Борт вертолёта тихонько вибрирует, зубы от боли стучат...

Пишет Михаил Cемёнов, 20.11.2018 00:18

Борт вертолёта тихонько вибрирует, зубы от боли стучат... (Альпинизм, медведь, семёнов, домбай, теберда, Кожухов Юра, белалакая, Борт под Белалакаей, вертолет под Белалакаей, Михаил Семенов, роман губанов)

Борт вертолёта тихонько вибрирует, зубы от боли стучат
Раны сквозные, мысли шальные
И руки как плети висят..
(Александр Агафонов)

После не простого первопрохода ни Пик Инэ маршрута Рыбакова (но это уже совсем другая история про жуликов в альпинизме) проводил Леху и разобрал снарягу, а на следующий день
21 сентября 2018 года
отправились с Толиком в отель Гоначхих разбирать сухостойные елки.

Разобрав пару елок, поступает звонок от Бати Толика, что где-то на Софруджинском леднике группа упала в трещину. Пытаемся не прекращая работы выяснить живые или нет, информации добиться не получается:((( Пусть меня многие и осудят - мне всё равно... за трупами ходить смысла вообще не вижу им уже все равно и вся эта суета лишняя... Продолжил разбирать елки, почти уже разобрал еще две - оставалось только валить стволы на шестерки:))
Звонит Виталик Бублик и говорит, что девушка из пострадавшей группы сказала чтобы они нашли меня или Рому Губанова что только мы знаем где они находятся. Рома не на связи - сегодня он как раз спускается с клиентами из под Малого Домбая и телофон у него севший. Пытаюсь выяснить подробности и понять это группа Юры или другая - всё тчетно, в любом случае вводная поменялась.
А времени уже точно больше часа дня...
Запуливаю макушку, подвязываю веревки, по быстрому все собираю и максимально быстро. Еду в Домбай, меняю футбоку, беру куртку, систему, несколько якорей, фифы, свои вайперы с кошками, горелку и еды по минимому. Выгребаю на подход.
По дороге пытаюсь по телефону порешать какие-то вопросы и выудить хоть какую нибудь информацию. Спасы говорят что может мне не суетиться, вроде должны выделить борт.
Может выделят, а может и нет:))))
Первую остановку делаю в районе средних ночевок развести таблеку супрадина и выпить стакан воды. Догребаю до верхне Софруджинских ночевок - собачьих.
Еще раз звоню Владу Ткаченко он последний кто видел группу Кожухова, Влад с клиентами спускался вниз, а группа Юры из трех человек стартанула утром на Белалакаю. Влад поведал что после того как они сходили Зуб Софруджу у них был день отдыха, т.е. если их нет значит они еще не спустились.
описываю что вижу возле палаток, бутылки с водой, перчатки и т.п. делаем вывод что все осталось также:))
Замечательно:))
круг поисков сужается - значит с Белалакаи они не спустились и ледник там короткий:))) У меня есть два варианта:)))Подхожу по леднику. Вижу со скалы мне машет человек- уже хорошо:)))
Звоню спасам и сообщаю что нашел человека в классическом месте ошибки на спуске под унитазом:)))Мне говорят чтобы я попробовал их достать своими силаси до прилета вертолета.
Уголок рта перекосило в улыбке:)))
Ледник возле скалы становится достаточно крутым выгребаю на край ранклюфта и подхожу к ребятам.
Миша и Катя рассказывают что Юра улетел со огромным куском снежно ледового моста на дно ранклюфта. В принципе не сильно глубоко метров 12-15:))
Достаточно большие куски моста еще висят над ним...
Миша и Катюха молодцы: откапали Юру от глыб, уложили на рюкзаки и теплые вещи, организовали перила для себя и спусковую веревку к Юре из концов веревки по которой они дюльферяли (продернуть ее было вообще без шансов), кормили его, поили, разговаривали - практически курорт:))
Чтобы не тратить время на проверку точек, в долбил одну ихнюю закладку клювом, забил 2 якоря, скомпенсировал все это петлей, в общем на такую станцию можно слона вешать:))
Дюльфернул к Юрке:)))
Юра с такими травмами держался как Мужчина:))
Встретил меня словами:))
О..!!!Дядя Миша:)))))
Шутил и улыбался:)))
Значит жить будет, а любить уже нет:)))
Если нас раньше остатками моста не похоронит:)))
Поставил ему горелку:))
Спасы сказали что борт вылетает с Домбая.
Попросил Катю спуститься к Юре, а сам зажумарил наверх.
Вертолет покружил над ледником, побоялся сесть на подушку ледника и высадил спасателей ниже.
Ребята бросили кошки и ледорубы на перевале.
Отдал Мише свою куртку.
Связался с ним дайнемовским репом (его сейчас называют кордалетом, но мне это слово не нравиться) помог спуститься с острого пера ранклюфта на пологий ледник - Миша ушел на перевал за кошками и ледорубами.
Пошел встречать спасов.
Обрадовался увидев Ромку:))))))))))
И всё таки его заловили!:))))
Ромка Губанов и Витёк Галибин
Поднялись на перо ранклюфта

Дошли до перил.
Рома посмотрел на висящие над тушкой Юры глыбы и сказал что место очень опасное и здесь нужно как можно меньше находиться.
На что я произнес девиз нашей компании "Умри, но сделай" и как любят говорить мои ребята "А х...и делать?" только другими словами:)))
Попросил Катюху вылезти и тоже спустил её на пологий ледник к спасам.
Сам спустился к Юре.
Пока я как мог развлекал и колол кеторолом Юру, Рома и Витя колхозили из рюкзаков носилки.
Рома порезал свою основную веревку на паука.
Что-то мне это напоминало спас работы в своей группе:))))
Тем временем уже стемнело.

Рома спустился ко мне с сколхоженными носилками и мы переложили в них с криками Юру.
Он молодец кричал не очень сильно, только когда совсем допекало:))
я остался сопровождающим оттягивал тушку от скалы.
На мягких носилках Юре было явно печально...
Вытащили Юру к станции.
под глыбами нас теперь уж точно не похоронит.
Через пару дней дно ранклюфта стало выше:)))))
Теперь предстояла задача перебраться на перо:))
Для этого вначале необходимо было переместиться вдоль скалы.
Каждый выполнял свою задачу я сварил чай.
Собрали систему для перемещения Юры на острие пера.
Метнулся на подушку ледника за трамалом.
Отличная штука:)))Мин через 10 Юра сладко посапывал:))
Надо было разгрузить самостраховку:))
Что тут думать? когда есть нож:)))) (не тот случай что бы мудрить с мини полиспастом)
Вжик и готово:)))
Всё Юра на пере дальше было не до фоток.
Запросил пару человек в помощь, нужно было по два человека на станции для перемещения зигзагом по перу и сопровождающий, а нас всего три.
Подошли Алехандро и Рома Швилли:))работа пошла веселее.
Правда когда слышал, а давайте подумаем... Начинал злиться вспонимая знаменитый анекдот "Что тут думать? Надо прыгать":)))
К тому моменту уже был весь мокрый, моя куртка ушла вместе с Мишей и зубы периодически начинали стучать.
Виталик Бублик подсказал отличный вариант спустить на подушку на прямик с ледового обвала.
Кинули веревку - хватило.
Юра сладко спал, а меня вместе с ним спускали.
По этим веревкам дюльфернули остальные
чтобы не тратить время на продергивание все разобрал и спустился лазанием.
Тем временем, ребята уже тащили Юру к подготовленной на подушке палатке.
Правда палатка была голая.
Хорошо у Ромы был с собой пуховый спальник и каремат.
Уложили туда Юру с ним героически осталась Катюха.
Сами вырубили себе площадку под Ромкин библер.
Залезли в него. Рома достал котелок с брусникой... Ну должна же быть в жизни радость?:)))))
Покушали, попили...
Холодно было конец всему...
Но это не мешало мне сойти с пятна сознания в объятия Морфея:))
Времени когда залезли в палатку был уже пятый час, а в 7 обещал прилететь вертолет.
Вылезли из палатки с первыми лучами солнца:))
Стали подготавливать Юру.
Мне выдали фальшвеер - но он так и не бахнул:((

Собрали нашу палатку
Сделал еще укольчик, вытащили Юру и стали собирать палатку ребят

Не совсем была понятна схема по которой Юру заберёт борт, поэтому подготовили паука.
Пользуясь случаем сфоткал свой с Владом первопроход.
Ждем борт
Витя сушит подмышки:))))
Шучу:)))показывает направление ветра.

Мне выдали фальшвеер но он так и не бахнул:((

Борт прислонил к подушке своё колесо и мы быстро погрузились

Через чучуть мы поняли что в Домбае садиться он не собирается:)))
Нас уже ждали в Черкесске
Вертолет улетел

А нас на скорой повезли в больничку
Юру отвезли в реанимацию, нас на местную базу МЧС где покормили, напоили чаем и после чего отвезли в Домбай
к моменту когда я написал пост Юра уже подзалечил раны и начал расхаживаться.

Удаление деревьев в Москве
Ранние публикации на эту же тему:
https://www.risk.ru/blog/213491 - Балалакая 3Б
https://www.risk.ru/blog/213490 - Белалакая 4Б (по носу Корабля)
https://www.risk.ru/blog/214857 - Белалакая 5А по лапе
https://www.risk.ru/blog/215014 - Белалакая 4Б Американка
https://www.risk.ru/blog/213491 - Балалакая 3Б
https://www.risk.ru/blog/213490 - Белалакая 4Б (по носу Корабля)
https://www.risk.ru/blog/214857 - Белалакая 5А по лапе
https://www.risk.ru/blog/215014 - Белалакая 4Б Американка
https://www.risk.ru/blog/214565 - Лестница на Медвежьи ночевки

Отличный репортаж, замечательно сработали, профессионально!!!

Хм..:)))Спасибо:)))))))

про наличие волшебного средства, от которого "немые начинают ходить, а глухие видеть", я бы так в открытую не писал .... мне швейцарцы лет шесть назад как то целую упаковку оставили,купленную и привезенную из швайской аптеки. закончилась зараза..

а кто делал тест на мою вменяемость?:)))разве поймешь что здесь правда?:))))));)))

"Альпинисты, они такие смельчаки!" :)

Достать можно, не проблема. А вот провозить...

Очень быстро и очень профессионально. И минимальным количеством людей. Гвозди бы из них делать...

P.S. "Трам" - трамадол? Какая суммарная доза за полсуток?

доза у всех разная. Вечером одна, с утра чуток поменьше, работать мешает.

красная петля,конечно, да ...:). но это так,утренний ворч..

:)))))так висела когда пришел, но при данных условиях и пес с этим треугольником:))все равно тушками без рывков такой нагрузки не создашь:)))))

А рассказ я бы назвал "Один день из жизни сучкоруба"
Сходил, потаскал, слетал покушать в город, наверное даже на заплатил, все включено и обратно сучки рубить.
Да, это не с Клавой работать

Отличная работа, Спасибо что Вы есть ребята,......эх Беллалакая,.....может когда доведется сходить,пока правда только в виде заставки на мониторе

Спасибо:))

Спасам-всегда уважуха! Кто хоть раз...тот в теме! Лошадиная работа...берегите себя!

Спасибо:))

Как же их промазать на спуске угораздило. Вы же там все пробили, не перепутаешь? В свое время тоже туда спустились. Тогда ранклюфт можно было перепрыгнуть. Но вышел казус, чувак забыл снять восьмерку с дюльфера и веревка в прыжке, его не пустила, угодил лбом в лед, фонарик в хлам, лоб цел. Юра то как, не чего не сломал?

Юра сломал почти все, что только можно... :( Но сейчас уже ходит понемногу.

помоему три ребра:)))две тазовых кости и отбил почки:))Уже ходит:))до свадьбы заживет:)))

Четыре перелома таза, три перелома крестца, девять рёбер, надорванные лёгкое и диафрагма, лёгкое обморожение стоп, порванное легко кожа голени 10 см......а так всё остальное цело

ЗдОрово! Спасибо, что вы есть!

Не хотел спрашивать, но все же- а в МЧС нету мобильной складной акьи? все же с ней удобнее было бы работать....
Да и вообще, мне кажется что давно пора на каждой вертушке её иметь, как штатное оборудование...

Я тоже удивился. Множественные переломы в пояснично-крестцовом отделе, множественные переломы ребер, с пневмотораксом, не говоря уже о переломах тазовых костей... Нужна акья, без вопросов.

дубль.

Давайте не усугублять:)))пневматорекса не было:)))когда перенесли Юру на перо Таулан поднес к крутой части ледника жесткие военные носилки что в рулон скручиваются, спустился за ними и Юра уже скользил до подушки в них:))Согласен у них задача с поля боя вынести, но тут в принципе похожая картина маслом наблюдалась:))

далек от современного снаряжения
но сейчас применяются настилы высокого давления
проще говоря можно сделать надувной коврик который превратится в доску с ручками
надувается специальной лягушкой или насосом на ботарейках

Всё в этой жизни происходит от нашего рас...тва:))))Штатное снаряжение в вертолете?:))))заставили улыбнуться:)))то что тут вертолет прлетел это огромная заслуга Катюхи:))она своими истериками (в хорошем смысле слова) просто обеспечила его прилет:))Плюс Юра был своей фирмой на вертолет застрахован тоже как плюсик. Хотя Катюха бы все равно их добила я так думаю:)))

Миша, ты же уже должен знать да и знаешь для проведения толковых спас.работ необходимо.... да многое что необходимо. Перечислять не буду мы с тобой об этом не раз говорили. Самое главное необходимое это личный состав в штатном ПСО и наработанные действия по каждому району наиболее популярных и не только вершин. В Домбае их всего три. А, так это мужество и массовый "героизм" . Горячие сердца общественников их надолго не хватит, они уходят. Вот, кто за вами с Ромой прикинь? Ну это так не обсуждения.

А как он вообще там оказался, на мосту в этом месте, видимости небыло или что?

поздно были на Вершине, всю ночь спускались... промахнулись:))это классическая ошибка, там старых станций просто куча, если крючья нужно там можно целый мешок выбить:))

Полностью согласен

Глубокая осень, такое ощущение что лучше лета
Все смещается

Михаил, это очень здорово, что Вы и Роман оказались на месте ЧП и смогли организовать спасение человека, но где в это время были спасатели?
Если бы не было Михаила, Вас, Романа, пострадавшего бы спасли?

Какого Михаила - это Вы меня имеете в виду? С пострадавшей группы был Миша с Питера, но в деле он не принимал участия:))))и мы не оказались на месте чп случайно, я целеноправленно пришел первым в целях найти группу, что собственно и повезло сделать, а Рома вместе со спасами прилетел на вертолете и их высадили чуть ниже подушки, на подушку вертушка сесть побоялась:)))
Ктож сейчас скажет спасли бы или нет?:)))висящие глыбы точно упали:)))когда это случилось не знаю но через пару дней там точно была могила:))))я видел:)))))

Вы упоминаете в рассказе Михаила (явно не себя). Подумал, что он тоже помогал.
Понятно, что Вы и Роман оказались там целенаправленно.
Понятно, что большая часть спасработ проведена вами.
А профессиональные спасатели почему не прибежали раньше Вас или вместе с Вами?
Случись так, что Вы и Роман в этот день оказались бы далеко, они (спасатели) человека бы спасли?

в принципе даже если вертушки бы и небыло ребята были готовы нести.. Поднялись и Саидовские ребята и Аликовские были на готове:)))плохие хорошие, быстро медленно, но они все равно приходят может пусть и без желания но всё же приходят:)))

Да я не сомневаюсь, что Михаил и Роман готовы были нести.
Но при таких травмах, я так понимаю, время очень дорого.

Але, alekxey65, Вы в спасаловках когда нибудь принимали участие? Знаете о том, что по протоколу мчс приходит поздно? И винить их рука не поднимается? Петух мне об этом много чего говорил на надрыве. (Петухов, в ущелье Адыр-су). Миша Семенов, хоть я его лично не знаю - мужик. НАШ человек. На таких все держится.

Спасибо за добрые слова:)))я думаю тут никто ничего плохого про меня не говорил, а если и говорил то Бог им судья:)))))))

Где-то в моих словах Вы увидели в отношении Михаила и Романа что-то кроме уважения?

Терпел, терпел и не вытерпел. Если внимательно читать Мишин рассказ, то он пишет, что ночью, к нам подошла ещё двойка спасателей, непосредственно рядом находился Виталик (который координировал связь, людей, подсказал хороший вариант спуска в очень неудобном месте, далее он и спускал), они-же спасатели поставили палатку для пострадавшего...Вообщем ночью с нами корячились ещё четверо спасателей. Да, другие были на Собачьих ночёвках, если не вертолёт, то они бы впряглись и поташили вниз. Мне стало несколько обидно, что об этом, хоть и написано, но не все видят... Хочется от своего имени поблагадарить всех Домбайских спасателей, которые ночью не спали, а пришли на помощь. А расчитывать надо всё-таки на себя: изучать маршруты, постепенно накапливать опыт, не геройствовать! Даже самые крутые спасатели не быстро прийдут, случись что в верхней части маршрута, а непогода...
Да и вообще, если ещё будет кого спасать... За 9 лет работы в МЧСе, многое повидал...
В этом году на Собачьих ночёвках встретил группу, они собирались пойти на Софруджу (снежную) 1б, так у них небыло ни обвязок, ни верёвок, ни буров ,только ледовый инструмент. Я был в шоке. Запретить не могу. Были мысли натравить на них МЧС по телефону, но ведь даже и они не могут запретить.. А потом бегай... Уговорил их взять мою верёвку, буры, одну обвязку на троих- и смех и грех!Я уходил вниз в тот день в Домбай, к вечеру вернулся на ночёвку, смотрю, ходят все целые, от души отлегло. Вот так бывает.

"Вообщем ночью с нами корячились ещё четверо спасателей."
Это я в тексте Михаила видимо упустил и как раз пытался уточнить.
Прошу прощения, если кого-то эта моя настырность обидела.
А то, что разгильдяйство и самоуверенность в горах недопустимы, с этим никто спорить не станет.

Да не переведутся такие люди, как Вы на земле Русской!!! Нам бы таких как Вы миллионов 140 в эту страну..

Спасибо:)))

Делитанский взгляд со стороны на рассказ и видео , только пару раз наблюдавший за спасами в горах. Но с большим жизненным опытом и в других, потенциально опасных занятиях ... Эмоционально хорошее видео , классная работа рукастых , быстро думающих , со здоровой логикой или здравым смыслом в голове ,не ленивых,заточенных на результат парней профессионалов . Что еще скажешь , красиво сработали и пострадавшему здоровья ..

Спасибо:))))

Спасибо)

Миша, вы - молодцы! И спасатели - молодцы! И надо задуматься, что в горах дилетантизм, демократия и беспечность приводят к таким вот спасательным мероприятиям. Хорошо, что все закончилось хорошо. Выздоровления Юре. А вам с Ромой надо передавать свой опыт, любовь к горам и знания молодым ребятам. Пока есть кому передавать.

В предидущем посте Михаил писал о "Закрытие домбайского сезона..." А сезон-то не закрывается...Хорошо, что в Домбае есть такие парни! Уважение и поклон от старпера.

Ага:))) все так и было:))) просто в онлайн режиме все описывать не хватало времени:))) вот и приходится наверстывать упущенное:))спасибо:)))

Рома, Миша, вы такие молодцы!!!!! Эти люди обязаны вам жизнью - не меньше! А с учетом того, что работы проводились ночью - это высший пилотаж. Мы тогда мучали вопросами Казбека, о том, как у вас там все продвигается, переживали. Слава Богу, что все обошлось относительно малой кровью. Роме отдельное спасибо, что уговорил не штурмовать Эрцог в сентябре. Малый Домбай был ничуть не хуже, но зато намного безопаснее. Надеюсь, даже опытные альпинисты будут больше прислушиваться к "бывалым"...