате получения которого проводится апгрейд снаряги.

Описание.

8 апреля.
Часов в 5 утра отчалили из г. Петропавловска-Камчатского на двух машинах до маленького поселка Кирганик на берегу реки Камчатка. Время в пути 6 часов. Небыстрая переправа через реку Камчатка, 20 км. по шахме – и мы на базе охотничьего хозяйства, у замечательного и гостеприимного человека по имени Семен. Неоднократно маршруты проходили через его базу, в том числе делали к Семену продуктовые заброски (Семен сам их и завозил на снегоходе). Каждый раз удивлялся, насколько это простой и приятный человек. Пройдено 20,1 км.
Переправились через реку Камчатка
в первый день раскачиваемся
выделенный нам гостевой дом в охотхозяйстве

9 апреля.
Ранний выход на маршрут – вверх по узкому по Камчатским меркам каньону, по которому течет в Валагинском хребте река Китильгина. До места, где впадает в нее река Осиповская. Прощай, цивилизация! Начинается кайф. Город отпускает. Нет связи, нет машин, нет людей. Есть мы. Есть цель. Есть горы, лыжи, нетронутый снег. Маршрут этот весной почти никто не ходит, вся нетронутая целина наша!!!. Охотников здесь не бывает, для снегохода непроезжабельно. Повезло, год хороший, снежный. Снежных мостов-переправ через Китильгина навалом, бродить реку не пришлось, только пара обходов прижимов через верха. Вверх по реке Осиповская тоже прошли споро. Ночь в палатках в прекрасном месте у реки Осиповской, в обрамленном скалами и сопками ущелье, в окружении тополей и ивняка. Погода наладилась, все прекрасно. Пройдено 18 км.
Группа на реке Китильгина
Виды на реке Осиповская
Ущелье реки Осиповская
Старая небольшая красивая лавинка

10 апреля.
Часа через три движения вверх в узком ущелье, окруженном красивыми сопочками, взлетаем на небольшой перевал Пасхи в верховьях Осиповской и понижаемся по пойме ручья, который я называю Бивачный, хотя по факту это правый безымянный приток этого ручья. Пойма заросла низким ивняком, попадается и ольхач. Группа идет прекрасно. Настроение и погода отличные. Питание супер. Что еще надо для счастья? Место для ночлега выбираем в пойме ручья с учетом того, что восходящее солнце сразу осветит и согреет наш лагерь. Все таки по утрам морозец давит, хотя и не критично. Дров в избытке. Все на позитиве (правда Дима С. потерял телефон-фотоаппарат, но он все равно был китайский ). Пройдено 16.9 км.
Утром почти собрались, готовимся к выходу.
Прекрасный день. Прекрасная команда.
Подъем на перевал Пасхи
Вид с перевала Пасхи на распадок реки Осиповской
Распадок притока ручья Бивачный

11 апреля.
В этот день выходим на более интересные виды. Вниз по ручью сваливаемся в долину реки Правая Жупанова, где появляется горная тундра. Вместо узкого вида из каньона есть на что полюбоваться. Пойма Правой Жупанова достаточно широкая, по бокам поросшие кедровым стлаником сопочки. Пойма истоптана лосями, медведей пока не видно. Увидели пару лосей, лосиха беременна. Забираемся на правобережную террасу и прём по тундре вдоль реки. Как по асфальту. Снег не валится даже после обеда, наст крепкий, снежные мосты через реку имеются – поистине весна 2019 года одна из лучших для лыжного туризма на Камчатке! Слева вулкан Унана, справа вулкан Тауншиц. Потихоньку подбираемся к перевалу между ними, впереди нас ждет малоизвестный приют оленных пастухов, на который кто то повесил смешную табличку «Унанна». Перед приютом километра четыре мучаемся на сложном рельефе, а точнее на поросших стлаником каменистых моренах в виде хаотично расположенных холмиков с глубокими распадками между ними (пошалил здесь когда то ледник). Сей фактор, вкупе с общим неплохим набором высоты и пронзительно холодным ветром, прилично ушатал нашу группу. Но приют сделал свое дело! Жарко натопленная печь, вкусная еда, в том числе пожаренные на подсолнечном масле из муки с водой оладушки, кардинально улучшили настроение группы. Народ повеселел. Пройдено 17,4 км.
Морозное утро. Сбор лагеря.
Подъем на правобережную террасу реки Левая Жупанова
На подъеме вдоль Левой Жупанова к приюту Унана и перевалу Унана-Тауншиц
На подходе к приюту Унана
На приюте

12 апреля.
День космонавтики мы отметили прохождением перевала между вулканами Тауншиц и Унана. Подъем от приюта длинный, но комфортный, без резкого взлета. На перевале у меня сильнее забилось сердце – вот он, красавец Кроноцкий! Очень правильной формы стратовулкан. На вершине с юга нагромождение скал. С севера – очень хорошая ледовая шапка. И там, где ледник граничит со скалами – узенький проходик, смотрящий на запад. Его то я и приметил еще давно, в предыдущих походах, когда уже начал продумывать маршрут восхождения…. Сделав фотки на перевале, мы весело скатились в березняк, где и пообедали. После обеда двигались также по красивому березнячку. Встали на ночевку в прекрасном месте, на границе березняка и тундры перед озером Кроноцким, с видом на одноименный вулкан. Поели борща (в составе высушенное мясо, картошка, капуста, свекла, перец, морковка). Борщ с салом, сухарями и свежим луком зашел отлично…..  Пройдено 20,6 км.
На перевале
подъем на перевал
Обедаем
Разбивка лагеря

13 апреля.
Утром нехилый морозец, большая влажность. А погода просто сказка. Двигаемся по снежной ровной тундре до глубокой поймы реки Унана и ее притоков. Всего в этот день форсировали три реки. Очень красиво. Тундра представляет собой как бы плато с очень редкими лиственницами и небольшими холмиками. Плато прорезают речки и ручьи в глубоких каньонах с достаточно крутыми спусками. Медведи уже встали, есть следы. В поймах все истоптано лосями, деревья все обглоданные. Лосики порезвились тут нормально. В двух реках с первого раза не можем найти брод, глубоковато. Из за бродов, крутых спусков и подъёмов скорость передвижения в этот день была скромной, хотя отработали день неплохо. К вечеру приходим с стоящему на мысе Юго-Западный кордону. Озеро Кроноцкое рядом, только к нему крутой спуск метров 80. Вокруг тундра с редким березнячком и корявыми небольшими лиственницами. Домик маленький, поэтому вынесли всю скромную меблировку на улицу и легли на пол. Спалось прекрасно. Пройдено 17,3 км.
вид на вулкан Кроноцкий с места ночевки (востока-юго-востока)
Вулкан Унана с востока
Лыжный тур с восхождением на вулкан Кроноцкий. Апрель 2019. (Туризм, лыжный туризм, восхождение на вулкан, озеро Кроноцкое, кизимен, тумрок)Лыжный тур с восхождением на вулкан Кроноцкий. Апрель 2019. (Туризм, лыжный туризм, восхождение на вулкан, озеро Кроноцкое, кизимен, тумрок)Лыжный тур с восхождением на вулкан Кроноцкий. Апрель 2019. (Туризм, лыжный туризм, восхождение на вулкан, озеро Кроноцкое, кизимен, тумрок)
переправы
Первые следы мишаков
Лосики порезвились
Приют
Разместились прекрасно )))

14 апреля.
В этот день предстоял переход по озеру. Погода чудесная, виды на вулкан и озеро просто обалденные. Постоянно идти по ровному как то скучновато.  Но мы дружною цепочкой успешно пересекли озеро, которое кстати является самым крупным по площади водной глади пресноводным озером Камчатки. Озеро окружено вулканами: Крашенинникова, Узон, Тауншиц, Унана, Шмидта, Кроноцкий. Такие виды запоминаются на всю жизнь. Я весь день глядел на вулкан и обдумывал проложенный у меня в голове маршрут восхождения и пришел к выводу, что надо идти наверх по кривому, но достаточно широкому кулуару, сухая речка с которого выходит на берег озера в полутора километрах севернее от нашего будущего ночлега – кордона Тундрового. Кордон старый, но достаточно неплох, разместились мы с комфортом. Затопив печку и поужинав, все стали готовиться к восхождению, проверять и подгонять снаряжение. Кошки и ледобуры были всеми наточены еще в городе, и как показали последующие события, не зря. Берем минимум продуктов, газ, веревку, ледобуры…. Все как обычно на хорошее восхождение. И тут прогноз выдал приход циклона через день – как раз в день штурма вершины. Вот это западло….. Но все таки решили идти и действовать по обстановке. Пройдено 21,3 км.
на озере
На озере
Кордон Тундровый расположен прямо у уреза воды
Закат. Вид с кордона

15 апреля.
Утром вшестером вышли на вулкан. Седьмой член нашей команды - Дима С. остался на кордоне размышлять о вечном и писать стихи . Он с вечера уже принял такое решение, что в принципе для группы было неплохо – всегда хорошо иметь на аварийный случай человека со свежими силами. Добрый Дима дал нам перед дорогой каких то чудесных таблеток-витаминов, от которых мы по пути спали на ходу. Сонное состояние прошло только после обеда. Поднимались по руслу сухого ручья в комфортном режиме, с постепенным набором высоты. Когда зашли в кулуар и угол подъема стал повышаться, оставили лыжи, надели кошки. После набора 1500 м. около 16:30 стали присматривать площадку для ночлега. На 1760 м. нашли что то подходящее, стали рубить площадки под палатки. Учитывая, что стартовали с 400 метров, набор 1300 м. со шмурдяком и расстоянием около 15 км. получился неплохой. Погода весь день и вечером просто шептала. Вид на озеро и окрестные вулканы был просто потрясающим. В палатках дотемна топили снег на чай и на завтрашнее восхождение. Фирн жесткий, но для восхождения самое то. Много застругов. Но с этой высоты всего пути до вершины не видно и поэтому казалось, что все легко…… Но мы ошибались.
подход к вулкану
Топим снег на восхождение
Не закат, а СКАЗКА!

16 апреля.
Ночка была конечно не очень комфортная, но бывало и похуже. Встали часов в 8 утра и пошли наверх уже впятером. Роман принял решение не подниматься, пошел вниз на приют. Утром погода была хорошая, хоть и шли по западному склону в тени. Набрали метров 400 и тут на очень простом месте наш самый неопытный участник Дима Е. сорвался и уехал вниз по застругам. Я прям почувствовал как седею. Проехав метров 150, Дима волшебно задержался на склоне, полежал и снова пошел наверх. Как выяснилось позже, обошлось синяками. И моим нервным тиком . Человек-совесть нашей группы – Саша спустился к Диме и стал его сопровождать, вдвоем они снова стали набирать высоту. Я, Алексей и Николай рванули наверх….. Где то начиная с 2900 м появился фирновый лед, но там где он примыкал к скалам, были мостики и перемычки плотного снега. Погода постепенно портилась, с юго-востока затягивало, ветер задувал нехило. Гоу про и фотик замерзли. С набором высоты, скал становилось все больше и мы подошли к самому узкому месту, где шапка ледника почти соединяется со скалами. Там стало «весело». Вокруг стоящих на проходе скал натечный лед со снежными пятаками. Справа – непролазные скалы, слева – начало ледовой шапки с глетчерным льдом. Где-то подрубали ступени, свободным лазаньем пролезли по скале с ледником, вывесили веревку на ледобуре. Дальше потихоньку перешли узкий участок натечного льда и поднимались по шапке ледника, где на бутылочном глетчерном льду были островки пористого льда и кошка более-менее цеплялась . Времени потеряли на все эти прелести конечно немало. Но перед вершиной приятный сюрприз – почти 200 метров крайнего набора высоты пришлось на предвершинное выполаживание. Опять начался твердый с застругами снег с островками льда. Ветер уже стал дуть совсем неприлично, вокруг вулкана видимости нет. Площадка вершины достаточно большая. На вершине маякнул по рации ребятам внизу, а мэтр туризма Коля извлек из своих недр единственный незамерзший фотоаппарат и сделал несколько фоток. Перед вершиной на перекуре я пытался реанимировать Гоупро и сделал небольшую запись. Вот и все видео-фото трофеи. И еще дикий восторг на вершине, но это останется с нами, делиться не буду. Спуск описывать не хочется, все знают что более 90% НС случаются на спусках. Могу сказать, что было тяжело и страшно за ребят. Спускались во многих местах лицом к горе, фиксировались ледорубами. В одном месте, где скала со льдом, спустились по зафиксированной ледобуром веревке, после чего ее обрезали, подарив вулкану ледобур и метров 8 веревки. Заниматься дистанционным выкручиванием ледобура не было времени. Начинался снег. Саша и Дима ждали нас в лагере на 1760, натопили воды. Они дошли до 3200 м. и когда услышали по рации, что мы на вершине, развернулись. Легли мы спать измученные, мокрые, но довольные.
пора трогаться наверх
на восхождении
На восхождении
Погода начинает курвиться. Затягивает.
Наслаждение видом....
До долины Гейзеров 2,5 дня пути
Не все так просто.....
Перекур
На вершине
Коля: Это Победа!

17 апреля.
Утром идет хороший, но не густой снег, лавинной опасности нет. Собираем палатки, уходим вниз. Не торопимся, так как эти 15 километров идут под горку и на приют все равно придем рано. Не доходя до приюта километра 4, встречаем Диму С. и Рому, которые выдвинулись нам навстречу, готовые к спасработам. Обнимаемся с ребятами, приходим в натопленный приют, снимаем мокрые вещи. Дело сделано, вулкан пустил нас к себе, мы вернулись живые. Все на эмоциональном подъеме, достали ром, в избушке галдеж, потом Дима С. читает свои стихи……Эти воспоминания останутся со мной на всю жизнь.  Пройдено от приюта до вершины вулкана и назад за три дня 33,1 км.
вниз, вниз, вниз!
вниз, пока не началось....
Накрыло....
Спустились к приюту. Листы обшивки приюта отогнуты медведем. Пошалил мишка, они это любят.

18 апреля.
С утра затянуто. В этот день нам предстоит небольшой пробег до приюта Метеорологов на северном берегу Кроноцкого озера. Неторопливо собираемся и идем по льду в заданном направлении. К обеду мы уже на приюте и как раз распогаживается, появляется солнце. Рядом красивый ручей Метеорологов, вокруг тундра. Постирались. Сходили на старый заброшенный кордон на реке Лиственничная. Короче, прекрасно провели время. От приюта очень красивый вид на вулкан и тундру. Днем тепло, по термометру на кордоне +5. Пройдено 12 км.
Приют на ручье Метеорологов. Виды на вулкан.
Лыжный тур с восхождением на вулкан Кроноцкий. Апрель 2019. (Туризм, лыжный туризм, восхождение на вулкан, озеро Кроноцкое, кизимен, тумрок) Приют на ручье Метеорологов. Виды на вулкан.

19 апреля.
Утром как всегда прекрасная погода. Идем вверх по реке Лиственничной от устья почти до истоков, где расположен кордон Скала, поэтому вышли рано. Долина Лиственничной не очень широкая, огорожена сопками, в ней растет хороший высокий лес, в котором много лиственниц. Очень красиво. Километра три от устья снега мало, тундра наполовину открыта. Дальше уже повеселее. Идем по левому берегу реки Лиственничной. Попадаются легко проходимые прижимы. В среднем течении стало попадаться много медвежьих следов, в том числе матух с медвежатами, и мы старались не растягиваться. К полудню с небольшими приключениями перебродили ручей Бараний с достаточно сильным течением (левый приток реки Лиственничная), после чего прекрасно пообедали на весеннем солнышке. Потом некоторое время тропили по раскисшему снегу и выскочили на старую шахму. Лиственничную перешли по чудом уцелевшему снежному мосту, которому осталось стоять видимо дня 2-3. Дальше достаточно много прошли по шахме, после чего ее потеряли и шли уже по лесу прямо до кордона. Кордон свежепостроенный, новый, очень хороший. Внутри даже предусмотрена баня, но она еще только делается )). Пройдено 25,2 км.
Снега здесь уже немного.....
Производное лося и собственно близкая к нему персона.....
Ручей Бараний
Обед
Кордон Скала. Новенький, свежепостроенный.

20 апреля.
В этот день нам предстояло перевалить хребет Тумрок у вулкана Кизимен и постараться выйти к базе на горячих источниках Тумрок (Верхнещапинские). Так сказать постепенно возвращаться к цивилизации. Мест, где можно перевалить через хребет, достаточно много, но почти все с неприятным резким углом спуска на западную сторону. Накануне посидев подумав с GPS, я нашел перевал с достаточно комфортным и красивым спуском, часть которого проходит по глубокому каньону. И это был прекрасный перевал! Пройдя от приюта пять километров вверх по реке Лиственничной, мы свернули на запад в распадок, который является началом подъема на перевал. Очень красиво. И очень тепло. На середине подъема на вытаявшем пятачке тундры пообедали. Перевал представляет из себя небольшое плато, где снег выдут и стаял, много островков травы. Вид на пыхтящий вулкан Кизимен просто обалденный, фотоаппараты из рук долго не выпускали. Спуск с перевала очень красивый, он проходит по распадку, который то сужается, то расширяется, а в конце переходит уже в неприлично узкое ущелье с крутыми склонами. Лавиноопасно. Ущелье заканчивается озером и выходом на ручей Поперечный, текущий со склоном Кизимена. Везде видно следы извержения Кизимена, по ручью много шлака. В среднем течении встречаются выходы теплых термальных вод с сероводородом, но вода не очень вкусная. Вечером пришли на базу Тумрок, где с наслаждением искупались в прекрасных горячих источниках, ночевка в теплом домике. Пройдено 23,1 км.
Утренняя красота.
На пути вдоль Лиственничной к распадку, ведущему на перевал
Дорожка к перевалу. Кажется что вот он. А идти еще прилично.
На перевале. Вид на Кизимен
Спуск с перевала
Наши старшие научные сотрудники :)
Иногда приходится спускаться и так
Кизимен впечатляет
Спустился и жду товарищей
Дима наслаждается видом на Кизимен
Местами лавиноопасно
Ручей Поперечный
База Тумрок с видом на Кизимен

21 апреля.
В этот день провели прекрасную дневку. Купались, загорали. Источники на Тумроках просто чудесные, есть небольшие деревянные бассейны-срубы с водой на любой вкус. Сварили шулюм из лосятины. Почистили тропинку от снега, отрабатывали лосятину, сгущенку и другие продукты, которыми нас угостила смотритель базы.
Постирушки и релакс
Один из нескольких бассейнов
Наш домик
Отрабатываем продукты

22 апреля.
С утра по прекрасной погоде стартуем к горячим источникам Кипелые (Нижнещапинские). Наст отменный, поэтому мы не придерживаемся снегоходной шахмы, которая имеется между Тумроками и Кипелыми, шуруем прямо по лесу, что помогает нам срезать не менее 6 км. пути. Лес как в сказке – ельник. Очень густой, красивый. Перед Кипелыми начинаются большие пятаки тундры с перелесками, снег раскисший, идем по шахме. Вокруг источников все уже растаяло, болотисто. Домик на Кипелых хороший, переночевали отменно. Источники конечно не как на Тумроках, но интересные: много углекислого газа, вода как будто кипит (отсюда и название). Пузырьки обволакивают тебя и шекотят . Переночевали прекрасно. Пройдено 22,1 км.
Кизимен пыхтит
Кордон на Кипелых
Откисание в бассейне на пузырьках
Вечерний Кизимен

23-24-25 апреля.
Утром выходим пораньше. Наш путь лежит к цивилизации и проходит этот и последующие дни по снегоходной шахме. Проходим кордон заповедника, подвесной мост через реку Левая Щапина, небольшую базу охотничьего хозяйства и прём к цивилизации. Поход практически завершен, осталась просто часть похода в виде монотонного шага по шахме. Вокруг обычный лес. Все хотят домой, поэтому максимально ускоряются. Ночь на 23 апреля ночуем в охотничьей избушке на Левой Щапина. На 24 апреля ночуем на берегу Левой Щапина на прекрасной свободной от снега поляне. 25 апреля идем по засыпанной снегом дороге, попадаются хорошие лужи, которые сложно обходить. После снегоходных мостов через реки Николки нас в километрах в 18 от поселка Лазо встречает вахтовка ГАЗ-66. Мы едем в поселок и останавливаемся в сельской гостинице, а попросту – в частном деревянном доме. Баня, стирка, вкусный ужин. На следующий день переправляемся через реку Камчатка и на машинах добираемся домой в Петропавловск-Камчатский. Пройдено: 23 апреля - 32 км. 24 апреля - 35 км. 25 апреля – 22 км.
Вот такой путь по снегоходной шахме
После ночевки в палатках на берегу р.Левая Щапина
Снегоходно-квадрациклический мост через р.Николка
Очень хорошее фото. Показывает истинную радость туриста Романа (да и остальных), когда понимаешь, что дальше топать не ножками, а ехать на вахтовке
Переправа через р.Камчатка после ночевки в селе Лазо

Лично у меня 2-3 дня после похода с того момента как я сел в шишигу был легкий стресс. Сильно привыкаешь к лесной жизни, к удивительной красоте вокруг, к переходам. Наслаждаешься этим каждый день. И когда снова возвращаешься в цивилизацию, к этим каменным стенам, к ежедневным потокам информации, испытываешь легкую ностальгию по той свободе, которую испытал в горах.

Выводы по восхождению: К сожалению, сведений в интернете о весенних либо зимних восхождениях на вулкан Кроноцкий я не нашел. Думаю потому, что делались восхождения только в теплое время года, к которому на Камчатке можно отнести полтора месяца лета. Кулуар, по которому зашли на вершину , выходит на Западо-северо-запад. На апрельском восхождении встречаются все виды льда. Для нормального восхождения примерно с 3200 до 3350 лучше провесить перила, четырех веревок с собой будет достаточно. Автономный подход к вулкану ограничивает вес снаряжения, но не критично.

Выводы по маршруту в целом: Пройдено 336 километров, три перевала. Сделано восхождение на вулкан 3528 метров. Маршрут очень хороший и если не делать восхождение, достаточно комфортный и интересный. Большинство ночевок в тепле (в домиках). Очень красивые виды. Данный маршрут пригоден для общедоступного туризма. Маршрут занял одно из первых мест в моей коллекции.

Многие люди говорят о каких-то категориях, охотятся за разрядами и званиями……
К счастью, это вне моих интересов, эти попытки получить какой-то статус возвращают меня в трясину социума…… Для меня этот поход и восхождение были просто удовольствием. И испытанием. Горы подарили нам свою красоту. Вулкан пустил нас к себе. И это было прекрасно.

Желаю всем добра и побед! Прежде всего побед над собой!