Новости с К2: Команда поработала плодотворно!
Денис Урубко и Адам Белецкий, Черная Пирамида, на заднем фоне – Броуд Пик, фото (с) Адам Белецкий
Хроника новостей с К2 за последние дни:
18 февраля
Ветер слабеет, погода хорошая. Адам Белецкий и Денис Урубко идут под Камин Хауса, чтобы поставить Лагерь 2 и попробуют подняться выше, до Лагеря 3. Прошлогодние веревки в очень хорошем состоянии.
Две двойки – Марек Хмелярский и Артур Малек, а также Януш Голомб и Мачей Бедрейчук – идут из Лагеря 1 в сторону Лагеря 2, чтобы проконтролировать состояние перил и провесить их там, где не хватает.
Команда пакистанских высотных носильщиков идет сегодня на старый маршрут, чтобы снять лагеря и веревки.
…
Адам Белецкий и Денис Урубко разбили лагерь на 6800 м.
Марек Хмелярский и Артур Малек вернулись в базу.
Януш Голомб и Мачей Бедрейчук ночуют в Лагере 1.
Все чувствуют себя отлично.
Artur Małek между Лагерем 1 и Лагерем 2, фото (с) Marek Chmielarski
Artur Małek между Лагерем 1 и Лагерем 2, фото (с) Marek Chmielarski
19 февраля
Кшиштоф Велицкий: «Тихо-спокойно, светит солнце, слабый ветер. Почти вся гора видна как на ладони, что редко тут случается. Солнце – это важно, оно положительно влияет на психику».
Artur Małek, привет из базового лагеря, фото Polski Himalaizm Zimowy
К2, вид из базового лагеря, фото (с) Janusz Golab
Адам Белецкий и Денис Урубко прошли Черную Пирамиду и разбили палатку на 7200 м (условный Лагерь 3). Денис сначала шел вперед с большим отрывом, а потом подождал Адама, чтобы вместе подойти под Пирамиду. Прохождение трудного участка заняло целый день, на биваке было холодно. Как напишет позже Денис, «с обмороженным носом воспоминания острей…».
Януш Голомб и Мачей Бедрейчук вышли в направлении Лагеря 2, оставили депозит на 6500 м, под Камином Хауса, и спустились в базу.
Наверх выдвинулись Марчин Качкан и Дариуш Залусский и заночевали в передовом базовом лагере (ABC).
Из базового лагеря четверка высотных портеров вышла на старый маршрут, чтобы убрать оставленное там снаряжение.
Тем временем, участники, оставшиеся в базе, увлеченно смотрели трансляцию олимпийских соревнований по лыжным гонкам. По случаю золотой медали, которую завоевал поляк Камиль Стох, в закромах нашлось белое вино, а бессменный повар Mosin испек торт. «А товарищей на горе мы будем держать в курсе новостей. Во время трансляции они должны быть уже в палатках», – улыбается Велицкий.
20 февраля
Адам Белецкий и Денис Урубко проверили путь подъема до высоты 7400 м. Ночуют на 7200 м.
«Путь до Плеча открыт, но там нас ждет много работы», – передает Кшиштоф Велицкий, исключая вероятность штурма вершины в феврале.
Марчин Качкан перешел из ABC в Лагерь 1 и там ночует.
Денис Урубко на 7200 м, фото из личного блога
Адам Белецкий, Камин Хауса, фото (с) Денис Урубко
Адам Белецкий, Камин Хауса, фото (с) Денис Урубко
Команда выразила официальную благодарность пакистанским высотным портерам.
Amin Ullah, Fazal Ali, Sadiq Sadpara, Jalal Uddin, фото (с) Марек Хмелярский
«Ранее они помогали нам на маршруте Басков (Чесена) – теперь переносили всё бивачное снаряжение в Лагерь 1 на Ребре Абруццкого, – рассказывает Кшиштоф Велицкий, отмечая, что они очень рисковали. – Это опытные альпинисты. За плечами Амина и Саддика – восхождения на 5 восьмитысячников, а Фазал дважды был на вершине К2. Другое дело, что их снаряжение и оснащение больше рассчитано на летние условия... В нашей экспедиции они не используют дополнительный кислород. Мы хотели бы поблагодарить пакистанских восходителей за их тяжелый труд и участие, вложенные в эту Экспедицию. Без них мы не были бы там, где мы сейчас».
Пакистанские высотные портеры, фото (с) Amin Ullah
21 февраля
Адам Белецкий и Денис Урубко спускаются в базу.
Марчин Качкан находится в Лагере 1.
Остальные участники – в базовом лагере.
22 февраля
Все члены экспедиции в базе. Отдыхают и восстанавливаются перед дальнейшей борьбой. По прогнозу, в ближайшие дни погода не позволит работать на горе. Ожидается ветер выше 50 – 60 км/ч.
***
В целом, работа команды оценивается как плодотворная – они выполнили план, максимально использовали выпавшее погодное окно и существенно улучшили акклиматизацию. «Мы довольны этой разведкой», – говорит Адам. Свои впечатления он описал в беседе с wspinanie.pl.
К2. Желтым – маршрут Абруцци; красным – обычное расположение лагерей 3 и 4; зеленым – высота, до которой дошли Адам Белецкий и Денис Урубко (7400 м), фото montagna.tv
К2, маршрут Абруцци, фото tvn24.pl
Петр Туркот (wspinanie.pl): В наших репортажах то и дело фигурируют два названия: Камин Хауса и Черная Пирамида. Опиши, с какими вы столкнулись там условиями?
Адам Белецкий: Я был приятно удивлен условиями на стене. Может, ввиду того, что я больше занимаюсь зимним альпинизмом, чем летним, восходить мне было хорошо. Немного льда, немного фирна. «Условия» на стене я бы оценил, в целом, как хорошие, даже состояние перил было весьма неплохое. Сегодня во время спуска нам хорошенько досталось. И это говорит о том, что сами по себе технические трудности и высота не являются для нас проблемой. Проблема – ветер. Сегодня на спуске он был очень сильный, и нас порядочно потрепало.
Адам Белецкий, фото из блога Дениса Урубко
– Что значит «сильный ветер»?
Когда скорость ветра от 20 до 40 км/ч, мы не придаем этому большого значения. Ветер выше 40 км/ч уже становится проблемой. Очень важно, порывистый он или постоянный. До 7000 м при ветре 40 км/ч с порывами до 70 км/ч, еще можно что-то делать, но если сила ветра больше, то уже тяжело. У нас на спуске были порывы свыше 80 км/ч, а иногда они доходили даже до 100 км/ч. И тогда уже очень трудно дается любая манипуляция, даже встегивание веревки, снег задувает в глаза. Каждый альпинист знает, какая это подстава на стене. Особенно, когда такой холод.
Например, во время спуска ветер перебросил меня с веревкой на другую сторону скального ребра, а я совершенно ничего не мог поделать, т.к. не имел никакой точки крепления. Я мог только просто дать ветру себя потрепать, подождать, пока порыв не утихнет, и попытаться траверсом вернуться к линии перил.
Честно говоря, на спуске мы испытали то, с чем ассоциируется у меня зима в Каракоруме. Пожалуй, это невозможно никому описать… – размышлял я, добравшись до Лагеря 2. – Может, только альпинист поймет, но обычный человек – вряд ли. Настолько там тяжело и ужасно.
Денис Урубко в своем блоге:
«Место «официального» Второго лагеря открыто порывам ветра. Если летом здесь получается находить компромисс с природой, то зимой она показывает смертельный оскал».
Денис Урубко, фото из личного блога
Денис Урубко, фото из личного блога
– Как выглядело состояние перил на Черной Пирамиде, приходилось ли вам провешивать свои? Как обстоит там дело со страховкой?
«Все приемы разрешены», – частично мы страховались, частично пользовались старыми перилами. Ну, и что важно, нам немного повезло:) Когда мы наткнулись на участок, где состояние перил было, на наш взгляд, неприемлемым, то на 20 – 30 метров ниже этого места мы нашли две бухты новенькой, корейской веревки – сам срезал наклейку… И мы просто повесили эти веревки – если бы мы их не нашли, будь они на 100 метров ниже или выше, то, кто знает, не закончилось бы это отступлением…
Денис Урубко в своем блоге:
«Перильным веревкам можно было доверять! Ну… если надвязать где надо, переплести что “потршебно”, помолиться кому следует».
Адам Белецкий, фото из блога Дениса Урубко
– Расскажи о своей акклиматизации, самочувствии. Мы слышали, что Денис быстрый, а ты пытаешься удержать его темп, и это непросто :)
Это выглядит примерно так… На самом деле, для меня это был всего лишь второй выход выше базы. Я очень доволен, что мне удалось достичь этих 7200, 7400 м и переночевать два раза на этой высоте. Это дает очень хорошую акклиматизацию. Известно, что Денис суперсильный и суперскоростной. Я, самое большее, могу только пытаться за ним угнаться. Получается ли – тут надо спросить у него :) В любом случае, нам хорошо шлось вместе. И мы безопасно осуществили этот выход.
Денис Урубко в своем блоге:
«Ночь была тяжёлой. Тело с трудом привыкало к Высоте. В бреду я видел растущий у палатки банановый куст, нарвал себе сколько влезло в руки».
Денис Урубко и Адам Белецкий, фото из блога Дениса Урубко
Денис Урубко, фото (с) Адам Белецкий
– А как выглядит подъем выше Черной Пирамиды? Вы сходили на разведку на 7400 м, где рельеф должен быть уже менее крутой.
Мы вышли на перегиб гребня, на широкое плечо. Принципиально, что мы нашли проход между трещинами, которых летом практически нет – зимой они оголены. Мы довольны этой вылазкой – она имела смысл, потому что мы увидели практически весь открытый путь на Плечо К2. Хотя у нас был и не самый быстрый темп, и шлось нам тяжко, т.к. «акклимуха» еще не та. Но мы разведали обстановку, а, фактически, именно это и было нашей целью.
Денис Урубко в своем блоге:
«– Только представь! – говорил я Адаму. – Лишь пять человек были на такой высоте зимой на К2! Ты и Велицкий, Марчин, Петрек Моравски... ну и меня снова угораздило».
Адам Белецкий, фото из блога Дениса Урубко
– Спасибо за беседу – отдыхай!
Денис Урубко в своем блоге:
«Тело отощавшее. Остались мышцы для финального рывка. Но они не греют. По народному выражению: “хУдый як ровер” - “тощий как велосипед”».
Денис Урубко, фото из личного блога
Видео. Адам Белецкий и Денис Урубко по пути в Лагерь 3, 7200 м
***
Чтобы еще лучше представлять себе скальную формацию, пройденную восходителями, обратимся к блогу Павла Михальского:
«Сначала Черная Пирамида петляет кулуарами и впадинами, затем, на высоте ок. 7000 м нужно пройти почти отвесную стену с микстовым рельефом. Там, как и в Камине Хауса, висит много старых веревок и стальная лесенка. Следующий этап – это восхождение на скальном рельефе, с траверсом Пирамиды. Последние 150 м – подъем по снежно-ледовому рельефу с очень большим уклоном, с выходом на снежные поля, где можно разбить Лагерь 3. Место, где его обычно ставят, лавиноопасно, особенно летом. Лагерь 3 – ключевой для нашей экспедиции. Каждый, кто думает о штурме вершины, должен провести там хотя бы одну ночь».
«В Лагере 3 должны быть две палатки, возможность приготовления пищи, продовольствие, веревки и кислородные баллоны», – добавляет Януш Майер. – Лагерь 4 будет поставлен во время штурма вершины на высоте ок. 7950 м».
Нижний Лагерь 2 (6500 м), фото (с) Piotr Tomala
Начальный участок Черной пирамиды (ок. 6750 м), фото (с) Paweł MIchalski
Стена на высоте ок. 7000 м, фото (с) Paweł MIchalski
Черная пирамида на высоте ок. 7100 м, фото (с) Paweł MIchalski
***
А ровно 30 лет назад, в эти же даты, экспедиция Анджея Завады 1987/ 1988 гг. впервые в истории пыталась взойти на К2 зимой. «…Условия были настолько нечеловеческими, что в какой-то момент я просто морально не мог решиться отправлять на гору следующих участников…» – скажет потом Завада. – …Самой большой психологической трудностью было ожидание погоды в лагерях. А, возможно, еще труднее было ожидание в базе. Нет ничего хуже, чем бездействие, вызванное плохими условиями».
Участники первой зимней экспедиции на К2, 1987/1988, фото (с) Andrzej Zawada
Тогда Лешек Чихы и Кшиштоф Велицкий смогли поставить Лагерь 3 на 7300 м – это была наивысшая точка, которую удалось достичь в той экспедиции. После ряда отважных попыток, получив многочисленные обморожения, члены команды вынуждены были отступить.
Экспедиция вошла в историю не только как первая попытка зимнего восхождения в Каракоруме, но и как самая дорогая экспедиция в хрониках гималаизма. На пресс-конференции Анджей Завада оценил расходы в… 1 млн долларов!
***
Между тем, в эти дни на подходе к К2 находятся двое сотрудников популярной телепередачи «Fakty TVN» – журналист и оператор. Вооружившись внушительным комплектом горного снаряжения, в т.ч. кошками и обвязками, они в пути уже почти 10 дней и успели изведать тяготы 26-часового автобусного переезда (самолет до Скарду был отменен), переправиться босиком через ледяной горный ручей и прочувствовать на себе влияние перепадов высоты. «Температура минусовая, но ничего, справляемся», – уверяет Роберт Ялоха. В сопровождении каравана из 50 человек они планируют вот-вот поспеть к месту развития событий.
Журналист Robert Jałocha и оператор Maciej Siemaszko выдвигаются под К2, фото tvn.24
***
В это время метеоролог Михал Пыка усиленно работает над прогнозом: «Ожидается 3 – 4 дня непогоды. В верхней тропосфере, в радиусе 3 – 4 тыс.км вокруг К2 творится сейчас нечто, что можно сравнить с торнадо. У этого «торнадо» есть четкие границы, за пределами которых всё более-менее спокойно, а внутри него летают «обрывки и вихри» того, что недавно было субполярным высотным струйным течением (jet stream). Специфика горы К2 – помимо прочего, в том, что она расположена на стыке двух элементов циркуляции атмосферы (ячейка Гадлея и ячейка Феррела). А поскольку гора настолько высока, что иногда оказывается на пути jet stream’а, то она собирает на себя воздушные завихрения. Над Эверестом jet stream проходит выше в тропосфере, и поэтому, хотя ветер там дует почти беспрерывно, ситуация несравнимо легче. К2 в этом плане имеет фатальную позицию».
В базовом лагере под К2, фото FreeMount (Facebook)
***
Януш Майер, начальник оргкомитета экспедиции, считает, что попытка штурма вершины может быть предпринята в начале марта, именно тогда есть шанс на погодное окно. По его словам, Лагерь 3 планируется поставить выше того места, куда добрались Денис и Адам – возможно, на 7300 – 7350 м. «Там должны будут переночевать следующие участники, чтобы как можно больше людей акклиматизировались на этой высоте, т.к. нужна штурмовая двойка и вторая двойка, которая будет их страховать».
«Наш план таков – ночью выйти из Лагеря 3, а в Лагере 4, на высоте ок. 7900 м, не спать, а только отдохнуть несколько часов и сразу двинуться на вершину», – сообщает спортивный руководитель экспедиции Януш Голомб.
Но пока, как отметил Януш Майер, «до вершины еще далеко», призывая «не терять голову», когда речь заходит о штурме. В ближайших же планах – полностью обустроить Лагерь 2 (6700 м) и закончить провешивание перил до него, а также обеспечить полноценную страховку на участке выше Камина Хауса (в самом Камине перила в хорошем состоянии). «Вершина важна, а вернуться назад еще важнее», – высказался Кшиштоф Велицкий.
The expedition operates in accordance with the assumed plan, which provided for the preparation of a top attack at the beginning of March.
The team of Maciej Bedrejczuk and Marcin Kaczkan comes to camp C1. Tomorrow they will move the second camp from 6,500 to 6,700. Tomorrow, another team is leaving the base, Marek Chmielarski and Artur Małek with the intention of acclimatizing in camp C3 at 7200m and with the task of securing Denis's attempt. The next day HAP's team goes out with the task of bringing oxygen to C2 camp.
https://m.facebook.com/Polski-Himalaizm-Zimowy-2016-2020-im-Artura-Hajzera-161618080550304/
Погоды и удачи!
Денису удачи, держим кулаки!!!
Удачи ему и тем кто будет его подстраховывать.