Хрустальный пик-2018. «Лучший поход». На лыжах по Буордаху

Пишет Редакция сайта, 24.11.2018 03:50

Хрустальный пик-2018. «Лучший поход». На лыжах по Буордаху (Туризм, премия, горы, номинация, crystal peak, мы в обществе)

Номинантов категории «Лучший поход» открывает Евгений Батуев с рассказом о том, как его группа побывала в лыжном походе по району Буордах в хребте Черского, Якутия.

В этом году мы попросили наших номинантов записать для вас видео. И несмотря на то, что это оказалась не самая простая задача, мы надеемся, что это позволит вам погрузиться в атмосферу каждого восхождения, проекта или, как сейчас, похода.

Команда:
Павел Комаров
Никита Алифанов
Дмитрий Яранцев
(турклуб Абрис, Королёв, Московская область)

Информация о маршруте:
Вид туризма – лыжный;
Категория сложности – пятая;
Район – хребет Черского, массив Буордах;
Время проведения – с 10 марта по 26 марта 2018 года;
Пройденное расстояние – 243;
Нитка маршрута: р. Тирехтях (Зимник Бурустах – Сасыр) – р. Кюретер ↑ – ледн. Кюретерский (заброска) – р. Лэкер↑ – ледн. Лэкерский ↑ – пер. Шатер 1Б – ледн. Сумгина ↓ – р. Люнкиде – ледн. Салищева ↑ – пер. Имени 2 съезда РСДРП 2А – ледн. Лэкерский – пер. Шатер 1Б – ледн. Сумгина – пер. Буковинский 2А – пер. Кюретерский 1Б* – ледн. Обручева – г. Победа 2Б (радиально) (первопроход варианта подъёма) – пер. Ленинградский 2А – ледн. Иоффе ↓ – оз. Грубозабойщикова – р. Буордах ↓ – пер. Буордахский н/к – р. Дарпир ↓ – р. Ягодный ↑ – пер. 1930 1А (Ягодный) (первопроход) 1А – р. Хангас ↓ – р. Хорон↓ – зимник до Бурустаха.

Обзор района похода:
По системе физико-географического районирования Северо-Восточная Сибирь включает ряд ландшафтных областей и провинций. В центральной части Северо-Восточной Сибири, занимая обширное пространство, расположена Момско-Черская область, включающая горную страну Черского, верховья реки Индигирки и междуречье Индигирки и Колымы. Горная страна Черского занимает пространство протяженностью около полутора тысяч километров направлении ССЗ-ВЮВ и более трехсот километров с запада на восток и включает девять цепей, в том числе хребты Черского, Селенняхский, Тас-Кыстабыт, цепь Билибина (включающая Момский хребет).

В составе хребта Черского выделяют (как наиболее высокую часть в хребте Черского и на всей территории Северо-Восточной Сибири) хребет Улахан-Чистай, восточную часть которого образует горный массив Буордах с вершинами около 3000 м, в том числе и высшая точка Северо-Восточной Сибири – гора Победа (3003 м). Хорошо известно, что хребет Черского был открыт С.В. Обручевым и К.А. Салищевым в 1926 году. Это открытие – крупнейшее (и последнее такого масштаба) географическое открытие нашего века. Менее известен тот факт, что оно коснулось лишь факта существования гигантской горной системы, но её исследование и открытие горного массива Буордах (а также ледников этого массива, и хребта Сунтар-Хаята) были совершены лишь в сороковых годах, причём на первом этапе 1944-1946 г.) исключительно методами аэрофотосъёмки.

Справка о походе:
Поход группы подмосковных и московских туристов по интересному и редко посещаемому лыжному району восточной Якутии – горному массиву Буордах в хребте Черского. Он проходил по центральной части района пика Победа (3003м) и обширным ледникам: Лэкерскому, Кюретерскому, Обручева, Сумгина, Салищева.

Целью путешествия было знакомство с новым горным районом, исследование возможностей прохождения новых перевалов в соседнем Эрекитском хребте и приобретение участниками спортивного опыта, в том числе горного, подготовка к новым спортивным путешествиям.

Поставленные цели группой достигнуты. Ряд пройденных препятствий имели элементы первопрохождения, совершено восхождение на пик Победа по новому маршруту сложностью 2Б.

Маршрут пройден в традиционных для района условиях погоды, которая иногда затрудняет прохождение путешествия. Однако предшествующий опыт, хорошая предпоходная подготовка, сплоченность группы, хорошее снаряжение, ясность целей и решительность в их достижении позволила пройти запланированный маршрут.

Евгений Батуев о Буордахе у себя в Vk:
Буордах – прекрасный район для лыж, когда ты готов. В марте средняя температура -25, так и было, ночью не было теплее – -30 даже в пасмурную погоду, днём обычно -15 – -20 на солнце, то есть тепло. Когда ветер и -25 это уже не шутки, но интересно что к этому тоже привыкаешь. Почти каждый день солнечно, тут властвует мощный сибирский антициклон. Дров мало, поэтому у нас было аж 3 примуса и много бензина. Известно что район крайне лавиноопасных из-за морозного перемораживания снега, когда снежный слой лежит на слабом рассыпчатой слое, но у нас такого было мало, и нам повезло с условиями.
А пожалуй самое главное в таких походах это команда, если её нет или люди слабы духом ничего не выйдет. Даже будь ты трижды смел, в одиночку будет не сладко.