Почему важно понимать физику, когда Вы занимаетесь альпинизмом? Часть1

Пишет mountschool.ru, 04.09.2018 09:20

Почему важно понимать физику, когда Вы занимаетесь альпинизмом? Часть1 ()

Все альпинистское снаряжение производится и тестируется согласно жестким стандартам UIAA, CE и т.п., и согласно этим стандартам должно выдерживать огромные нагрузки.

А человек ведь легкий – 60-80, ну 90 кг, так зачем же такая прочность снаряжения? И правда ли, что оно способно выдержать все нагрузки, возникающие в альпинизме?




Оказывается, не совсем. Поэтому, когда вы начинаете заниматься альпинизмом, полезно потратить некоторое время и вспомнить основы механики. Тогда границы допустимого в использовании снаряжения станут не сухими цифрами, которые не имеют к Вам отношения, а понятными и применимыми. В статье я проиллюстрировал нагрузки в страховочной цепи, для нескольких наиболее тяжелых, но вполне реальных ситуациях, при альпинистском восхождении.

Приглашаю к прочтению всех заинтересованных.

Согласно стандартам UIAA, CE, EAC снаряжение должно, как минимум, выдерживать следующие нагрузки:

Карабины:

По длинной оси с закрытой защелкой 20 кН.
По короткой оси 7 кН.
По длинной оси с открытой защелкой 5-6-7 кН в зависимости от типа карабина.


Сшитая петля - 22 кН.

Текстильная часть оттяжки - 22 кН.

Страховочная система - 15 кН.

Статическая веревка – 22 кН.

А вот для динамической веревки разрывная нагрузка в стандарте не указана, правда странно? Указано только максимальное усилие рывка и количество рывков, при котором это усилие не превышает 12 кН.

Итак, попробуем разобраться, откуда берутся эти цифры в стандартах.

Для простоты расчетов будем считать, что 1 кН это сила, с которой воздействует на опору или подвес груз массой 100 кг. На самом деле эта сила чуть меньше, 0.98 кН.

Для примера рассмотрим две опасные ситуации, возможные при восхождении.

Ситуация первая.

Почему важно понимать физику, когда Вы занимаетесь альпинизмом? Часть1 ()

Срыв лидера и его падение на большую глубину с фактором рывка 2, вся нагрузка приходится напрямую на страховочную станцию.

Если кто забыл – Фактор рывка это отношение глубины падения к длине веревки, которая получившийся рывок гасит.

Согласно стандартам, UIAA нагрузка на сорвавшегося и соответственно и страховочную станцию не должна превышать 12 кН. Данная величина (12кН) выбрана как результат множества испытания и оценки последствий реальных срывов. Это максимальная нагрузка, которую может выдержать тело человека без серьезных травм. При этом мы не рассматриваем варианты падения на полку или удары при падении о рельеф — речь идет только о травмах, полученных при рывке.

Снижение нагрузки при рывке до этой величины обеспечивается использованием динамической веревки. В этой ситуации нагрузка в любом месте страховочной цепи не превысит 12 кН.

Примечание: Тест UIAA проводится при факторе рывка 1,77, и при факторе рывка 2 сила будет чуть больше, но для понимания логики это не очень важно. Плюс современные веревки при срыве с фактором рывка 1,77 обеспечивают нагрузку не превышающую 8-9 кН.

Ситуация вторая.

Почему важно понимать физику, когда Вы занимаетесь альпинизмом? Часть1 ()

Срыв лидера, после организации промежуточной точки, на большую глубину с фактором рывка 1,77.

Эта ситуация соответствует стандартному динамическому тесту для альпинистской динамической веревки.

Груз не изменился, веревка тоже, фактор рывка меньше – значит ситуация менее опасная?

Нагрузка на сорвавшегося также не превысит 12 кН, но на промежуточную точку будет действовать сила примерно равна силе рывка на сорвавшегося умноженной на 1,66.

12 кН*1,66=19.9 кН.

Это происходит из-за того, что на перегибе вокруг карабина промежуточной точки силы складываются.

Почему важно понимать физику, когда Вы занимаетесь альпинизмом? Часть1 ()

И если бы не потери на трение верёвки по карабину, а это примерно 33%, то сила была бы в два раза больше, но с учетом силы трения нагрузка больше «всего» в 1,66 раза.

Усилие на промежуточной точке и есть максимально возможная нагрузка в страховочной цепи. И именно с учетом этой нагрузки и коэффициента запаса прочности (1,1-1,5 для разных устройств) созданы стандарты для альпинистского снаряжения: страховочная система 15кН, станционная петля 22кН, карабин 20 кН и т. д.

Во второй части статьи мы поговорим о том, почему нагрузки при проведении спасательных работ существенно отличаются от стандартных нагрузок, и почему для спасработ мы используем отдельные технические приемы и отдельно их изучаем.

В третьей части поговорим о том, какие нагрузки возникают в страховочной цепи и какие дополнительные риски появляются при проведении спасательных работ в группе.

В четвертой части обсудим некоторые специальные технические приемы, узлы, которые пригодятся для решения этой задачи, а в следующем материале посмотрим, как выглядит целиком страховочная система с использованием этих узлов.

Источник: http://mountschool.ru/
21


Комментарии:
1
Какая-то анонимная статья. Автор, заявите о себе, раз уж потрудились статью поставить.

0
Так пишет вроде как Mountschool, школа альпинизма Сергея Веденина

3
Ситуация 1 - автор всерьёз рекомендует страховать ч/з СУ на беседкуе, не прощелкивая верёвку в станцию? Пробовал ли автор ловить напарника с ff=2 при таком способе?

1
Может просто картинки такие неудачные подобраны? Так то написано вроде правильно, что "... Срыв лидера и его падение на большую глубину с фактором рывка 2, вся нагрузка приходится напрямую на страховочную станцию."
upd: И думаю это даже не рекомендации, а просто примеры откуда и как получаются или могут получиться, те или иные цифры нагрузок в страховочной цепи и почему такие стандарты по нагрузкам у снаряжения

4
Картинка запоминается многими лучше, чем текст к ней

6
>Почему важно понимать физику, когда Вы занимаетесь альпинизмом?

Это уж точно...

Первая картинка справа - это не завершение ситуации, а её развитие. В следующее мгновенье страховочное будет смотреть вниз, а сорвавшийся начнёт выбирать всю связочную верёвку "со звуком жареного мяса", потому что шайбы Шихта/стаканы в такой конфигурации не создают трения.

1
При таком способе после срыва верёвка с большой вероятностью попадает на предплечье "верхней" руки страхующего, как минимум оставляя ожоги; кроме того, из-за перемещения корзинки вниз страховочного кольца беседки пальцы страхующей "нижней"руки рискуют быть прижаты к корзинке...желающие могут протестировать на себе

3
Автор хотел показать что есть фактор рывка равный 2, а не научить правильной страховке.
Если бы он к схемке добавил бы еще бегунок, сразу бы возникли другие вопросы и не понятно бы было отличие второй картинки.

4
нет Костя, это именно неудачно подобранная картинка. не говоря уж об упомянутых проблемах, фактора 2 в такой конфигурации не получится.

2
А я вот не могу видеть что думают другие люди сквозь интернет. Может автор хотел инициировать бурную дискусию, чтобы пост со ссылками на школу продержался на первой странице не два часа а неделю?


2
Соглашусь с Образцов
По крайней мере один раз наблюдал серьезные ожоги у страхующего, когда несколько метров веревки проскочив через страховочное устройство пожгли ноги и руки. Сам так же с трудом удержал страхуемого на дюльфере через стакан, когда он потерял сознание.

0
EN … (CE это не стандарт а код лаборатории тестировавшей изделие)… Ежели уж быть точным.
Ну а насчет картинки, или художник не в зуб ногой, или... ;)

4
Что здесь непонятного?.Автор показывает возможность возникновения фактора 2 в страх.цепи. Если пропустить веревку через ЦТ станции ,то фактора 2 не получится. Не рисовать же падение на самострах,это уже не страх.цепь. Или посоветуйте рисовать заклинивание веревки после промежуточных точек ? Будьте проще мужики!

2
Ну если бы статья пафосно не претендовала на учебную...в сети есть масса более удачных картинок, объясняющих понятие фактора.

0
Согласен,много картинок объясняющих понятие фактора.Но, картинкой по ситуации №1 автор не ставит цель объяснить понятие фактора,предполагается что читателю оно известно.На картинке автор показывает СИТУАЦИЮ способствующую возникновения фактора 2. Читайте внимательно- "Для примера рассмотрим две опасные ситуации, возможные при восхождении". На мой взгляд все наглядно и спокойно может претендовать на учебную статью. Осталось только поблагодарить Сергея Веденина за его общественную деятельность в наших джунглях. Спасибо.


0
Может, я что-то пропустил?
Наверх лезет груз массой 100кг (вес 1кН). Откуда берутся 12кН?

0
>Может, я что-то пропустил?

Видимо, законы Ньютона на физике в школе :)

0
в моей школе, насколько я помню, изучали 3 закона ньютона.
первый применить не получится, потому что на груз уже действует сила тяжести, в результате груз движется равноускоренно.
по второму груз падает вниз с ускорением 9,8 м/с2.
а по третьему если груз не дергает веревку, а висит на ней, то на груз действуют две силы одна вниз, а другая вверх и обе по 1 кН.

если груз падает с высоты 2м, то развивает скорость 6,26м/с
если с 10м, то уже 14м/с
после этого груз останавливается в течение какого-то времени.
согласно тому же второму закону Ньютона: F = mv / t.
вот тут-то и должны получиться 12кН?
но в статье нет ни высоты, с которой груз падает, чтобы посчитать скорость, до которой разгонится груз. ни времени его остановки.
допустим, груз закреплен на динамике и остановится при падении с 2м за 0,2с. Сила получится 3,13кН.
А если с 10м за (0,2с*корень(10м/2м)), то сила будет те же 3,13кН.
Если же веревка будет не динамика, а статика, то сила возрастет обратно пропорционально времени остановки груза. Допустим, в 3 раза. Получится 9,4кН.
А вот если груз будет не один, а со вторым грузом, и в сумме их масса будет 200кг, то на статике сила вырастет в 2 раза до 18,8кН.

У меня остался еще вопрос: причем тут фактор рывка?


0
2 Олег Волошенко: Тогда нет разницы, тормозит ли машина на скорости о горку песка/гравия, или о бетонную стену. Вес-то машины в обоих случаях одинаковый...

0
есть. вес одинаковый, а время остановки разное.
в школе что-то было про энергию, инерцию и импульс силы.


0
12 кН это средняя нагрузка которую может выдержать человек без серьёзных последствий. Помнится как то смотрел лекцию Владимира Молодожена на эту же тему, так от там говорил, что это цифра - 12кН, пришла из разработок систем катапультирования пилотов) Не знаю на сколько достоверна эта информация, но выглядит вполне логично.

0
2+2=4

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru