Восхождение на Эльбрус

Пишет GoodRover, 21.06.2018 12:42

Путь в 1000 ли начинается с первого шага (Лао-Цзы).

Решил запостить поэтапно свою подготовку и восхождение. Это не будет информация человека, который сходил и вернулся уже и который описывает все сложности и прелести похода - я постараюсь не облениться и описывать все происходящее по мере того, как оно будет происходить, как будут меняться ощущения, эмоции, возникать сложности, радости, появляться полезная информация и конечно - как будет интернет) Так как подготовка уже идет полным ходом, в этой статье постараюсь изложить, как я докатился до жизни такой и на какой стадии вообще нахожусь в подготовке к восхождению.

Эта история началась чуть меньше года назад, в начале июля 2017 года. Пришла идея сходить в горы. Одному. Отдохнуть от всего этого шума, что нас бесконечно окружает в жизни большого города, да и просто в жизни. Или действительно начался кризис среднего возраста))) Здесь я постараюсь описывать процесс, как он рождался и зрел, мысли, действия, ощущения. Буду описывать постепенно, поэтапно, и как вернусь - напишу результирующую статью, которая будет не повествовательная, а скорее всего информационная, с указанием правильных решений (на мой взгляд), допущенных ошибок и сложностей, которых можно было избежать (ну или нельзя, что тоже важно знать). Сразу оговорюсь: вся информация изложеная мной - только лишь описание человека без профессионального альпинистского опыта, поэтому не может быть принята как руководство к действию. Также профессионалам дела прошу воздержаться от мегакритики: я прекрасно осознаю, что вполне досточно многое будет вразрез с профессинальными решениями, о чем я уже сообщил - я, суть, новичок, и относитесь к данному чтиву, как к фильму в котором видишь кучу ляпов в тех моментах, в которых лучше всего разбираешься по жизни. Ведь был когда-то первый человек, который не будучи профессиональным альпинистом и не имея кучи снаряги первый раз взошел на первую гору) У меня задача гораздо проще: маршрут человекам известен, снаряга в наличии, информация основная имеется и т.д., однако для самого себя я буду тем первым человеком на первом восхождении. Итак, решил я идти в горы. Вопрос: куда? Конечно же Эверест, чего мелочится то? Поржите, но я серьезно. Не, ну а что, люди то на него ходят... Открыл интернет, полюбопытствовал, понял, что видимо рановато. Да и дороговато. Да и времени надо много. В общем по минимуму: месяц, от 3 млн.руб., наличие очень серьезного опыта и знание сил своего организма на критических отметках. В одной статье (спасибо автору) был дан совет начинать с более простых и дрступных мест: 4500, далее 5500, 7000 и т.д. И уж точно не с места в карьер. И как вариант было предложение сначала сходить на Эльбрус, посмотреть на то как оно будет и уж потом Пик Коммунизма и Эверест. "Эльбрус? - подумал я - Да туда же толпы народу неподготовленного ходят. Не серьезно как-то..." Однако затем произошел трагический случай: буквально через неделю после того, как у меня появилась идея сходить в горы на Эльбрусе скончался мой коллега, с которым мы проработали в одном отделе 9 лет. Возвращаюсь я в офис из командировки, смотрю - Саши не видно. Ну, думаю, тоже в командировку рванул. А потом заходит коллега и говорит: Саша умер при восхождени на Эльбрус, на 4200 сердце остановилось. А ведь он постоянно был в движении: то на велосипедах по Европе с семьей, то на байдарках, то на Килиманжаро поднимался... Вот тебе и Эльбрус, вот тебе и толпы народу...
Начал изучать более внимательно информацию по Эльбрусу. Знатоки пишут, что тем он и опасен, что кажется простым, доступным. И при этом там народ все таки ежегодно погибает. Так пишут, сам пока ничего сказать не могу, кроме того, что во-первых из тех моих знакомых, кто поднимался - большинство вернулись, во-вторых коллега не вернулся потому что сердце не выдержало, в пропасть он не улетел, в-третьих люди впринципе имеют такое свойство умирать и от этого не застрахован даже тот, кто с дивана не встает. Более того, там умирают и в группах (коллега мой как раз в группе поднимался), поэтому групповое восхождение - это, несомненно, более безопасно, однако не панацея.
Сразу хочу сказать, что техническая цель моего восхождения - подниматься с Азау ножками, безо всяких подъемников и ратраков, без кислорода, с нормальной классической акклиматизацией, однако без излишних гемороев типа бивуака, палаток, спальников, ночевок под звездами на снегу - мне этого добра в моей полевой геодезической практики хватило - мама не горюй. Так что надеюсь, что будет возможность совершать это с максимальной долей комфорта, с остановками, где есть электичество, газ, горячая вода) Но ножками! Заложил на все про все 23 дня, полагаю хватит. Главное - чтобы Эльбрус добро дал) По окончанию опишу все, что где как и почем ночевать, напишу контакты - реально этого очень нехватае. В целом, как я понял из информации в инете и рассказов знакомых из турклубов, все поднимаются по разному: от заезда на ратраках с кислородом за 1 день (завезли, пофотались, вечером уже в Азау бухают) до подъемов ножками и в полной боевой выкладке (еда на костре, ночевка в вырытых в снегу берлогах). И да, я понимаю, что подъем с инструктором в группе безопаснее, профессиональнее и даже, с большей вероятностью, дешевле. Подъем на ратраке с кислородом - еще более безопасно и дешево (и быстро, что немаловажно). Только я уже определился, что и как нужно для меня) так что дисскутировать на эту тему считаю, в контексте данного путешествия, излишним.
В общем решено - значит иду. Значит надо готовиться. Основными направлениями в подготовке принял: физическа подготовка, получение информации, экипировка.
Самой большой сложностью для меня сейчас является недостаток однозначной информации, возможности четко оценить ситауцию и спрогнозировать действия, так как лично там не был: как добраться, где остановиться, как договориться по ночевкам на высотах (в домиках, бочках и т.д.), какая температура в этот период, что с собой брать, какие где опасные места и на сколько. У меня был опыт работы в горах, в научной экспедиции в Кузнецком Алатау, там мы были месяца 2 или 3 безвылазно, жили в палатках, питались на 50% подножным кормом (наука в конце 90-х была в плачевном состоянии) , передвигались пешим драпом километров по 40-70 в день и тащили все на себе (опять же - проблемы с обеспечением в т.ч. транспортом). Да, были ледники, да курумники, встречали медведя, росомаха ходила однажды около лагеря, перепады суточные температуры были 50 градусов (днем +45,ночью -5), так что кое-что могу себе, конечно, представить. Однако все это было 20 лет назад, да и высоты в 1300-1800 (на г. Чемодан по разным источникам) это не высокогорье Эльбруса. Единственно греет мысль, что не надо на себе тащить советскую палатку, ватный спальник, кучу оборудования). Информацию решил черпать из 2 источников: интернет (не сильно можно доверять, 50/50) и личные конакты с людьми на Эльбрусе побывавшими.
Позависал на разных сайтах, где есть статьи про восхождение на Эльбрус (и не только). Смотрю - люди идут. Только вот что настораживает - нет описаний одиноких восхождений. Реально настораживает…
Первое, что понял: пойду в наиболее благоприятно по погоде время - конец июля-начало августа и по южному маршруту: про комфорт я уже писал, да и безопасность при всем, кажущемся на первый взгляд со стороны, идиотизме одиночного восхождения, все-таки для меня не на последнем месте. Также прикинул, что в форме физической хоть я и неплохой, однако надо ж поготовиться еще. И так идея пришла как раз в начале июля - я решил не торопиться в этот же сезон бежать на гору, а сокойно подготовиться нормально и пойти через год.
Так же что бросилось в глаза - наличие в большинстве статей в интернете 2 диаметральных точек зрения:
Одни говорят, что стоолько сложностей и опасностей, на каждом шагу или через шаг провалы, расщелины, справа-слева трупосборники и каждый (ну или почти каждый) кто попрется один или с такой же неопытной командой, без инструктора, с вероятность 99% окажется там.
Другие с такой же уверенностью вещают, что, мол, инструктор это разводилово и вполне можно самостоятельно акклиматизироваться и подняться и что все страшилки для того, чтобы привлечь клиентов турфирмам.
Полагаю, как всегда, истина наверняка где-то посередине. Да, понимание того, что опасности есть и трупосборник есть и погода экстремальная и кислорода мало - все это верно должно быть - это же высокогорье и расхолаживаться тоже не стоит. Экипировка, акклиматизация, страховка, хорошая физическая форма - все это необходимость, и я это понимаю, даже не будучи там. Пообщавшись с одним знакомым, который 3 раза был на Эльбрусе, причем с палатками и прочей вытекающей канетелью, когда все по-врослому, получил следующую информацию: в целом, летом по югу взойти можно при нормальной погоде и риск, по сравнению с другими маршрутами и временеми года - минимален. И вроде даже кто-то там тропу вешками вывешивал, редбул, что ли... В общем, не потеряешься. Изначально его даже, как я понял, спрашивали уговорить меня от этой затеи, однако пообщавшись со мной он сказал: "В целом человек ты адекватный, нормально поднимешься, если погода даст и прочего форсмажора не случиться". То же сказал мой знакомый, который меня знает уже много лет и который на 7тысячники ходил. Это ободряет)))
Вот с чем еще сталкнулся при поиске информации - так это отсутствие статей с телефонами отелей, приютов, бочек, пунктов проката. Как вернусь - исправлю это дело. Как готовиться, куда звонить, что-по-чем, как с загрузкой по номерам, что там есть - ничего не известно. Есть общая инфо (как из инета так и от того, кто там был), мол, места для ночевки на любой комфорт и кошелек, пунктов проката масса, париться не надо - приедешь и на месте все решишь. Видимо так и придется делать.
По экипировке решил так: то, что в жизни гражданской может понадобиться - куплю свое, а то, что только для гор - возьму на прокат. Смысла платить за прокат куртки 5000 руб, если ее можно за 5000-10000 себе купить? Однако ж точно на прокат буду брать кошки, ледоруб, пластиковые боты. В общем купил многие вещи на Али:
- перчатки горнолыжные непромокаемые, до -30 - 1650
- пуховик толстый (для горнолыжки тоже сойдет) - 4200
- очки альпинистские - 550
- гамаши (гетры) - 1000
- перчатки средней теплоты - 250
- перчатки флисовые - 200
- 2 пары сноубордических гольфов (компрессия не айс) - по 430 за пару
Также взял пуховик Юникло без швов - 6000 - классная вешь! Вес - 200 грамм, не продувается вообще - проверял бодрящим утром на моцыке.
Фонарь (2 шт), навигатор Гармин, непродуваемая куртка финская, рюкзак - это все уже было. Спальник тоже есть, но вопрос еще буду ли брать. Постараюсь связаться с ночлегом, уточнить, какие у них там условия. Также была идея взять с собой газ и горелку - неверное я пасс. Пишут, что можно найти ночлег с газом и электричеством.
В общем планирую тащить всего по минимуму.
В инете скачал трек для навигатора - без этого реально не по себе, так как если погода испортиться, это будет единственный шанс на возвращение. Читал, что можно трек также у МЧСников спросить - деляться)
Касательно физ.подготовки. В инете масса программ, что и как надо делать, чтобы подготовиться в горы. Ингда возникает такое ощущение, что народ вобще не работает, а только тренируется) Но в основном много разумных. Основной посыл - бегать, бегать и еще раз бегать. И не раз бегать.
Я тоже начал бегать - вспомнил, как это классно, раньше занимался лыжами и бегом, да потом как-то все на нет сошло. Однако больше у меня не бег, у меня в большей степени превалируют занятия по системе Бубновского в одном из его франшизовких центров. Занятия не лечебные, больше силовые и силовые растяжки. Стараюсь каждый день ходить пока, чтобы за 2 недели до вылета перейти на лайтовую программу, чтобы организм отдохнул чуток перед горами. Кто-то, конечно, посмотрит косо: мол, че за бред, программа лечения спины Бубновкого для подготовки к восхождению (я бы сам так подумал года 1,5 назад). Однако такая точка зрения от незнания. Каждая тренировка - это полный комплекс связанных упражнений на все группы мышц. Нагрузку я уже выбираю сам исходя из своих возможностей, поэтому если пациент лечится с 10 кг, я то же самое делаю с 50 кг, например. Это комплекс правильных анатомически движений. Плюс закаливание после тренировки. Так что я это ни на что не променяю!) Кроме занятий по Бубновскому у меня также велосипед. Не так часто как хотелось бы (ежедневно тренировки с 19 до 21 не оставляют времени да и сил на прочую активность). Когда удается - получется проезжать 40-50 км. Крайний раз катался в районе Воробьевых гор, в том числе и решил попробовать заехать снизу до верха не слезая с велосипеда. Важно было выбрать нормальную скорость и тепм - что также важно, как я понял, при восхождении в горах. Все получилось. Посмотрел на организм: выносливость есть и при правильном темпе ее надолго хватит))) Кроме этого бегал по ступенькам в доме - тоже нормальная такая тема. Да и везде, где есть лестница или лифт или эскалатор - я выбираю лестницу.
Прочел несколько статей и мильен комментов к ним по вопросам применения различных препаратов при подготовке к горам. Началось все с того, что однажды по БФМ я услышал интервью одного альпиниста профессионала, который говорил, что мильдоний при тренировках перед восхождением значительно повышает уровень оксидизации (вроде как на 4500 кислорода в крови как на 2500) и позволяет быстрее акклиматизироваться, что снижает вероятность и тяжесть горняшки. В целом при работе в горах и на севере я вообще ничувствовал недостатка кислорода или каких-либо изменений. Однако решил вопрос поизучать. Вобщем, как я это понял, мильдоний - в целом средство не плохое (если Вы не планируете выступать на Олимпийсикх играх))), используется при физических, психических и умственных нагрузках и переутомлениях, действительно повышет оксидизацию и все такое. Однако есть и противники. Для себя я решил так - принемаю по одной капсуле (500) перед тренировкой. Решил проверить однажды: встал только из-за тренажера силового и померил давление - 128/78 пульс 107 - это при том, что я тягал там норм вес по 20 повторений. Так что эффект видимо есть. Кроме мильдония после тренировки не ужинаю, а выпиваю дозу протеина Матрикс с кефиром 1% - вроде то, что нужно для мышц для восстановления и в то же время не перегружаешь жкт ненужными вещами. Также протеин планирую брать в горы, так как из мяса ем только курицу и протеин при нагрузках будет нужен. Особо химичить больше не собираюсь. Хотя... за неделю-две перед выездом проколоть хочу группу витаминов В - мильгамму. Там 10 уколов по 1 ежедневно. Ставлю сам, поэтому время на это тратить не нужно))) Очень хорошая и полезная вещь даже без похода в горы.
Также везде пишут, что надо проверить здоровье, с чем я очень даже согласен и горький опыт моего коллеги тому подтверждени. Где искать спорт врача я так и не понял. Да и заморачиваться не хотел. Записался к кардиологу по дмс: она и узи сердца сделала и экг в покое и экг под нагрузкой - бежал по дорожке с уклоном. По результатам она сказала, что все прекрасно, нагрузуку вобще даже можно давать более чем нормальную! В целом я это и так знал (так как 2 года назад в сердце лазили через инвайзер в вене - ошиблись с диагнозом, зато подтвердили, что здоров как бык))). Также настоятельно рекомендую любым путешественникам (и не только в горы) поход к стоматологу - зубы должны быть впорядке перед любой поездкой!
По транспорту тоже определился. Рассматривал несколько вариантов:
- на своем авто - дорого, устану, да и где его там бросать?
- на своем авто и взять попутчиков - один фиг дорого...
- поездом - самый безопасный, однако долго
- самолет до Нальчика
- самолет до Мин.Вод.
- из аэропорта - такси, транфер, автобус, попутка.
Решил таки самолет. Вопрос - Нальчик или Мин.Воды? Долго думал, прикидывал, как дальше. От Нальчика до Азау ближе. Мин.Воды - вроде цивильнее. Почитал инет, пишут что из Нальчика вобще с общественным транспортом туго. Вроде он есть и вроде все так схвачено у местных, что один фиг тебя на таксо будут уламывать и даже могут автобус задержать. Из Мин.Вод ходит ежедневный, говорят, автобус в 14-00. Цена около 750 рэ. Такси от 3000. Решил лететь до МинВод и далее либо автобус либо попутка. По факту отпишусь по решению и цене.
В целом на сегодня, 21.06.18, все. Вылет 14.07.18 рано ночью, так что тем же днем планирую быть в Азау или Тересколе. Настрой боевой. Мысли разные, опасений или страха нет) Дзен какой-то. Чего и Вам желаю!

03.07.18
02.07.18, начал колоть мильгамму, думаю #10 будет вполне норм для профилактики. Мильдоний все также перед тренировкой по 500 мг. Сегодня, столкнулся со странностью - нигде нет гипоксена. Ну так, ка вскидку, в ближайших аптеках. Буду искать в инете, если его совсем не запретили. От солнца прикупил крем с фактором 50.
Тренировки теперь через день и не такие ударные, как раньше, но вполне себе довольно интенсивные - ну не могу иначе, не хватает иначе чегой-то... На велосипеде накатываю км по 50-60 за раз, раза 2 в неделю, не для ради тренировки, просто нравится)
Экипировкой затарился, наконец то! Особенно сложно было с ботами... Выбирал, мерял, читал отзывы и обзоры. Спасибо всем, кто пишет отзывы, описывает ощущение и опыт, спасибо что не ленитесь) Мерил Саломон 4д, Доломиты, Асоло, Левы... У меня широкая стопа, асоло поджимают, хотя по ним самые лучшие отзывы. У левы все как один пишут что подошва крайне скользкая и коварная бывает. Понравились более менее Саломоны - много нелестных отзывов остановили от покупки. Хотя, может и зря. Что мне понравилось в саломоне - надежная поддержка голеностопа. Однако даже при самом приемлемом размере нога чуть затекла, видимо сказывается высокий взъем. Съездил, померил берцы - хорошая, надежная обувь. Смотрел хорошую модель, не самую дешовую - и все же никакой защиты голеностопа от вывиха, очень мягкие. Много лет назад сотни км намотал по горам именно в обычных кирзовых берцах, да еще и с портянками) Однако это было много лет назад, я был моложе, карманы пустее, сосны выше и мандарины новогоднее. Теперь хочется комфорта. И вот здесь барабанная дробь, так как мой выбор может оказаться крайне сомнительным в части комфорта и т.д., особенно с учетом того, что это обувь для подскока и (пока) в планах использовать их для штурма нет. Итак, взял я Boreal Kovach Full Grain. Выглядят достаточно надежно, сидят здоровски. Поддержка голеностопа, конечно, не как у Саломонов, но есть. Зато по ощущениям очень комфортные! Сейчас рано что-то говорить, после получения опыта пользования уже более подробно опишу. Есть сомнения, что они будут несколько жарковаты для подскока до 4100. Посмотрим - опишем.
Спальник взял с тепмературой комфорта 0. На шкале +4 0 -17. Вес - 1.1 кг, что было проверено перед покупкой. Брать более теплый на летнее восхождение с ночевкой под крышей не продуктивно, особенно с учетом того, что вес сразу будет больше и размер массивнее. Этот же меньше моего более холодного спальника High Peak sonic, которому лет уже под 20 и который где-то затерялся, видимо прописался на даче... В крайнем случае всегда можно что-то пододеть, если уж менее -17 будет, в чем я сомневаюсь.
Вот что не решил - так это палки "брать-небрать". Знакомый с опытом 3 восхождений мне сразу сказал: "мне, мол, мешали". А вот сейчас я подумываю: это ж к силе ног еще и сила рук, может все-таки взять..?
К компании присоединились горнолыжные очки - дружище подогнал. Брать свои смысла не было, т.к. у меня для бординга шлем со стеклом, но в шлеме я точно не полезу (я ж не Daft Pank))).
Еще проблема. Волосы. Блин, ну да, именно они. Просто стрижка не сильно короткая и уж че-че, а волосы у меня разбалованы ежедневными помывками, которых я им обещать не могу на горе то. Решил здесь перед поездкой налысо чекануться. Ну, думаю, за 3 недели отрастут, на работе поди не выгонят за страшный вид (хотя пальцем покрутят). Решил провентилировать вопрос, так, со 105 километра. В общем, как-то идея не встретила поддержки, но я привык реализовывать идеи без поддержки. И здесь та, чъе мнение ценно, особенно в вопросе внешнего вида, сообщила, что это будет ту мач и "лысый близко не подходи. Месяц. Или 2. Или сколько там твоя дурная голова обрастать будет до первоначального состояния.". Короче, решил приучить волосы жить несколько дней без комфорта за то на голове) посмотрю, что из этого выйдет.
Жилье в Азау забронировал, отпишусь по цене и атмосфере после заселения. На Бочки и в Приют 11 тоже позвонил, порешал вопрос.
Блин, всеми мыслями уже на горе. Но пора бежать на работу, все же...

14.07.18 It has begun!
Ну вот, уже и в Минводах) Обо всем по порядку...
Палки треккинговые решил взять - сильно не тянут, пригодиться могут. В боты приобрел ортопедические стельки, надеюсь свои 5 копеек они добавят и будет возможность проходить чуть больше в день. Небольшой лайфхак, как принято сейчас выражаться: взял с собой термос со стеклянной колбой. Держат они дольше гораздо, чем металлические. Однако есть существенный недостаток: при маломальском ударе колба разбивается прям об пластиковую стенку термоса. Доработал, купил монтажной пены с тонкой гибкой трубочкой для подачи и запенил те 3-4 мм что между колбой и стенкой. Прям от горлышка до днища и на днище еще норм так добавил и закрутил. Через сутки проверил: кипяток через 12 часов остался кипятком при внешней температуре 22 градуса. Реально можно было заваривать чай) Приобрел небольшой походный примусочек газовый Energy GS-200 вроде. Надеюсь газ в баллончиках в Азау найдется.
По весу все вышло 16 кг большой рюкзак и 3 маленький. Это пока без провизии.
Настроение боевое и возбужденное, очень похоже на первый прыжок: ожидание чего-то клевого, но пока неизвестного))) Exciting, одним словом.
Трансфер организовал посредством блаблакара. Водитель забрал из аэропорта и высадил у отеля в Терсколе. Стоимость 900 руб. Пришлось, конечно, подождать, однако это лучше чем за 3000 ехать на такси. При чем изначально планировал в одном месте остановиться, однако водитель порекомендовал отель Релакс. Ну коль была договоренность я конечно сходил посмотрел, что забронил - даже для неприхотливого человека это слишком, пусть и за 400 рэ. Поэтому вернулся в Релакс, договорились за 500 руб сутки и я там и остался. Номер вполне приличный: 4 спальных места, холодильник, телек, санузел с душем.

Чегет
В 13.00 переоделся, уточнил направление и вышел на Чегет. Дошел до тропы и здесь зарядил нормальный такой дождь. Я на легке пошел, сухой одежды в пакете не взял, дождивика тоже, понадеялся на юникловский пуховик, авось не промокнет. На авось тоже понадеялся... В общем, промок насквозь! Начало было грустным, тяжко пошлось совсем. Пульс со 100 начал расти и где-то на 145 стабилизировался. И здесь открылось второе дыхание) Бодренько так прошагал до 2800 и здесь начала проявляться нехватка кислорода. Ну и наверное нехватка сна, все-таки 3 часа маловато. Начал дышать, просто медитативно следить за дыханием и помогло. Таким образом потихоньку через тучи и дождь поднялся на 1000 м за 2.5 часа. Пульс 158-160. Промок, замерз чуток. Зашел в контрольную подъемников уточнить работает ли кафе, чайку попить. Как оказалось, кафе только что передо мной закрыли((( Однако спасибо Музафару, напоил горячим чаем, да чуть погрелся там. Ну и вниз. И так мне после чая горячего похорошело, что обратно шагал с песнями и пританцовывая))) Очень, кстати, помогли треккинговые палки, особенно при движении вниз. Обратно за час спустился. Пульс 110-130 был. Завтра времени больше, тщательнее подготовлюсь, термос заполню)))
Отметка финиша - 3100
Пройденая дистанция - 10 км

15.07.18
Как выяснилось, я поселился прям около тропы на водопад Девичьи косы. 100 м и вот он свороток. Сегодня как раз собрался прогуляться туда. Перед входом остановил меня дядечка в форме и велижливо указал на то, что далее начнается территория национального парка и вход платный. Даже квиток дал. А вот на вопрос: куда уходят эти деньги ответить не смог. Мол, я тока собираю и далее по квиточкам отчитываюсь. Короче, все как и везде: автоналог берут - дорог нет, на пенсию всю жизнь рабочую деньги отнимают у людей - пенсия копеешная и то если доживешь, ну и далее по списку. Но не о том сейчас речь, простите...
В общем заплатил, и пошел себе дальше. Красота кругом неописучая! Дошел до тропки к водопаду Девичьи косы. Смотрю, направо еще дорога вверх уходит и от туда люди спускаются. Поинтересовался, что там еще есть наверху - оказалось Обсерватория. До нее еще, говорят, столько же. Лады, водопад на обратной дороге посещу, сейчас на верх! И пошел в обсерватории. В одном месте дорога начала 1,2,яйца, точнее 1,3,яйца. Свернул на право и пройдя несколько метров понял, что надо было по левой идти. Она проходит около какого-то заброшеного домика, более пологая и укатаная. Правая же прет вверх и там не гравий, а земля, и в дождь там грязно, мокро и скользко очень. Далее они таки соеденяются. Добрался до обсерватории. Ну, думаю, там то наверное можно попить чаю и погреться чуток - не тут то было: там забот и знак Стой, проход запрещен (как у Пяточка: Посторонним в...). Стоит отметить, что всю дорогу шел дождь и наверху, там где снег еще лежит чень прохладно. Не смотря на это, я решил подниматься в одной футболке. Не, ну штаны, конечно, на мне тоже были... Дело в том, что вчерашний подъем и спуск на Чегет в мокрой куртке и футболке был ппц! Я решил куртку сложить в пакет с батоном, чтобы не вымокла и наверху, и далее как попью чаю и погреюсь у коллег звездочетов - тогда и одену сухую теплую куртку и пойду назад. Кроме того, футболка такая, норм, быстро сохнет спецом брал для бега, чтобы сильно не потеть - это конечно ей плюс, только меня под пролевным дождем это не спасло. И, как я уже сказал, наверху меня ждал облом и тогда я решил одеть куртку прям на мокрую футболку: все лучче чем без нее) Пообедал на большом валуне: какой же вкусный хлеб, когда голоден!!! Перекусил всухомятку, т.к. ничего с собой не брал. Потом заметил, что напротив входа в обсерваторию есть еще тропа наверх, еще выше. Решил сходить и туда, конечно. Поднялся еще на 50 метров, где-то до отметки 3200, далее она пошла вниз и куда-то в даль. Иностранцы, которых я встретил там сказали, что она идет до какой-то дачи, как я понял... Хз. Я замерз, и решил сегодня на дачу не ездить))) И еще я понял как надо ходить в горах с комфортом: у иностранца был с собой зонтик и он спокойненько под зонтиком брел под дождем! Но это не наш метод...
Сегодня шторило гораздо меньше, скорее вообще не шторило, только на 3100 лееегкая такая гепоксия - подышал, отпустило. Только вот был странный момент: где-то на 2500-2600 заметил, что пульс 65-75 ударов, что для меня странно, так как обычный мой пульс 70-80 в состоянии покоя. То есть сначало было 130, потом 70, потом с 2800-2900 снова 130. Вполне вероятно глючил датчик, т.к. рука была мокрая и холодная. Ходил совсем на легке: пуховик легкий, навигатор, палки и полбатона с сырком))) Дело в том, что после Чегета рюкзак так и не высох((( Пришлось от горячего чая с собой отказаться. И его так не хватало. Ещё я понял для чего нужны трекинговые палки: кроме всего прочего когда работаешь руками в это время греются ещё и сами руки и верхняя часть торса. Сегодня я ушёл до верха без палок, точнее они у меня были в руке сложенные. Руки замерзли пипетка когда дошёл до верха. А вот когда назад шёл палки разложил и рукам стала гораздо теплее, ну равно как и всему телу. Завтра планирую выдвигаться в сторону Азау, и выше в сторону приютов. Планирую где-то до 3400 дойти. Рюкзак высох поэтому завтра иду с горячим чаем, перчатками и прочей необходимой бутафорией).
Отметка финиша - 3200
Пройденая дистанция - 17 км

16.07.18
Все началось не сегодня. Все началось вчера вечером...
Дело в том, что я не смог заснуть. Вымотался, организму надо отдыхать - и не в какую! Видимо жарко было. Открыл окно. Часа в 2 уснул. Однако в 3.40 мауэдзин в открытое окно уведомил меня и вполне себе громко о том, что Аллах велик. Опять кое-как уснул. В 7 проснулся, вспомнил, что не на работу, да и физически организм потряхивало - лег спать с мыслью, что наверное никуда не пойду, времени много, надо отдохнуть. Я это все к чему: все-таки надо хорошо отдыхать при таких нагрузках, особенно с учетом того, что ожидает впереди. Встал в 9.30. Ну чего сидеть, пойду пожалуй прогуляюсь до Азау. Ну а там как Бог даст: ечли почувствую, что отдохнул достаточно - пойду сколько смогу. Посему собрался с учетом того, что выдвинусь на 3400. Нц так и произошло. Прогулялся до Азау. Погода была солнечная, прекрасная. Дорога до Азау крайне живописная, что я еще в большей степени заценил на обратном пути, после подъема и спуска по достаточно серой местности склона. Дойдя до Азау, уточнил где, что по чем. Гостиницы в районе от 1200 до 2000 за человека (это летние цены). Зимой ценник до 7000 (это там, где летом 1200)! Подьемник большой до 3885 м - 1800 рэ (как мне сообщил контролер, до кассы не дошел). Старый подъемник с красными трамвайчиками 500 рэ до 3500 м.
Выдвинулся на подъем. 10 раз заценил палки на данном склоне. Дело в том, что склон состоит в большей части из мееелкой такой крошки и нога по ней вполне катится, скользит. При подъеме палки очень выручали, при спуске, забегаю вперед, раза 3 вобще выручали, нога поехала и если бы не палки, вполне можно было бы получить травму. Поэтому планируя походы по горной местности крайне рекомендую присмотреться к данному важному элементу экипировки.
Шел долго по времени. Причина в гребаных часах samsung gear s3: на половине пути эта хрень зависла и я потратил битый час чтобы реанимировать ее. Просто мне важно было смотреть отметку и время в пути на данном подъеме. в конечном итоге плюнул на это гиблое дело и пошёл так. отправил специально для подъема так, как в них встроенный барометр альтиметр.
Так постепенно, не спеша зашел на Мир. Отметка что-то около 3500 м. Перекусил с кафе сытными хычинами и местным "сникерсом" который хоть и стоит в 4 раза дороже обычного, зато в 4 раза вкуснее оного) Попил горячего чая, приодел куртку и пошел вниз.
Хоть вниз идется гораздо быстрее, по опыту - раза в 2, все таки идти вниз гораздо тяжелее для ног. Коленки просто перегружаются. И здесь палки снова выручают)
Вобщем, так, без напряга, сходил до Мира)
Отметка финиша - 3500
Пройденая дистанция - 17 км

17.07.18
Сегодня решил перебраться на 3700 в бочки. Взял в прокате кошки на 3 дня, собрал вещи, что ненужное - оставил в гостинке, дооворился. Меня предупредили, что с водой проблемы наверху и надо тащить с собой. Взчл 5 л., положил в рюкзак. Итого 2 рюкзака вышли за 30 кг: вещи, еда, вода, кошки из нержавейки. Доехал на такси с ребятами гидами до Азау и вперед. Часов в 14 подползал со всем скарбом к 3700. Аллилуя! С заселением проблем не было совсем. Цена вопроса 1000 рэ в сутки. Поселили меня на бочках на 3750. Вполне норм и комфортно. Со мной здесь еще ребята, группа с гидом, через 2 дня на подъем идут. Гид у них классный парень, Дмитрий, потолковали о том о сем.
Решил время не терять и хоть до 4100 сбегать. Точнее, сползать. Перекусил, чем Бог послал, переоделся и в путь. Мне сказали, что 500 м в час это слишком быстро и надо в верху точно темп снижать. И, мол, у меня не получится. А че, медленнее не быстрее))) все получилось. Шел с вертикальной скоростью около 200-250 м в час. На 3966 м sams gear s3 опять глюканули и выше уже отметку не меняли и трек не писали. Говно часы, короче. Зашел веше приюта мария и приюта 11. Поинтересовался у народа - вроде 4100. 2 часа шел бочек, наверное так и есть. Ну, думаю, хватит, хорошего помаленьку. И пошагал вниз. Кстати, на 4100 Эльбрус предстал во всей своей красе!!! Погода была ясная, солнечная, кадры получились великолепные!
Сегодня просчитался: вместе с вещами, что оставил в гостинке, оставил горнолыжные очки. Мол, нафиг надо, я ж еще не на подъем, а на акллиматизацию похожу в велосипедках. Короче, трэш!!! Дело в том, что здесь уже пришлось одеть бплаклаву, и от дыхания очки просто ацки запотели. И без них никак и в них писец! Слава Богу, с собой еще горные очки есть, завтра в них пойду. Ну все, я спать.
Дошел до 4100.

18.07.18
С утра переговорили с Дмитрием (гид, который ведет группу из моего вагончика) немного позаниматься на кошках и с ледорубом. У них день отдыха и ребята пошли вниз в Азау, а у Дмитрия было свободное время. Потренировался ходить вверх, вниз, разворачиваться, ходить галсами и под углом к склону. Потом потренировался зарубаться в случае соскальзывания, причем попробова и на груди и на спине с переворотом и если вдруг вниз головой. Очень надеюсь, что не пригодится, однако знать и иметь навык жизненно необходимо! Главное, если что, вовремя сообразить...
Потом попил чайку, приоделся и пошел на гору. Цель на сегодня - скалы Пастухова. В самом начале возникли проблемы с кошками. Это трэш! Начали съезжать на бок на носке, потом пятка начала уходить, под конец начали пережимать еталлическую застежку (где клепка) на боте и давить на верхнюю часть стопы. Несколько раз пытался настроить - бесполезняк. Надеюсь, что пластиковые с жесткими кошками будут норм. Боты или может супер стельки тоже то еще оказались: боль в пяткахи по всей ступне в целом ацкая. Кроме того, с высоты 4200 начали ноги застывать, прямо с пальцев, классически) В общем треккинговая обувь здесь не айс, надо стопудово тащить горные боты с высоты 4000. Решил, что по возможности, как буду внизу - сразу возьму боты пластиковые и жесткие кошки. В целом дошел. Раза 3, после 3.5 часов движения, садился пил горячую воду. В конце перекусил орешков. Последние метров 200 было крайне сложно идти, насколько раз останавливался, не смотря на то, что темп выбрал в целом черепаший.
ВАЖНО!!! Уже намучися и предупреждаю заранее: нужны хорошие правильные горные очки!!! Имея сегодняшний опыт на сборах - купил бы очки хоть за 10 хоть за 15 т.рэ. Сегодня шел в 2 очках, одни поверх других и один хрен подспалил глаза. Болят теперь. Да сам тормознул: надо было хоть горнолыжные взять, а я их внизу оставил, в Терсколе, мол, не на подъем же иду, полагал, что они только там нужны будут. Ну вот и поплатился за незнание. В общем очки тоже возьму в прокате правильные, горные, мои хоть по ощущениям и трешка, однако моловто. Здесь маску сварщика надо. Надо глазки пожалеть, их всего 2 осталось...
На обратном пути зашел в несколько приютов, познакомился, узнал телефоны. Решил остановиться на 4000 в Приюте 11. И высота нормальная (каждый раз ходить с 3700 все таки тяжко, а надо уже выше) должен успевать организм восстанавливаться и стартовать с 4000 удобнее, чем с 3700). Хочу оттуда на 5000 схидить и потом на подъем. Перед 5000 и перед подъемом планирую съездить в Терскол, отдохнуть внизу, "на зеленке")

19.07.18
Сказано - сделано, переезжаю с 3700 на 4000, в приют 11. Загрузил вещички и вперед! Через 1.40 был там. Опять кошка съезжала, чтоб ее неладную разорвало. Вещей 2 рюкзака еще и на кошке этой ковылять пришлось. Надо что-то с обувью делать. Сегодня пойду в прокат, посмотрю, что по чем, примерю. Через 1.5 часа уже был в Азау. Сдал кошки (предоплату за 3 день так и не вернули, ну да Бог с ними, не обеднею))). Поел горячего супа. Так вкусно))) Много ли для счастья надо? В планах подзатариться едой и батарейками, взять экип и снова вверх. Наверху, то ли от холода, то ли от нехватки кислорода навигатор начал жрать батареи нещадно. 2 батареек на часов 5 работы только. Надо минимум 6 штук взять с собой, иначе труба.
Встретил поляков, парня с девчиной, мы с ними поднимались 17.07 вместе. Они не дошли: у парня на 5200 голова разболелась и они решили спуститься вниз, отдохнуть и снова завтра вверх. По сути, по той же программе, что у меня. Они уже с акклиматизацией были, с Казбека приехали, и вот все ж никак. Так что посмотрим, как оно будет у меня, я ж на эту высоту впервой...