Хрустальный пик-2018. «Социальный проект». Бахчисарай для скалолазов

Пишет Редакция сайта, 30.11.2018 05:14

Хрустальный пик-2018. «Социальный проект». Бахчисарай для скалолазов (Скалолазание, премия, горы, номинация, мы в обществе, crystal peak, крым)

Сергей Черевко давно стал крёстным отцом Бахчисарая в качестве скалолазного района. И вот мы снова общаемся с ним о том, что было, что будет, каким становится эта крымская скалолазная Мекка.

Идея проекта:
Развить огромный потенциал скал Старого Бахчисарая. Район, где хорошо развита и продолжает развиваться туристическая инфраструктура, находятся уникальные исторические и археологические объекты. Потенциал бахчисарайских скал порядка 2000 скалолазных маршрутов. Большое разнообразие скального рельефа. Высота скал долины 15–50 метров, на которых можно комфортно заниматься скалолазанием круглый год. Бахчисарай – один из самых солнечных городов крымского полуострова. Зимой долина старого города хорошо защищена от холодных ветров. В летний жаркий период, есть абсолютно теневые прохладные сектора. Под скалами удобные площадки, удобные, быстрые и лёгкие подходы. Комфортно для занятий скалолазанием: детских групп, с новичками в скалолазании и альпинизме, семей с маленькими детьми. Для организации скалолазных фестивалей и соревнований по скалолазанию и альпинизму. Рельеф позволяет создавать множество маршрутов как для новичков, так и для серьёзных спортсменов. От категории сложности (fr) 4 до 9а+ и возможно выше.

Команда проекта:
Сергей Черевко (руководитель проекта) – с 2016 года оборудовал 72 спортивных скалолазных маршрута в рамках проекта – 4–8b+ (fr) – разработка программы проекта и взаимодействие с городской администрацией, обеспечение официального статуса скалолазного района, создание программ, способствующих техническому обеспечению проекта. Ведущий семинаров по подготовке маршрутов и куратор по подготовке маршрутов.
Сергей Сумберг – 22 маршрута 4–7c (fr), помощь в обеспечении проекта расходными материалами, куратор по подготовке маршрутов.
Руслан Таратухин – 2 маршрута и совместно с Сергеем Сумбергом ещё 25 маршрутов 4–6b.
Максим Одиноченко – 15 маршрутов 5–8а, помощь в обеспечении проекта расходными материалами, популяризация района.
Алексей Власенко – 25 маршрутов 5–9а.
Сергей Шаферов – помощь в создании сложных маршрутов, первопрохождения, популяризация района.
Евгений Аманов – 6 маршрутов, популяризация района.

Хронология проекта:
2016 г. – поиск партнёров для обеспечения проекта расходным материалом и снаряжением. Проведение обучающих семинаров подготовщиков спортивных скалолазных маршрутов. Создание порядка 50-ти новых маршрутов. Написание и утверждение в администрации г. Бахчисарай "Программы развития спорта и активного туризма в горной местности (включая скалы) в г. Бахчисарай Республики Крым"
2017г. – внесение части скалолазных секторов в границы "рекреационного парка Бахчисарай". Подготовка порядка 70-ти новых скалолазных маршрутов.
2018г. – создание порядка 60-ти новых маршрутов. Выделение скалолазных секторов, находящихся на городской территории, подверженной коммерческой застройке в отдельные рекреационные зоны для занятий спортом.

Сергей Сумберг

Я живу в селе Баштановка. 10-20 лет назад всего того, что мы сейчас видим в Бахчисарае, не было. Скалолазание было в запущенном состоянии, а маршрутов - мало. Я полазал здесь пару дней, уехал на южный берег и забыл про Бахчисарайское скалолазание. Вернулся сюда ради роуп-джампинга. И после открытия Качи-Кальона несколько лет это был самый популярный объект в СНГ. Команды провели здесь весь год, приезжая каждые выходные, а порой и в будни. Местные жители привыкли к огромному потоку роуп-джамперов, потому что каждый день это видели. Тогда же в Бахчисарае появились парашютисты (base jumper-ы).

Сюда приезжают велосипедисты. В отличие от южного берега с его обрывистыми склонами, где всего пара дорог (трасса и старая дорога) идёт параллельно морю и где выбор ваш невелик – ехать очень быстро вниз или тяжело вкручивать педали наверх, в Бахчисарае равномерный рельеф, холмы, спуски, подъёмы, речки, озера. Можно подобрать разные маршруты. Просто рай для горного велосипеда.
А известные советские маркированные маршруты из Бахчисарая к морю до сих пор ходят большие группы и одиночные туристы.

В итоге здесь поселились "понаехавшие" – люди, занимающиеся разными видами спорта. А приехали сюда, потому что здесь дешевле купить участок или землю.

Здесь в целом дешевле жить. Здесь хорошая связь с большими городами: Севастополь, Симферополь рядом. И есть теперь к кому пойти в гости, с кем вместе сходить в баню, просто навестить, посидеть.
Местные жители образуют центр притяжения.

На Южном берегу все рассыпаны по побережью: кто-то живет на Красном камне, кто-то в Никите, кто-то в Батилимане, кто-то в Симеизе, и вы можете никогда не встречаться. Если вы приехали в Бахчисарай или в Баштановку, вы в любом случае наткнетесь на близких по духу людей, познакомитесь, будете ходить вместе лазить, гулять в выходные дни.

Зимой здесь нет такой сырости, влажности и ветров, как на побережье. Здесь процветает зимнее скалолазание и приезжают полазать жители ЮБК. Здесь очень уютно и душевно. Бахчисарай объединяет людей многообразием возможных занятий. Здесь даже можно полукилометровый хайлайн натянуть.
Вот почему это место стало центром притяжения людей, занимающихся экстремальными видами спорта.

Иван Темерев:

Мне известно, что до 2008 года в Бахчисарае было порядка 80 маршрутов, сделанных от «очень давно» до «не бесконечно давно». Но в Крыму, даже не в прибрежном районе, железо на скалах требует особого внимания, и всего лишь 50 маршрутов были годны для качественной эксплуатации. Желательно было бы, конечно, провести реболтинг.

Сейчас же, насколько мне известно, там более 300 маршрутов. Из них порядка 130 сделаны за последние несколько лет. Я считаю, что здорово, когда в районе есть энтузиаст, который продвигает идею в массы, вокруг которого объединяются другие люди, получается проводить фестивали, привлекать внимание к району.

Люди все чаще останавливаются в кемпинге, скалолазы живут в разных местах Бахчисарая. Кому где и как удобнее. У меня лично получилось полазить там только в прошлом году. Мы провели там несколько недель. Я готов сказать, что мне очень понравилось тем, что район развивается фантастически, и перспективы у района, конечно, практически бесконечные. Какой район в Крыму ни возьми из тех, что оборудованы под скалолазные дорожки, перспективы его ограничены. А в Бахчисарае у поселка огромная инфраструктура, буквально в двух метрах от любого дома есть скалы. Где-то оборудованные, где-то нет. И нетронутые скалы уходят в горизонт, в бесконечность.

Единственный относительный минус района в том, что от моря далековато. Зато огромный плюс в том, что можно лазить в жаркое время в тени, в холодное время на солнце. Я думаю, что Сергей в нужном месте, в нужное время. Потому что я вижу, как друзья его туда ездили, чем помогали в развитии района. Сразу из других мест приходит помощь и поддержка. И это здорово. Я надеюсь, что благодаря Сергею и другим, кто поддержит эту идею скалолазания в Бахчисарае, район будет развиваться дальше, расти и будет популярным.

Сергей Черевко о районе (видео-ролик появится немного позже)

- Сергей, расскажите немного о себе и людях, которые вместе с вами осваивают Бахчисарай.
Я занимаюсь скалолазанием с 1997 года и мой максимальный пролаз на скалах был 8b. В 2008 году друзья позвали меня в Бахчисарай, попробовать пробивать новые маршруты. До этого мы активно лазили в Бахчисарае, но маршрутов было не много. Многие были уже с опасной пробивкой, жалами, анкерами. Плюс все они были долбленые, рядом было столько прекрасного рельефа, хотелось его освоить. И я так увлекся, что стал сам, самостоятельно, бить маршруты в Бахчисарае, на южном берегу Крыма. Но основной проект – Бахчисарай. Три года последние активность по пробивке скал в Бахчисарае очень усилилась благодаря, наверно, тому, что в проекте моем появились помощники. Пожалуй, основной из них Сергей Сумберг. Сейчас он живет в селе Баштановка. Переехал туда с семьей, и ему очень интересно развивать здесь скалолазание, альпинизм. Очень помогает также его соратник в проекте, Руслан Таратухин. Живет он в Симферополе и времени у всех не так много свободного, но тем не менее, он его уделяет и Бахчисарайскому проекту. Максим Одиноченко очень активные в популяризации скалолазания в Бахчисарае. По мере своих сил и возможностей он участвует в пробивке скал и в привлечении сюда скалолазов. Еще в последнее время активно помогает Алексей Власенко, участвует в проекте, делает маршруты различной категории сложности: от простых до сложных. Его уровень скалолазания поднялся очень сильно, были 8b и 8с. Я думаю, что как раз и благодаря развитию скал Бахчисарая здесь стали появляться эти маршруты, автором которых и от в том числе является. Это хорошая мотивация – сделать первопроходы маршрутов. Просто само разнообразие маршрутов высокой категории уже дает толчок к этому развитию. В общем, это основные участники нашей программы в проекте Бахчисарая.

- Три года назад вашу работу в районе уже номинировали на Хрустальный пик. Что принципиально нового было сделано с тех пор? Можно в цифрах и фактах?
Так как район уже стал популярным, мне удалось привлечь компании-производители снаряжения, такие магазины как АльпИндустрия, Венто, Скаладром.ру. И благодаря им у меня появилось железо для пробивки маршрутов и можно сказать, в этом мы уже не испытываем недостатка. Больший недостаток в рабочих руках. Но и тут появились ребята, которые активно готовы помочь и участвовать в проекте. Также в 2015 году я написал программу по развитию скал Бахчисарая и представил ее в новую администрацию города Бахчисарай. Где нашел одобрение проекта, многие вещи были приняты. Также скалы где-то были включены в генеральный план развития Бахчисарая. Дело в том, что некоторые районы находятся на территории рекреационного парка Бахчисарай, и они были внесены туда.

Некоторые находятся в районе жилой застройки и сейчас их официальное подтверждение еще продолжается. Диалог с администрацией идет. Так как это все-таки некоторые места жилой застройки. Тем не менее, скалы удается оградить и оставить открытыми к ним подходы. Бахчисарай стал уже известным в скалолазном мире и гораздо больше людей сюда приезжают. Я помимо пробивки скал занимаюсь так же проектом для создания кемпинга для скалолазов. Могу сказать, что в том году значительно увеличился поток любителей скалолазания. Многие здесь проводят месяцы. Некоторые остаются на зиму поднимать форму скалолазную, осуществлять свои проекты и просто здесь отдыхать. По цифрам за эти 3 года, точнее в 2015 году в Бахчисарае насчитывалось 180 маршрутов. Это перепробитые старые маршруты, порядка 80 их, и новые, новая линия. Сейчас же за эти 3 года стало 305-308 маршрутов. И на новый год я планирую презентовать новый сектор. Там еще будет 10 маршрутов. Так что это очень значительно увеличение.

- Понятно, что при должном присмотре район оживает. Так что Бахчисарай превращается в своеобразную скалолазную крымскую Мекку. Чем хорош этот район? В чём его «изюм»? За что вы его любите?
Любят этот район и многие другие скалолазы, альпинисты. Наверное, суть в том, что здесь очень большой потенциал района, много скал. Скалы ориентированы на север, юг, восток, запад. Поэтому можно скрываться от солнца, когда оно жаркое, когда тень, можно, наоборот, лазить на солнце. Этот район пригоден для зимнего лазания, в феврале месяце сюда приезжают скалолазы и в солнечные дни здесь очень комфортно лазить на освещенных солнцем секторах. Тем более, что они защищены от северного ветра, от северно-восточного. Когда этот ветер дует зимой, то обычно погода ясная. Там, где нет этой защищенности, холодно. Но народ здесь лазает в футболках и шортах. В самую жару в июле, августе можно уйти в абсолютно теневые сектора. Здесь сейчас таких несколько. Ранее была проблема с теневыми маршрутами, сейчас их там уже большое количество. И весь день в тени такие маршруты в таком секторе, как Сестрички постоянно дует ветерок и даже в 30 градусную жару люди надевают флиски, стоя на страховке.

И красота, красота сами долин. Мне нравится уют Бахчисарая, его кафешки, интересные места, исторические и археологические, и природа. Природа впечатляет. Большой интерес к всевозможным прогулкам здесь существует, и к пешеходным и к велопрогулкам. В Бахчисарайском районе очень богатая природа и чудесные объекты. Моря нет В Бахчисарае, но, в общем-то, оно находится недалеко, всего в 30-ти км. Можно сесть на общественный транспорт, машину и вы быстро очутитесь на западном побережье Крыма. Даже в некоторой степени хорошо, что море несколько удалено. Весной, осенью, когда приходят на берег туманы, и допустим, скалы побережья затянуты туманами, сыро, холодно, дуют ветра, влажность, то в Бахчисарае сухо, светит солнце. Многие именно зимой едут полазить в Бахчисарай. Климат здесь прекрасный, он сухой, достаточно теплый и сама атмосфера, уют Бахчисарая привлекает многих любителей скалывания и просто любителей прогулок.

- Ваша работа находит поддержку общественности? Вы всё еще проводите семинары для волонтёров? Много ли желающих вам помогать?
В 2015-2016 я проводил несколько семинаров для волонтеров, желающих заняться пробивкой скалолазных маршрутов. И многие из них пробивают в других районах, плюс помогают мне здесь. Ведь очень важно, чтобы маршруты были грамотно пробиты. И лучше людей этому учить, тем более, что можно курировать их работу, и тогда результат будет хорошим. Семинары планирую проводить еще. Но можно сказать, что этот процесс уже стал более свободным. Многие мне пишут, кто желает поучаствовать в пробивке, очистке маршрутов. Приезжают сюда в удобное для них время. Так как у меня сейчас здесь есть уже база, необходимый инструмент, нужное железо, расходные материалы, могу в любой показать человеку, рассказать, объяснить, сделать с ним маршрут. И так же многие скалолазы, кто приезжают сюда, останавливаются у меня в кемпинге, они участвуют в очистке маршрута. Есть зона отдыха. Многим это нравится.

Вот у меня все лето жили скалолазы из Смоленска, помогали устанавливать станции на маршрутах. Точнее обновлять, помогали в чистке. Скалолазы из Питера мне активно помогают. Есть у меня хороший друг Сергей Шаферов, он активно помогает найти новые линии, притянуть веревку, как-то обозначить их. Затем эти маршруты мы дорабатываем. Интерес сейчас очень большой у общественности к Бахчисараю. Сейчас еще есть акция «Подари маршрут». Люди покупают расходные материалы, в частности анкерные крючья, необходимый клей, станции и присылают сюда в Бахчисарай. Дают название будущему маршруту, и мы уже пробиваем этот маршрут. Эта акция очень популярна, пользуется успехом. Это говорит об интересе к проекту. В этом году по этой акции оборудовано более 20 маршрутов и еще у меня железа на 10 лежит.

- Там, где много железок, снаряги – много и мародёров бывает. Страдает ли от них Бахчисарай?
Когда я только начинал пробивать новые маршруты в Бахчисарае, у нас были случаи мародёрства. Приходилось реанимировать полностью маршруты, были сняты станции. Там, где было невозможно вытащить станции, анкета соответственно были испорчены, как и сами станции. Тогда мы решили только клеевые анкера садить. Но тем не менее, можно, конечно, пытаться снять цепи на станциях. Сейчас мы ставим нержавеющие станции Вентовские. Для мародеров соблазн большой. Но хочется отметить, что за последние годы ни одного крюка, ни одной станции, никакой железки не было затронуто мародерами. Больше скажу, у нас весят стационарные оттяжки на сильно нависающем секторе Баллон и на других сложных трасах и тем, кто имеет опыт работы с веревкой, можно снять эти оттяжки. Но они висят, никто их не трогает. Так же люди оставляют свои оттяжки на маршрутах, на проектах. Каких-то таких случаев снятия оттяжек за последние оды и не было. Так что нет мародерского отношения к маршрутам в Бахчисарае.

- Бахчисарай любят слэклайнеры, роупджамперы. Как удалось создать в этом месте атмосферу притяжения?
В 2015 году я уже полностью осел здесь в Бахчисарае. Так как я уже здесь, решил основать секцию скалолазания. Так что в 2016 году была создана здесь секция при республиканской спортивной школе. Я тренирую местных детей. Так же к нам на тренировки приходят местные жители более взрослые. Это хорошо в том плане, что не только у администрации, но и у жителей скалолазание получает такое одобрение.

Фото из архива Матвея Орликова

Уровень крымских скалолазов, я думаю, растет также благодаря новым маршрутам здесь в Бахчисарае. Очень разнообразный рельеф, есть сильные нависания, каких в Крыму очень немного. Длина маршрутов довольно большая. Сейчас я уже начал пробивать маршруты, длина которых 40 метров. Можно и больше. Но здесь уже вопрос наличия длинных веревок у скалолазов. Можно в две веревки делать. Плюс здесь появляются сложные маршруты, новые маршруты, это мотивирует крымских скалолазов становиться сильнее. Потому что они видят, как осуществляются пролазы. Особенно зимой, по выходным, здесь собираются и севастопольские, и ялтинские, и алуштинские, симферопольские скалолазы, просто потому что в это время года здесь комфортно лазить. Маршрутов разнообразных много. И маршрутов какой-то одной категории тоже большое разнообразие. Я думаю, помогает развитие скалолазного района Бахчисарай поднимать мастерство крымских скалолазов.

- Каким образом развитие этого района влияет на развитие скалолазания в Крыму? Растёт ли уровень местных скалолазов?
Скалолазов сейчас в Бахчисарае можно встретить круглый год. Местные жители уже привыкли видеть их, звенящих железом не только на скалах, но и на улицах, в магазинах, кафе. Я знаю отзывы местных жителей, им нравится это присутствие скалолазов, их задор, здоровье, увлечение. Многие поддерживают развитие скалолазание здесь в Бахчисарае просто своим вниманием. Бахчисарай – это место, это скалолазы.

- Какие у вас есть планы по дальнейшему освоению этого места?
308 маршрутов, я думаю, это только стартовая позиция для моих планов по освоению Бахчисарайских скал. Потенциал огромный. В своей программе я писал о потенциале в 2000 маршрутов. Думаю, если кто пройдется, прогуляется по долинам старого города Бахчисарай, меня еще поправит: да нет же, здесь возможно более чем 2000 маршрутов наколотить. И это действительно так. Сейчас, в этом году, было создано уже 4 новых сектора. Освоение Бахчисарайских скал будет продолжаться уже немного за город. Там с этим даже будет более удобно. Потому как в чистке маршрутов не будут мешать дома, дворы, которые находятся внизу. Немножко будет дальше идти скалолазам до секторов, но это будет того стоить. В любом случае, и там тоже очень удобные площадки для страховки на всех секторах, и очень красивые скалы, интересный рельеф.

А пока мы монтируем ролик-презентацию с Сергеем в главной роли, смотрим вот этот фильм.