Кавказская двойка Часть 2. Казбек
Даты: 12.06.2017 г. – 14.06.2017 г.
Команда: Виталий Шлюпка
Александр Корец
Маршрут: классический, с юга, через ледник Гергети
11 июня мы пересекли российско-грузинскую границу и через КПП Казбеги попали в Грузию. Потом автостопом по Военно-Грузинской дороге добрались до поселка Степанцминда (высота 1744 м.). Здесь мы сделали один день отдыха, поскольку изрядно вымотались на Эльбрусе да и бессонная ночь во Владикавказе давала о себе знать.
В поселке по сути ничего интересного нет, кроме Казбека и Троицой церкви, поэтому мы были удивлены количеству туристов: поляки, немцы, индусы, китайцы и т.д. В украинских Карпатах иностранцев столько не встретишь, хоть и наши горные поселки по инфраструктуре на порядок выше, чем грузинские.
Поселились мы в хостеле, хозяева принимали нас хорошо и разрешили оставить часть ненужных на горе вещей. В итоге отъевшись хачапури и хинкали, на следующий день мы отправились наверх.
День 1. Зеленые ночевки
12 июня рано утром мы вышли с хостела и направились в сторону Троицой церкви или по-грузински Гергетис Цминда Самеба, находится она на высоте 2170 м. Идти к ней можно двумя путями: коротким более крутым и длинным. Мы пошли по длинному и пологому серпантину, с рюкзаками так легче. На всем пути нас донимали машины, что возят туристов к церкви. После зоны леса мы вышли на открытую поляну, слева стоит церковь, а тропа на Казбек уходит направо на небольшой холм. Набрав воды в источнике у церкви, мы пошли дальше к так называемым зеленым ночевкам (высота 3000 м.).
Периодически в небе кружил вертолет, возможно, кого-то искали. Было облачно, туман, моросил небольшой дождь. Пробираясь выше нам начали встречаться первые снежники. Далее по каменной осыпи мы вышли на перевал Саберце, здесь стоит тур с крестом, пройдя который мы начали траверсировать вниз по склону. Оттуда уже видно начало ледника Гергети и большой каньон в котором протекает река Чхери.
Тропа шла по камням присыпанных снегом, приходилось пересекать небольшие ручейки и к четырем часам дня мы оказались на зеленых ночевках. К вечеру из-за облаков нам впервые за все время показалась вершина Казбека.
Видео первого дня
День 2. Казбекское плато
13 июня, в одиннадцать часов утра мы продолжили свой путь, в планах было пересечь ледник Гергети и поставить палатку выше покинутой метеостанции под названием Бетлеми Хат. На протяжении всего пути, высота не ощущалась и признаков горной болезни не было вообще. Это было связано с тем, что четыре дня назад мы подняли на Эльбрус и акклиматизации наш организм уже не требовал.
Вчера и сегодня по дороге нам встречались несколько собак, как оказалось, они живут на метеостанции. Тропа к леднику идет вдоль каньона, по снежникам, камням и промаркирована турами. Под снегом было слышно, как течет вода и временами мы проваливались чуть ли не по колени. Приходилось идти аккуратно и обходить водные потоки. Прохождение ледника до метеостанции в это время, не вызывает больших трудностей, мы шли несвязанные, тропу видно хорошо, трещин практически нет, а если и встречались, они были очень мелкие, до 20 сантиметров в ширину.
К четырем часам дня мы подошли к метеостанции Бетлеми Хат (высота 3653 м.), здесь находится приют можно остаться на ночь или поставить палатку на поляне вокруг. Возле флагштока ловит мобильная связь, чем мы и воспользовались. Виталя позвонил домой, узнал прогноз погоды, который говорил о том, что завтра будет окно, а потом усиливается ветер и начинаются снегопады. На метеостанции мы перекусили и немного отдохнули. Зарегистрировавшись у спасателей, или пограничников, или смотрителей станции, (я так и не понял, кто они) пошли выше. Стоит сказать, что еще находясь в Степанцминде, мы тоже отметились в спасательном пункте.
Видео второго дня
Через час-полтора мы подошли к стоянкам на 3800 м., поразмыслив, решили, что останавливаться здесь не будем, а поставим штурмовой лагерь на Казбекском плато или сколько успеем дойти. Дальше тропа виляет вдоль конгломератных склонов стены Хмаура. Она состоит из столбов выветривания из которых постоянно сыпят камни. В начале июня стена еще замершая и камни падают не так часто, но думаю в июле и августе нужно быть внимательным и проходить этот участок побыстрее.
Так мы шли до самого заката, уже изрядно уставшие и пройдя очередной холм мы думали, что вот за ним уже будет плато, но появлялся следующий и следующий. Со стены скатывались камни, но до тропы они не долетали. В конце концов, в начале девятого вечера мы добрались до места, которое по нашему мнению было Казбекским плато на высоту 4320 м. В нескольких метрах от тропы мы расчистили место под палатку и принялись ее устанавливать. Закапывая в снег одну из оттяжек от палатки, для большей устойчивости я решил ее притоптать и одной ногой провалился в трещину ледника. Ночевать на этом месте я наотрез отказался, предложил или спуститься немного ниже, или еще подняться. Но ниже мест под палатку никаких нет, там прилетают или камни, или ледовые сбросы. Выше идти сил не было. Я согласился с такими аргументами Витали и мы перенесли палатку на 30 метров от трещины, где и переночевали. В таких случаях, по-хорошему, надо бы спать в обвязках, связанными веревкой, которую закрепить на надежной точке. Уже стояла ночь, хотелось есть и быстрее уснуть, а делать все это было просто лень. Сейчас я думаю, что лень – это одна из самых больших опасностей в горах, с которой надо бороться.
Продолжение видео второго дня
День 3. Штурм
14 июня, просыпались мы и в два, и в три ночи, но было ветрено, в итоге на штурм вершины мы вышли в шесть утра. Собрались, связались и пошли наверх. Погода была ясная, морозная и чем выше мы подымались, тем сильнее дул ветер. Выйдя на Казбекский перевал, мы заметили, что за нами идет еще одна группа из двух человек и собаки. В этот день никто больше на восхождение не выходил. Собака прибегала то к нам, то к другой связке. Кстати, собачка забралась на саму вершину! Интересно в который раз она это сделала?
Ледник был закрыт, ни сколько не разорван, трещины если и встречались, то их можно было просто перешагнуть. Тропа огибает вершину слева направо и уходит вверх. Подъем не сложный, на склонах лежало много снега. Не теряя темпа, в девять утра мы уже были на седловине (высота 5005 м.) между двух вершин Казбека: Западной высотой 5015 м. и Восточной высотой 5033 м. Эта высота измеряется исходя из Балтийской системы высот, но на всех футболках, что мы видели в Степанцминде, высота Казбека указывается – 5047 м., а вот по навигатору было 5039 м. Так, что какая настоящая высота Казбека, осталось не выясненным.
Склон от седла на вершину доходит до 35 градусов, покрыт плотным фирном, а на коротких участках – льдом. Приходилось идти в три такта, еще дул неслабый ветер. В десять часов утра я стоял на вершине, через несколько минут подошел Виталя. С вершины открывался потрясающий вид, куда ни глянь, кругом белоснежные пики и даже виднелся Эльбрус, на севере раскинулся Владикавказ. Поделав фото и видео, мы начали спуск. В палатку вернулись к 12 часам дня.
Немного поспав, около четырех дня мы начали спуск на зеленые ночевки. Все вокруг затянуло туманом, пошел снег и чем ниже мы спускались, он превращался в мокрый снег, а потом полил настоящий ливень. К зеленым ночевкам мы пришли к вечеру, промокшие до нитки. Мокрым было абсолютно все: одежда, спальник, пуховик. Я одел более-менее сухие штаны, лег на коврик и просто укрылся сверху мокрым спальником. В таком положении мы стали ждать утра.
В итоге, за десять дней мы смогли сходить на Эльбрус и Казбек. Восхождение получилось, как кавказский танец: быстрое, красивое и нескучное!
Видео третьего дня
Эпилог))