Все пингвины улетели лазать в Испанию

Пишет Irina Morozova, 16.04.2018 12:59

Пасхальный уикэнд в Испании. Продолжение наших рождественских приключений в Арко

В чем отличительная особенность альпинистов? Они везде умудрятся найти снег на свою голову.

Все пингвины улетели лазать в Испанию (Альпинизм, монсеррат, испания, каталония, морозова, bosiha, funwings, нескучный альпинизм от А до Я)

Дело было к вечеру, делать было нечего. Не то чтобы нечего, просто короткий отдых между одной и другой работой.

- Давай съездим куда-нибудь на Пасху, – новое предложение от Настасьи Jurjevn-ы, обещающее очередные приключения.

За окном середина февраля и снег, так хочется скорее тепла, зелени и солнца. Представив мысленные образы весенних пасхальных деньков, долго не раздумываем: «КУДА?»
– Испания?
– О! Si, si…

При мыслях о жаркой Испании мозг рисует картинки палящего обжигающего солнца, теплых скал, бескрайнего моря, deep-water solo – все прелести жизни после холодной зимы.

Тут же находим дешевые билеты до Барселоны. Кстати, их можно искать здесь

Две девчонки хорошо, а три лучше. С нами решает поехать моя дочь, загоревшаяся идеей Испании настолько, что тут же покупает самоучитель испанского и оставшиеся два месяца штудирует его. Испанский ей не пригодился, так как отправились мы в Каталонию, где совершенно другой язык – каталонский.

Настя пригласила своих друзей из Риги, но большой тусовки не получилось. У всех оказались другие планы, и поехали только Володя Степанов с женой Ирой и маленьким годовалым сыном Ренатом.

Снова дело к вечеру... А точнее на утро после моего дня рождения. Добралась до компьютера, читаю поздравления, отвечаю. Благодаря особой магии соц.сетей поздравления нынче сыплются со всех уголков земного шара. Одно из них – от каталонца Джейми, который пару лет назад участвовал в Red Fox Elbrus Race. Мы тогда немного пообщались. Совсем немного. Джейми и его друг почти не говорили по-английски, поэтому общение происходило через испанца Диего, который знал немного русский.
И вот, отвечая на поздравления Джейми, я написала, что мы приедем на Пасху в Каталонию. Он сразу начал приглашать в свой дом и предлагать сходить вместе на какую-то вершину. Джейми – альпинист.
Отвечаю, что у нас уже забронированы две ночевки в Abella de la Conca, и приглашаю поехать с нами. Договариваемся, что мы заедем за ним из аэропорта, так как он живет в Вике, а это по пути в Абеллу.

Кто-то спросит: «Зачем общаться с каталонцем, если вы с трудом понимаете друг друга?»

Это еще одна отличительная особенность альпинистов – как рыбак рыбака видит издалека, так альпинист альпиниста всегда поймет, даже если они говорят на разных языках.

В других странах, в скалолазных, горных и прочих районах, интересны не только скалы и горы, но и аутентичность места, атмосфера, которую кроме скал создают история, люди, архитектура, культура, колорит местной жизни. По сути сами скалы почти ничем не отличаются, кроме как породой. Известняк, гранит, песчаник. Хотя для скалолазов, это утверждение, наверное, прозвучит кощунственно, как для кофейного гурмана, чувствующего все вкусовые нюансы сотен различных сортов кофе, утверждение, что кофе – это только экспрессо, латте, капучино.

Но мы не скалолазные гурманы, а альпинисты. И еще любим жизнь, наполненную приключениями. Поэтому договариваемся через Google Translate с Джейми, и с нетерпением ждем поездки.

Нам не страшен серый волк

Человек предполагает… то есть планирует, а кто-то там наверху постоянно редактирует эти планы.

Перед поездкой мне удалили сразу два сложных зуба и три дня чувствую себя амебой. Антибиотики – зло! Поэтому лечусь народными латышскими средствами: сыворотка, капуста, что-то там еще, вперемешку с русскими полосканиями хлорфилиптом и тоже чем-то там еще. Дело осложняется авралом в работе, который не маячил на горизонте, когда мы в феврале покупали билеты.

– Похоже придется в Абелле работать пока вы лазаете, – сообщаю Насте, засовывая в рюкзак компьютер.

Проблема не приходит одна. Они, эти настырные мелкие пакостники, начинают бить по всем фронтам, так и норовя напакостить и засунуть ложку дегтя в бочку с медом, перед которой ты уже сидишь и облизываешься в предвкушении сластяшки. Накануне вылета, во время боулдер-соревнований на огромной выставке, Настя подхватывает грипо-вирус, и в самолет садится с температурой 38 с хвостиком.

Перед вылетом затарились в гомеопатической аптеке баночками и пузырьками с афлубином, эхинацеей, прополисом, бузиной, etc… И не страшны нам ни зубы, ни грипо-вирусы, ни… перво-апрельский снег.

День прошлый.
В прошлом году на Пасху я ездила в Ригу. Настя тогда организовала пасхальный вело-уикэнд. С него-то и начались наши нынешние приключения. Так вот, в том прошлом году вечером первого дня, когда ложились спать накануне Пасхи, было ясное звездное небо, тихая ночь, и ничего не предвещало того, что среди ночи вдруг – хруст-хруст, хруст-хруст. Спросонья звуки хруста шагов по снегу прозвучали как в сказке. Подумала: «Глючит». Хотела было уснуть, как опять – хруст-хруст, хруст-хруст. Расстегнула молнию, высунула голову из палатки, а там сантиметров пять снега.

День нынешний.
В этом году католическая Пасха совпала с днем Смеха – 1 апреля. Живописная картина: Каталония, деревня Абелла де ля Конка, расположенная прямо на скалистых склонах, хижина – пристанище скалолазов, окруженная скалами, где мы за ужином пьем вино, общаемся с каталонскими друзьями, и за окнами виднеется звездное небо.

А с утра кто-то там наверху устроил первоапрельскую шутку. За ночь выпал снег. Снег в Испании в апреле! Когда даже в декабре там чуть ли не в трусах по скалам лазать можно. Не пять сантиметров, конечно, как на прошлую Пасху в Риге, но достаточно для того, чтобы лазать в этот день пришлось в альпинистских боевых условиях. Снова, как и в декабре в Арко, пришлось побороться с замерзшими пальцами. Настя с температурой 37.8 с трудом вытянула пару пятерок и дальше стояла на страховке.

На следующий день стало потеплее. Вовка пролез пару шестерок и семерку.

И на этой позитивной ноте мы распрощались с латвийскими друзьями, с Абеллой, и отправились к Джейми, где оказались за пасхальным столом в настоящем каталонском семействе – в доме у родителей Сары. Общались о скалах, маршрутах, о Каталонии и охоте. Да, да, охоте. Отец Сары – охотник и дома на стенах висят рогатые и клыкастые трофеи.

Как же мы общались? Как обычно: три слова по-английски, жесты, картинки на бумажной скатерти и Google Translate.

– План А, – начал загибать пальцы Джейми. – Мы едем в Монсеррат и лезем какой-нибудь скальный мультипитч. План Б – едем в Пиренеи и поднимаемся на вершину по снежному склону.

В Пиринеи хочется, но с Настиным «гриповирусом» нам не светят Пиренеи.

– Ок, тогда только план А, - улыбается Джейми, разгибая второй палец.

Каждый уважающий себя японец должен хотя бы раз в жизни подняться на Фудзи-сан. Каждый уважающий себя каталонец, должен совершить паломничество на Монсеррат. А каждый уважающий себя турист обязательно должен посетить места, которые должен посетить каждый уважающий себя местный житель.

Монсеррат

СПРАВКА из Википедии. Миллионы лет тому назад на месте современной Каталонии располагалось море, которое затем вздыбилось, превратившись в горный хребет. После сошел ледник и произошло образование Пиренеев. А вот гора Монсеррат откололась от главного хребта и осталась стоять в одиночестве. Её высота составляет 1236 м, ширина – 5 км, а длина – 10 км.

Монсеррат – интересное и необычное место. Большой массив из останцев, образующих издали причудливые фигуры, напоминающие не то каменных воинов, не то людей в капюшонах со склоненными головами, не то каких-то идолов. Пока едешь к Монсеррату, на холмах вдоль дороги возвышаются кресты, напоминая картины средневековья. Поначалу казалось, что это деревья так причудливо растут, наподобие деревьев Джошуа, простирающих руки к небу, но на самом деле – это воткнутые в землю жерди к которым привязаны другие жерди, образующие крест. Часть из них полуобугленные, что еще больше усиливает сюрреалистичное ощущение.

Туристическое место Monistrol de Montserrat представляет не менее странную картину. Огромные здания гостиниц, больше вписались бы в дизайн мегаполиса, тут же они смотрятся несколько чужеродно в узком ущелье среди скал. По центральной площади, среди толпы туристов, движутся люди с веревками на шее, звенящие железом, развешанном на поясе.

Монсеррат – каталонская мекка не только у туристов и паломников к религиозным святыням, но и у скалолазов. Бесчисленное количество как спортивных маршрутов, так и мультипитчей со всех сторон этого огромного массива.

Мы немного выбивались из общей картины, так как не походили ни на тех, ни на других. Паломничество к святыням и сувениры нас не интересовали, а скалолазная амуниция была в рюкзаке, а не на шее и поясе.

Собственно, и амуниции было не так много – обвязки да каски. С нами отправились – моя дочь, которая не занимается ни альпинизмом, ни скалолазанием, и 14-летняя дочь Джейми и Сары. Поэтому маршрут собирались пойти супер легкий, прогулочный.
Еще дома я спросила Джейми понадобится ли веревка, петли или что-то такое. Зачастую даже на виаферрату не стоит выходить без сета оттяжек, и хотя бы короткой вспомогательной веревки.
– No, no, ничего не нужно, – покачал головой Джейми, объяснив, что там железный трос и лазанье легкое, не выше тройки.

Все шло легко и просто пока поднимались по тропе, любуясь окружающими изваяниями.
– Там вершины Mummy и Elephant, – показывал Джейми. – А вон мультипитчевый маршрут Baby.
Тропа шла вдоль скалолазных секторов с восьмерками по потолкам и нависаниям. Мимо пробегали скайрайнеры, за нами и перед нами поднимались какие-то туристы. Несколько раз слышалась русская речь, но мы маскировались, стараясь не произносить ни слова по русски, чтобы нас не услышали. Почему-то в другой стране нет желания общаться с незнакомыми соотечественниками.

Настя тяжело дышала, температура так и не спала ниже 37. Джейми предложил подняться до обзорной площадки у хижины и ограничиться осмотром окрестнстей, но решили все же попытаться дойти до вершины.

И вот, выйдя на перемычку между двумя останцами, упераемся в скалы. Дальше надо лезть. Обещанного троса не видать, но может он будет где-то за углом. Надели обвязки, Джейми достал концы веревки – два пятиметровых и один метра три, – явно предназначенные для усов самостраховки. Один отдал Саре с дочерью, второй – мне, а в третий стал сам ввязываться, показывая, что мы должны этими кусками веревки связаться. Затем повесил на пояс пару френдов и полез по скале.

Все еще не понимая, что происходит, так как коммуникация у нас на уровне трех английских слов и через Google Translate с каталонского на русский, мы связались и полезли за ним. За углом все оказалось не совсем тривиально. Лазанье действительно не выше тройки, но вверх уходил длинный слэб без трещин для стоперов, а у нас только огрызки веревки, которые Джейми связал вместе и полез вверх. Стенка перед нами короткая, но что дальше за ней – не видать.

Рельеф тоже весьма странный и непривычный. Это даже не известняк, и не гранит. Весь массив Монсеррат состоит из конгломерата. Вкрапления камней разной величины каким-то образом склеенных глинистой породой. Держаться надо за эти вкрапления, но кажется, они возьмут сейчас и отколются под пальцами. Ноги приходится ставить на скользкие вцементированные камешки, так как на трении на более шероховатых участках кроссовки не сильно держат. Возможно все дело в привычке, да и в скальных тапках вообще проблем бы не возникло.

– Я дальше не полезу, – сказала Настя и села.

Она не любит, когда сомнительная страховка, предпочитая, чтобы в горах была стопроцентная надега.
Да и я видела, как там наверху за перегибом навстречу нам дюльферяют, и это настораживает. Ведь даже если мы и залезем с этими 10-ю метрами веревки, то как спустимся обратно?

Кричим Джейми, чтобы вернулся, пытаемся объяснить, что хотим остаться тут, а они с Сарой могут дойти до вершины, мы их подождем. Джейми отвечает: «Si, si… мы все можем вернуться»
– Нет, Джейми, нет. Вы с Сарой можете лезть, а мы подождем.

Дальше следует диалог, в котором явно никто не понимает друг друга. Но чувствую, что если мы развернемся, то они тоже развернуться, и Джейми сильно расстроится. Расстроится не из-за себя, а из-за нас, так как он пошел на этот маршрут только ради нас. Он не говорит этого словами, но долгий опыт общения с людьми, с которыми не говоришь на одном языке, научил читать их чувства и мысли.

Хорошо. Если мы не понимаем слова, то пусть за нас говорит наш альпинистский опыт. Ввязываюсь в эти связанные вместе два пятиметровых куска, образующие 10 метров страховочной веревки, второй конец отдаю Джейми, показывая: «Давай, полезем вдвоем, я посмотрю, что там за перегибом».

Джейми вылезает за перегиб, кричит что-то сверху, Сара мне показывает: «Лезь». Я лезу, совершенно не понимая надежная ли страховка наверху. Страховка оказывается впечатляющая – станция из удавки на вогнанном вертикально толстом металлическом штыре. После станций на песочных ушах в Вади Раме эта кажется надегой. К тому же вызывает больше доверия, чем шлямбура, которые непонятно как держатся в этом конгломерате.

До вершины похоже метров 20-25, и они не кажутся сильно сложными. Поэтому сбрасываю конец веревки вниз, и кричу Насте, что все ОК, можно всем подходить, двигаемся дальше.

Параллельным маршрутом лезут два мужика с ребенком. Спрашивают нас, все ли ОК. Отвечаем: «Si, si…»
Эти каталонцы вполне хорошо говорят по-английски. Когда мы с ними встретились на вершине, они рассказали, что тут действительно должен быть трос, но у них в Каталонии периодически кто-то решает почистить маршруты, и все срезает. А потом приходят другие, и снова набивают.
Джейми пытается извиняться, мол, сорри, сорри, я не знал.
Хлопаю его по плечу, говоря: «Все ок, это же adventure. А мы любим приключения».

Ведь насколько яркие эмоции оставил прогулочный маршрут в Монсеррате. Воспоминания о лазанье в Абелла де ля Конка скоро сотрутся – скалы и скалы, что в них особенного? А приключения на Монсеррате останутся на всю жизнь.

Действующие лица:

Anastasija Bosiha (Латвия), Ирина Морозова и Анжелика Лебедь (Россия), Jaume Cardona и Sara (Каталония), Владимир, Ира и Ринат Степановы (Латвия)
Опус написала: Ирина Морозова
Фото: нАшИ

Короткий позитивный видеоролик.

Изначально было в планах снять небольшой фильм в раздел наших новых фильмов про "Нескучный альпинизм от А до Я". Даже пыталась придумать сценарий. Но, как уже писала выше, кто-то наверху редактирует планы. С гриповирусами и рабочим авралом, когда надо было еще успевать работать в эти три дня, было не до съемок, поэтому то камера оказалась не заряжена, потом выяснилось, что карта памяти забилась. Поэтому полноценный фильм не удался.
Вышла только короткая зарисовка с небольшими лайхаками.