Пишет Dorinskaja, 21.01.2019 17:32

Байчечекей по маршруту Селиверстова за 26 часов и двойной перелом, пособие для 3+ разрядников (Альпинизм)

Вводные замечания

В этой публикации пойдет речь об одном знаменитом уже ежегодном альпмероприятии, участницей которого я была в январе 2018 года. Этот текст я написала уже в апреле 2018 года, так как одной рукой набивать текст было не очень удобно, но потом решила его все же не публиковать. И вот в январе 2019 года мне снова довелось пообщаться с участниками этого же альпмероприятия и по результатам этого общения, я решила все же опубликовать этот, с позволения сказать, отзыв, в надежде, что прочитавшие его люди немного с другой стороны увидят безопасность, о которой мы так много все говорим, пишем и читаем.

Очевидно, что о безопасности в альпинизме написано интереснее, объективнее и конечно же профессиональнее, чем в этом отчете. Я в свою очередь хотела бы привести очередной пример того, как выглядят сборы, на которых безопасность вызывает вопросы.

Для меня открытым остается вопрос о том, насколько этично сообщать имена участников описанного ниже события и мероприятия в целом. С одной стороны, родина должна наградить своих героев, но с другой, родина в лице достаточно широкой части альпинистского сообщества всех своих героев давно знает и живет с этим вполне спокойно. Если участники данного события или мероприятия увидят какие-либо неточности в изложении, объявляйтесь, пожалуйста, в комментах, я с радостью исправлю, если что-то изложила неточно.

Мне в данном отчете хотелось изложить только факты и избежать эмоциональной оценки произошедшего, но, если мне это не удалось, я заранее прошу меня извинить, я все же потеряла на несколько месяцев возможность работать, вести активный образ жизни, не говоря уже об операции и реабилитации, что также потребовало значительных сил и денег.

Как добиться такого ошеломительного успеха?

Хотелось сходить в горы зимой в Ала-Арче. Выбор нашего альпклуба пал на иногородние сборы, так как было желание провести сборы дешевле, чтобы могло присоединиться больше желающих из Москвы. Старший тренер, ОБ сборов и инструктор нашего отделения стали нам известны только на Рацека. Кроме остальных участников из Москвы, мы ехали своим отделением 3+ разрядников из нашего альпклуба. Мы не были отделением по сути, так как это были наши первые совместные сборы, некоторые люди присоединились к альпклубу специально, чтобы принять участие в этих зимних сборах.

В отделении 3+ разрядников в основном все хотели закрыть 2 разряд, большинство интересовали буковки и циферки маршрутов. Почти все участники сборов и наше отделение в частности поднялись на Рацека с ночного самолета минуя ночевку в альплагере Ала-Арча со всем грузом сразу. Накануне подъема стало известно, что каждый участник должен занести еще общественный груз по 7 кг на лицо. Ну или можно было нанять портера.

Меня такой план акклиматизации как «подъем с самолета на Рацека» не устраивал, поэтому я нашла возможность приехать в Киргизию раньше на неделю, где жила выше 3000, чтобы лучше акклиматизироваться.

После открывашки инструктор нашего отделения, сообщил нам, что не все участники восхождения готовы или могут на 3б, кому-то нужно сходить 2б (занятий до восхождения не проводилось, видимо все стало очевидно на пешеходной единичке). Из нашего отделения людей «готовых» на 3б оказалось двое: я и еще один молодой человек (далее м\ч).

Я отдельно подчеркну, что открывашка была схожена на второй день пребывания на Рацека и все эти люди поднялись на Рацека с ночного самолета, минуя ночевку в альплагере Ала-Арча.

После открывашки наш инструктор предложил (насколько я понимаю с согласования этого вопроса с ОБ и ст. тренером) такой вариант: я, м\ч и еще одна участница из другого города, которая еще не поднялась, получим инструктора-стажера и с ним пойдем на 3б, которую выберем.

Маршрут выбрала присоединившаяся к нам участница, потому что остальные маршруты, которые мы могли сходить в таком составе, она якобы уже сходила и ей нужно было заполнить новую клетку. Тот маршрут, который мы в итоге сходили (3б Селиверстова на Байчечекей) она тоже ходила (в российском классификаторе 4а), но организатор сборов, который и был ОБ, записал ей маршрут в книжку иначе, что ее кажется не смущало.

Перед маршрутом у нас было одно ледовое занятие, в котором данная девушка не участвовала, так как она была на восхождении на Учителе 1б. Соответственно дня отдыха после 1б у нас тоже не было, было первое ледовое занятие.

Тактику восхождения мы не обсуждали с инструктором. Между собой с м\ч проговаривали, что пойдем независимыми связками. М\ч при этом особенно подчеркивал, что надо постоянно меняться, чтобы лидер не уставал.

Вечером накануне восхождения ко мне подошла девушка, с который мы должны были отправиться на маршрут, и сообщила что-то, что переводится как «я не чувствую в себе сил идти лидером с инструментами, давайте я буду жумарить». Я сказала, что все будет ок и инструктор разберется. На тот момент я действительно так думала.

Восхождение

В 5 утра инструктор-стажер и девушка на завтрак, как было назначено, не пришли. В их палатке их не было, искали их до 5.30, нашли в хижине, разбудили, в итоге вышли на 45 минут позже.
Подход девушка шла первой, мы шли за ней, так решил стажер. Мы шли бесконечно долго. Чтобы был понятен уровень нашего отделения, я просто скажу, что, выйдя в 6.15 мы начали работать на льду в двенадцатом часу дня. То есть подход занял у нас 4.30 — 5 часов. Я следила за временем, так как у меня была рация.

Около найденного льда общее настроение было такое, что мы сомневаемся это ли наш маршрут и ищем его, никто не понимал на маршруте ли мы, маршрут вверх не просматривался, казалось, что лед был круче, чем в описании. Девушка, которая была уже на этом маршруте, пояснений никаких тоже дать не могла. Решили, что надо посмотреть, что там дальше, поэтому участники предложили мне полезть, так сказать посмотреть.

Начала лезть после 11.00. После первой веревки стал виден большой скальный остров, похожий по форме Ушбу. М\ч предлагал по скалам влево, но в описании было направо и лед, я полезла лед. Сделала станцию, на втором буре еще на первой веревке я сорвалась, почти долетела до станции, ребята поймали уроненный мною бур. Отдельно подчеркну, что у меня на тот момент не было своих инструментов, я их одолжила и не заметила, что на инструментах тупые драйтулинговые клювы. Сразу стало очевидно, кто в этой компании ледолаз и каскадер.

Около 12.00 слушала связь, нас не вызвали, мы работали лед. К тому моменту я прошла веревку и народ подтягивался на станцию по перилам, кто-то с верхней. Потом еще две или три веревки прошла, но уже на инструментах стажера-инструктора. Свои инструменты убрала к себе в рюкзак, так как никто из прижумаривших к станции не согласился их взять себе, что могло бы немного облегчить мне лазание.

Когда на третьей веревке м\ч подошел на станцию, я сказала, что мы не успеваем и надо дюльферять. Мой «напарник» справедливо заметил, что это решение должен принимать инструктор, надо с ним посоветоваться. Когда подошел инструктор, я предложила дюльферять, так как было больше 14.00, а по тактическому плану мы в 16.00 должны были быть на вершине. По результатам обсуждения, я пошла пешком по скальному острову искать маршрут, потому что уверенности, что мы на маршруте ни у кого не было.

Прошла остров ногами, без точек страховки 60 метров, было очень стремно, так как остров представляет собой развалину и можно было насыпать камней. Когда вышла на всю веревку стажер крикнул делать перила, но было не на чем, обвязала наименее живой бульник кардолеттом и готова была организовать верхнюю, но почему-то никто не хотел лезть с верхней… В итоге м\ч все же пришлось подойти с верхней и принести мне буры, чтобы я могла сделать станцию.

Около 15.00 я снова предложила инструктору дюльферять, было абсолютно очевидно, что мы не укладываемся в контрольный срок (16.00 на вершине). Но инструктор сказал, что надо лезть, передала по связи, что работаем. По связи нас тоже не развернули. Связь пока была с ОБ.

Я вылезла еще веревку. Сделала станцию, приняла инструктора. Потом по-прежнему сомневались на маршруте мы или нет. На станции сняла варежки, увидела, что средний палец весь сине-черный и не сгибается. Попросила инструктора, чтобы меня подменил кем-то, он подменил сам. На станциях м\ч все время спрашивал, если инструктор не полезет дальше, то не против ли я снова пролезть?

Прижумарила к инструктору, он меня выпустил лидировать дальше. Еще веревку прошла. Около 18.00 передала по связи, что нам две веревки до ледовой перемычки. Достаточно скоро стало понятно, что их не две. Подошел ко мне инструктор, лезть лидером снова не хотелось: что-то с пальцем…

Инструктор сказал, было бы тогда неплохо, если я не хочу больше лидировать, чтобы полез м\ч. Подошел м\ч, нехотя, но полез, уже стемнело, м\ч отошел метров на 20 и сделал станцию. Сказал, что у него погас фонарик. Выпустили меня, лезть не хотелось уже очень сильно. От первого бура я сорвалась ниже станции на метр, никого не убила чудом. Думала, меня сменят, но никто меня не сменил. Не знаю, сколько времени я лезла эту веревку. На связи в 21.00 передала тоже самое, особых вопросов не было. На связи был ст. тренер.

Последнюю веревку лез инструктор, на ледовой перемычке мы были около 23.00. Сложили всю снарягу. В моем рюкзаке снаряги оказалось как-то много, но хотелось поскорее оказаться на спуске, поэтому я не жаловалась.

На связи в 23.00 просила проконсультировать по спуску. ОБ сказал лезть на башню и оттуда дюльферять. На мое “на 4 участника два фонарика”, ОБ предложил сделать перила, так как девушка из нашего отделения отказалась лезть пешеходные скалы без перил.

М\ч сам предложил провесить перила, я его страховала. В 12 ночи по связи просила консультацию о том, сколько дюльферять метров. Ст. тренер был на связи и сказал, что не может проконсультировать.
Инструктор нашел дюльферную петлю, около часа ночи начали дюльферять. Последним дюльферял м/ч, я предпоследняя. Когда я подошла после дюльфера к стажеру и девушке, они под камнем спали. Долго ждали м\ч, кричали ему, но никто не подходил.

Стажер сходил к м\ч и принес сбухтованную м\ч мою веревку. Веревок всего было две, моя и веревка второй связки. Через какое-то время пришел сам м\ч без второй веревки и начал очень эмоционально о нас всех высказываться. В два ночи была связь, я сказала, что начинаем идти по сыпухе, но мы еще долго не начинали. Стажер сказал девушке пойти за веревкой и сбухтовать ее. Она куда-то сходила, потом вернулась ни с чем, внятных объяснений не дала, но зато сказала, что-то что переводится как, что «очень плохо, что два парня не могу сбухтовать веревку». В итоге стажер пошел, нашел веревку и вернулся с ней, тоже сопровождая это эмоциональными пояснениями.

Движение вниз начали в 2.40. Стажер сказал надеть кошки, так как на сыпухе периодически встречался лед. Постепенно я поняла, что сил почти нет, начала запинаться почти на каждом шагу. Уже после трехчасовой связи в конце сыпухи я упала, стукнулась каской о камень, левая рука оказалось подо мной. Сняла варежку, в одном месте текла кровь. Спросила у инструктора, стоит ли поставить обезболивающее, он сказал, что так как я брала аптечку, чтобы сама доставала ее из рюкзака и решала стоит ли это делать. Сама сняла рюкзак, но обезбол решила себе не ставить. Если честно, просто не было сил это сделать. Сняла кошки, пошла немного быстрее и чуть увереннее. До ледника по сыпухе инструктор шел рядом со мной какое-то время. На леднике все-таки надела кошки. Кошки слетали постоянно, не могла их одной рукой толком затянуть. Меня подолгу ждали, но помочь никто не предлагал, правда девушка пару раз помогла мне снять и надеть рюкзак. Потом стажер и девушка убежали от нас с м\ч. До 8 утра связь была каждый час, говорила ст. тренеру, где мы. На Рацека в 08.00 нас встретил ОБ, вопреки всему он улыбался и поздравлял с горой.
У этого мероприятия был разбор.

Разбор

Разбор был с участием старшего тренера без ОБ. Во время разбора все обменивались любезностями, я не помню какими. Помню, что стажер сказал, что мне надо учиться лазать и крутить буры.
По результатам восхождения м\ч и девушка закрыли второй разряд, стажер закрыл стажировку и стал инструктором. Я на следующий день спустилась вниз, так как вечером я начала сильно задыхаться. В Бишкеке мне наложили лангетку. В Москве выяснилось, что у меня два перелома со смещением, один из которых впоследствии прооперировали, обморожение одного из пальцев, а также другие травмы.

Что еще было интересного

Собственно, я начала с того, что сказала, что в этом году я пообщалась снова с участниками этого альпмеропрития, и видно было, что ситуация у этого ОБ на мероприятии только ухудшилась. На всякий случай скажу, что альпмероприятие было анонсировано ФАР, то есть это были официальные российские соревнования, как это обычно водится. Вот что еще нельзя забыть про те сборы:

1. На этих сборах нас очень мало кормили. Иногда завтрака не было, порции были очень маленькие. Мало кто не знает, что в горах мы расходуем сил намного больше, чем на равнине, и, соответственно, для их восстановления требуется больше, попросту говоря, еды. Когда еды мало, мы получаем снижение иммунитета, организм намного меньше сопротивляется заболеваниям и медленнее восстанавливается. Поэтому ожидаемым продолжением недоедания, дерзкой акклиматизации и проживания в непроветриваемой каменной коробке стало молниеносное распространение зеленых соплей и бронхиального кашля среди почти всех участников.

2. В день нашего восхождения почти весь сбор тоже вышел на восхождения. И большинство групп, вышедших в этот день на восхождения, вернулись в лагерь сильно затемно или, как и наше отделение, под утро. Это означает, что, если бы мне лично и отделению в целом повезло немного меньше, помощи ждать было бы неоткуда. Участники либо еле передвигались по маршрутам, либо тихо отсыхали на полках. Сборы Грекова только поднялись на Рацека в этот день.

3. В связи с сильным отеком руки и обморожением пальца врач сборов дала мне диакарб, найз и вольтарен, который просила потом вернуть. В итоге ночью я начала сильно задыхаться и спустилась вниз в сопровождении друга.

4. Вообще на этих сборах было много неожиданных и спонтанных платежей. За день до подъема стало известно, что каждый участник должен поднять общественный груз 7 кг. В принципе ничего страшного, ведь можно нанять портера или потерять еще один день из 9 дневной смены.
Еще оказалось, что хижина не отапливается и, если вдруг мы хотим ее отопить, нужно дружно скидываться каждый день по 100 сом с лица. При этом, когда все-таки топили печку на первом этаже, угоревшие соседи со второго этажа очень оперативно просили прекратить их травить из-за дырявых печных труб.

5. В день подъема на Рацека выяснилось, что не получается подключить газовый баллон к плите, и все поднявшиеся участники не смогут не то, чтобы поесть, но и попить теплой воды. Ситуацию спасли личные горелки, а ОБ, который был организатором, в этот день решил на всякий случай на Рацека не подниматься и пришел на следующее утро.

Всю информацию о данном событии я направила после операции в ФАР, это было в апреле 2018 года. Никакой реакции на мое обращение не последовало.

Зачем вам все это знать?

Когда вы планируете поездку в горы, независимо от того, относитесь ли вы к альпинизму как к спорту, как к хобби или религии, обратите внимание, с кем вы собираетесь это делать. Если вы не уверены в спортивных и моральных качествах ваших напарников и инструктора, наверное, небесполезно задуматься, а зачем вы это делаете именно с этими людьми и отказаться от восхождения в ненадежной компании.

Если организатор сборов, инструктор и тыды не отвечают своевременно и внятно на ваши вопросы, значит у них этих ответов просто нет. В том числе поэтому, когда вы идете на восхождение с инструктором, вы вправе знать какой у него опыт и вправе делать выбор, пойдете вы с ним или нет. К примеру, стажер-инструктор, который был на данном восхождении предварительно «заночевал» на Плотникова 4а. Разумеется, и на тропе может случиться все, что угодно, и я не утверждаю, что одна ночевка может поставить жирный крест на альпинистской карьере начинающего инструктора, но здесь есть, о чем задуматься и это неоспоримо.

Наличие альпинистских и инструкторских званий, причастность ФАР к альпмероприятию уже не гарантирует какую-либо безопасность и выполнение правил горовосхождений. Можно долго спорить об этом, искать виноватых, но вывод, который напрашивается только один, в горах надо бывать с людьми, которых вы знаете и которым вы доверяете, в противном случае вы сильно рискуете.

Если это тот самый организатор, то это уже тенденция. И всё равно не понимаю, как же так...

Думаю, если все правда, то надо обязательно указать: чьи сборы, кто ОБ. кто СТ, кто был иструктором и кто- стажером. И объяснить, почему на фото уд. инструктора Киргизии?

Мне кажется - инструктора Казахстана, если судить по цветам на обложке.

Речь о данном мероприятии: http://alpfederation.ru/event/329/
ОБ - Нефедов Владимир, ст. тренер - Юрий Михайлович Паяшев, стажер инструктор - Максим Ахметов. Насколько мне известно, Максим обучался на инструктора альпинизма в Казахстане, оттуда и картинка.

Я описала все подробности в письме на 1961morendo@gmail.com, где также сообщила свою готовность дать любые необходимые пояснения в отношении данного события девять месяцев назад.

фига се. Становится заметно интересней.

to Dobribikova

Если все было так, как Вы изложили, Вам необходимо обратиться в КТК ФАР с просьбой произвести разбор данного восхождения с НС в указанном альпмероприятии: такие случаи в рамках Положения о КТК входят в сферу внимания КТК.

Не так давно был пост на риске. Там тоже фигурировал Нефедов Владимир. https://www.risk.ru/blog/215257
Уже не раз приходилось слышать, что как альпинист, он грамотный и достаточно квалифицированный, но вот организация чего-то коммерческого, это не сильная его сторона. Хотя, альпклуб Вертикаль проводит довольно много различных мероприятий, если судить информации с сайта. Но как говорится, сколько людей, столько и мнений...

Согласен с выводом участницы надо знать с кем идешь на горы. И кто телюди, которые руководят мероприятием. Иначе это превращается "проявление мужества и массового героизма". А так это превращение восхождения на 3 к.тр. в зимние "покорение" К-2. Михаил, как вы думаете это нормально больше суток ходить по горе? И , как ОБ назначает связь через час группе, которая уже "умерла" еще днем? Это вообще норма теперь? Зачем задал эти вопросы на которые знаю ответ от самого себя. Наверное не стоило.

На самом деле ответ практически на все вопросы в самом начале поста. Хотели ПОДЕШЕВЛЕ! Хотели, получили. И больше не о чем рассуждать. И на эти грабли каждый год будут наступать новые и новые любители приключений. И, в общем то, поделом. Неужели у Аксая было настолько дороже?)))))))

Странный ответ.
Противопоставить ему можно только того самого нового русского из старого анекдота, который знает, где есть точно такой же галстук, но на 50 долларов дороже...

Эти сборы были назначены на зимние каникулы, как я понял. Не надо брать отпуск. У Аксая же сборы начались на несколько дней позже, судя по рассказу.

Имхо какие сборы лучше написать те иначе этот пост не имеет никакого смысла.

А этот пост даже при указании всех идентификационных данных, не имеет никакого смысла, потому что таких сборов каждый год достаточно. И дело не в конкретных косячниках инструкторах, об и прочих.Дело как раз в таких любителях ПОДЕШЕВЛЕ, как автор данного поста. И пока таких людей большинство, не важно по каким причинам, всегда будет спрос на дешёвые сборы, лагеря, инструкторов и т.д. Альпинизм- дорогое удовольствие. А поддержание высокого альпинистского уровня- архидорогое! Поэтому ни один, уважающий себя инструктор, действительно поддерживающий свой уровень, не будет работать за тарелку супа. И проверить это элементарно.

тут можно ошибочно допустить, что если зарядить больше бабла, то что то обязательно координально поменяется
есть случаи, когда просто потратишь больше бабла

Мы присоединились к данному мероприятию, потому что у Грекова смена начинается после нового года, на неделю позже. Это не подходило по срокам. Во-вторых, дешевле с учетом явно и заранее необъявленных расходов не получилось, если я правильно помню, почти столько же, если не дороже.
Ну и совершенно неочевидно утверждение, что дороже - это всегда лучше. Слишком большое количество примеров этому можно привести.

Случаются всё же исключения. Когда инструктор едет не за деньгами а для своих одноклубников. Или как некоторые из "старой гвардии" и "новой гвардии" - из любви к альпинизму. Не надо мазать всех одной краской, плз

Хм, интересно... С одной стороны очевидно, что автор не новичок. И намеки как бы есть, что люди то все не случайные. Видимо есть смысл подождать развития событий...

Читал, офигивал. С одной стороны порадывался.
Сплошной феменизм, к чему стремится весь мир или как еще это называется, не знаю. Девушка лидер это круто. Если это так как все описано, то две мужских осыби все таки ушатали девушку.

две мужских осыби все таки ушатали
----------
Не, Марат, ты путаешь:
- если ЖЕНЩИНА - то 20-летняя женщина сидит дома с детьми. Не скачет по зимней Арче, а говорит агу-агу первым двум детям, и думает о третьем.

- а тут речь идёт о альпинисте-спортсмене, который хочет разрядов, званий.
И приехал сюда чтобы закрыть побыстрее II разряд, а летом уже походить по-взрослому.

Какая нафиг мужчина/женщина, ты о чём вообще?

И вы считаете себя мужчиной с таким отношением к женщине?!

Настоящий мужчина даст возможность своей женщине ходить в горы, если для нее это ВАЖНО!

Гендерных отличий никто не отменял, и, если у меня в отделении идет девушка, мы стараемся ее не перегружать.
Во первых, это не по-джентельменски, а, во вторых, если она устанет и затормозится, вместе с ней остановится и все отделение.

Вот господа обучающиеся, и делайте выводы. К кому ездить и с кем.
Собирайте компанию, тренируйтесь дома во всевозможных ситуационных задачах и находите себе хорошего играющего тренера и едьте именно к нему. Чтобы понять к кому ехать - спрашивайте старших товарищей.

слегка удивлён решениям стажера. потому что, если четверть группы, она же забойщица, заявляет что надо дюльферять - то надо дюльферять.
Исключение - только если через вершину безопаснее, но это по-видимому не тот случай.

у меня только один вопрос к автору:
"Выбор нашего альпклуба пал на иногородние сборы, так как было желание провести сборы дешевле, чтобы могло присоединиться больше желающих из Москвы. " - в вашем альпклубе нет своих инструкторов, если пришлось ходить с непонятно кем? В том числе м/ч - у вас с ним не было схоженности или понимания кто есть ху? Что за альпклуб такой?

Dobribikova вы хоть застрахованы были?
Или уже все лечение вне страховки.
Если все так было как описано, вы героическая барышня....

Была застрахована через Согласие. Это наиболее простой способ получить страховку, заполнив заявление на сайте ФАР. Поскольку первая медицинская помощь была оказана без согласования со страховой, они не отказывались рассмотреть страховой случай, но сказали, что откажут в возмещении, если я подам заявление.

это решаемо через суд. При НС вовсе не всегда есть возможность сообщить.

тут пара моментов:
1. по горам лазает тот, кто хочет. Никого насильно не заставляют
Приезжать в горы, чтобы тупо пожумарить за кем-то - несерьёзно.
Поэтому
- в базовом варианте ты и должна была 100% лезть первой. Ты этого хотела, за это ты бабло и заплатила, ради этого и приехала.
Твоё изумление непонятно.
- а раз ты собиралась лазать, а не жумарить, странно не проверить снаряжение ДО поездки.
Твой промах.

2. если "средний палец весь сине-черный и не сгибается" - то это говорит о чём?
На лекции по медицине ходила?

3. "поднялись на Рацека с ночного самолета" - это было заранее известно, правильно?
Зимние сборы рассчитаны на квалифицированных пользователей. Взрослые люди должны были САМИ подумать о своей акклиматизации. Своей головой.
Нечем думать - могли спросить у организаторов.
Опять же, твоё изумление непонятно.

4. Ну, да, бардак в АМ. Но почему было не сказать об этом прямо там?
Ты двухлетний ребенок, испугалась взрослых бородатых дядей?
Тогда ходи с мамой.
Иносранцы из Гейропы не стесняются, идут и спрашивают, почему отсутствует то, что должно быть, и почему это мы должны платить за то, за что УЖЕ заплатили?
Это я про медикаменты.
Поэтому их и считают за людей, и относятся соответственно.

Почитать было любопытно, спасибо.

Складывается впечатление, что Вы идеализируете массовые альпинистские сборы и любителей, которые этим занимаются.

1. Я была готова лезть первой и собственно лезла. Практикую это и сейчас, сложностей это не вызывает.

2. Какую помощь в ситуации, когда с травмой тебя фактически вынуждают лезть, я могла себе оказать? Или к чему вопрос?

3. В сборе участвовали и новички, и только начинающие младшеразрядники, которые не то, что тонкостей акклиматизации не понимают, они просто идут за инструктором. Они тоже должны были подумать своей головой? В отношении себя я написала, что поднялась на сбор после недели акклиматизации выше 3000 метров.

4. Не представляю какие медикаменты мне нужно было попросить, чтобы они исцелили два перелома со смещением, которые врач не смог диагностировать.

Ну смотри сама:
- Если чел готов лезть - неоткуда взяться тупым инструментам.

- Вынуждают лезть?? Нифига себе! Как это? Были угрозы применения насилия, Статья 119 УК РФ, оно?
Или ты просто никому о своей травме не сообщила, а инструктор-стажер не стал тебя раздевать и осматривать, думая что ты не ребёнок, а взрослый чел сам расскажет о своём самочувствии?

- ну я же написал, что те, кто ничего не понимают в графике акклиматизации - могут спросить у организаторов. Если нету ни мозгов, ни опыта - то язык-то есть?
А вообще про новичков и зимний альпинизм - см. историю про Лиукконена в Безенгах.

- Ты же сама так написала - "врач сборов дала мне диакарб, найз и вольтарен, который просила потом вернуть" Или ты перепутала чего?
А вообще такие вещи как диакарб должны бы иметься свои. Или был заявлен "полный пансион"?
Какие услуги тебе пообещали перед оплатой поездки? Что в оферте было написано?

Но вообще, да, в учебные мероприятия последний раз ездил до твоего рождения. С тех пор как-то сами справляемся) Потому могу что-то идеализировать, согласен ;)

А у меня вопросы только к ст. тренеру и О.Б. Квалифицированные люди поймут, какие.

Зимний лёд в арче это фифы)))однако.

Интересно, что все участники (включая уже инструктора) не хотят работать первыми, да и вообще работать на маршруте... А зачем тогда повышают квалификацию? Нравятся горы? Ну, ходите единички-двойки пешком. Понятно было бы еще, если это свои сборы, друзья, хочется с ними... - а так?
Платить деньги, тратить время и силы, чтобы по собственной воле заниматься тем, что не хочется делать? Не понимаю!
Или сейчас престижно быть альпинистом 2 разряда или даже инструктором альпинизма? Где, в какой социальной группе? Ничего про это не слышал...

По мне восхождение как в жизни, бывает всякое. И иногда невозможно от всех требовать
работать первым.
Но это почти учебное отделение. Зима, третий разряд на восхождение по максимальной для себя квалификации. Время за полночь, конечно инструктор должен был работать первым гораздо раньше. Срыв девушки работающей первой, не норма. Тем более если не развернул всех назад гораздо ниже. Получается по напору он был не на порядок сильнее своих участников. Тогда внизу можно было бы предъявлять кучу претензий всем участникам. А так самым слабым оказался он, как руководитель и тот же забойшик.
И да я не сторонник феминизма в женском альпинизме. Как по тасканию рюкзаков так и а работе первым. Хотя понимаю что всегда есть исключения, но это уже скорее к спортсменам.

Марат, восхождение не почти учебное, а учебное. Учебным восхождением должен руководить инстуктор. Стажер инструктором не является. Тем более- прошедший подготовку не по линии ФАР. Бросается в глаза отсутствие учебного цикла (в т.ч. полноценных ледово-снежных занятий со всеми участниками отделения), что категорически недопустимо. Ну и по мелочам...

По поводу 3Б или 4А?
Первый раз мы с Мишей Даничкиным ходили его за день с альплагеря в альплагерь.
Но прошли только лед (как многие сейчас и делают), до вершины не дошли. Подали как 3Б. Без выхода на вершину маршрут в классификатор не приняли.
Второй раз мы пошли с участниками из Москвы. Оказалось, что до вершины еще метров 150 скалы от ледовой перемычки. Подал как 4А.
Описание м-та здесь

Серега, ходил твой маршрут в ноябре. Видимо повытаяло там всё. Между островов не получится: льда там нет,надо перелезать со льда на лед по скалам + лед весь в камнях. Логики ноль. Поэтому поднимаются чуть выше по кулуару , лезут 4,5 веревки льда до перемычки. Лед тут почище ,но Матрих один сломал - вогнал в "подледный камень".От перемычки ровно одна веревка 3 категории (максимум) до вершины. на мой взгляд нормальная 2Б .
По маршруту консультировался "у бывалых".

Ходил две недели назад. Лёд на всем протяжении, за верёвку до поворота направо есть каменно-ледовая перемычка 2 метра. С трудом, но прошел ее ни разу не коснувшись фифами скал.

Вы его с Яровым не путаете (3а)? Там уже лет 5 весь маршрут потаял.

Куда-то тебя не туда "бывалые" отправили.
Наши участники с секции на прошедших выходных пробовали сходить этот м-т. Развернулись из-за времени, пройдя 4-ре веревки льда (менее половины) и не разу не выйдя ни на какие скальные острова.
А камней во льду много, да. По теплу лучше не ходить туда - сыпет.

С момента публикации данного поста со мной успели связаться и Владимир Сергеевич Нефедов, и Максим Ахметов. Насколько мне удалось понять Владимира Сергеевича Нефедова, он хотел бы не "поднимать снова этот негатив". Максим считает, что информация здесь изложена однобоко.

Владимир Сергеевич и Максим, я буду рада, если вы тоже изложите свое видение ситуации и а\м в целом здесь или в КТК ФАР.

Обращаю ваше внимание, что данный пост написан, чтобы младшие разрядники учились на чужих ошибках, которые я старалась максимально полно описать в данном отчете.

>он хотел бы не "поднимать снова этот негатив"
<sarcasm> Вот беда у человека, негатив подняли. Ваш двойной перелом это же такая фигня, чего об этом говорить, еще бы на подгоревшие каши жаловались. Что за люд пошел. Взяли бы да по мужски молчали в тряпочку, чтобы другие тоже попали в настоящую школу гор. А теперь-то что? Почитают, напугаются и не пойдут учиться настоящим горам, а поедут в этим ванильные сборы с безопасностью, медиками, распорядками и всякими правилами разворота групп.</sarcasm>
а по факту вопрос:
Что с вашим переломом? восстановился ли функционал конечности. Если я верно понял это пальцы. Удается ли лазить на скалодроме после этого?

вывод логичный...но зачем тогда быть членом ФАР,надеясь на солидность организации, собирать кучу бумажек для оформления разрядов и т.п., если реально ваша безопасность зависит только от вас и именно вам самим нужно проверять репутацию и компетентность руководства и инструкторов а/м, в котором вы собираетесь участвовать, т.е. то, что и определяет солидность всероссийской организации? Скидки и страховка?
Или такие сборы - отдельный нетипичный случай?

Обычно остаюсь в стороне от подобных неоднозначных обсуждений, но тут показалось, что нужно высказаться. Возможно, мои размышления кому-то помогут в будущем.

I. Во-первых, спасибо за отчёт, стилистически — очень доступно и грамотно, понравилось. Вы большая молодец, о таком нужно рассказывать (сугубо ИМХО). Но всё равно это только один взгляд на происходящее, поэтому допускаю, что в вашем рассказе есть неправда и/или однобокий взгляд на происходящее.

II. Лично знаю Максима (хороший человек и спортсмен), а Нефёдова — только по отзывам знакомых. У Макса были ошибки, о которых он знает, и о которых, если захочет, расскажет здесь сам. Я не буду оправдывать его действий, как и судить их. Касательно организаторских качеств руководителя АМ: не рекомендую ездить к нему на сборы и в туры. Уже неоднократно всплывали тут и не только тут отзывы о его мероприятиях. Экономия, плохая организация, безответственность и грубые нарушения основ безопасного пребывания в горах. Про вопросы к ОБ и СТ уже сказали, квалифицированные люди поймут (как минимум, инструктор-стажер вообще НЕ должен вести отделение 3+ на 3Б). Бардак.

III. А далее только по тому, что касается лично вас. Прошу принимать только как рекомендации или как пищу для размышлений. Подумайте, что можно изменить лично в ВАШЕЙ подготовке в альпинизме, вместо того, чтобы стараться обвинить других. Думаю, это самый здравый подход.

1. Может это только мне так повезло (нет), но в процессе обучения до меня довели, что отделение 3+ это кандидаты на самостоятельные спортивные восхождения 2-3-4-5 к.с. Соответственно, учебный процесс в отделениях СП-2 перед экзаменационным руководством 2Б строится на том, что вы учитесь работать головой и руками САМИ. Вот выдержки из Поэтапных компетенций альпинистов (Приложение 1), взятых с сайта ФАР:
"- ЗНАТЬ
Основы организации и тактики проведения восхождений, составления тактических планов, правила решения тактических задач;
Правила соревнований, классификацию маршрутов, организацию и проведение восхождений;
Предотвращение и преодоление аварийных ситуаций
- УМЕТЬ
Выбирать и оценивать маршрут
Работать в связке первым на различном горном рельефе
Анализировать ожидаемые и возникающие источники объективной и субъективной опасности
Обеспечивать безопасность личную и групповую."
Да и вообще знать о том, что такие документы как Правила АМ, Программа подготовки альпинистов и требования к ним, существуют. Знать наизусть и знать лучше СТ, ОБ и инструктора. Потому что ходить вам потом только самостоятельно.
Если сухо: очевидно, что у вас есть пробелы в знаниях и навыках, рекомендуется повторить этапы СП-1 и СП-2.

2. Научитесь поточнее коммуницировать с командой, а в особенности с руководителем группы. Информация, которую вы хотите донести до товарищей во время восхождения должна быть точной и однозначно понимаемой всеми участниками группы. К примеру, если вам показалось, что у вас травма — сообщите руководителю об этом (характер травмы, степень болевых ощущений, можете ли вы работать дальше и в каком объёме, нужен ли вам спуск и т.д., желательно при этом показать место травмы наглядно). Если вы больше не можете/не хотите работать первой, так же сообщите о том, что вас нужно срочно подменить. Любое умалчивание или излишнее "мужество" порождает лишь искажение информации. Если вас сильно мучает опоздание от графика (согласно Компетенций, вы должны это самостоятельно хорошо определять и принимать решения), то НАСТОЙЧИВО просите от руководителя прекращения восхождения. В данном случае развернуться нужно было после подхода, перед началом маршрута. Вся правда в том, что инструктор не экстрасенс и не умеет читать мысли участников, а опирается только на ту информацию, которая доступна ему.

3. Идти на 3Б(4А) после пешей 1Б с несхоженной группой на вашем этапе обучения — очень опасно. Амбиции по поводу "клеточек" в вашем случае приведут лишь к аварийности. Опять же, согласно Компетенциям, вам по силам самостоятельно планировать программу восхождений и согласовывать её с инструктором/СТ.
Если сухо: после Учителя лучше было потребовать сходить 2Б (максимум 3А) и не соглашаться на 3Б.

4. Вывод вы сделали правильный! Действительно, с надёжным напарником/компанией восхождения всегда проходят безопаснее и с бОльшим удовольствием. Найдите себе единомышленников заранее и совершите в городе много совместных тренировок в предсезонный период.

5. Надеюсь, со здоровьем у вас сейчас всё хорошо, воспринимайте ситуацию как полезный урок. Вы сильная характером, достаточно умная и с адекватным отношением к происходящему. Удачи в дальнейшем и совершенствования! :)

Вы все правильно говорите. Но в защиту девушки скажу. Из повествования видно, что она не однократно предлагала инструктору завершить восхождение и дюльферять. Так же и про травму она не молчала, а попросила инструктора кем-нибудь её сменить, по итогу сменил её сам инструктор. Исходя из этого можно предположить, что коммуникация в группе таки была. Инструктор, он же, как я понимаю, был и руководителем группы и окончательное решение должен был принимать он исходя из сложившейся ситуации и состоянием участников.

Похоже, что и надо от инструктора-стажёра танцевать. Ищи кому выгодно. Если после всего произошедшего стажёр настаивал на продолжении восхождения, значит именно ему оно было нужнее всех. Да и в любом случае, с него спрос.

Мне кажется не доверять участнице восхождения по вопросам организации восхождения и проведения восхождения нельзя. Она все что смогла сделала. А вот тип, который был самым опытным в группе (называть его стажером на 3 Б к.тр. без инструктора язык не поворачивается) и не взял на себя функции лидера, а вел себя, как обычный не способный оценивать риски третьеразрядник. На хрена вам организаторы об, ст. все это нужно вы же очень далеки от понимания что вы творите, зачем вам фаровский альпинизм. Рубите денежку, ну и рубите. Только не прикрывайтесь заботой о развитии альпинизма. Вы в этом ни причем.

Спасибо за советы. Прошу заметить, что я не умаляю ни спортивных, ни личных заслуг Максима или В.С. Нефедова. Речь о том, какие бывают сборы и какие бывают восхождения, о реальности иными словами.

AcRossOne Как по вашему надо было поступать?
(я не обсуждаю почему группа не вернулась, сразу было видно что темп низкий и выйдут на гребень в ночь)
Что должен делать стажер, инструктор (рук группы ), участники и кто внизу?

Ну, если учебное отделение так серьезно не укладывается в тактический план, то, по-моему, только вниз!

Кстати в советское время 99% участников промолчали бы на не правильных действий инструктора, так что барышня вела себя достаточно бойко. И если бы знала о переломе, то думаю что разбор бы состоялся

Еще интересно, что тактический план работы на маршруте почему-то не обсуждался. Так, она подошла сказала, что по самочувствию не может (или не хочет) лидировать, второй, похоже, все дорогу тихонечко тет-а-тет говорил, что просто нет желания лидировать. Если бы до выхода на маршрут обсудили, кто где и как работает, то может быть и вообще решили не ходить такой группой, при таком настрое.

Стажер должен стажироваться, провести полный цикл занятий и восхождений с отделением соответствующего этапа обучения по "Программе подготовки альпинистов", инструктор-методист должен руководить стажировкой, участники должны соответствовать этапу подготовки, посещать тренировки и совершать восхождения, кто внизу — ждать отважных восходителей с горячим компотом. Или вы про кого? :)))
P.S. Это — лирика, а если серьезно, то продолжать дискуссию здесь не намерен. С уважением.

слово "обвинить" в Вашем комментарии явно лишнее.

Инструктор-стажер по правилам не должен ходить на подобные восхождения в ранге инструктора. И в ранге руководителя отделения незакрытого 2го разряда тоже не может.
То что его отправили с такой группой то это косяк нач. уча и ОБ.
То что группа сразу после 1Б идет на 3Б это тоже нарушение - неужели все были прям такие "открытые" и схоженные? Обычно ходят по-проще горку - 2Б или 3A. С учетом обстоятельств и зимы это более чем логично. Снова косяк организаторов сборов.
То что вас не развернули до темноты - тоже косяк ОБ в первую очередь.
Этим летом мы с Максимом водили паралельныо группы НП1 и НП2 - часть тренировок вместе и на паре восхождений взаимодействовали. Он теперь уже не стажер а полноценный и хороший инструктор.

Ну а вообще - самосохранение это такая штука, которой лучше заниматься самому и думать самостоятельно. Почитать правила например (хотя их должны были вам рассказать на предыдущих сборах) и думать головой.
Ни ФАР, ни инструктор, ни ОБ, ни организатор сборов не будут лечится за вас, не будут испытывать за вас физическую боль и моральное разочарование.

при такой постановке - нахрен не нужны "Ни ФАР, ни инструктор, ни ОБ, ни организатор сборов"
это все-было учебное восхождение, и все эти люди свою работу не выполнили.

Показать комментарий

Я полностью согласен, что работа в этом конкретном случае была выполнена плохо и написал об этом выше.
Но праллельно с такими сборами существует масса сборов и школ, где работа поставленна нормально. Причем даже далеко ходить не надо - отличная школа проводится прям вот в том-же месте с нормальным ОБ, Нач. учем, инструкторами и соблюдением правил. То есть есть выбор,есть отзывы в интернете, есть возможность продумать самостоятельно риски и т.д.
При этом можно и вообще без всего этого ходить - только надо будет либо денег заплатить гиду или самостоятельно ходить и риски будут значительно выше.
Эти участники после закрытия 2го разряда должны сами уметь построить свою программу тренировок, занятий, восхождений и все их самостоятельно провести.
А тут сплошное - "он вноват, этот виноват, этот слабоват, этот медленный, ФАР вообще во всем виновато по определению" а автор - "женский аналог Д'Артаньяна".

Друзья, зима в альпинизме - это серьезно. Надо готовиться очень тщательно. Продумать все детали и мелочи. Лучше приезжать своей группой зимой. День короткий. Холодрыга. Лёд жёсткий. Инструктора подбираете по базе данных и по своему опыту.

Большое спасибо за пост! Замалчивать имена в таких случаях - преступление.

Четыре январских смены с Ак-Саем, все пальцы на месте. Кормят вкусно, инструктора адекватные, ОБ разворачивает.

Раньше начспас и старший тренер даже летом требовали на 3Б нести палатку в целях безопасности - вдруг группа заторчит.
Это не говоря о всем прочем, о чем уже сказали - стажеру нельзя, на 3Б после 1Б нельзя, без занятий нельзя, поздно подошли и т.д.

Был на этих сборах. г-н Юрий Михайлович Паяшев (ст. тренер), показался не очень адекватным. Пил каждый день. На выпусках истерил и повышал голос.

Согласен, надо делать одно из трех. Иначе перебор

Тоже был на этих сборах и подобного не заметил. Знаю, что у вас был конфликт из-за того, что вы хотели сходить в клетку, а он не пускал, потому что посчитал, что руководство в двойке - не руководство. Плюс у вас тоже какая-то неприятная история на Байче приключилась с суточным прохождением сопли 4Б.

На мой взгляд, абсолютно адекватный ст.тренер. Видит кого куда можно выпускать, а кого нет.

Не заметил что он бухал каждый день? Ну ну. Это было сложно не заметить.
То что касается моего косяка. Он вообще не хотел выпускать на 4б в двойке. Дело там было не в руководстве.

Лев, а Вы случаем не тот самый м/ч?
Интересно мнение о том восхождении, если не от всех то хотя бы от больше чем одной участницы

Лев не м/ч, Лев ст/ч, я его знаю)))

ходил с г-н Ю.М. Паяшевым , абсолютно всё адекватно.

Мой ненавязчивый пассаж, " квалифицированные поймут", как и ожидалось, подтвердился. Ситник, Молодожен, Баранов, Olegys, Марат, Moun tayrie, AcRossOne, Ofill, да и Виктор (йодолом, хоть в открытую не поддержал), и др, мгновенно все поняли. Что за бардак такой? Неакклиматизированные участники, уровня 3+, несхоженные аж никак(!), без занятий(!), под "руководством" стажера(???), выходят на маршрут на 3б зимой(!) в 11-00(!?)А ОБ и СТ по связи принимают "работаем по плану" после 2-х срывов первого (а пикантность ситуации еще и в том, что "первой") (!), и не снимают отделение с маршрута(!?). И стажеру на разборе потом не откручивают яйца? Нет, ну я иногда намеренно ерничаю, противопоставляя "старую" и "новую" школы. (Нет старых-новых, школа либо есть, либо нет), но лет...много назад именно СТ открутили бы яйца, за такие дела. А начуч (ежели лагерное мероприятие), лишился бы работы.

Очень часто где нибудь в парке тебе говорят "моя сабака еще никого не кусала"
Так как меня два раза собака пыталась рвать, то всегда говорю, если успеваю "не хочется быть первым"
Не все блины хорошие, бывают и плохие. Жаль если Dobribikova не повезло именно в это раз.
Это к тому что появляются защитники знающие другую сторону.
Но все же у этих хороших людей было куча нарушений, и косяков и никто, как я понял особо не помогал поломанной барышне. Вс е было по принципу "баба с воза, кабыле легче"

Марат, если честно, я не очень понял, в защиту моего коммента Вы высказались, или наоборот. Но, не важно. Я уточню: иногда мне приходится играть старого маразматика, чтоб утихомирить больное самолюбие некоторых оппонентов. Но кухню знаю изнутри, много-много лет и досконально. Такого количества "нарушений и косяков", собранных в одном месте и в одно время.... Ну, честно, никогда не приходилось видеть. Я плюсанул Вашему замечанию о том, что, зачастую, все нарушают те или иные постулаты. Ситуация и реальность заставляют. Но, чтоб вот так, все сразу, и в одном месте?! Весь этот бардак, собранный в кучу, давал почти 100-процентную вероятность НС. Хорошо еще, что обошлось без трупов.

00 я с вами согласен кроме гастрономических изысков
Но при всем равноправии, нельзя так девушкам давать работать. Категорически не согласен. Это не та ситуация. Поэтому повторюсь как и вы.
Зимняя 3Б это почти их МАКСИМАЛЬНАЯ категория. Зимний лед это не летний. Срыв на льду, чудо что голеностоп цел. А они там школу джамперов открыли.
Но у ОБ и и выпускающего точно все железное. Нам такого в молодости не хватало

Девушка может и собиралась сделать все "правильно" на пути к своим целям, но поскользнулась на сыпухе, которая вначале появилась на тупо-критично-коммерческих восхождениях на какую-нибудь именитую гору, а потом досыпалась и до альп-лагерей, может и одобренных ФАРом.
Контроля и ответственности нет. Расписку то написала, небось...

Был на соседних сборах, ст. тренер г-н Ю. М. Паяшев.
Отметил частое употребления алкоголя, отсутствие нормальных занятий у участников его отделения, стабильный возврат его отделения вечером и ночью с зимних восхождений, отсутствие знания района(!!!), хождение его отделения по лавиноопасному кулуару, имевший место 2х выпуск 3-разрядников(СП-1) на маршруты 3А-3Б без инструктора (!!!), перебивание ОБ в эфире и требование старшей группе ночью возвращаться в лагерь(вместо ночёвки в верхней хижине), стабильно севшие рации, проблемы с выпуском и последующим разбором("проблема царей и холопов", придумывание собственных правил ФАР ), и в целом много формализма без делу.

Кратко - атмосфера и ситуация царила аналогичная. Бардак - правильные слова.

Но разбирать эти детали не имеет смысла, все это частности. Решать в наше время проблему нужно только фундаментально и со стороны "клиента". Как - автор хорошо написала.

Леша, наверное с "соседних сборов" виднее, конечно, но позволь вставить свои 5 копеек на счет ЮМ Паяшева. Был у него в отделении 2 раза в Безенги на НП-1 и НП-2. Бывало кричал на меня, и даже матом, и даже часто (ну там надо было объяснить все быстро, и чтобы все всё поняли). В тот момент меня это раздражало, откровенно говоря, но я понимал, что тут я-обучаемый, а он-отвечает за безопасность. В остальном - как раз ЮМ отличался адекватностью в плане безопасности и организоторских навыков, способов донесения и качеством знаний (нужной информации, а не для галочки), душевностью. А самое главное, что он познакомил участников именно с человеческой частью альпинизма, а не только, что надо муфту закручивать.

возвращение затемно зимой с дальних маршрутов выше 2кс - обычное дело и в арче и в туюксу.

Печально.

возвращение - ещё ничего. А вот спуск и тем паче концовка подъёма - прямой путь в нетуда или даже в никуда. почти как в описываемой истории

Сходил около 70 гор в Туюксу и Арче. Зимой большую их часть. Ночью приходил только дважды. Горы можно и нужно начинать лезть затемно зимой. Но не в 12 дня, одну из самых ближних вершин к Рацека!

Алексей, у тебя же был конфликт с Паяшевым. Если мне не изменяет память, он выгнал тебя со сборов и отобрал альпкнижку. В плане безопасности Паяшев вполне адекватно провел сборы и Ала-Арчу он отлично знает.

Он Вас консультировал по восхождениям? Вы на основании чего делаете такой вывод? Нас он не смог проконсультировать по спуску во время восхождения. Я просила консультацию.

Г-н Паяшев нарушает все что только можно. Подробнее указано выше.
Район Ала-Арча он не знает. Нас он проконсультировать ни на одном выпуске(!) не смог. Сам когда ходил с участниками, связывался со нами-спортсменами и брал консультацию куда ему вести группу. Ошибался с маршрутом.
В плане безопастности он нарушил достаточно правил, чтобы КТК ФАР имела возможность никогда более его не допускать к сборам. Но ФАР, как здесь уже высказалась вся учебно-медическая комиссия ФАР, не имеет способа саморегулирования.
За то, что г-н Паяшев мне позволил снять розовые очки на "спортивно-коммерческие" сборы и забрал альпкнижку, передайте ему, по настоящему, низкий поклон от всей души. Когда нибудь, к сожалению, и у вас останутся навсегда друзья в горах, и вы поймёте, почему встречая таких людей - они сразу ассоциируются с опухолью в альпинизме.
К счастью, мой этап хождения с инструкторами, уже закончился на момент тех сборов,и я на этот БАРДАК смотрел со стороны, и мог принять САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ решение, как не стать частью этого бардака, что и сделал - и не жалею.

Речь идет об этих сборах https://vk.com/club133920384. Записывайте, как говорится.

Оставим разбор за КТК, раз уж туда обратились по конкретному случаю.

Вот такая картинка:

1.3-х разрядник видит на официальном сайте ФАР рекламу регионального учебного а/м, наивно предполагая, что оно проводится по правилам ФАР(в т.ч, программе подготовки)
2.В реалиях он чудом выбирается из ж., попав в неё не по своей вине(скорее по вине инстр.состава). Не говоря уже о качестве обучения, за чем он собственно и ехал.
3.Но ФАР не причём, т.к. не имеет механизмов не то что контроля - влияния на качество а/м(кроме КТК уже при НС).
4.При этом условия обучения/переаттестации в ЦШИ(монополисте от ФАР) сильно непривлекательны для большинства желающих/инструкторов.
5. Но реклама альпмероприатий на сайте ФАР продолжается и её смотрит следующий 3-разрядник.Повезёт ли ему?

Проблем учебных альпмероприятий много: не хватает инструкторов 2 кат. на должности СТ, на должность освобожденного ОБ мало желающих, часто неквалифицированные инструкторы и пр.

Вообще-то инструкторов много, ежегодно ЦШИ выпускает 10-20 чел. Но работать в АМ некому! Большинство выпускников ЦШИ уходит в коммерческий альпинизм. Т.е. организация, созданная ФАР (ЦШИ) готовит инструкторов не для развития альпинизма в ФАР, а на сторону. Зачем тогда она нужна членам ФАР?

Этими вопросами в первую очередь должна озадачиться ФАР, и создать условия, при которых квалифицированные альпинисты будут заинтересованы идти в инструкторы альпинизма (и не для работы гидом в коммереском альпинизме, а для работы в АМ ФАР), а действующие инструкторы будут заинтересованы повышать свою квалификацию. Задачи решаемые: нужно максимально снизить стоимость обучения в ЦШИ (или дать РЕАЛЬНУЮ возможность проводить РШИ) на инструктора и на жетон, а переподготовку и повышение квалификации сделать бесплатной.

Трудно, МС, назвать эти задачи решаемыми при существующей структуре управления ФАР.
Перефразируя топикастера"Слово "альпинизм' в названии уже не гарантирует причастность ФАР к альпинизму"

"Большинство выпускников ЦШИ уходит в коммерческий альпинизм" - это неправда.

Михаил Александрович, вынужден с Вами не согласиться. Только статистика - ничего больше. С 2013 года (в т.ч., благодаря Московской ШИ) 9 членов нашего клуба стали инструкторами альпинизма. И все до одного (!!!) в дополнение к уже имеющимся нашим инструторам старшего поколения работают на клубных альпмероприятиях, проводят регулярные тренировки в Москве и окрестностях. Так что у нас уже несколько лет нет прблем с инструкторами - мы можем себе позволить проводить двое сборов одновременно, без ущерба для качества обучения. И никогда не зовём "непонятных" инструкторов, только чтобы закрыть пробел - нет надобности.

А в каком месте Вы увидели РЕКЛАМУ данного АМ на сайте ФАР?
Это обыкновенная предварительная заявка АМ (регистрация) на сайте ФАР, которую обязан сделать любой организатор согласно правил. Любой член ФАР может зарегистрировать таким образом свое АМ, каким бы бредовым оно не было и оно будет иметь такую страничку на сайте (и обязан сделать это, если хочет следовать правилам АМ). В ленте новостей или на главной странице сайта ФАР ни какой рекламы данного АМ не было, вроде.
Для того, что бы предполагать, проводится ли АМ в соответствии с правилами ФАР, надо хотя бы прочитать эти правила (несчастные 12 страниц) и спросить у организаторов элементарные вещи по этим правилам.

Ну вам, как и мне, это понятно, что "любой член ФАР может зарегистрировать таким образом свое АМ, каким бы бредовым оно не было". А для гипотетического участника анонс на официальной странице ФАР как знак качества)

На сколько мне известно, КТК ФАР не имеет реальных механизмов воздействия на практике. Правление ФАР не утверждает некотрые акты, нет контроля за выполнением;

Не в обиду моим друзьм в КТК, некоторые акты КТК спорны по своим выводам.

Завтра в горы, а сбор снаряги провоцирует на философские размышления.
Не вполне относится к стартовому посту, но вот для обсудить.
Перед глазами проходит много сборов в разным руководством в разных регионах. И наблюдаю, увы, повторяющуюся картину - часто на сборах проходят разные ЧП, самого разного масштаба. Где-то ОБ не выполняет своих обязанностей, где-то - СТ. Где-то инструктор косячит так, что мама не горюй, где-то вся организация ни к черту.
Но у нас (я не про ФАР, а вообще про альпинистское сообщество) нет четкого социально-одобряемого механизма отладки этой системы и излечения болезней, поиска и исправления багов.
Вот сходу примеры:
- Сборы, примерно групп 10 на маршрутах. ОБ не разобрался с центральной рацией, и поэтому не стал никого вызвать, а пошел кататься на горных лыжах - благо рядом склон. Группы сами друг друга повызывали, все ок, без ЧП.
- инструктор возвращался с восхождения, оставил группу на леднике во второй половине дня со словами - тут по прямой - побежал в лагерь к зазнобе. Вечером сел туман, группа растерялась, одна девочка полночи бродила по леднику. Ее искли ребята из лагеря, инструктор сидел в баре в обнимку с гитарой и зазнобой.
- ОБ, в отсутствие СТ (который совмещал с инструкторством группы и был на спуске) в последний день сборов выпускает группу из лагеря в лагерь на очень длинную и редко ходимую тройку, не проверив и указав даже на необходимость снаряжения для бивака. Итог - группа хватает холодную, утром ее встречает группа спешно вышедших старших разрядников на перевале.
- инструктор группы СП сначала входит в конфликт со всей группой. потом, чтобы доказать что он крут, а курсанты лохи, отправляет группу ориентироваться самостоятельно на маршруте (что еще хоть как-то можно понять), но не останавливает никого, когда группа выходит в объективно опасный разрушенный кулуар, продолжает движение - в результате срыв участника, вырыв точек, падение по серии полок. Итог - ушибы без переломов. Повезло.

Каждый из приведенных примеров - был в реальности. Но, так как значимых повреждений ни у кого не было - остался за рамками документации. И как бы многие знают... но на уровне слухов. Задавать вопросы? виновник отмажется тут же - на самом деле все было не так. меня оговорили.
Я разговаривал со некторыми старшими тренерами. у которых такое или подобное происходило. ВСе разводят руками - а что мы можем сделать? Писать в ФАР, мол - прошу такого-то осудить пролетарским судом? как-то... дурно пахнет, для всех нормальных людей.
Но в итоге даже фееричная череда косяков людям сходит с рук.
Например, чтобы не далеко не ходить, я про огническую организацию сборов, о которых пишет топикстартер, слышал уже года полтора-два. Но никаких фактов, слухи через вторые руки. Год назад узнал от реального свидтеля событий. которому доверяю. И что? Хорошо, что все живы...

Может, в ЦШИ поменьше уделять времени на ассестированный подъём шортроупа в малой группе?

=)) Виктор, я там бывал, на ЦШИ этом... там шортропа, по моему гидовскому взгляду вообще нет (час примерно за 21 день), а малой группы крайне немного (только чтоб подтянуть, вынужденно, личную технику курсантов). Заезжайте, говорят, там можно пообщаться. =)

Такая ситуация сложилась потому, что инструкторов катастрофически не хватает, особенно на должности СТ и ОБ, но и простых тоже. Вот те, кто работает в АМ, и считают себя незаменимыми, а поэтому и ненаказуемыми. В СССР, когда инструкторов было много, и ответственности было больше. Инструктор на любой должности знал, что за "косяк" его накажут.

А сейчас наказывать нельзя: работать будет некому.

Поэтому, первоочередная задача, вернуть инструкторов на АМ федерации. Старым - дать возможность бесплатно повысить квалификацию, пройти переаттестацию. Молодым - дать дорогу в Школу инструкторов, снизив стоимость обучения. А само звание "Инструктор альпинизма" сделать престижным.

Михаил Александрович, так не честно. Мы с вами сегодня что-то друг с другом очень часто согласны. =))
Если кроме шуток, это конечно да - цену хотелось бы еще понизить, но сейчас и так ЦШИ спонсируют, ее себестоимость выше номинала. Я-то молчу, я рад за общее дело - но источники-то финансирования частные. Сегодня есть - завтра нет. Как школу проводить, если что? У меня столько нет, полковник Кудасов нищ (с).
И это не вполне связанные истории. Вопрос еще один стоит - каков может быть механизм контроля качества? Потому что если просто снизить стоимость обучения, без повышения уровня контроля - мы получим просто больше безответственных людей с корками инструктора. На момент сдачи эказаменов они будут собраны и хороши - но 90% людей, в атмосфеер безнаказанности рано или поздно начинают халявить.
10% идейных оставим в стороне, их мало.

Если разобраться, что двигает проведение а/м без нормальной организации и обучения? На мой взгляд, одно - спрос на клеточки для разрядов. Он, наверно, и мотивирует к тренировкам, но неужели с исчезновением клеточек исчезнут мотивы заниматься альпинизмом?

Виктор, вы разряды предлагаете отменить?

"Писать в ФАР, мол - прошу такого-то осудить пролетарским судом? как-то... дурно пахнет, для всех нормальных людей." - ага прям какая-то круговая порука из-за отсутствия аппарата наказания.

ну, пишу как есть. Да, к сожалению.

Но в итоге даже фееричная череда косяков людям сходит с рук.
Я к чему это все. У меня нет готового ответа, какое может быть решение у данной ситуации. Но если его не найти, с течением времени и возрастании массовости мы получим увеличение недобросовестных инструкторов/ОБ/СТ, и рост НС как итог."

Спасибо, что называете вещи своими именами. Мне конечно неловко, что пришлось побеспокоить ФАР по такому пустяку, но еще более неловко было с гипсом 4 месяца, а сейчас неловко левой рукой текст набивать после операции по пластике связок на руке.
Получается рассуждение о том, кто виноват и что делать, денег нет, кадров нет, мотивации нет, участники бестолковые суецидники, безответственные дети, которые не понимают, что такое горы и прочее, прочее. Но вот Вы пишите, что узнали от реального свидетеля год назад, которому доверяете. Я предположу, что это инструктор нашего отделения, с которым мы на Учитель ходили. Если это действительно так, то не могли бы Вы уточнить, вы знали про плохую организацию или конкретно про этот случай? Потому что инструктор то конечно про этот случай был в курсе. Если про этот случай тоже знали, то, видимо, мои выводы более чем справедливы.

Екатерина (прошу прощения, если с именем ошибся), вы меня очень простите, но вопрос, в некоторой степени, не в том, от кого и когда я персонально узнал у вашем ЧП. Мир тесен - этот случай мы с Михаилом Александровичем обсуждали еще весной в Крыму, если мне память не изменяет.
Вопрос в том, что хотелось бы предотвращать такие истории, а не заниматься привлечением карающего меча в виде КТК.
Кстати, на данный момент до обращения в КТК от реального участника событий нет вообще никаких рычагов для исправления ситуации.

Только через суд, со свидетельскими показаниями. Долго, муторно и, возможно, проиграть, но след будет оставлен точно. Я вот в свое время зря отказался, хотя и знакомые юристы и знакомые адвокаты уверяли в перспективности подобного дела. Тоже решил, что слишком дурно пахнет. И абсолютно уверен в том, что такие вопросы должен решать ФАР или специальная комиссия. И реагировать на каждый сигнал. И до момента принятия решения, приостанавливать действие выданных инструкторских полномочий. Также было бы неплохо на ФАР организовать Черный список или хотя бы отметки делать о том, что были инциденты по тому или иному инструктору, тренеру. Связываться просто никто не хочет.

Ничего долгого и муторного. Один раз в суд прийти на 15 минут, притом по месту жительства истца.

Как Вы предлагаете приостанавливать полномочия, если участники таких коммерческих горе-мероприятий, даже, неудосуживаются пробить по базе ФАР инструкторский состав мероприятия - проверить, есть ли у них вообще удостоверения инструктора?

> ВСе разводят руками - а что мы можем сделать?

Как минимум, нужно оглашать и публиковать информацию обо всех произошедших случаях, не только о приведших к авариям. На публичных ресурсах, в том числе (в первую очередь) на сайте ФАР. С тем, чтобы участники могли самостоятельно делать выводы о возможности участия в мероприятиях с такими людьми, и с тем, чтобы инструкторы, гиды, альпинисты задумались и беспокоились о поддержании о своей репутации.

На мой взгляд, вопрос спроса и предложения.
Сейчас есть много спросу "хочу разряд". Дальше выливается в хождение гор в клеточку, не обращая внимание ни на что, даже на то с кем ходишь, насколько готов, и название вершины.

Друзья, еще раз о квалификации преподавателей ЦШИ. Вот, например, пошедшее мероприятие ЦШИ с 5 июня по 25 июня 2016год. Из базы данных:
СТ- восхождения, все закончились в 2000 году- единственная 4Б
99 год прошлого века - 4а и 1б
91 год- аж две! 5Б
90 год- 5а и 4б
88 год-4б.
Обратите внимание: нет ни одного руководства 2и 3 кат.тр. За какую работу ему присвоена сначала 2-я , а потом и 1-я категория?
Один из методистов. И.А. имел в 2105 году, перед работой в школе 1б, 2а,2Б и 2а. Теперь он "вырос", прошел в 2106 году 1б и 4б, а в 2018 году целых два восхождения:1б и 2а. Методист. За какую работу он получил 2-ю категорию? Кто-то знает?
Еще одна личность в нашей ЦШИ: 2005 год- 2а,2010 год- 4б, ну это класс, 2015год- 2а, 2016 год- 1б. Эти преподаватели также работают и на жетоне. Обратите внимание: у них нет не то что 6Б, но и 5А!!!. А они дают добро на 6Б. Уровень спортивный нулевой. Правда ДК имеет много руководств 2-3 к.тр. Вот такие парни нужны! Говорю об этом на каждой конференции. Толку нет. О подтверждении разряда КМС перед каждой ЦШИ и Жетоном я уже и не говорю.
Вывод один: Правление ФАР грубо нарушает все мыслимые писаные и неписаные законы преподавания в ЦШИ и на Жетоне. И при это еще и пытается контролировать регионы? Те регионы, где тренеры на пять голов выше по своей квалификации преподавателей ЦШИ? От этого факта невозможно отказаться.
Ну не может тренер, не совершающий ежегодных восхождений 6 к.тр., преподавать в ЦШИ. Мы уже потеряли много времени в псевдореформах ЦШИ. Еще годика три и вообще будут проблемы. Что-то надо делать? Конечно надо! Но критическая масса нормальных инструкторов сократилась за эти годы до такой степени, что уже трезвых голосов и не слышно за "корделетной" болтовней , висением на болтах и вязанием станций на заборе.
Плохо дело. И отсутствие команды города Москва ( самая крупная Федерация альпинизма в стране) является лишним доказательством упадка нашей системы обучения в центре.

Я бы больше обращал внимание на реальный опыт работы преподавателей ШИ с участниками, чем на их недавние спортивные достижения; требовать от преподавателя ШИ ежегодно проходить 6б(и конечно, лидером, не перильщиком же!) - абсурд. Он должен быть преподавателем в первую голову, педагогом, оратором, психологом; а не действующим спорсменом уровня призёра ЧР

Преподаватель ЦШИ обязан иметь подтвержденный разряд КМС. Это несложно выполнить. Чистая формальность. Чепуха для ходячего альпиниста. Но ведь и здесь слабака дают наши псевдопреподы в ЦШИ. Сложнее иметь руководства тройками с СП-1, СП-2. А это на порядок ( т.е в десять раз) сложнее, чем ходить каждый год или в два года одну 6А.

Петр Георгиевич, вы не любите ЦШИ, и, как всякий свободный человек, конечно, имеете на это право. Я не знаю о всех все, но точно знаю что означенный вами ИА ходил в этом году шестерку - я был на связи в процессе восхождения, и немного консультировал перед оным, так что, из первых рук.
Но, согласитесь, тот вопрос, который я попытался сформулировать, лежит за рамками обсуждения персоналий тренеров, с которыми вы конфликтуете.
Возможно я ошибаюсь, и мы с вами тоже в конфликте - но пока наше личное общение не давало повода это заподозрить.
Если бы вы смогли обозначить свой взгляд на проблему контроля качества работы альпмероприятий, был бы вам благодарен.

Владимир, он ( И.А.) ходил на шестерку. Правда, никто не знает, на какую и с кем.. Это уже не важно.
Никаких подозрений. Еще лучше, если тренер ЦШИ будет ходить штук сорок троек с участниками. В России. В наших горах. А по поводу подбора тренеров в ЦШИ: объявите, таки,конкурс. По всей стране. Разговор был год назад. Денег не надо никаких. Вы же этого не хотите делать. Не будете объявлять конкурс. Это очевидно. Какая здесь любовь к ЦШИ?. Вы слушали выступление Осетии( Рыжанов) на конференции ФАР 2 декабря 2018г.? Неужели не стыдно ЦШИ? О каком конфликте и с кем Вы говорите. С какими "тренерами"? Я ни с кем не конфликтую. Возраст не тот. И конфликтовать не с кем. Нет личностей. Я хочу открыть глаза на те небольшие недостатки, которые уже много лет происходят в нашей ЦШИ.

Учился в этой самой школе на 2 категорию, полностью с вами согласен Петр Георгиевич.
В ближайшее время опубликую пост о своем опыте жизни и работы Старшим тренером в этой среде, давно собирался это сделать.
Менять нужно систему полностью. Сейчас качественно может работать, только клубная система, где инструктора и участники формируют благоприятную среду, И непосредственно в горах нет неподготовленных людей, или случайного коллектива, который сформировался за день до восхождения.

На все с то согласен с Леоновым. А уж отработка на спортплощадке, а не на рельефе это пипец. Видел этот процесс лично. От души порадовался за подготовку.

Владимир, ЦШИ не женщина, чтоб её любить. Зачем Вы о любви. Говорите о фактах. ИА, молодец, прошел 6А. В 2018г. А в 2016 году он не имел права работать в ЦШИ. Молодец, прошел, таки шестерку. Но где его руководства ( как у ДК) маршрутов с разрядниками? Их нет этих руководств. Т.е. категории инструктора ИА присвоены неправомерно. Он может и обязан ходить шестерки. Но еще больше он обязан руководить отделениями СП1,2. А у него этих гор нет. Как нет и у других преподавателей. Черт с ними с шестерками! Где тройки? Нет их. Значит не работал с разрядниками. О каком конфликте Владимир речь? Это Вы зря. Давайте факты, что наши тренеры ЦШИ работали хоть когда-то с разрядниками. Этих фактов не видно. Посмотрите и сравните сроки окончания ЦШИ и сроки присвоения категории. Неужели Вы не видите несоответствия? Даже это бросается в глаза. Какие уж там тройки.
Надо подбирать нормальные кадры, иначе нашей ФАР ( а это наша с Вами ФАР) скоро перестанут верить. Особенно, когда на сайте ФАР обещают дать ответы на поставленные вопросы, а потом спокойно забывают об этом. Упрек не Вам Владимир.
Проблема качества работы заключается в том , что отсутствует подбор кадров в ЦШИ. Правление ФАР даже не проверяет послужной список своих преподавателей. Вот в чем беда. И этой беде уже десять лет.

Петр Георгиевич по аналогии с другими видоми спорта тренер вообще не делает, что делает спортсмен. Он просто учит.
Хотя мне ближе ваша позиция. Как сказала бы молодежь, надо быть в "тренде". Как играющий тренер. Если лазил в кошках с 10 зубьями , невозможно обучит как надо лазить в футфангах.

Точно.
Всю жизнь работаю с разрядниками и учусь у них постоянно. Уже выросло отличное поколение молодежи, знающих классику альпинизма. И на душе теплее от этого.

Марат позволю себе не согласиться с вами. В альпинизме на мой взгляд СТ обязан иметь восхождения с 1 по 6 категорию, почему ну это вы знаете очень хорошо сами. Тренер в ЦШИ обязан набрать хотя бы минимум смен положенных на категории. Да в других видах тренеры не обязаны быть МС по виду. Закончил ДЮСШ.

И еще. Чтоб люди знали. Сайт ФАР в части базы данных построен таким образом, что в базу данных каждого альпиниста попадают не только те вершины, которые внес лично данный альпинист, но и те маршруты, которые внесли его напарники по связке- группе.
Теперь считаем. Скажем 5 смен с разрядниками. Пусть инструктор работает с отделением 4 чел.
За одну смену он сходит хотя бы одну 2а и две- 3а За 5 смен- это 15 гор. В послужном списке инструктора. Допустим, он, оформляя себе 2 категорию, забыл записать эти 15 гор, как положено по Правилам. Забыл все 15 гор. Остается еще , хотя бы Пятьдесят!! маршрутов, которые могли внести в базу данных его участники. Так нет же этих гор! Их нет потому, что тренер ЦШИ эти маршруты не ходил. Если он их не ходил, то как получил категорию?
Вот и весь контроль качества работы преподавателей. Нет никакого контроля. Есть просто желание иметь категорию, не имея на это прав. зачем это делать? Ведь мы гробим нашу систему обучения?
Мое предложение сейчас простое: проверить личные карточки всех преподавателей ЦШИ и Жетона, начиная с 2009 года. И сделать выводы. Написать эти выводы в протоколе и принять меры. Этой работой как раз и может заняться КТК. Профилактика несчастных случаев должна начинаться с кадровой работы. А в ЦШИ этой работы нет. Вот и вся любовь

Дискуссия действующих профессионалов, безумно интересно! Найдете ли ответ на главный вопрос: "Что все-таки делать?". А, главное, КАК? Какими методами, приемами, изменить тенденцию к деградации, какими средствами, наконец?

Слухи о "тенденции к деградации" слишком преувеличены....
И 20 и 10 лет назад ситуация с подготовкой инструкторов и проведением сборов была существенно хуже, чем сейчас. Да и с подготовкой участников тоже все было хуже.

научиться всем отвечать за свои слова и действия. Больше никак, Василий.

Киргизы-казахи запретят фаровским инструкторам работать в своих горах,или переатестовываться заставят,вот будет смешно.)))))

ты чё, на святое посягнул ? :)) да и киргизо-казахи тоже не все с нимбами...

Автор то тоже хорош- "Отдельно подчеркну, что у меня на тот момент не было своих инструментов, я их одолжила и не заметила, что на инструментах тупые драйтулинговые клювы....."
Человек собирался на ледовую 3-ку Б. За неделю приехал в Киргизию пожить для акклиматизации выше 3000.
Клювы просто не посмотрел

ну я бы тоже не посмотрел заранее, тройка не пятерка? Да и еще когда первый в жизни зимний лед еще неведом и все судишь по летнему?

Это косяк скорее инструктора/руководителя, не проверил снаряжение. На то и 3-разрядники, чтобы их проверять

Согласна, я давно подозревала, что тупые драйтулинговые клювы и спровоцировали 26 часовое хождение по Байче.

Ледника в Москве нет. Заточенность инструментов проверяется на леднике. Инструменты эти были не мои, но они мне были знакомы, я ходила с ними однажды летний лед, горы, наверное 3. Когда у вас клювы из бронестали и обычный напильник, клювы не так просто привести в порядок. Еще более непросто догадаться, что даже если инструменты бьются на леднике, не факт, что они легко проработают весь маршрут.

Проверять снаряжение надо, это неоспоримо.

Проблемма основана на том, что есть потребители таких некачественных услуг, так сказать. Участники, за частую, не видят перед собой ни чего, кроме задачи "находить на разряд". Они не пытаются проверить элементарные вещи - есть ли у инструктора вообще удостоверение, организовано ли АМ в соответствии с правилами? Они, даже, не утруждают себя прочитать 12 страниц правил! Участникам выдали стажера и повели на гору без цикла занятий - они и рады, что хоть кого-то дали! Им же надо "гору закрыть", а не научиться надежно совершать восхождения!
Существующее скрещивание системы спортивных разрядов и стстемы обучения пудрит мозги людям! Они гонятся за разрядами, вместо того, что бы гнаться за знаниями и умениями!
До тех пор, пока не будет разделено обучение и спортивные разряды, обучение у участников всегда будет затмено желанием получить заветную печать от спорткомитета!
В умах старшего поколения это очень крепко засело - этап обучения = разряд. Поэтому, они утверждают, что это невозможно разделить - типа как же будут люди учиться, если у них нет стимула в виде разряда? - да что за бред вообще? Какой еще может быть стимул к обучению, кроме как получить знания и навыки? Если у человека стимул - получить значек, а не научиться ходить, то нахрен он вообще нужен в горах? (Хотя у нас в стране и образование в целом так устроено - люди идут учиться не что бы знания получить, а что бы диплом получить. Видимо это национальная болезнь какая-то.)
А с точки зрения логики, если посмотреть со стороны, то получать спортивный разряд за то, что ты прошел этап обучения - это бред какой-то. Это то же самое, если бы по окончании автошколы оформляли 2 разряд по автомобильному спорту за то, что ты с инструктором 20 уроков по городу откатал! Просто за то, что человек научился парковаться и различать знаки вдоль дороги, не отвлекаясь при этом от переключения передач ))) - ну смешно же! Научился водить - это одно, молодец, получи бумажку о том, что успешно окончил школу и сдал экзамены. А хочешь спортивные регалии - иди тренируйся и выступай в соревнованиях, при чем тут автошкола?
Если федерация не найдет в себе сил волевым решением разделить обучение и спорт - то решить эти проблемы не получится.

Поставщики не качественных услуг всегда найдутся, что не придумывай (да и потребители, готовые проглотить эту дрянь тоже всегда будут). Но, если большинство людей будут осознанно подходить к учебному альпинизму, как к обучению, а не как к "закрыванию разрядов" то и ситуаций таких возникать не будет. Мой опыт работы с участниками показывает, что в большинстве случаев они сами толком не могут объяснить, что они хотят? Но учиться в должном объеме точно хотят лишь единицы - большинству подавай вершины, а то им надо "разряд закрывать" ...

Александр, на мой взгляд, вы правы в основном, но вижу здесь и часть нашей вины - старших товарищей и инструкторов клубов.
Когда начинающие приходят в клуб, они не знают ни о ФАР, ни о разрядах, ни об необходимом обучении. Мы, старшие, сами рассказываем это все. Начиная с того, что делим всех ребят по ярлыкам - разрядам. А в обсуждениях на сборы - вершины, разряды, кто в какой группе по разряду. А потом спрашиваем, почему всех хотят разряды? - потому, чтобы подняться по иерархической лестнице в обществе, что является естественным для человека.

Живут же без этого в рамках DAV и остальном мире нормально. А чтобы собрать группу одного уровня, могут между собой обсудить какие профессиональные курсы-модули прошли, какой уровень лазания на разном рельефе, какие маршруты ходили.

Поэтому, мы в нашем клубе взяли вектор на то, что бы перестать оперировать разрядами и начинаем общаться на языке этапов подготовки. Пока что, большинство еще не понимает, чем СП-1 от СП-2 отличается, тем более СС и СМ )). Благо, теперь и соответствующие изменения в правила проведения АМ внесены! Не "вешайте ярлыки в виде разрядов", а говорите на языке Программы подготовки и этапов подготовки. Сначала будет трудно, со временем всё наладится. К программе тоже есть вопросы, но не такие существенные. Обязательно проводите лекции на тему Правил АМ, Программы подготовки и системы спорта в РФ. У меня на этот счет есть уже некоторые наработки - можем в личном общении обсудить.

Лучший коммент!

Я про «Igumnov, 24.01.2019 11:09»

И, да, хорошо что я фамилию сменил.

Да, написано грамотно. Только вот интересно было бы знать А ЗАЧЕМ РУКОВОДИТЕЛЯМ КЛУБОВ НУЖНЫ ВСЕ ЭТИ УЧАСТНИКИ?! Секции и т.д.? Ну, для коммерсантов понятно. А для руководителей не сильно коммерческих клубов и секций? Для удовлетворения амбиций или ещё чего? Блин. на самом деле пост- опрос на тему Нахрена нам нужна массовость в нашем альпинизме? прямо вот нагноился.

Добавлю тоже свои 3,5 копейки.Вот уже 9 лет езжу в зимнюю Арчу именно с ледовыми инструментами,разными, были бд,гривеля,пецеля и с родными клювами и с "брониками", все бьются,если уметь бить и не уверен что на фифах хоть чем-то лучше будет.Да,встречал лед в который ничего не идёт, но это как ни странно летом,на Победе,на 6700.
Чуть-чуть по существу.Давайте не обсуждать профессинализм или отсутствие оного у девушки,пост ведь не об этом.Профессионализма у неё ровно столько сколько дали клуб и АМ это и предудущие.
Инструкторов действительно выпускается достаточное количество,а вот работать на АМ спешат далеко не все.Во-первых,потому что мало самих АМ,во-вторых,зарплата инструктора оставляет желать лучшего,учитывая что это ситуативный заработок.
Видимо альпинизм,как и некоторые другие отрасли Культурной жизни человека не может существовать целиком на самоокупаемости,нужны дотации от государства,если предположить что оно хоть в чем-то заинтересовано.И задача ФАР должна быть не просто в поддержании системы клеточек и наказаний,а в организации конкретных АМ,при том по доступным ценам.
*Цену величиной с среднюю зп по Сибирскому региону не могу считать доступной.

Участники хотят по дешевле. Все ведь знают, что альпинизм - это недорого )), это ж не каой-нибудь там дайвинг или парашютный спорт ... А если недорого, то о каких зарплатах инструкторов может идти речь? Вот в Москве автоинструктор берет 1500 руб за 1.5 ч урока, сидя в тёплом кресле и это для всех нормально. А инструктор альпинизма должен морозить жопу и подставляется под камни на чистом энтузиазме или за еду, не имея за частую возможности на зарплату со смены даже ботинки новые купить ... Опять же, потому что люди не хотят платить существенные деньги за безопасность и качественное обучение, они хотят по дешевле откупиться за необходимость до 2 р. ходить с инструктором, что бы по быстрее от этой необходимости избавиться ... ведь все премудрости альпинизма они уже постигли на стадии "значков" )). Есть еще один тип - те, кто не хотят вообще ни чему учиться и инструктор для них - это дешёвый гид, т.к. бабла на сертифицированного гида не хватает, да и с гидом "спортивный разряд" не оформить ))).

Согласен по поводу зарплаты. Актуально. Но это рынок. Пусть все АМ поднимут цену и все упадет на 50%.
Надо подождать пока уровень жизни увеличится, или другую рекламу альпинизму делать.
А это надо? По мне чем меньше людей в горах тем лучше. Чище

а мне кажется, что добросовестность сделанной работы не должна зависеть от размера платы, за которую он ДОГОВОРИЛСЯ эту работу сделать...Не может быть так, что "платят мне мало, поэтому я свою работу сделаю плохо"...

Лучше уж пусть гос-во строит хоккейные площадки и занимается развитием спортивной и околоспортивной инфраструктуры.
За что альпинистам деньги-то давать? Чего они такого хорошего обществу дают? С учетом того что половина альпинистов выезжает зарубеж и тратит деньги там?
Это какое-то инфантильное заблуждение альп. сообщества что гос-во ему чего-то должно. Какой смысл давать деньги латентным самоубийцам - адренальновым маньякам (а ведь именно так нас общество и видит)?
На уровне студентов еще можно понять помощь через клубы - обычно деньги дают клубным активистам, которые реально занимаются массовой работой с студентами и продвигают спорт и ЗОЖ. Ну там еще на уровне города-области поддерживать спотрсменов высокого уровня так сказать для создания ролевой модели, пиара и опять таки развития ЗОЖ.
А половозрелым и способным работать альпинистам за что платить?
Если уж человек не может потратить среднюю ЗП на сборы один-два раза в год, то о чем вообще разговор? Может это увлечение для него слишком дорого? Или он недостаточно любит горы, чтобы в межсезонье побольше зарабатывать?
Может ему стоит на бег переключиться?

Как ФАР сделает какие-то "мегадешевые" сборы, если все нынешние сборы и так проводятся с минимальной надбавкой?
Что-то я не видел пока людей обагатившихся немерянно на проведении альп-сборов :)

Гос-во может помочь развитием инфраструктуры горных районов, что удешевит и упростит доступ к ним. И популяризацией горного отдыха.
А прямая раздача денег это путь в никуда - системы должны быть устойчивыми и самостоятельными.

ООО. Товарищ. Уровень развития культуры, науки и духовный ценностей определяет уровень развития общества.

ответьте мне пожалуйста, на кой лад людям художники? Артисты? ученые занимающиеся фундаментальной наукой?
Давайте все будем тратить на понятные потребности- жратву, размножение и материальные ценности.
Постепенно мы деградируем до того, что и культура нам не нужна и наука. А там и до спорта не далеко. ЗАчем тратить зря каллории на спорт, если их можно сохранить?

Вы случайно не писали петицию за поддержку чиновницы которая сказанула про то "что вас не просили рожать"?

Это не государственные деньги. Это деньги налогоплательщиков. Это не деньги депутатов,министров и гос.деятелей. Это наши деньги.

Половозрелым альпинистам... То есть вы хотите возвысить одни виды спорта и унизить другие? попахивает шовинизмом. Потом вы начнете судить людей по расовым особенностям, а там и не далеко и до кое-чего запрещенного УК РФ. В своем ответе укажите пожалуйста факт того, что вы выше меня по умственному развитию и знаниям.

Чиновникам не выгоден альпинизм, потому что там слишком мало игроков-посредников в цепочке. Деньги проследить гораздо проще. Суммы меньше. А вот построить коробку, стадион, дорожку- это красота! Столько возможностей себя распиарить, что-то приобрести (яхту, машинку сынульке) и другим дать возможность заработать

На фифах ходить существенно легче и безопаснее-по крайней мере для для тех ,(кто находится ниже.).В лед на Победе инструменты идут,а вот буры не всегда,но технологии нне стоят на месте(БД нынче выше всяких похвал).
А вот почему государство,должно поддерживать альпинизм,вместо науки .образования.пенсий и пр.-это вопрос.я бы поддерживал вышивку гладью-менее опасно,более спокойно,спасработ не надо

Поддерживать государство альпинизм может, если удачно спекулировать на милитаризации,например. Типа, "Альпинизм - школа мужества!", "Сегодня альпинист - завтра защитник отечества!", "Альпинист, защити южные горные рубежи от джихада!" и т.д.
На войну у этого государства деньги всега найдутся, будь спок!

1.Тут в комментах шла полемика о причинах упадка системы отечественного альпинизма,как вида спорта,а я всего лишь высказал своё мнение.Надеюсь с тем что упадок альпинизма как спорта на лицо никто не спорит?Если иметь ввиду под расцветом совершение технически сложных восхождений,вовлеченность граждан России и компетентность номенклатуры обучающего состава.
2.Когда организм человека замерзает,то он сначала оказывается от периферии:пальцев на руках и ногах,затем начинаются колики:следом организм отказывается от пищеварительной системы.Когда госудаоство испытывает кризис,оно отказывается последовательно от искусства,спорта,науки,вобщем всего что составляет интересы здорового,всесторонне развитого человека и на последок остаётся рабский труд и зрелища чтобы заполнить свободное время до сна.Пример-закат Риской империи.Господа,от чего ещё вы предложите отказаться?Может от туалетной бумаги?Почему 30 лет назад альпинизм был нужен а сейчас нет?Может это деградация?
3.Тем кто считает что альпинизм-спорт суицидников,-трус не играет даже в ваш любимый хоккей, а уж в альпинизме,знаете ли,совсем не приживается)

Советский альпинизм умер вместе с СССР. "Если лошадь сдохла - слезь".
Наше гос-во не может полноценно помогать старикам и детям-инвалидам. В этой ситуации просить денег на свои развлечения как то выглядит стремно.
В мире есть масса примеров нормального развития альпинизма без прямой раздачи денег альпинистам и на пост-советском пространстве именно попытки "вернуть все взад" тормозят нормальное развитие и это касается всех сфер жизни.

если лошадь сдохла-иди пешком,чо,все верно)

Наше гос-во не может полноценно помогать старикам и детям-инвалидам.
Все больше убеждаюсь, что не хочет, в принципе, от слова совсем. Так периодически адресно кому-то поможет, что бы потом рассказать-показать на всю страну.

Интересно, а ФАР по силам создать рейтинг инструкторов на основе отзывов участников? Добавить на сайте ФАР возможность оставлять отзывы и оценки инструкторам.

Да можно все это сделать. Технически не сложно. Тут вопрос адекватности, но тут тоже можно решить через систему рекомендаций и модерации через Ст. тренеров сборов или, если они косячат, через комиссию ФАР.

Рейтинг на основании чего?
Для одного инструктор плохой, потому что заставлял целую неделю заниматься и учиться, вместо того, что бы разряд закрывать, а для другого наоборот - плохой тот, который наскакал с группой за одну смену на 2 р., кое-как соблюдая страховку на маршрутах и участники толком ни чему не научились ...
Оценку должны давать люди, компетентные, а не те, которые в жизни-то двух инструкторов всего видели и толком не понимают в чем вообще суть работы инструктора.
Для некоторых тот инструктор лучше, который "прикольнее" ... И Вы планируете на этом основании рейтинг составлять?
Вот если бы можно было отмечать себя как инструктора на АМ, которые зарегистрированы на сайте ФАР, было здорово. Заходишь на страничку инструктора и видишь список АМ, где он работал. Кликаешь на любое из них - видишь даты, район, руководство мероприятия, участников ... можешь связаться с ними в индивидуальном порядке, узнать про инструктора. А если он себя не отмечает в альпмероприятиях, значит есть что скрывать, следы заметает ).

Вот! Тоже хотел написать, а поему нет на сайте ФАР , в планируемом а/м, списка инструкторов которые будут работать с отделениями? Организатор, ст.тренер, ОБ - есть, а инструкторов - нет.

Рейтинг можно на сайте ФАР посмотреть косвенно, т.е. найти фамилию интересущего Вас инструктора и затем посмотреть базу данных его восхождений. Если у него нет руководств 1- 3 категории ( много руководств, ну, хотя бы, 20-50), то с ним лучше не иметь дело. Если он не был в горах несколько лет- тем паче. Таким же образом можно выяснить знание инструктором конкретных альпинистских районов. Если Вы сейчас на сайте ФАР посмотрите "верхушку" нашего инструкторства в ЦШИ, то будете удивлены.

Ага, сейчас насоветуете. Некоторые инструктора не то что на корявом и неудобном сайте ФАР (ИМХО) эту гору единичек и двоек не отмечают, но даже в свою книжку альпиниста не вписывают, но при этом инструктор может быть отличный

Если лошадь сдохла,то и пахарь сдохнет.Пахать то нечем.Кардинально лучше жить не станет,это точно.И в данном контексте уже нам с вами решать,-сдохнет ли альпинизм или нет.
Почему сразу датирование представляется вам как раздача денег несостоявшимся спортсменам?Можно датировать зп инструкторов,клубных тренеров.А если никто никому ничего не должен,то зачем тогда ФАР,в уставе котой написано "популяризация альпинизма"? Или популяризировать только теми картинками что висят на Коронской хижине?)Да ещё наживаться на нормативных требованиях на первую 6А,проводя углубленные курсы вязания схватывающего узла?

У хорошего пахаря есть вторая.
Я уже говорил, что слухи о смерти альпинизма слишком преувеличенны - например в Туюк-су все забито под завязку и летом и зимой. На маршрутах не протолкнутся. Одновременно на восхождения в районе ходит порядка 50-100 человек в погожий день.
А в июле 2004го я там проводил свои сборы в сотрудничестве с новосибирцами и кроме нас (нас было 20 человек) в районе полноценных сборов не было - ингода местные проходили на восхождения,преимущественно в выходные.
В Ала-Арче ситуация похожая.
Разница за 15 лет просто коллосальная.
Еще пример - на скалодромах в Питере делают специальные отдельные стенки "для альпинистов" и они там висят гроздьями в касках и орут "перила свободны" как в горах прям.
Во всех высоких скалодромах открыты секции альпинизма, где работают инструктора и Альпиндустрия например тоже открыла свою секцию альпинизма с весьма неплохими такими ценами.
Может инструкторам и клубным тренерам самим как-то шевелиться?

Альпинизм в рамках разрядной системы,-не развлечение,а такой же спорт как шахматы,футбол и борьба.

Да - только никто не даст денег спортсмену шахматисту, футболисту и борцу пока он не достигнет серъезных достижений. Во всех спортах ситуация примерно одинаковая.
И до серъезных достижений все это развлечения, не смотря на наличие разрядов :)
на вашем уровне ситуация уже другая и имеет смысл давать деньги, потому что высокие достижения и ролевая модель и можно пиарится.

Ерунда полная! Альпинизм до перехода от КМС к МС - вообще к спорту очень условное отношение имеет. У любого спортсмена, если Вы ему начнёте рассказывать, как в альпинизме выполняется 1 р. или КМС - волосы дыбом встанут )). Какое отношение к спорту вообще имеет нахаживание с инструктором гор, для которых большинство участников не удосуживается довести свой уровень ОФП хотя бы до 10 подтягиваний и пробегания 20 км из 2-х часов???

Неотъемлемая составляющая понятия "спорт" - соревновательная деятельность! До МС в альпинизме можно вообще ни в одном соревновании в жизни не поучаствовать!
Не любая физическая активность - есть спорт, как и не любой спорт связан с физической нагрузкой. Спорт отличается от не спорта именно наличием соревнований, а не физичесой нагрузки (я надеюсь, мы же не будем всерьез обсуждать учебные сборы, которые обзываются квалификационными соревнованиями).

Соревнования в альпинизме - вообще очень спорная тема.
То, что альпинизм - это очень интересная часть человеческой культура - да! Практика, требующая от человека саморазвития в очень разных сферах (в т.ч. физического), самопознания ... Спорт-? ...

я с Вами согласен в целом, но вот принес Вам из словаря Ожегова для четкости понятий: СПОРТ
-а, м, 1. Составная часть физической культуры - комплексы физических упражнений для развития и укрепления организма.
Так что альпинизм на любом уровне все же спорт. Есть физическая активность = есть спорт.

Не усложняйте!
Нынешнее государство не поддерживает ни какой массовый спорт, не заморачиваясь такими нюансами, о которых Вы пишите.

Тот же Ули Штек в интервью сказал что альпинизм для него это спорт.
Хотя в наших или иных соревнованиях не участвовал.
По мне это скорее соревновательный дух с горой, или с такими же как ты в определенном возрасте. Но для большинства кто остается, это образ жизни

Уважаемые участники обсуждения!

Здесь, на площадке Risk.ru, высказались люди разных мировоззрений и квалификаций, из разных мировых систем альпинизма.
В итоге многочисленных обсуждений установили, что, по крайней мере, в учебном альпинизме в рамках системы ФАР в России существуют очень серьезные проблемы.

В виду того, что Risk.ru является де-факто единственной более-менее свободной площадкой для обсуждения работы общественной организации ФАР, хочу поставить следующие вопросы:

Уважаемые присутствующие здесь члены УМК ФАР, КТК ФАР, члены правления ФАР ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1) Будет ли вами лично ставиться вопрос о решении проблем, которые были обозначены на данной площадке?
2) Какие реальные пути решения вы лично видите?
3) Какие сроки решения вы лично видите?

Уважаемые члены сообщества, вопрос к вам:
1) Не пора ли нам с вами создавать новую альпинистскую организацию на примере DAV, либо комбинации других мировых организаций, которые успешно существуют в остальном мире?
Организации, где у человека нет ярлыка "разряд", и организация "не запрещает", а предлагает курсы повышения квалификации, тренировки и сборы с опытными инструкторами, где в первую очередь каждый участник сам несет ответственность и сам думает, что он хочет, что ему нужно.
2) Подсказать идеи, где мы возьмем деньги на все это, потому что путь на чистом энтузиазме обречен.
Мне видится, что альплагеря на примере New Ала-Арча работают по правилам альпинизма ФАР, только потому, что есть такой бизнес-запрос от клиентов. У ребят же теперь есть только школа горных гидов и все. Значит, по идее, был бы другой запрос, ребята бы подстроились и выполняли бы его. В виде примера: многочисленные школы ИТО, Треда, Ледолазания, Драйтулинга; восхождения с гидами на нормальные технические вершины.
3) Прошу ваших вопросов, в итогу обсуждения всех проблем, куда нам всем двигаться. Пришли к ситуации, что "все знают что есть проблемы-никто не хочет их решать-все играют в эти проблемы". Еще и за свои деньги, еще и с ответственностью(!) за свои и своих друзей, подопечных жизни.

Новую организацию типа DAW создавать нужно. И она появится. Когда-нибудь. А пока едем на старых дрожжах. Пока в головах у "аксакалов": разряд=опыт=допуск на восхождение, будет ФАР со своим старорежимным регламентом и подходом.

"Хорошо, что вы в посте фамилию президента ФАР не упомянули, иначе администрация Риска опять бы премодерацию ввела."

Тсс...... О "..." ни слова.
А то сейчас заметут.

Занимательное кино... старое сломали,новое не построили... Впрочем, если бы так было только в альпинизме... :((

Я не предлагаю рушить ФАР, может просто создавать параллельную организацию? Текущих профессионалов: инструкторов, спасателей, гидов ifmga, rgma признать де-факто, де-юре в новой организации.
Дальше бизнес. Выживут те, кто эффективен. Выживут оба подхода, значит оба подхода будут жить, и будет здорово, каждый будет в праве выбирать то, что нравится.

Да все уже разрушено до Вас...

Ох...йопть!))))) Двести с лишним комментов на ровном месте!)))) На теме, не стоящей выеденного яйца!)))) Прямо Спид-Инфо!)))))Очень в канве модного хэштега 2009-2019. Как раз в те далёкие годы я поднимал этот же вопрос, была такая же буря комментов И.......любителей клеток имеют всё в тех же позициях))))))

А ведь можно ещё набросить. Даёшь стране угля!

Это как в курилке
Начали с восхождения а закончим......
Темы женщин не хватает, да простят меня феминистки

Разрядные требования нужны как минимальный критерий адекватности,необходимое,но не достаточное.Чтобы понимать кто перед тобой,действующий спортсмен или тот кто "идет на Эльбрус и Эверест за мечтой", компенсируя отсутствие профессионализма баблом на гидов.Понятное дело,сейчас когда альпинистов единицы все всё про всех знают и с кем попало не пойдут.Но всё же.Есть люди с талантами рассказчика.Например в той же Арче в сталкивался с двойкой,которая постоянно говорила про уровень онсайта,про драйтуллинговые 4ки,про крымские 6А,а на деле оказалась не способна сходить маршрут Акимова,3Б.Но..они ходили на второй разряд и никто бы их не выпустил,рукаводствуясь разрядными требованиями на 5А

Полагаю, как только система перейдёт из ранга запретов, в ранг возможностей, люди начнут сами адекватно выбирать себе маршруты по умениям и хотениям. А если ошибутся, дюльфернут. Ведь не будет идиотской цели в виде учебного разряда, чтобы мериться чем то в длину. А, надеюсь, появится цель быть счастливым от хождения в горах.
Вообще не принимаю в душе "никто бы их не выпустил". У нас что, горы это коммерческий объект? Можно только посоветовать, по их желанию: "ваш уровень недостаточный".

А вот интересно,в борьбе на соревнованиях могут поставить третьеразрядника и мс?А в суперслаломе какой тренер допустит человека с опытом сноубрда к прыжку?Есть спорт,есть правила написанные в первую очередь ради безопасности спортсмена и окружающих,будь добр соблюдай.Повторяю,это не касается тех кто "идет за мечтой за бабки", слава богу мест где ходят не так много:Белуха,Эльбрус,Ленинина,теперь Хан ещё. Лёгко избежать встреч и их последствий с такими ходоками,когда они как зомби начинают возвращаться затемно с вершины,ища хоть где-то приют или попросту садясь и замерзая на гребне.Всё-таки в альпинизме человек рискует жизнью и романтический порыв здесь ни к чему.

люди платят деньги за сборы, в том числе чтобы их не выпускали, я так считаю. Чтобы за ними присматривали и контролировали их безопасность более старшие товарищи.

В "классическом" альпинизме до уровня участия в соревнованиях (до 1го разряда) официально оформленный разряд не нужен. Все что нужно для анализа подготовки, написано в Книжке альпиниста, а не в Книжке спортсмена.
Об отказе от разрядов, как об уровне оценки готовности альпиниста, говорят уже очень давно и вопрос уже даже поднимался на ФАРовский заседаниях(если мне память не изменяет) - то есть отделить спорт от уровня подготовки и в уровни подготовки сделать больше упор на занятиях и экзаменах, чем на восхождениях. Уменьшить зацикленность на "клетках".
А с учетом того что сейчас надо еще и "фейковые" протоколы соревнований подавать после сборов то вообще младшие разряды выглядят маразматично.
НО! Разряды нужны федерациям и клубам чтобы быть в системе спорта и через него получать хоть какие-то бонусы по этому за них и держатся, хотя это и не логично и геморройно. Правда сейчас уже можно быть на хорошем счету у спорткомитетов за счет скалолазания(это правда другая федерация, но зато олимпийский спорт) , ледолазания, скайранинга, альпинистского "скального класса" который можно провести даже в зале - за все это тоже дают разряды.
Так что может в какой-то перспективе все таки "классический" альпинизм уже сместится в сторону других экстремальных активностей типа фрирайда, горнолыжки,дайвинга, парашутного спорта - хочешь учись на курсах и занимайся для себя, но если прям прет то иди на соревнования.
Моисей 40 лет водил своих по пустыне - видимо с тех пор константа не поменялась... :)
Но радует что 30 уже прошло :)

"или тот кто "идет на Эльбрус и Эверест за мечтой", компенсируя отсутствие профессионализма баблом на гидов" - не стоит примешивать коммерческий альпинизм, приумножая мифы и легенды далеких от темы людей. Коммерческие клиенты плевали на спортивный альпинизм в основном, они сделали свой выбор в пользу гор, а не в пользу клеток и чемпионатов. Они не лезут в спорт и уж точно никто не говорит "я был на Эвересте, пустите меня на другую 5А", потому что, опять же, им плевать. Они возьмут так же гида на эту 5а и никто им не запретит туда идти даже без всякого гида. Только в клеточку не запишут.

"Чтобы понимать кто перед тобой, действующий спортсмен или..." надо обязательные руководства ВСЕМ участникам, обязать ВСЕХ ходить лидером, исключить ВСЮ круговую поруку, которой альпинизм переполнен. У нас даже разбор каждого второго НС - полуправда с целью прикрыть чьи-то задницы. Многие участники спортивных отделений будут побеспомощнее многих коммерческих клиентов, уж поверьте, я очень много лет участвую в обеих играх - некоммерческой (с 1998г) и коммерческой (с 2000г).

Блин, у меня любой из так называемых коммерсов будет адекватнее в Горах, чем клеточники. Потому что люди приходят за удовольствием от процесса. Они платят за то, что им дают умения, которые позволяют им расти над собой.Ходить маршруты, которые им интересны, на красивые Горы. У меня сейчас мужики, которые в прошлом году первый раз закладку в скалу засунули, уже самостоятельно во всю висят часами на тренировочной башне. Ездят на неё за 50км. Потому что в кайф. Сейчас бегают по лестницам как угорелые, потому что в марте в Арче хороший лёд и они хотят по нему полазать в кайф. И им не нужна никакая мифическая мотивация.

вот мысля крутится - чем бы все это кончилось если бы при всех исходных в этой компании не руку поломали, а ногу?

Хороший снаряж многое сглаживает, но за этим как-то забывают что зима в горах - это не зимний лед и короткий день, а то что зима ошибки редко прощает. Пойдет что не так, чуток растерянности, и клубок накладок сразу рвет вверх по экспоненте. Ну а если отсиделся за спиной хорошего инструктора - то эйфория: "фигня зима, мы её одной левой".

А случись накладка - вот и барышни с ампутированными пальчиками, и уши-носики подрезанные.

Хороший инструктор не даст отсидеться за своей спиной, но и не допустит до перерастания учебного восхождения в экстрим пати. Потому как на учебном восхождении надо учить, а не задрачивать. А донести до человека с головой все опасности зимнего альпинизма- не проблема. А безголовых не жалко.

dimon неужели если у тебя в группе будет случайно такой безголовый (ну не уследил в начале) то будет сосем не жалко?,

А сослагательное наклонение, кстати- удел бабушек на лавочке у подъезда и дедушек в фаровских комиссиях, которые всё знают лучше участников событий.))) Круто конечно, фантазировать, бравируя собственным опытом, но крылатой поговорки про бабушку пока ещё никто не отменял.

Ай да нечего терять!!!
Спасибо автору и комментаторов, ел бы попкорн - разорился бы!)))
А если по делу, в посте и в комментариях все три крайности современного российского альпинизма:
- участников
- инструкторов и организаторов альпмероприятий
- тех кто ходит вне системы.
На мой взгляд ко всем можно вполне применить цитату из Киплинга про "слишком много эго". )))
А ещё мне очень понравилось "м\ч" по отношению к напарнику! Почти как к официанту!
И вот личный интерес, автор поста не та ли самая девушка которая хором с активистом одного известного альпклуба удовлетворённо заявляла: " а мы Лёше расскажем что вы его бур про..теряли!"
P.S. Лёха, если Наташа ещё с тобой не связалась, то знай - мы твой бур того, про..теряли!!!)))
P.P.S. Блин, я так давно не ржал, спасибо вам чем большое!!!

Ай да нечего терять!!!
Спасибо автору и комментаторов, ел бы попкорн - разорился бы!)))
- участников
- инструкторов и организаторов альпмероприятий
- тех кто ходит вне системы.
P.P.S. Блин, я так давно не ржал, спасибо вам чем большое!!!

О! Самый адекватный коммент к данному дискуссионному клубу!)))))))))))) плюсую яростно))))

М\ч не сообщает свои данные в интернетах, и очень грустит, когда их третьи лица сообщают. В чем я его полностью поддерживаю. Официант - не официант, это сугубо из вашей головы.
Молодцы, что сообщили таки про бур.
P.s. Мы как-то забыли.
P.s. еще бы неплохо вернуть)

"P.s. Мы как-то забыли."
"P.s. еще бы неплохо вернуть)"
Учитывая что вас никто и не просил сообщать, не переживайте. Мы всегда и все возвращаем.

Бывает, Егорыч, зато как тонко!

1. Мы уговариваем себя, что есть ещё надежда
2. Мы бьём дохлую лошадь сильнее
3. Мы говорим: "мы всегда так скакали"
4. Мы организовываем мероприятие по оживлению дохлых лошадей
5. Мы объясняем себе, что наша дохлая лошадь гораздо лучше, быстрее и дешевле
6. Мы сидим возле лошади и уговариваем её не быть дохлой
7. Мы покупаем средства, которые помогают быстрее скакать на дохлых лошадях
8. Мы изменяем критерии опознавания дохлых лошадей
9. Мы стаскиваем дохлых лошадей вместе, в надежде, что вместе они будут скакать быстрее
10. Мы нанимаем специалистов по дохлым лошадям.

Но суть проста: ЛОШАДЬ СДОХЛА - СЛЕЗЬ!

Надеюсь, в ближайшем будущем, появятся запросы начинающих участников, которые хотят в горы, ходить не на разряд, а для крутого обучения и улыбок. И мериться не длиной разряда, а чем-то настоящим.

И им будет смешно и абсолютно непонятно, зачем рядом с ними бегают, кося под армию жумарные 3-2-разрядники, и выпускаются у пьяного СТ, который не может рассказать о районе и маршруте, и лист не подписывает ОБ, потому что он внизу в гостинице, и эти люди зачем-то рассказывают о Спортивном альпинизме, но сами нанимают портертов, чтобы заброситься на Рацека и ходят подходы в очень компактном районе по 6 часов.

P.S. Поддержу Е.Глазунова, в посте по серединке, в каком формате система хоть как-то работает нормально. В клубном. Но это все к вопросу о людях, которые готовы на это положить себя.

"ходить не на разряд, а для крутого обучения и улыбок"))))))этакий крутообученый вечноулыбающийся дурачок,меряющийся чем-то настоящим,только сам не знает чем?))

По следам поста фар выпустила второе издание Школы Альпинизма

"Солидный Господь для солидных людей" (С)

Как бы это поделикатней...

Вариантов два:
Неудачная шутка-фотошоп, или (что значительно хуже) - правда.
Тогда уже пора и сертифицированными образками торговать.

P.S.
К счастью, как выяснилось – шутка (по прежнему считаю неудачной), хотя до реальности один шаг.

Замечу, что являюсь убеждённым атеистом, что никак не мешает находить общий язык с верующими друзьями и не поминать имя Господа всуе (по крайней мере публично).

И что в нём, молитвы на разные случаи? С бонусным разделом - когда и на себя уже надежды нет : вышли поздно на маршрут, прошло КВ, ОБ не развернул, ...

А чего. Клеточники на эту библию нормально молятся.Ещё к ней можно снаряжение прикладывать, чтобы не подвело. Маршрутные листы. Корочки там всякие, значки.Говорят, повышает степень ордена Эдельвейса.

насколько я знаю, орден Эдельвейса - за другое, и Вы это прекрасно знаете.
как-то самому получилось присутствовать на присуждении.
ничего личного, но нам с Вами он не доступен, и Вы это также прекрасно знаете.

Показать комментарий

Хотел поставить минус AndreyBashkiro,v а поставил плюс, извините

Минусов вроде раньше никогда не ставил, поставил за Вас)

Господи, барышня ведь всего 3+ (!!!!), хрен знает сколько проходила в гипсе, написала весьма содержательный пост, а с неё тут спрос, как с КМСа.
Люди, вдумайтесь, перед тем как выставлять претензии…

bvn ну прямо в точку сказал, лучше не скажешь

Чего хочет Женщина, того хочет Бог

Стыдить лжеца, шутить над дураком
И спорить с женщиной всё то же,
Что черпать воду решетом:
От сих троих избавь нас, Боже!

Не понял заминусованности AndreyBashkirov и на сто процентов согласен с его комментом. Горам пофиг, барышня ты или не барышня. КМС ты или третьеразрядник...Какая разница?! Какое снисхождение?! Абсолютно правильный совет, охота чтобы комфортно и не тяжело и чтобы всегда три верёвки до земли и полчаса до бара, вперёд на крымские скалы. А коли уж прётесь в настоящие Горы, да ещё и непонятно с кем, то будьте любезны стойко переносить все тяготы и лишения собственного увлечения.

минусы за беспочвенные обвинения в нытье и т.д., коих не было и в помине. Странно, что и Вы не уловили этого.

Ну, по мне сам факт появления этого поста и есть нытье. Причём с претензией на собственную крутизну. Которой на самом деле нет. А есть обычная бестолковость, когда жажда клеток застит глаза. Все вокруг неграмотные, одна я такая всё за всех вытащила. Только вот не проверила инструменты перед зимним льдом.))))) Тут не грех и Крылова вспомнить.)))) Я уж не говорю про кляузу в фар. Вообще пипец. Скаредная склочница. Иначе и не скажешь.

По своим арчинским наблюдениям я могу кучу подобных постов накатать про косяки очень уважаемых людей из очень уважаемых федераций и клубов. Про пьянство, серьёзные травмы участников по вине крутых инструкторов, бестолковую организацию спасов профессиональными спасателями и проч и проч и проч.... Но предпочитаю не писать, а тренироваться и ходить
А может о таких вещах и стоит писать, а не замалчивать. У нас почему то в обществе повелось, что если ты про какие-то косяки сказал, то ты кляузник, стукач, и т.д. А потом с такого попустительства происходят разного рода ЧП, и к сожалению, это практически везде так, не обязательно в горах. При всем уважении, Вы, Дмитрий, в силу своего опыта, конечно можете ходить и успешно ходите самостоятельно. И все эти наблюдения на Вас не особо то отражаются. А вот новички, 3+разрядники, приезжающие на сборы, которые все таки зависят от решений и действий,принимаемых или не принимаемых инструктором, ОБ, и т.д., им как быть в таких случаях? Просто молчать, и благодарить судьбу, что все обошлось. А вот с тем, что нужно внимательнее подходить к выбору тех кто проводит сборы, это да, здесь я согласен. Но опять же это могут быть не обязательно самые дорогие по стоимости среди прочих)

Ох...щас...от Бориса Фёдоровича руки подрагивают)))) это я про другой пост)))) А если серьёзно....я постоянно наблюдаю уже много лет за отношением людей к подобным вещам и вижу катастрофическую инерционность сознания у большинства населения. И в виду этой инерционности бороться с некачественными услугами практически невозможно. Причём у буржуев такая же фигня. Я не раз сталкивался с тем, что они возвращаются к тем фирмам, которые их безжалостно кидали. Типа хреново, но зато знакомо.)))) У меня был офигенно показательный случай на эту тему. Я работал с клиентом с одной компанией. Ему дико не понравилось, причём именно в плане обеспечения безопасности. И на следующий год он позвал меня на восьмитысячник с этой же компанией!!!!!!)))))) Я конечно не поехал а он поехал.Когда он рассказывал после про все случившиеся рога, мы ржали до слёз.)))) И это не какой то там неоперившийся разрядник. Это человек c головой, добившийся и в спорте и в жизни очень многого. Так что на самом деле, все подобные посты- крик вопиющего в пустыне. И рассчитывать на то, что они кого то вразумят....наивно.

Эта...не надо имя всуе упоминать! А не то Борис Фёдорович и в эту ветку придёт - шороху наведёт!!

А ещё мой скептицизм основан на том, что лет десять назад я по наивности тоже пытался биться за счастье народное в этом плане))) Прошло больше десяти лет и ничего не изменилось.....к лучшему. Поэтому прошу пардона за некоторую предвзятость.

А вообще. Если доживу....то через десять лет обязательно зайду на РИСК и напишу злорадно- старчески- брюзжащий пост на тему отсутствия позитивных изменений.)))) Потому что у российского альпинизма, как и у России в целом, на эти позитивные изменения нет никаких шансов. И не могу сказать, что к сожалению, поскольку глупо сожалеть о несбыточном.)))

dimon на ближайшие время это не предвидеться
Жаль о тебя такое слышать

Ну, это почти по Ходжи Насреддину.
«или эмир, или ишак, или …»

Дай Аллах всем здоровья.

Ч/з 10 лет dimon сменит ник на Риске на полные имя отчество фамилия...

Все взрослеют... Только в разном возрасте.

и превратится в Дорохова из соседней темы:)))

ДБФ - новый мем Риска)))

Реформа ФАР,говорите?
Все начинается с Человека и кончается им же. О, как! )))

Самодеятельный (!) горный туризм начинался с того, что в стародавние времена кому-то очень хотелось ходить по горам. И стали ходить, особо не требуя ничего от государства. Государство давало лишь подвальные помещения клубам и свободные от лекций аудитории в ВУЗах, платного бухгалтера, КСС, некоторое финансирование для активистов уровня больших городов и выше. Остальное же делали сами. Сами организовывали школы НТП, СТП, ВТП, СИП и ВИП, в которых опытные товарищи делились опытом с начинающими. Сами составляли маршруты, защищали их перед своими более опытными товарищами. Сами, все сами. И самые старшие (в смысле ими занимаемой позиции в иерархии горно-туристической, и не только горно-, (само)организации) товарищи ходили в горы каждый год. И инструктора, и стажеры. В массе своей не за деньги и не за разряды!

Это одна из альтернатив для альпинизма - начать почти "с нуля" - самоорганизованно ходить вершины, раз все так плохо для кого-то и требуются перемены. Ну, так вперед! Тогда вырастет только то, что нужно ходящим на Вершины, и ничего лишнего.
А ФАР остается и живет, если выживет и изменится - тогда "респект и уважуха" ей, а канет в Лету - ничто не вечно под Луной, как ни печально. Сурово, как Горы.

Если альпинисты сами для себя ничего не сделают, все так и останется до той поры, когда естественным путем не исчезнет.

По поводу Владимира Нефедова. Я была на его сборах в Арче в апреле 2016 года. Да, организационные моменты у него хромают. Но мы поднимались на Рацека, переночевав в Арче. Да, мне дали часть общественной снаряги нести, но столько же, сколько и остальным девушкам. Поднимались в комфортном темпе. Были занятия на скалах и на льду. На Учителя пошли после дня занятий. После были занятия, потом сходили на Рацека. Во время восхождения и на спуске у меня было много вопросов по поводу организации страховочной цепи, но на все Владимир отвечал с обоснованием, почему и где мы отходим от методик уиаа, его ответы меня устроили. Я очень много вопросов задавала по поводу тренировочного процесса по подготовке к горам, по поводу того, как в районе Новосиба в принципе обстоят дела с альпинизмом, куда и в какие районы ездят и тд. На все вопросы Владимир отвечал много всего. Так же и на занятиях, если возникали спорные моменты или уход от методик уиаа, я спрашивала, почему, и он все подробно объяснял. Помимо этого, он предоставлял участникам сборов свое снаряжение, камы БД и буры БД с ручками, про веревки точно уже не помню. Сколько стоит набор камов и буров сами представляете, и это он давал в общее пользование значкам)) обычно нам инструктора давали список снаряги, и ищите где хотите или покупайте, или берите погонять.. мы с ним в двойке также сходили на 4Б Бачу (у меня 2ой сп.р.), где у меня была возможность убедиться в отличной физической форме Владимира. На сборах он не бухал, всегда был трезвым, что вообще сто плюсов к нему как к человеку в том числе. Ели мы в основном супы с крупами и тушенкой, не скажу, что это прям мечта, но не помню, чтобы я была голодной или не было сил, с собой на восхождения у нас были перекусы. Атмосфера на сборах была хорошая, компания подобралась отличная, по утрам мы всегда смеялись в палатке. Никакого треша не было (по сравнению с многими другими сборами, на которых я была....)

Владимир, перелогиньтесь

Погуглите, Караулова Татьяна Игоревна реальный человек. Просто у одних стакан наполовину пустой а у других наполовину полный.

Татьяна, а что это за "методики уиаа", которые Вы несколько раз упоминаете?

Михаил Ситник, я могу путаться в терминологии, но это стандарты UIAA, которым сейчас обучают альпинистов. Которые использует ФАР. Которые в учебнике по альпинизу федерации написали.

Спортивная квалификция Владиира не вызывает сомнений, и с этим никто не спорит. Но роль ОБ (по-старому Нач.Спаса) на сборах - это кое-что совсем другое. Или скажем профессия гида - тоже другое (привет с Ленина). А в статье речь идет как раз об организационном вопросе альп-мероприятия. Главные вопросы должны возникнуть именно к выпускаещему и ОБ в данной ситуации. По моему скромному опыту работы в альп лагерях, ОБ уже должен был неоднортно дать команду группе развернуться с маршрута назад. А как можно выпустить группу с участниками 3+, да еще без инструктора, только со стажером, на 4А? Это после того как они один раз сходили напешеходную 1Б в качестве открывашке? Это как то немного за гранью добра и зла.

мое фото с Владимиром с Бачи. к слову о том, реальный ли я человек)))))

Человек реальный и очень симпатичный!

Показать комментарий

Неправда, что все это происходит только на низкобюджетных мероприятиях с участниками, которые решили сэкономить. И неправда, что такое не происходит в московских альпклубах. Все происходит, но замалчивается. И происходит в сильнейших альпклубах.
Но я бы хотела озвучить еще одну сопутствующую проблему, которая имеет, на мой взгляд, далеко идущие последствия: это нарушение старшими безопасности в горах на глазах у новичков. Более того, не только нарушаются правила в учебных группах, но и изначально воспитывается в новичках, что это все нормально и даже правильно. Это происходит через демонстрацию, что об этом нельзя говорить, нельзя это озвучивать, и через осуждение (явное или скрытое) тех, кто поднимает эти вопросы. Когда-то я сама столкнулась с этим, получаются такие муки выбора: либо закрывать глаза и ходить, либо не ходить. Это какой-то тупиковый набор выборов, но других нет.

В 2013 году в нашем новичковом отделении на Крымских сборах на маршруте 1Б произошел срыв неподготовленного участника, который первым полез камин. Неподготовленным он был потому, что с его же слов альпинизмом как таковым не занимался, никаких тренировок не проходил. Но раз в год он по какой-то причине ездит на сборы с альпклубом (причина, видимо, есть, раз его берут). Его неподготовленность была хорошо видна всем (ну или тем, кто в принципе смотрел по сторонам) на маршрутах: отсутствовала уверенность, присутствовал страх перед жумарингом по крутым склонам, не было ни физической, ни психологической устойчивости. Инструктор предложил пролезть первым, чел полез и сорвался. Упал на полку, ударился головой, заработал, кажется, пару переломов ребер и сотрясение, что-то себе отбил, в общем, организовали полиспаст на вершину, а с яйлы вниз он спустился сам. В группе было две девушки, у второй девушки случился стресс, она плакала и не хотела жумарить наверх, но успокоили и уговорили. По возвращении в лагерь состоялся разбор, на котором присутствовали, как полагается, СТ и ОБ. Мы новички, это наш первый разбор. СТ с ОБ предложили всем высказаться по существу, все участники группы сказали что-то типа «это случайность, жаль, что так вышло, хорошо, что обошлось». Один участник сказал «это не случайность, а вполне закономерный результат, потому что человек не готов и его либо нельзя было брать на сборы, либо, как минимум, не давать идти первым. А самому сорванцу нужно порекомендовать тренироваться для походов в горы.»
Никто из старших не сказал, что это правильный вывод, а шаблонные слова большей части группы – это вывод совершенно неправильный, все промолчали. А по возвращении в Москву на первой общеклубной тренировке с данным участником еще и не здоровались и не разговаривали. Насколько я знаю, сорвавшийся участник в дальнейшем продолжил ездить на сборы этого альпклуба.

Следующие сборы прошли в Безенги. Никаких тренировок перед выездом в горы, пара сборов на площадке альпклуба для галочки, инструктор нашего отделения был иногородний и мы с ним впервые увиделись в альплагере. Инструктор технически очень грамотный и известный альпинист, но как инструктор – новичок, это был его первый инструкторский опыт. Факт остается и думаю, если бы инструктор это прочитал, он бы не стал возражать, что совершил ошибки, в результате чего при выходе на австрийские ночевки участник принял решение отказаться от восхождения и вернуться на базу. Ни разбора, ни вопросов, ни требований к инструктору, от которого ушел участник, не было. По умолчанию участник был не прав, хотя бы потому, что он участник и новичок. После этого я вышла из состава сборов своего альпклуба и стала ходить с инструктором альплагеря Безенги в сборной группе. К сожалению, и здесь на тренировочном мини-восхождении были допущены (уже технические) ошибки, когда я, зажумарив на станцию, увидела, что она сделана на живом камне, и этот камень при каждом рывке норовит вылететь, а инструктор этого не отследил. Но новичок не имеет права голоса без риска быть осужденным и обвиненным в проблемности, поэтому, наученная горьким опытом, молчала, ведь больше идти было бы некуда…

Третьи полуофициальные сборы прошли в Архызе. Инструктор и группа 5 человек, 2 из которых с опытом, а три спелеологи. Сборы вроде как под эгидой альпклуба, только без его присутствия. Подойдя под маршрут, выяснилось, что один спелеолог забыл каску в лагере. Вопреки ожиданию, что либо участник, либо вся группа отказывается от восхождения, инструктор отдал участнику свою каску, а сам на скальный маршрут, где сыпет, пошел с непокрытой головой. Первая веревка была вниз, от дюльферяющих летели камни, мы прятались. Инструктор был нашим общим товарищем, поэтому вечером на разборе я осмелилась озвучить, что решение с каской было неправильным. И произошло то, к чему, видимо, шло давно, и что с тех пор (данные сборы прошли в 2015 году) держит меня в смятении: инструктор сказал тогда следующее, тоже, видимо, по-дружески: «тебе нужно менять отношение к происходящему, если ты останешься такой правильной, рано или поздно с тобой никто не будет ходить». Спелеологи тоже были возмущены, например, им очень не понравилось, когда я сказала, что на маршруте нельзя выяснять отношения, это можно делать только после спуска. При этом, все спелеологи после 2 вершины наелись гор и отказались продолжать, и всю программу отходили только реально замотивированные двое участников. Но в глазах этих спелеологов они были правы, а я нет. Я – конфликтная и проблемная участница, с которой рано или поздно никто не пойдет в горы. Они в горах были впервые, и именно такой опыт они получили и усвоили.

Какие выводы можно сделать? Если не хочешь проблем - молчи. Хочешь ходить - не высовывайся. Заметил нарушение - сделай вид, что не видел или случайность. Считаешь, что небезопасно - а кто ты такой, чтобы судить? Конфликтный ты человек. Вот так это выглядит. Вот это вот "зачем поднимать этот негатив" - это просто бич современности. Отличная манипуляция над неугодным поведением тех, кто не согласен.

В результате сборов в Архызе в данном альпклубе я закрыла 3й разряд, но пришла к выводу, что на самом деле не обладаю той базой технических навыков, которые необходимы для разряда. Да, у меня есть запись в альпкнижке, и я могу махать ею перед носами офисных коллег, но этот разряд ничего не стоит.

В заключение хочу еще раз написать, что цель поста не обсуждение этих ситуаций, их срок давности уже давно истек и много воды с тех пор утекло. Но хочется сказать всем инструкторам и старшим в горах: не учите новичков такому, не прививайте такое отношение к горам с самого начала, с первой же поездки в горы! И не подавляйте в них правильное понимание безопасности и желание ему следовать.

"хочется сказать всем инструкторам и старшим в горах: не учите новичков такому, не прививайте такое отношение к горам с самого начала, с первой же поездки в горы! "

Если Вы о перилах, к которым Вас приучили, начиная с 1Б, то полностью согласен! На восхождениях перилам и жумару не место! И вместо обучения техникам передвижения в горах Вас учили передвигаться по веревке. Конечно, с такими навыками после совершенных восхождений на 3-й разряд Вы никак ему не соответствуете!

"Конечно, с такими навыками после совершенных восхождений на 3-й разряд Вы никак ему не соответствуете!"

Михаил Саныч! Не будьте так строги!
Мир гор многолик, и речь ведь всего лишь о третьем.
"Буква закона" несомненно нарушена, но...

"Упал на полку, ударился головой..." он что ли без страховки лез? Беда, что сорвался, или что не поймали? Не привычно, когда о себе пишут в 3-м лице. Участник один ушел с Австрийских и его не списали? Это конечно косяк. Чел 3 сезона закрывал третий, это хорошо. Но ничему не научился, это странно. Тем не менее, всех учил, по ходу дела, это правильно?.

Если Вы о перилах, к которым Вас приучили, начиная с 1Б, то полностью согласен!
Михаил Александрович, я не о том писала.
Что касается перил: т.к. уровень участников в группе может сильно отличаться, их провешивают на любой единичке, а участникам дается рекомендация не жумарить, а идти лазанием (на 1Б так вообще пешком), протаскивая за собой жумар.
С одной стороны, хорошо, что есть выбор, с другой - не хорошо, что это не обязательное условие, а только рекомендация. И те, кто не может пролезть даже крумскую 1Б, начинают свой путь к 3 разряду.

Когда я писала об этом, это больше была самокритика, чем критика альпинистской школы. Почти на всех своих маршрутах ходила лидером хотя бы одну веревку (в учебной группе особо много не походишь, если есть несколько желающих), не ключи (их обычно идут парни), но бывало, что это следующая по сложности после ключа веревка. Но на последнем маршруте 2Б, пройденном на разряд, я не смогла лидировать - не хватило скалолазных навыков.
Конечно, это в первую очередь моя личная ответственность, говорить "меня не научили" - это тупиковый путь развития, в горах тем более, и учиться/не учиться человек может только сам, и хорошо, если третьеразрядник понимает, что его протащили на 2Б паровозом, и ему стыдно, и за 2м разрядом он уже так не пойдет... Но у любой медали две стороны.

Разве не преждевременно дали разряд, если кандидат не может пройти на 2Б ключ или близкую по сложности веревку лидером? Разве не правильным было бы, если бы инструктор сказал: "тебе рано получать разряд, ты не можешь пройти первая 2Б, иди тренируйся"? И это касается любых ключевых навыков в горах. Может быть тогда была бы жива знакомая девочка, с которой мы в один год ходили вместе в Безенги в той самой сборной группе, где я вылезла на станцию на живье? Может быть, она не погибла бы в следующем году, пойдя не пристраховавшись в туалет? Вот поэтому я пишу, что полученный таким образом разряд ничего не стоит.
Или я не права?

Я не писала, что ничего не умею.
И не писала, что закрывала разряд 3 сезона - фактически я закрыла его за одни сборы и выше описано, как.
И вот Вы тоже демонстрируете такую же схему восприятия, которую я описала выше: а ты кто такой, чтобы рассуждать о безопасности? Разве, чтобы понимать основы безопасности и видеть несовершенство там, где оно есть, нужно быть кем-то крутым или даже просто уважаемым? Разве, если у тебя нет определенного авторитета, нужно молчать на разборе?

Я пришла в альпинизм из горного туризма. Несмотря на то, что альпинисты пренебрежительно относятся к горным туристам, горная школа как раз является очень качественной.
Перед горным походом мы тренировались каждые выходные на протяжение 8 месяцев, отдыхали только 23 февраля, а 8 марта лазали в Кузнечном на льду. Через сопли и слюни, потому что это тяжело, мы уставали, но если кто-то на тренировке перестегивался с потерей страховки, вся группа в следующие выходные выходила и отрабатывала данный навык. Могли перестегиваться по 50 раз нон-стоп, тошнило, но так мы впитывали, что потеря страховки на маршруте недопустима. И так со всеми ключевыми навыками. Невозможно представить, чтобы участник нашей группы сделал станцию на живом камне, потому что если такое случалось, все делали станции, пока в глазах не помутнеет. Это приводило к отработке навыка до автопилота.
И разве вы считаете, что это чересчур там, где ценой ошибки становится жизнь? Я нет. Считаю, что именно так нужно готовиться к горам до поездки в горы, а не только по приезду в альплагерь, где неделю или две происходят занятия.
Не только потому, что таких технических навыков надолго не хватит. А еще и потому, что в большинстве случаев за пару неделю невозможно привить человеку осознание, что такое горы и какого отношения к себе они требуют.
Будучи в альпклубе, я просила тренировок перед выездом в альплагерь, но была единственной такой участницей, и поэтому мои просьбы вызывали либо равнодушие, либо раздражение: "самая умная, чтоли?", прям, как у вас сейчас.
Я Вас не знаю совсем, не знаю, что Вы за человек, поэтому мне сложно рассуждать, чем Вы руководствуетесь, написав такой комментарий, но неужто вы считаете, что это правильно?

он что ли без страховки лез? Беда, что сорвался, или что не поймали?
Он шел первым, значит, шел с нижней. Ничего заложить еще не успел, т.к. вылез невысоко. У нижней был соответствующий провис, чтобы он мог свободно подниматься, этого провиса хватило, чтобы он свободно упал.

Участник один ушел с Австрийских и его не списали?
По согласованию с инструктором и с СТ и в сопровождении попутной группы почему нет?

В заключение хочу написать, что полностью поддерживаю девушку, которая написала данный пост. Волосы на голове шевелятся от комментариев, в которых пишут, что она нытик, раздувает из мухи слона, что пошла жаловаться в ФАР. Уважаемые, когда вы пишете такие комментарии, вы совершаете моральное преступление по отношению к тем неопытным душам, которые заходят это почитать.

Валерия, +100500 (жаль что могу поставить тока +1). В бытность свою, на промальпе, я предпочитал ребят прошедших школу средней туристической подготовки - они точно с запасом владели всеми необходимыми навыками по работе с веревкой. Коего кого с третьим р-м по альпинизму приходилось учить жумарить грудь-нога прямо на стене (на промальпе жумаринг не есть преступление;-)).

Кое кого со 2м (с превышением) р-м по альпинизму приходилось учить жумарить грудь-нога прямо на маршруте, на стене. Хорошо бы конечно что бы вместо жумаринга мы бы вылезли с верхней, но вот беда - это был уже ключ, а на предыдущей веревке мне приходилось лезть за этим человеком вплотную, брать его за пятки и ставить его ноги на зацепки. В рамках моральной и физической поддержки тык скыть.

Дела давно минувших дней...

"уровень участников в группе может сильно отличаться, их (перила) провешивают на любой единичке,"
Да кто же заставил инструктора вести на единичку неподготовленного человека? Неужели невозможно научить человека лазать простые скалы? Или инструктор поленился? На этапе НП1 (перед первой 1Б) Учебной программой подготовки альпинистов только освоению приемов лазания по скалам должно быть уделено 15 часов. Неужели за это время невозможно научить человека лезть скалы до 4 к.сл.?

Раз не удалось научить - на восхождение брать нельзя.

А те, кто научился - должны лезть без перил!

Хронологию закрытия наверное не понял, да и не важно. Про ""Упал на полку, ударился головой..."- пока человек не заложил ничего должна быть гимнастическая страховка, голову нужно ловить, тем более что народу явно достаточно. Про " у меня есть запись в альпкнижке, ... но этот разряд ничего не стоит" вы сами написали, и это странно, с вашим туристским опытом. То, что Вы где то на 2Б не пролезли, ничего страшного. Маршруты меняются, описания старые. Или забурились не туда. Интересно, что за маршрут? А про безопасность. Правила не догма. Например, по уставу, солдат должен быть в каске и бронежилете, однако каска мешает аккуратно выглянуть из укрытия, бронежилет мешает быстро перемещаться или в люк нырнуть. Вот теперь представьте, новобранец из пехоты учит сержанта спецназа когда и что одевать. Можно конечно попробовать, но не долго.

На дворе 20-й год , за окном ... "Хрень" ( ну это пока ! ) - все планы - ...... ( тоже пока ... ).Всё-таки интересно почитать - вот это вот всё ( выше ) .Если попытаться абстрагироваться от эмоциональной окраски ( испытываемых чувств при прочтении поста ) , считаю что на таких людях ( как автор поста + как Валерия + ..... ) держится Земля ( читай : эта страна ) .

P.S. Просто мнение , просто "новичка-значка" ...... .