Хрустальный пик-2018. «Восхождение года». Кызыл-Аскер

Пишет Редакция сайта, 26.11.2018 03:11

Евгений Мурин и Илья Пеняев проложили элегантную линию по южному ребру Кызыл-Аскер на границе Киргизии и Китая. Знакомьтесь с первыми из числа номинантов на «Восхождение года» в этом году.

Спасибо Жене и Илье, которые согласились записать для нас с вами рассказ об этом восхождении!

Информация о маршруте:
Кызыл-Аскер (5842 м) по южному ребру
Район Тянь-Шань, хребет Кокшаал-Тоо.
Маршрут на 100 % привязан к рельефу – идеальная линия.
Характер маршрута – комбинированный. Перепад высот – 1170 м, протяжённость маршрута – 1370 м (31 участок). Протяжённость участков V к.с. – 545 м, VI к.с. – 625 м.
Средняя крутизна основной части – 70°, средняя крутизна маршрута – 59°.
Использовано на маршруте:
- камалоты – 188 штук,
- якорные крючья – 44,
- ледобуры – 33,
- скайхуки – 2.
Спуск – 28 дюльферов.
Ходовых часов до вершины – 50. Ходовых дней – 7 (1 день пережидали непогоду на полке). Ночёвок на маршруте 8. Спуск по пути подъёма 1,5 дня.
Выход на маршрут – 24 июля 2018 г.
Вершина – 30 июля 2018 г.
Возвращение в БЛ – 1 августа 2018 г.

Команда:
- Евгений Мурин
- Илья Пеняев

Читайте о восхождении на Риске: Наша партия на Кызыл-Аскер

Обзор района восхождения:
Район западного Кокшаал-Тоо освоен достаточно слабо. Для района характерно сочетание типично альпийских форм (множество вертикальных стен с перепадом высоты около 1–1,5 км) с большим оледенением. Весь район – зона вечной мерзлоты. Климат в долине суровый, погода неустойчивая.

Первовосхождение на эту гору совершила команда К. Валиева в 1985 году по северо-западной стене. Юго-восточная стена состоит из монолитных гранитов. С южной стороны проложено 7 маршрутов, включая маршрут команды.

Подход под Южную стену от базового лагеря занимает около 12 часов, это почти 15 км, 2 перевала – 4200 и 4900 м. Встречаются закрытые трещины. Пригодятся сани и снегоступы. Логистика до базового лагеря сейчас на 5 баллов. Доставят прямо до лагеря, который расположен на высоте 3800 м.

Сначала на джипах, потом оставшиеся 10 км болота – вездеход на гусеницах. При желании можно добраться за один день из Бишкека (это 600 км). До этого там с логистикой было на 3 балла. Доставку организует Аксай.

Хрустальный пик-2018. «Восхождение года». Кызыл-Аскер (Альпинизм, премия, горы, номинация, crystal peak, мы в обществе)Хрустальный пик-2018. «Восхождение года». Кызыл-Аскер (Альпинизм, премия, горы, номинация, crystal peak, мы в обществе)Хрустальный пик-2018. «Восхождение года». Кызыл-Аскер (Альпинизм, премия, горы, номинация, crystal peak, мы в обществе)

Тактические действия команды:
Получили разрешение на первопрохождение у тренера Тимошенко.Т.И. Тщательно изучили космоснимки и фото от других команд,ивстретившись с Михаилом Михайловым в Бишкеке и узнав дополнительную информацию о горе, остановились на данной линии. Согласовали и расписали тактику передвижения с тренером. Линия маршрута, нарисованная ещё дома, практически на 100 % совпала с получившейся линией.
Работали без обработки. Ночёвки в палатке, на скальных и ледовых полках. Спуск изначально планировали по пути подъёма.

Схема маршрута

Описание маршрута по участкам:

Маршрут проходит по южному ребру горы Кызыл-Аскер. Само ребро широкое, слегка наклонено влево, идёт до самой вершины, и почти не имеет чёткой грани. За исключением первых верёвок, выбор линии движения совсем не очевиден. Можно немного лезть левее или правее.

R0-R1

Маршрут начинается с преодоления бергшрунда, под ребром. Трещина небольшая с мостиками, особых сложностей не представляет. Далее подъём по снежному склону под скалу (R1).

Первые четыре следующих верёвки идут по системе внутренних углов и замечательно просматриваются снизу. По стенкам и полкам несложным лазанием подход под пологий внутренний угол (R2).

R2-R3

По нему и следующему более крутому до большого вертикального внутреннего угла (R3).

Мы сделали станцию чуть не доходя, на удобной полке, и шестидесяти метров не хватило, чтобы вылезти его полностью. Ближе к середине щель в углу становится достаточно широкой, чтобы заклиниться в ней телом. Станция ниже нависающего камина (R4).

R4-R5

Через камин и вверх по стеночке, дальше вправо по стене с трещиной и несколькими кавернами, не характерными для гранита. Станция в расщелине на полочке слева (R5).

Дальше маршрут идёт в основном чуть правее ребра, иногда выходя на него. Влево вверх по трещинам. Трещины на маршруте очень своеобразны. Слегка раскрывающиеся. Края выкрошены. Но камалоты почти везде держат надёжно. Станция R6 на полочке.

Небольшая стенка вверх до полочек со снегом, после опять становится круче (R7).

Вверх по щелям и трещинам до полочки со снегом, здесь R8. Рыхлого глубокого снега на маршруте нет. Под небольшим слоем находится лёд. И хотя скальных полок для ночёвки масса, до них ещё нужно дорубиться. В нижней части маршрута это сделать проще. Первую ночь двойка провела полутора верёвками ниже, на выступающем камне.

Ночёвка R7-R8

От R8 двигаться наверх по несложной трещине до следующего снежника (R9).

По скале справа от него под внутренний угол (R10).

По нему вверх (R11) и далее по щелям до полочки (R12).

Здесь от станции влево (скайхук) до ещё одной трещины. По ней вверх, вылаз на полочку (R13).

Ещё одна сложная верёвка до полки с R14.

Затем простым стенкам и снегу под внутренний угол (R15).

По нему, затем по стенке влево до полки, где мы организовали вторую ночёвку и контрольный тур. Станция R16 выше на десять метров. Здесь становится понятно, что огромная снежная полка на маршруте, вовсе не полка. Острый снежно-ледовый гребень, спускающийся под углом в тридцать градусов, имеет крутые склоны слева и справа.

Дальше начинается микстовая часть маршрута. В щелях появляется лёд. Свободных от него полочек для сна уже не найти. Погода, радовавшая первые два дня, закончилась. Оставив запасной газ и некоторое лишнее снаряжение, команда полезла вверх. Снежно-ледовый гребень получился длиной в две верёвки (R17, R18). Станция на скалах.

Двигаться по шестидесятиградусному склону гребня. Слой снега поверх льда не равномерен, так удобнее страховаться. Затем влево вверх по лежачему внутреннему углу (R19).

Из него налево к снегу и к вертикальной скальной щели. Выше снег (R20).

Ещё одна верёвка по снегу между скальных стенок (R21). Первая ночёвка, вырубленная полностью во льду.

Вверх по скале, затем снегу, правее за перегиб. На полке R22.

На следующие тридцать метров скалы поменяли лидера (R23).

Ещё одна верёвка льда под скальную стенку (R24).

Дальше по скале вверх и вправо в сторону большой расщелины. После слегка нависающего участка, станция в основании большого снежного кулуара (R25). Здесь маршрут соединяется с линией «LostinChina». Совпадают ли они дальше не ясно. Линия предыдущего маршрута в верхней части не прорисована в найденных материалах. Скорее всего, совпадают.

Спустившись на полверёвки в ледяном гребешке, двойка вырубила следующую ночёвку, потеряв в процессе болтик из клюва одного из инструментов. Верх маршрута дорабатывали, замотав его изолентой. Полочка получилась маленькая, ночёвка сидячая, а следующий день с плохой погодой.
Как отмечают парни, самые неприятные 34 часа на маршруте. Утром на два часа выглянуло солнце, и им удалось просушить мокрые вещи.

Следующие четыре верёвки идут по снежно-ледовому склону, в направлении большого снежного гриба на гребне. Большая скальная стена после R27 обходится слева. Станция R29 на скале под грибом. На полочке выше ночёвка.

Направо вверх уходит снежный рукав. Дальше по нему и направо под ледяной карниз. Двойка не сразу выбрала эту линию движения и потеряла три часа на поиски пути левее. Из-под карниза видна вершина. Траверс по крутому склону 30 метров до R30 на скале. Вверх влево за перегиб, и, двигаясь по спирали, добраться до вершины.

Вершина

На вершину команда выбралась около 17:00 30 июля. Записку на вершине не нашли, но нашли забитый якорный крюк со спусковой петлёй метров на 10 ниже вершины. Забив крюк, оставили свою баночку. Погода была ветреной и облачной. В разрывы один раз показалась долина с Киргизской стороны.

На спуске

Начали спуск. Ночевать решили на очень удобной снежной полочке рядом с вершиной. Спуск по пути подъёма занял полтора дня. Дюльферяли, в основном, чуть в стороне от маршрута. Спустившись перекусили и пошли в базовый лагерь. К часу ночи добрались до палаток.