Медицинское заключение доктора Фредерика Шампле, основанное на анализе версии событий и информации, предоставленной Элизабет Револь.
После интервью с Элизабет я хотел бы высказать следующее мнение относительно состояния здоровья Томека, которое, скорее всего, вызвало его скорую смерть .
Доктор Фредерик Шампле.
Как выяснилось, Томаш был болен уже несколько дней, жаловался на недомогания в пищеварительной системе, которые, как и любые другие, даже самые тривиальные проблемы со здоровьем, могут отрицательно влиять на способность организма к акклиматизации.
Элизабет ясно помнит о явной усталости Томека, которая усилилась во время выхода на вершину в день штурма - «он с большим трудом продвигался вперед». Усталость была вызвана одышкой, ощущаемой как отсутствие возможности восстановления дыхания. Невозможность отдышаться приводит к учащённому дыханию и является одним из первых симптомов отека легких (HAPE) в условиях высокогорья. На этой стадии из-за общего недостатка акклиматизации организма к данной высоте, болезнь прогрессирует, неизбежно заканчиваясь смертью, если пациент не будет препровождён на как можно ниже расположенную местность.
Внезапная потеря зрения, которую испытал Томек, могла быть обусловлена несколькими факторами (острая снежная слепота, кровоизлияния в глазах или ишемия сетчатки, которые могут возникнуть в таких обстоятельствах). В результате состояние Томека, несмотря на то, что им удалось спуститься на высоту около 7300 метров, еще больше ухудшилось. Можно предположить, что Томек обладал определенными акклиматизационными возможностями (т.е. порогом высоты, выше которого его организм не способен к физиологической акклиматизации) на уровне между максимальной высотой, достигнутой Томеком раньше и высотой вершины Нанга Парбат (нельзя исключать, что этот порог был снижен из-за проблем с желудком Томека).
Элизабет точно запомнила «следы крови на бороде Томека», которые являются проявлением критической стадии высотного отека легких, и «розовые пенистые выделения», которые являются производными бронхиального секрета с примесью крови, они появляются в результате повреждения бронхов и легких. Высотный отек легких был у Томаша в финальной стадии. Это означает, что уровень гипоксии у Томаша был особенно высок, и его способность двигаться была близка к нулю из-за отсутствия кислорода (что объясняет его отказ от дальнейшего спуска в лагерь 3 или 2 ).
В то же время Томаш вряд ли имел отёк головного мозга, потому что, согласно сообщениям Элизабет, он не проявлял каких-либо характерных неврологических симптомов. Его заявления были последовательными, он не был в бреду, и он долгое время был в сознании. Проблемы с потерей сознания, появившиеся у Томека в ледовой трещине, скорее всего вызваны глубокой гипоксией.
По всей вероятности смерть Томека наступила в течение следующих нескольких часов (3-5 часов). Вероятно, в этот момент Томек заснул и не чувствовал боли.
Я хотел бы добавить ещё несколько слов о галлюцинациях Элизабет, которой казалось, что она слышала различные голоса. Эти слуховые галлюцинации не были, на мой взгляд, результатом отёка мозга, поскольку они были краткосрочны и спонтанны, после чего Элизабет нашла и одела обувь, а также проявила рассудок, решив продолжить спуск. В случае отека головного мозга, как и в случае отека легких, естественно, возникают симптомы, при этом отсутствие каких-либо улучшений в конечном итоге приводит к коме, а затем к верной смерти, если не удастся быстро спуститься вниз.
Dr. Frédéric CHAMPLY
Медицинский доктор, работающий в отделе высокогорной медицины в больничном комплексе Pays du Mont-Blanc
Начальник отдела неотложной помощи / высокогорная медицина
Директор Центра подготовки горных спасателей «CESIM SEMO»
Госпиталь Пай дю Монблан
Саланче.
У меня меня была ОДНОСТОРОННЯЯ пневмония в городе - я готовился к К2, я БЕГАЛ 300 (ТРИСТА!) этажей с грузом на поясе и лодыжках суммарно более 10кг на момент начала болезни. Так вот, когда я заболел, я на второй этаж поднимался с отдыхом посредине. Иначе было никак. Мне было крайне плохо на 30 метрах над уровнем моря. В это нельзя верить. Это как адвокат, согласовавший с убийцей их взаимные показания. Вообще лютая смелость, что этот персонаж решил всплыть.
С ним и вниз то человек в самом лучшем случае только с помощью пойдет
P.S. Я принимал участие в транспортировке Поникарова - Победа - 84г. -7200-6918 - вышеобозначенные ночевки - Важа- около 4км гребня - лохматого... (есть начало и продолжение...)
При их большом количестве ни разу не чувствовал каких-либо помутнений в глазах во время гипы, при этом мозг уже был тупой как пробка.
предположу, что в условиях когда сетчатка отключится изза гипогликемии, мозг уже будет на пути в мир иной.
Было бы интересно, что думает по этому поводу Айболит. Но, к сожалению, его нет на форуме в данный момент.
Может и сутки прожил, может больше
Просто ребятам надо было еще километр+ идти вверх от точки встречи с ней. Ее нужно было сопровождать кому то. Значит идти одному. И точно не спустили бы. А стоять рядом и ждать смерти, не каждый сможет.
значит ему легче было остаться там
Но мы ведь все равно домысливаем
Не те кто только что спустился с горы, а те кто хотя бы уже 3 час был в палатке, и как бы отдохнул. А там все были мужики, и не слабые.
Так что я допускаю что она была тогда сама неадекватная
Отёк лёгких развивается стремительно и счёт идёт далеко не на дни.
Я внимательно всё прочёл. Ведущая причина - это обморожения и восходящая анаэробная инфекция.
Это только моё мнение. Спасибо
"ну почему, многое правдоподобно, кроме времени смерти
Может и сутки прожил, может больше"
просто реальной ситуации не знаем
а трупы на Эвересте спускались сами вниз и через сутки
А говорить сейчас можно что угодно, вряд ли погибшего снимут с горы. Так никто и не узнает что там было.
Вот и все, простая вещь.
Как Миша Афанасьев писал когда то "Идти не может? Умирает? Сиди и жди.Все..." Вот как то так.
Хотя может иногда умирать одному лучше....