Переход Куруш-Ахты как этап проекта «Парк приключений Каспиан»
Данным постом хочу подвести промежуточные итоги по проекту, в который я был неожиданно для самого себя втянут.
Пару строк про инициаторов проекта:
Пётр Георгиевич Леонов – гуру альпинизма, построивший первый и единственный горный приют в Дагестане, ставший центром притяжения в Дагестане альпинистов и прочих интересующихся.
Кирилл Семёнов – великий путешественник, мастер на все руки и идеолог проекта. Надёжная работа сложных систем (связь, электроснабжение, водоснабжение…) без его участия была бы невозможна.
Алексей Белугин – горный турист, которому когда-то надоели технически сложные спортивные маршруты. Ответственный за популяризацию и продвижение проекта в интернете.
«Вначале было слово» (с).
Кириллом была озвучена идея о создании маркированных троп и развитию малопосещаемой туристами горной территории на юге Дагестана. Хотелось попробовать привлечь туда не только суровых спортсменов-альпинистов, но и путешественников ведущих не столь спортивный образ жизни.
В феврале 2019 года был проведен зимний чемпионат по альпинизму в Дагестане.
Во время деловых встреч (сопровождаемых тостами за здравие гостей и успех мероприятия) с представителями министерства по туризму Дагестана, главами администрации Докузпаринского района, села Куруш и другими уважаемыми людьми, было получено «добро» на старт проекта.
В качестве целевой аудитории выбраны ничего не подозревающие городские жители, желающие хотя бы на недельку вырваться на свободу из каменных джунглей, но которым наскучило ехать в сотый раз на турецкие пляжи – фотками оттуда уже никого не удивишь. Наверняка кому-то захочется добавить и щепотку экстрима в свой инстаграм.
Галина, мелькающая в постах про Дагестан на Риске, являет собой собирательный образ такого туриста.
Итого на сегодняшний день проведены следующие работы по проекту:
- разработан логотип и название проекта
- проведены работы по благоустройству горного приюта (электроснабжение от солнечных батарей, радиосвязь, горячее водоснабжение)
- изготовлены указатели и стартовали работы по разметке горных троп
- создан сайт (caspiane.ru)
- организован стенд на туристическом форуме “Open Dagestan 2019”
- разработан и напечатан буклет о проекте
Насколько проект «Парк приключений Касриан» соответствует требованиям к участникам конкурса «Хрустальный пик - 2019» решать, конечно, вам. Но в любом случае выражаем благодарность организаторам конкурса за возможность размещения информации о нашем проекте на столь популярном портале.
Надеемся, что информация о нашем опыте будет востребована, проект поможет в разрушении сложившихся стереотипов о Дагестане, как об опасной зоне, а на просторах интернета появится больше красивых фоток от любителей треккинга, хайкинга и прочих хипстеров! :)
Ниже небольшой отчёт о предпринятой попытке промаркировать тропу от горного приюта в районе села Куруш до горячих Ахтынских источников (село Курукал).
Зазывать через сайт народ пройти по тропам, на которых сам ни разу не был, оказалось не так и просто – вдруг, действительно, кто поведётся и приедет О_о? Испытать на себе маршрут, разметить его, а заодно отдохнуть в горах и окунуться в теплые воды Каспия показалось вполне разумной идеей. Так я себя убеждал покупая билеты Москва-Махачкала-Москва на начало сентября. На время моего отпуска Кирилл оказался занят. Про одиночные походы раньше доводилось только читать, но теперь деваться было некуда.
Расстояние от Куруша до Ахты составляет около 50 км – стандартная дистанция для трейлранинга. Вот эту тропу и решено разметить. Пётр мне скинул трек, который был успешно распознан мобильным приложением Lokus Map (рекомендую). Буду идти по тропинке и метров через 200 рисовать на камнях красно-белые метки по инструкции из этого ролика – так я себе это представлял…
В самолёт с баллонами краски могут не пустить, да и зачем платить за перевес? На просторах интернета была обнаружена дагестанская транспортная компания «Новая линия» (надеюсь, подобная реклама на Риске допустима), у которой машины идут по расписанию и груз из Москвы доходит всего за 2-3 дня (не обманули). Пересылка обошлась также существенно дешевле конкурентов (27 кг примерно за 400 руб.).
Махачкала у жителя Москвы может вызвать культурный шок, но разве не за сменой впечатлений едут путешественники в дальние страны? :)
Получив рюкзак, отправляюсь на Бла-Бла-Каре в отель на окраине Дербента. Гранаты как елочные украшения свисают с деревьев, несколько отвлекая от мусора вдоль дороги.
На следующий день Газель поднимает меня на 2500 метров в самое высокогорное село Куруш.
Ещё в ночи начал моросить дождь. Но обратного пути нет - включил запись трека и выдвинулся в сторону Ахты.
В руках пакет с красками, валиком и трафаретом. Краска на мокрую поверхность камней плохо ложится, растекается. Но самой большой проблемой стало малое количество камней, на которых можно оставить метки.
У погранзаставы меня остановили, обо всём расспросили («Метить тропу? Зачем? Для забегов?! А трейраннинг что это? Один идти не боишься? А у тебя рюкзак какой фирмы? А чего про такой думаешь? Обожди, я тебе сейчас армейский сухпаёк принесу»).
Тропа с треком в смартфоне не совпадает, местами вообще теряется. И метки в траве не поставишь. Для забегов однозначно метками на камнях не обойтись, придется думать над какими-то столбиками.
Взлет на перевал оказался несколько круче, чем я ожидал. Последние метров 200 представляют мелкую сыпуху с редкими островками травы. И вот я на каком-то гребне как ежик в тумане.
На высоте около 3000 м лежит снег. Иду по приборам. Метки перестал ставить – негде, и не уверен, что иду по тропе.
Наконец выхожу на тропу со свежими следами лошадиных копыт. Тропа находится метрах в 100 от загруженного трека в телефон, но общее направление вроде совпадает. По ней и начинаю спуск с перевала.
Снег остался наверху, тропа снова начала теряться в траве. Снизу доносится рокот реки, уже хочется побыстрее сбежать к ней и найти место под палатку. Но склон крутой, если упадёшь, то непонятно где остановишься. В тумане и опускающихся сумерках продолжаю аккуратно спускаться по травянистому склону, но всё-таки споткнувшись ломаю одну палку. Уже в темноте выхожу к руслу реки и ставлю палатку. Вот оно счастье! И плевать на ливень с грозой за стенками палатки – я в домике :).
На утро пытаюсь осмотреться куда дальше двигаться, и понимаю, что примерно на километр ушел в сторону от намеченного маршрута. Т.е. нужно обратно подниматься метров на 200 и пытаться в снегу искать тропу, либо попробовать траверсировать склон, чтобы выйти на неё ниже, либо продолжать спуск в соседнюю долину.
Пробую второй вариант с траверсом. Склон поначалу позволяет двигаться. Встречаются заросли брусники, из под ног выпархивают куропатки, глухари. Но уже через полкилометра уклон увеличивается и идти становится опасно. Возвращаюсь и решаю сваливать в соседнюю долину к селу Смугул по еле заметной тропе.
И вот наконец встретил человека - пастух предложил заночевать в его шалаше, но решаю спускаться дальше.
Ещё одна ночевка, спуск по тропе вдоль живописного русла реки, прорезавшей в скалах глубокий каньон, переправа и я оказываюсь на дороге Фий – Смугул.
Навстречу едут молодые ребята в девятке «Брат, откуда? Куда? Приезжай к нам в Фий – самое лучшее село!».
Появление человека с рюкзаком вызывает движение у погранзаставы на другом берегу реки – бежит человек, прыгает в машину и выдвигается мою сторону. Сфотографировали документы, позадавали вопросы, связались с заставой в Куруше и отпустили.
Через 10 км наконец добрёл до горячих источников в Курукале, Что может быть лучше горячей ванны после трёхдневного перехода через перевал.
Почему-то удивительно было встретить там парня из Москвы, который отправился в путешествие по Дагестану, Чечне, Ингушетии. В кафе разговорился с местными жителями, рассказал о проекте Парка приключений Каспиан и сразу стал уважаемым человеком. )))
Ахты – старинное и самое большое село в Дагестане, славится своими яблоками, двумя мостами, один из которых построила французская компания, а второй местными строителями, мол мы не хуже можем (импортозамещение в дореволюционной России ещё началось).
Краеведческий музей весьма милый, несколько удивляет количеством изображений Сталина, проходя рядом с которыми, невольно внутренне собираешься.
Далее был снова Дербент, теплый Каспий, знакомство с Махачкалой с помощью аудиогида «Махачкала в перечне» (настоятельно рекомендую).
Выводы по итогам путешествия: забеги или простые походы по маршруту Куруш – Ахты можно и нужно проводить. Но для безопасности необходимо больше уделить внимания разметке.
Приглашаем всех стать гостями, а, возможно, и участниками проекта и желаем найти своё приключение в парке Каспиан!
Вот бы еще трек посмотреть :). На сайте парка Каспиан тропа верно обозначена?