Новые пути в хребте Сарыджаз

Пишет Дмитрий Мансуров, 13.08.2018 16:07

Удивительный факт, но в хребте Сарыджаз между перевалами Чонташ и Мерцбахера на протяжении примерно 14 км нет ни одного перевала.
Северные склоны этого хребта круты и изобилуют эпическими заснеженными ледопадами.
Новые пути в хребте Сарыджаз (Горный туризм, иныльчек, мерцбахера)
Северные склоны хр. Сарыджаз.

Южные – круто обрываются к ледникам Северный и Южный Иныльчек, озерам Мерцбахера. Ледопады на этих склонах также присутствуют, однако находятся несколько ниже и не так сильно покрыты снегом.
Южные склоны хр. Сарыджаз.

Из известных автору маршрутов, на этом участке хребта следует упомянуть маршрут на п. 1000-летия Казани (5576 м, 4Б) по южному гребню, пройденный казанскими альпинистами под руководством В.С. Кудряшова в 2005 году. Впрочем, для использования в туризме, этот маршрут практически непригоден.
При вдумчивом рассмотрении спутниковых снимков было выявлено наличие небольших висячих цирков с южной стороны и возможность перелезать из одного цирка в другой через боковой отрог. Наиболее перспективным с этой точки зрения был выбран цирк к юго-востоку от п. 1000-летия Казани.
Новые пути в хребте Сарыджаз (Горный туризм, иныльчек, мерцбахера)
Схема горного узла в районе п. 1000-летия Казани.

В этот цирк можно попасть как с востока, от подножья ледника С. Иныльчек (со стороны оз. Мерцбахера), так и с запада, от ледника Ю. Иныльчек. Этот маршрут позволяет проложить «высокий» путь с Северного Иныльчека на Южный (или наоборот) в обход озера Мерцбахера с севера.
Переход через Восточный борт цирка был нами пройден в этом году и оценивается 3А к.с. с учетом ледопадов на подходе. Назвали перевал «Путёк Вост.»
Новые пути в хребте Сарыджаз (Горный туризм, иныльчек, мерцбахера)
Ледопад на южных подходах к пер. Путёк. Вост.

Видимо, вследствие чрезвычайно теплой и влажной погоды, опасность камнепадов на восточном взлете перевала просто зашкаливает, начинать подъем нужно затемно.
Восточный склон пер. Путёк Вост.

Новые пути в хребте Сарыджаз (Горный туризм, иныльчек, мерцбахера)
Западный склон пер. Путёк. Вост.

Путь через западный борт цирка (южный отрог п. 1000-летия Казани) был нами просмотрен с обоих сторон, в том числе и в разведочном походе 2016 года и оценивается 2Б к.с. Здесь я условно называю этот перевал как «Путёк Западный», однако он нами не пройден и официального названия пока не имеет.
Восточный склон пер. Путёк Зап.

Новые пути в хребте Сарыджаз (Горный туризм, иныльчек, мерцбахера)
Западный склон пер. Путёк Зап. (фото 2016 года)

Высота обоих «Путьков» составляет порядка 4900 м.
Из упомянутого ранее цирка к юго-востоку от п. 1000-летия Казани выбираемся, провесив 300 м перил на довольно широкий сн-ледовый гребень хребта Сарыджаз. Спуск прямо с седловины на север неоправданно сложен и опасен, да и не отвечает поставленным задачам. Поэтому начинаем подъем по направлению к пику.
Новые пути в хребте Сарыджаз (Горный туризм, иныльчек, мерцбахера)
Подъем по восточному склону п. 1000-летия Казани.

По самому гребню идти не обязательно, поскольку он изобилует опасными карнизами, нависающими на южную сторону. Двигаемся траверсом северного склона пика, лавируя между сераками, и выходим на наклонный широкий снежно-ледовый северный гребень, на высоте 5405 м. Собственно это место можно считать высшей точкой перевала, который решаем назвать «Плечо Миллениума».
На перевале «Плечо Миллениума».

Новые пути в хребте Сарыджаз (Горный туризм, иныльчек, мерцбахера)

Здесь нас в очередной раз настигает непогода и, закопавшись в склон почти по крышу палатки, целый день изображаем из себя тюленей. К вечеру, озверев от безделья, решаем прогуляться до вершины п. 1000-летия Казани.
На улице к этому времени ничего не изменилось и наша связка из 5 человек сквозь порывы ветра и метели, ориентируясь по GPS, за полтора часа поднимается на вершину. Область вершины представляет собой протяженный пологий карнизный гребень, главное не упустить в тумане момент выхода на карниз и вовремя свернуть несколько правее для выхода на высшую точку. Впрочем, «любимчиков» гора предупреждает громким треском и трещиной возле ног лидера связки )).
На следующий день в погоде образовалось небольшое окно и мы начинаем спуск в долину реки Адыртор по северному гребню п. 1000-летия Казани. Гребень довольно широк и сначала удается идти просто в связках. Далее небольшое препятствие в виде скального жандарма заставляет провесить 3 веревки.
Новые пути в хребте Сарыджаз (Горный туризм, иныльчек, мерцбахера)
Спуск по северному гребню п. 1000-летия Казани.

Наконец широкий гребень заканчивается пологой площадкой, дальше путь не просматривается. Вместе с гребнем заканчивается и погодное благолепие, налетает ветер и снежные заряды. Немного посидев под тентом, мы встаем перед выбором дальнейшего пути.
Первый вариант – спуститься с узкого карнизного гребня, в который превращается наша пологая площадка на такой же узкий наклонный гребень с жандармами и двигаться дальше по нему, пытаясь найти спусковой кулуар.
Второй вариант – сразу спускаться на запад в довольно крутом и протяженном скально - ледовом кулуаре, подножье которого сверху не просматривается, но угадывается )).
При всестороннем рассмотрении второй вариант был признан более перспективным как не вызывающий сложностей в ориентировании в условиях плохой видимости.
Новые пути в хребте Сарыджаз (Горный туризм, иныльчек, мерцбахера)
Спуск по северному гребню п. 1000-летия Казани.

Долго ли, коротко ли, 14-я веревка уходит в туман и достигает небольшого ледопада на пологой части ледника. Первопрохождение перевала «Плечо Миллениума» завершено.
Северный гребень п. 1000-летия Казани

Новый маршрут соединяет р. Ачекташсу (бассейн р. Адыртор) и, в зависимости от выбора следующего перевала связки, либо ледник С. Иныльчек (оз. Мерцбахера), либо ледник Южный Иныльчек.
На наш взгляд найденный путь очень красив и позволяет проложить новые сложные маршруты меридионального направления в районе, избегая сложных для передвижения «перегонов» по моренным холмам ледников Северный и Южный Иныльчек.