Горный поход 2КС вокруг Эльбруса (Май-Июнь 2019) Часть 1

Пишет Казаков, 31.07.2019 20:14

Всем привет !

Идея о прохождение Горного похода вокруг Эльбруса зародилась у меня после зимнего Эльбруса в 2015 году (тогда я был на восточной летом и почти на западной Зимой) и мне дико захотелось увидеть седого великана со всех сторон , реализовалась это мероприятие лишь в 2019 году !
Состав нашей команды был практически как и всегда Я (Денис Казаков ) мой боевой товарищ в горах Радик Исмеханов ( Уфа ) и моей девушки Регины (Казань) кстати говоря она была впервые в горах да еще в горном походе и весной !).
Опыт восхождений и поход у нас с Радиком был ,а вот Регине пришлось прочувствовать на себе все тяготы и радости горного похода сразу , как говорят "с корабля на бал".

1.1 Страна, горный район

Поход проведён на территории Российской Федерации, республик: Кабардино-Балкарии,
Карачаево-Черкессии, район Приэльбрусье.

1.2 Нитка маршрута :

Пос. В. Баксан - озеро Сылтранкёль - перевал Сылтран 1А (3205 м) - р Субаши - перевал Чаткара 1Б-2А (3914 м) - Снежная долина Джикиуганкез - урочище Джилысу - плато Ирахиксырт - река Кызылкол - Первеал Балк-Баши 1А (3691 м) - р. Битюктебекол - пер. Кольцевой 1А (3353м) - р.Кюкюртлю (Уллу-Хурзук) - перевал Кюкюртлю 1Б-2А (4000 м) - река Кубань - перевал Хотютау 1Б (3546 м) - ледник Азау - поляна Азау - пос. Терскол.

1.3 Общие справочные сведения о маршруте

Сроки проведения 28.05.19 - 07.06.19

1.4 Обзорная карта района похода

1.5 Общая идея похода
При планировании похода стояла задача повысить свой туристический опыт, пройти по красивым местам Приэльбрусья, пройти категорийные первалы 1А , 1Б и 2А , ознакомиться с Эльбрусом со всех сторон , а так же показать Регине красоту Кавказа.

1.6 Аварийные выходы с маршрута
В качестве аварийных выходов с маршрута мы предусматривали движение вниз по долинам крупных рек до ближайшего населённого пункта.

2. Отчет
День 1 (28 Мая)
пос. Верхний Баксан - Озера Сылтранкель
10 км ( прошли маршрут за два ходовых дня)
От места прибывание города Прохладный (где нас гостеприимно приютил Алексей (как то в 2017 году мы завели его на восточную Эльбруса) у своего родственника )до Верхнего Баксана нас любезно довезла знакомая женщина (за определенную плату разумеется ) , дорога изобилует потрясающими видами на горные хребты и скалы , особенно потрясающе выглядит в Баксанском Ущелье !
На место прибыли в 11:30 , проверили еще раз все ли на мести выдвинулись на маршрут , из деревни хорошо протоптано тропа ,а так же есть путь по автомобильной дороге , мы же решили срезать и пойти сразу же в лоб подъему .
В лесную зону мы добежали быстро не смотря на жару и тяжесть рюкзаков (а мы шли без забросок !)

Достигнув леса тропа промаркерована и стоят таблички с информацией , пройдя лесную часть (кстати говоря подъем к Озеру очень крут ) мы вышли на реку Сылтран ,сразу после леса стоит кошу (думаю там можно остановиться ,до нас туда пробежали двое мужчин лет 45-50 Альпинисты) мы решили идти до победного ,хотя понимали ,что сегодня не сможем дойти до озера ,вышли на первую ступень подъема к озеру в районе 2700 в 18:40 и там же разбили лагерь так как резко стала портиться погода.
Ужин , Разбор маршрута , Сон

День 2 (29 Мая)
Река Сылтран - Озеро Сылтранкёль 3000м

Подъем в 7 утра ,солнце заставило нас выбраться из палатки , погода была потрясающая !
Открылся вид на пики Кавказа , за время готовки завтрака увидели семейства Туров спускающихся с вершины горы.

Выйдя на вторую ступень мы поняли ,что весь путь к озеру вероятнее всего еще в снегу и придется тропить.

Солнце поджаривало и не щадило нас совсем , тропили по очереди с Радиком , данное мероприятие отнимает уйму сил и времени, выйдя на предполагаемое место с озером ,не обнаружили его , решили забраться на ближайшую гору и посмотреть ,к нашему удивлению озеро мы увидели , но оно еще было замершее !

Масштаб озера поражает .
Пришли к озеру в 13:30
Слегка промокнув и под устав мы решили разбить лагерь на чудесной поляне около озера перед перевалом Сылтран и ночью пройти по замершему снегу и пройти перевал еще по морозу.
Ужин , чтение литературы , отбой
Пройдено 4 км (совсем ни чего )

День 3 (30 Мая)
озеро Сылтранкёль - перевал Сылтран 1А (3205 м) - р Субаши

Подъем был в 2 ночи ,звездное небо,млечный путь,потрясающие виды,все как положено в горах !
Ночью было достаточно морозно для Мая , приготовили быстро завтрак , пуэр для бодрости + в термос , одели теплую одежду на маршрут .

Подъем на перевал пологий , изначально крупная сыпуха ,после по снежнику , забежали бодро за Час.
Открылся вид на могучий Эльбрус с востока
Регина впервые увидела Эльбрус (представляю ее чувства)

На перевале связались, одели кошки и стали искать лучшее место для спуска , тропы как таковой на спуске и нет или она под снегом, спуск оказался гораздо сложнее подъем,изначально это крутой участок камней и крупной сыпухи , после снежник .
С Региной (человек впервые в горах ,а тут сразу горный поход весной) спуск был более медленный и аккуратный , выйдя на снежник шли змейкой т.к у Регины не было кошек , вручили ей ледоруб , показали как самозадерживаться и в путь !

Под конец стали проваливаться под снег ,что уматывало ужасно , спустились ,начали переодеваться в легкую одежду и просушивать вещи пока есть время для отдыха.

Отдохнув , перекусив и переодевшись пошли на сброс высоты по реке Мукал , по пути нас ждал размякший снег местами ,Радик провалившись сломал свою трекинговую палку

Спустивший до очереднего участка уже в зеленку ,мы обнаружили ,что тропа резко уходит в низ по практически отвесной стене где местами тропы просто нет, решили спустить Регину без рюкзака ,а местами проделать новые ступени в земле .
Благополучно спустив Регину и самих себя ,стали спускать в долину реки Субаши , перейдя реку в брод нашли отличную стоянку в зеленке рядом с самой рекой , помылись ,приготовили ужин , разбили лагерь и стали загорать .
За день пройдено около 10 км ,время в пути ровно 10 часов.

Горный поход 2КС вокруг Эльбруса (Май-Июнь 2019) Часть 1 (Горный туризм, горный туризм, походы, Отчет о горном походе вокруг Эльбруса)Горный поход 2КС вокруг Эльбруса (Май-Июнь 2019) Часть 1 (Горный туризм, горный туризм, походы, Отчет о горном походе вокруг Эльбруса)

День 4 (31 Мая)
р Субаши - перевал Чаткара 1Б-2А (3914 м)

Подъем уже привычно в 7 утра , приготовление завтрака , зарядка и сбор вещей .
Погода потрясающая , на небе не облачка , мы выспались и полны энергии ,впереди нас ждет подъем по пологому рельефу к перевалу Чаткара .

Вышли мы в 10 утра , шли по левому берегу реки Субаши ,местами в кулуарах стали появляться снежники ,местами тропили ,а где то и вовсе рубили ступени.

Пройдя зеленку вышли на морены ,тропа уходила в сторону вся заметана снего ,к этому времени мы стали проваливаться под него ,что отнимало сил и к этому добавилось ухудшение погоды ,нужно было поспешить к стоянкам , последние переходы были по твердому снегу ,под ним шумела река , на подъеме местами рубили ступени

Дойдя до места стоянок в 5 часов вечера мы изрядно промокли и устали , к этому времени горы уже были в облаках и слышался гром ,что предвещало или дождь или град,только поставив палатку посыпал град .
Место под лагерь великолепное , виды на горы и хребты Кавказа впечатляют
Вечером распогодилось и мы наблюдали персиковый закат .
Решили завтра сделать дневку т.к мои ботинки совсем не просохли за вечер.
Пройдено в районе 8-9 км.
Ужин , Сон.

День 5 (1 Июня)
Дневка под перевалом Чаткара
Дневку посвятили радиальному выходу на ближайшую вершину и чтению книг.

День 6 (2 Июня)
перевал Чаткара 1Б-2А (3914 м) - Снежная долина Джикиуганкез - урочище Джилысу

Подъем был запланирован на 12 ночи , но проснулись мы только в 2 (так уж спалось хорошо) ночью было потепление , и снег толком не замерз и это нас немного расстроило ведь не хотелось вновь проваливаться под снег да еще и ночью !
Быстро позавтракав собрались , тронули на перевал , под крутым подъемом связались , снежник был достаточно замершим , шли очень хорошо и бодро
Забежали на перевал бодро за часа 1.5 , с перевала открылся прекрасный вид на Эльбрус и замершее Озеро ,а так же пик Калицкого

После небольшого отдыха стали искать тропу спука , ее мы не нашли и стали спускаться более подходящими местами (угол уклона приблизительно 50-55 градусов в начале ) очень опасные сбросы , после двух неприятных ситуаций с Региной мы решаем делать дюльфер , бросаем 3 веревки по 40 метров до более менее пологого места , Регина была в восторге от дюльфера (представляю ее состояние , да и что мы ранее не пользовались дюльфером подумал Я)
Спустившись на замершее озеро перекусили , посмотрели по карте куда нам держать курс и тронули

Ледовое плато Джикаугенкез по сути это замершее озеро оно же ледник учитывая ,что мы шли Весной то трещины все закрыты ,честно говоря было слегка страшновато , были замечены несколько трещин , пройдя за час с небольшим это Озеро мы обнаружили,что место куда нам надо идти все талое и в воде , стали продвигаться восточнее .

Выйдя на морены сняли кошки и теплое белье , решили идти дальше ,наш путь лежал далеко не по тропе , а по новому маршруту между реками Каракаясу и Султан Гарасу , весь путь шел по моренам и пологим горам вообщем скучный участок маршрута )

Выйдя на самую высокую часть хребта мы увидели Джилысу

За этот переход у меня практически полностью убилась подошва на моих ботинках

Впрочем нам оставалось пройти где то 5 км вниз , но мы уже изрядно устали т.к прошли уже около 10 км , ноги путались и из за переутомления у Регины заболела голова , последний участок спускались не торопясь.

Спустившись в уже практически родные места в 3 часа дня Мы как обычно разбили лагерь под долиной замков (или как ее называют зубы дракона)

Рядом с лагерем отдыхала пара бальзаковского возраста ,познакомились, пообщались о нашем маршруте и о том не тяжело ли хрупкой Регине идти с нами ,в общем итоге нам достался в дар окорок хамона , овощи и фрукты ,а так же армейский сухпай ,за что огромное спасибо таким людям !
По традиции сходили искупались в ванной и попили нарзанов , а так же покормили милых джангуриков (как мы их называем)

По итогу дня прошли около 14 км , устали ,что легли спать где то часов в 8 вечера.

День 7 (3 Июня)
Не запланированная дневка !

Утром часов в 8 мы увидели как проезжает знакомый оплеь синего цвета ,Алексей подумали Мы , спустившись к ванной какого было наше удивление ( и его тоже ) это был Он.
В этот день мы решили отдохнуть и сходить на очень крутой водопад Каракаясу (Черная Нога) это один из самых крупных водопадов на кавказе который Я встречал

После прогулки по водопадам и нарзанам мы разбили лагерь ,собрали какие - то "дрова" и стали готовить ужин под горячительный напиток от Алексея