С нами дети! (Быль)

Пишет Vikzhi, 30.05.2019 14:46

С нами дети! (Быль, Горный туризм)
Как-то в одном из маркетов привлёк внимание небольшой плакат перед отделом косметики. Вот дословно его содержание:

"Уважаемые покупатели с детьми!
В нашем магазине в свободном доступе находится продукция бытовой
химии, которая не предназначена для употребления в пищу.
Просим Вас не оставлять детей без присмотра!"

Последняя фраза, подчёркнутая жирной красной чертой, заставила вспомнить случай з походе, когда семеро взрослых, шестеро детей и одна собака прошли в 1988 году горный маршрут первой категории сложности. Небольшое кольцо началось и закончилось в Архызе. Путь пролегал по перевалам Наур, Аданге, Марухский и Карабет.

Возраст детворы колебался от семи до четырнадцати лет. Для самых юных были специально придуманы обязанности Хранителя чая, Ответственного за раздачу витаминов, Заведующего огненными палочками. Я не зря пишу эти должности с заглавной буквы, малышня прониклась важностью порученного им дела и во время похода ни разу не приходилось искать спички или заварку. Их хранители, изнывая от нетерпения, стояли наготове с требуемыми предметами возле дежуривших костровых или поваров.
С нами дети! (Быль, Горный туризм)

А попробовали бы вы пренебречь приёмом акклиматизационных препаратов! Ромка сразу же поднимал визг, обвиняя отказчика в намерениях сорвать поход!
Две девчонки постарше, занимались хронометражем и километражем пройденного пути. Для вящей точности порученной работы им были вручены секундомер с шагомером. Надо было видеть с каким старанием они заносили в дневник статистику, а также впечатления от увиденного в путешествии!

Молодняк со своими символическими рюкзачками всегда опережал "тяжелую артиллерию". На Марух мы поднимались с юга. Семилетняя пацанва, словно стайка туров, резво ускакала по тропе наверх. Я еле поспевал за ними, но всё-таки немного отстал. А когда взошел на перевальное плато, то похолодел от увиденного. Янка, Ромка и Вовка тянули каждый в свою сторону корпус 50-тимиллиметровой мины! Каждый орал, что именно он её первый увидел! В свою очередь заорал и я, да так, что ребятня даже присела. Что именно орал, не помню, что-то вроде – «Стоять! Стрелять буду!» Подошёл, осторожно забрал находку и швырнул её за моренный вал. Ничего не произошло. Настала тишина…

Заночевали на перевале, пока готовили ужин, рассказали ребятишкам, что могло произойти. Вспомнили братьев-абхазцев – Алика и Анатолия Авидзба, которые в возрасте 9-ти и 12-ти лет погибли на поляне Твамба от взрыва оставшегося от войны фашистского снаряда. Случилась та трагедия в 1954 году, нам как-то довелось быть в том месте. Их отец и старшие братья построили там рядом с памятником домик-приют, в котором путешественники, идущие через горы к морю, могли найти кров и уют.
С нами дети! (Быль, Горный туризм)
Уходя утром в Марухское ущелье, нашли ещё несколько следов войны.

Сколько раз было об этом сказано, но актуальность слов не изменилась. Поэтому повторю ещё раз – НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ ДЕТЕЙ БЕЗ ПРИСМОТРА там, где была война! Это прошлое может поджидать детей как в походе, так и в котловане на стройке или на берегу реки, размывшей старый арсенал...

На верхнем фото:
Перед выходом на перевал Наур. Впереди в центре
стоят пацаны – "минёры" Вовка, Ромка и Янка.

Кто бы спорил!Да даже в доме глаз да глаз нужен...как говорится, если в комнате,где находятся дети стало тихо - жди беды! Из личной практики: дети в горах быстро устают, но также быстро и восстанавливаются и очень не любят идти под неусыпным надзором (я водил своего 5лет. сына в единичку и в некоторых местах привязывал его к себе репшнуром...так он категорически отказывался идти впереди, шёл сзади и я чуть не вывернул шею, идя в пол оборота...

Вот именно - подозрительная тишина сразу настораживает!
А в походе они терпеть не могут монотонного движения. Для них надо постоянно создавать игровой момент и давать наиглавнейшую должность в каком-либо деле!

Спасибо, Виктор!

Первый раз взял сына в горы в 8 лет.
Он дотопал до лагеря под КАПом в Домбае.
К лагерю тут же прибежало штук пять туров и сын был назначен главным отгоняющим отделения, призванным не допустить, чтобы животины что-нибудь сожрали.
Два дня усердно гонял их палкой.
В 14 лет у него уже было 10 двоек на Кавказе.

Стремительный рост! В горах процесс взросления ускоряется!

Спасибо за добрую тему. Думаю, детишки те правильными людьми стали. Им повезло и с родителями и с такой прекрасной школой. И время было замечательное- сколько молодежи через горы школу жизни осваивали! Воспитание через общение с природой- это лучшее, на мой взгляд, что можно предложить детям в наше очень сложное время.
Ну и маленькая ремарка. 45 миллиметровых мин не было ни у нас, ни у немцев. На Вашем снимке советская 50мм.мина раннего образца с отсутствующим взрывателем. Безопасна, но детей к таким "игрушкам" конечно же лучше не приучать. Помню как школьники, которых я в конце восьмидесятых водил в поход, на перевале Аллаштраху подняли немецкую гранату и, размахивая ей, стали выяснять у меня что это такое. Аж оборвалось все внутри. Тоже отобрал и закинул подальше.

Спасибо за внимание и ремарку, Хожалый!
Сделал поправку, заодно посмотрел информацию по миномётам того времени и боеприпасам к ним. Очень даже не детские игрушки!
Детки - герои этой были сейчас должны быть взрослыми мужиками, период их взросления совпал с происшедшими в стране изменениями и трудно сказать, как это отразилось на их судьбах. Как бы там ни было, я думаю, что дни, проведённые ими в этом путешествии хоть немного помогли им в жизни.

У нас с войны по полям осталось много всякого. Пацаны в 60-70-х годах частенько подрывались на находках. Позже знающие люди прояснили, что даже без взрывателей старый боеприпас опасен. Точную формулировку забыл. Но вот сейчас поискал и нашел -

"В годы войны на фронте часто не хватало тротила, из-за чего воюющие стороны вынужденно прибегали к боеприпасам с суррогатными наполнителями – к так называемой эрзац-взрывчатке. Немцы использовали пироксилиновую кислоту, наши – динитронафталин. Из-за окисления металлов, под воздействием влаги и воздуха, на снарядах со временем образуются соли пикрина. Они относятся к классу инициирующих веществ. Это значит, что снаряд может сдетонировать практически от любого толчка. Например, от удара лопатой."

Так что лучше не трогать вообще.

И чего только человек не выдумывал, чтобы сократить жизнь себе подобным!

Вспоминаю годы конца 1950-х. Какие мы неосторожные были! Старшие братья привозили снаряды из лесов около реки Донец Северский. Их там было много, после неудачной Харьковской операции 1942 года. На огороде возле дома снаряд укладывали под углом и разводили под ним костёрчик. Тол плавился и вытекал желтой струйкой. А мы -- придурки -- сидели вокруг и глазели. Это счастье, что взрыва не было ни разу. Хотя, это говорит и о "высокой квалификации" добытчиков тола -- наших старших братьев.

Под Марухским перевалом, с севера, есть остатки блиндажа и рядом горка ржавого металла, когда-то бывшего оружием. В 1988-м со своим сыном, товарищем и его дочкой, с братом были у того блиндажа по пути на перевал.

Сейчас того железа всё меньше и меньше, что-то проржавело в прах, что-то убрали военные саперы, что-то было унесено в качестве памятных сувениров. А ещё раньше, так вообще лежали грудами...

Аш, мурашки по телу.

А то!

Докину своего. Есть еще места. Немецкая минометная позиция, июль 2014г. мины 81мм обычные и прыгалки. 54 штуки