Наше приключение года
Про путешествия по восточному краю Кольского полуострова читал ранее, самое экстремальное - это про "80 дней вокруг Кольского полуострова" - пешком вдоль побережья Баренцева и Белого морей. Другое - это велосплав по реке Поной (смешно, правда?) На самом деле, конечно, сплавлялись на обычных средствах, а велосипеды брали, чтобы осмотреть окрестности в местах стоянок.
Мы же решили в тех местах немного полетать над всей той красотой. Напрямую лететь через безлюдную тундру было стрёмно, поэтому мы зафрахтовали кораблик в Териберке.
Нас подобралась отличная компания единомышленников. Команда корабля тоже была хорошая и компанейская, парни много нам помогали по ходу дела. Короче, погрузились и пошли.
Погоду под экспедицию выбирали соответствующую. И всё равно были удивлены небывалой тишиной вод Баренцева и Белого морей.
По пути (а идти в устье самой большой реки Кольского полуострова нужно было больше 400 км - двое суток) насмотрелись на всё: собрали целую коллекцию маяков, без конца таращились на фату-моргану - погода посерёдке лета было очень тёплая, если не сказать жаркая - миражи плавали вокруг нашего судёнышка бесконечно.
...
В конце концов мы пришли на место и отправили разведчика на берег вместе с экипажем на резиновой лодке. Ведь, кроме как лохматого космоснимка начала 2000-х особой информации и не было - людей там давно постоянных нет. Есть ли там площадки для взлёта, какие... Что, как? В общем, наш "карлсон" всё разведал и даже полетал. Ему проще, а нам с "телегами" плацдарм нужен куда больше.
В итоге мы и сами высадились на берег и пошли искать "взлётно-посадочную полосу". Надо сказать, что корабль всё равно не смог пока подойти к тамошней пристани по причине отлива. А вода там падает почти на четыре метра. Так что до вечера время было много. Да, аэродром тут был, правда, в 15 км от берега, что нас совершенно не устраивало. Наш разведчик между тем дразнил нас, жужжа сверху.
Кораблик пристал к берегу, и всё наше барахло с техникой мы выгрузили. В конце концов крохотную полянку среди зарослей карликовых берёзок мы нашли. Только оказалась она раза в два меньше требуемой. С двух сторон по краю шел обрыв, с двух других - всё тот же кустарник. Ну, ещё в одиночку можно было бы попробовать подняться в воздух, хоть и не совсем безопасно. А мы с пилотом летаем вдвоём, что вообще делает взлёт с такой длиной полосы невозможным. Правда, вспоминая, как мы уже несколько раз стартовали, сделали вывод, что помочь нам может... ветер. Который обычно при полётах нежелателен. И тут пришла на помощь обычная география и метеорология: известно, что у побережья есть два типа ветров - дневной и ночной бризы, которые дуют с моря или на море соответственно из-за неравномерного прогрева суши и водной глади. Вот мы и ждали ночного бриза, полностью приготовившись.
Дождавшись нужного момента мы все поднялись в воздух. Сначала сгоняли проведать кораблик, который уже снова стоял на рейде...
Потом посетили одну из двух орудийных башен. К сожалению, уроды-металлисты отпилили стволы у орудий, которые в своё время держали оборону горла Белого моря. Мы потом снова и подлетали к ним, и ходили пешком.
Кроме полёта по руслу реки Поной у нас были ещё цели на "лётном планшете": местный аэродром с остатками разбившегося самолёта, собственно само село Поной, антенны тропосферной связи, которые мы облетели по кругу несколько раз и маяки, конечно.
Вот, в частности, Терско-Орловский.
Русло реки Поной в нижнем течении расположено в глубоком узком каньоне со стенками высотой больше 100 метров.
...
Совершенно неожиданно нарвались на целое стадо оленей, вокруг которых тоже немного поводили хоровод.
Ну и лосей целую компанию повстречали.
Вообще, честно говоря, видели ну очень много всего. Как только всё это запихнуть в отчёт? Приземлившись на своём пятачке сходили ещё за пару километров к орудийной башне, после чего пришлось срочно лезть в реку купаться - было очень жарко. А потом на кораблик - спать. Потому что уже наступающим вечером планировался перелёт дальше на юг - в село Сосновку.
Вечером всё прошло гладко: мы поднялись в воздух и просто полетели вдоль берега. Кораблик снялся с якоря и пошел вслед за нами, обеспечивая прикрытие на случай аварийной посадки. К тому же он вёз топливо для наших дальнейших задумок.
Тут особо не петляли, пилот рулил, а я клацал обоими фотоаппаратами в разные стороны.
А, ну разве что попытались мишку сфотографировать в лучах восходящего солнца. Мы летели со скоростью 55 км/ч, но перегнать его так и не смогли. Короче, бегать от них по лесу бесполезно, как мы поняли на реальном примере.
Не долго сказка сказывалась, прилетели к острову Сосновец с тамошним маяком, что расположен почти в пяти километрах от берега полуострова и села Сосновка.
Село красивое, ухоженное, чистое с очень приветливыми и гостеприимными жителями. В основном, народ прибывает сюда на летний сезон вертолётами. На его площадку мы не позарились, а сели прямо на дорогу, идущую вдоль берега.
Дальше мы хотели переправить на берег топливо и сгонять до Чапомы - села, что расположено ещё южнее (и куда мы добирались прошлым летом от Варзуги), хотели, так сказать, замкнуть маршрут по побережью. Но тут поднялся (на четвёртый день, всё-таки!) ветер и с полётами пришлось закругляться. Но и погрузиться на корабль мы не могли (о, это целая история) - до корабля, видите, полтора километра обнажившегося дна.
Спасибо, нашелся один местный рыбак, настоящий мужчина, который за пять рейсов перебросил нас с нашими "пепелацами" обратно на борт судна. После чего мы благополучно попадали в каюту, а команда направила корабль на север.
По пути тормозились пару раз - просто расслабиться и выпить бутылку шампанского за окончание экспедиции и попытаться половить рыбу. Первое удалось хорошо, второе - не очень (одна тресчинка, ну и ладно). Зато туманную радугу на воде сфотографировал, чего раньше не видел.
На исходе шестого дня зашли в Териберскую бухту, расселись по машинам и двинулись домой.
Так думаю, что слишком скупо написал, но, поверьте, из 2000 снимков с великим трудом отобрал 350 для отчёта в "Живом журнале". Если кому-то интересны подробности, можно посмотреть здесь:
Часть первая (Путь на Поной): https://snowman-pro.livejournal.com/66625.html;
Часть вторая (На крыльях над побережьем): https://snowman-pro.livejournal.com/66884.html;
Часть третья (От Поноя до Сосновки и обратно в Териберку): https://snowman-pro.livejournal.com/67207.html.