Пишет Маргарита Безуглова, 10.02.2018 13:16

Дневник зимней польской экспедиции на К2. Часть 9 от 07 февраля 2018 г. (Альпинизм, зимний альпинизм, пакистан, каракорум, горы, поляки)

К сожалению, вчера главный летописец экспедиции, автор дневников Рафал Фроня получил серьезную травму предплечья на подходе к лагерю 1 от удара случайно сорвавшимся камнем. После медосмотра было принято решение эвакуировать его вертолетом в Скарду, как только позволит погода. Вскоре Рафал вернется в Польшу.

Эта серия дневника описывает его предыдущий выход, который тоже не обошелся без происшествий…

Дневник зимней польской экспедиции на К2. Часть 9 от 07 февраля 2018 г.

Автор: Rafał Fronia (Рафал Фроня)

Перевод с польского: Маргарита Безуглова

ГРАВИТАЦИЯ

По хвосту дракона,
Об острые чешуйки обрезая веревки,
Бредем вверх,
К голове,
В пламя вооруженного ветра,
Ибо там, наверху,
Запылал олимпийский огонь.

Как покорить эту Гору?

Чтобы победить, недостаточно прибыть и увидеть. Нужно немного помучиться. Утомленные, мы будем рассчитывать на небольшое везение, на улыбку судьбы, на тишину ветра. Как бы устроить так, чтобы высотное струйное течение забыло об этой, и так уж позабытой людьми и богами, долине?

Нашим оружием становится терпение. Врагом же – неумолимо текущее время. Тут всё путается, становится неясным, внутри нас подают голос наши опасения и страхи, которые мы должны победить.

Продолжается борьба за следующие метры Горы. В базе ветер пригибает палатки к земле и гонит снизу клубы снега. Ждем…

Одни проводят дни в Базе, другие идут сражаться.

Когда выдается свободная минута, я пишу…

Это не всегда носит характер размышления, сегодня будет не так… Сегодня будет немного больше действия… Порой я думаю, что такого режиссера, как Судьба, нет, не было и не будет.

Ночь.

Такая темная, что, очнувшись ото сна, я не знаю, где я. Кто-то зовет меня сквозь темноту… Медленно возвращается сознание. Палатка. Зовет Петр – подъем. Сегодня наша очередь. Пять утра. Ощупываю вокруг, ищу фонарь… Нашелся – и стало светло. Всё запорошено инеем, холодно, минус 24°C. Собственным дыханием я надышал маленький сугроб, около спальника – шапка покрыта белым слоем. Стряхиваю снег и с отвращением надеваю ее на голову. Натягиваю комбинезон, ботинки, рукавицы, каску… Пора. Пора выйти из палатки. Идет снег, но там, наверху, звезды. Удивительно. От меня валит пар. Искрится дыхание.

Потихоньку плетусь на завтрак. На кухне уже ждут. Я бы мог с закрытыми глазами выловить из термосов овсянку, яйцо и блин. Через два дня, после спуска, мне надо поболтать с поваром – все-таки он нам делает это на зло. Он мучает нас однообразным завтраком, топленым в толстом слое жира – на леднике съеденное подскакивает в животе, как мяч для гольфа... Это неважно – что бы то ни было, оно оказывается в животе, вкус не имеет большого значения, оно теплое и содержит калории. Еще кемелбек (прим.: camelbak - питьевая система для рюкзака) с чаем на спину… и пошли!

Два пучка света, как два пьяных мотоцикла на бездорожье. Выдвигаемся из базы. Смотрю под ноги… Ищу, принюхиваясь… Есть! Мой друг-лиса. Улыбаюсь свежим следам, знаю, что они безошибочно поведут меня туда, куда я замышляю – к черному хвосту дракона.

Ночь черна.

В свете налобного фонаря сверкает алмазная пыль, рассыпанная по всему леднику – это пух, что упал с чистого неба. Он искрится, мерцает, а мы так брутально по нему шагаем.
Maciek Bedrejczuk в лагере 1 с видом на Броуд Пик с севера

На леднике след лисы пропал. Нет. Не свернул, но и не повернул назад. Просто… Поднялся в воздух? Но наступил день, уж виден наш дальнейший путь, на вершине пурпурный рассвет - кто-то зажег там олимпийский огонь, во имя которого мы, смертные, будем преодолевать себя.

Когда начались веревки, пошла кропотливая, скучная работа. Жумар вверх, подтягивание, жумар вверх… Перестегивание на следующую веревку, жумар вверх… Когда выходит солнце, мы становимся бдительными. Там, наверху, излучение тепла действует, как маленький домкрат – поддевает камушки, а они, поддавшись гравитации, припускаются вниз, забирая по пути своих «приятелей». Прямо на наши каски. Первый свист – как подлетающая пуля.

Пааадай!
Каамееень!

И так до самого траверса. Обстрел продолжается. Выключаем мысли, концентрируясь на прилетающих камнях и на перестегивании на следующие веревки.
Выход на стену к лагерям 1 и 2: Marek Chmielarski i Artur Małek

Лед становится крутой, твердый. Острия кошек скрежещут, как нож по зеркалу… Зеркалу, в котором отражаются желтые фигуры. Во льду будто виднеются драндулеты… Смеемся, что это такая новая спортивная дисциплина. Хорошо, что за нами никого нет - из-под кошек взлетают следующие эскадры дребезжащих каменных камикадзе, атакующих полчища монголов, направляющиеся к солнцу Японии, сияющему на вершине…

Спустя 6 часов добираемся до лагеря 1 (5950 м).

Обрывистая, скалистая гряда - сам хребет дракона, а на ней пятнышки - словно следы, оставшиеся после вырванных чешуек. На одной из них – наша палаточка. Оранжевый купол, прикрепленный веревками к поверхности - как сумасшедший, прикованный к кровати в психушке в самом тяжелом случае. Даже не дрогнет, а ветер может дуть и 100 км/ч.

Вползаем внутрь. Внутренняя часть сравнима по объему с маленькой бочкой, желтая, слегка заснеженная. Когда мы вытащили спальники и в комбинезонах влезли в них, в палатке яблоку негде упасть, да еще и скос – сползаю на Петра, сдавливая его, как сельдь. Ну ладно, принимаемся за стряпню…

В тамбуре подвешиваем MSR (горелку и баллон) и начинаем топить снег… Вдруг «порх» – дуновение ветра, рывок палатки… И наш MSR улетает в 1000-метровую пропасть.

И, собственно, вместе с ним, - наш сегодняший ужин, завтрашний завтрак, утренний кофе «три в одном» и чай, который мы как раз собирались заварить. И улетают наши планы. И я уже знаю: по пересохшему горлу, по сухому дыханию ночью – что утром мы пойдем на спуск. Да здравствует ловкость:)
Piotr Tomala i Rafał Fronia в лагере 1

Зашло. Почему солнце связано с земной печкой? Когда заходит последний лучик, температура падает с невероятной скоростью… Тотчас же застегиваем спальники, кладем туда ботинки, рукавицы, кемелбеки – правда, пустые… всё, что понадобится утром. Потому что сейчас… Начинается ледниковая эра. Иней, выходи! И выступает иней. Он облепляет всё. С каждой минутой растет сугроб, в котором мы лежим. Худший момент всей жизни, во всех походах: когда горсть инея летит в лицо. Платок загораживает рот, нос… но глаза… Иногда шапка оголит ухо, а тут бах! Совок инея со льдом и снежным пухом. А через минуту оно тает и стекает на шею, а стоит чуть расстегнуть молнию спальника… Оно замерзает, и у нас ледяной шарф.

Глотаем снотворное, сейчас… Через несколько минут нас унесет Морфей… 14 часов, как мумия, забальзамированная снегом. И морозом.

Сон – не сон; то сплю – то просыпаюсь. Болит спина – оказывается, что именно там, точно под поясницей торчит камень размером с дорожный конус.

Жду рассвета, дня, солнца… Когда, когда - ну не знаю, когда… Но если он не наступит… то я взбешусь. Не могу шевельнуться… Потому что с неба падают сугробы - с потолка палатки (даже когда снаружи солнце, то тут снегопад). И не шевелиться тоже не могу – болит… Но тогда скальный «дорожный конус» под моей зад..цей буравит меня насквозь.

В конце концов, рядом приходит в движение снежная куча, расстегивается молния, сбрасывая ледяные сосульки. И показывается голова Петра: «Встаем? А то меня сейчас удар хватит…». Да, встаем. Но теперь всё по порядку:

1. Нужно отряхнуться от сугроба… Так как иначе он приземлится в спальнике.

2. Нужно надеть вкладыши от ботинок – они в спальнике. Один из нас сворачивается в клубок в одном углу, а в другом идет борьба, надевание вкладышей, а затем ботинок. Потом мы меняемся.

3. Нужно свернуть спальники, втиснуть их в мешки и в рюкзаки, а они заснеженные и обледеневшие – надо их отнести в базу, высушить.

4. Нужно облачиться в снаряжение, включить грелки, дотянуть молнии…

Готовить, напомню, мы не будем – MSR не вернулся снизу каким-нибудь удивительным образом.

И всё это в оснеженной каморке размером с бочку.

Идем вниз. От надевания кошек и выкорчевывания палатки из камней, ладони превратились в две болящие, ничего не чувствующие сосульки.

Теперь спуск.

Пылевидные снежные лавины скользят вниз шелковыми струями, а когда подует ветер, они возвращаются обратно беспорядочной громадой, будто слон фыркнул хоботом.

Веревка за веревкой. Эти свободные веревки легко обуздать и встегнуться в них. Эти навороченные оказывают сопротивление, они тяжелые, трудно завязать спусковой узел. Стоим на крутом льду, дрожат уставшие икры, а каждый шаг – это задетые, неустойчивые камни, а на линии ниже висит Петр. Бдительность сапера. Сапера, от ошибки которого зависит не своя, а чужая жизнь. Именно это и есть товарищество в горах. Доверие. Здесь мы объединяемся в пары. Но нет принципа распределения. Длинный с Коротким, Громкий с Тихим… Важно что-то другое - эти узы веревки переносятся на все ситуации.

Пробиваемся через море каменной россыпи. Вниз несутся каменные залпы, но там никого нет. Мы теряем бдительность.

После ледового траверса дорога ведет на скальный зубец. А дальше дооолгий кулуар, до самого низа.

Перестегиваю веревку. Надо мной никого нет, а, несмотря на это, что-то шумит, грохочет. Поворачиваю голову – столбенею.

На меня мчится белая стена. Мощная, как из фильма с дешевыми спецэффектами, искусственная, нереальная - она сюда вообще не подходит. Однако мчится и воет. Мысли заглушает рев. Мысли и мой крик: лааавииинааа!

Я бросился вправо – там, где лед переходит в скалы. Один, второй раз оплетаю карабин веревкой, ложусь, сворачиваюсь в клубок, забиваю кошки в лед, а каску и лицо утыкаю в изломы скал. Закрываю глаза. Секунда, две… Бах! По мне ударяет поезд. Я как будто зашел под водопад, летящая белая масса барабанит, громыхает, дергает – чувствую, как под напирающим снегом тяжелеет рюкзак, веревка врезается в ладонь, а следующие снежные ядра колотят по каске – глохну от грохота. Мне кажется, что я кричу, предостерегаю Петра, но я даже себя не слышу, что уж о нем говорить.

Камни; если там, в этой снежной волне цунами есть камни… то уже после нас.

Шарах! Бабах… И вдруг тишина.

Открываю глаза. Бесполезно. Вслед за снежной кавалерийской атакой несется хаотичная масса пыли. Ничего не видно, ничего не слышно.

Когда я, наконец, отважился встать, то наощупь отыскиваю радио: - Короткий, ты жив? Короткий!

Да, он орет из-за поворота. Я спускаюсь. А со скал встает снежная баба. Нет желтого комбинезона, лица… Только облепленная снегом фигура из какого-то чудовищного мультфильма. Персонаж вытирает лицо, появляются глаза и хохочущая физиономия. Мы ржем, как над подорванным, взлетевшим в воздух сортиром в сюрреалистичной комедии. (прим.: эпизод из польской комедии «Ничего смешного», реж. Марек Котерский):

Piotr Tomala

Стресс отпускает… уффф.

Дрожат колени.

Спускаемся дальше по выглаженному, идеальному склону кулуара. Но каждую минуту поглядываем наверх, просто так, на всякий случай, чтобы у лавины вдруг не оказалось каких-нибудь братьев… Внизу груды попкорна.

Белые шарики лавины рассыпаны по всему леднику, сотни метров влево, вправо, напротив – до самого склона Броуд Пика всё протерто снежной тряпочкой, которая скрыла наши следы, трещины, бугорки.

Долина с возращением стала первозданным ледником… Со следами моей лисы.

Она уже пробегала здесь после лавины? Озираюсь… А может?

Добрались до базы.

Ангел-хранитель вздохнул – мы тоже…

Рафал

02-02-2018 Выход на стену к лагерям 1 и 2: Marek Chmielarski i Artur Małek

Дневник зимней польской экспедиции на К2. Часть 1 от 13 января 2018 г.:
Дневник зимней польской экспедиции на К2. Часть 2 от 16 января 2018 г.:
Дневник зимней польской экспедиции на К2. Части 3, 4, 5 от 17, 19, 23 января 2018 г.
Дневник зимней польской экспедиции на К2. Часть 6 от 28 января 2018 г.
Дневник зимней польской экспедиции на К2. Часть 7 от 02 февраля 2018 г.
Дневник зимней польской экспедиции на К2. Часть 8 от 05 февраля 2018 г.
Дневник зимней польской экспедиции на К2. Часть 9 от 07 февраля 2018 г.
Дневник зимней польской экспедиции на К2. Часть 10 от 11 февраля 2018 г.
Дневник зимней польской экспедиции на К2. Часть 11 от 13 февраля 2018 г.