Лавина на горе Металлург 6 мая 2019 г. Описание и анализ трагических событий.

Пишет Георгий Сальников, 19.10.2019 13:22

Лавина на горе Металлург 6 мая 2019 г. Описание и анализ трагических событий. (Горный туризм, алтай, Трагедия на пике Металлург, поисковые работы, лавины)

Центральный Алтай, Южно-Чуйский хребет, 6 мая 2019 года. Гигантская лавина сорвалась со склона горы Металлург и унесла жизни 7 человек в туристской группе 4 к.с. под рук. Николая Симонова, г. Новосибирск. Ниже описание этой трагедии, последовавших за ней событий и, немного, анализ.

Среда 8 мая 2019, сокращенный предпраздничный день. Ничто не предвещало беды. И вдруг, где-то в пол-одиннадцатого утра, звонок Володи Юдина (он тренер нашего клуба):

- В группе Симонова... гигантская лавина... семь человек...

А дальше полтора месяца полного кошмара, который напрочь отторгается рассудком. Полтора месяца постоянно загружены этой трагедией. Все новые неподконтрольно возникающие проблемы. И ощущение какой-то невообразимой суеты, которую мы пытались, как могли, все-таки повернуть в организованное русло...

Тяжело сейчас все детально вспоминать, да это излишне. Постараюсь воспроизвести основные моменты, как случайная комбинация обстоятельств привела к аварии под пиком Металлург, и какой логике следовали дальнейшие события. Был разбор, но здесь не материалы разбора, а личное ощущение ситуации. Информация к размышлению - для тех, кто через это пока не прошел. Дай бог, чтобы избежал и в будущем...

О группе

Группа, возможно, не показалась бы монолитной, она состояла из представителей нескольких компаний. Но, объективно, это была весьма опытная группа для планируемого маршрута 4 категории. Как принято говорить, с большим запасом прочности.

Николай Симонов, руководитель. Ходит в горы как минимум лет сорок. Опыт шестерки участия, пятерки руководства. Отлично фотографирует. В бесчисленных походах, больших и маленьких, облазил весь Алтай вдоль и поперек, и в любые сезоны. Активно участвовал в переработке классификации перевалов Алтая. Председатель нашей городковской МКК, а также горного сектора МКК СФО.

Сергей Науменко, профессиональный врач, анестезиолог. Тоже ходит больше 40 лет, много фотографирует. Имеет опыт руководства пятеркой, прошел немереное количество шестерок участником. Автор учебного пособия "Горная болезнь". 4 года назад уже ходил траверс пика Металлург по предстоящему маршруту на спуск, причем как раз в начале мая.

Юля Воробьева ходит в горы уже лет 15. Имеет богатый горный и лыжный опыт. Неоднократно руководила походами до 4 к.с., несколько раз была на Памире. В прошлом году стала чемпионом России в составе памирской пятерки, организованной нашим клубом.

Игорь Блинов в туризме лет десять. Опыт руководства четверкой с элементами пятерки. Вместе с Юлей взошел на пик Корженевской на Памире. Как и Юля, познакомился с нашим клубом в чемпионской пятерке прошлым летом.

Валерия Одаренко, опыт тройки руководства и нескольких четверок участия. В нашем клубе отвечала за оформление разрядов. И как участник, и как руководитель походов всегда была очень ответственной. Сама ездила волонтером на поисковые работы, когда в дружественном клубе произошла трагедия, сошла лавина и погиб человек.

Дмитрий Шарифулин, самый молодой участник группы. Наверное, только ему формально нужна была четверка, потому что в тройке он был уже четырежды, в том числе и весной.

Иван Фоканов пришел к нам из альпинизма, уже имея большой технический опыт. Участвовал вместе с Лерой в поисковых работах на Заалайском хребте. С нашим клубом ходил неоднократно, в том числе зимой в тройку. В группе предполагался одним из ведущих участников.

Катя Полянская (опыт пятерки) и Наташа Антонова (пара четверок) избежали попадания в эту лавину и остались невредимы.

Все участники - не дети, а люди бывалые. Сам Николай уже не первый год планировал этот маршрут. Когда я рассматривал его маршрутку, то просто спросил:

- Что, опять туда?
- Ну да, надо наконец доделать старую задумку...

Больше расспрашивать было особо и незачем: год назад Никола уже рассказывал все в деталях. Маршрутка была, разумеется, в полном порядке: руковод сам председатель районной МКК и регулярно шпынял нерадивых за небрежность. Так что вопросов при рассмотрении не возникло.

От кого угодно можно было бы ожидать ЧП, но только не от этой группы!

О маршруте

Позже, при обсуждениях причин катастрофы в разных кругах, можно было услышать от некоторых "советчиков" и такие высказывания:

- Кто выпустил? Почему не объяснили, что на Алтае весной лавиноопасно?

Ну что тут говорить? Во-первых, МКК никого никуда не "выпускает". У нас, если что, конституция гарантирует гражданам свободу передвижения. МКК только рассматривает маршрутные документы и дает заключение о возможности прохождения маршрута данной группой при соблюдении необходимого уровня безопасности.

Во-вторых, весной, как известно, лавиноопасно в любых горах. Как раз район Южно-Чуйского хребта, благодаря сравнительно малой заснеженности и, как правило, холодной погоде - один из наиболее безопасных горных районов в начале мая. Отчасти поэтому группа и решила пойти именно туда.

Маршрут 4 к.с. по Южно-Чуйскому хребту не представлял собой ничего суперсложного или супернапряженного. Километраж небольшой, с парой интересных траверсов на уровне 2Б. Никаких "подвигов" не предполагалось. Район прохождения маршрута Николай знал досконально.

Собственно четверка почти никому в группе формально и не была нужна. Образно говоря: старики собрались с прецизией оттянуться на майские праздники, прошвырнуться по Алтаю. Прошвырнулись...

Рассказ о маршруте частично со слов выживших участниц.

Первые три дня похода прошли, как обычно. Короткий заход, пара перевальчиков на уровне 1Б в соседних отрогах, для акклиматизации. Снега в районе меньше, чем в прошлые годы весной. Погода в целом благоприятная, теплая.

Никуда не спеша, группа подошла к подножию пика Металлург и 5 мая начала подниматься на него, как и предполагалось по плану.

Весь траверс Металлурга соответствует туристской 2Б. Определяющий участок - гребень в районе вершины. Участок, на котором произошла авария - подъем из долины на хребет - по сложности соответствует 1Б. Это протяженный кулуар с мелкой и среднекаменной осыпью, местами с выходами разрушенных скал, которые обходятся также по осыпи. На половине высоты кулуар прерывается большой почти плоской полкой. Перепад высоты значительный: 400 м от подножия до горизонтальной полки (2500-2900), еще столько же от полки до гребня (2900-3300), итого 800 м. В мае сам кулуар заснежен, но на его бортах, вверху осыпных, а внизу местами травянистых, большая часть уже оттаивает. Внизу кулуар спускается к большому озеру (100x400 м), весной оно подо льдом.

Выбирая более удобный путь по осыпным гребешкам, группа не спеша преодолела первую половину подъема и вышла на полку. Пока обедали на этой полке, приняли решение о дальнейшей тактике подъема...

О лавинах

Есть статистика больших чисел. Как ни старайся, все равно когда-нибудь попадешь в задницу, если будешь ходить по горам достаточно долго. Вопрос времени. На беду и палка выстрелит, и кирпич на каску упадет, лишь бы под ней хорошая голова оказалась. Осознанный опыт и интуиция (тот же опыт, только неосознанный) сильно помогут избегать критических ситуаций, но все равно не сведут их вероятность к нулю. Если тот или иной горный клуб будет активно действовать достаточно долго, то рано или поздно тоже попадет в аварию с большим количеством пострадавших и масштабными спасработами. И нас вот через 40 лет тоже не миновало...

Послушав разборы чужих несчастных случаев, начинающий горник обычно думает что-то вроде: "Ну, как же можно было так нарываться? Вот я бы на их месте сделал бы так-то и так-то, и было бы абсолютно безопасно!" Но с возрастом, с накоплением практического опыта уверенность в собственной непогрешимости проходит. Когда человек сам сталкивается с ситуациями, которые никак не предвидеть, или из которых нет ни одного "хорошего", т.е. полностью безопасного выхода, и остается только выбирать наименее плохой. Единственная мера, на 100% гарантирующая безопасность в горах - это вообще туда не ходить (хотя и это не гарантирует, что ты не попадешь в какую-нибудь совсем другую аварию на равнине). Попасть под машину можно, даже абсолютно все делая правильно, например, на пешеходном переходе, идя на зеленый свет.

Вот и с лавинами так. Придумана масса полезных рекомендаций для оценки вероятности лавинной опасности. И только один критерий гарантирует 100% точность:

Если лавина сошла, значит склон БЫЛ лавиноопасен!

Но этот признак применяется только при разборе НС после попадания в лавину. Когда стоит вопрос, можно идти или нельзя, им никак не воспользуешься.

Лучше всего не попадать в лавину, кто б спорил. Но что, если не повезло, и попал? И тут есть рекомендации, как себя вести в этой ситуации. Но лавина лавине рознь, и горные туристы имеют дело, как правило, с такими, попав в которые, уже ничего нельзя сделать. Гибель в таких лавинах чаще происходит не от самих лавин, а от вторичных факторов. Например, лавина может ударить головой об камень, или вызвать срыв с последующим падением, смертельно опасным и вообще без всякой лавины. Из всех летальных случаев за 40 лет существования нашего клуба нет ни одного, где смерть наступила бы от удушения в лавине, всегда от травм, несовместимых с жизнью. Если бы у такого пострадавшего, например, был бипер, он бы не спас, а только помог найти тело.

Итак, к маршруту. Группа дошла до полки, решили пообедали в этом удобном месте. Можно было бы после обеда продолжить подъем, но тогда пришлось бы ночевать на гребне, на самом верху. Там может быть холодно, ветер. Другой вариант - заночевать здесь, на меньшей высоте, а завтра со свежими силами с утречка подняться на гребень, в этот же день пройти траверс (или, по крайней мере, большую его часть), и ночевать уже на той стороне. Решающим оказалось следующее соображение: одной участнице как раз в этот день нездоровилось, она медленно шла, отставала. Еще и поэтому имело смысл дождаться утра и продолжить маршрут в зависимости от ее состояния.

По мне, так вполне логичные рассуждения. Тем более, что раннее прохождение участка подъема и более безопасно - это общепринятая точка зрения. Конечно, если не предполагается лавинная опасность в самом месте ночевки.

Посмотрели полку на предмет площадок для стоянки. Широкая, места сколько хочешь. Лавиноопасно не показалось. От полки вверх идет снежный кулуар, относительно неширокий, на первый взгляд тоже не слишком лавиноопасный, с довольно плотным снегом, без признаков глубинной изморози. За ночь снег еще и смерзнется, подниматься по нему явно будет менее трудоемко, чем корячиться по осыпи, по скользким живым камням. Решили, что пока часть группы готовит стоянку, несколько добровольцев после обеда протопчут ступени в кулуаре, и тогда утром по смерзшимся ступеням группа вообще мигом наверх взлетит.

Вот, собственно, и пошла та последовательность взаимосвязанных событий, совокупность которых закончилась в итоге трагедией. Именно последовательность, ибо я не вижу здесь какого-то однозначно ошибочного действия, которого ни в коем случае нельзя делать. Наоборот, каждое отдельно взятое решение вроде бы должно было способствовать более легкому и безопасному прохождению, но фатальную роль сыграла вся совокупность факторов.

Мы знаем, что на следующий день лавина сошла - значит, задним числом, склон был лавиноопасен. Совокупность факторов, влияющих на лавинную опасность, была недооценена. Задним числом, такой вывод можно сделать.

Итак, около 2 часов дня большая часть группы принялась топтать площадку здесь, на 2900, а Игорь, Юля и Иван втроем пошли тропить выше по кулуару.

Да, выходить на лавиноопасный склон во второй половине дня - это минус. Но, судя по фотографиям, кулуар не выглядит угрожающим. Не слишком круто. Снега вроде бы не очень много (в кулуаре местами торчат камни). И ступени почти не проваливаются - так, по щиколотку или чуть-чуть поглубже, но никак не по колено. Я бы такое увидел - тоже, наверное, не подумал бы ничего особенного.

На фотографии трое участников ненапряженно поднимаются по середине кулуара. Не жмутся к бортам, не прячутся за крупными выступами, как иногда бывает, когда боятся, что снег поедет. Идут, не мудрствуя лукаво, прямо по линии падения воды, как учили корифеи. Довольно стандартные действия в стандартных условиях.

А что, собственно, неправильно? Когда на лавиноопасном склоне некуда спрятаться, так и рекомендуют по линии падения воды идти. Однако здесь спрятаться есть где. Если что, вообще на осыпной гребешок выйти можно, хоть на левый, хоть на правый. По камням идти, а не по снегу. Только чуток потруднее будет: не по удобным ступеням, а по обледенелой осыпи корячиться придется.

Тут иногда дают советы: перед выходом на склон, сначала в безопасном месте шурф выкопать. Ну ладно, выкопал, допустим, ничего страшного не обнаружил. Но ведь по высоте все меняется, через 300 метров снег может быть совсем не такой, как внизу. Весь склон шурфами утыкать? Так только хуже будет, если целостность доски нарушена. В таком месте шурфы не вариант. Но обращать внимание на возможные изменения ситуации при подъеме надо. Изменилась ли крутизна, глубина, характер снега - у нас же разведка. Обнаружив тревожные признаки, разведчики могли бы в любой момент прекратить тропежку, отклониться к борту кулуара или вообще перейти на осыпной гребешок. Однако именно так, по линии падения воды, они дошли до самого верха - значит, не обнаружили никаких нехороших признаков.

Когда я руковожу походом, то в очевидных местах обычно предлагаю техническую работу желающим участникам. Но если я не понимаю, куда надо идти или что делать, или если мне страшно, то выхожу вперед сам. Если что, по ходу дела разберусь, но чтобы участники не видели идиотского выражения морды моего ничего не соображающего лица:-)

Может быть, если бы в числе разведчиков был сам руководитель, или Серега Науменко с его огромным опытом, то может, они и распознали бы лавинную опасность там, наверху. Но здесь не показалось настолько страшно, чтобы руководу самому идти смотреть. Николай с Наташей прошли сколько-то вверх по осыпному гребешку слева, пофотографировать. И ничего настораживающего оттуда тоже не заметили.

Тем временем разведчики благополучно дошли по снегу до самого верха кулуара. Спускаться обратно они стали не по своим же следам, а рядом с ними, чтобы сохранить подъемные ступени на завтра. Каких-то особых мер предосторожности во время спуска они не предпринимали, а в нижней части вообще топали, как слоны, и не след в след. По идее, это минус - вторую цепочку следов на лавиноопасном склоне делать, дополнительно нарушая его целостность. Очевидно, никто и не считал этот склон опасным, а то, что потоптались, да еще и с вечера, и ничего не поехало, возможно, еще раз убедило в том, что там опасности и правда нет.

К 5 вечера разведчики вернулись с тропежки. Руковод спросил, как оно там. И услышал ответ: ничего особенного, ступени получились хорошие, все, как обычно.

Когда группа знает, что утром предстоит прохождение лавиноопасного склона, то обычно делает экстремально ранний выход, иногда даже затемно, чтобы успеть пройти опасный участок до восхода солнца. Здесь таких мер не предпринимали, подъем дежурных утром был, как обычно. Решили, видимо, раз никакого экстрима нет, еще и ступени готовые протоптаны, зачем упираться? Однако у дежурных в этот раз вышла незапланированная задержка: дурацкие MSR-овские мультитопливные горелки заглючили, так что с завтраком провозились дольше обычного. Потом вдруг вспомнили, что хорошо бы и чай в термосы заправить, чтобы на гребне этим не заниматься, и в третий раз стали воду кипятить на этих горелках. В результате, хотя дежурные встали в 5 утра, выход получился только в 9. Ориентация склона с этой стороны северо-западная, солнце на нем появляется довольно поздно. Когда группа начала подъем, кулуар был еще в тени, но в самом верху его солнце уже показалось из-за гребня. Да, мягко выражаясь, за поздний выход группе, конечно, минус.

Участники выходили по мере готовности, какой-то определенный порядок подъема соблюдать не старались, в этом и не было нужды. По пути на тропе кто-то мог кого-то и обгонять. Шли в кошках и с ледорубами. В нижней части кулуара вчерашние ступени держали нормально. Но в верхней части, перед выходом на гребень, крутизна увеличилась. Там некоторые ступени под нагрузкой чуть-чуть проседали, но не проваливались. Первыми прошли весь кулуар и поднялись на гребень Наташа и Катя (они и со стоянки вышли раньше других, и темп у них был хороший). На гребне на камнях они кинули рюкзаки, и Наташа пошла снова к выходу из кулуара фотографировать подъем других участников. Было 11 утра, верхняя часть кулуара уже какое-то время была освещена солнцем и начинала подтаивать (возможно, поэтому проседали ступени наверху, а может, они проседали из-за другого качества снега на верхнем, более крутом участке).

Третьим поднимался Игорь, самый тяжелый участник в группе. Сам, по рассказам, за сто, плюс еще рюкзак. Между ним и наташиным объективом было расстояние метров десять. Следом за ним Юля, а дальше из-за перегиба не видно. Игорь уже почти преодолел снежный участок и подошел к камням в самом конце кулуара.

При переходе со снега на камни, вокруг камней всегда плохой снег (или плохой лед). Это от того, что камень прогревается на солнце, и на нем образуются подтеки от подтаивающего снега. Таких участков надо остерегаться. Возможно, когда Игорь туда шагнул, нога провалилась под камень, и лавина пошла. Может быть, сход спровоцировало что-то другое, уже не определить. Но именно в тот момент, когда Игорю оставался один шаг до безопасного места, сорвавшаяся катастрофическая лавина унесла и его, и всех остальных участников. В кулуаре содрало все, до камней.

Можно было тут что-то предпринять? Например, веревку с вечера повесить в этом месте? Веревку-то было можно, да только вряд ли помогло бы. Остальные-то участники на склоне, да и лавина могла сойти без всякого внешнего воздействия, огромные сходят редко, но непредсказуемо.

И еще надо упомянуть два фактора.

Во время обратного спуска Наташа и Катя видели на дне кулуара, по которому сошла лавина, натечный лед. Предшествующие 2-3 дня в районе стояла теплая погода, необычно теплая для этих мест в это время года, с отчетливо плюсовой температурой днем. Но каменный грунт после зимы еще холодный. Возможно, талая влага попадала на промороженный грунт и замерзала на нем, а на натечном льду сцепление со снегом плохое.

И еще. Позже были обнаружены сведения, что как раз в ночь перед сходом лавины, в 2:30, произошло землетрясение 3.4 балла, с эпицентром именно в этом месте, в районе пика Металлург. Оно не привело к самопроизвольному сходу лавины, но наверняка добавило неустойчивости снежной массе. Группа о сейсмическом событии, конечно же, знать не могла.

Действия выживших участниц

И для Кати, и для Наташи такое ЧП с гибелью группы на их глазах произошло первый раз в жизни. Конечно, бедные девчонки испытали шок. Бывалые люди могут сразу действовать осознанно, но в первый раз многие впадают на некоторое время в ступор. Наташа и Катя начали спускаться, но по пути подъема идти не смогли. Во-первых, они боялись повторных сходов лавин, а во-вторых, мешал натечный лед, обнажившийся на дне кулуара. Веревки у них не было, лопат тоже. Перейти на правый осыпной гребешок без веревки оказалось опасно: выше линии отрыва большой лавины еще осталась часть доски, готовая сойти в любую минуту, а подстраховать друг дружку им было нечем. Поэтому они начали спуск по левому гребешку, не зная заранее, проходим ли он до низа (впоследствии оказалось, что проходим).

Быстро спускаться не получалось. И путь неудобный, кое-где даже с элементами лазания по выходам сильно разрушенных скал, и шок еще не отпустил. По мере спуска внимательно смотрели, есть ли что в кулуаре, но там лавина содрала все до камней. В районе той полки, где ночевали, девочки перешли на правую сторону кулуара. Набравшая скорость лавина подпрыгнула на этой полке, как на трамплине. По их словам, лавина накрыла площадку, на которой ночью стояли палатки, но не зацепила кухню в камнях (судя по форме выноса на полке, которую я видел во время поискового выхода в начале июня, площадки, скорее всего, все же не были сметены, просто сошедшая лавина сильно изменила рельеф, так что девочки не смогли однозначно распознать место).

Ниже полки начался длинный лавинный вынос. Спускаться на сам вынос девочки боялись, так как сверху висел еще снег. Они внимательно смотрели туда, кричали, но никто не отзывался, и никого не было видно. Весь спуск сверху донизу занял 4 часа. После всего этого, откопать кого-то живого, без щупов и лопат, очевидно, было не реально. Оторвавшаяся доской, лавина шла вниз уже как мокрая, причем вперемешку с захваченными со склона камнями. Снег на выносе внизу был однородный, мокрый и плотный, тяжелый. Реально оценив свое бессилие, Наташа и Катя поняли, что теперь им надо самим как-то выходить в населенку, к людям. Спутниковый телефон в группе был, но он у руководителя, в лавине.

Задним числом: мы знаем, что в лавине никто не выжил, и выжить в этой мясорубке было невозможно. Но надо было, по хорошему, все ж таки выйти на вынос и по нему немного походить. Оценить обстановку, да и просто для очистки совести.

Теперь надо как-то добраться до людей. У них только личное снаряжение (общественное девочки обычно не несут). Палатки и спальника нет, спальники в группе были многоместные. Но оказалась одна горелка и немного бензина, а также какая-то еда. Еще у них был кусок карты, на ней изображен район перевала Карагемский, через который возможен простейший выход в населенку. Лера в походе рассказывала про этот перевал, летом он некатегорийный, через него даже проходит старая дорога, только в мае все это под снегом. С двумя ночевками у костра под елкой, девочки через два дня добрались до долины Талдуры, где встретили закончившую маршрут группу Гоши Разуваева (из нашего же клуба). К счастью, эти два дня стояла хорошая погода, и было тепло. Дальше до дома добирались вместе с группой Гоши, сообщив о ЧП, разумеется, в МЧС, нам в Новосибирск, и следователю в Кош-Агаче.

О вреде и пользе СМИ

В досмартфонную эру проблема СМИ остро не стояла. Нас учили, что надо делать в случае ЧП: в частности, четко и однозначно сообщить о случившемся, кто именно погиб или пострадал, какой характер травмы. Чтобы у тех, кого надо, была ясная информация, а незатронутые люди бы не волновались.

Среди журналистов есть полезные и хорошие люди, которые делают важную работу и стимулируют к достижению результата. Но бывают и другие журналисты. Иному человеческие беды и вовсе до лампочки, и ради жареной новости он родную мать продаст. Он не побрезгует непроверенной или даже ложной информацией, а чего не знает, то легко сам додумает на ходу. Помню, например, какой-то репортаж, где тащили на салазках пострадавшего с переломом ноги на Киргизском хребте, в Аламединской долине. И вдруг вижу в телевизоре вертолет на фоне пика Победы. Стоп, извините! Я хорошо знаю, как выглядит и где находится пик Победы, Аламедин вовсе не в том месте!

И ни в коем случае родственники не должны узнавать о гибели (аварии) их близких от репортеров, из телевизора или из интернета. Это сильный психологический удар, закончиться может чем угодно, вплоть до инфаркта, так что станет еще одной жертвой больше. Родственникам о пострадавших сообщают лично, и крайне аккуратно.

Но сейчас, в эпоху смартфонов, щупотронов и желтой прессы, все уже не так, а гораздо сложнее. Вышло так, что кто-то из этой дружественной группы, как только появилась первая сотовая связь, сразу поделилась событиями с другом в Новосибирске, информация вышла из-под контроля, и в результате первой появилась в местном интернет-издании новость "от читателя Ильи" примерно такого содержания:

"На Алтае погибла группа 7 студентов НГУ"

Минуточку. Во-первых, стандартная реакция родственника на такое сообщение: "Отдайте мне тело, я должна его похоронить". Но "погибшую группу" еще никто не видел, ни одно тело не найдено, и вообще еще не начаты поиски. Такая фраза некорректна не только с человеческой, но даже и с юридической точки зрения.

Во-вторых. В этой группе на самом деле не было ни одного студента, и даже не было штатных сотрудников НГУ (кроме одной, которая в аварии выжила). Но, по совпадению, в это же время почти там же на Алтае ходила по маршруту другая группа, единичка, в которой как раз было много студентов. И пришлось отвечать на звонки родителей этих участников, с трудом убеждать, что с их-то детьми ничего не случилось.

Потом были уже и адекватные новости, и какое-то опровержение к этой. Но позже. А после первого вброса успела последовать порция незаслуженных неприятностей. Ректору от губернатора, клубу от ректора, и т. д.

Так что, помимо всяческих опасностей горно-спортивного характера, бойтесь этой чумы - безответственных журналистов!

Справедливости ради, однако, надо отметить и положительную роль добросовестных СМИ. Когда стало известно о трагедии, в первый же день телефон руководителя секции В. А. Юдина не замолкал ни на минуту. О случившемся написали около 30 изданий. Это вызвало огромный резонанс, незамедлительно отреагировали местные власти, была обещана помощь со стороны губернатора и мэрии Новосибирска. На Алтай вылетели несколько отрядов спасателей, но об этом далее.

Поисковые работы непосредственно после аварии

МЧС отреагировало очень быстро. 6 мая сошла эта лавина, 8 мая утром девочки встретились с дружественной группой и через их спутник сообщили в Горноалтайское управление МЧС, и в этот же день, через несколько часов после вызова, первый отряд спасателей вылетел в район и приступил к поискам. Всего было задействано три отряда: из Горно-Алтайска, Барнаула и Абакана, около 30 человек, с 7 поисковыми собаками. В первый же день, 8 мая, спасатели обнаружили три тела, на следующий день еще одного, 10 мая пятого. После этого поисковые работы были приостановлены по причине небезопасности необследованных участков выноса и возобновившихся снегопадов.

Поисковые работы МЧС на лавинном выносе

Лавина была гигантская, мокрого типа, вперемешку с камнями. Часть лавинного материала задержалась на полке. Большая часть перепрыгнула полку и ушла ниже, спровоцировав также сходы из соседних кулуаров и образовав вместе с ними нижний конус выноса. Часть этого конуса, пробив лед, попала в большое озеро, что у подножия горы. Все найденные тела имели травмы, несовместимые с жизнью, то есть, погибли от травм, а не от удушья. Скорее всего, смерть наступила еще до остановки лавины, возможно, во время удара лавины о полку.

Внизу видно озеро, частично забитое снегом лавинного выноса

В период 8-10 мая спасателям удалось полностью прозондировать щупами зону нижнего конуса. Работать на полке 2900 было опасно, так как над ней еще нависали два не сошедших лавинных заряда. Также не удалось обследовать самую нижнюю зону, находящуюся в озере: пропитанный водой снег не держал, туда можно было в любой момент провалиться.

Наши действия от сигнала об аварии до завершения поисковых работ

Особенность сложившейся ситуации для нас состояла в следующем:

- большое количество жертв, а значит, и большое количество людей, затронутых трагедией
- широкий резонанс от этого события, спровоцированный недобросовестной работой некоторых СМИ
- растянутость поисковых работ во времени из-за того, что оказалось невозможным сразу найти всех погибших

Формально группа, потерпевшая аварию, была самодеятельной, а все спасработы - формально прерогатива МЧС. Но участники группы - наши люди, давно и хорошо знакомые по множеству маршрутов. Не могли же мы в этой ситуации самоустраниться!

Если бы речь шла только о поисковых работах, еще бы ничего. Проблемы пришли сразу по нескольким направлениям, и в первый же день. Реагировать адекватно и действовать достаточно эффективно в условиях анархии, когда правая рука не знает, что делает левая, невозможно, а один человек просто не утащит на себе такую массу проблем. Так что мы сразу постарались организовать в своих рядах некий "оперативный штаб", разделить блоки задач между людьми. За каждое направление ввели своего координатора, причем люди сами добровольно вызывались отвечать за свой круг задач. Далее каждый координатор уже сам привлекал себе подходящих помощников по мере необходимости.

Работа с родственниками. Их нужно информировать, все время быть на связи, оказывать и практическую, и психологическую помощь. Да и выжившим девочкам в тот сложный период понадобилась психологическая поддержка. Возникали и такие вопросы, например: поехать в Горно-Алтайск на опознание, как перегнать машину из Кош-Агача, если водитель погиб или еще не найден, и так далее. Кого-то из родственников мы знали, кого-то еще надо было найти (некоторых и вовсе в другом полушарии). Их познакомили друг с другом, завели специальный "чат" для связи, взаимной психологической поддержки и обсуждения специфических вопросов. Лена Сенченко взяла на себя тяжелую роль такого координатора. Маша Митченко собрала список психологов, работающих в Новосибирске и готовых помогать родным наших друзей.

Взаимодействие со следствием. У следователей возникло множество вопросов к нашему клубу. Срочно потребовались копии маршрутных документов, консультации по опыту участников, во что они были одеты во время аварии, вопросы к родственникам и оперативная информация по поисковым работам. Миллион вопросов, особенно в начале. Связным звеном стал Саша Ульянов, все контакты проходили через него.

Работа со СМИ. Я уже упоминал выше, что с этими опасными ребятами надо крайне осторожно: любой непроизвольный намек может потом быть ими искажен и обернуться против вас. В первый день даже пришлось на всякий случай "положить" сайт клуба, потому что журналисты накинулись на него со всех сторон, видимо, пытаясь нарыть там какие-то побочные сведения. Но и просто так их не "пошлешь" - все равно последнее слово за ними по определению. Решили, что отныне всех журналистов перенаправляем на самого опытного в общении с ними - на В. А. Юдина, основателя и тренера клуба, либо на Таню Фатееву в случае его отсутствия.

Дима Давыдов возглавил штаб, к нему в итоге стекалась вся информация, и он владел всеми контактами. Он же взял на себя непростую задачу, к которой до того никто не представлял, как подступиться: надо было наладить взаимодействие с МЧС, чтобы они нас воспринимали как помощников, а не как помеху. Забегая вперед: да, нам удалось найти общий язык и установить со спасателями взаимовыгодное сотрудничество, об этом дальше. Кроме того, Дима информировал о состоянии дел в ФСТР в Москве и Новосибирске.

Предполагалось, что понадобится отправить на Алтай под Металлург какие-то наши группы для участия в поисковых работах. Пока еще было совершенно непонятно, когда и в каком виде, но предварительно Олег Мухутдинов взялся за сбор добровольцев, готовых поучаствовать (кто когда может, контакты, есть ли своя машина и т. п.).

Кроме этого, сразу стало понятно, что понадобятся деньги. На транспортировку, на помощь родственникам и, к нашему ужасу, на похороны. На денежный сбор откликнулось неожиданно много людей, не только из Новосибирска, а считай, со всего земного шара. Администрация Новосибирска и Новосибирской области тоже не осталась в стороне от трагедии и частично компенсировала родным печальные затраты.

Прошла неделя, пятеро погибших были найдены отрядами МЧС, доставлены в Новосибирск и похоронены. С организацией похорон особенно помог Н. Г. Красников, мэр наукограда Кольцово, воспринявший это как личную трагедию, ведь часть погибших были жителями Кольцово. Затем поиски по линии МЧС были приостановлены, как уже говорилось, по причине невозможности безопасного их проведения. Предполагалось возобновить работы, когда сойдет снег на склонах выше полки 2900, и полностью оттает озеро, ориентировочно, в конце июня.

Так что проблемы на этот момент не закончились, а несколько видоизменились. Конец мая - июнь - для Алтая не сезон, и даже не межсезонье. Это период наиболее интенсивного снеготаяния в горах, период весенних паводков. Походы в это время там не проводят, и что там творится, у нас не было особого представления. Когда оттает озеро и снег на горе, когда именно имеет смысл продолжить поиски - большой вопрос. А если кто-то оттает раньше - там же могут добраться дикие звери? Советы порой поступали самые невероятные и противоположные, например:

- Да ну, какой июнь, раньше конца августа не растает, нечего и думать!
- Мне приснился сон, он лежит там на снегу, надо забирать срочно.
- Медведь запах на 5 метров вглубь снега чует, придет и раскопает, надо туда идти и сторожить вынос.
- Можно запускать квадрокоптер и с него рассматривать, что оттаяло. (кто при этом затащит туда электростанцию заряжать квадрокоптер - вопрос не ставится)

И тому подобное. Постарались замкнуть всех заинтересованных, как и всех "доброжелателей", на себя (т.е. на "штаб"), во избежание необдуманных действий.

Олег собрал список людей, готовых принять участие в мониторинге состояния выноса, более 50 человек. В списке были и добровольцы из других клубов, даже из Москвы. Однако заходить туда сразу всей толпой было бы недальновидно. Ну, предположим, приперлись, а там еще рано, снега по уши - и что? А потом, когда на самом деле станет пора, окажется, что все свободное время уже потратили, и никто больше не может...

Решили сделать некую очередь из мониторинговых рейдов. Кто вызвался быть руководителем очередной группы, набирает себе оговоренное число участников из списка добровольцев. Одна команда готовится, следующая "в уме". Первая команда пошла в рейд, вторая готовится, третья "в уме", и так далее. У Олега - координатора по добровольцам - все контакты и информация об очередностях. В каждой группе "спутник" и контакты для обмена информацией с "большой землей". Договорились с Горноалтайской МЧС, что каждый наш мониторинговый выход будет регистрироваться у них с особым ключевым словом "Металлург", чтобы они могли отличать нас от других туристов, не имеющих отношения к поиску. Изготовили несколько легких щупов, которые было бы удобно принести туда с собой. Продумали, что еще такое специфическое может понадобиться (например, вешки, рулетка, сигнальная лента, чтобы отмечать скорость таяния или маркировать тропу на подходах и т. п.).

Оставалась масса вопросов. Главный вопрос: когда идти? Приняли волюнтаристское решение: Рейд-1 стартует 8 июня, на неделю. Следующая группа - через неделю после них. Как только мы определились со сроками, всяческое муссирование этой темы прекратилось.

Далее: как можно туда добраться? Куда довезет машина? Много ли снега на Карагемском перевале? Нужны ли снегоступы? Какой уровень воды в реке в это время, и можно ли перейти вброд? Какие работы надо будет проводить на выносе? Чтобы проще снять эти частные вопросы, решили, что в первый рейд я пойду сам. Участников пусть будет побольше, 6 чел. На случай, если придется строить "мост" через реку, возьмем двуручную пилу и большой топор, расходную веревку. Что придется делать на месте - разберемся по мере развития событий. В число задач первого рейда входило также: разведать путь для последующих групп, при необходимости промаркировать тропу сигнальной лентой, выбрать наилучшее место для базового лагеря.

Выход сложился удачно. Снег на перевале лежал с проплешинами и оказался вполне проходим без снегоступов. Брод реки по колено. Тропа - не фонтан, легко теряется, но на обратном пути мы ее промаркировали. Место для лагеря выбрали повыше, ближе к границе леса, но так, чтобы место было сухое (иначе там вокруг болото), у чистой воды, и чтобы дров вокруг хватило надолго. При устройстве лагеря напилили дров двуручкой, сделали хорошее кострище и даже построили каменку для бани.

Базовый лагерь мониторинговых рейдов под Металлургом

Гора Металлург, вид из лагеря

Схема участков лавинного выноса, подлежащих наблюдению

На следующий день взяли снаряжение, поднялись к лавинному выносу. Часть его растаяла, там валялось много вытаявших вещей. Неповрежденных вещей не было. Разбитая аптека, таблетки рассеяны по склону ровным слоем. Кошка с платформой, сломанной в двух местах. Айсбайль с отбитым молотком. Дюралевая снежная пила, скрученная в трубочку. Много поломанных снегоступов. Было видно, что это мясорубка, и шансов выжить в такой лавине ни у кого не было.

Поднялись наверх осмотреть полку 2900, где группа остановилась вечером перед лавиной. Потом спустились обратно и весь остаток дня посвятили измерению толщины снега на нижнем конусе. Разметили 7 профилей на разных высотах. Толщина снега относительно небольшая, до метра с небольшим. При зондировании никаких новых находок под снегом не обнаружили. На ночь вернулись в базовый лагерь.

Зондирование выноса самодельными легкими щупами

Схема профилей нижнего конуса, измеренных нами для МЧС

У нас были предварительные сведения, что МЧС предполагает на следующей неделе приступить к поискам оставшихся двух тел - Николая и Юли. При осмотре места нам стало ясно, что начинать поиски преждевременно: существенная часть выноса все еще находится в озере, а наверху на полке 2900 еще полно снега, и он почти не тает. Более того, выход следующего мониторингового рейда сразу после нас тоже нецелесообразен: ситуация здесь за это время не поменяется. Мы сделали звонок по спутнику Давыдову в Новосибирск, предложили перенести на неделю старт для Рейда-2 и предупредить МЧС, что им здесь делать пока еще нечего.

Уходящая в озеро нижняя часть лавинного выноса

На следующий день выполнили еще несколько задач на завале. Утром разметили три профиля глубин снега на полке 2900. Обнаружилось, что один нависающий над ней лавиносбор (которого как раз опасались во время работ в мае) этой ночью сошел, причем не добил до полки. Также стало ясно, что второй заряд в случае схода тоже на полку не попадет, а уйдет левее. Таким образом, работать на полке 2900 стало безопасно. Но вынос там... наши трехметровые щупы до грунта не доставали.

Схема профилей полки 2900, измеренных нами для МЧС

Лавина, сошедшая с Заряда-1, не добившая до полки

Оценили скорость таяния нижнего конуса. День выдался в основном солнечный, стаяло в разных местах от 10 до 20 см по сравнению со вчерашними измерениями.

После обеда провели промеры глубины озера. Чтобы искать тела, возможно, оказавшиеся в озере, водолазам нужно знать глубину: поскольку озеро лежит довольно высоко над уровнем моря, допустимые глубины без специального глубоководного снаряжения здесь уменьшаются. Сначала мы сделали "закидушку" из пары бутылок, привязанных к веревке. Измерили глубину вдоль берегов, куда могли добросить. Потом воспользовались плавающей по соседству недотаявшей льдиной. Юра Кокорин на страховке запрыгнул на льдину, закрепил буксировочную веревку. Затем мы за два конца гоняли эту льдину между берегов, а Юра бороздил на ней морские воды, как заправский шкипер, время от времени закидывая в нужных местах "лот". Озеро оказалось не мелким, но приемлемым: глубины в актуальных местах примерно до 5 метров, водолазы работать смогут. Полученную информацию по спутнику через Давыдова передали в МЧС.

Полный вперед!

Результаты измерения глубины озера, переданные нами в МЧС

Вечером вернулись в лагерь, истопили баню.

На третий день работы было немного, сходили наверх вдвоем с Юрой замерить скорость таяния еще раз. День был пасмурный, и таяло вдвое медленнее, чем вчера. Такие данные были интересны, чтобы оценить, за сколько времени растает нижний конус, особенно та часть, которая в озере и может помешать водолазам.

По возвращении домой, составили отчет с фотографиями и схемами, Дима все это грамотно сверстал и отправил в МЧС. Наша информация была ими принята к сведению. В частности, по нашей рекомендации они отложили свой вылет к месту поисковых работ.

22 июня под Металлург отправилась вторая группа из 4 человек под руководством Сергея Сальникова. Нижний конус растаял, в том числе и та часть, которая мешала искать в озере. Состояние полки 2900 принципиально не поменялось, глубина снега местами превышает 5 м (измерить удалось удлиненным щупом, составленным из двух). Информация была ими также передана в МЧС.

Схема профилей полки 2900, измеренных Рейдом-2 для МЧС

27 июня под Металлург прибыли два отряда МЧС (Горно-Алтайск и Абакан) с необходимым снаряжением, в том числе водолазным. Им удалось быстро найти Юлю, а вот Николая искали два дня. Как и полагается капитану, он покинул место кораблекрушения последним...

Оба тела были обнаружены на дне озера. Спасатели МЧС снова проявили себя чрезвычайно профессионально. Вода в озере была мутная, видимость всего полметра, искать пришлось, буквально прощупывая все дно руками. На том поисковые работы были завершены.

25 августа под Металлург сходила еще третья группа под руководством Ильи Землянского. С ними были несколько человек родственников погибших, которые пожелали побывать на месте трагедии. Установили памятную табличку, но не на завале (там нет скал), а поблизости от тропы перед моренами на большом камне, N 49.912903, E 87.667679.

В заключение, надо высказать благодарность всем, так или иначе принявшим участие в этой печальной истории. Особенно отметить профессиональные действия спасателей МЧС в сложных условиях.

И не дай бог, чтобы описанный здесь тяжелый опыт пригодился еще кому-то... Аминь.

Что скажешь.... горы. Задним числом мы все все знаем. Вы проделали большую и нужную работу.

Спасибо, все по существу.

Спасибо, Георгий! Сочувствуем вам!

Еще раз искренние соболезнования всем близким...
Моё почтение и уважение всем причастным к поискам погибших...
Надо надеяться что все что провёл Клуб, по выяснению причин трагедии,
пригодится будущим туристам и горовосходителям...

Ребят не вернуть, и чего тут сейчас говорить. Но, возможно, это поможет другим еще живым. Не стоило изначально лезть в кулуар. Возможно, что в альпинизме и скитуре много чего разного, но для лавины разницы нет в виде спортивной активности. Подниматься по кулуару изначально опасно, потому что если все поедет, то аккумулироваться все будет именно в нем.

Спасибо за детальный разбор. Соболезнование друзьям, родным. Я, так же как и многие сми публиковал первичную информацию о чп (потом поправил) на своих лавинных сообществах! Очень надеюсь, что такое не повториться именно по опыту таких разборов!
Ну и позволю высказать свое мнение: я думаю, что тот ледяной слой возник в начале зимы, когда температурный режим был из + в - . Возможно тогда подложка стала ледяной коркой.
Видимо с появление и просачивание воды на границу этого водоупора + нагрузка и было спусковым механизмом

Многие серьезные лавинщики погибли от лавины. И они не дураки.
Стоя на пяточке снега легко прочитать лекцию о том что и как происходит в его слоях тут.
А когда просто идешь ходом вверх или катишься вниз, остается надеется на тот опыт который накоплен годами, и пруху.
И к сожалению играет фактор не только опыта, но и то что ты должен попасть из точки А в точку Б. И это слово "надо. "И тут начинаются ошибки.
А иногда и глаз замыливается.
Могу только высказать соболезнования родным и всем кто их знал.
Сожалею

Автору- уважение за подробное описание, анализ и желание сделать работу над ошибками. По сути: "Вот, собственно, и пошла та последовательность взаимосвязанных событий, совокупность которых закончилась в итоге трагедией. Именно последовательность, ибо я не вижу здесь какого-то однозначно ошибочного действия, которого ни в коем случае нельзя делать." Вопрос к опытным товарищам: в данном случае разве не поздний выход- главная ошибка? Как человек ты можешь ошибиться в оценке лавиноопасности снежного склона, кулуара, но как козырь, страховка от этого и существует правило раннего выхода.

Не все так однозначно.
5 мая тропильщики прошли весь кулуар до самого верха. Во второй половине дня. Не сошло почему-то.
6 мая поздний выход - ошибка. Но 5 мая не сошло во 2-й половине дня, почему должно сойти сейчас в первой? И правда, перед срывом группа ведь практически до самого верха успела подняться.
Выше в комментарии юзера maxtreme есть существенное зерно - по поводу ледяной подложки в верхней части кулуара. Возможно, она стала еще более нестабильной из-за ночного сейсмического толчка. Но от толчка ночью еще ничего не поехало: в кулуаре есть изгибы, которые могут служить как некая дополнительная опора для доски.
Сход произошел, когда наибольшее количество участников нагрузили своим весом верхнюю, наиболее крутую и нестабильную часть снежной доски в кулуаре. Как вариант спускового механизма...

Пытаюсь понять причину схода этой лавины. По-моему, роль людей в этом событии минимальна и проявилась буквально в момент отрыва лавины. Ключевую роль сыграло землетрясение. И вы сами все зафиксировали в своем рассказе: "Но в верхней части, перед выходом на гребень, крутизна увеличилась. Там некоторые ступени под нагрузкой чуть-чуть проседали, но не проваливались. Было 11 утра, верхняя часть кулуара уже какое-то время была освещена солнцем и начинала подтаивать (возможно, поэтому проседали ступени наверху, а может, они проседали из-за другого качества снега на верхнем, более крутом участке). Во время обратного спуска Наташа и Катя видели на дне кулуара, по которому сошла лавина, натечный лед. Позже были обнаружены сведения, что как раз в ночь перед сходом лавины, в 2:30, произошло землетрясение 3.4 балла, с эпицентром именно в этом месте, в районе пика Металлург. Оно не привело к самопроизвольному сходу лавины, но наверняка добавило неустойчивости снежной массе."Сошла доска. Изначально она лежала на скользкой подложке натечного льда. Вечером этот склон был вполне безопасным из-за сцепления влажного снега с подложкой. Доказательство безопасности склона - проход разведчиков с их провокацией схода лавины. Но ничего не произошло. Что изменилось к утру? Упала температура и произошло землетрясение. К чему это привело? Подмерзшая доска отслоилась от подложки. Доказательство? Проседали следы под ногами первых двух участниц утром. То есть, кулуар стал заряжен лавиной именно после землетрясения. И люди довершили то, что должно было случиться. Будь землетрясение чуть сильнее, лавина сошла бы ночью на лагерь. И время выхода тут роли не играло.

Жора и товарищи, спасибо за проделанный труд!

maxtreme было бы интересно послушать (почитать) тут
Что из того что было написано тут им и еще участниками похода, что из этого можно было бы применить на практике, что должно было если насторожит в тот момент
Как нужно было понять что склон представляет опасность
(просто ваши мысли вслух)

Ну изначально, я вижу 3 варианта подъема: безопасный, но более сложный по гребню, простой и небезопасный по лавинному кулуару и еще один альтернативный - по границе этого снежника и камней. Все это выглядит так, если допустить потенциальную лавинную опасность. Но тут проблему в другом - ребятам видимо показалось, что никакой опасности нет и они выбрали самый простой для себя вариант.
Чтобы оценить лавинную опасность, нужно видеть и чувствовать консистенцию и структуру снега. Я к сожалению не был в этом месте и ничего о том состоянии снега не могу сказать.

Но у меня была похожая ситуация, когда я развернул группу не доходя 300м до вершины. Снег на склоне был сильно раскисший и лежал на твердой подложке. На привале, я отошел в сторону и капнул шурф. Мокрый снег лежал на льду. Тест на устойчивость снежного покрова показал очевидное наличие опасности и мы уехали вниз. Через 2 часа весь этот склон ушел большой лавиной.

Маловероятно что в походе будут приборы для оценки метеорологических факторов. А вот сделать тест вполне можно, правда не всегда они 100% показательны, но визуально можно увидеть что на чём лежит и как лежит. Но опять же, если допустить что склон потенциально лавиноопасный!
Ну и еще. Например в австрийском гайдбуке по лавинной безопасности, рекомендуют проходить по одному (от одного безопасного места до другого) снежные склоны >30 градусов.
Как бы поступил я на месте этих ребят, сложно сказать, нужно быть в той ситуации

Спасибо большое
Я бы пошел правее ближе к камням.
Хотя фотографии с линиями отрыв лавин, просто не оставили бы шансов даже в этом случае.
Наверно надо быть не ленивым и прослыть перестраховщиком и идти первым вариантом
Спасибо

Это не только у австрийцев , такие рекомендации еще и выставляется пост наблюдения, как за группой так и за склоном, кулуаром и т.д. Перечислять не буду какова цель этого поста. она и так ясна.

Уже не первая ситуация, когда ЧП/ЧС оказываются напрямую связаны с сейсмической активностью (на память пришел отчет А.Лебедева по Вост.Зааалаю).
Может ли кто-то порекомендовать ресурс, с онлайн-мониторингом сейсмической активности?
Похоже, что такие данные могут быть нужны не меньше, чем погода.

это легко гуглится- забейте в поисковик что нибудь из стиял online map of earthquake и он выдаст вам пару тройку ресурсов. В принципе он достаточно оперативный, в своем время гуглил гипоцентры землятресений. Но задержка, по выставлению данных от 4 часов. пока обработают, пока посчитают, пока локализуют.

Вот в этом списке последняя ссылка: http://www.turclubmai.ru/sub/218

Спасибо, Георгий, за подробный рассказ. Опыт данного случая не должен пропасть. Его ещё надо осмыслить, - и опыт трагедии, и опыт поисковых работ. Коварство лавин состоит в том, что они сходят внезапно в ситуациях, когда их не ждут. И когда все причины схода не видны. Интуиция и опыт нередко помогают обойти опасность, но далеко не всегда. Обход опасности начинается с оценки: есть она или нет. А если есть - как её обойти. Бывает и так, что опасность видна, но её не принимают "всерьёз". Состояние льда и снега очень переменчиво. А сход лавины и состояние устойчивости снега и льда нередко зависит и от того, как происходит их сползание по склону. Само медленное сползание может привести к образованию и развитию трещины, по которой происходит отрыв. И может способствовать нарушению сцепления между слоями снежного покрова и покрова со склоном. И мы не знаем, например, какую роль при отрыве лавины сыграл ветер. А ветровая нагрузка на склон может быть значительна, и влияет на сход лавин. Здесь влияет и состояние устойчивости-неустойчивости снежного покрова и те нагрузки, - те толчки, которые нарушают устойчивое состояние снега (преодолевают энергетический уровень устойчивости). Ясно, что в данном случае было и то, и другое. Очень трагичный и печальный случай. Печально, конечно, и то, что его можно было обойти. И я не возьмусь утверждать, что я бы, будь с ними (даже руководителем) сумел бы его обойти, - уж очень многими факторами определяется в походе решение о выборе тактики движения (я согласен, что решение в походе определяется ситуацией, в которой разные люди могут принимать разные решения).
Ну, а вот последний случай схода селя на посёлок старателей в Иркутской области, - пример крайне неудачного расположения жилищ людей без учёта опасности стихии (дело было не только в слабых "дамбах", но и в этих неудачно расположенных "балках"). В описанном здесь случае, похоже и этот фактор был "на грани" (я из описания понял, что и место бивака лавина "зацепила"). Да, на примере этого случая схода селя на посёлок я, кажется, понял, почему в ущелье Адыл-Су пробили дорогу до озёр Башкара (её я видел прошедшим летом). Видимо, осознали, что предварительный слив этих озёр должен производиться не "лопатами" (как делалось раньше, - много там "лопатками накопаешь"), а современной землеройной техникой, - экскаваторами и бульдозерами. Разрастание таких водоёмов - таит опасность их слива в условиях катастрофических дождей.

Есть вот такой ресурс, одно время пользовался, проверял как соответствует, особенно по Средней Азии.
Главная страница - http://www.ceme.gsras.ru/new/ssd.htm
Вроде все показывают.
Но тут важно как интерпретировать, но этому можно быстро научиться...

Выставил дату 05.05.2019г. показало землетрясение в Кыргызстане.

Помониторил по параметрам, больше ничего ближе не было.
Сразу скажу что не специалист в сейсмологии.
Из опыта мониторинга землетрясений в средней Азии, могу сказать.
Что очень маловероятно, что сейсмические волны могли дойти на Алтай.
Это может быть просто совпадение.
Лучше всего, глянуть погодные условия, вероятнее всего что курок был взведен в ночь на 06.05., именно по этой причине...
Глубинная изморозь как она есть при холодных ночах...или таяние и смазка подложки при очень теплых...
Но главную роль играла толщина снега...
Она всегда определяющий фактор...
То что лавина была предопределена по предыдущим погодным условиям, это однозначно...
Ходившие в том районе ранее, должны подтвердить, что лавинные конусы там были и до озера в том числе...

Землетрясение магнитудой 3.4 произошло 6 мая в 2:26 местного времени с эпицентром в 7 км от пика Металлург, делали запрос в Алтае-Саянский филиал Единой геофизической службы РАН и получили от них официальный ответ. В какой степени именно это повлияло на сход лавины - установить, разумеется, невозможно.
Вообще-то, после того мощного алтайского землетрясения, которое практически разрушило село Бельтир, в том районе потряхивает постоянно. Например, когда мы на выходе из нашего Рейда-1 15 июня поздно вечером остановились на ночевку в селе Чаган-Узун, у нас тряхнуло вполне себе чувствительно, баллов на 5 по ощущениям, не заметить было невозможно.

Алтай-Саянская область постоянно является территорией сейсмической активности. Село Белтир разрушило одним из сильнейших в 2003 года, помоему было около 8 землятресение было. это очень много. Я там работал в свое время. Вот почитайте что пишут коллеги:

Георгий, а можно эту бумагу посмотреть.
Так не бывает, чтобы международная сеть не фиксировала толчки на Алтае...
Единственное, что может быть не показывают, потому что низкая магнитуда...
Но часто даже отдаленные землетрясения могут служить толчком к местным...
Возможно что Киргизское спровоцировало Алтайское...

Печальная история...
Самое лавинобезопасное время - не утро. Утром, конечно, безопаснее, чем днём, когда теплее и, тем более, склон освещён солнцем. Да и группа полна сил и действия её более адекватны, чем в уставшем состоянии. Но за морозную ночь могут произойти со склоном неприятные вещи. Например, образоваться глубинная изморозь, схватиться морозом доска.
Вечер, сумерки - более безопасны. "Разогретый" за день склон быстро схватывается, а неприятности в толще снега произойти ещё не успевают. "Работает" это время примерно до полуночи. Правда, группа уже уставшая, и видимость плохая. Такая вот альтернатива...
Смотрю на фото и понимаю, что вообще не пошёл бы на этот склон. Даже не выясняя его состояние. Потому что слева-справа - хорошие безопасные гребешки.
Ночёвка на относительно "безопасной" большой полке - тоже хм... Но здесь ребятам повезло.
Роковой "выстрел" произошёл, полагаю, когда туристы в напряжённой точке подошли друг к другу слишком близко. Что тенденция опасного сближения в группе была - видно по фото, как ребята тропят склон.
Не совокупность факторов здесь сыграла роль.
Такие опытные мужики...
Мои соболезнования.

Похожие впечатления.

Когда они шли вечером, наверняка состояние снега отличалось от следующего дня.
И тропил и выбирал путь не руководитель. Бывают случаи что даже кода хочешь изменить направление движения, первый не всегда это делает. И легче промолчать чем конфликтовать.
Типа, ну вроде "почти" одинаково.
Но чаще всего нас сбивает обилие камней на склоне , типа лавины между камней не начинаются. Но Были случаи когда группу засыпало и "грузовиком" снега.
Грешен, и сам на это покупался.

Кстати, любопытно послушать мнение других.
Белуха, Томские ночевки, четыре дня идет снег 10-15 см за день, сильный ветер.
Надо идти на перевал. Решил вещи не брать, просто разведать. На перевале следов нет, веревок не видно. На взгляд не оценить. Пошел как живец. Веревка как канат, жумар почти не лезет, весь в кристаллах льда. Пару веревок прошел, толком понять не могу состояние снега, вроде и сцепление хорошее с нижним слоем но в тоже время верхние 30-40 см рыхлые, но и плотный. Пока откапывал народ внизу устал ждать и пошел за мной, пытался переубедить, но на расстояние не очень сильно получается. Выше вроде стал более плотный, доски нет. Но правее сверху не определишь на расстояние. Пока лез и откапывал веревки все вышли следом на склон. Хорошая погода, солнце и опасности "не может быть". В общем на перевал сходили, ничего не сошло, хотя наверху на последней веревке явно было доска образованная ветром, но когда идешь ходом то ничего не изменить.
Интересно как бы народ разбирал ошибки если бы кого то накрыло как пару лет назад туристов.

А что там интересного.
Здесь хватает таких тем.Любую бери навскидку.
Лавинное обучение это типа обучения бегать через федеральную трассу вне перехода.
То есть какой то смысл есть- не лезть после снегопада резкой оттепели и тд а в остальном лотерея.
Май это вообще жопа.
Надо просто перестраховываться, лучше многократно, да и все.
А умничать бесполезно.

Все эти рассуждения о факторах лавинообразования это обучение обезьяны метать гранату.

Пояснить хочу- ты сам сказал выше- лавинщики погибают от лавин, такое- бывает.
И спортсмены, и гиды, знающие все, осторожные, опытные.
Чего еще то?
Вывод простой- это- не работает.

Вы меня конечно извините, но тут в треде чуть выше Макс Панков, я думаю ему очень обидно читать, что дело всей его жизни оказывается не работает...
А по существу: если посчитать сколько времени на снегу проводит лавинщик или
профессиональный гид, по сравнению с обычным любителем гор, и сколько их гибнет от общего числа жертв лавин, то станет очевидно, что разбираться в лавинах весьма полезно для вашего здоровья. Макс даже пример привел, как в похожей ситуации банальный шурф спас всю группу, а вы все не верите.

Хорошо расписаны грамотные действия друзей после трагедии. Спасибо за статью.

Спасибо.

Спасибо за регистрацию.
Мои соболезнования..

По Буянову
"...Нет, - это, конечно, не "близкий аналог" трагедии группы Дятлова, но отдельные сходные моменты по фрагментам событий у трагедий есть...
...уникальным опытом проведения поисковых работ - с отслеживанием (мониторингом) лавинного выноса вахтовым методом"

Вот и весь аналог.

Георгий Сальников, думаю Вы не в курсе, а может и да ?
Вообще , объясните мне как дилетанту - делают ли анализы по одежде ли, по телам погибшим от воздействия снега и ветра в труднодоступных местах,например на наличие радиации - специально привезенными приборами , а так же экспертизе тканей организма по гистологии

Я к чему.
50-е годы начало формирования советской школы зимних лыжных походов и альпинизма на уровне институтских секций и пр.
Произошла Трагедия на склоне Холат-Сяхля в феврале, по мнению УД связано со снегом и ветром. Ребят искали всеми возможными силами и средствами (но за счет государства,не как сейчас)
Нашли - пошли экспертизы...а экспертиз было много и большенство не связанных с их погибанием от снега,ветра и температуры.

Буянов, любую трагедию, что публикует - старается привязать к Трагедии на Перевале напрямую,либо косвенно - тут с организацией поисков

Извиняюсь за скомканный топик

На мой профессиональный взгляд тут чисто субъективная ошибка.
1. Кулуар сверху выглядит как чаша. Снег туда переносится ветром и однозначно будут накопления. Руковод должен был это видеть и понимать.
2. Группа очень большая. Большая нагрузка на склон. Тем более, что тропежка загружает склон больше, чем грамотная скитурная техника подъема.
3. Поздний выход.
4. Сомнительная тактика отправлять днем ранее участников на тропежку.
5. Гребень справа был почти без снега (его сдуло в кулуар) и по нему можно было подняться легко и без всяких тропежек и обработок. В итоге после трагедии по нему безопасно спустились девушки.
6. Это Май и снег полюбому не успевает зафирноваться окончательно + температуры и характер осадков частенько зимние. Колоссальная разница с Июнем и Июлем.
(Думаю что в Тянь-Шане и на Алтае в этом плане похожая ситуация)
7. Неправильная оценка снежного покрова ребятами кто тропил днем ранее.
Землетрясение возможно дало какие-то подвижки, но в целом его фактор на мой взгляд был минимален. Будь оно решающим фактором, то сошли бы и соседние склоны.

В целом классическая низкая лавинная подготовка альпинистов и туристов. На понимание и правильную оценку снежных условий весной в высокогорье в резко-континентальном климате уходят годы. И даже постоянной практики, наблюдений, восхождений и катания недостаточно.

Оценка лавиноопасности склона - очень сложная тема. Даже опытные лавинщики ошибаются.

Извиняюсь за скомканный топик

Это неверно. Я, как методист, стараюсь в разных трагедиях увидеть сходные моменты.
Это позволяет воссоздать ситуацию, - примерно так же, как криминалисты расследуют преступления со сходными признаками или как судьи назначают наказание за преступления по судебной практике отдельных статей УК.
Да, у каких-то случаев наблюдается очень близкое сходство (это - "близкие аналоги"). А у других, - только сходные моменты. Тем не менее, иногда и по "сходным моментам" становятся понятной фрагменты событий. У меня в книге, например, приводится пример трагедии на Фиште. Там две участницы похода отступали по снегу в одних носках, - как в случае трагедии группы Дятлова. А почему? Да потому, что не могли надеть замёрзшие ботинки. О очевидно, что такая ситуация происходит и тогда, когда обувь теряется по каким-то причинам.
"Скомканный" же топик несёт в основном - недоброжелательность. По богатому опыту общения со своими "недоброжелателями" я знаю, что что-то объяснять им - бесполезно. Они сразу начинают выдумывать новые "поводы", новые "выдуманные факты". А я в таких неудавшихся "диалогах" понимаю, что со мной ведут нечестную игру. Тем не менее, я иногда веду такую игру на форуме "Перевал", чтобы объяснить ситуацию и факты не тому, кому это всё объясняю, а людям, которые воспринимают информацию адекватно и могут понять, кто им "лапшу на уши вешает, а кто говорит дело.
Насчёт землетрясений я изучал вопрос ещё в 90-е годы при расследовании обстоятельств пропажи группы Клочкова в 1989 году на Центральном Памире (она описана в статье "Тайна исчезновения группы Клочкова", - статья есть в Интернете). И вывод тогда был такой: все горные районы - районы с сейсмической опасностью, но опасность у каждого района своя и по количеству землетрясений, и по их силе. Памир трясёт постоянно, - как в "лихорадке". Тянь-Шань в этой части - более спокойный район, - землетрясения там случаются заметно реже, чем на Памире. Ну, а Алтай я тогда не изучал, и сказать о нём ничего не могу. Конечно, профессиональные сейсмологи в этой части могут сказать много больше меня, - дилетанта в этих вопросах.

Спасибо Георгий за подробное описание.

А какая крутизна кулуара в градусах?
И какая температура была рано утром в день трагедии?

Спровоцированные лавины из боковых кулуаров свидетельствуют о том, что в целом сложилась очень лавиноопасная ситуация, что снег везде был "заряжен на сход".

Люблю фотографии Николая Симонова. В письме от 8 января обещал ко мне в гости приехать. Планировали познакомиться очно, а не только по Интернету...

А вон как доски сходили! И без натечного льда. Слой по слою, а какой там слой под доской по фото не определить...

И что там между слоями было, конечно, тоже интересно. Если доска не слишком толстая, то в провалившихся следах пальчиком поковыряешь, рухлядь повыковыриваешь - и сразу страшно становится. Пожалуй, в последний раз, в июле 2017 на перевале 1Б на такое напоролся.

Но когда доска толстая, как здесь, метра 2 будет. То никакие шурфы не помогут. Судьба.

Андрей, кулуар длинный, слегка извилистый, крутизна разная: внизу там полого, от горизонтальной полки подъем начинается очень плавно, а в самом верху последние метры до 40 градусов. Но верх далеко, его от начала подъема не разглядишь, масштаб скрадывается, во время мониторингового рейда я специально обращал внимание, что откуда и как смотрится. Если бы сразу была такая крутизна - явно по кулуару не пошли бы. А когда в самом конце - "ну что там осталось-то, всего ничего, проще дотропить"...
Температура утром была, по рассказам, совсем чуть-чуть ниже нуля. То есть тепло, но не плюс. К 11 часам, когда произошел сход лавины, возможно, уже выше нуля поднялась, ну и солнце тогда уже освещало склон.
Сопутствующие лавины со смежных склонов сошли, очевидно, когда главная лавина унесла те снежные слои, кот. подпирали эти склоны снизу.

Август 2000 г., Центральный Тянь-Шань, верховья ледника Ю. Иныльчек, поблизости от пика Нагела. Наша группа почти целый день спускалась с одного высокого снежного перевала по дико лавиноопасному склону. Погода - какая надо для лавинной опасности: тепло, туман, время от времени идет снег, нихрена не видно. Снег - какой надо: глубокий, тяжелый, неутаптывающийся. Крутизна - какая надо: 30-40 градусов, и перепад не меньше 500 м по высоте. Склон в нескольких местах пересечен шрундами, с каких-то мы дюльферяли, а какие-то обходили, частично подрезая склон. Но спускаться было НАДО, потому что оставаться там на этом склоне совсем нельзя было. Так вот, в этот плохой день лавина НЕ СОШЛА!
На следующий день погода звенит. Солнце и конкретный дубак. Все смерзлось в бетон. Вибры не оставляют следов, зубья кошек не протыкают фирн до платформы. Мы уже спустились со вчерашнего перевального взлета, стоим на безопасном леднике, только ледопадик распутать. И вот, в этот "хороший" день, с почти плоской поверхности серака (крутизна не больше 15 градусов) сходит лавина размером 20x20 м, стряхивает с серака двух участников вниз в трещину, две смерти.
До того я был уверен, что лавина не может сойти с плоскотины, и считал, что по ледопадам они не ходят никогда (ледовые обвалы не в счет).
После того я уверен в противоположном. Если снег вообще есть, он может сойти, когда захочет и на кого захочет, и 100% гарантии безопасности не существует.
По поводу возможности надежного предсказания безопасности пологих снежных склонов я с тех пор абсолютный пессимист. Полная безопасность в природе не существует!
Указанный старый пример описан здесь.

Георгий, на Нагела, классический пример образования глубинной изморози...
Теплый день, толстый слой снега, внутри прогрев по какому-нибудь слабому слою. Ночью холод, все что днем в этом слою отогрелось начинает превращаться в шарики...
Утром холодно, перегрузка и поехало...
Вам повезло, если бы решили отсидеться , а спускаться на следующий день, сошло бы всё...

насчет отсутствия 100% безопасности - согласен.
насчет уклонов: 15 градусов по линии отрыва ?как измерено ? на глазок ?
Некоторое время назад стал активно искать якобы описанные случаи схода досок на уклонах меньше 30. Уважаемые люди и специалисты приводили примеры.
В остатке: ни одного задокументированного такого случая пока не выявлено. Либо выяснялось,что отрыв таки на уклоне 30 и выше, либо никаких измерений не проводилось.
При этом статистика (тысячи отчетов по лавинам с проведенными измерениями) говорит,что не ходят доски меньше 30.
К чему всё: если вдруг есть объективные данные по вопросу (статью читал, фото смотрел, но определить уклон по имеющимся данным невозможно) буду премного благодарен за ссылки и пр.

Я, как методист,
Не вт ему
Вопрос к Вам :Проводились ли гистологические экспертизы с телами погибших,либо на радионуклидный анализ и прочие , что видимо свойственно таким , как Буянов - погибшим под лавинами ( по его аналогу с ГД ).
и другим несвойственным анализам ?

Почему то сразу так и думалось ,что не смогут НГУшцы не найти ... не бросят до последнего . Все предпримут ,просчитают , продумают . Но найдут ...И мысли эти подтвердились уже в июне . Очень трагичный , и все же очень логичный , впечатляющий пример организации поисковых работ . Спасибо за статью .

Удивил, куцый сайт ФИЦ Единой геофизической службы РАН Алтае-Саянского филиала...
И это в век цифровых технологий.
Государство, я так понимаю вообще денег не даёт....
Печально, очень было бы полезно в свободном доступе видеть все что происходит в земле...

Прошу прощения за минус. промазал. Кто нибудь исправьте!

А оно нам зачем? Мы же не Япония..хотя и там промашки случаются. Там тратятся гораздо больше денег для этого и это вопрос выживания. А тут. Вы поинтересуйтесь сколько у нас сейсмических станцией работает. И сколько денег выделяет государство на это. Вот запустило МЧС рассылку сообщений. Стало кому то легче от этого? или это просто бабки потратили? риторические вопросы в воздух

Это нахер никому не упало. Ребята наверное работают за идею.

Читаешь о НС и думаешь, сколько ошибок было.
Задним умом все сильные

Ошибка по сути была ровно одна: если ты не в состоянии оценить устойчивость снега на склоне, то ты на него не выходишь. Все лавинные прогнозы, шурфы, тесты и прочее сводится в один простой алгоритм: если данных для принятия положительного решения не достаточно, то либо ищутся пути обхода, либо группа разворачивается.
Вы поймите: в России 90% лавинных инцидентов происходит не из-за ошибки в оценке лавинной опасности, а потому что не было никаких попыток эту лавинную опасность оценить. И будь ты хоть снежным барсом, хоть МСМК, хоть золотым ледорубом - по внешнему виду склона и по поведению ступеней при тропежке оценить лавинную опасность невозможно! Точнее можно, но когда все очень плохо и подходить под склон вообще не стоило.

А как вы оцените устойчивость снега?Это самообман, а не оценка.
Снег всегда разный.
Подходите по склону одной ориентации , глубины и на моренной подложке, а выходите на склон другой совсем ориентации глубины и на травяной подложке.
Вот вам ситуация диаметрально противоположная.

Примерно оценить, конечно, можно, но только примерно.

Уважаемый Igel-nn
Флаг вам в руки, если данных не достаточно не ходите.
Но данные меняются каждые 100-200 метров по высоте, солнечная сторона или в тени,
первая половина дня или вторая, да мало еще сколько, и что надо все время шурфы капать?
Чаще глаз замыливается и ты можешь не обратить на что то внимание.

*Флаг вам в руки, если данных не достаточно не ходите.
Ну я так и делаю и друзья с которыми катаюсь/хожу, и практически все люди, которых я считаю компетентными в лавинной теме тоже так делают. Это нормально, когда собственная жизнь важнее результата.
*Но данные меняются каждые 100-200 метров по высоте
Не совсем. Данные из шурфа, при сохранении угла, экспозиции, формы рельефа и ветровой нагруженности остаются условно показательными до полукилометра вертикального перепада. Понятно что всех факторов не учесть, НО, если ваш компрешн тест сработал на третьем ударе, то набирать по этому склону 200 метров, что бы его перепроверить будет весьма плохой идеей.
*что надо все время шурфы капать?
Ну, если хотите жить долго и счастиво, то будет не лишним. В конце концов полутораметровый шурф одним человеком копается минут за 5-6, за это же время груженый человек протропит метров 15-20 вертикального перерепада, не велика потеря времени. А так хозяин-барин как говорится.
*Чаще глаз замыливается и ты можешь не обратить на что то внимание.
Именно поэтому в группе компетентных людей должно быть минимум двое, что-бы нивелировать когнитивные искажения друг-друга. Лучше конечно, когда решения руководителя может анализировать вся группа, но это уже фантастика.
*Грубые ошибки редко бывают, а полутона.... как в этом случае случаются к сожалению.
Меня сейчас закидают ссаными тряпками, но когда группа, не имея лавинного прогноза, без лавинного снаряжения, не сделав никаких тестов, идет одновременно по зоне транзита трех лавинных очагов.... ну это не полутона и даже не грубая ошибка... это банальное отсутствие лавинного образования. И это не их вина, это просто отсутствие этих знаний в школе горного туризма, да и альпинизма. У нас этому просто не учат.

Просто истина!

Интересно, а есть ли статистика о причинах схода лавин, в которых попадали и гибли люди...как то: осадки, ветер,экспозиция склона, орография, угол,время суток, человеческий фактор, сейсмика и т.д.

Вот например по США сезон 2018/19 детали по каждому случаю по активным ссылкам https://avalanche.state.co.us/accidents/us/

Весь базар по типу лучше быть богатым и здоровым чем....
Не хочу приводить примеры уважаемых людей которые ушли в небытие от лавин,
и почти уверен что даже тут можно найти их высказывания, или то что они выразили на бумаге. Каждый кто достаточно долго ходит в горы может сказать тут пару умных слов. И что?
Это почти дословно....

Каждый, кто достаточно долго ходит в горы, когда-нибудь сам попадает в задницу. Если благополучно выбирается из нее, то умнеет и потом помалкивает в тряпочку.

Георгий Сальников мы все таки в демократической стране живем
Каждый имеет свое мнение.
Правда за это мнение иногда можно поставить к стенке...

* Весь базар по типу лучше быть богатым и здоровым чем....
Нет, "весь базар" о том, что если ты взаимодействуешь с опасной и сложнопрогнозируемой стихией, то надо в этой стихии разбираться и всегда понимать, что будет тысячу факторов, которые ты не сможешь просчитать. И держать дистанцию до этой стихии на размер своей компетенции.
* Не хочу приводить примеры уважаемых людей которые ушли в небытие от лавин
Увы, уважаемость и лавинная грамотность не тождественны. Вместе со званием чемпиона России или Золотого Ледоруба вы не приобретаете системные знания о лавинах.
* Каждый кто достаточно долго ходит в горы может сказать тут пару умных слов. И что?
Ну так пусть скажут. Вы поймите, я тут с вами "базарю" не потому что мне нечего делать или мне хочется самоутвердиться, за счет очернения погибших. Я пытаюсь обратить внимание общества на отсутствие систематического лавинного образования на постсоветском пространстве и связанные с этим регулярные жертвы лавин, которых могло бы не быть.
* Пока ты жив, ты ГУРУ. А потом как сказал мне Валера Розов, "когда ты уберешься найдется много народу которые объяснять почему и какой ты был мудак"
Некоторым людям даже убираться не обязательно...

Igel-nn
Зачем хамить?
Я еще не начинал

>>> … когда группа, не имея лавинного прогноза, без лавинного снаряжения, не сделав никаких тестов, идет одновременно по зоне транзита трех лавинных очагов.... ну это не полутона и даже не грубая ошибка... это банальное отсутствие лавинного образования.

«Лавинного образования» у погибших было «выше крыши». Они знали, что идут вверх по «корыту»-лавиносборнику; знали, что безопаснее подниматься справа, по осыпному контрфорсу. Но, пошли там, где идти было комфортнее.

Лет 45 назад, новички задали вопрос инструктору сборов: «Как определить необходимость страховки?». Тот ответил: «Она нужна там, где есть куда падать». Через 2 года он погиб (не захотел позаботиться о своей страховке там, где было куда падать).

Конечно, бывает, что опасный участок лучше быстро пройти на самостраховке. Лучше, если проходить один раз. А если двигаться часами (по «корыту»-лавиносборнику) или двигаться челноком (перенося через речку рюкзаки «единичной» группы)? …

Бывают действительно непредсказуемые случаи. Лет 40 назад, при спуске с пер.Фрешфильда на ледник Юномсу, справа обвалился очень большой участок скалы. Просто чудо, что группа спустилась чуть раньше обвала. Впечатление было купировано внеплановым «перекусом».

Вспоминая тех, кого нет, я знаю, что почти все они могли не погибнуть. Потому что, отмотка назад хода событий почти всегда приводила к моменту, когда несчастный случай можно было предотвратить, подчинением требованиям техники безопасности.

Может многим моё суждение покажется крамолой, но я ещё давно, когда много ходил, и проводя свой анализ НС в горах не мог отделаться от мысли, что они-горы,.. почти не склонны прощать опытным и хожалым ни малейшей ошибки...и в то же время очень многое прощают новичкам, сорви-головам, пофигистам и просто дуракам! И да, я вовсе не поклонник Станислава Лема...

Ну это скорее если ты наезжаешь в год 10 тыс на машине или 150 тыс.
Ты конечно опытнее с своими 150ю, но шансов не меньше чем у новичка

Нет, тут другая закономерность играет. Не потому, что "дуракам везет".
Чайники, дураки и т. п. чаще косячат, чаще находят проблемы на свою задницу. Это обычно наступает еще до того, как ситуация станет по-настоящему критической. "Дураку" удается отделаться "малой кровью", потому что до настоящей проблемы он еще не дошел, не успел, споткнулся раньше.
Опытный человек угадывает чаще, дурацких проблем успешно избегает. И если уж опытный попал в "засаду", значит, не сдуру, а ситуация на самом деле сложная и опасная. И выкарабкаться из нее гораздо сложнее.

Настоящий квалифицированный руководитель, искусно избегая мелких косяков, неуклонно заводит группу в глубокую задницу.

Коллеги, - случай на Нагела я считаю "классическим" не только потому, что это - "лавина из снежной доски по слою глубинной изморози". Это - случай схода пластовой лавины по склону малой крутизны, - где-то 14-15 градусов. Тут важно вот что: пласт не был поддержан снизу на краю ледосброса. Отсутствовал подпорный вал снежной доски - этот фактор сыграл немаловажную роль. И в случае трагедии группы Дятлова был именно такой случай: там они подрубили пласт на глубину около метра при расчистке площадки под палатку. Как это делали - видно на их последних снимках. Причём пласт повредили и снизу (очень глубоко) и сверху, - там ходили, клали рюкзаки, втыкали лыжи и палки. И этот пласт ночью "созрел" и съехал на них, нанеся травмы и придавив палатку. А снаружи уже вовсю бушевал ночной ураган... Очень страшная ситуация, если понять условия, которые создали две стихии жуткой непогоды и обвала лавины-осова... Лавина во всех данных случаях не сошла "самопроизвольно", - были факторы, которые спровоцировали этот сход (в том числе по склонам малой крутизны). Сальникову: я понял, что там не только участок 20 на 20 метров обвалился, - там видны границы схода обвала целого "футбольного поля". Может, я ошибаюсь, и этот "кусочек" сошёл ещё раньше? Но на фото края этого обвала и "рыхлятина" выноса внизу определённо видны.
Ну, а в горах опытные туристы и альпинисты действительно гибнут в процентном отношении чаще, чем новички. Потому, что сложнее и опаснее их маршруты и восхождения, и потому, что ходят в горы они по времени больше, чем новички и разрядники. А стихии, знаете, - они не разбирают, кто новичок, а кто "мастер". И если "мастеру" не удаётся вовремя обойти опасность, уклониться от удара стихии - его она убивает так же, как новичка. И никакой "мистики" здесь нет.

Вот это "футбольное поле" - и есть 20x20 м. Там весь серак всего 20 м в толщину. Сначала сошел маленький "носовой платок" 5x5 м с плоского места, кот. был подпоркой, а после него уже выше 20x20 съехало.

В начале статьи было про закон больших чисел. По мне он абстрактный конечно , пользоваться им на практике невозможно . Если только в статистике и то притягивая за уши .Но он усиливает понимание ,допустим для перегонщика , что чем больше трафик на трассе , тем больше "шансов " попасть в ДТП , чем больше ездишь , тем больше рискуешь , особенно на наших дорогах . Если про дороги , то ко всему лепится еще куча факторов :какой автомобиль, кто за рулем , его здоровье , кто рядом , какие погодные условия ... просчитать и учесть все не возможно . Чем больше опыт у водителя , чем выше его IQ ),тем больше он учтет , но все равно не все , где то когда-то споткнется , если вовремя не остановится .Я не знаю ни одного водителя с большим опытом без единого участия в ДТП . А в горах ,особенно в сложном походе , постоянный риск . Просто не представляю , если туристская группа над каждым снежным склоном будет сидеть и рассуждать по несколько часов , опасный он или нет . И тем более проводить на нем лабораторные работы по рытью шурфов . Ведь выбирают всегда полегче путь , если он уж совершенно явно не убийственный . И обычно идут там , где проще , легче , быстрее. Вот про мышеловку под Хан-Тенгри много читал.... все знают , что там кранты а все равно идут , зажмурившись .. Это же риск , слово одноименное с названием сайта .. все не просчитаешь . Кто бы тогда вообще что покорить или пройти смог , если над каждым шагом размышлял и разворачивался . Так думается ..

"Ни одна вершина не стоит того, чтобы за нее умереть. Если на восхождении я попадаю в обстоятельства, которые говорят о высокой вероятности лавины или других опасностей, которыми я не могу управлять, я поворачиваю назад…" Р.Месснер.
Когда руководитель принимает решение идти на снежный склон зимой или весной или после снегопада, он должен понимать, что отвечает за жизни своих участников, а не только за спортивный результат, мать вашу!
И надо в правилах МКК ввести термин, о невозможности предсказания лавинной опасности в межсезонье и ставить галочку в маршрутку, что в подобной ситуации делается, однозначно слив или играется рулетка.

не туда нажал...
Но вообще то в маршрутных книжках альпинизма, туризма всегда пишут рекомендации. И наверняка даже в этом походе на это обратили внимание.
Но я бы когда писал такие предложения посмотрел бы на такие маршруты в альпинизме
которые называются в нашей среде "бутылка". Иногда это бывает с "горлышком", когда есть сужение куда все и всегда прилетает.
Обычно это ледовой маршрут среднее крутизны 50-60 градусов, в горлыше до 70-80 доходит. Идут в лавиносбонике под рядом ледовых карнизов. Ну как например на туже Белуху 5А. (говорят что она слабая) И что?
И что, никто и никогда не должен там ходить?
У нас в вами разное представление о горах.

пустомельством занимаетесь

* чем больше ездишь , тем больше рискуешь
Прекрасный пример! Безопасность на дороге - такая же многофакторная и сложнопрогнозируемая херня, как лавинная безопасность. И поэтому создано куча всего, что резко понижает твои шансы умереть на дороге. Курсы контраварийного вождения, курсы первой помощи, ABS, ESP, подушки безопасности, зоны деформации и клетка безопасности, Euro NCAP-сертификация, современная резина, система контроля засыпания водителя и т.д. Да, существует фактор "фуры в лоб", но вы же не будете отрицать что в современной машине при наличии хороших навыков вождения шансы умереть в тысячи раз меньше, чем в шахе на лысой резине? А если к хорошей машине и курсам контраварийного вождения добавить осознанный и умеренно-пенсионерский стиль вождения, то вероятность умереть вообще можно уместить в статистическую погрешность, оставив для нее лишь тот самый пресловутый фактор "фуры в лоб".
Так вот бюллетени, прогнозы, шурфы, тесты, бипперы, тактика - это те же самые кирпичики из которых складывается безопасность. Конечно 100% безопасно не будет никогда, всегда будет "фактор фуры в лоб", но с тем же успехом можно словить рак или инсульт в 30 лет...

* Просто не представляю , если туристская группа над каждым снежным склоном будет сидеть и рассуждать по несколько часов , опасный он или нет . И тем более проводить на нем лабораторные работы по рытью шурфов .
Скатайтесь на хорошие лавинные курсы и все встанет на свои места. Основные данные о ситуации в районе можно получить до заброски туда. На месте вы лишь проверяете свои гипотезы и тестируете конкретные склоны. И это конечно не часы и тем более не полноценные "лабораторные работы". Экспресс-тест на устойчивость делается меньше чем за пять минут. За полчаса можно вырыть два шурфа полного профиля с тестированием в нескольких точках по разным методикам и узнать о конкретном склоне почти всё.

Igel-nn я понял что вы ГУРУ в лавиной теме.
Окончи кучу курсов, купи все лавинные прибамбасы и будет тебе счастье, без лавин.
Все и всё поняли
Побежали записываться

Не нужно кататься даже , сейчас все лекции можно найти в интернете ) Но все же ,ни когда не видел этого на практике в туристических походах . Я про рытье шурфов .Ну это раньше . Может сейчас , насмотревшись роликов и делает кто в походах , не спорю . Но вот перед туристской группой перевал ,снежный склон , его надо пройти .Первые дни похода и другого пути нет .Не слышал еще ни разу , что бы группа сошла с маршрута , потому что вырытый шурф дал положительный анализ ..

Георгий, добрый день.
У меня вопрос, на который можно не отвечать, если он покажется неподходящим для этой темы.
Что было не так с MSR-овскими горелками в утро выхода?

Ничего особенного. Просто плохо горели. Многие рассказывают, что мультитопливные на бензине часто работают плохо, если только примусник не занимается с ними шаманством каждый второй день. Сам лично подтвердить жалобы не могу, т.к. ими не пользуюсь и сам эти глюки не наблюдал.

Понял, спасибо.

Я, как методист,
Не вт ему
и другим несвойственным анализам ?

Ответ: при расследовании причин гибели людей следователи собирают и анализируют факты. На основе сбора и анализа фактов выдвигают и проверяют разные версии и в соответствии с ними (версиями) проводят различные проверки. Если смерть людей - насильственная, проводится вскрытие судмедэкспертами (СМЭ)-паталогоанатомами с целью определения причин смерти (проводится исследование патологий, которые привели к смерти и причин, которые могли вызвать эти патологии). Объём проверок определяют следователи или прокурор, который ведёт данное дело (прокурор отдаёт приказы следователям и контролирует их работу).
Версия строится на фактической основе. Если фактов нет, как в случае группы Дятлова для криминальных или техногенных причин - это никакие не "версии", а недостоверные предположения, которые ни на чём не основаны.
В случае с группой Дятлова "версия" (даже предположение) о сходе лавины вообще не рассматривалась (поскольку никто из опытных туристов на такую возможность не указывал), а версию с "непогодой" следователь тоже не проверил, хотя на опасность ветров на открытом склоне горы указывали мастер спорта Бардин и перворазрядник Шулешко (их 15-тистраничный отчёт был прислан из Москвы с секретным письмом от 23.03.1959 г. от отдела административных и торгово-финансовых органов ЦК КПСС - конкретно от Председателя оргбюро Союза спортивных обществ и организаций РСФСР). Иванов отвлёкся на эти экспертизы - по "огненным шарам" и на радиацию, подозревая, что имела место "техногенная" трагедия. Но проверка и объяснение и "огненных шаров", и "радиации" показали, что никакого прямого отношения они к трагедии не имели (исптания проводились, но в другое время и на огромном удалении от места трагедии). Но от них пошло много всяких слухов. И они тоже давили на следствие. Давили и власти: услышав о "шарах" и "радиации на одежде" 2- секретарь Св. обкома Ештокин велел Иванову закрыть дело и засекретить его. Результаты радиологической экспертизы временно были выделены в Сов.Секретный пакет, документы которого сохранились в материалах "Дела"
Так что следствие определяет, - какие дополнительные проверки проводить, а какие - нет в соответствии с обнаруженными фактами. Предположения и взаимосвязи фактов должны быть тщательно проверены - из "винегрета" достоверных и ложных, важных и совершенно несущественных фактов можно "слепить" всё, что угодно. Этим и занимаются сочинители разных "версий". Но вот проверять факты они не умеют. А у нас в книге как раз описано, как мы проверяли факты и делали выводы на основе достоверных и важных фактов, а недостоверные и несущественные - отсеивали. Знаете, - чтоб "делать выводы" надо иметь "хороший порядок в мозгах" и хорошее понимание того, что произошло. А пока такого порядка и понимания нет, - нечего строить "предположения" на недостоверной основе. такого "хлама" насочиняли очень много, - но что толку-то? Все они не выдерживают даже простейших проверок
Да, в описанной трагедии на Алтае есть очень существенный и важный фактор опасности, на который, вроде, серьёзно не обратили внимание. Трагедия произошла в МЕЖСЕЗОНЬЕ. Когда условия - совсем не "летние". И тактика, включая осторожность в мезсезонье должны быть иными, чем в летних условиях. Лавинная опасность в межсезонье обычно - существенно выше, чем летом. А зимой - там тоже "свои условия", которые надо учитывать...

Обижаете. Как раз на фактор МЕЖСЕЗОНЬЯ внимание обратили в первую очередь, и в начале поста об этом сказано.

Какая трагедия, друзья...
Насобираю сейчас минусов, но дело не в этом...
Знаком с районом. Благодаря, в том числе, и Николаю Симонову (руководитель группы). Его сайт http://sab.sscc.ru/~tour/altay.html, - лучший путеводитель по этим местам. С координатами, описаниями и впечатлениями, пусть он (кроме всего прочего), останется его наследием. Он знает здесь каждый перевал, каждая гора знает его... Много лет мы с супругой в своих походах и восхождениях пользовались (и будем!) наработками Н.Симонова и всегда поражались, наличию отсутствия сезона восхождений/походов/прогулок для него... Легендарная личность...В этих невысоких, но серьёзных горах.
Теперь о том, за что минусовать... При всем моем искреннем и безграничном уважении и почтении к Н.Симонову. Зачем было идти на этот снежный склон? Пусть вероятность его схода ничтожна мала (хотя выглядит не так). Есть же безопасный вариант обхода. Насколько более трудоемок вариант выхода на гребень по контрфорсам (правом и левому)? Лишние полчаса времени? Ладно, если бы это был "правильный", единственный и классифицированный вариант прохождения препятствия (перевал, траверс), так ведь нет... И что это? Стечение миллиона независящих обстоятельств - нет, мое мнение. Ошибка - скорее да. Зачем было выходить на этот склон/выходить в этот кулуар? Это единственный путь? - Нет. А есть безопасный? - Да.
Пошел бы я с супругой, имея альтернативные варианты, - в этот кулуар в этих условиях? - Нет.
А Вы? Стал бы я изучать состояние снега и вероятность лавины для принятия этого решения? - Нет.
С моей точки зрения, - это ошибка, приведшая к трагедии. Мертвых не судят, но констатировать факт, для принятия во внимание, - необходимо.
Спасибо вам, ребята, за столь подробный разбор...Вы проделали колоссальную работу.
Земля пухом погибшим, будем помнить всегда.

Ставить "вопросы к Симонову" с нашей стороны не вполне корректно. Условия не равноценные.
Перед тем как начать подъем группы по кулуару, Симонов оценил состояние снега как не опасное (я совершенно убежден в том, что если бы он определил существенную опасность, то и не пошел бы там). То, что лавина все-таки СОШЛА (и значит, пост фактум опасность оказалась недооценена), Симонов уже никогда не узнает и не сможет откорректировать свое решение.
Напротив, мы все здесь СНАЧАЛА УЗНАЛИ, ЧТО ЛАВИНА СОШЛА! И теперь, зная это а приори, рассуждаем тут, выставляем плюсы и минусы. Заранее зная результат, можно легко рассуждать, объяснять и "предсказывать" все, что угодно. И именно поэтому мы здесь не имеем морального права рассуждать: пошел бы, не пошел бы - потому что мы знаем результат заранее. А не зная заранее, еще неизвестно, кто бы здесь что сделал...

При всем уважении к опыту. И не пытаясь судить. Есть методика Nivocheck. Попробуйте по ней оценить лавинную опасность этого кулуара. На основании известных Вам данных, в статье они описаны недостаточно, экспозиция, погода накануне и т.п. Интересно, сработает?

Трагедия в группе Симонова вызвала озабоченность и определенную полемику по непростым вопросам безопасности прохождения маршрутов, в частности, в кругу опытных горных туристов, работающих в МКК и других структурах ФСТР.
В связи с этим полагаю целесообразным воспроизвести здесь (с минимальными сокращениями) мою переписку с Николаем Устиновским, мастером спорта по туризму, членом ЦМКК, очень опытным горником из Екатеринбурга, известным первопрохождениями таких сложных перевалов, как, например, Дружбы Народов и Бородино.

НУ:
Анализ статьи Георгия Сальникова о трагедии на Алтае в мае 2019 г, в группе туристов Новосибирска
Прежде, чем начать рассмотрение этих трагических событий, приношу глубокие соболезнования родителям и близким погибших ребят, их друзьям и коллегам.
Сильно удручает то, что в этой трагедии погибла почти вся туристская группа.
Большое спасибо Георгию Сальникову, автору данной статьи, как я полагаю, другу большинства погибших ребят, за непристрастное и детальное рассмотрение произошедшей трагедии.
Произошедшая трагедия вызвала большой резонанс во всем нашем туристском сообществе и естественным образом породило массу вопросов и к маршрутной комиссии, выпустившей эту группу на маршрут и к погибшему руководителю группы.
Не смотря на подробное и качественное изложение и анализ произошедших событий, я постараюсь посмотреть на эти трагические события несколько со стороны, и высказать свое личное мнение о некоторых моментах.
Проанализируем действия группы в районе схода лавины на склоне пика Металлург. Рассмотрим фотографию снежного кулуара, по которому поднималась группа, по которому сошла лавина.

На данном фото склон на самом деле кажется пологим и простым.
Если точнее, то простыми кажутся все три варианта подъема. Простым и пологим кажется и сам снежный кулуар, и оба гребня, правее и левее кулуара. Отметим, что фото, снятое вверх по склону, всегда заваливает реальную крутизну этого склона, и склон на фото всегда кажется более пологим.

ГС:
Совершенно верно, я сам фотограф и хорошо знаю, что склон, снятый снизу вверх, визуально кажется менее крутым. Поэтому, когда я впервые увидел эту (и другие) фотографии от уцелевших участниц (это было сразу после события, еще до разбора в МКК), то особенно внимательно всматривался, чтобы оценить реальную крутизну склона. В частности, можно обратить внимание, что тропильщики на фотографии стоят прямо и ненапряженно, не упираясь в склон ледорубами (или носами), как обычно стоят на склоне незначительной крутизны. Также можно обратить внимание, что в снег они проваливаются неглубоко, максимум сантиметров на 20.
Вопрос о реальной крутизне склона я не забыл, и позже, когда в июне ходил в первый мониторинговый рейд, сам внимательно рассматривал, как выглядит склон непосредственно на месте происшествия. Так вот, в нижней части, поблизости от места ночевки группы Симонова, склон не "кажется", а на самом деле не крутой. Потому что здесь он плавно переходит в большую горизонтальную полку.
Но действительность обманчива. В верхней части (где и произошел отрыв лавины) крутизна гораздо больше, до 40 градусов на последних метрах перед выходом на безопасный гребень. Однако до этого места далеко (по высоте 400м, а по линии пути минимум 800м), поэтому масштабы и крутизна скрадываются, и точно определить характер этого удаленного участка снизу непросто.

НУ:
То, что правый на фото гребень не сложный, подтверждает спуск по нему пешком двух уцелевших участниц группы после схода лавины.

ГС:
Строго говоря, участницы спустились по этому гребню без коллективной страховки, но не совсем "пешком", а все-таки с некоторыми затруднениями. По их словам, в ряде мест с выходами разрушенных скал им пришлось отыскивать проход, кое-где разворачиваться лицом к склону и слезать "ногами и руками". Тем не менее, пройти по этому, как и по соседнему гребешку, на подъем, безусловно, группа могла бы.

НУ:
Таким образом, у группы было три примерно равноценных по сложности варианта подъема на верхний гребень вершины. Но, как в оказалось по факту, руководитель группы выбрал подъем по опасному, "созревшему" для схода лавины снежному кулуару, а безопасные в этом отношении варианты по одному из осыпных гребней руководитель проигнорировал.

ГС:
Когда я ходил туда в мониторинговый рейд, то и на этот пункт специально обращал внимание, пытаясь мысленно поставить себя самого на место руководителя. И пришел к выводу, что подъем по осыпному гребню в то время, когда там находилась группа Симонова, на самом деле был бы технически менее удобным и (при условии, что снег в кулуаре не проваливается) более трудоемким, чем подъем по снегу. Дело в том, что камни на этом гребешке сплошь заросшие лишайником, и там было ужасно скользко, когда нам пришлось по нему спускаться после выпадения мокрого снега. Это была просто коррида какая-то, несмотря на то, что мы были без рюкзаков, а сам я вообще-то легко хожу по живым и заснеженным камням, да и по мокрым лишайникам с детства (я с Урала родом, где хватает этого добра).
Симонов не "игнорировал" гребневые варианты. Предварительно, он как раз и собирался идти по гребешку (но только не справа, а слева от кулуара). Именно по этому гребешку в 2015 шла на спуск группа, где участвовал Науменко. Почему они все-таки пошли дальше по снегу? Я думаю, что дело было так. Участники группы Симонова просто замучились с тяжелыми рюкзаками корячиться по этим склизким живым каменюкам, пока дошли до места ночевки на полке. А там, ошибочно оценив снежный кулуар как нелавиноопасный, решили подняться утром по смерзшемуся снегу и не ломать ноги дальше по камням...

НУ:
При этом "разведку" безопасности снежного кулуара руководитель группы организовал весьма оригинально, он просто послал двух своих участников тропить по нему ступени.

ГС:
Руководитель их отправил тропить, ошибочно считая кулуар безопасным. Мог даже предупредить, чтобы они прекратили движение, если выше обнаружат изменение состояния снега. Но я не знаю, звучало ли перед уходом тропильщиков это упоминание.
Какого-либо умысла использовать тропильщиков в качестве "живца" для проверки лавинной опасности у Симонова быть не могло!

НУ:
А ведь снег - это очень динамичный материал с быстро изменяющимися свойствами. В частности, за несколько ночных часов пласт снега может подвергнуться перекристаллизации, разрыхлению внутренних пластов и уплотнению внешних. Так, в частности, образуется снежная доска и ее аналоги.
Все это руководитель группы или забыл, или просто проигнорировал. Вот его решение: чем корячится на осыпном гребне, лучше заранее протоптать ступени, а на следующий день по этим ступеням подняться всей группой.
И "разведчики" протоптали ступени, а на следующий вся группа стала подниматься по ним и... общим своим весом перегрузила "созревший" пласт снега в верхней части кулуара и обрушила его. Последствия известны.
В этом и состоит трагическая, тактическая ошибка руководителя группы. Обошли бы они этот сомнительный кулуар стороной по простому осыпному гребню, и не попали бы в лавину.

ГС:
С этими окончательными выводами я совершенно согласен, тут возразить нечего. Собственно, и в самой статье у меня есть похожие выводы. Если бы группа установила факт высокой лавинной опасности, то конечно, никто в кулуар бы даже и не сунулся, и наверное, также и ночевать на этой полке бы не стали. Недооценка фактической лавинной опасности повлекла за собой и все последующие действия, вплоть до схода лавины.
Но было бы опасно заявлять: дескать, я, Чингачгук, никогда не наступаю на грабли! В потенциально опасной и при этом сложно обнаруживаемой ситуации может оказаться каждый, эту мысль я в статье и пытался донести.

НУ:
В МКК в Новосибирске работают очень грамотные и опытные горники, отговорили бы они руководителя сменить время его похода на летнее, более безопасное, и не было бы этой трагедии.

ГС:
О прохождении именно этого маршрута летом речь не шла. На лето Симонов уже строил другие планы. Насколько мне известно, он собирался летом на Высокий Алай.

НУ:
Теперь о нашей конституции и о свободе передвижения граждан. А вы попробуйте на своем авто или даже пешком в марте - апреле пересечь Кавказский хребет по любой из автомагистралей ??? Да вас просто не пустят туда, не отстреляв из пушек все лавины на прилегающих склонах.
Другой пример. Попробуйте погулять пешком по проезжей части городских улиц. Да вас просто арестуют, а затем оштрафуют. А пересечь улицу города на перекрестке вы сможете только на зеленый цвет, на цвет зеленого человечка.

Сравнение некорректное. Поясню.
Опасные автомагистрали закрывают МЧС и/или ГИБДД. То и другое - государственные структуры. За это, в том числе, государство платит им зарплату, а главное, наделяет их соответствующими полномочиями, вплоть до того, чтобы задерживать или штрафовать нарушителей, закрывать районы и т. п.
МКК - общественный орган, НЕ наделенный такими полномочиями. Попробуйте в марте сами встать на дорогу где-нибудь на Кавказе и начать тормозить машины, размахивая, например, удостоверением спортивного судьи...

НУ:
Есть понятие "свобода" а есть не менее важное понятие "ответственность". Если руководитель группы не чувствует своей ответственности, это не руководитель. Если МКК не чувствует ответственности за выпуск группы и выпускает ее в заведомо опасный район, это не МКК, и от ее услуг лучше отказаться.

ГС:
По поводу ответственности. Да, настоящий руководитель в ответе за свою группу. А члены МКК, ставящие свою подпись в маршрутке - в ответе за этот свой "базар".
Когда нам в МКК приносят маршрутные материалы, мы всегда рассматриваем их по уму. Всегда общаемся с руководителем, почти всегда вписываем в маршрутку какие-нибудь особые указания. Когда что-то рекомендуем, обычно руковод прислушивается и исполняет рекомендацию. Потому что если мы рекомендуем, то по делу обосновываем свои соображения. И руковод сам видит, что мы не "докапываемся", а на самом деле тоже хотим, чтобы он более качественно прошел свой маршрут. Если я начну перечислять конкретные примеры подобных диалогов, тут места не хватит.
Бывает даже, обращается кто-то из "диких" путешественников за консультацией, изначально не собираясь выпускаться по тем или иным причинам. И с такими общаемся, консультируем, и эту функцию тоже выполняем.
Очень редко, но бывает, что мы не согласны "выпускать" группу на заявленный маршрут или на какую-то его часть, и нам не удается переубедить руководителя изменить его. И такие случаи тоже были, когда мы не согласовывали маршрут, с соответствующей записью в маршрутке. Но, не согласовав маршрут, мы тем самым максимум не допускаем группу до участия в соревнованиях. И то только в официальных, а выдвижению, например, на "Хрустальный пик" и это не воспрепятствует. Закрыть же район и "не пускать" никого может только милиция, МЧС, пограничники наконец, а МКК не может - не наделена государством такими полномочиями.
Нужна ли такая МКК, не наделенная полномочиями "не пускать"? Не знаю. МКК - общественный орган, обществу в конце концов и решать, нужна или нет. Но то, что мы в МКК работаем, соблюдая рамки своей компетенции и своих полномочий, в том числе и это подкрепляет наш авторитет. И то, что к нам обращались даже "дикие" туристы, которые вообще не планировали ни выпускаться, ни участвовать в соревнованиях - косвенно подтверждает мысль, что существование МКК востребовано и приносит пользу.
Теперь по поводу "заведомо опасного района". По отношению к Южно-Чуйскому хребту это утверждение некорректно. На основании многолетнего опыта организации горных походов (от 1 до 4 к.с.) во время майских праздников, у наших горников сложилось мнение, что именно Южно-Чуйский хребет - наиболее безопасен в отношении лавин в весенний сезон. Этот район не только безопаснее, чем другие районы Алтая, он также более безопасен, чем Северный и Центральный Тянь-Шань, чем та же Алаарча, наконец. Благодаря: а) заметно меньшей заснеженности Южно-Чуйского по сравнению с другими районами, и б) как правило, более морозной погоде, отсутствию раскисающих на солнце снегов.
Именно поэтому Симонов запланировал свой маршрут там, и в том числе поэтому наша МКК без задних мыслей маршрут согласовала, "выпустив" туда эту группу. А также две других группы, которые обе успешно прошли свои маршруты 1 и 3 категории.
Заснеженность ЮЧХ в этот сезон, действительно, оставалась небольшая (по наблюдениям, даже меньше, чем обычно). Но, к сожалению, уже во время прохождения маршрута наступило нетипично раннее потепление, снега стали раскисать, лавинная опасность повысилась. На момент рассмотрения маршрутных документов ни руководитель, ни члены МКК, разумеется, не могли знать заранее, что так произойдет. Скорректировать тактику группа могла только на месте, и, по правде говоря, опыта в группе было для этого достаточно. Не скорректировали...

НУ:
Больше всего меня удручает и угнетает очень высокий походный, да и личный интеллектуальный опыт руководителя и участников этой группы, но: который по факту не смог обеспечить безопасность данной группы.

ГС:
В общем-то да, группа попалась в засаду, и надо признаться, в довольно примитивную засаду, которую все-таки можно и нужно было обнаружить, и которую можно было легко обойти.

НУ:
Так не проще ли в этот опасный период года просто запретить туристские походы в нашем высокогорье ?????
После трагедии такого масштаба я имею полное право поставить вопрос именно в плане более жесткой регламентации правил впуска туристских групп в высокогорье, в лавиноопасный период весеннего межсезонья.
На настоящий момент в наших широких кругах любителей походов в высокие горы («дикарей», альпинистов, туристов и др.) преобладает идеология этакой «свободы», я бы сказал, «свободы допуска на минное поле».
Это объясняется просто – если, к примеру, ГИБДД не закроют лавиноопасный участок горной автотрассы, и, не дай бог, в лавину попадут люди, сразу и как минимум, полетят звезды с погон у ГИБДДешников и прочих, ответственных за этот участок.

ГС:
Кажется, я теперь понял смысл предложений.
С одной стороны, МКК должна будет предъявлять повышенные требования к группам (вплоть до полного отказа в "выпуске", то есть, оставаясь в рамках буквы закона, отказа согласовать маршрут в каком бы то ни было виде) в случае, если МКК считает данный район опасным в течение сроков прохождения маршрута.
С другой стороны, повысить ответственность МКК, если НС случился на маршруте, который в этой МКК был согласован (на который МКК группу "выпустила").
Я согласен, что это обсуждаемо.
Но и определенные оговорки тоже надо иметь в виду, не все так просто, чтобы всех скосить под одну гребенку, и концы в воду.
Во-первых, МКК, подчеркиваю, не в состоянии закрыть район физически. Если МКК не согласовала маршрут ("не выпустила"), но группа после этого все равно пошла в район не заявленной, МКК уже не сможет этому воспрепятствовать (возможно, даже не узнает, потому что группа будет прятаться). Потому я и настаивал на более гибкой методе. Чем в грубой форме запретить всякий выход на маршрут и спровоцировать тем самым группу на дикий выход незаявленными, может быть более целесообразно переубедить поменять район, маршрут или его часть, это может фактически улучшить ситуацию с безопасностью.
Во-вторых, надо понимать, что степень опасности в одном и том же месте не всегда одинакова, как и опасность в разных местах в одно и то же время. Вот Ваш пример с Чимганом, куда раньше ходили толпы. А в мае 2015 одна наша группа сходила примерно туда, на Угамский хребет, удачно, но по рассказам, лавинная опасность оказалась неожиданно высокая (в связи с потеплением климата, повсеместно раскисшие снега).
Не пускать весной вообще ни в какой район - не вариант. Скорее всего, просто перестанут заявляться. Во времена СССР так уже было.
В общем, обсуждать есть что, но надо самим хорошо понимать, что можно сделать, что при всем желании нельзя, а где палка о двух концах, при самых благих намерениях...

НУ:
Поисковые работы силами МЧС проведены квалифицированно. Большое спасибо им за свою далеко не простую работу.

ГС:
Да, мужики из МЧС - настоящие герои и профессионалы своего дела!

Извиняюсь заранее, если выглядит как офф-топ. Но раз уж речь зашла об МКК и др. структурах спортивного туризма, и в свете то, что именно в этой ветке написано...

Тут на Риске был недавно пост, который призывал всех заинтересованных присылать предложения из серии "как нам реорганизовать Рабкрин (зачеркнуто) Туризм" (с).
По моему разумению, было бы супер-полезно и архи-важно структурам ФСТР/ЦМКК (и им подобным) заняться организацией семинаров по безопасности. В частности, лавинной - с чем 80% массового альп-тур сообщества знакомо исключительно теоретически (и на уровне знаний/мифов середины ХХ в.).
С привлечением признанных спецов, может быть даже и иностранных. С хорошей информационной поддержкой. Пусть участие будет за деньги (вменяемые, желательно). Но лучше - чтобы без, да еще и в форме свободно доступного вебинара.
Мог бы еще предложить попросить на такую активность финподдержку у МЧС, но понимаю, что это звучит наивно до неприличия... увы. :(

Дык... мы и делаем семинары по безопасности, и между собой, и официальные, с выпуском сборников статей по теме, и бывает, что с приглашенными лекторами...

И что, материалы (видео мероприятий, статьи и т.п.) есть в свободном доступе через Интернет для всех желающих?

А главного так и не написали...
Очень дипломатично обошли тему отношений в группе.

Многие тут понимают, главная ошибка это именно переход лавиноопасного участка в обед, не говоря уже о том что можно было по камням топать.

Выжившая девочка Катя одном из первых рассказов участникам второй группы красочно описала срач который был в то утро.
Причиной было нежелание некоторых участников выходить без чаепития и наполненных термосов. Руководитель при этом явно не хотел развития конфликта, таким образом из за отсутствия жёсткого управления и вышли поздно.
К чему это привело мы все видим.

По поводу соплей про СМИ, да есть журналист которые, что то могут напутать и ничего страшного в этом нет.
Если бы не было огласки никогда бы МЧС не отправили вертолёт искать трупы. А через двое суток там других и быть не могло.
За это можете благодарить лично меня.

Теперь немного об организации походов.
Про горелки МСР это все понятно ну бывает, но почему участники были без телефонов это вот интересный вопрос.
На большинстве перевалов работает связь, а это хоть призрачный, но шанс вызвать помощь.

Вторая группа, та на которую вышли две уцелевшие девочки, шла весь поход в напряге.
После этого похода как минимум двое его участников были рады больше не встречаться с остальными, а этого многом говорит.