Пишет Хожалый, 04.05.2019 21:11

Скоро снова праздник Победы, на нашем телевидении прикрутят краны, ежедневно несущие с экрана мутные потоки в умы людей и случится традиционный возврат к скрепам. Нам снова покажут фильмы про войну, расскажут о приуроченных мероприятиях, о добре и зле. Снова погрозят неведомым супостатам, которые хотят переписать историю, а бескрайнюю колонну народного «Бессмертного полка» снова возглавят все те же люди, которые никак не поймут, что деды наши и прадеды воевали и погибали совсем не за такую страну, в которой мы сегодня оказались усилиями наших «рулевых». Власти предержащие хорошо понимают, что в нынешней ситуации память о войне и Победе, пожалуй, единственное, что способно как-то объединять людей в нашей стране. С остальными устоями и «скрепами» все гораздо хуже…

Но власти – властями, у них своя жизнь и свои берега. А есть еще «простые люди», как они нас называют, и есть людская память. Вот еще одна история военной поры, но для начала несколько вводных данных.
1. В советские времена практически каждый школьник (из тех, конечно, кто хотел учиться) знал, что такое Дом сержанта Павлова в Сталинграде. Допускаю, что не все из читающих знают о нем. Желающим узнать поисковик в помощь.
2. Если в поисковой системе ОБД Мемориал набрать фамилию «Павлов» и звание «сержант», то она выдаст 7093 документа по погибшим сержантам Павловым. Если учесть, что, в среднем, на одного погибшего в системе заведены примерно 3 документа, то выходит, что на фронтах Отечественной войны сгинуло порядка 2360 Павловых в звании сержанта. Цифра примерная, конечно, но она дает представление о потерях.
3. Согласно отчета штаба немецкой 4 горноегерской дивизии за 10.10.42. на всем высокогорном фронте от Малой Лабы до Приэльбрусья на сторону немцев в этот день перешло 12 перебежчиков. Пленных в тот день не было. Собственные потери егерей составили: 1 убитый и 1 раненый.
Были дни, когда в боях за перевалы Кавказа количество красноармейцев, желавших закончить свою войну таким вот образом, существенно, а иногда и в разы превышало количество просто попавших в плен. Это была обыденность войны, о которой не принято распространяться.
4. 3 февраля 2018 года при выполнении облёта зоны деэскалации «Идлиб» штурмовик СУ-25 под управлением майора Р.Н.Филипова был сбит. Лётчик катапультировался. На земле пилот попал в окружение боевиков и погиб в последовавшем за этим бою: отстреливаясь от нападавших из пистолета, был тяжело ранен, а затем подорвал себя гранатой. 6 февраля 2018г. Р.Н.Филипову призвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

Выше и ниже аула Верхняя Теберда долина реки широко раздвинута и представляет собой ровные травяные поля вдоль дороги. Если посмотреть сверху со склона, то шоссе в долине чем-то напоминает муравьиную тропу: по дороге туда-сюда снуют машины. Кто-то поднимается в горы в Домбай, кто-то спускается вниз, местные жители едут по своим делам. Жизнь идет своим чередом по заведенному порядку. Сам поселок небольшой, машина пролетает его за пару минут. Транзитная точка на карте, каких тысячи в стране. У многих проезжающих название аула даже не откладывается в памяти – проехали и забыли.
Несколько лет назад, просматривая немецкие документы военной поры, в ежедневном отчете разведотдела штаба 4й горноегерской дивизии за 11 октября 1942г. наткнулся на короткое сообщение в две неполные строчки:

Непридуманная ИСТОРИЯ. Сержант Павлов.

«В 16.00 вынужденная (аварийная) посадка Раты у Верхне-Тебердинского. Пилот в бою убит.»
Я продолжал просматривать документы дальше, но что-то заставило вернуться и перечитать это сообщение снова. Пилот советского истребителя, совершивший вынужденную посадку у Верхней Теберды, вступил в бой, видимо, с группой противника, которая выдвинулась к приземлившемуся самолету (это была обычная практика обеих воевавших сторон). Один. С табельным пистолетом (ничего другого быть не могло). Он мог бы поднять руки и это давало какую-то возможность выжить в плену, но он предпочел вступить в свой последний бой на земле. Без всяких шансов на возможность выжить в этом бою. Это было его решение и он знал, чем это закончится.
Этот маленький эпизод большой и кровавой войны на семьдесят шесть лет затерялся в скупых строчках немецких военных донесений. И с этим надо было что-то делать. Не оставлял меня этот случай, как-то поселился он во мне и свербел исподволь, не давал покоя. Несмотря на крайнюю скупость записи в немецком отчете, в ней все же содержалась основная информация, которая позволяла надеяться на успех поиска: тип самолета, дата и время. “Rata” – «крыса», так на сленге немцы называли наши истребители И-16. По некоторым данным, такое название закрепилось у них отношении нашего истребителя еще в период довоенных испанских событий.
Снова обратился к Евгению Порфирьеву из «Кубанского плацдарма». Евгений просмотрел данные по 5й воздушной армии РККА и вынес вердикт. Единственный в той зоне истребитель И-16, который не вернулся с боевого задания 11.10.42 (и за ближайшие даты), был самолет сержанта Павлова Александра Федоровича из 975 истребительного авиаполка (дислоцировался в Сухуми). Но вот какое дело: согласно документу под названием «Итог боевой работы 5ВА за 11.10.1942г.», потеря этого самолета значится, как летное происшествие. В отчете указано следующее: «Происшествия. Один И-16 (летчик Павлов) упал в море, самолет затонул, летчик погиб, причины выясняются.»
Непридуманная ИСТОРИЯ. Сержант Павлов.
По логике вещей, в документах 975 ИАП должны быть какие-то материалы по расследованию этого происшествия – акты, показания очевидцев и т.п. Одно только полетное задание сразу поставило бы все на свои места. Но таковых в архиве ЦАМО (Центральный архив министерства обороны) не оказалось, как не оказалось там вообще никаких документов по 975 ИАП за 1942год. Я специально просил моего товарища, работавшего в ЦАМО по своим вопросам, найти эти документы. Ничего. Пусто. Вся документация по этому полку начинается с 1943г.
Оставалось руководствоваться только лишь общедоступными документами по потерям, находящимися на сайтах «ОБД Мемориал» и «Память народа». И там данные по гибели сержанта А.Ф.Павлова выглядят не столь однозначно. В личной карточке учета есть запись о катастрофе самолета над Черным морем все с той же датой 11 октября 1942г.
Однако уже в именном списке безвозвратных потерь (а это официальный документ 5ВА по потерям) сержант Павлов А.Ф. значится не вернувшимся с боевого задания, что равнозначно записи «пропал без вести», при том, что на этой же странице списка присутствуют записи по другим пилотам, где прямо дается указание о их гибели в результате летных происшествий.
Непридуманная ИСТОРИЯ. Сержант Павлов.
Замечу, что однополчанин сержанта Павлова лейтенант Лихолитов А.С., например, в этом списке значится как убитый при катастрофе самолета И-16. Этот же пилот упоминается в разделе происшествий в отчете 5 воздушной армии (приведен выше).
Разъяснение по поводу такой коллизии в документах мне дал Евгений. Их поисковый отряд уже неоднократно «поднимал» на территории Кубани наши самолеты с останками экипажей, которые, как потом оказывалось, по документам РККА значились потерянными в результате их падения в Черное море. Все наши аэродромы в полосе от Геленджика до Сухуми находились в тот период в приморской зоне. Дело в том, что в каждой летной части существовал офицер, в чьи обязанности входило расследование летных происшествий и выяснение судьбы экипажей, не вернувшихся с боевых заданий. В тех случаях, когда гибель самолета и экипажа некому было подтвердить, не часто, но практиковалось списание самолетов, как упавших в Черное море. Так было проще. Видимо, это устраивало и командование частей и вышестоящее начальство. В самом деле, не пойдешь же у немцев спрашивать, что там с нашим самолетом случилось. А потерю самолета и летчика нужно было как-то объяснить и провести по документам. Такая вот печальная сторона войны.
В этой истории все сходится к тому, что советским летчиком, который 11 октября 1942г. вступил в бой в безнадежной ситуации у аула Верхняя Теберда, был никто иной, как «утонувший в Черном море» сержант Александр Павлов из 975 ИАП, двадцати одного года от роду. Никакой другой истребитель И-16 в той зоне не значится не вернувшимся с боевого задания при невыясненных обстоятельствах в этот день, да и в ближайшие к этой дате дни тоже.
Если исходить из допустимости и полноты доказательств, то я понимаю, что, конечно, это не стопроцентная идентификация. Думаю, что один-два процента из этих ста на вероятность непредвиденных обстоятельств могли быть аннулированы в случае, если бы обнаружились документы с полетным заданием или была возможность установить самолет по номерным деталям. Но если самолет сел на вынужденную посадку и пилот мог принять бой на земле, значит, самолет остался цел и был впоследствии эвакуирован немцами. Остается еще маленькая надежда на то, что когда-нибудь в ЦАМО будут разобраны все архивные завалы и «всплывут» документы 975 ИАП за осень 1942г. И станет ясно, что никаких вменяемых документов по поводу падения истребителя Павлова в море там нет. А их там нет, поскольку если бы падение самолета в море было достоверно подтверждено, то это было бы зафиксировано в списке безвозвратных потерь части в качестве причины гибели самолета и летчика.
Удивительно патриархальный городок Торжок, откуда уходил на войну двадцатилетним парнем Александр Павлов. Осталась там и улица Ржевская, а на ней деревянные домишки той еще поры. Только между домами 28 и 32 пусто на заросшем травой огороде. Нет уже дома №30. Все же в удивительное время мы живем – гугл-карты с режимом 3D дают нам такую возможность «побывать» и «пройтись» по улице, по которой когда-то ходил Саша Павлов. Жаль, не успел он обзавестись семьей, как и сотни тысяч его сверстников.
Было бы в моей власти, вернул бы через 77 лет наш общий долг Александру Павлову – представил бы его к награде, но это, увы, не в моих силах. А у тех, кто подписывает сейчас такие представления, к сожалению, свои понятия о героизме. Сейчас Героями становятся все больше очень «геройские» персонажи в пиджаках или папахах.
Будете по пути в Домбай проезжать аул Верхняя Теберда, вспомните про этого летчика, помяните его добрым словом. На таких людях держалась и держится Россия. Запомнить легко: сержант Павлов, из Торжка.

Спасибо! Ждал и дождался от Хожалого очередной истории. Книга у меня есть. Только вернулся из бомбоубежища, пока пронесло.

Спасибо за титанический труд.

Очень грустные слова, но «типичная история».
Это при том, что «царица полей» завсегда считала, что с лётчиками всё было более-менее по божески: в небе всё на виду и хоть за самолёт, но отчитаться то надо.
А пехоту клали штабелями.
И теперь выяснить, кто стоял «до последнего», а кто драпая в спину…

С возвращением тебя, сержант, из небытия... Теперь ты знаешь, кому этим обязан! И мы-знаем..

Спасибо ! Вот это большое и доброе дело-такие истории доставать из небытия ...

Спасибо за то что вы делаете!
Из таких крупиц и состоит наша история, история нашей Победы.
Как бы это еще донести до наших детей....

Спасибо!
По поводу разночтений в документах. Сужу по своему деду, погибшему под Тарту в 44-м. Все мы люди. А во время войны проявляются настоящие черты человека. Вот и командиры с политруками и другими "ответственными лицами" прекрасно понимали что в случае "пропал при невыясненных обстоятельствах" мало того что всякие слухи пойдут, но и семье пропавшего ни материальной помощи, ни даже сочувствия. Так что подписывали документ о том как "у всех на глазах погиб..."
А ведь иногда "воскресали" те, кого уже "похоронили". Но это уже совсем другая история.

Вот такие люди, сражавшиеся до конца даже в безнадежной ситуации, и обеспечили победу в войне.

++но и семье пропавшего ни материальной помощи, ни даже сочувствия. ++
Не только помощи, но еще и его собственные деньги не получить, если они на сберкнижке хранились. Пока нет подтверждения смерти - нельзя снять. Могли и этот момент учитывать, войти в положение близких.

А чему вы так удивляетесь.Сейчас, во вполне мирное время, не только у нас, но и в любой другой стране(если есть исключения - приведите) никто вам со счета родственника деньги не выдаст, если нет документов о его гибели и вы не являетесь законным наследником. Да еще и налог сдерут. Или я не прав?

Было много героев.слава им.Но многие не до конца осознают все ужасы ВОВ если обратиться к цифрам.В начале войны соотношение потерь было 21 к 1.Боевые потери 4к 1.Армия разбежалась бросив технику.Людьми двигал ужас.Только военные трибуналы приговорили к расстрелу более 200 тысяч человек.Напомню что со стороны союзников погибло менее 300 тысяч.А котлы,а штурмы городов.Волосы дыбом от такой кровищи.Победа страшной ценой и это нужно помнить.

---------
Во время Большого террора — в период с 1936 года по 1938 год, — с помощью которого Сталин укрепил свое положение в качестве национального лидера, провел чистку в партии, государство, армия, вооруженные силы лишились
- 3 из 5 маршалов,
- 13 из 15 командующих армиями,
- 57 из 85 командующих корпусами
- 110 из 195 командиров дивизий,
или, в общей сложности, девяти из десяти генералов и восьми из десяти полковников.

Пришедшие им на смену люди оказались на своих постах прежде всего благодаря слепому послушанию и твердому следованию линии партии, и редко причиной этого была их компетентность в военных вопросах.

-----------
Вот сейчас ты вступишь в Партию, будешь горячо поддерживать, одобрять, вычищать и выявлять.
Тебя, лейтенанта, назначат командиром дивизии.
И отправят под Брест, где через 2 месяца ты встретишься с танковой дивизией Гейнца Гудериана.
Который имеет образование, многолетний опыт, и перед этим завоевал пол-Европы.

А после коллапса фронта отзовут тебя в Москву, и казнят как генерала Павлова.
Ведь не национальный лидер виноват в провале, верно?

Надеюсь, минусаторы уже едут в Сирию, Ливию или на Донбасс? И там проявят себя ))

А вот почему так получилось? -
Репрессии комсостава, ужасные потери в начале войны, котлы один за одним, и т.д. -
всё верно,
однако Красная Армия в кому не впала и всё же не вся "разбежалась, бросив технику",
иначе итог войны был бы иным.
В то время как противоборствующая сторона угодила разок в окружение (Сталинград),
по масштабности меньшее чем котлы 1941 года для РККА (Минск, Киев, Вязьма) -
и всё,
с первого же раза хватило, чтобы военное счастье от вермахта отвернулось,
и никакое образование, многолетний опыт и завоевание пол-Европы
противоборствующей стороне и её военачальникам в итоге так и не помогло.

+++ Так если перед войной было казнено ~40 000 командиров РККА, иного и ожидать было невозможно.+++

А вот Гитлер был другого мнения. И в конце войны очень сокрушался, что не провел у себя в армии чистки по примеру Сталина.

Цитата:
:Согласно архивным документам, с 1934 по 1939 год из рядов РККА было уволено 56785 человек. За 1937-1938 годы уволены 35020 человек, из них 19,1% (6692 человека) - естественная убыль (умершие, уволенные по болезни, инвалидности, пьянству и т. п.), 27,2 % (9506) арестованных, 41,9% (14684) уволены по политическим мотивам, 11,8% (4138) - иностранцы (немцы, финны, эстонцы, поляки, литовцы и др.), уволенные по директиве 1938 года. Были позднее восстановлены, смогли доказать, что уволены необоснованно, 6650 человек.

Довольно много было уволено за пьянство, таких по приказу комиссара обороны от 28 декабря 1938 годы требовали изгонять беспощадно. В итоге цифра около 40 тыс. оказывается верной, но только не всех можно считать «жертвами». Если исключить из списков репрессированных пьяниц, умерших, уволенных по болезни, иностранцев, то масштабы репрессий становятся значительно меньшими. В 1937-1938 гг. было арестовано 9579 человек командиров, из них в 1938-1939 годы были восстановлены в звании 1457 человек; уволены по политическим мотивам 19106 человек, восстановлены 9247 человек.

Точная цифра репрессированных (причем не все были расстреляны) в 1937-1939 годы – 8122 человека и 9859 человек уволенных из рядов армии."

Кого вы подразумеваете под "союзниками"? Если только США, то они потеряли 296 929 военнослужащих ( ссылка ). Великобритания 286 200 военнослужащих. Так что "тщательнее" надо пугать. "Тщательнее".

Спасибо profdoc!
Как порой устаешь от не компетентности некоторых комментаторов.
Зачем постоянно перевирать старые пропагандистские домыслы.
Все же вроде образованные, могут сами взять и прочитать как на самом деле всё было.
Источников масса.
Но проще обвинить всех и всё....

Показать комментарий

Тролчатьего полка прибыло! Толсто, не?

интересно узнать, а как же ты борешься и строишь? Кто хоть по профессии?

Это ты никак не поймёшь, что зазнался на старости лет
Можно ныть, а можно строить, бороться, улучшать.И я стараюсь делать последние 3 вещи

А ты посты Хожалого и посты о нем почитай, да и узнаешь, что он делает. Глупец ты, а не борец и патриот.

Очевидно, что этого такого малолетнего хама как Smart Ns поздно воспитывать и объяснять про хорошо и плохо. Реплику банить (нажать на молнию в оценке), а его самого - в игнор.
А Александру (Хожылый) - глубокая признательность за этот пост и вообще всё, что он делает. И мои извинения за этот оффтоп.

silver, видел посты. И благое дело не даёт ему право, с моей т.з., оскорблять такое количество народа, которого он, видимо, совсем не знает.
А про меня ты много знаешь, да, чтоб называть "глупцом"? Или у вас тут политика такая - полазил по горам и сразу гуру?
Murat, гуляй, многолетний.

"Согласно архивным документам..." Звучит очень серьезно. При всем уважении, я бы не стал так безоговорочно принимать на веру эти данные. Архивы формируют люди, а у людей могут быть разные мотивы,установки или приказы. Я думаю, что мы никогда не узнаем истинное количество репрессированного комсостава РККА. Это совершенно не в интересах того ведомства, которое этим занималось. Там и более простая информация не будет рассекречена еще много лет. Именно поэтому все эти цифры очень и очень условны, хотя им и придают видимость объективности данные по алкоголикам и иностранцам.
Кто может сказать сколько расстрелянных "сидит" в 49% уволенных по политическим мотивам? Человека арестовали и увезли, его тут же увольняют по политическим мотивам (товарищ Берия ошибаться не может). А что с ним дальше стало, я думаю, органы ни перед кем не отчитывались. Так что "архивные данные" - это еще не аргумент, а если и аргумент, то очень условный. Цифры- их тоже фильтровать и перепроверять имеет смысл.
А для того, чтобы армию обезглавить и 2000 тысяч репрессированных хватило бы. Все зависит от должностей. После этого на боеспособности армии можно ставить крест. Что и произошло у нас перед войной. И этот фактор был, безусловно, одим из основных в наших фатальных поражениях в 41 и в 42 годах. На Кавказе, например, были случаи, когда на батальон ставили младших лейтенантов. И это не в условиях потерь на фронте, а в частях, формируемых в Закавказье. А в горах в тех условиях основной тактической единицей был даже не батальон, а рота или взвод (у немцев, кстати, тоже). Отсюда и соотношение потерь.
Обычно воздерживаюсь от дискуссий такого рода, но поскольку плотно имею дело с архивными материалами нашими и немецкими, не удержался от комментария.

++ При всем уважении, я бы не стал так безоговорочно принимать на веру эти данные.++
Приведенные данные, конечно, сомнительны, но дело даже не в них. С какой стати они берутся только по 37-38 году?
Если говорить ближе к данной теме, про авиацию, лучших военных летчиков СССР расстреляли в 1941-42-м, уже после начала войны.
Где были в самые тяжелые первые месяцы войны такие асы из асов, как Рычагов, Смушкевич, Проскуров, уже имевшие опыт успешных боев с немецкой авиацией в небе Испании ? Сидели в следственных изоляторах НКВД. Вместе с практически поголовно всей элитой ВВС СССР того времени. Кому интересно - вот здесь поподробнее: https://ged-aged.livejournal.com/42868.html
А в бой вместо них шли такие, как Павлов из Вашего очерка, которые, при всем их несомненном героизме, никак не могли иметь такого опыта и такой выучки.

"Фатальными" поражения Красной Армии в 1941 и 42 годах назвать всё же нельзя.
Огромные потери, временную утрату части территории эти трагические события принесли, безусловно.
Но к капитуляции РККА и военному поражению СССР это не привело.
Нашлось кем заменить и репрессированных, и выбывших уже по ходу боевых действий командиров (плен, гибель на фронтах) -
и "маятник войны" качнулся в обратную сторону в 1943 году.
Пожалуй, даже уже в конце 1942.

Данные историка Земскова (недавно умер) даже антисоветчики старые, скрипя зубами, принимают: Виктор Земсков. Проблемы установления масштаба людских потерь СССР в Великой Отечественной войне (История и философия) | Информационное агентство «АВРОРА»
См. также его другие статьи - они есть в инете (в научных журналах именно).

++Данные историка Земскова (недавно умер) даже антисоветчики старые, скрипя зубами, принимают++
Про Земскова писали, что он был единственным историком, допущенным к секретным архивам. Соответственно, нет возможности проверить его добросовестность.

Армия - это еще что! А вот чекистов как почистили: из 37 комиссаров госбезопасности образца 1935 года к 1941-му в живых осталось 2.

И ничего, как-то с немецкими шпионами боролись впоследствии. Даже получалось.

охереть.Ты сам то понимаешь что пишешь?
Видимо нет.

Факты пишу. 35 из 37 расстреляли и еще только лучше работать стали!

"Это ты никак не поймёшь, что зазнался на старости лет.
Уважению к старшим меня учили, но с тобой, думаю, обойдёмся без него после вступления к этом посту.
В этом полку ходил и я с родителями, которые постарше тебя и понимают не меньше, уж поверь.
Рассказываешь историю - рассказывай, спасибо.
А вот этого пафоса не надо. Я может и моложе в 2 раза, но страну люблю.
Такой, какая есть - другой у нас нет, дед.
Можно ныть, а можно строить, бороться, улучшать."
Нормально. Это всего лишь вопрос убеждений, не более того.Я же говорю, что на форуме люди разные.
Ну на "ты", так на "ты". Ты, сынок, слышал про таких людей,как С.Колотовкин, С.Лапенков и И.Дмитриев? Думаю, что нет. И не услышишь, по крайней мере в программах нашего телевидения. Там других персонажей по вечерам раскручивают. А я бы их наградил, но не наградят, потому что другие приоритеты нынче. А они этот самый "Бессмертный полк" и придумали и людей в него вовлекли.
К рулевому нашему, который с охраной каждый год в передних рядах в этом Полку напоказ проходит и которого я имел в виду, у меня сложное отношение. Убеждения и вера не должны быть напоказ, я так думаю. А сложное отношение к нему возникло не вчера, а в те времена еще, когда рейтинги у него зашкаливали. Может как раз потому, что я вдвое старше тебя, хотя возраст еще не признак мудрости. Но я точно знаю, что родня моя и те, кто погиб, и те, кто выжил, не за такую страну жизни клали, в которую мы сегодня заехали. И дело здесь не в названии страны. Может поймешь, когда подрастешь. Но опять же, это моя точка зрения и не более того. Я в свою веру никого насильно не обращаю.
Про любовь к стране не буду. Во-первых, ты ничего обо мне не знаешь. Во-вторых, можем подискутировать, когда начнешь понимать разницу между "страной" и "государством".
И насчет моего зазнайства ты тоже не угадал. Я без тщеславия уже родился. Может и плохо, но так случилось.
"....можно строить, бороться, улучшать". Вот здесь ты прав на 100%. И я искренне желаю тебе в этом успехов. Отчитаешься по результатам перед своими детьми. Они и предъявят, если не то настроишь или не так наулучшаешь.
На этом с дискуссией закруглюсь. Здесь не политический форум.

Не в Колотовкине, Лапенкове, Дмитриеве и даже не в Павлове дело.
Дело в том, что большинство в этом "полку" имели дедов и бабок, которые воевали, возможно, не хуже выделенных тобой героев.
Возможно, какие-то их подвиги так же остались незадокументированными - не всегда было время отчитываться на войне.
А вот этим вступлением ты гребешь под одну гребенку всех подряд, словесно приравнивая "полк", современность, власть, сливая всё это с дерьмом.
Путин не идеален, возможно (хотя мне нравится).
Никто из тех, кто делает много, не останется без критиков, сам заметил, думаю.
Но вот такие слова, как в начале этого поста, не способствуют единству нации, возврату к любимому тобой укладу. Это ведь почти скрытый призыв к революции.
Вас читают, любят, Вы, почитай, СМИ уже.
И как рупора, вещающего на много ушей, я просто прошу не оскорблять людей миллионами походя.
За историю ещё раз спасибо.

"...никак не поймут, что деды наши и прадеды воевали и погибали совсем не за такую страну, в которой мы сегодня оказались..."
Действительно! Они воевали за страну, в которой людей сотнями тысяч морили и расстреливали, в которой трупы складывали штабелями и закапывали абы где, в которой преданные бездари только ценой миллионов жизней остановили немцев. Считаете, этого они не понимали, наши деды? Думается мне, воевали они, чтобы мы, их потомки, могли сделать страну лучше, такой, какой захотим. Сделали что сделали, хотите Вы это признавать или нет, но с Вашим участием или безучастием. Не нравится? Понимаю. Хотите переделать? Достойное желание! Давайте переделывать, это наша в Вами страна!

"Власти предержащие хорошо понимают, что в нынешней ситуации память о войне и Победе, пожалуй, единственное, что способно как-то объединять людей в нашей стране. С остальными устоями и «скрепами» все гораздо хуже…"
И что в этом плохого, что нас эта память объединяет? Что плохого в том, что об этом напоминают? Неужели Вы считаете, что напоминать не надо? Не думаю. Не так надо напоминать? Вот Вы сделали "не так", спасибо! А кому-то нужно "так".

"На этом с дискуссией закруглюсь. Здесь не политический форум."
Именно. И поэтому первый абзац - лишний. Я понимаю, прет. Научитесь сдерживаться уже, не мальчик...

Спасибо за рассказ. В ответ на первый абзац, вопрос - что заставляло сержанта Павлова и тысячи других биться до последнего патрона во времена "сталинского государства", повальных репрессий? Что Вы с презрением называете "скрепами"? Супостаты действительно "неведомые"?
Те, кто согласны с Вами в восприятии сегодняшней России, они способны до последнего патрона?

Там повыше кто-то писал, что в те времена были люди, которые сегодня доносы писали, а завтра с гранатой под танк ложились.
А Вы тоже считаете, что чтобы "до последнего патрона" биться писательство доносов необходимым условием является?

Тех, кто "повыше писал" и спрашивайте.

сегодня доносы писали, а завтра с гранатой под танк ложились.
****
чет я не верю.
Под танки посылали совсем не тех, кто доносы писал.
Это разные профессии, я бы сказал, разные призвания.

Как-то печально читать всё это.
Забыт труд автора, основная тема поста, сержант Павлов и сама Победа.
В лучшем случае им достаётся: «хороший рассказ».

Из-за далеко не радикального одного абзаца идёт непримиримая схватка (переходящая в любовный экстаз) двух крайностей, которые неизбежно сливаются.
И уже тяжело понять о каких Великих Реформах идёт речь, и кто такой Сам.
Забыто, что сокращать народонаселение (для его же блага, естественно) можно, как прямо поставив к стенке, так и загнав в определённый образ жизни. И ещё вопрос, какой способ эффективнее. А презерватив на народную память можно натянуть, как взорвав Христа Спасителя, так и задрапировав голубым место, к подножию которого сбрасывались знамёна рейха.

Задумайтесь господа-товарищи.

Показать комментарий

"Вот когда наши враги перестанут стараться снаружи и изнутри перекроить нашу историю, унизить нашу Победу и развалить нашу страну - будет время мирно пообсуждать литературные достоинства и объем труда. А пока не до этого."

Эта риторика никому и ничего не напоминает?

P.S. Блин, вчера угораздило "1984" пересмотреть (от 1984).

Хожалый,Спасибо за прекрасный пост, Спасибо за Вашу трудную работу. У меня просьба, если ещё остался свободный экземпляр Вашей книги о боях на Кавказе , не могли бы Вы передать его для меня в Москву, Никите Степанову?

Спасибо Вам большое!

Будем считать, что разобрались. По поводу комментария Smart не парюсь. У человека все на аватаре. Спасибо всем написавшим.
По поводу первого абзаца поста докину немного. Альпинизм, туризм и все мы существуем не в безвоздушном пространстве. Патриотизм- это великая сила. Если его не эксплуатировать в корыстных целях группы людей. И еще. Что поделать, но мне не нравится, когда на нашем государственном телевидении о человеческом всего неделю в году к 9 мая, а остальное время поток желтой грязи. А в перерывах про криминал. Зачем это делается цинично и целенаправленно?
На тех же соревнованиях по скалолазанию или на марафонах (сын бегает) сколько позитивных людей и просветленных лиц! Но таких людей (из любых сфер жизни), как и таких соревнований практически не увидеть в ящике. Не формат нынче.
А если об этом проще, то людей отучили улыбаться.
О своем отношении к войне, Победе и погибшим раскладывать не буду.
А теперь попрошу совета. В 2016 г. под одним из перевалов на сыпухе мы случайно нашли останки солдат. Целый взвод. Хотел выложить эту историю здесь в укороченном виде (хотя все равно длинно получилось). Теперь засомневался. Стоит ли? Не совсем это формат сайта, хотя про горы и про людей.

Целый взвод? Конечно выкладывай! О формате не беспокойся, он уже давно изменился...

Жаль, что так и не понял меня и умных людей выше.
Про аватар - ну я хотя бы не прячу лицо за ромашкой)

По поводу "спрятавшегося" Хожалого это конечно круто (Док вот у него книгу просит чуть выше). Особенно, от такого "прозрачного" ника с говорящим аватаром.
Кстати, могу порекомендовать Вам другой, более подходящий, как видится.

Можно посмотреть неплохой фильм "Война на западном направлении"
фильм еще советский, 80-х годов, но кмк вранья меньше чем сейчас

Прекрасные актёры - Михаил Ульянов, Виктор Степанов, и пр.

Конечно все новые факты о погибших в ВОВ нужно выкладывать и скорбеть.Но и вопросы возникают кто виноват в излишних жертвах система или конкретные люди.

Кто виноват - понять не сложно.

Это и система, когда
- во главе страны стоит великий, непогрешимый и всё знающий государь,
(даже ночью Сталин не спит, а думает о нас)

- развитая система уничтожения тех, кто думает иначе.

Но систему не прислал нам Обама-чмо, не завезли нам марсиане.

Эту систему создают и поддерживают люди, которые
- поддерживают и одобряют любые решения начальника, даже не думая головой.
Сегодня они одобрили уничтожение конструкторов оружия, а завтра их самих отправили на вражеские пулемёты, так как новое эффективное оружие некому создавать.

- радостно убивают своих же людей, во славу и по приказу начальника.

Вот, обычный русский человек, Василий Блохин.
Лично казнил более 10 000 человек.

Про Блохина вам сейчас скажут, что это либерасня все придумала и на самом деле он лично казнил не 10000, а всего 7122. И то из этого количества не всех насмерть.

а без жесткой "системы" Союз был бы разгромлен фашистами. Вот и скажи какой вариант лучше

есть такое мнение

Господя! И это убогое, сотрудничавшее от "Биробиджанер штерн" на идише и до "Радио Свобода" где "специалист" и на русском, и на украинском, и на белорусском - лишь бы какую копеечку подкинули, считается авторитетом!? Если уж несварение желудка и надо потошнить, тогда да - читаем Портникова. И обязательно на "Гранях"!

Лучше послушайте тех, кто знал правильное развитие событий.

Поздравляем Севастополь с годовщиной.

Есть такое мнение, что здесь забыл твои тут не ходят, а мои , да.

А между тем, Хожалый выше просит совета, писать ли здесь о пропавшем взводе... уже и не знаю что посоветовать.

Хожалый!
Да обязательно писать!
Писать надо о всех и обо всём...
И высказывать своё мнение.

esho pro samolet

Странно, тут на сайте есть две истории
И есть две команды на сайте, кадая из которая верит только в свою.
И самое главное что все сылаются на очевидцев.
Может стоит признать что истории не существует, и ее просто придумывают
Украина сейчас пишет свою, Германия свою.
Начинаю сомневаться в геноциде евреев. Главный житель Украины считает героем Бандеру.
Наверное он действительно герой. Если его считают гером внуки того кого он уничтожал.
Кто поспорит на сотню баксов что так и будет через 10 лет?
А вы тут обсуждаете кто бы и что мог выиграть и как, почитаем через 20 лет, узнаем правду

"Может стоит признать что истории не существует, и ее просто придумывают"
Люди вроде Хожалого доказывают, что до правды часто все-таки можно докопаться. По мне, так именно поэтому его отчеты так важны, и о его работе должны узнать как много больше людей. Окопы, стрелковые ячейки, документы, позиции, останки в конце концов- все это факты. Герои, захватчики, перебежчики- они видны из этих фактов.
Ну а как потом эту правду, эти факты интерпретировать- тут уж дело каждого.

Кстати, жаль что заметку про взвод, похоже, мало читают.

Марат они до конца дней своих будут на пену исходить что войну не немцы выиграли.

А Сержант Павлов сделал работу до конца. Погиб защищая Родину.

Полезное дело делаете, Хожалый. Раскопали такую историю. У меня на войне три дядьки воевали, двое погибли. История смерти обоих легендирована, а хотелось бы знать правду.
Как-то в Эдинбурге я зашел в Военный Мемориал. Там два зала, посвященных 1 и 2 Мировым войнам, по периметру - стойка с толстыми книгами, каждая относится к определенной в/ч. На страницах описана история каждого погибшего шотландца, со всеми подробностями. Любой потомок может зайти и прочитать про своего предка, сложившего голову на полях Великих войн 20 века. Понятно, что историю каждого солдата восстановили по горячим следам из информации от однополчан. А мы даже о количестве спорим, вон здесь от 7 до 40 млн. насчитывали. По-хорошему восстановить бы историю каждого, да время упущено. Спасибо автору, что хотя бы кто-то не остался безымянным.

К сожалению на той нашей войне не возможно не только одного человека отследить, но и целых армий. Просто сгинули в болотах. И это не оттого что мы такие плохие, просто таких огромных потерь не у кого не были.

У нас сейчас сайты есть- Память народа ,например.

Я тестя нашел.Добровольцем в 16 лет ушел.Три года в разведроте, два ордена и За отвагу,взвод немцев, лично взятый в плен, тяжелое ранение и 6 лет лагерей по сфальсифицированному сталинской крысой обвинению.

Это-судьба поколения.Которое все вынесло, самое немыслимое и невыносимое, а потом еще и сталинская мразь ломала их жизни, зарабатывая звездочки и делая карьеры.

Если создать Министерство памяти и выделить средства то можно создать много книг памяти .Собрать данные с МО ,военкоматов,писем родственников обобщить.Работа огромная,но реальная.

"Те же немцы, не о всех своих солдатах погибших на нашем направлении знают. Была другая война и другие теретории" Знают немцы о своих погибших, еще как знают. Были, конечно, пропавшие без вести и у них, но о тех кого захоронили, в архивах все есть.
По статистике поисковой из каждых 100 погибших наших опознают 1-2 человек. По немецким останкам процентов 90.
Есть такая немецкая организация "Фольксбунд". Целенаправленно занимается поиском и перезахоронением останков немецких солдат в местах боев. Работают наши, но финансируются из бюджета Германии. Периодически обращаются за консультациями (представитель по югу России) по боям в горах. У них есть списки всех захороненных с привязкой могил к географическим объектам (слиянию рек, отметкам высот и т.п.) Я просто по мере возможности подсказываю где это и как добраться, ну и привязку даю по немецким картам того времени. На современных картах этих координат уже нет. Всех своих погибших, кто оказался не на поле боя, оставшимся за противником, они хоронили с составлением всех процессуальных бумаг, по которым сейчас отыскиваются захоронения тех лет. И этим (поиском захоронений) сейчас занимаются методично и целеустремленно. Всех найденных немецких солдат по югу России и Северному Кавказу перезахоранивают на специальном мемориальном кладбище в Апшеронском районе Краснодарского края, которое содержит немецкая казна. Российское государство в начале двухтысячных выделило землю для таких кладбищ вдоль всей линии фронта от севера до юга.
С другой стороны, я знаю места в горах, где находятся десятки безвестных могил одиночных и братских, где прикопали наших бойцов (по моим прикидкам от 400 до 800 человек). Где их положили немцы, там и прикопали. Думаете эти погибшие кому-то нужны? Они не были нужны даже в советское время. Сейчас и подавно. Заниматься с ними - это не в дудки на парадах дудеть. Любой поисковик вам скажет- найти полдела. А вот чтобы захоронить - это проблема. И подтыкают останки наших солдат то по существующим братским могилам, то по кладбищам по углам. Вот вам и разница в отношении. У нас солдатская жизнь не дороже патрона стоила.
Нарвусь, наверное, на очередное хамство, но что есть, то есть.

К сожалению вы правы Хожалый, сегодня мы относимся к нашим солдатом не лучше чем тогда. Как это изменить не знаю..
Я только писал что с нашей стороны тогда не возможно было наладить учет не только места гибели, ФИО, но и просто их количество.
Последнее время много путешествую не по горам. И у меня появилось такое выражение "мы это пыль наших дорог", филоссовски стал относится к такой смерти и такому погребению

Полностью с вами согласен... насмотрелся по перевалам еще в 70-80е.

А ведь в 80е было уже проведены экспедиции для захоронений, и разминированием занимались, то есть самые вопиющие факты уже убрали.

Отношение к солдату было отвратительным

Существует легенда что бойцы Красной армии считали именные таблички дурной приметой и втихаря спарывали их и выбрасывали.Сталкивался ли с этим Хожалый?

У солдат РККА не было именных табличек, которые нашивались. Были личные медальоны до 1943г. Бытовало такое поверье относительно медальонов, что если заполнишь вкладыш, то убьют. Находятся пустые. Но вообще от старшины все зависело и от дисциплины.

и все же Хожалый, нельзя сравнивать наше отступление в начале войны
(да хоть Брест взять) от отступления немцев. У них это было более менее осмыслено
и не в торопях. У нас же начало получилось что никто не мог просто войсками последовательно управлять, а не только писать кто где как погиб. Больше чем суматох была.
Отсюда и отсутствие записей.
А то что не выделяется деньги хотя бы на достойное захоронение уже найденных, то стыдно

Наши и немецкие отступления вообще нельзя сравнивать. У немцев отступление было осмысленным тактическим действием с соответствующей штабной проработкой, планом, последовательностью действий. С отсечными промежуточными позициями, отработанным взаимодействием. И они старались осуществлять отступления именно планово. Другое дело, что не всегда получалось, особенно после 43г. Классика такого рода отступлений-уход немцев с Кубани в Крым. Увезли на судах все, включая пленных и гражданское население, угнанное на работы в Германию.
У нас же отступление изначально рассматривалось как позорное действие, которого не должно быть в армии.

так чего в 14м не бежали?
Против тех же людей воевали.

Армия 41 года была армией невежд, недоучек, прыгнувших разом через несколько ступеней назначенцев.

Сдавший летом 42го Севастополь адмирал Октябрьский до командования Черноморским флотом ржавыми катерами на Амуре командовал.
Назначен потому что некого было.Всех тех кто был на высших постах во флоте до него, расстреляли.
Продолбавший под Киевом 600 000 группировку Кирпонос поднялся к своей высокой должности командующего округом из заштатного военного училища.
В первую мировую он по тылам отсиживался, образование- церковно приходская школа и школа фельдшеров.
Ему противостоял профессиональный военный из военной семьи, с опытом Первой мировой, Манштейн, сделавший из него котлету в несколько движений.

И так везде.
В штабах сидели невежды, а их предшественники- профессиональные штабные офицеры - были изгнаны расстреляны или посажены.

Война требует огромной очень точной штабной работы, правильной и осмысленной логистики, разведки целенаправленной и высокопрофессиональной, умения анализировать ее результаты.

Людей,способных на все вышеперечисленное, в 41м в армии оставались единицы.

Вспомнили Кирпоноса.Но у него был начальником штаба Василий Тупиков,бывший аташе в Берлине,в 1940 году.Который дал точный прогноз о нападении немцев.Так вот Василий Тупиков через голову Кирпоноса доложил Сталину реальную обстановку на Юго-западном фронте.После гибели Кирпоноса Тупиков принял командование и погиб при выходе из окружения.Это я к тому что были грамотные и смелые офицеры в высшем руководстве.

Тупиков и Сталину о подготовке Германии к началу войны депеши слал из Берлина. Толку то?
И Сталин - тупой и армия почти вся в первые дни разбежалась.

Если поинтересоваться мнением Черчилля или мнением Неру об умственных способностях Сталина,то можно сделать логичный вывод о ваших умственных способностях)))))))

"что сейчас имеете в виду под этим определением?"

Тот строй, что существовал в СССР. Нам же весь мозг вынесли этим коммунизмом, и партия коммунистическая, и цель – построение коммунизма. В ВУЗах сдавали госэкзамен по научному (!) коммунизму. И т.д. и т.п.

строй,который существовал в ссср,это социалильм,в меру возможностей развитой,это наверное,единственная форма существования такого гособразования,как Россия

evgenij3
Потерял ветку, где обещал ссылку про Т-35 выложить. Посему здесь:

сейчас это направление снова признано перспективным и развивается.
Только называется не танком а БМПТ- боевая машина поддержки танков.

Задача- уничтожение расчетов ПТУР и других угрожающих танкам целей.
Принцип- больше наблюдающих за полем боя глаз, больше различных вооружений небольшого калибра.

Кмк в этом плане и как подвижный ДОТ Т-35 мог быть вполне эффективен.

Ну, малоподвижный Т-35 с противопульной бронёй вряд ли можно ДОТом назвать?))

«Подвижный ДОТ» на базе Т-35- это очень круто.
Впрочем, там после определения, приводят примеры ему явно противоречащие.

А использовали их при обороне Берлина, скорее всего, не от хорошей жизни, а исходя из принципа: «что есть под рукой и стреляет» (следующий резерв после гитлерюгенда).
А как они могли там оказаться?...
Но что их точно не привезли в Берлин для этих целей в 41-ом, то это факт.

P.S.
Для climber555.
Запараллелились, однако.

Ага, спасибо, действительно воспоминания еще одного танкиста с Т-35. И действия 4 танков в реальном бою (я-то считал, что их не было). Ну что тут сказать, лучше танкиста и не скажешь: "Вот так закончилось для меня танковое сражение под Дубно. А больше я "тридцать пятых" в боях не видел. Считаю, что могли они нормально воевать в сорок первом. Танки могли. Танкисты — нет еще". И автор материала приходит к тому же, что мы с Вами обсудили: "Не стоит забывать, что после Т-35 были другие тяжелые танки. Которые помяли гусеницами половину Европы. Но начиналось тяжелое танкостроение именно с Т-35. Первый блин вышел комом? Возможно. Но – он имеет на это право."

Почитал.
Как всегда, "хисторики" ещё один пост испоганили своими "поправками".
Нет чтобы самим что-нибудь путное написать, но они же на такое не способны, а вот обсирать написанное - всегда пожалуйста. Тьфу на них, три раза.
Хожалый, Вы молодец. И за то что делаете и за то что пишете об этом. Вам воздастся, там. Там - всем воздастся, в том числе и тем кто кроме как обсуждать сделанное другими - не способен.
И про тех кто закопан под перевалами - пишите, обязательно. В горах люди ходят обычно хорошие, будут знать что где как. Может, крест поставят, может могилку поправят.
С детства помню "это нужно не мёртвым, это нужно живым". Вот настолько и нужно, что не знаем даже реально сколько погибло. Но, думали ли они, те кто погибал, кто и как будет их вспоминать? Вряд ли. Они думали как воевать (или как выжить). Им наша память не нужна, уже. Она нужна нам.
Спасибо Вам, Хожалый, за эту память.
Всего Вам хорошего, удачи и успехов.

По поводу ветки в полторы сотни коментов.

Мужики, у меня монитор "Dell" и позволяет повернуть экран (физически) на 90 градусов.
А как вы выходите из положения?
Может, проще начать новую ветку отсюда?

Спасибо за Историю и низкий поклон. Великое дело делаете!

Однако, первый абзац все дело портит! Зачем???!!!

Спасибо за добрые слова, а еще спасибо за достойный отзыв относительно первого абзаца.
Почитайте не спеша. Оказывается не мне одному стыдно перед погибшими за то, что у нас сегодня происходит. Впрочем, от этого ничего не поменяется.

При всём уважении к Вашему мнению, полагаю что оно правильно, но несовсем.
Без публичных напоминаний - тоже нельзя. Иначе - сначала будут замалчивать, а потом и вовсе забудут. Как вот этот случае, например про медаль в честь победы во Второй Мировой.
Где там СССР в числе победителей? Нет его там, уже. Забыли. Упоминают только в ряду "других союзных наций, Канады и Австралии".
А это уже опасно. Ибо, если забудут как получили - будет соблазн ещё раз попробовать. А это - ЯВ.

ничо вы так технично разговор в сторону увели.

Кому напоминать, частной компании Bradford, которая где-то в Америке выпустила сувенирную монетку?? А если бы они принт на майку выпустили? Какое отношение это имеет к личным взглядам Хожалого или кого-то еще?

+++Почитайте не спеша. Оказывается не мне одному стыдно перед погибшими за то, что у нас сегодня происходит.+++

Прочитал не спеша. Ей стыдно за то, что у нас сейчас нет колхозов??? А эта тетя в своем уме?
Да сейчас жизнь в 100 раз лучше, чем у моих дедов-колхозников, пошедших на фронт!
Если б они увидели - подумали бы что коммунизм уже наступил.

PS: пока писал комментарий - заработал булку хлеба, 20 рублей. Ну точно, коммунизм!

Ну,у кого то может и наступил.Но не надолго.Вот вы удивитесь,когда
ваше правительство,ессно,для сохранения единой и неделимой,вдруг будет вынуждено объявить продразверстку,как и их предшественники,правительство царской россии,пере своим,извиняюсь за выражение,пи...цом.

А мне кажется, что гоблин, хоть и излишне политизирован и эмоционален, но зерно в его словах есть. Мало кто знает, что в ЦЕЛОЙ Америке, во время мирового кризиса, Франклин Делано объявил "золотую продразверстку". История ВСЕГДА повторяется...

не вижу смысла себе страшилки выдумывать.
Хватает и реальных проблем.

Если как у большевиков, по продуктам- так сельское хозяйство сейчас лучше, чем когда бы то ни было в этой стране.Чего там разверстывать, рынок работает.
Если в общеэкономическом смысле, так за 18й год рост больше 2%, то есть, все в принципе, нормально идет своим ходом.

кстати, и свой "голодомор" в США был, в годы Великой депрессии. Только там просто эту тему не раздувают как у нас некоторые

Гоблин живет в стране, у которой душевой ВВП 1200 долл на человека в год, это меньше чем в самых нищих африканских странах.

С такими показателями чего только не померещится, и продразверстка и Ленин на броневичке, и к мощам Брежнева захочется припасть, и все ведь искренне:)

У Киргизии душевой ВВП 3844, ведь мы договорились смотреть по ППС.
"Самые нищие африканские страны" пока только мечтают о таком.

В.В.Путин, 2008 год: Системных проблем в экономике России нет.
В.В.Путин, 2018 год:позитивные тенденции в российской экономике не должны успокаивать власти, потому что, «очевидно, что сохраняются системные проблемы»
Уже президент публично признал наличие в экономике России системных проблем (точнее,даже появление их, с его точки зрения), а хрон и ОСВ знай себе бубнят: у нас все хорошо, ВВП растет, скоро Израиль обгоним.
Поразительная "незамутненность"!

А давай оба дадим прогноз и посмотрим кто прав. Данные будем брать с официального сайта МВФ.
Сегодня ВВП России на душу населения по ППС составляет 77% от израильского.

Как думаешь, сколько будет через 3, через 5 и через 10 лет?

Я об этом вообще не думаю. ВВП - это некая абстракция, непонятно что отражающая.
Если ВВП растет, а доходы населения падают - на хрена он сдался, такой рост?

Погоня за Израилем продолжается:

ну да, мы выросли в 2 раза. А ты думаешь Израиль во сколько вырос? В три что-ли? Лень искать, но там рост будет процентов двадцать-тридцать, не больше.

Кто вырос? Доходы с 2000-го?
Забудьте про рост в 2000-ные, у нас новая жизнь с 2014-го, вот с 2013-м и сравнивайте.