С нами дети! (Быль)
Как-то в одном из маркетов привлёк внимание небольшой плакат перед отделом косметики. Вот дословно его содержание:
"Уважаемые покупатели с детьми!
В нашем магазине в свободном доступе находится продукция бытовой
химии, которая не предназначена для употребления в пищу.
Просим Вас не оставлять детей без присмотра!"
Последняя фраза, подчёркнутая жирной красной чертой, заставила вспомнить случай з походе, когда семеро взрослых, шестеро детей и одна собака прошли в 1988 году горный маршрут первой категории сложности. Небольшое кольцо началось и закончилось в Архызе. Путь пролегал по перевалам Наур, Аданге, Марухский и Карабет.
Возраст детворы колебался от семи до четырнадцати лет. Для самых юных были специально придуманы обязанности Хранителя чая, Ответственного за раздачу витаминов, Заведующего огненными палочками. Я не зря пишу эти должности с заглавной буквы, малышня прониклась важностью порученного им дела и во время похода ни разу не приходилось искать спички или заварку. Их хранители, изнывая от нетерпения, стояли наготове с требуемыми предметами возле дежуривших костровых или поваров.
А попробовали бы вы пренебречь приёмом акклиматизационных препаратов! Ромка сразу же поднимал визг, обвиняя отказчика в намерениях сорвать поход!
Две девчонки постарше, занимались хронометражем и километражем пройденного пути. Для вящей точности порученной работы им были вручены секундомер с шагомером. Надо было видеть с каким старанием они заносили в дневник статистику, а также впечатления от увиденного в путешествии!
Молодняк со своими символическими рюкзачками всегда опережал "тяжелую артиллерию". На Марух мы поднимались с юга. Семилетняя пацанва, словно стайка туров, резво ускакала по тропе наверх. Я еле поспевал за ними, но всё-таки немного отстал. А когда взошел на перевальное плато, то похолодел от увиденного. Янка, Ромка и Вовка тянули каждый в свою сторону корпус 50-тимиллиметровой мины! Каждый орал, что именно он её первый увидел! В свою очередь заорал и я, да так, что ребятня даже присела. Что именно орал, не помню, что-то вроде – «Стоять! Стрелять буду!» Подошёл, осторожно забрал находку и швырнул её за моренный вал. Ничего не произошло. Настала тишина…
Заночевали на перевале, пока готовили ужин, рассказали ребятишкам, что могло произойти. Вспомнили братьев-абхазцев – Алика и Анатолия Авидзба, которые в возрасте 9-ти и 12-ти лет погибли на поляне Твамба от взрыва оставшегося от войны фашистского снаряда. Случилась та трагедия в 1954 году, нам как-то довелось быть в том месте. Их отец и старшие братья построили там рядом с памятником домик-приют, в котором путешественники, идущие через горы к морю, могли найти кров и уют.
Уходя утром в Марухское ущелье, нашли ещё несколько следов войны.
Сколько раз было об этом сказано, но актуальность слов не изменилась. Поэтому повторю ещё раз – НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ ДЕТЕЙ БЕЗ ПРИСМОТРА там, где была война! Это прошлое может поджидать детей как в походе, так и в котловане на стройке или на берегу реки, размывшей старый арсенал...
На верхнем фото:
Перед выходом на перевал Наур. Впереди в центре
стоят пацаны – "минёры" Вовка, Ромка и Янка.
А в походе они терпеть не могут монотонного движения. Для них надо постоянно создавать игровой момент и давать наиглавнейшую должность в каком-либо деле!
Он дотопал до лагеря под КАПом в Домбае.
К лагерю тут же прибежало штук пять туров и сын был назначен главным отгоняющим отделения, призванным не допустить, чтобы животины что-нибудь сожрали.
Два дня усердно гонял их палкой.
В 14 лет у него уже было 10 двоек на Кавказе.
Ну и маленькая ремарка. 45 миллиметровых мин не было ни у нас, ни у немцев. На Вашем снимке советская 50мм.мина раннего образца с отсутствующим взрывателем. Безопасна, но детей к таким "игрушкам" конечно же лучше не приучать. Помню как школьники, которых я в конце восьмидесятых водил в поход, на перевале Аллаштраху подняли немецкую гранату и, размахивая ей, стали выяснять у меня что это такое. Аж оборвалось все внутри. Тоже отобрал и закинул подальше.
Сделал поправку, заодно посмотрел информацию по миномётам того времени и боеприпасам к ним. Очень даже не детские игрушки!
Детки - герои этой были сейчас должны быть взрослыми мужиками, период их взросления совпал с происшедшими в стране изменениями и трудно сказать, как это отразилось на их судьбах. Как бы там ни было, я думаю, что дни, проведённые ими в этом путешествии хоть немного помогли им в жизни.
У нас с войны по полям осталось много всякого. Пацаны в 60-70-х годах частенько подрывались на находках. Позже знающие люди прояснили, что даже без взрывателей старый боеприпас опасен. Точную формулировку забыл. Но вот сейчас поискал и нашел -
"В годы войны на фронте часто не хватало тротила, из-за чего воюющие стороны вынужденно прибегали к боеприпасам с суррогатными наполнителями – к так называемой эрзац-взрывчатке. Немцы использовали пироксилиновую кислоту, наши – динитронафталин. Из-за окисления металлов, под воздействием влаги и воздуха, на снарядах со временем образуются соли пикрина. Они относятся к классу инициирующих веществ. Это значит, что снаряд может сдетонировать практически от любого толчка. Например, от удара лопатой."
Так что лучше не трогать вообще.