Обучение в горной школе школе "Категория трудности". Сентябрь 2019 года.

Пишет Надежда Чалова, 11.11.2019 01:17

Хочу рассказать о своей поездке в Крым. Кому может быть полезна эта информация:

– людям, интересующимся альпинизмом
– тем, кто любит горы
– тем, кто хочет стать альпинистом. А значит, нуждается и в теории, и в практике.

Этот рассказ – о моём обучении в Горной школе «Категория трудности» на УТС осенью 2019 года.

Больше информации о принципах обучения и мероприятиях школы можно посмотреть на сайте или в группе вк.

Рекламные статьи мне никто не заказывал :) всё это «творчество» – выражение моей доброй воли и желания поделиться хорошим.

Некоторые фото мои, что-то взяла из группы вк. Надеюсь, авторы удачных снимков примут заранее благодарности за использованные в статье материалы и не будут ругаться насчёт своих авторских прав.

Предыстория.

Официально я занимаюсь альпинизмом четыре года. Моя квалификация 3+, то есть третий разряд с превышением. В освоении навыков горовосхождения у меня свой тернистый путь. Мне встречались и ленивые, некомпетентные инструкторы, создающие опасности, преследующие корыстные цели. И отличные мастера своего дела. Тратить время на скверные воспоминания нет никакого желания. А вот о тех, кто вдохновил и порадовал своей человеческой порядочностью и профессиональной увлечённостью, речь пойдет ниже.

К счастью, такие люди есть не только в Горной школе, но и среди друзей, знакомых в моём родном городе.
Но так как рассказ будет про школу под руководством Михаила Александровича Ситника, признание и любовь к другим моим наставникам в альпинизме пока пусть остаётся в сердце.
Михаила Александровича прошу заранее простить за возможные неточности и поправить, если допущу ошибки.

В дороге.

Я приехала из Челябинска на собственном автомобиле. Дорога туда была своеобразно-непростой. До Крыма я останавливалась в г. Оренбурге, г. Волгограде, г. Сочи, Абхазии. В Крым приехала из г. Сочи. Путешествовала до Крыма две недели. Обратная дорога была проще и быстрее.
До моего дома расстояние 2929 км. Обратно ехала четыре дня, с остановками в г. Симферополе – г. Краснодаре – г. Волгограде и г. Самаре. В этих же городах брала пассажиров-попутчиков.
Вывод: у меня есть исправный автомобиль, время, желание путешествовать, знакомиться с новыми людьми и учиться, значит нужно просто собраться и отправиться в путь!

Горная Школа.

Расположение 44°25′17.9″N 33°41′01.13″E
На горе Куш-Кая, рядом с бухтой Ласпи, над урочищем Батилиман.
Гора Куш-Кая Обучение в горной школе школе "Категория трудности". Сентябрь 2019 года. (Альпинизм, альпинизм, крым, горная школа, ситник, горы, скалолазание)
Мой дом Обучение в горной школе школе "Категория трудности". Сентябрь 2019 года. (Альпинизм, альпинизм, крым, горная школа, ситник, горы, скалолазание)
До моря 10-15 минут бодрого шага.
На Южном берегу Крыма, условно посередине между Ялтой и Севастополем. В сторону Ялты – Форос, Симеиз, сады, дворцы, Ай-Петри и множество альпинистских и скалолазных маршрутов. В сторону Севастополя - Балаклавская бухта, прогулки по морю на каяках. Вглубь полуострова от моря – Байдарская долина, Большой каньон, фантастическая красота и фрукты за разумные деньги.

Время обучения 22-29 сентября 2019 года

Для занятия альпинизмом температура воздуха была подходящая, около 20 градусов, море уже прохладное.

Обучение. Принципы школы.

Учебная единица – смена – длится неделю. Можно приехать на несколько смен и/или дней.

Руководитель Горной школы Михаил Александрович Ситник перед началом смены проводит с каждым новым участником короткое собеседование, выясняя цели и потребности будущих учеников.
В соответствии с полученной информацией и альпинистской квалификацией учеников определяют в отделения.
Инструкторами моего отделения были Ларин Алексей и Желудок Ольга. Профессионалы в обучении и вежливые, тактичные люди.

На тренировках следили за каждым участником, в необходимое время давали советы, поправляли ошибки, отмечали успехи и ставили новые задачи.

Учебный процесс моего отделения был построен таким образом:
два тренировочных дня на скалах составом около десяти человек: восемь участников и два инструктора. Потом три дня восхождения. Два дня тренировки.
24.09 первое восхождение на гору Мердвен-Кая, 1Б «Сюрприз» 44°25′17.92″N 33°51′05.75″E.
Очень бодрая единичка, хороший вариант для новичков, потому что маршрут проходит по гребню. И неуклюжий альпинист не накидает камней на головы другим участникам. Направление понятно, есть участки пятёрочного лазания. Шли в связках со сменой лидера. Прошли без проблем. Вышли на Яйлу, спускались по дороге. Закончили в районе обеда. После восхождения поехали за второй частью нашей группы на тренировку ск. Парус.

25.09 Ходили Малый Кильсе Бурун «Ребро» 2А 44°24′38.3″N 33°49′08.62″E
Маршрут мне не понравился, интересного лазания не заметила. Наверное, всё внимание занимали живые камни: они выпрыгивали откуда-то сверху, как будто сами по себе, ни кем не трогаемые. Один раз прилетел чемодан)))). Постоянно накрапывал дождь, участники нервничали.

Шли так же связками, лидировали сильные участники в связках, иногда вторая связка шла по точкам первой, а пару раз все объединялись в одну связку.
В общем, прошли. В положенное время уложились и хорошо, забудем об этом.

26.09 За неприятную двойку наградой мне было сходить маршрут 3А «Через Каньон» на гору КушКая 44°25′30.35″N 33°40′54.79″E Обучение в горной школе школе "Категория трудности". Сентябрь 2019 года. (Альпинизм, альпинизм, крым, горная школа, ситник, горы, скалолазание)

Погода стояла хорошая. Маршрут логичный, красивый, приятная компания разрядников 3+.
В описании одиннадцать участков. По моим ощущениям, их было сорок. Местами достаточно сложное для меня лазание. Шли связками, я второй в своей связке. То есть весь маршрут лезла с верхней страховкой.

После восхождений последние два дня опять были тренировки. И я поняла, что тренировок мне не хватило. Нужно больше времени, чтобы сформировался правильный навык. Поэтому рекомендуется приезжать минимум на две смены.
На всех тренировках работали над постановкой ног, расположением тела и техникой упоров.

Распорядок дня, лекции

Подъём 5-00 - 6-00 утра. Выход в 6-00 -7-00 утра на восхождение, в 7-00 - 8-00 утра на тренировку.

Перекус на месте. Занимались до 14-00 – 16-00. Потом перерыв на обед и отдых.

С 17-00 или чуть позже Михаил Александрович читал нам лекции:
– основные понятия в альпинизме,
– принципы передвижения по скалам,
– виды и свойства альпинистского снаряжения,
– особенности станций на скальном рельефе.

После лекций наш наставник беседовал со всеми желающими, отвечал на любые вопросы. Лекции мне особенно понравились: информативно, с примерами из личной практики, в постоянном диалоге с участниками.
Хотелось бы отметить приятный одесский юмор нашего уважаемого лектора.

С 19-00 – 20-00 часов. Свободное время на полноценный ужин, посещение бани и общение.

Немного про быт.

В лагере два летних душа, в которых можно помыться и постирать.
Специальные настилы под палатки. Есть вода и место для мусора.
Вечером работает генератор – электричество до 21-00. Неограниченное количество газовых баллонов для самостоятельного приготовления пищи.

Столы, скамейки, тент, учебная доска, мини-скалодром в зоне занятий и собраний.

Еда. Кушать было некогда. Но всё же…

Утром вставала пораньше и варила рисовую кашу на молоке с маслом или жарила омлет. Иногда не только для себя :) Вечером, бывало, что-то скромненькое готовили вместе с новыми друзьями или друг для друга. Наше меню последних дней: оливье, борщ, блины, вареники,…
Днём чаще всего ели фрукты, шоколад, чай, хлеб.

Цены на продукты.

Продукты очень дорогие. Молоко около 100 рублей за 1 литр. Виноград 200 рублей за кг. И так далее. В следующий раз поеду на машине – прихвачу крупы, овощей, корову и пару куриц.

Баня.

44°24′24.91″N 33°47′33.14″E
Недалеко от лагеря нам посоветовали уютную и недорогую баню. Стоимость 600 руб/час, веники, чай на травах, возможность постирать вещи – самое приятное дополнение для альпиниста, живущего в лесу.

Что мне особенно понравилось в школе
1. Мероприятие проходит официально, со всеми требованиями к безопастности, одно восхождение можно засчитать в зачёт разряда.
2. Ориентация на участников во всём. Выяснение потребностей. Постоянный диалог с наставниками.
3. Сами тренировки. Прекрасное знание местности и выбор маршрутов под уровень подготовки и потребности участников. При самостоятельных тренировках сложно найти подходящие маршруты, учить лазать правильно тебя тоже никто не будет, переучиваться потом тяжело.
4. Наставники – альпинисты с большим опытом и багажом знаний. При почётных званиях МСМК, МС и КМС и не менее почтенном возрасте все регулярно тренируются, отлично лазают и личным примером показывают учащимся, как надо.
5. Лекции, на которых подробно и просто объясняют вопросы, актуальные для новичков. Что такое альпинизм, его виды, каким бывает рельеф, принципы расположения и передвижения на скалах, о верёвках, используемых в альпинизме, про станции и так далее.
6. Невысокая стоимость участия. Инструкторский сбор за семь дней 8500 рублей. Проживание 200 рублей в сутки лесникам за нахождение в заповеднике, уборку мусора, организованные места под палатки.
7. Новые знакомства. Школа известна в России, странах СНГ и за рубежом.
8. Красивое место расположения лагеря.

Горная школа – хороший выбор для альпиниста любого уровня подготовки. Отделением разрядников 2+ руководил Ситник Михаил Александрович, ходили на четвёрки, пятёрки, совершенствовали технику лазания.

Спасибо дружному коллективу Горной школы за уважительное бережное отношение к ученикам, к своей работе, за передаваемые нам знания. Общение с такими людьми вдохновляет и укрепляет желание учиться, развиваться, следовать традициям альпинизма и принципам школы.