Ярыдаг-84 («Золото» первенства РСФСР в скальном классе).

Пишет bvn, 30.12.2019 06:25

Предисловие.
Текст переделывается уже бог знает в какой раз, и как-то дошло, что если его не отправлю в этом году, то уже не отправлю никогда.
И ещё. Сразу. Во избежание дальнейших вопросов.
К «золоту» имею весьма косвенное отношение – лишь подносил патроны. Но таки подносил.
А жизнь устроена так, что всё происходит быстро и незаметно. Кажись лишь вчера «раскрывал тему» на калужском туристическом сайте (к сожалению, похоже, уже загнувшемся): (http://turist40.ru/index.php/2008-10-16-04-01-23/2010-12-25-21-27-09/256-2011-12-24-07-10-59)
И кое-кто на РИСКе (пару десятков человек) даже читал сей опус, как мою «визитку». Но время идёт, возвышенный тон отторгается бытиём, не всем хочется лазать по провинциальным сайтам, да и качество снимков там «урыли» (РИСК, правда, в этом плане, тоже не подарок).
Ну, и 35 лет нынче, как-никак (эх, ведь только вчера, когда собирался отправить этот текст на РИСК, было лишь 30). Поэтому попробую виртуально войти в реку времени во второй раз.

Основная часть.
В те смутные времена хватало нахальства-желания слинять с работы, и вломиться в кабинет какого-то «завГлавОблПродСнабСбыта», чтобы потребовать два ящика тушёнки на нужды экспедиции калужского альпинизма, которая подымет имидж города на небывалую высоту. А когда давали «в стекле», то стребовать ещё и ящик индийского чая высшего сорта (и проходило ведь – калужский альпинизм потом год не имел проблем с чаем). Следует также отметить, что те тушёнка и чай радикально отличались от сегодняшних (примерно, как мои нынешние 62 от тех 26-и).

В принципе, это история без начала. Откуда взялась идея и как она начала реализовываться, для меня (тогдашнего второразрядника, с превышением под первый) было и осталось покрыто мраком, хотя, вроде при всём присутствовал и всех «заводил» знал очень хорошо. Получалось как-то само собой - совокупность факторов, так сказать.

Дальше будет гибрид «старого» и «нового» текста.
Строго, за собственный плагиат с turist40.ru, прошу не судить.

Калужско-обнинские сборы, а фактически выезд калужской команды для участия в первенстве России по альпинизму в скальном классе, проходили в июле-августе 1984 года (примерно 25 дней) в районе Ерыдага (тогда Ярыдага, который так и буду далее привычно именовать). Общее количество участников около 20 человек. Основной состав добирался поездом «Москва-Баку» до Дербента.
«Железнодорожные подходы» были достаточно колоритными (за билетами для коллектива даже специально ездил в Москву) – калужская электричка, заваленная фанерными бочками со снаряжением, чай на примусе в тамбуре убитого вагона, и плохо вписывающиеся в «рельеф» вагона эти самые бочки (о них чуть ниже). Но по молодости лет было терпимо.
Далее рейсовым автобусом Дербент-Усухчай и ГАЗ-66 до Куруша. Это отдельная история, но в то время местное население очень доброжелательно относилось к горнопроходимцам и без каких-либо корыстных мотивов. Главный лозунг – «вы наши гости», и с нас не берут деньги за заправку газовых баллонов в Дербенте, приглашают попить чай и выносят бинокль в Усухчае, фактически бесплатно снабжают хлебом (и не только) в Куруше и т.д. Тогда уважительное отношение к местным жителям и их обычаям многое решало.
Мартынов (уже давно, увы, в лучшем из миров) даже специально закупил кепку-аэродром для ведения переговоров с жителями Куруша (что и успешно претворял в жизнь). А уезжая, мы оставили в качестве жеста доброй воли битые верёвки пастухам.
В памяти образовался «разрыв», хоть убейся, не могу вспомнить, когда ночевали в Усухчае – «туда» или «обратно». Но то, что опустошили склад местного книжного магазина, это факт (скорее всего, дело было «обратно»). Почему-то ещё запомнилась бельгийская шуба в сельмаге Усухчая за 350 р. (У жены как раз назрел вопрос, но ни денег , ни возможностей … До сих пор жалею.)
До въезда в Куруш добрались ночью, переночевали в палатках. Утром несколько минут отдавали дань стене Ярыдага визуально, осознавая, что «мы уже здесь, и ни хрена себе», а затем начали челночить под стену. Мне «повезло», так как наличие станка позволяло транспортировать бочки целиком (около 50 кг), без перегрузки в рюкзак. Здоровья было как грязи, ходка туда-обратно около 3 часов. На «запале» сделал три (а может и четыре), сильно обгорел и явно перегрузился – заснуть потом не мог, но удовлетворил желание «доказать себе».
Дальше всё просто - организация базового лагеря, тренировочный цикл, восхождения участников сборов и команд в рамках чемпионата Росси и «просто так», отъезд.
По прошествии времени – первое место основной команды в чемпионате России в скальном классе. (Как звучит-то. Не могу удержаться.)
Приведённые снимки никак не претендуют на полноту описания событий. Например, во время восхождения основной команды я был на выходе и ничего не снимал. Есть лишь Расолов после восхождения – хотя для понимающих и этот единственный снимок кое-что говорит о горе. (Что интересно, пуховка на нём чужая - одной из «вечных тёток». Лидия Ивановна меня, надеюсь, простит, да и пуховка «супер».)
В некоторых случаях снимать было некогда или руки не поднимались (как после «челноков» с бочками), иногда вес и габариты фотоаппарата были тем, на чём приходилось экономить (первая «пятёрка»). И честно говоря, до сих пор удивляюсь собственному энтузиазму, выразившемуся в килограммовом «Зените TTL» со сменными объективами – ох, молодой был...
Многие интересные вещи сохранились лишь в памяти, а это, как показала практика, вещь весьма ненадёжная (впрочем, некоторые детали она держит очень хорошо, а уж по какому принципу …)
Описывать детально происходящее – сложное и неблагодарное занятие. (А честно говоря, просто пороху не хватает). Поэтому несколько интересных штрихов, оставшихся за кадром.
Приезд-приход (встречали и помогали добраться до базового лагеря) судьи-патриарха Дубинина. Его рассказы о первопроходах в Домбае и других легендарных местах за кружкой чая. (Неее, сухой закон тогда был 100%-й, да и не было необходимости в его насильственном поддержании – всё естественно получалось.) Степень отвисания челюсти у слушателей сложно описать – в те времена народ относился к истории с большим почтением. Да и рядом был ходячий пример – Лионель Чернов. Ему тогда уже вроде 56 было (!!!???), и для нас это был полный запредел. (А глядя из сегодня – вроде уже и юноша.)
«Мартын» поставил себе отдельную палатку с Таней (прости, если компрометирую, но уж больно давно это было, да и Мартынов уже того…) – предмет зависти всего лагеря. По сегодняшним меркам совершенно невинное дело, но в 84-ом …
Походы за хлебом в Куруш. Разговаривать можно только с «джигитами», женщины и дети молчат как партизаны. Стойкий запах навоза – строительного материала. Но чувства, что ты на чужой территории не было – то, что мы «немного разные» подразумевалось, но какое-то общечеловеческое понимание было налицо. Да и помогали нам с провиантом очень и очень… Заказанный хлеб так и не привезли - ну, не вернулась машина за три недели. Кавказ, однако... (А недавно на РИСКе уже на час ожидания жаловались – как время идёт.) Но зато регулярно выдавался «просто так» мешок лаваша (он перекрыл заказанный хлеб, в бог знает, какое число раз), угощали сыром и продавалось по «очень смешным ценам» свежее мясо. Остался один позитив.
Ух… – «проклятый совок».
Вот с тех пор и осталось у меня чувство, что достойные люди всегда найдут общий язык.

Первая «пятёрка» под руководством будущего (теперь уже бывшего) Пана Председателя Волкова - тогда просто хорошего парня Андрюхи. Его срыв, повторная попытка и повторный срыв из-за почти срезанного в первом срыве «дефективного» шлямбура – поймали на редкой тогда закладке. Спуск на верёвку и подъём в другом месте – первым прошёл Костя Киселёв (Андрей, вполне естественно, временно выбыл и физически и психологически), честь ему и хвала.
Моя специализация «замыкающего», как крепкого малого и хорошо умеющего вытаскивать из стены своё и чужое железо.
Бессонница, при сильнейшем желании сна из-за солнечных ожогов и физического перенапряжения при организации базового лагеря, и из-за психологического перегруза на «пятёрке».
Фантастические краски предвершинного плато Ярыдага (слайды из-за обилия ультрафиолета этого передать не могут).
Думаю этого достаточно, поэтому дальше просто короткие комментарии к снимкам.

01. Вид на стену Ярыдага от селения Куруш (через ущелье), куда нас доставил ГАЗ-66 из Усухчая. Чуть выше нескольких больших валунов на зелёном фоне – место базового лагеря (примерно 2,5-3 часа с бочкой на станке). Фанерные бочки с КЗАМЭ (из-под балансировочной пасты для якорей электродвигателей) – тара в которой транспортировалось общественное снаряжение и продукты – дали фразе «катить бочку» второй смысл.
Ярыдаг-84 («Золото» первенства РСФСР в скальном классе). (Альпинизм)
02. Куруш со стороны базового лагеря (сейчас сказать - из лагеря или со стены сложно). Место откуда сделан предыдущий снимок – с правой нижней дороги, перед въездом в селение.
03. Базовый лагерь – вид из-под стены Ярыдага.
04. 4Б – начало маршрута, первым - Володя Кащеев.
Ярыдаг-84 («Золото» первенства РСФСР в скальном классе). (Альпинизм)
05. 4Б - пройдена первая верёвка – на перилах Саша Мартынов. Снимок с верхней точки перил, вертикально вниз.
Саня был одной из колоритнейших личностей калужского альпинизма. Своеобразная «мефистофелевская» внешность, разжалование за грехи до новичка, промах с вершиной (ну не на ту они залезли, в двойке с Таней в 82-ом), взорвавшийся между ног примус (с реанимацией, и последующими заверениями, что «всё ещё лучше, чем было»). Ох, много чего было. Но его любили и всё прощали. И ушёл он по сугубо русской причине, после того как Таня не вышла за него замуж. (Но её тоже можно было понять.)
06. 4Б – вторая верёвка. (Особенность Ярыдага – наличие хороших площадок на многих маршрутах.) Первым – Кащеев (рюкзак по ходу движения пришлось снять), внизу Лёня Басов и Мартынов.
Эти площадки очень хорошо снимают психологическую нагрузку – под ногами всегда есть земля. То, что в принципе «по барабану», лететь 100 м или километр, это уже второй вопрос.
Ярыдаг-84 («Золото» первенства РСФСР в скальном классе). (Альпинизм)
07. 4Б – какая-то верёвка… Мартынов – вид снизу, участок по памяти отрицательный, хотя мох растёт.
Вибрамы ВЦСПС и «абалак» - полный джентльменский набор. Такие вибрамы, кстати, были на сборах далеко не у всех, многие использовали «гавнодавы» (пардон, за мой французский, но так называли) за 7р. (да, да за 7р.) Впрочем, на маршруте основной обувкой были «азиатские» остроносые калоши, а уж где их брали …
08. 4Б – конец маршрута. Лидер – Володя Кащеев.
Так понимаю, что именно из-за этого снимка на turist40.ru и «прозрело» нынешнее окружение скромнейшего Володи.
Ярыдаг-84 («Золото» первенства РСФСР в скальном классе). (Альпинизм)
09. Вид на Базардюзю от Ярыдага. Справа по сыпухе и в лоб - двойка, гребень слева направо – 4А (тогда не классифицированный).
10. В базовом лагере. Автор снимков на фоне Шалбуздага и повара.
11. Ярыдаг - профиль «золотого» маршрута. (Первое место в чемпионате России-84, в скальном классе – Ефимовский маршрут. Команда: Расолов, Филонов, Носков, Кузнецов).
Ярыдаг-84 («Золото» первенства РСФСР в скальном классе). (Альпинизм)
12. Капитан команды Олег Расолов после восхождения.
13. Возвращение молодёжной команды с горы. (Калужская команда выступала основным составом, молодёжным (почти дубль основного), и в классе первопрохождений – последнее, по-моему, не засчитали).
14. Возвращение молодёжной команды. Впереди Анатолий Носков, затем Андрей Кузнецов, Андрей Волков, чуть дальше - Юрий Филонов.
Любимый кадр. Толик тогда был образцом фактуры, «Рыжий» был ещё без пуза , о наличии которого теперь утверждают злые языки (ежели клевещут - мои извинения), а Волков был просто Андреем.
По слухам, один Филонов реально в строю.
Ярыдаг-84 («Золото» первенства РСФСР в скальном классе). (Альпинизм)
15. Возвращение молодёжной команды: Филонов, Волков, Кузнецов. Спиной Лионель Чернов (легенда обнинского альпинизма).
Платформа на рюкзаке Волкова - трофейная. Если найдутся владельцы обращаться к нему.
16. Возвращение молодёжной команды. Слева направо – Носков, Филонов, спиной Чернов (за ним Волков, Кузнецов).
Ярыдаг-84 («Золото» первенства РСФСР в скальном классе). (Альпинизм)

А дальше чёрно-белая жизнь, которая была частенько круче цветной.
17. В базовом лагере: Филонов – «ну очень жарко».
Последний из могикан, который ещё ходит (информация пятилетней давности).
18. Чёрно-белый Ярыдаг.
Чуть левее центра снимка – маршрут основной команды. Ориентир начала – тёмная «перчатка».
19. Любимец публики. (Снимает Кащеев, на фоне сына повара.)
Галчонка Мартынов даже забрал с собой. Саню в кепке-аэродроме и с галчонком на плече надо было видеть. Друг друга они очень хорошо понимали. А как он ехал с нами до Калуги…
Ярыдаг-84 («Золото» первенства РСФСР в скальном классе). (Альпинизм)
20. Гребень тренировочной «двойки» на Базардюзю – жуткой развалюхи.
На переднем плане Басов, дальше Мартынов.
21. За верёвку до вершины Базардюзю. Татьяна Воробьёва.
Ещё одна легендарная калужская тётка. Сталкивался мало, но запомнился эпизод, когда на подходе на 4А Базардюзю присела на мягкую зелёную кочку (кто там бывал, знает, что это такое).
Лёня ходил кругами и предлагал всяческую помощь в извлечении колючек. Но кажись, сама справилась.
Ярыдаг-84 («Золото» первенства РСФСР в скальном классе). (Альпинизм)
22. Переправа на подходах к Базардюзю. Слева направо: Мартынов, Петухов, Чернов, Кащеев.
23. Переправа на подходах к Базардюзю. Чернов в прыжке.
24. В базовом лагере: Костя Киселёв.
Ярыдаг-84 («Золото» первенства РСФСР в скальном классе). (Альпинизм)
25. Гребень тренировочной «двойки» на Базардюзю – на страховке Костя Киселёв.
26. Лионель Чернов.
Один из самых любимых снимков в истории. Очень отражает.
Ярыдаг-84 («Золото» первенства РСФСР в скальном классе). (Альпинизм)
27. В базовом лагере: Басов и Чернов (наконец не спиной) изучают новую конструкцию ледоруба.
В те времена большая часть снаряжения делалась самостоятельно, причём, часто такого качества, что за «железо» «буржуи» отдавали и фирменные верёвки, и каски, и спальники и т.д.
Впрочем, это отдельная история. У Володи Титарчука, главного специалиста по «железу», даже был свой фирменный знак – «снежинка».
Отступление. Наверное, другого повода не будет, а потому вспомню очень хорошего человека.
Вава (так он частенько проходил) закончил свой путь на калужской дамбе от сердечного приступа во время пробежки-тренировки. (Вообще говоря, у него была «группа», что не мешало быть КМСом.)
Машины его дружно объезжали, хотя совершенно однозначно, что это был не пьяный бомж.
Так печально устроен мир.

Ярыдаг-84 («Золото» первенства РСФСР в скальном классе). (Альпинизм)
28. Кащеев. За верёвку до вершины Базардюзю.
Ещё один из лучших снимков в истории (сугубо субъективно).
29. «Крупный план» главных действующих лиц.
Леонид Борисович Альтшулер – руководитель сборов, человек, возможно, не имеющий очень громких спортивных титулов, но давший «путёвку в жизнь» многим калужским альпинистам. Для меня лично, непререкаемый авторитет в течение многих лет и не только в альпинизме. (Снимок с тренировок на «Садовой»). Связь, благодаря РИСКу восстановлена.
Ярыдаг-84 («Золото» первенства РСФСР в скальном классе). (Альпинизм)
30. «Крупный план» главных действующих лиц.
Олег Расолов – капитан основной команды (в своё время, самый молодой КМС по альпинизму в Союзе). Личность очень яркая, неординарная и неоднозначная. (Снимок с тренировок на «Садовой». Его «пируэты» на практически гладкой стене, до сих пор в глазах).
А вот Олег окончательно сгинул в дебрях времени-пространства, хотя с ним связано было очень многое.