СКАЛОЛАЗАНИЕ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ НА БЕРЕГАХ ЛЕНЫ

Пишет Александр Спиридонов, 30.12.2019 07:11

АВТОР: ТИБО КАТЛЕН, ПЕРЕВОД: НАТАЛЬЯ ПИНИГИНА, печатается с разрешения автора

Ленские столбы в Сибирской Якутии. Несколько слов, которые звучат далеко, таинственно, коротко, пленительно. Затерянный мир, где редко ступала нога альпиниста. Это настоящая находка для команды, которая выиграла грант Bourses Expés 2019. Якуты с удовольствием занимаются скалолазанием, но удастся ли так легко взойти на Ленские Столбы?

Виржиль, Клеман, Яна (моя собака, сибирский хаски) и я (Тибо), приехали в Якутск 7 августа в 9:30 утра по местному времени. Город дышал удивительной атмосферой, это была смесь Центральной Азии и Западной части Востока. Александр Спиридонов, вице-президент Федерации альпинизма и скалолазания Якутии, встретил нас с распростёртыми объятиями. Оставшиеся два члена команды, Тео и Ализе, присоединятся к нам через несколько дней.
После посещения школы, которая также служит штаб-квартирой Федерации, мы встретились с директором Национального парка Ленские столбы, с которым нам нужно было доработать проект по восхождению на знаменитый объект, находящийся под защитой ЮНЕСКО. Мне удаётся убедить нашего российского коллегу. Он очень горд тем, что позволил нам открыть для себя Столбы в таком исключительном контексте. С другой стороны, каждый раз, когда мы встречали кого-то, кто был в курсе нашего проекта по восхождению на Ленские столбы, пытался нам сказать на ломаном английском «вы погибните». Люди знали, что камни находятся в ужасном состоянии!
СКАЛОЛАЗАНИЕ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ НА БЕРЕГАХ ЛЕНЫ ()
Клеман, Тео, Ализе, Виржиль и Тибо : якутская команда в полном составе. © Клеман Белёди.

Следующие несколько дней имеют решающее значение чтобы подготовиться к 20 дням, которые мы собираемся прожить одни. Нужно закупиться и пополнить запасы сублимированной еды от нашего партнёра Trek`N Eat, но и также купить накомарник, перфоратор, палатки, пилы и топоры, генератор, удочку и т.д. На 2-ой день, Александр спросил нас, согласны ли мы провести «французский» урок скалолазания для учеников, на местном скалодроме. Естественно, Виржиль и я, мы соглашаемся на этот уникальный и оригинальный опыт! Упражнения на вертикальной поверхности нам казались трудными, но молодые якутские ребята были в отличной физической форме, чем нас буквально поразили
Мы приготовили альпинистское и бивачное снаряжения, и вот мы готовы к приключениям…! Наша программа будет следующей: мы самостоятельно проведём 5 дней на Еланке, с целью исследовать нетронутую вертикальную часть берега и открыть как можно больше новых маршрутов, затем большая часть местной Федерации присоединится к нам в конце недели, чтобы опробовать новые трассы и разделить с нами вкус приключений. После этого, мы отправимся в путь до Батамая, там мы сядем на лодку, которая довезёт нас до подножья Столбов (на северном берегу). Мы останемся там на десять дней, чтобы попытаться совершить восхождение свободным лазанием или с использованием ИТО на знаменитые Столбы, которые никому ещё не покорялись.
Определение маршрута с берега. ©Клеман Белёди
Виржиль на вершине Столбов. ©Клеман Белёди

Действие I. Еланка, берег тысячи чудес

После 6 часов, проведённых в пути, наш внедорожник направился к спуску в сторону пляжа, чтобы оставить нас в базовом лагере Еланки (в более чем 20 км от последнего рыбацкого домика). За 1 час мы разбили лагерь, состоящий из двух спальных палаток и шатра. Виржиль, будучи в москитной сетке и заправив брюки в носки, безотлагательно принялся за рыбалку, в то время как остальные 4 ребят купались в реке Лена. Этот пейзаж просто величественен. Проехав 150 км через равнины, леса и маленькие деревушки, мы находились перед необъятным видом песка и воды: река Лена без конца и без краю, как справа, так и слева, деревья на противоположном берегу, и утёсы, которые теряются на горизонте нашего берега….

День 2

Утром дождь лил как из ведра… Около полудня, несмотря на дождь, мы взбодрились и нашли в себе смелость начать трассу с верхней части пути. Виржиль, Тео и Ализе берутся за столб высотой 40 метров, который выделяется на фоне ландшафта и кажется подходящим для установки оборудования как минимум для двух линий. А что касается меня, я предпочёл в одиночку «исследовать сибирский лес», проделав огромный обход и стремясь найти вершину самых высоких стен. Спустя несколько часов, я добился своей цели и протянул статическую веревку, чтобы спуститься вдоль относительно грязной трещины, которая проходила рядом с твёрдой и плотной стеной. В конце концов мы быстро промокли до ниток и начали отступать.

День 3, 4 и 5.
На третий день, к обеду дождь стих, уступив место прекрасному солнцу, которое согревало атмосферу и быстро высушило скалы. Надо было набраться терпения, читать, писать, обдумывать, готовить еду в условиях повышенной влажности. Теперь мы готовы бороться за нашу цель разработать новые трассы в этом районе. Виржиль вооружился набором закладок и начал свободное лазание по очень красивой и чистой трассе на высоту 35 метров по довольно хорошей и песчаной скале. В это время, Ализе и Тео оборудуют маршрут на столбе. В результате получаются две красивые трассы, что-то вроде 6а и 6с. На четвёртый день я поднимаюсь по трассе Виржиля, устанавливая анкеры и проушины. По уровню сложности трасса соответствует шкале 6b/6c. И это неимоверно эстетично. Мы используем верёвку, которую я установил на 2-ой день, чтобы организовать опорную точку над трещиной, которая в итоге станет прекрасной обучающей трассой для традиционного лазания. Мы также оборудуем сложную трассу (что-то вроде 7b на маленьких зацепках). Кроме того, мы пробуем трассы российских коллег. К сожалению, таких трасс мало, но все они проложены качественно.

День 6 и 7
Якуты из местной Федерации присоединились к нам в большом количестве. Вскоре мы разожгли костёр и в огромных чугунных горшках подоспела сочная еда. Вне зависимости от времени суток, якуты принимают пищу, приготовленную на основе крахмалистых продуктов (рис, макароны, крупы…) и мясных консервов, всё это тушится на огне. Однажды вечером, к нашему огромному удивлению, наши гости приготовили мясо свинины на костре, что стало прекрасным дополнением ко множеству тостов под водку за франко-якутскую дружбу. Местные жители без малейших колебаний поднимаются по нашим трассам, чаще всего с верхней страховкой. Хоть им и приходится трудно с техническими движениями, но они получают удовольствие от процесса, и очень рады, что сектор расширяется. В конце дня, Виржиль, пользуясь моментом, провёл занятие и показал, как нужно ставить закладки, было видно, что наши якутские друзья действительно хотели узнать что-то новое. Они даже пробовали обучающую трассу без верхней страховки, молодцы!
Вика, одна из якутских скалолазок, пробует трассу 6а ©Клеман Белёди

Действие II. Столбы затерянного мира
День 8

И снова идёт дождь на берегах Лены. Константин довёз нас на Джипе до Ботомая, рыбацкой деревни, которая находится на обитаемом берегу напротив Природного парка «Ленские столбы». Затем, наши друзья Руслан и Дима помогли нам переправиться на лодке на необитаемую часть берега, где нас ждали огромные Столбы. По прибытии нас ждал приятный сюрприз, оказывается на территории парка есть несколько хижин, где проживают охранники Национального парка «Ленские столбы», и они отдали в наше распоряжение одну из этих хижин. Внутри всё довольно просто, сделано из дерева, тесно, зато мы сухие и можем удобно прилечь.
День 9, 10 и 11
Первые три дня мы посвятили исключительно поиску потенциальных трасс и изучению скал и структуры Столбов. Зная состояние скал, мы в основном. искали наиболее пригодные линии трещин, в наиболее безопасных зонах. Мы пошли по тропинке, которая привела нас к вершине Ленских столбов, откуда можно было увидеть вершины скалистых образований. Затем, мы провели много часов ходьбы то с одной, то с другой стороны хижин и по галечному пляжу, чтобы рассмотреть в бинокль крутые грани Столбов. В итоге наших поисков мы нашли два Столба, высотой примерно 100 метров, куда, как нам казалось, можно было подняться!
КАЖЕТСЯ, ЧТО ПЕРВЫЕ 20 МЕТРОВ ОБОИХ СТОЛБОВ ЗАПРЕЩАЮТ ВСЯКОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ, ВЫНУЖДАЯ АЛЬПИНИСТА ПРОДВИГАТЬСЯ ПО ХРУПКИМ КАМНЯМ НАУГАД, БЕЗ УСТОЙЧИВОЙ СТРАХОВКИ.
Виржиль на закладках около разлома 6b+ под названием «Тото» ©Clément Belleudy

День 12

Виржиль начинает штурм первой скалы. Подъём даётся легко, но требует предельной аккуратности. Каждый раз, когда он двигает ногой или рукой, часть камней к которым он прикасался крошились и падали. По мере его продвижения казалось, что зацепки держались только благодаря давлению. Но главная проблема состояла в его «защите», т.е. в точках страховки, на которые он опирался по мере подъема. Скальный крюк вбивался наугад: один раз из трёх случаев камень трескается и падает маленькими плитками, а в другой раз из трёх внутренний слой кажется ровным и слишком плотным, чтобы вбить туда крюк. Несколько раз крюк плотно входил в трещину, из-за чего сотрясалась вся плитка, и Виржиль начал сомневаться в своей сохранности на случай срыва… Он продвигается медленно, но уверенно, по открытой, землистой и менее плотной трещине. Примерно в 15 метрах от земли, он доходит до кармашка. Там ему нужно пройти 5 метров влево по камням, которые находятся в ещё более удручающем состоянии, больше трескаются и более «опасные». Через 10 минут размышлений он решает, что опасность слишком велика, и каждый шаг требует предельной аккуратности. Первый опыт оказался скорее тревожным, ведь кажется, что первые 20 метров обоих столбов запрещают любое восхождение, вынуждая альпиниста продвигаться по хрупким камням наугад, без устойчивой страховки.

День 13
Не может быть и речи о том, чтобы сдаться так быстро, несмотря на первый провал предыдущего дня. Мы беремся за подъём на вторую скалу, чьё строение очень похоже на строение первой скалы: 30 метров средней скальной породы, затем полка и 50 метров трещины. Строение нижней части столба слегка отличается, сначала идёт внутренний угол 90 градусов крутизной, за которым следует линия трещины, и это всё охвачено хрупким слоем мелких камней, которые «подверглись морозному выветриванию» под воздействием вечной мерзлоты. В начале трассы, преодолев несколько кубометров сухой скалы, Виржилю удаётся подняться на 10 метров свободным лазанием, снова ставя страховки наугад. Он решает, что будет лучше воспользоваться ИТО и просит меня его подменить. Я в свою очередь поднимаюсь ставлю несколько френдов. Прочность скальной породы удивляет, учитывая её печально известное качество (как правило, когда скальная порода находится в удручающем состоянии, то поверхность не может быть настолько вертикальной и жёсткой… Да здравствуют тайны Сибири и последствия вечной мерзлоты). Я сомневаюсь насчёт качества одного из моих страховок, вынимаю молоток и проверяю скалу… звук был такой, будто скала полая!! Совершенно полая!! Я буквально нахожусь на плите высотой 10 метров и шириной 2 метра (это единственная подходящая зона для скалолазания), под которой пустота или очень легкий цемент, на мой взгляд. Даже при использовании всей скалолазной техники, подъём слишком напряженный и опасный. И я, свою очередь, «делаю оттуда ноги». Трудности действительно есть, особенно это касается напряженности. И в этом заключаются риски этого приключения.

День 15
Установка занимает около 3 часов. Для того, чтобы объять огромные выступы, потребуется протянуть от 30 до 70 метров статической верёвки с каждой стороны. Ведь безопасность играет главную роль… В конце концов, «миссия хайлайн» увенчалась большим успехом! И мы стали первопроходцами в этом деле: первый хайлайн на Ленских столбах, на природных опорных точках. И, следовательно, … первый хайлайн в Якутии. Местные жители с восторгом нас поздравляют.
СКАЛОЛАЗАНИЕ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ НА БЕРЕГАХ ЛЕНЫ ()
Тибо Катлен открывает возможно первый хайлайн на природных опорных точках в парке Ленские столбы. ©Клеман Белёди
Ализе и Виржиль находятся около одного из двух креплений хайлайна. ©Клеман Беледи
Ализе спускается в сторону Арки ©Клеман Белёди

Дни с 16 по 20
На обратном пути мы проезжаем по «жилой» стороне Лены и добираемся до Якутска. Последние дни будут состоять из пресс-конференций, интервью, сбора чемоданов, покупки сувениров, и т.д. Также мы приняли участие в местной телевизионной программе, в эксклюзивной передаче о нашей экспедиции. После одного месяца приключений на якутской земле и создав необычайно крепкую дружбу, мы покидаем эту страну, чтобы вернуться в родную Францию и рассказывать вновь и вновь об этом великолепном приключении, что позволило совершить восхождение в точке мира, где вертикальность является забытым секретом и утончённой мечтой…

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Кто знает, возможно, Затерянный Мир, один из величайших горных районов мира, так и останется непокорённым и непокоряемым … Ведь протяжённость Столбов, на минуточку, составляет 45 километров, а их высота - 200 метров, как-никак !! И нет ни одной скалолазной трассы с приемлемыми параметрами расположения. Если представить категорию, то это было бы Х5 (очень серьёзная объективная опасность), если не больше!
Столбы, вид с мыса при закате солнца. ©Клеман Беледи

Фото Клемана https://instagram.com/clembelleudy?igshid=d2mzl7mmlqhu

СКАЛОЛАЗАНИЕ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ НА БЕРЕГАХ ЛЕНЫ ()СКАЛОЛАЗАНИЕ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ НА БЕРЕГАХ ЛЕНЫ ()СКАЛОЛАЗАНИЕ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ НА БЕРЕГАХ ЛЕНЫ ()СКАЛОЛАЗАНИЕ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ НА БЕРЕГАХ ЛЕНЫ ()СКАЛОЛАЗАНИЕ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ НА БЕРЕГАХ ЛЕНЫ ()СКАЛОЛАЗАНИЕ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ НА БЕРЕГАХ ЛЕНЫ ()СКАЛОЛАЗАНИЕ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ НА БЕРЕГАХ ЛЕНЫ ()СКАЛОЛАЗАНИЕ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ НА БЕРЕГАХ ЛЕНЫ ()