Успешные спасработы на Макалу. Продолжение
Этот материал я публикую в ответ на критические комментарии моих оппонентов по предыдущему посту. Материал полностью переведен из сайта wspinanie.pl
1 июня по материалам “The Himalayan Times” мы проинформировали о драматических событиях, произошедших на Макалу. Днём раньше Лех и Войцех Флачиньские были эвакуированы со второго лагеря. В непальском журнале, а следовательно и у нас, было много неточностей. Благодаря Войцеху Флачиньскому мы представляем правильную картину событий.
Макалу (фото Войцеха Флачиньского).
24 мая на куполе Макалу я был один и не использовал кислород. Мой отец стал пользоваться кислородом после лагеря 4 (2 баллона). В это время он находился на предвершинном плато в непосредственной близости от предвершины, но на вершине не был. Отец ни на минуту не проявлял симптомов горной болезни. Короче говоря, после спуска во второй лагерь и проведённой там ночи, у него начались сильные боли в животе, не позволяющие спускаться дальше, он даже не мог повернуться с бока на бок. Такие боли не были связаны с горами или высотой. Поэтому нам пришлось обратиться за помощью.
Лех Флачиньский (фото Войцеха Флачиньского)
Во Французском кулуаре (фото Войцеха Флачиньского)
Усилившиеся порывы очень холодного ветра очень мешали на спуске с вершины, особенно на дюльферах. Стало темно. Мы одели пуховые куртки и нацепили налобные фонари. На крутых снежных полях ниже Французского кулуара сильный порыв ветра сорвал включённый фонарь с головы отца, фонарь покатился по склону и исчез. Я попытался мобилизовать отца к спуску, подсвечивая дорогу своим фонарём, но после 50 метров осторожной ходьбы и дюльферов от этих попыток пришлось отказаться по соображениям безопасности. Нам пришлось делать незапланированный бивуак на высоте около 8150-8200 метров.
Лех и Войцех Флачиньские по пути на Макалу. Фото Войцеха Флачиньского.
На рассвете я разбудил отца и заставил спускаться дальше. Он дрожал от холода, был очень слабым, а его баллон с кислородом был пуст. Я прошёл по перилам вверх в направлении Французского кулуара для того, чтобы принести отцу 3 баллона с кислородом, которые заметил ранее издалека. Мы выбрали один из самых полных, который отец сразу же подключил. Затем мы начали спускаться по перилам в четвёртый лагерь.
В четвёртый лагерь я спустился на 3 часа раньше отца. Здесь был очень сильный ветер, достигавший скорости от 85 до 90 км/ч (мы получали регулярные прогнозы от Рафала Фрони на Garmin inReach, за что ему очень благодарны ). В этом лагере непогода задержала нас на три ночи. Из еды в лагере остались только сладости (булочки, батоны, энергетическое желе, конфеты, чай и немного изотоника). Для отца был также оставлен баллон с кислородом.
Панорама с маршрута на Макалу. Фото Войцеха Флачиньского.
Палатку подкидывало порывами ветра вверх, она собиралась «улететь». Мне пришлось укреплять палатку, придавливая её фартуки снегом до половины высоты самой палатки.
В понедельник, 28 мая, ветер немного ослаб (до 25 км/ч). В 30 метрах от палатки мне удалось найти потерянную отцом кошку. Затем мы спустились к третьему лагерю (7474м). Здесь у нас был большой запас продуктов-лиофилизатов, газ, а также баллон с кислородом, оставленный нашими знакомыми из Болгарии. Мы наелись, напились. Из-за того, что у отца не было налобного фонаря, мы решили остаться здесь на ночь и спуститься в С2 на следующее утро.
На перилах (фото Войцеха Флачиньского)
Снаряжение , необходимое для спуска, всё увеличивалось, поэтому я спускался с морским мешком, прикрепленным ко мне на 6-метровом репшнуре. Конечно, мы были ослаблены и измучены таким долгим пребыванием на высоте (более 7 дней находились на высоте свыше 7 тыс.метров). Из-за усталости, вместо того, чтобы двинуться утром, мы собрались только к 13-30.
Ну и вид! (фото Войцеха Флачиньского)
Сильно дуло, нас обдавало пылевидными лавинами. В С2 (6619 м) мы дошли уже затемно, освещая путь одним фонарём. За 30-40 метров до палатки я несколько раз, также как и отец, упал в трещины. На счастье, они были мелкими и не причинили нам вреда. Мы были последними восходителями на Макалу и не так легко было найти правильный путь, а также перила, провешенные через трещины перед лагерем.
На следующий день у отца начались страшные боли в животе. Я вызвал вертолёт, но в этот день он не прилетел. Нас он забрал только на другой день (31.05).
Лех и Войцех Флачиньские на вертолете, который забрал их с высоты второго лагеря (фото: Войцеха Флачиньского)
В настоящее время отец выздоравливает, он находится после операции в больнице Nepal Mediciti Hospital. Я надеюсь, что он сможет вернуться в страну 6 июня, то есть в запланированное время, и нам не придётся сдавать билеты. В Варшаве мы должны быть 7 июня в 14 часов.
Войцех Флачиньский