Наша Пакистанская Одиссея.Начало
..Человек растёт..Альпинист растёт..Какой смысл нужно вложить в эти понятия, чтобы слова не остались пустым звуком?
Альпинист растёт..Растут технические навыки, растёт сложность и объективная опасность восхождений. Нельзя всё время совершенствоваться не вставая на грань возможного и невозможного. Как определить, возможно или не возможно это конкретно для тебя?, -можно только лишь попробовав.
В этом году я побывал в Пакистане. Это была не просто очередная экспедиция, это была поездка за мечтой. Мечтать о Латоке1 я начал сразу же как узнал о нём: слишком уж романтический ореол у этой горы! Порядка 50 попыток, лишь одно прохождение; могучая, давящая мощью двухкилометровой стены вершина, big wall на высоте от 6000 до 7000 метров..На карту было поставлено многое: год зарабатывания денег, карьерный рост, не говоря уж об объективной опасности горы. Но обо всём по порядку..
Победа в 2017 дала ощущение что вышел в "высшую лигу"- могу работать на технически сложных маршрутах на высоте 7000м и более. Высота приняла меня, да ещё как приняла, 4 дня выше семи тысяч, ночёвка на 7200 под вершинной башней Победы! Вот тут я и вспомнил о Латоке1,- пора!
Нужно найти единомышленников, напарников. Есть идея: ребята, с которыми ходили на Сабах, вернулись с Транго, заряженные после первопрохода, думаю могут захотеть попробовать свои силы и Латоке1.
Костя, обычно руководитель в команде,обещал подумать. Через месяц, уже втроём: я, Костя и Дима Скотников, начали прикидывать на сколько мы готовы к поездке в Пакистан на семитысячник: деньги, снаряжение..Начали переговоры с туроператором и спонсорами.
..Монтаж. Бытовые кадры вырезаны..апрель 2018. Выясняется что Дима не сможет поехать,- неприятности на работе, нет денег. Срочно ищем третьего. Я предложил позвать Виктора Коваля. Еду в пятницу вечером на скалы, пишу Вите. Виктор берёт таймаут чтобы почитать информацию о горе и районе. Уже обратном пути в воскресенье снова списываюсь с Витей- он в обойме. Фух! Чуть было не сорвалось.
Виктор пожалуй самый опытный из нас троих, к тому же высотник. Я впервые встретился с ним летом 2017 года в базовом лагере на Иныльчеке. В то лето они с Глебом делали попытку первопрохождения на Победу-Западную. Виктор мне сразу понравился своим спокойствием и компанейским характером, думаю, с ним можно и за стол до утра и на крутую гору на две недели.
Монтаж. Бытовые кадры вырезаны..23 июня 2018 года. Встречаемся с Костей и Витей в аэропорту в Стамбуле. Совершаю первую непоправимую ошибку: не купил спиртного, и это перед 1,5 месяцами в стране сухого закона! Не жизнь, а выживание, где брать скрепы духовные не понятно..
Ещё 5 часов лёту и мы в Пакистане. Даже ночью чувствуется зной пустыни. В аэропорту нас встречает Ашгар - сам директор Jasmine Tours. Дальше начинается абсолютная для нас экзотика: сутки джиппинга до Скарду по горным серпантинам; наш водитель на полной скорости входит в поворот на дороге шириной в одну машину, как будто Аллах заменяет ему Яндекс- пробки; блокпосты с людьми вооруженными автоматами Калашникова (гордость распирает: может даже шлёпнут из отечественного оружия..), холодильники-витрины у дороги в снежных сугробах.
Поздно ночью мы оказались в Скарду. Всё здесь веет духом большого альпинизма. В отеле "Конкордия", где нас поселили, висят фотографии с автографами спортсменов со всего мира, в том числе и Назира Сабира- первого пакистанца, поднявшегося в 1981 году на К2, он кстати сейчас директор фирмы-туроператора ATP и вообще уважемый человек. Узнаём пейзажи из голливудского фильма "К2- Предельная высота",- там где они спорили о толщине верёвки, - снималось чуть ли не в нашем отеле.
"Восток- дело тонкое, а раздолбаи есть везде"- в счёт сэкономленных в дороге суток просидели два дня в отеле: гид куда-то подевался, документы не оформлены, потом выяснилось что оформлены, но не правильно: местные бюрократы перепутали отчество и фамилию из загранпаспорта. А нам что делать? Объедаемся (всё включено!) и ждём..
Наконец-то подали "Крузак"! Авто 70-х годов прошлого века с железом как на лёгком броневике, бубенчиками на педалях на удачу и надписью "Машалла",- это типа наших трёх угодников для отгона злых духов, встречных автомобилей и инспекторов ДПС.
К вечеру мы уже в Асколе- последнем оплоте цивилизации на пути к Латоку/Транго/К2, - смотря куда свернуть.
Эта с виду живописная, внутри достаточно грязная деревушка раскинулась по левому краю долины на высоте более 3000м.
Здесь формируются пеше-конные караваны всех фирм-туроператоров, всех экспедиций; на узеньких улочках Асколе можно услышать английскую, японскую, испанскую и итальянскую речь. То тут то там ходят разодетые в Gore-Tex члены иностранных экспедиций и местные жители в практичных национальных костюмах-платьях, из грубой ткани, напоминающей наш армейский брезент.
Все спрашивают :"How Are You?", улыбаются и не дождавшись ответа идут по своим делам. Ещё местные жители очень любят фотографироваться и принимать медикаментозную помощь, иногда достаточно настойчиво этого просят.
Стоило нам выгрузиться из автомобиля и поглазеть по сторонам, - для нас уже оборудовали лагерь: палатку-кухню, палатку кают-компанию для вечерних посиделок со столиком, стульями и газовой лампой( я вспомнил прошлое лето, когда мы едва выгрузившись с Ми-8 на высоте 4000м, орудуя киркой и заступом устанавливали такие же палатки для себя и других будущих обитателей альплагеря: всё включено!)).
Раннее утро..Сегодня нам предстоит пройти первые километры (первые 25 километров)по пути к своей мечте: Северной стене Латок 1."Шахиду собраться- только подпоясаться"-сказал Витя,- весь наш скарб несут портеры( не шерпы, а балти),- мы идём налегке, только Костя тащит тяжкие килограммы фототехники.
Идём, фотографируем направо и налево. Всё в диковинку: ни разу не видел чтобы так ярко и пышно цвёл шиповник! Объясняю на порядком изломанном английском: " ин май кантри..",- в общем дома у меня тоже цветёт "ваилд роуз", по-нашему шиповник. Добиваюсь повторения этого слова от самого разговорчивого носильщика.
По дороге попадаются зыбучие пески: поверхность песчаного грунта волнуется под ногами и копытами как болотная тина или идеальное желе. С криками, гиканьем и многочисленными дельными советами вытаскиваем лошадь держась за всё, за что можно ухватиться и тянуть: бедняга почувствовав зыбкую почву встала на четыре кости и спокойно тонет!
А ведь в её поклаже были два макбука и ещё какая-то аппаратура! Ура! Спасена груженая макбуками лошадь!
Не торопимся: базовый лагерь на высоте 4650 метров, если спешить,- может "расплющить", мы и так не отстаём от графика, тем более что ходовая акклиматизация- самая правильная, - главное не устать.))
Устать нам никак не дают: на привалах кормят из фарфоровой посуды, при постановке лагеря первым делом ставят нам столовую-кают-компанию. Я ещё никогда не забрасывался в горы так вольготно! Успокаивает одно - на горе будет трудно)
Портеры- балти пережидают непогоду и спят по-простому: натягивают кусок полиэтилена, прямо над костровищем, стелют коврики вокруг костра и готовят свою извечную пищу: пресные лепёшки из пшеничной муки- чапати. Из этих же лепёшек они делают себе суп с клёцками.
Монтаж..Бытовые кадры вырезаны..Последний день пути. Следуя по изгибам ледника Чогтой, удивляемся масштабам нехоженых гор: из-за поворотов ущелья выплывают безымянные гиганты с монолитными гранитными стенами. Пытаемся угадать Латок 3- первую гору из группы Латоков на нашем пути.
Но вот Костя что-то активно и эмоционально заспорил с гидом: оказывается гид пытается убедить нас, что всё, вот он базовый лагерь под Латоком1, дальше не идём и портерам до темноты нужно спуститься "в зелёнку". Насколько я понимаю из диалога Кости с гидом Хуссейном, Костя объясняет ему что он видел фотографии стены Латок 1,сделанные из базового лагеря, но сейчас ничего похожего не видит. Гид нехотя, но соглашается идти дальше, поминутно сетуя, что даже его хороший знакомый Томас Хубер, который даже подарил ему штаны в знак большого уважения, привык ходить Латок 1 отсюда, из-за угла. Как потом выяснилось, хитромудрый гид хотел обмануть нас часа на 3-4 ходу.
И вот наконец перед нами открывается величественная панорама стены группы Латоков.
Истинные масштабы стены нам удастся оценить дважды: первый раз когда двигаясь по гребню мы за полный рабочий день прошли только половину того что думали "выскочить до обеда", а второй раз -когда видел пару спасательных вертолётов на фоне участка стены на 6400, но это уже другая история..
Подробности - здесь
Про попытки подняться с севера я не слышал.
По правому (вроде как Юго-Восточному) ребру было первовосхождение японцев.
Ждем продолжения.