НА ГРАНИ ФОЛА. ЗИМНИЙ КАЗБЕК ПО МАРШРУТУ 3 Б
Поскольку летом мне не удалось никуда выбраться, в голове крутилась мысль сходить куда-то зимой. Прошлогодний опыт зимнего Монблана, где мы с Виталей просто провалялись неделю в палатке никуда не сходив, говорил – не надо, остановись! Но. Не может же такое повторится снова.
Даты:
26.12.2018 г. – 05.01.2019 г.
Учасники:
Виталий Шлюпка
Александр Корец
Выбор был между Эльбрусом и Казбеком. Вспомнив, что на Эльбрус добираться надо автобусами два дня и что там в новогодние просто проходной двор, этот вариант отпал. А Казбек: два часа в самолете, четыре на машине и ты на месте, да и народу немного.
В Тбилиси мы прилетели вечером 24 декабря. На следующий день докупили продукты и с горем-пополам нашли где купить газ. Он оказался только в двух магазинах из десяти, здесь и здесь, причем в первом мы забрали последние два баллоны. В Степанцминду (такси стоило 80 лари) приехали около десяти вечера. Водитель подкинул нас до начала построенной этим летом дороги к церкви и мы сразу пошли наверх.
Когда до церкви оставалось идти от силы сорок минут, Mitsubishi Delica светом фар осветила дорогу перед нами и тут начался экшн. Мы загрузились в машину и поехали по дороге полностью покрытой льдом. За рулем сидел выпивший грузин, который оказался местным спасателем: «I help people», бодро сказал он.
В самом конце, дорогу полностью занесло огромным сугробом. На наш вопрос, собирается ли он туда ехать, спасатель уверенно крикнул, что да. Три раза со всей дури Delica въезжала в сугроб пока не села на пузо.
Рядом стоял автомобиль, в котором были молодой парень и монах. Я так понимаю, спасатель приехал к ним. И вот мы впятером до трех часов ночи пытались вытащить Delica из снега, но так ничего у нас и не вышло. Потом вызвали снизу подмогу. Мы их уже не ждали, а пошли ставить палатку и спать.
День 1. 26.12.18
Проснулись в 11 утра, погоды нет, дует ветер и все затянуто облаками. Ночью монах говорил мне, что передают сильные снегопады и mountain forecast тоже показывал осадки. У нас проскакивала мысль пойти к перевалу по гребню, но вначале снега было не так уж много, у нас с собой снегоступы и мы пошли кулуарами по летней тропе. Это была самая большая ошибка в этом восхождении! К вечеру мы прошли около половины дороги к Саберце. Видимости нет, а злые снежинки и не думали прекращать падать на землю, все больше усложняя наш путь. Колошматились в снегу то по колени, то по пояс и никакие снегоступы не помогали. Окопались и стали на ночевку непонятно где. Часов в 10-11 вечера залезли в спальники.
День 2. 27.12.18
На следующий день картина все та же. Посмотрели по навигатору, до перевала не так далеко, думаем, что дойдем. За ночь навалило до метра снега и идти было еще тяжелее. Наверх подыматься не стали – видимости никакой, сколько туда идти и что там не ясно. Продолжали топтать. Наступила ночь, а перевал все нет.
Если летом до перевала от церкви можно зайти за четыре часа без особых усилий, то мы за день прошли не больше двух километров. Я вам скажу, что тропить 8 часов под горку – так себе фитнес, на любителя.
Вспомнился зимний Монблан, мы тогда хотели идти по классике, через Тетрус. Снегоступов естественно не взяли, нормальной веревки тоже, ну а зачем, че там лазить надо? В общем, не подготовились. Отошли от лыжных трас и сразу начали тропить, столбы электропередач на трамвайных путях засыпаны полностью, на склонах следы от лавин, снежные доски съезжают из-под ног и улетают куда-то в пропасть, сверху что-то сыпет, непогода. Оценив масштабы веселья, мы повернули назад.
Полночь. Лежим в палатке, читаем смски с погодой – вроде бы завтра норм.
День 3. 28.12.18
Погода звенит! Все видно и мы вышли на гребень. Оказалось мы ночевали в часе от перевала Саберце. Как же было досадно, когда увидели, что на гребне снега практически не было, а в это время мы два дня барахтались по горло. Ну да ладно, надо было идти дальше.
Сейчас на зеленых ночевках есть приют Альтихат: новый, красивый, но зимой закрыт. К нему мы подходили прямиком через кулуар, где летом течет речка, в самом узком месте, на краю ущелья. Хоть приют и закрыт, но рядом есть маленький домик, где можно заночевать. Внутри четыре койки. Когда на обратном пути мы зашли передохнуть, то пол здесь был устелен деревянными палетами, то есть там спокойно может спать до восьми человек точно и думаю даже это лучше, чем в палатке зимой.
«Zimno kurwa!», – такой постскриптум мы прочитали в записке, оставленной в домике возле Альтихат тремя поляками. Я полностью согласен с ними, потому что было и вправду зимно. Выше минус 10 температура не подымалась. Что в палатке, что на метео, вылезть утром из спальника наружу для меня было сравнимо прыжку в прорубь. Судорожно начинаешь надевать на себя все, что есть и только потом согреваешься. Без хорошей пуховки, теплых штанов, рукавиц и ботинок зимой в горах делать нечего. Конечно, можно пойти в том, что есть, но зачем эти мучения? На штурм, я на свои пластиковые кофлачи дополнительно надевал бахилы и было отлично, хотя и от чего-то более теплого не отказался бы.
День 4. 29.12.18
На четвертый день мы дошли до метеостанции. В начале ледника пришлось потропить, но на пол пути, нами была замечена группа из 11 альпинистов. Недолго думая, мы немного спустились и по их тропе дошли до метео. В этом, конечно, плюс большой группы. Так потропил немного, а потом идешь в конце покуривая. Эта тропа сэкономила нам часа два времени и кучу сил.
Пришли на метео, там было пять белорусов, которые в этот день сходили по классике. Один из них вышел к нам пообщаться. Говорил, что те 11 – это грузины и когда они были, то на метео и свет был, и печку топили, а ушли так все выключили. Правда, содрали с них какие-то деньги за проживание.
Мужик интересный попался, слово за слово: бывалый турист, одиночные походы по Сибири, перевалы, семитысячники.
- Так, а в каких ботах ты на Коммунизма ходил? – спрашиваем.
- Та вот в этих – показывает на однослойные, уже старенькие боты.
- И как не холодно?
- Че холодно? Синтепоном обмотал и вперед. Мы подходили, не через МАЛ, а через перевал и сразу на плато. Десять дней шли. Вертолетом не пользовались – неспортивно это, я считаю. Но обратно нам повезло и с Москвина мы на вертолете бесплатно улетели.
- Как это? – удивились мы.
- Да как, страховой случай у кого-то был и в этот вертолет набились все кто хотел.
День 5. 30.12.18
Как обычно это бывает, планы у нас были грандиозные. Хотели акклиматизироваться на Орцвери, сходить по классике на Казбек, а потом на 3 Б. Классику мы откинули в первый же день, а ледовый маршрут на Орцвери еще хотелось пролезть.
На следующий день мы отправились на акклимуху до часовни. Кстати там ловит мобильная связь Beeline, но лучше брать Geocell, так как она ловит и на метео. От часовни прошлись до 4100 м. по предстоящему маршруту 3Б. Расставили вешки для ориентира и потопали вниз. Оставшееся время отдыхали после нелёгкого подхода. Белорусы ушли вниз и мы оставались единственными людьми на метео, пока первого января не пришла группа из Питера.
Для меня было впервые, когда ближайшие люди находятся на расстоянии двух-трех дней ходьбы, а в случае непогоды, то неизвестно сколько. Да возможен вертолет, но все же.
День 6 - 8. 31.12.18 - 02.01.19
Погоды в следующие дни не было. Каждый день мы просыпались в четыре утра, смотрели на гору, ели, снова смотрели на гору и шли обратно спать. Гуляя в окрестностях, офигели от масштабов мусора возле метео, говорят его вывозят, но мусора очень много. Настоящая свалка! Просиживание на месте давило морально. Первого января погода нормализовалась, но все равно наверху было облачно и мы снова никуда не пошли. Какого же было разочарование, когда с утра я вышел на улицу, а там полный штиль, только идти и идти, а я какого-то черта торчу на метео.
Вместо вершины мы побродили по разломам Гергетского ледника, что возле Орцвери. Когда возвращались, увидели на леднике группу. Обрадовались, может это грузины. Включат свет, затопят, наконец поживем, как люди. Но нет. Пришли питерцы, группа под руководством Валерия Шамало, известного по попыткам восхождения на Латок 1. На следующий день они ушли аклиматься, ну а мы играли в карты.
Был один момент, захожу я в комнату, а Веталь мне: «Че смотришь?», а я такой: «А на кого мне еще смотреть?», и оба залились смехом. Да, в подобных восхождениях, когда подолгу нет погоды, в большой изоляции и когда приходиться ждать, важно быть в схоженной команде. Важно иметь общий бекграунд и некую психологическую связь, а то будет как в том известном случае когда на полярной станции один ножом пырнул другого за спойлеры в книжке.
По натуре я человек несловоохотлив, Виталя же наоборот и когда второго января на метео пришел Рома, то он был как отдушина для Веталя. Рома – московский инструктор по альпинизму и по совместительству человек оркестр, у него было все.
- Стой, ты взял 12 буров на классику? А зачем, прости?
- Ну как зачем? Палатку на плато держать – ответил Рома.
- Не палатку, а целый шатер – смеется другой Рома из той же команды.
- Я еще шампанского взял на Новый год – хвастаясь говорит Рома.
Поведал Рома нам, как он за восемь часом поднимался на Казбек по тройке, а про наши планы сходить когда-нибудь на Шхару говорит, что: «Да легче о поребрик головой стукнутся, у вас их, тем более, много. На билетах сэкономите. Сыпет там ужасно».
День 9. 03.01.19
Захожу на кухню, там Дима, москвич, пришел вчера в одиночку, сидит чай кипят.
- Что тоже на штурм? – спрашиваю.
- Да, хочу попробовать.
- Ты же только вчера пришел, на аклимуху даже не ходил – удивился я.
- А меня высота не берет – отвечает Дима.
- Так, а ты с питерцами сейчас?
- Не один. Они отдыхают. Я один же пришел, вот один и пойду.
Безумие это или отвага, я так и не понял. Одному идти по закрытому леднику, я бы не пошел, пока еще не на той стадии. Но как потом оказалось, Дима поступил правильно – сходил. В следующие два дня гору накрыла самая сильная пурга за все время, что мы там были.
Мы вышли на маршрут в 6:30 утра. По прогнозам, что нам присылали на спутник друзья, температура наверху должна была быть минус 24, но на протяжении всего подъёма мне было холодно один раз – в ноги при выходе на вершину. Подход от метео до узкого кулуара простой и идется с палочками. Хочется сказать, что и весь маршрут технически несложный, но, как мне показалось, длинный очень. Нам «повезло» и на маршруте было дофигища снега, пришлось тропить по колени. Никакого льда, о котором пишут во все описаниях, мы не встречали. Где-то на 4500, когда кулуар уже расстилается на всю ширину, идя первым, я плюнул на этот снег и свернул направо к скалам. Пролезли немного и тут под одним из камней показался лед и я торжественно вкрутил первый бур. Всего у нас было восемь буров, а стало семь. Один из них я не менее торжественно прое… не в щёлкнул в каритул.
Лед продолжался до высоты 4800. Шли одновременно, правда пару раз сделали станции, ну хотелось очень. Виталя наснимал кучу видео для блога. С набором высоты лед снова спрятался в снег и приходилось копать до полуметра чтобы вкрутить бур и пристраховатся. Прошли слева большой жандарм, он же зуб, солнце уже катилось к закату, а до вершины еще лезть и лезть и снега все больше и больше.
Снежный купол – это тропежка до метра снега. Виталя прошел несколько веревок и выбирает меня. Смотрю на него, что уставший, даже капилляр в глазу лопнул. Поменялись и я проложил в снегу траншею до следующего выступа скал в надежде, что там будет выполаживание. Но нет. Выкопал чуть ли нору, вкрутил бур, выбрал Веталя. Думаю сейчас он меня заменит, а он погребает и говорит, что бобик сдох. Никакого желания и планов ночевать здесь у нас не было, поэтому вариант один – идти вверх и спускаться по классике. Навигатор показывает до вершины сто метров по высоте. Было уже где-то восемь вечера, на дворе ночь и у Витали разрядился фонарь.
Я продолжаю тропить и ухожу вверх и левее. Склон здесь 50-55 градусов. Если ниже мы ставили один, два бура на веревку, то дальше мы уже снег для буров не копали. Через какое-то время его стало поменьше, Виталя пошел первым. На последних метрах перед вершинным плато снова появился лед и в этом месте выкручивая бур я и уронил его. Ну да ладно.
В 21.26 вечера мы достигли вершины. Ни одной фотографии не сделали, мой полупотухший фонарь практически не светил. Сняли короткое видео и начали спуск. На взлете кое-как виднелась набитая в фирне тропа, но на перемычке она закончилась. Дальше спускались больше по памяти, чем по видимости. Идя первым я немного провалился в бергшрунд, хорошо Виталя быстро вытащил. Долго думали, как обойти этот берг, но в темноте ничего не видно. Решили подняться к перемычке и не теряя высоту пойти влево. По пути, Виталя ушел с головой в трещину, но не сильно. Вылез на другую сторону, потом я перепрыгнул образовавшуюся дыру и пошел первым.
Когда в полночь спустились на ледник, то пришлось его распутывать. Подошли к огромной трещине, где час ходили туда-сюда. В этом месте я потратил свои последние силы и дальше включил автопилот. Попил изотоник, перекусил батончиком, отдал Веталю фонарь и пошел за ним, приготовляясь в случае чего зарубаться. Но обошлось. Натоптаная тропа появилась только под стеной Хмаура. На метеостанцию пришли в 3.30 утра убитые в хлам. Спасибо девушке с Питера за термос с чаем, пить хотелось очень сильно.
Восхождение получилось на грани фола и длилось 21 час.
День 10 - 11. 04.01.19 - 05.01.19
Проснулся я в начале десятого утра, как не странно особой усталости не было. Стоим в предбаннике, хотим в туалет, а за дверью дулово как аэродинамической трубе. Вчера же на горе воздух не двигался. Рома рассказывает: «Видел вас днем на маршруте и понял, что мой рекорд не побьете. Ну, молодцы-красавчики, пролезли». Не знаю, на сколько мы молодцы, а на сколько красавчики, но сейчас мне приятно вспоминать и осознавать, что у нас все получилось.
На дворе пурга не утихала. Питерцы вернулись без вершины. На их месте я бы вообще никуда не вышел. В такую погодку в туалет пройтись уже подвиг. Вечером у нас закончился газ и мы доедали последние продукты. Завтра надо валить вниз.
Наутро погода не порадовала, пурга продолжалась. Вниз шли вместе питерцами. Видимость на леднике была от 5 до 50 метров и улучшилась только на гребне после перевала. В это время на метео было уже многолюдно, подошло несколько групп. По дороге вниз встретили еще две.
Хочу сказать, что зимой на перевал подыматься лучше не так как летом – летний склон лавиноопасен. Сейчас на перевале стоит вышка мобильной связи, но идти лучше не прямо в лоб на нее, а обходить перевал слева и огибая склон траверсировать вверх на гребень. Здесь мы встряли при плохой видимости и в снегопад, хоть шли по тропе и начинали правильно, но вместо траверса пошли прямо в лоб. Намучались в снегоступах, но все же вышли. Дальше по гребню до Степанцминды легкий трекинг.
Спустились в этот же день, 5 января, нашли хостел, где впервые за 11 дней у нас была теплая ночевка и душ. Дальше в Тбилиси и 8 января мы улетели домой в Киев.
Первая серия
Вторая серия
Страница нашей дримтим Etiyeti в FB здесь
YouTube канал о наших восхождениях здесь
Отчет с летнего Казбека здесь
А ботинки у меня не старые))
1971.Vl.24 Казбек 3А ?
P.s. Посмотрел видео до конца - супер!)