Невероятная история скальных туфель от бронзового века до наших дней

Пишет Sportmarafon, 31.08.2018 18:44

Современные скальные туфли представляют собой сложное и чрезвычайно продуманное изделие, сочетающее в себе десятки различных материалов и технологических ноу-хау. Но такими они были не всегда. Скальная обувь, какой мы привыкли её видеть, появилась в результате длительного и довольно тернистого эволюционного пути, на котором случались свои взлёты и падения. Конструкция скальников унаследовала как блестящие озарения, так и вынужденные компромиссы.

Для того чтобы разобраться в том, почему скальные туфли устроены именно так, а не иначе, приглашаю тебя, читатель, совершить небольшое путешествие в историю возникновения специализированной обуви для скалолазания.

Невероятная история скальных туфель от бронзового века до наших дней (Скалолазание)

Глава 1

в которой Этци находится, а автор рассуждает о корнях альпинизма

В статьях, посвящённых истокам альпинизма и скалолазания, в качестве ответа на немой вопрос аудитории: «Зачем вообще люди ходят в горы?» — принято распространяться о необъяснимых свойствах человеческой души и пенять на извечную тягу к небу и звёздам.

Эти романтические сентенции подтверждает поучительная судьба Этци (Ötzi) — незадачливого охотника, обнаруженного на высоте трёх километров в Тирольских Альпах. Не менее пяти тысяч лет назад он провалился в трещину и вмёрз в ледник, где у него наверняка было достаточно времени, чтобы подумать и о душе, и о тяге к звёздам.

Обратите внимание на мокасины, сшитые из шкур медведя и оленя. Похоже, это первая дошедшая до нас альпинистская обувь

Но если говорить серьёзно, то эти реверансы не имеют ничего общего с действительностью.

Несмотря на отдельные случаи восхождений в горы, альпинизм со скалолазанием как массовые явления возникли относительно недавно. Интерес к ним появился только во время Первой мировой войны и был вызван необходимостью разработки методов выживания и ведения боевых действий в сильно пересечённой местности.

Первые кружки и клубы любителей гор были основаны в межвоенный период офицерами или при их непосредственном участии. В конечном счёте их организационные усилия привели к созданию специализированных родов войск: итальянских альпини, горных егерей, альпийских стрелков и прочих.

Конечно же, современный альпинизм и тем более скалолазание давно оторвались от своих военных корней и теперь являются довольно рафинированными видами спорта. Однако для того, чтобы понимать особенности возникновения и развития скальной экипировки, читателю необходимо иметь в виду её родословную.

Военные корни альпинизма объясняют, как повсеместное использование армейских ботинок в качестве первых образцов спецобуви, так и распространённые на начальном этапе методы «заимствования» технологий, больше напоминающие промышленный шпионаж.

Глава 2

из которой читатель узнаёт о недостатках натуральной кожи и достоинствах синтетического каучука

Подошва армейских ботинок образца начала прошлого века представляла собой проклеенный и прошитый нитками сэндвич из дублёной свиной или коровьей кожи, которая при всех своих достоинствах обладает довольно посредственной износостойкостью. Поэтому для применения в горах подошву ботинок дополнительно укрепляли, подковывая вдоль ранта и подбивая шипами.

Таким образом, конструкция альпинистских ботинок в межвоенный период отличалась от изделий бронзового века разве что наличием металлических деталей. А так всё те же шкуры животных, склеенные костным клеем и сшитые нитками из растительного волокна.

В качестве суррогатов спецобуви также использовали всё, что ни подвернётся под руку. Например, доступные на «гражданке» кеды, полуботинки, кортовые шиповки, бутсы и даже галоши.

Пособие по восхождениям 30-х годов рекомендует следующие варианты обуви (вторые сверху очень напоминают пуанты)

Первая специализированная обувь для альпинистов появилась благодаря широкому распространению нового материала — синтетического каучука, вулканизация которого даёт знакомую читателю резину.

Так, в начале 30-х годов прошлого века итальянец Витале Брамани (Vitale Bramani) запатентовал резиновую подошву с отформованными на ней шипами. Его ноу-хау обладало великолепным сцеплением с любой поверхностью, а также большей износостойкостью по сравнению с кожаными подошвами, однако проигрывало последним по весу.

Ботинки с подошвой Vibram стали первой обувью, разработанной специально для альпинистов. В них же совершали восхождения по скалам.

Глава 3

в которой читатель знакомится с бло-донками

В середине 30-х годов в Фонтенбло (Fontainebleau), что под Парижем, в живописной резиденции любовниц французских королей, процветал махровый вандализм.

Группа альпинистов, прозванная bleausards, делала первые шаги в том, что позже получит название «боулдеринг». В 1935 году один из бло-донков по имени Пьер Аллен (Pierre Allain) изобретает первые настоящие скальные туфли.

Он догадался усилить парусиновые кеды, которые можно было купить в сапожных лавках, резиновыми накладками. Изобретённые таким образом скалки произвели настоящую революцию и в конце концов позволили скалолазанию выделиться в отдельный от альпинизма вид спорта.
Даже спустя век изобретение Пьера выглядит на удивление современно.

Инициалы PA на голенище обозначают Pierre Allain

Ключевым качеством специализированной обуви для клаймеров является сцепление с поверхностью скалы. Доступные в середине 30-х марки резины обладали неплохими фрикционными свойствами, однако были чрезмерно жёсткими. Поэтому протоскальники имели довольно жёсткую по нынешним меркам подошву. Эти характерные особенности первых скальников привели к далеко идущим последствиям.

«Дубовая» обувь диктует свои правила игры, влияющие на технику лазания. Эффективное использование таких скальников требует особой, непривычной нынешним клаймерам, техники постановки ног. Примерно вот такой.

Техника постановки ног

Для того чтобы создавать достаточную силу трения, приходилось ставить ногу так, чтобы увеличивать пятно контакта со скалой и опираться не только пальцами ноги, но и плюсной. Однако при такой постановке ног необходима надёжная фиксация туфли на стопе, что требует наличия максимально развитой шнуровки, покрывающей всю туфлю, и высокого голенища. Голенище также было предназначено для того, чтобы фиксировать ногу при расклинивании скальника в щелях и защищать щиколотку от ссадин.

Внешний вид протоскальников больше всего напоминал борцовки. Их облик, как и особенности техники лазания, практикуемой в Фонтенбло, был полностью сформирован свойствами доступной в то время резины. В сравнении с альпинистскими ботинками и прочими суррогатами спецобуви скалки PA обладали гораздо лучшим сцеплением со скалой, были очень удобны и практичны. Эти качества снискали им заслуженную популярность в скалолазной тусовке Франции и оказали значительное влияние на уровень лазания первых клаймеров.

Глава 4

из которой читатель узнаёт о подробностях жизни «китообразных»

Развитие скалолазания шло своим чередом, пока не началась война, на несколько лет прервавшая вандализм в парке Фонтенбло.

Однако худа без добра не бывает. Принёсшая одним смерть и разрушение, для других война обернулась выгодными концессиями на снабжение амуницией действующих армий. Именно так появились и «нагуляли жирок» такие киты, как итальянские La Sportiva, Scarpa и немецкая Lowa, которые сейчас хорошо знакомы всем потребителям скалолазной обуви.

Война стимулировала скачкообразное развитие технологий. Когда дым пожарищ рассеялся, в дивном новом мире обнаружились такие материалы, как высококачественная резина, капрон, нейлон (называемый тогда «анид»), лёгкие сплавы и прочие «фишки», которые были недоступны в межвоенный период. Все эти новшества немедленно нашли своё применение в изготовлении скальной обуви.

К началу 50-х разжиревшие «китообразные» всё ещё высокомерно брезговали жиденьким планктоном рынка скалолазной обуви. Таким образом, скалки с буквами РА на голенище, вероятно, были единственными серийно изготавливаемыми туфлями для скалолазания. Они пользовались довольно широким спросом, хотя большинство скалолазов по всей Европе продолжало лазать в самодельных кедах и прочих суррогатах скальной обуви.

Глава 5

в которой валькирию уличают в мелком воровстве, ковбоев — в крупном, а читателю предлагают найти пять отличий

Как известно, англичане испытывают патологическую страсть к участию в различного рода клубах. Если один из них попадает на необитаемый остров, то через неделю там открываются три клуба. В один англичанин ходит, в другой — не ходит, а третий — игнорирует. Поэтому нет ничего удивительного в том, что альпинистское движение в Англии также было инициировано в формате офицерского клуба с довольно странным названием Valkyrie (позже переименованного в более уместное Rock and Ice).

Так или иначе, но где-то в начале 50-х один из поклонников крылатых женщин в рогатых шлемах, по имени Джо Браун (Joe Brown), изобрёл «резинки» (rubbers).

Чудо инженерной мысли представляло собой кеды (plimsolls), купленные за 23 пенса в ближайшем магазине, на которые были наклеены полоски резины, срезанные с покрышки от армейского бобика.

По странному стечению обстоятельств, бросающему тень на честь английского мундира, «резинки» получились подозрительно похожими на изобретение Пьера.

Джо Браун, гарцующий в своих «резинках»

Историки до сих пор спорят, кто является папой Карло протоскальников. Чопорные англичане, заходясь в пароксизмах национальной гордости, считают изобретателем скальных туфель именно своего соотечественника.

Французы в ответ парируют тем, что всё хорошее, что есть в Англии, было украдено у них, французов, и даже воздух на Британских островах какой-то спёртый. Бог им судья!
Тем временем на другом конце света, в заповеднике Йосемити (Yosemite), набирает популярность лазание по большим стенам (big wall). Et voila!

В стране великих возможностей появились не только свои Платоны и быстрые разумом Невтоны, но и свои Кулибины, которые совершенно независимо от своих европейских коллег изобрели скальные туфли, как две капли воды похожие на туфли марки PA.

Найди пять отличий. Слева скальники PA, справа — ковбойские Canyon ©verticalarchaeology.com

Причина, по которой крупные обувные фирмы игнорировали рынок скальных туфель, состоит в скромном количестве потенциальных клиентов. Фабричные производства скальников могли возникнуть только недалеко от мест концентрации скалолазов — в скалолазных Мекках: Фонтенбло, Йосемити и на Йоркских скалах.

Не совсем цивилизованные методы «заимствования» идей, практикуемые немногочисленными производителями скальной обуви, объясняются разрозненностью скалолазного сообщества. В описываемую эпоху никому из первопроходцев и в голову не могло прийти запатентовать конструкцию скальных туфель, но вскоре времена изменились.

Глава 6

из которой выясняется, что жёсткая обувь это не только хорошо, но и очень плохо

В начале 50-х Пьер Аллен продаёт своё детище преуспевающему башмачнику Эдмонду Бордону (Edmond Bourdonneau), который, недолго думая, осуществляет ребрендинг мануфактуры.
Смена руководства не только меняет инициалы на голенище скальных туфель, но и направляет развитие скальников в сторону увеличения их удобства. Туфли марки EB становятся всё более комфортными, а их резина — более мягкой.

Благодаря опыту и предпринимательской жилке нового хозяина популярность его продукции взлетает до небес! Успех и мировое признание продлились более десяти лет, пока не наступила эпоха хиппи и кузькиной матери.

К середине 60-х скалолазное сообщество доросло, наконец, до лазания по микрорельефу, которым, как правило, богаты скалы, и тут же столкнулось с непредвиденной проблемой. Оказалось, что классические скальные туфли не позволяют надёжно стоять на мизерах.

Проблема заключалась в кондовой резине подошвы, которая при опоре на мизер образовывала слишком маленькую площадь пятна контакта. Развиваемые напряжения оказывались значительно выше прочности резины, которую просто срезало в самый неожиданный момент, оставляя вслед за падающим телом чёрный росчерк на скале.

Взгляните на технику постановки ног

С этим нужно было что-то делать. И группы клаймеров во всём мире, одержимые желанием лазать всё более сложные маршруты, попытались решить проблему кустарными методами. Благодаря их стараниям кунсткамера достижений сумрачного скалолазного гения полна причудливых экспонатов!

Те, кто помнил школьный курс физики, пытались размягчить резину скальника, разогревая её перед лазанием на горелке. Те, кто не помнил, — подрезали или стачивали передний рант подошвы, что делало резину на мыске более эластичной. А знатоки химии вымачивали подошву скалок в керосине.

Однако все старания школяров были тщетны, так как с уменьшением жёсткости резины уменьшается и её прочность. В это время в Советском Союзе с той же целью канифолили подошву галош — «секретного оружия» пролетариата, которые ничем не уступали современным им образцам скальных туфель.

Производители скальных туфель тоже не сидели сложа руки, подыскивая всё более эластичный материал для подошвы.

Ещё один француз, Эдуард Бординьё (Eduard Bourdineau), разработал и выпустил туфли с ещё более мягкой подошвой, чем у EB, чем едва не обессмертил своё имя.

Глава 7

в которой случается второе пришествие

Пока промышленность не могла предложить одновременно мягкой и прочной резины эволюция скальных туфель на время замерла.

Клаймеры по всему миру продолжали лазать в туфлях EB и их кустарных репликах, вознося слёзные мольбы холодным небесам, но равнодушно взиравшие на них скалолазные боги не желали им помочь.
Наконец в скалолазном мире случилось чудо, которого ждали, как, должно быть, ждут второго пришествия! Иисус и его ангел буквально снизошли в юдоль скорби, дабы даровать утешение страждущим. И случилось это в городке Вильена, что в Испании.

Именно там в 1975 году молодые парни Иисус Лопез (Jesus Garcia Lopez) в обнимку с Мигелем Анжело (Miguel Angel Garcia Gallego) основали фирму Boreal. Их «фишкой» являлась особая «липкая резина» (sticky rubber) скальных туфель, позволяющая создавать достаточное пятно контакта даже на крохотных мизерах.

Это был настоящий прорыв, навсегда изменивший облик скалолазной обуви и предавший забвению предыдущие попытки размягчения резины.

Новые качества, которыми обладала «липкая резина», повлекли за собой целую цепочку изменений в конструкции скальных туфель.

Эластичность нового материала позволяла подошве деформироваться под весом скалолаза и обеспечивать достаточный размер пятна контакта со скалой. Туфли Boreal были заметно мягче, чем EB, что повлияло на корректировку техники постановки ног. Новая техника, в свою очередь, сделала излишним высокое голенище скальных туфель, что позволило сократить длину шнуровки.

Глава 8

в которой эволюция приводит к инквизиции

Скалолазам наконец стали доступны маршруты с невероятными до тех пор категориями сложности. С усложнением трасс нагрузка, передаваемая на ногу, также значительно возросла. Для её перераспределения от крошечного пятна контакта на как можно большую площадь стали использовать подкладки-супинаторы, поначалу изготавливаемые из кожи.

Развитие технических приёмов лазания, таких как подпирание зацепок мыском ноги и использование пятки для «накатов», потребовало изменения формы подошвы и увеличения площади резинового покрытия на верхней части скальника, ранее занятой шнуровкой.

Всё это привело к уменьшению высоты голенища и сокращению шнуровки скальника, что хорошо видно на эволюционном ряду моделей Fire — Ballet — Laser. Завершают этот ряд революционные Ninja, которые становятся первыми в мире настоящими чешками (slippers), полностью лишёнными шнурков.

1 — Высота голенища уменьшается, и «борцовки» превращаются… в элегантные чешки. 2 — Boreal ballet. 3 — Boreal Laser. 4 — Boreal Ninja

Перечисленные прогрессивные изменения, в свою очередь, создали проблему обеспечения надёжной фиксации туфли на ноге. Решений проблемы было несколько: замена шнуровки на более компактные липучки (velcro), а также робкие ещё эксперименты с изменением формы колодки.

Дело в том, что асимметричный скальник деформируется при обувании на стопу, что создаёт натяжение, благодаря чему туфли более плотно сидят на ноге. Оборотной стороной такого решения является уменьшение удобства скальной обуви, в конце концов превратившейся в «испанский сапожок».

Итак, эволюция облика скальных туфель от винтажных EB к современным моделям была обязана появлению нового материала подошвы — «липкой резины», а затем и её аналогов.

Глава 9

которая источает зловоние

Внимательный читатель наверняка уже заметил, что внедрение материалов с новыми свойствами — особенно это касается материалов подошвы — вызывает взрывные изменения в конструкции скальной обуви, которые значительно расширяют диапазон технических приёмов лазания, что позволяют скалолазам покорять всё более крутые маршруты и сердца девчёнок.

Примета времени — обтягивающее трико для настоящего мачо

В начале 80-х проявляется тенденция к специализации скальной обуви. Облик скальных туфель, предназначенных для восхождений на большие стены, всё больше отличается от внешнего вида своих спортивных собратьев.

Винтажные скальники La Sportiva

Середина 80-х и начало 90-х годов ознаменовались значительными достижениями в химической промышленности, буквально завалившей рынки различными синтетическими материалами.

Синтетика по сравнению с природными материалами обладает рядом замечательных качеств. Она более доступна, легка и чрезвычайно прочна. Изделия из синтетики не разнашиваются и обладают большей долговечностью. Благодаря этому в скалолазании чуть было не произошла «синтетическая революция».

Однако на дне бочки мёда оказалась изрядная ложка дёгтя. Дело в том, что синтетические материалы гидрофобны, их волокна плохо смачиваются, что не позволяет отводить лишнюю влагу от стопы. Из-за этого синтетические скальники, задолго до того, как придут в негодность, превращаются в биологическое оружие, отравляющее жизнь их владельцу и окружающим.

Некоторые фирмы, например, La Sportiva, «обжёгшись» на экспериментах с синтетикой, предприняли стратегическое отступление на заранее подготовленные позиции. Использование натуральной кожи и натуральных красителей — от которых ступни скалолазов приобретают ненатуральный оттенок — стало их «фишкой», удачно совпавшей с начавшейся в 80-е волной борьбы за защиту окружающей среды и экологию.

Другие фирмы стали комбинировать синтетику с природными материалами, пытаясь выжать из их сочетаний максимум.

Глава 10

из которой читатель узнаёт о благотворном влиянии конкуренции

С началом нового тысячелетия скалолазание переживает настоящий бум! Всё возрастающая популярность сделала рынок скальных туфель чрезвычайно привлекательным, что вызвало пристальный интерес фирм-производителей к пошиву скальной обуви. Сейчас во всём мире насчитывается порядка 40 фирм, которые промышленно занимаются изготовлением специализированной обуви для скалолазов, а число доступных моделей скальных туфель давно перевалило за тысячу и продолжает быстро увеличиваться.

Развернувшаяся конкурентная борьба буквально понесла эволюцию скальников вскачь. Теперь практически каждая пятилетка знаменуется выпуском новых коллекций скальных туфель с существенными улучшениями характеристик, которые пусть и не тянут на революционные, зато идут непрерывным потоком.

Концепты скальников от Nike

Новое время принесло с собой новые материалы на основе нановолокон и микромембран, а также внушительный ассортимент всевозможных покрытий и пропиток, позволяющих значительно улучшить качества используемых природных материалов, которые производители научились комбинировать так, что современные скальные туфли являются настоящим венцом творения и практически не имеют недостатков.

Заключение

Постоянное развитие скалолазания выдвигает новые требования к скальной экипировке, которые обязательно рано или поздно изменят облик привычных нам скальных туфель до неузнаваемости.

Например, так! Vibram FiveFingers

Современные тенденции таковы, что в будущем специализация скальных туфель, вероятно, ещё больше углубится. Появятся модели, специализированные как по стилю лазания (big wall, боулдеринг или лазание на скорость), назначению (для скалодрома, для гранитных скал, для известняка и так далее), так и по уровню лазания (для новичков, для профи). Например, модели для зала могут отличаться цветной резиной подошв, дабы не уродовать скалодром чёрными росчерками, что не так существенно для моделей, предназначенных для естественного рельефа. Модели для новичков могли бы быть проще, комфортнее и дешевле, чем навороченные скальники чемпионов.

Возможно, что на фоне углубления специализации скальной обуви возобладает обратное стремление к их унификации. Тогда мы увидим скальники модульной конструкции, со сменными резиновыми вставками, на все случаи жизни.

Также вероятно внедрение композиционных материалов, которые благодаря своим анизотропным свойствам помогут создавать монолитные подошвы скальных туфель, одновременно жёсткие в продольном и гибкие в поперечном направлении.

Все эти возможные в самом ближайшем будущем варианты эволюции повлекут за собой непредсказуемые изменения в технике постановки ног и, вероятно, повысят уровень лазания спортсменов.

Поживём — увидим!

Автор: Андрей Ладный (Dr. On.)